Конспект практической работы на тему законы ньютона. Конспект урока по физике "применение законов ньютона". Актуализация опорных знаний
Обобщающий урок по теме « Законы Ньютона», 9 класс
Цели урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о законах Ньютона. Задачи урока: научить применять полученные ранее знания для объяснения изучаемых явлений, при решении задач; показать мировоззренческое и практическое значение законов Ньютона.
Оборудование: компьютерная презентация.
1. Организационный момент
2. Повторение изученного материала
Кроссворд – наоборот
Дать пояснение к словам. Ключевое слово « механика »
Механика была первой в истории физики (да и вообще науки) законченной теорией, правильно описывающей обширный класс явлений - движения тел . Приведите примеры движения тел (не только транспорта или людей). Как видите, эти движения и совершающие их тела разнообразны. Различны и силы, действующие на них.
Но для всех движений и тел справедливы законы Ньютона . Слайд 1
Один из современников Ньютона так выразил свое восхищение этой теорией в стихах (перевод С. Я Маршака):
Был этот мир
Глубокой тьмой окутан.
Да будет свет!
И вот явился Ньютон.
А теперь давайте повторим изученные понятия и законы Ньютона и применим их
для объяснения некоторых явлений.
Посмотрите на слайд 2. Какие силы действуют на парашютиста? Когда он движется равномерно?
Как движется космическая станция?
Продолжите предложения .
1 .Сила - величина... 2.Сила характеризуется тремя параметрами... 3. Равнодействующей называется сила... 4. Сила - причина...
Слайд 3 Согласны ли вы со следующими утверждениями?
1 .Если на тело не действует сила, то оно не движется.
2. Если на тело действует сила, то скорость тела изменяется.
3. Если на тело перестает действовать сила, то оно останавливается. 4. Тело обязательно движется туда, куда направлена сила. Слайд 6
5. Массу одного из взаимодействующих тел увеличили в 5 раз. При этом сила взаимодействия увеличилась в 5 раз.
6. Законы Ньютона действуют во всех системах отсчёта …
Как формулируются законы Ньютона и как записать их математически? (1 ученик читает формулировки, 2-й ученик записывает на доске)
1-й закон:
v
=0;
v
=const; F=0; a=0 (в векторном виде)
2-й закон: F=ma
3-й закон: F1= - F2
Подумайте и ответьте: С железнодорожным составом связана система отсчета. В каких случаях она будет инерциальной?
а) поезд стоит на станции; б)поезд отходит от станции; в) поезд подходит к станции; г) поезд движется равномерно на прямолинейном
участке дороги
3.Физкультминутка.
4. Давайте ещё раз повторим и обобщим всё сказанное по таблице. Слайд 4,5
I закон Ньютона | II закон Ньютона | III закон Ньютона | |
Формулировка | Существуют такие системы отсчета, относительно которых тела сохраняют свою скорость постоянной, если на него не действуют другие тела или действие других тел компенсировано | Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе | Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению |
Математическая запись | v=0; v=const; F=0; a=0 | a=F/m | F= - F |
На какой вопрос отвечает | Почему тело движется прямолинейно и равномерно? | Почему тело движется с ускорением? | Как появляются силы? |
Ответ | Тело движется прямолинейно и равномерно потому, что на него не действуют другие тела или действие других тел компенсировано. | Тело движется с ускорением потому, что на него действует сила или несколько сил, равнодействующая которых не равна 0. | Силы появляются при взаимодействии. |
Особенности каждого закона | Выполняется только в инерциальных системах отсчета | Закон справедлив для любых сил; Сила F является причиной и определяет ускорение; вектор ускорения сонаправлен с вектором силы; Если результирующая сил F равна 0, то ускорение равно0, т.е. получаем I закон Ньютона. | Силы появляются только парами; Обе силы – одной природы; Силы не уравновешиваются, т.к. приложены к разным телам; Закон верен для любых сил. |
Слайд 6
Посмотрите на график. Для каждого участка опишите движение. Какова равнодействующая всех сил, действующих на тело на каждом участке? Решите устно, какая сила действует на тело на 1-м участке, если масса тела= 2 кг. Слайд 8
Решим ещё задачи.
Задача1. Буксирным тросом перемещают автомобиль массой 2,5т по прямолинейному участку пути. Определите ускорение автомобиля, если сила тяги 5кН.
Задача2 . Тело массой 2кг движется по прямолинейной траектории под действием равнодействующей силы. График движения представлен на рисунке. Чему равна проекция ускорения тела в следующие моменты времени: 0-20c; 20-35с; 35-50с?
Земная механика многим обязана гению Ньютона. С помощью законов движения тел механики до сих пор рассчитывают самые сложные конструкции, определяют скорость и ускорение многочисленных механизмов и транспортных средств и их координаты, оценивают прочность конструкций.
Мы же с вами решаем более простые задачи.
Решение задач (самостоятельно) слайд 7
1-й уровень
1.Найти массу тела, которому сила 2 кН сообщает ускорение 10 мс 2 .
