Кто написал плат святой вероники. Восемь главных реликвий христианства. Лик из Манопелло
О плащанице, в которую якобы завернули тело Иисуса Христа перед погребением и которая хранится в соборе Иоанна Крестителя в Турине, наверняка слышали многие. Ученые продолжают исследовать Туринскую плащаницу и дискутировать о ее происхождении, а СМИ регулярно об этом сообщают. Писали на эту тему и «Тайны…» (№4 за 2014 год). А вот название другой христианской реликвии – плат Вероники – возможно, знакомо не всем.
Как появился плат Вероники
Ганс Мемлинг «Святая Вероника», около 1470 года
Когда Иисуса Христа, приговоренного к распятию Синедрионом (собранием иудейских старейшин) с согласия прокуратора Понтия Пилата, римского наместника Иудеи, стражники вели к месту казни, на Голгофу, он после пыток и бичевания едва держался на ногах, по его телу струился кровавый пот.
«И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем» (Евангелие от Луки, глава XIII, 27).
Согласно старинной легенде, одна из этих женщин, жительница Иерусалима по имени Вероника (впоследствии причисленная к лику святых), сорвала с головы платок и, растолкав стражников, протянула его Иисусу, чтобы он мог обтереться им.
В евангелиях этот эпизод не упоминается, но зато сообщается о том, что увидел один из апостолов, когда посетил могилу Христа на третий день после его погребения, прослышав об исчезновении из гроба тела Учителя (уже воскресшего и покинувшего свою могилу): «…приходит Симон Петр, и входит во гроб и видит одни пелены лежащие.
И плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Евангелие от Иоанна, глава ХХ, 6-7).
Получается, что текст данной выдержки подтверждает достоверность истории о появлении и предназначении плата Вероники.
Последующая история реликвии
Уже на протяжении многих веков плат – одна из самых почитаемых реликвий в католическом мире – хранится в пилоне Святой Вероники, находящемся в капелле (помещении-хранилище) собора Святого Петра, расположенного на территории Ватикана в Риме. Этот пилон является достаточно монументальным сооружением, внутри него расположена лестничная клетка, а также комната, где в специальной сокровищнице вместе с платом находится несколько других реликвий.
Ценность и уникальность плата Вероники состоит не только в том, что им утирался идущий на казнь Иисус Христос, а при его погребении этой тканью было закрыто лицо Спасителя. На ткани плата загадочным, непостижимым образом запечатлен лик Христа, примерно в той же «художественной манере», что и на упомянутой Туринской плащанице.
Раз в год, в пятничную вечерню во время Великого поста, перед Пасхой, плат Вероники выносят из капеллы и показывают верующим, собравшимся у собора.
Правда, выставляют реликвию на всеобщее обозрение так, что от зрителей ее отделяет достаточно большое расстояние, а возможности подойти поближе и рассмотреть образ Спасителя у них нет.
«Двойник» ватиканского плата
С началом нашего тысячелетия стала распространяться информация о том, что в церкви Лика Божьего в итальянском городке Маноппелло, провинция Абруццо, хранится еще один плат Святой Вероники, и именно он – настоящий.
Противники этой версии напоминают, что уже на протяжении веков известно, где хранится сия реликвия, в подлинности которой никто не сомневается. Однако немецкий журналист, исследователь и знаток Ватикана Пауль Бадде полагает, что саван из сокровищницы Святой Вероники – это подделка, имитирующая подлинник, похищенный и вывезенный из Рима много сотен лет тому назад.
На чем основано его мнение? Во-первых, как он выяснил, до начала XVI века очевидцы утверждали, что на ватиканском плате Вероники глаза у Христа открыты. А по единодушному мнению тех, кто видел реликвию позже, в том числе и в наши дни, на ней глаза Христа закрыты. На основании такой «нестыковки» Бадде делает заключение: то, что называлось платом Вероники до начала XVI века, и то, что выдается за него в нынешние времена, – разные вещи. А подлинный плат в начале XVI века пропал, и с тех пор церковники, не желая признаться в его утрате, хранят в капелле собора другое полотно, которое выдают за пропавший подлинник.
Именно поэтому, уверен Бадде, ежегодную демонстрацию реликвии в Ватикане организуют так, что собравшимся вокруг верующим практически ничего не видно. А о том, чтобы осмотреть плат в индивидуальном порядке, вообще не может быть и речи.