2.К телу приложены две силы: F 1 =0,5Н, F 2 =2Н. Показать направление вектора ускорения. Найти модуль ускорения. Масса тела равна 1 кг.
F 1 F 2
2-й уровень
1.Тело массой 400 г, двигаясь прямолинейно с некоторой начальной скоростью, за 5 с под действием силы 0,6 Н приобрело скорость 10 мс. Найти начальную скорость тела.
2. После удара футболиста неподвижный мяч массой 500 г получает скорость 10 мс. Определите среднюю силу удара, если он длился в течение 0,5 с.
Сдаём свои работы.
Кто испытывал затруднения? Какие?
Вот слова самого Ньютона:
«Первое время в школе я учился очень посредственно. И вот однажды меня обидел лучший ученик в классе. Я решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие во мне способности, проснулись, и я с легкостью затмил своего соперника.» С этого счастливого дня для мировой науки начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.
Д.З. Таблицу (выданный вам бланк) заполните.
6. Итоги урока.
Урок физики (28.11.2013).
Учитель: Сорокина М.В.
Тема: Законы И.Ньютона (обобщающий урок).
Цель урока: повторить формулировки и математическую запись законов Ньютона; закрепить знания, полученные по теме; научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни; совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач; воспитывать самостоятельность при решении задач; развивать логическое мышление.
Задачи:
образовательные:
Закрепить знания законов Ньютона;
Научить применять полученные знания в практической деятельности;
Научить решать задачи;
Научить видеть проявления законов Ньютона в окружающей жизни.
развивающие:
Работать над формированием умений сравнивать, делать выводы, обобщения;
выделять главное, существенное;
Развитие логического мышления;
Развитие познавательного интереса к физике.
воспитательные:
Показать практическое значение знаний по данной теме;
Воспитывать самостоятельность;
Обучение работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем.
Коррекционные:
Коррекция и развитие связной устной речи;
Коррекция и развитие мыслительной деятельности.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Оформление: портрет И. Ньютона, эпиграф «…Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше», формулировки и математическая запись законов динамики.
Тип урока: комбинированный, закрепления полученных знаний.
Ход урока .
Организационный момент (2 минуты)
Приветствие, знакомство с планом урока, постановка цели и задач урока.
Учитель:
Здравствуйте ребята!
Девиз нашего урока: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!»
А теперь немного о том, как пройдет сегодня наш урок. Тема нашего урока: «Законы И. Ньютона» . Мы с вами вспомним, закрепим, обобщим все знания по этой теме. На партах у вас лежит раздаточный материал, который нам понадобится. Работа на уроке будет оцениваться за каждый ваш правильный ответ, я вам буду давать жетоны с изображением И. Ньютона. А в конце урока поставлю вам оценки. Наш урок мы разделим на 6 этапов:
Физическая разминка.
а) стихотворение;
б) законы Ньютона;
в) исправь ошибку.
Решение задач.
Гимнастика для глаз.
Кроссворд.
Подведение итогов урока.
Актуализация опорных знаний (13 минут)
1. «Физическая разминка».
Учитель:
А) Сначала давайте проверим, как вы умеете считать. Внимательно послушайте стихотворение и ответьте на мой вопрос: «Сколько физических величин названо в данном стихотворении?»
Учащиеся: Активно участвуют в разминке. Дают свои ответы.
Б) Законы Ньютона.
Учитель: Мы с вами на предыдущих уроках изучили основные законы «Динамики» - законы Ньютона. Давайте вспомним эти законы.
Беседа сопровождается слайдами презентации.
Учитель: Еще раз давайте вместе проговорим формулировку и математическую запись законов Ньютона.
Ученик: 1-ый закон Ньютона.
Ученик: 2-ый закон Ньютона.
Ученик: 3-ый закон Ньютона.
За правильные ответы раздаются жетоны.
В) Найди ошибку.
За правильные ответы раздаются жетоны.
Решение задач (15 минут)
Учитель: Важнейшим умением в физике является умение решать задачи.
Урок у нас необычный и поэтому задачки будут тоже необычные. Теперь давайте разберем эти интересные задачи:
Задача 1.
Для решения задачи вызывается ученик, который записывает дано задачи и делает схематический чертеж, изображает на нем все силы.
Задача 2.
Задача 3.
Для решения задачи вызывается ученик, который записывает дано задачи и ее решение.
Гимнастика для глаз. (2 минуты)
Дети выполняют упражнения глазами, которые встречаются в упражнении.
Обобщение и закрепление изученного материала (5 минут)
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами, ребята, повторили законы Ньютона и научились решать задачи на применение этих законов. А сейчас давайте еще раз вспомним все понятия, определения, законы и отгадаем кроссворд.
Какое явление мешает остановиться машине мгновенно?
Основатель классической механики?
Величина, которая обычно обозначается буквой F?
Эту величину можно определить с помощью весов?
Тело, которое изменяет свою скорость за единицу времени, имеет?
Одна из основных характеристик движения?
Прибор для измерения сил?
Раздел механики, изучающий причины появления ускорения сил?
Каждый вопрос сопровождается слайдом, дети дают свои ответы и за каждый правильный ответ получают жетоны.
Подведение итогов урока (2 минуты)
Учитель: Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Тогда он решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие способности в нем проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника. С того момента и началось превращение скромного английского школьника в великого ученого.
Хочется надеться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.
Оценки за сегодняшний урок получили (по итогам полученных жетонов): ………
Домашнее задание (1 минута)
Открываем дневники и записываем домашнее задание.
Повторяем параграфы 8, 9, 10.Подготовиться к проверочной работе по теме «Законы Ньютона».
ЗАКОНЫ НЬЮТОНА
Векленко С.И.
Предлагаемый урок физики проводится в 9 классе. Урок проводится как обобщающий после изучения основных законов динамики - законов Ньютона. Данный урок совпадает с окончанием первой четверти. Указанная тема изучается в курсе физики УМК под редакцией Пёрышкина А.В.
Тема урока: Законы Ньютона.
Цель урока: - создать условия для обобщения и закрепления знаний, полу-ченных по теме «Законы Ньютона»;
Научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни;
Совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач;
Расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.
Оборудование: Портрет Ньютона, выставка литера-туры для дополнительного чтения, знак «Извилистая дорога», плакат с эпиграфами.
Тип урока: Обобщение и закрепление знаний.
Форма проведения: Игра-путешествие.
Подготовка к уроку:
Класс получает задание - подготовить презентации законов Ньютона.
Ученики изучают литературу по истории жизни и деятельности Нью-тона, приносят книги на урок.
Эпиграфы:
« Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше»
«Не знаю, чем я могу казаться миру,
но самому себе я кажусь мальчиком,
иг-рающим у моря,
которому удалось найти более красивый камешек, чем другим:
но океан неизвестного лежит передо мной»
Исаак Ньютон (1643-1727 гг.)
Ход урока:
I. Организационный этап.
Вступительное слово учителя.
Ребята! Я рада вас приветствовать на нашем авто и приглашаю совершить увлекательное путешествие по стране Динамики.
Учитель зачитывает и поясняет слова эпиграфа, отмечает, что, по мне-нию Ньютона, свои законы он открыл играючи, просто более внимательно отнёсся к окружающему миру, полному неизведанного.
Поэтому и урок, посвященный законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.
II. Этап актуализации опорных знаний.
Ребята получают красиво оформленные карточки-билеты.
Прежде, чем отправиться в путешествие, назовите «цену» вашего билета.
Выполняем задание б).
Билеты с заданиями:
1. а) Почему стоящему в движущейся лодке человеку трудно сохранить прежнее положение, если лодка внезапно останав-ливается?
б) Определите массу футбольного мяча, если после удара он приобрел ускорение 500 м/с 2 , а сила удара равна 420 Н.
в) Почему автомобилю трудно тронуться с места на обледе-нелой улице?
2. а) Как объяснить опускание столбика ртути при встряхива-нии медицинского термометра?
б) С каким ускорением двигался при разбеге реактивный са-молет массой 60 т, если сила тяги двигателей 90 кН?
в) Что произойдет с космонавтом при свободном полете космического корабля, если он выпустит (без толчка) из рук массивный предмет?
3. а) Может ли автомобиль двигаться равномерно по горизон-тальному шоссе с выключенным двигателем?
б) Мяч массой 0,5 кг после удара, длящегося 0,02 с, приобре-тает скорость 10 м/с. Найти среднюю силу удара.
в) О ветровое стекло движущегося автомобиля ударился ко-мар. Сравнить силы, действующие на комара и автомобиль во время удара.
4. а) На столе лежит брусок. Какие силы действуют на него? Почему брусок покоится? Изобразите силы графически.
б) Определите силу, под действием которой тело массой 500 г движется с ускорением 2 м/с 2 .
в) Лежащая на столе книга давит вниз с некоторой силой. Стол действует на книгу с такой же силой вверх. Можно ли найти равнодействующую этих сил.
5. а) Шарик висит на нити. Какие силы действуют на шарик? Почему он покоится? Изобразите силы графически.
б) Сила 60 Н сообщает телу ускорение 0,8 м/с 2 . Какая сила сообщит этому телу ускорение 2 м/с 2 ?
в) Что можно сказать о величине сил, возникающих при взаимодействии двух тел? Обоснуйте свой ответ.
6. а) Парашютист спускается, двигаясь равномерно и прямоли-нейно. Объяснить действие каких сил компенсируются. Сде-лайте чертеж.
б) Тело массой 4 кг под действием некоторой силы приобре-ло ускорение 2 м/с 2 . Какое ускорение приобретет тело мас-сой 10 кг под действием такой же силы?
в) Барон Мюнхаузен утверждал, что вытащил сам себя из бо-лота за волосы. Обосновать невозможность этого.
Ответы: №1 - 0,84 кг; №2 - 1,5 м/с 2 ; №3 - 250 Н; №4 - 1 Н; №5 - 150 Н.