Даже Иэн Уилсон, известный исследователь Туринской плащаницы, не получил доступа к плату Вероники, когда работал над книгой о ликах святых. Отказ ватиканские сановники объяснили тем, что «на протяжении прошедших столетий в ткани произошли серьезные разрушения, и в настоящее время образ на полотне имеет весьма непривлекательный внешний вид».
Результаты исследования ватиканского плата
Однако того, что не удалось Уилсону, сумел добиться в 2005 году Пауль Бадде, причем только с пятой попытки. По его словам, «на полотне из капеллы действительно почти ничего не видно, но, всмотревшись, можно различить изображение лица мужчины, глаза у которого явно закрыты». Поэтому, считает исследователь, это не то полотно, которое показывали до времен папы Урбана VIII, пребывавшего на ватиканском престоле с 1623 по 1644 год.
Оказалось также, что размеры полотна больше, чем хранящаяся в сокровищнице Ватикана остекленная с обеих сторон рамка, из надписи на которой следует, что именно в ней почти 400 лет тому назад помещался плат Святой Вероники.
Кроме того, рамка с двойным остеклением свидетельствовала, что подлинную реликвию надо было рассматривать с обеих сторон. А то, что ему показали, для такого обозрения не предназначалось.
После таких «открытий» Бадде решил переключить свое внимание на небольшое полотно, хранящееся в упомянутом итальянском городке.
Сюрпризы полотна из Маноппелло
На этом полотне, появившемся в церкви Лика Божьего якобы в XVI веке, представлен образ Христа, а по своим размерам – 17х18 сантиметров – оно идеально подходит к рамке из ватиканской сокровищницы. Кроме того, изображение Христа на нем точно такое же, как и на Туринской плащанице.
Такие свойства полотна обнаружила монахиня Бландин Паскалис Шломер, изучавшая его длительное время. Чтобы сделать это воистину сенсационное открытие, сестра Бландин выполнила компьютерное совмещение фотографий, сделанных с изображений на полотне из Маноппелло и на Туринской плащанице.
Результат оказался поразительным: расположение глаз и расстояние между ними, как и форма носа, на обоих изображениях были совершенно одинаковыми. Идентичными оказались и характер светотени, а также форма и расположение пятен. Получалось, что на полотне из Маноппелло и Туринской плащанице было, вне всякого сомнения, запечатлено одно и то же мужское лицо. Могло ли это быть случайным совпадением?
Открытия продолжаются…
Когда Пауль Бадде приступил к обстоятельным исследованиям лика на плате из Маноппелло, то обнаружил новые, не менее удивительные его особенности.
Во-первых, изображение можно рассматривать с обеих сторон, как и на плате Вероники из собора Святого Петра до переноса реликвии в сокровищницу внутри пилона.
Во-вторых, изображению присущи, казалось бы, несовместимые свойства голограммы, фотографии, живописной картины и рисунка: оно переливается, словно радуга, а каждый из десяти человек, стоящих перед ним, видит десять отличающихся друг от друга портретов.
И в-третьих, когда на полотно из Маноппелло падает свет, рисунок на нем исчезает и ткань становится прозрачной.
Дальнейшие исследования показали, что в Маноппелло образ запечатлен на виссоне – особой ткани, в древности ценившейся буквально на вес золота. Сырьем для виссона служили нити, образующиеся при затвердевании биссуса – секрета биссусовой железы, имеющейся в ноге у двустворчатых моллюсков рода пинна. Для изготовления одного килограмма виссона необходимо было выловить около тысячи таких моллюсков.
Окончательный вердикт
По мнению исследователя Туринской плащаницы, католического священника Хайнриха Пфайффера, когда на тело Христа, завернутое в плащаницу, положили в гроб, то потом лицо, поверх плащаницы, закрыли еще и куском ткани, находящимся теперь в Маноппелло.
− При этом становится ясно, − полагает Пфайффер, − почему на Туринской плащанице проявилось негативное изображение, а на плате Вероники, в соответствии с законами физики – позитивное. В сущности, плат является как бы вторым саваном, только он значительно меньше Туринской плащаницы.