III. Этап защиты проектных работ.
Во время нашего путешествия нас будут сопровождать экскурсоводы.
Пожалуйста, Вам слово.
Кривой Вадим Иванович - «Биография Ньютона»;
Орленко Татьяна Игоревна - «Системы отсчета»;
Иващенко Сергей Геннадьевич - «Первый закон Ньютона»;
Кобзарева Дарья Владимировна - «Второй закон Ньютона»;
Лукашова Наталья Алексеевна - «Третий закон Ньютона».
IV. Этап практической работы.
Внимание, привал.
«Доверяй, но проверяй!».
Экспериментаторы команды получают экспериментальные задания и приступают к их выполнению. Через несколько минут они должны представить классу сам опыт и анализ его результатов.
В.В.Буров «Фронтальные экспериментальные задания по физике»
Работа №17.
V. Этап - Физкультминутка.
« Поездка в автобусе»
Внимание.
Ребята, впереди знак «Извилистая дорога».
Вы - пассажиры автобуса и должны показать, как меняется положение тела пассажира относительно сиденья кресла, т.е. относительно Земли в разных ситуациях.
Автобус резко тормозит.
Автобус плавно отъезжает от остановки.
Автобус резко тормозит.
Поворот влево на большой скорости.
Поворот вправо на большой скорости.
Автобус движется равномерно и прямолинейно.
VI. Этап контроля и самоконтроля.
Остановка «Проверочная»
Тесты с самопроверкой - 4 задания
Вариант 1
1. Автомобиль движется с постоянной скоростью. Выберите правильное утверждение.
-А. Ускорение автомобиля постоянно и отлично от нуля.
+Б. Равнодействующая всех приложенных к автомобилю сил равна нулю.
-В. На автомобиль действует только сила тяжести.
-Г. На автомобиль действует только сила реакции опоры.
2. Как движется тело массой 0,5 кг под действием силы 2 Н? Выберите правильный ответ.
-А. С постоянной скоростью 0,25 м/с.
-Б. С постоянной скоростью 4 м/с.
+В. С ускорением 4 м/с 2 .
-Г. С ускорением 0,25 м/с 2 .
3. Как стала бы двигаться Луна, если бы в один момент прекратилось действие на нее силы тяготения со стороны Земли и других космических тел? Выберите правильный ответ.
+А. Равномерно и прямолинейно по касательной к первоначальной траектории движения.
-Б. Прямолинейно по направлению к Земле.
-В. Удаляясь от Земли вдоль прямой, направленной от центра Земли.
-Г. Удаляясь от Земли по спирали.
4. Тело движется по окружности с постоянной скоростью. Отметьте, какие из приведенных четырех утверждений правильные, а какие — неправильные.
-А. Ускорение тела равно нулю.
-Б.
-В. Равнодействующая всех приложенных к телу сил постоянна по направлению.
+Г. Равнодействующая всех приложенных к телу сил постоянна по модулю.
Вариант 2
1. Самолет летит по горизонтали прямолинейно. Скорость самолета увеличивается прямо пропорционально времени. Выберите правильное утверждение.
-А. Самолет движется равномерно и прямолинейно.
+Б. Равнодействующая всех приложенных к самолету сил отлична от нуля.
-В. Ускорение самолета равно нулю.
-Г. Равнодействующая всех приложенных к самолету сил увеличивается со временем.
2. Тело массой 2 кг движется с ускорением 0,5 м/с 2 . Выберите правильное утверждение.
-А. Равнодействующая всех приложенных к телу сил равна 4 Н.
-Б. Скорость тела увеличивается прямо пропорционально квадрату времени.
+В. Равнодействующая всех приложенных к телу сил равна 1 Н.
-Г. Равнодействующая всех приложенных к телу сил равна нулю.
3. На рисунках изображены некоторые из сил, действующих на тело и опору. Выберите правильное утверждение.
-А. Сила — сила тяжести.
+Б. Сила — сила реакции опоры.
-В. Сила — вес тела.
-Г. Вес тела — это сила, действующая на это тело.
4. Два мальчика перетягивают канат, который выдерживает нагрузку в 150 Н. Отметьте, какие из приведенных четырех утверждений правильные, а какие — неправильные.
-А. Если каждый из мальчиков приложит силу, равную 100 Н, канат разорвется.
+Б. Если каждый из мальчиков приложит силу, равную 120 Н, канат выдержит нагрузку.
-В. Если каждый из мальчиков приложит силу, равную 50 Н, равно-действующая сил, действующих на канат, будет равна 100 Н.
+Г. Если каждый из мальчиков приложит силу, равную 50 Н, равнодействующая сил, действующих на канат, будет равна нулю.
Вариант 1 Вариант 2
VII. Этап закрепления.
Нас остановил контролёр.
Отвечаем ему на вопросы а) и в) своих билетов.
VIII. Этап решение задач.
«Кто кого!».
В этом конкурсе участвуют все учащиеся класса, работая в своих рабо-чих тетрадях. Командам предлагаются для решения задачи из упражнения 11 и 12 учебника 9 класса/
IX. Подведение итогов урока.
Наше путешествие подошло к концу.