А вот как он объясняет тот факт, что на плате из Маноппелло глаза у Христа открыты:
− Отпечаток на Туринской плащанице образовался, скорее всего, в момент смерти Иисуса, тогда как изображение на саване из Маноппелло возникло тогда, когда он воскрес. И это служит еще одним доказательством его победы над смертью.
Но, пожалуй, главная загадка савана из Маноппелло заключается в следующем: виссон, материал, на котором оказался запечатленным лик Иисуса, не только является огнеупорным, не восприимчивым к воздействию эфиров, кислот, щелочей и воды, но также не поддается окраске никакими красящими веществами. А следовательно, нарисовать изображение на нем никто не мог.
Точно так же, как и на Туринской плащанице, образ Христа на плате Вероники является, в прямом смысле слова, нерукотворным. То есть это изображение создано не человеком, а некоей неведомой силой.
Такой вывод подтверждают и исследования профессоров Донато Витторе из университета в Бари и Джулио Фанти из университета в Падуе. Эти ученые не нашли на полотне из виссона даже мельчайших следов красок. Они обнаружили лишь слегка опаленные волокна в черных точках зрачков, словно в этих местах ткань подверглась воздействию высокой температуры.
Все эти сведения еще больше подтверждают то, что саван из Маноппелло – и есть тот подлинный плат Святой Вероники, который пропал из Ватикана в первой половине XVI века.
Святой лик из Маноппелло
В сентябре 2006 года мировые СМИ сообщили, что совершил паломничество в Маноппелло – маленький итальянский городишко в 250 км от Рима. Дело в том, что в местном монастыре хранится реликвия, которую монахи и верующие считают легендарным «Платом Вероники». Эта реликвия стала известной здесь только в XVI веке.
Еще в 1999 году католический священник и ученый Генрих Пфайффер, известный исследователь , объявил, что обнаружил в Маноппелло подлинный Плат святой Вероники. Сегодня к такому мнению склоняются многие исследователи. Среди них немецкий исследователь и знаток Ватикана Пауль Бадде (Paul Badde) и кардинал Кельна Карл Мейсснер, близкий друг папы Бенедикта XVI. Пауль Бадде полагает, что во время бурных исторических событий подлинный саван из сокровищницы был похищен и вывезен из Рима в начале XVI века. Подобные утверждения основаны на ряде фактов. Так, по сохранившимся сообщениям тех, кто видел Плат в Ватикане до начала XVI века, на ткани проявился лик Христа с открытыми глазами. По общему мнению тех, кто видел реликвию позже, в том числе и в наши дни, глаза Спасителя закрыты. Кроме того, размеры полотна с ликом Христа больше хранящейся в сокровищнице Ватикана остекленной с обеих сторон рамки, из надписи на которой следует, что именно в ней до XVII века помещался Плат святой Вероники. Двойное остекление свидетельствует о том, что подлинную реликвию надо было рассматривать на просвет и с обеих сторон, чего нельзя сказать о ныне хранящейся в Ватикане.
Напротив, Плат, хранящийся в церкви Святого лика в Маноппелло, имеет размер 17 х 24 см и идеально подходит к рамке из ватиканской сокровищницы; изображение можно рассматривать с обеих сторон. Местную легенду о том, что реликвию в 1506 году принес в Маноппелло ангел и подарил знатному гражданину города, Пауль Бадде считает выдумкой, помогшей местным властям сохранить святыню от притязаний Ватикана, наверняка искавшего пропавший Плат Вероники. Ведь легенда провозглашала появление Плата Вероники в Маноппелло задолго до его исчезновения в Риме.
Исследуя основу Плата из Маноппелло, Бадде пришел к выводу, что это виссон – особая тончайшая ткань, белая или золотистая, в древности ценившаяся на вес золота. Так называли ткани из тонкого льна, а позже и «морской шелк», сырьем для производства которого служили нити длиной около 6 сантиметров, образующиеся при затвердевании биссуса – белкового секрета биссусовой железы двустворчатых моллюсков рода пинна. Одежду из такой ткани носили первосвященники, римские патриции, императоры. В виссон заворачивали мумии фараонов. Как говорят, виссон, на котором запечатлен Святой лик – это огнеупорный материал, невосприимчивый к воздействию эфиров, кислот, щелочей и воды, не поддается окраске.