X. Этап информации о домашнем задании.
Дома подготовить друг другу интересные вопросы по законам Ньютона, его биографии. Задачи №130, № 141, №151 из «Сборника задач по физике» А. П. Рымкевич
XI. Этап рефлексии.
Большое спасибо за приятное путешествие, хочу надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых знаний.
Великий океан по-прежнему расстилается перед вами и не исследован до конца.
красный-5
зелёный-4
Литература:
1. Дягилев «Из истории физики и жизни её творцов». Издательство «Просвещение» 1997 год.
2. Перельман Я.И. «Занимательная физика» Часть 2. Издательство «Наука» 1999 год.
4. Разумовский В.Г. «Урок физики в современной школе». Издательство «Просвещение» 1993 год.
Описание работы: предлагаю Вам конспект обобщающего урока по теме «Законы Ньютона» для учащихся девятых классов. Надеюсь, что данный материал будет полезен преподавателям, работающим в основной и старшей школе. Данный урок направлен на всестороннее закрепление материала: от истории до практического применения законов Ньютона.
Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении.
Исаак Ньютон
Дидактическая цель : выполнить обобщение по теме «Законы Ньютона».
Технология: деловая игра.
Аудитория : 9 класс.
Тип урока : обобщающий урок.
Форма работы : групповая, фронтальная.
Познавательная задача: в форме деловой игры закрепить знания, полученные по теме «Законы Ньютона».
Развивающая задача : продолжить совершенствовать навыки решения задач, применять знания на практике.
Воспитывающая задача : развивать взаимоуважение, умение работать в команде, коммуникативные качества учащихся.
Оборудование:
Мультимедийный проектор;
Компьютер;
Песочные часы;
Стальная гайка;
Сосуд с водой;
Две пробки;
Раздаточный материал: карточки с задачами и домашним заданием.
План урока:
1. Организационный этап…………………………………..2 мин.
2. Разминка «Минуточка»………………………………….3 мин.
3. Историческая викторина «Что я знаю о Ньютоне?»....10 мин.
4. Физическое дефиле.…………………………………….10 мин.
5. Физкультминутка……………………………………..….2 мин.
6. Решение задач «Знаешь - действуй!»…………………10 мин.
7. Экспериментариум……………………………………….5 мин.
8. Домашнее задание……………………………..................1 мин.
9. Рефлексия, подведение итогов…………………………..2 мин.
Итого …………………………………………………………45 мин.
Ход урока:
«Мы как карлики на плечах гигантов, и потому можем видеть больше и дальше, чем они».
Исаак Ньютон
1. Организационный этап.
Учащиеся разбиваются на 3 группы (команды) равные по силам.
Два учащихся - ассистенты, которые помогают учителю во время ведения игры.
2. Разминка «Минуточка».
Учащиеся каждой команды должны за одну минуту ответить на наибольшее количество вопросов. Каждый правильный ответ - 1 балл. Чем больше правильных ответов, тем больше баллов зарабатывает команда и каждый отвечающий.
Вопросы командам:
Первая команда.
1. Сколько концов у четырех палок? (8 концов)
2. Сколько концов у пяти палок? (10 концов)
3. Сколько концов у пяти с половиной палок? (12 концов)
4. Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (11 месяцев)
5. Единица измерения массы? (килограмм)
6. Прибор для измерения силы? (динамометр)
7. Всех на свете обшивает, а сама не надевает. (Иголка)
8. Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Пустой посуды)
9. Где край света? (Там где начинается тень)
10. Что практически невозможно найти в стоге сена? (Иголку)
11. Кто водится в тихом омуте? (Черти)
12. В этом Санкт-Петербургском учреждении звездное небо всегда безоблачно. (Планетарий)
Вторая команда.
1. Сколько ушей у трех старушек? (6 ушей)
2. Сколько ушей у пяти малышей? (10 ушей)
3. Сколько пальчиков у четырех мальчиков? (80)
4. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)
5. Единица измерения ускорения? (м/с2)
6. Прибор для измерения массы? (весы)
7. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного полотна)
8. Можно ли в решете воду принести? (Можно, если она замерзнет)
9. Он охотно пыль вдыхает, не болеет, не чихает. (Пылесос)
10. Чем вышибают клин? (Клином)
11. Какие животные ночью серы? (Кошки)
12. Планета, по которой путешествовал Незнайка? (Луна)
Третья команда.
1. Сколько носов у двух псов? (2 носа)
2. Сколько хвостов у семи котов? (7 хвостов)
3. Сколько ручек у пяти подружек? (10 ручек)
4. В каком году люди едят больше обыкновенного? (В високосном году)
5. Единица измерения силы? (ньютон)
6. Прибор для измерения скорости? (спидометр)
7. Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука)
8. Как можно поместить два литра молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку)
9. Без чего человеку жить нельзя? (Без имени)
10. На что не нужно разевать рот? (На чужой каравай)
11. Кого можно взять за рога? (Быка)
12. Чьи слова: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю»? (Архимед)
3. Историческая викторина «Что я знаю о Ньютоне?».
В викторине участвуют все учащиеся класса. Каждый правильный ответ - 2 балла. Чем больше правильных ответов, тем больше баллов зарабатывает команда и каждый отвечающий на вопрос.
Вопросы викторины:
1. В каком году и в какой стране родился Исаак Ньютон?
(25 декабря 1642 года — 20 марта 1727 года по юлианскому календарю, действовавшему в Англии до 1752 года; или 4 января 1643 года — 31 марта 1727 года по григорианскому календарю, страна Англия);
2. В честь какого человека был назван Исаак Ньютон?
(Назван Исааком в честь покойного отца, который не дожил до его рождения);
3. В каком университете (колледже) учился Исаак Ньютон?
(В июне 1661 года 18-летний Ньютон приехал в Кембридж. Согласно уставу, ему устроили экзамен на знание латинского языка, после чего сообщили, что он принят в Тринити-колледж (Колледж святой Троицы) Кембриджского университета. С этим учебным заведением связаны более 30 лет жизни Ньютона);
4. Какие ученые были научной опорой и вдохновителями Исаака Ньютона?
(Научной опорой и вдохновителями творчества Ньютона в наибольшей степени были физики: Галилей, Декарт и Кеплер. Ньютон завершил их труды, объединив в универсальную систему мира. Меньшее, но существенное влияние оказали другие математики и физики: Евклид, Ферма, Гюйгенс, Валлис и его непосредственный учитель Барроу);
5. Какие обстоятельства заставили Ньютона покинуть университет?
(В канун Рождества 1664 года на лондонских домах стали появляться красные кресты — первые метки Великой эпидемии чумы. К лету смертоносная эпидемия значительно расширилась. 8 августа 1665 года занятия в Тринити-колледже были прекращены и персонал распущен до окончания эпидемии. Ньютон уехал домой в Вулсторп, захватив с собой основные книги, тетради и инструменты);
6. Почему «чумные годы» 1665 - 1667г.г. проведенные дома сам Ньютон считал самыми плодотворными?
(Здесь у него сложились в основном те идеи, которые привели его к созданию дифференциального и интегрального исчислений, к изобретению зеркального телескопа (собственноручно изготовленного им в 1668 г.), открытию закона всемирного тяготения, здесь он провёл и опыты над разложением света. Ньютон писал: «В это время я переживал лучшую пору своей юности и больше интересовался математикой и [натуральной] философией, чем когда бы то ни было впоследствии»);
7. Какие работы Исаака Ньютона и в каких областях науки Вы знаете?
(Работы по оптике - по разложению белого света на цвета, работы по математике - математический анализ (интегральные и дифференциальные исчисления). В 1687 г. Ньютон опубликовал свой грандиозный труд «Математические начала натуральной философии». Эта книга содержала законы динамики, закон всемирного тяготения с приложениями к движению небесных тел, истоки учения о движении и сопротивлении жидкостей и газов, включая акустику);
8. Когда умер Исаак Ньютон и где он похоронен?
(В 1725 году здоровье Ньютона начало заметно ухудшаться, и он переселился в Кенсингтон неподалёку от Лондона, где и скончался ночью, во сне, 20 (31) марта 1727 года. Похоронен в Вестминстерском аббатстве);
9. Какое значение имеют знаменитые законы Ньютона?
(Законы Ньютона позволяют объяснить закономерности движения планет, их естественных спутников. Они позволяют предвидеть траектории космических кораблей и их координаты в любой момент времени. В земных условиях эти законы позволяют объяснить течение воды, движение автомобилей, кораблей, самолетов и других транспортных средств)
4. Физическое дефиле.
Учащиеся каждой команды по очереди демонстрируют домашнее задание - представление законов Ньютона. Выбор представляемого закона (первого, второго или третьего закона Ньютона) проводится жеребьевкой. Максимальный балл за представление - 5 баллов. Оценку выставляют ассистенты. Команде выставляется среднеарифметическое значение.
5. Физкультминутка.
Ассистенты проводят ряд упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, зрения и дыхательные упражнения.
6. Решение задач «Знаешь - действуй».
Каждой команде выдаются три задачи. Все участники команды их решают, но команда в праве сама решить, кто какую задачу будет решать. Первый выполнивший одну из задач представляет ее на доске и получает баллы. Максимальный балл за каждую решенную задачу - 2 балла. Эти очки идут и в командный зачет.
Определить равнодействующую силу : а) построить ее на чертеже; б) вычислить ее модуль, если F1 = 2 H.
Смотри рисунок 1.
По горизонтальной поверхности перемещается груз массой 3 кг с ускорением 0,3 м/с 2 . Под действием какой горизонтальной силы перемещается груз, если сила трения скольжения равна 2 Н? Какой величины силы достаточно, чтобы груз стал двигаться равномерно? (F 1 = ma + Fтр., F 1 = 2,9 Н, F 2 = Fтр. = 2 Н)
План-конспект урока по физике в 9м классе
Тема урока: Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея
Дата проведения: 22.01.2013
Цели урока:
Образовательная: Изучить III закон Ньютона, его особенности и значение, сформировать умение у учащихся применять III закон Ньютона для решения практических, логических, качественных задач. Изучить принцип относительности Галилея
Развивающая: развивать умение наблюдать, анализировать. Делать выводы, формировать учебно-коммуникативные навыки и умения учащихся:
- отвечать на вопросы в соответствии с их характером;
- уметь вести диалог с целью уточнения, получения, систематизации информации, с целью закрепления данной темы;
- строить рассказ о физическом законе на основе плана;
- умение пользоваться физическими приборами.
Воспитательная: воспитывать культуру учебного труда, уверенность, самостоятельность, умение слушать своих товарищей.
Здоровьесберегающая: Обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья во время обучения физике.
Тип урока:
Изучение нового материала
Вид урока:
Комбинированный
ТСО: мультимедийная доска, мультимедео и видео сопровождение
Структура урока:
Организационный этап 2 мин
Актуализация опорных знаний 10 мин
Изучение новой темы 20 мин
Закрепление 5мин
Рефлексия,д/з. 8 мин
Ход урока.
Организационный этап
Эпиграф: Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.
Йсаак Ньютон(1643-1727)
Ребята! Я рада Вас приветствовать, и приглашаю совершить на автобусе увлекательное путешествие по стране «Динамика». И мы знаем, что основными в динамике являются законы Ньютона, которые мы продолжим изучать в ходе этого путешествия. А Исаак Ньютон незадолго перед смертью, словно оглядывая свою жизнь, такую спокойную внешне и такую неистово бурную внутренне, писал:
«Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным»
Актуализация опорных знаний
Но для того что бы отправиться в путь, необходимо проверить состояние всех деталей автобуса. Обнаружены неисправности спущены шины, нужно накачать воздух в колеса, наполнить их знаниями. Для этого ответим на вопросы по пройденным темам:
1.Что такое сила?
2.Первый закон Ньютона
3.Второй закон Ньютона
4. На автобус действуют сила тяги 6кН и сила трения 3кН. Автобус движется с ускорением 1м\с2. Чему равна масса автобуса?
Получаем билет в наш автобус - это и есть тема нашего урока.
Записываем тему в рабочий конспект: Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Проложим маршрут для нашей экскурсии. Глядя на тему урока, сформулируйте задачи, которые хотелось бы решить
Формулируют учащиеся:
Познакомиться с принципом относительности Галилея
Изучение новой темы
Мотивация:
Итак, ребята, Вы изучили I и II закон Ньютона, узнали, при каком условии тело сохраняет свою скорость постоянной в ИСО, о том, что в результате взаимодействия тело приобретает ускорение, которое прямо пропорционально силе и обратно пропорционально его массе. Но ни I, ни II закон Ньютона не говорит нам о том, что же будет происходить со вторым взаимодействующим телом. Речь пойдет об этом в III законе Ньютона.
Ударьте рукой по столу. Что вы испытали?
Боль.
- Почему? Ведь это вы бьете стол, а не он вас.
Ответы на эти вопросы мы узнаем, если изучим III закон Ньютона.
III закон Ньютона объясняет явление отдачи при выстреле. Откат пушки и есть результат отдачи при выстреле. III закон Ньютона лежит в основе реактивного движения, движения кальмара и т.д.
Посмотрим кинофильм “III закон Ньютона”.
После просмотра кинофильма мы ответим на вопросы:
- Как формулируется III закон Ньютона?
- Могут ли эти силы возникать по одной?
- Какова природа этих сил?
- Можно ли эти силы складывать?
Откройте учебник на стр. 103, найдите запись третьего з-на и коротко запишите в конспект.
Мы изучили законы Ньютона. Познакомимся еще с одним важным положением в механике - принципом относительности Галилея.
Какую систему отсчета называют инерциальной?
Будет ли инерциальной система отсчета, которая движется с постоянной скоростью относительно инерциальной системы отсчета.
Будут ли выполняться в неинерциальных системах отсчета законы Ньютона?
Является ли геоцентрическая система строго инерциальной?
Теоретическое обоснование принципа относительности.
Галилео Галилей писал: « Заключите себя с каким-нибудь приятелем в зале под палубой какого-нибудь большого корабля и заставьте привести в движение корабль с какой угодно быстротой и вот (если только движение будет равномерным) вы не заметите ни малейшей перемены во всех явлениях и ни по одному из них не в состоянии будете судить - движется ли корабль или стоит на месте…»
Вопросы учащимся:
Если вы совершаете путешествие в самолете, ощущается ли скорость, с которой движется самолет?
Необходимо обратить внимание учащихся, что в инерциальных системах отсчета тождественны законы динамики, а не кинематические величины.
Какова форма траектории падения мяча в равномерно и прямолинейно движущемся автобусе?
(вертикальная линия)
Какую траекторию опишет падающий мяч относительно Земли? (Часть параболы)
Почему траектории движения одного и того же тела различны? (В движущемся поезде, начальная скорость тела, равна нулю. А для наблюдателя на Земле, начальная скорость тела равна скорости автобуса, относительно Земли.)
Какие явления начнут происходить в автобусе, если он будет двигаться с ускорением?
(Вода будет выплескиваться из стакана, предметы, находившиеся в покое на столе, начнут приходить в движение без видимой причины.)
В данном случае автобус считается неинерциальной системой отсчета и законы Ньютона в ней не выполняются.
Закрепление
Физкультминутка. «Поездка в автобусе»
Внимание. Ребята, впереди знак «Извилистая дорога». Вы - пассажиры автобуса и должны показать, как меняется положение тела пассажира относительно сиденья кресла, т.е. относительно Земли в разных ситуациях.
Автобус резко тормозит.
Автобус плавно отъезжает от остановки.
Автобус резко тормозит.
Поворот влево на большой скорости.
Поворот вправо на большой скорости.
Автобус движется равномерно и прямолинейно.
Нас остановил контролер. Ответьте на ваши вопросы, которые Вы получили в билетах.
Отвечаем на вопросы вместе, проводим взаимопроверку.
Котролер убедился в ваших знаниях физики и предлагает веселую задачу. Белку, прижимающую к себе орехи, посадили на очень гладкий стол и слегка толкнули по направлению к краю. Приближаясь к краю стола, белка почувствовала опасность. Она знает законы физики и предотвращает падение со скользкого стола. Каким образом?
Ответ: Несмотря на то, что задача вызывает улыбку, она безусловно имеет решение.
Так как стол гладкий, то силами трения мы вынуждены пренебречь. Зацепиться белке просто не за что. Выход для белки, знающей законы Ньютона - отбросить в противоположную направлению своего движения сторону все орехи со всей силой, которая есть у белочки. Бросок создаст силу противодействия движению. Орехи, отделяясь от белки, затормозят её.Примерно по такому же принципу летит ракета, поднимаясь вверх.
Рефлексия,д/з.
Наш урок подходит к завершению. Давайте оценим нашу деятельность на уроке. Получилось ли у нас решить поставленные задачи к уроку? Вспомним их.
Изучить третий закон Ньютона;
Познакомиться с принципом относительности Галилея Дамашняе заданне К следующему уроку
§ 12, упр. 12 №1, 2
Большое спасибо за приятное путешествие, хочу надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых знаний. Великий океан по-прежнему расстилается перед вами и не исследован до конца. Оцените свою работу на уроке. Вам достался орешек от белочки, если вы все усвоили на уроке то положим его обратно в красную корзину к белочке, если остались некоторые вопросы по теме, вы не до конца поняли все на уроке, то кладем в синюю корзинку белочки. Приложение2
* Если время останется отвечаем на вопросы
Вы отталкиваетесь от Земли с силой 50Н. С какой силой Земля отталкивает Вас?
20 человек разделилось на две команды по перетягиванию каната. Какой будет сила натяжения каната, если каждый прикладывает силу 200Н.
Ожидаемый ответ: 10∙200Н=2000Н
Яблоко падает на Землю, потому что его притягивает Земля. Но с такой же силой и яблоко притягивает земной шар. Можно ли сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?
Ожидаемый ответ: Да можно. Равные силы притяжения сообщают яблоку ускорение ≈ 10м/с2, а земному шару во столько же раз меньше, во сколько раз масса Земли превышает массу яблока.
Человек стоит на стуле. Когда человек спрыгивает со стула, то мы видим, как он падает на Землю. Почему же земля не падает на Человека?
О каких законах идет речь?
Здоровый человек передвигается по льду или скользкой дороге, делая частые мелкие шаги.
Получив в боксерском поединке, удар в челюсть, можете смело говорить после нокдауна «Ох, и ударил я его сегодня».
Проанализируйте и скажите, что объединяет все эти на первый взгляд разные примеры?
Ожидаемый ответ: все эти примеры показывают, что в природе не бывает так, чтобы только одно тело действовало на другое тело, а это другое тело на первое не действовало бы. Тела взаимно действуют друг на друга.
Приложение 1
1. Лошадь тянет телегу. Сравните модули силы F1 действия лошади на телегу и F2 действия телеги на лошадь при равномерном движении телеги А
. F1=F2. Б
. F1>F2. В
. F1 2. Два ученика растягивают динамометра в противоположные стороны с силами 50 Н каждый. Каково показание динамометра в этом случае? А. 0. Б . 50Н. В. 100Н. Г . Среди приведенных ответов нет правильного. 3 . Зависит ли направление и численное значение скорости тела от выбора системы отсчета? А . Да, зависит модуль и направление. Б . Зависит только модуль, направление не изменяется. В. Модуль скорости не зависит, а направление изменяется. Г. Нет, т.к. вид механического движения не изменяется при переходе из одной системы отсчета в другую. 4. Система отсчета связанная с телом инерциальная при условии, что А. тело покоится Б. тело движется равномерно и прямолинейно В . если тело покоится или движется равномерно и прямолинейно. Г. нет правильного ответа. |
Приложение 2