Исследователи не нашли на Плате следов краски, а монахиня Бландин Пасхалис Шломер после длительных исследований заявила, что лик на саване из Маноппелло идентичен лику, запечатленному на Туринской Плащанице.
По мнению Генриха Пфайффера, тело положенного в гроб Христа было завернуто в Плащаницу, а сверху его лицо закрывал кусок ткани, находящийся теперь в Маноппелло. Поэтому на Туринской Плащанице проявилось негативное изображение, а на Плате Вероники – позитивное. Глаза у Христа открыты, поскольку изображение на Плате возникло в момент воскресения Господа (заметим, что, по распространенной версии, изображение на Туринской Плащанице также возникло в момент воскресения Христа в результате вспышки света, ожегшей поверхность волокон).
Формально Католическая церковь не признает изображение из Маноппелло Платом Вероники. Официальный Ватикан настаивает на том, что визит папы был «частным паломничеством», о котором Йозеф Ратцингер мечтал, еще будучи кардиналом.
Простое сравнение лика с Туринской Плащаницы и лика из Маноппелло заставляют сильно усомниться в идентичности последнего первому.
Как бы там ни было, исследования Плата из Маноппелло продолжаются. Ученым еще предстоит доказать, во-первых, что он является подлинным Платом Вероники, а хранящийся в Ватикане – лишь поздняя копия, заменившая утраченную реликвию; а во-вторых, что изображение на нем действительно нерукотворное. Пока что простое сравнение трех изображений: лика с Туринской Плащаницы, его реконструкции и лика из Маноппелло – заставляют сильно усомниться в идентичности последнего первому (ясно видно, что борода и усы лика на Плащанице заметно отличаются от образа из Маноппелло. У последнего также по центру лба изображена небольшая прядь волос, характерная для иконописных изображений Христа, авторы которых принимали за таковую кровавое пятно (его нет на реконструкции слева, но оно видно на лике в центре).
Существуют гораздо более веские основания считать, что подлинный сударь – небольшой плат, покрывавший лицо Христа после Его снятия с креста, хранится совсем в другом месте.
Этот сударь – отрез льняной ткани размером 84 х 53 см – хранится в городе Овьедо (Астурия, Испания). На нем нет никакого изображения, однако его поверхность обильно пропитана пятнами крови, смешанными с плевральной жидкостью и сукровицей.
В Евангелии рассказывается, что на третий день после распятия рано утром ученики не нашли тела Христа во гробе (пещере): войдя в гроб, апостол Петр увидел «одни пелены (ỏθόνια) лежащие и плат (σουδάριον, сударион, сударь), который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20: 6–7). Плат, или сударь, упоминается также и в эпизоде воскрешения Лазаря (см.: Ин. 11: 44).
У иудеев существовал обычай закрывать тканью лицо умершего, чтобы смягчить скорбь взирающих на него родных и близких. Очевидно, также поступили и со Христом. Вероятно, сразу после смерти Учителя в ожидании разрешения Понтия Пилата забрать и похоронить тело (об этом пишут все евангелисты – см.: Мф. 27: 57–61; Мк. 15: 42–47; Лк. 23: 50–56; Ин. 19: 38–42), Иосиф Аримафейский и Никодим накрыли лицо Христа куском ткани. Позже в погребальной пещере, где Мать Иисуса уже не могла видеть тело Своего Сына, сударь сняли с лица и отложили в сторону, а тело обернули в плащаницу.
Епископ Овьедо Пелагий (Pelagius, или Pelayo), занимавший эту кафедру с 1101 по 1129 год, описал историю сударя в «Книге даров», в которой перечисляются все подношения и дары, хранящиеся в соборе Сан Сальвадор – главном соборе столицы провинции Астурия. Там сказано, что первые шесть веков судариум вместе с другими христианскими реликвиями находился в . В 614 году Святой город был взят армией персидского шаха Хосрова II. Христиане успели перенести сударь в Александрию Египетскую. Впоследствии, при постоянном отступлении от персов, его перевозили все дальше вдоль северного африканского побережья. В Испанию судариум попал через порт Картахену в середине VII века. Побывав на хранении у Леандро, епископа Севильи, дубовая рака с реликвиями в 657 году оказалась в Толедо. Отступая от мавров, испанцы в 718 году вывезли судариум на север Испании, в Астурию, где еще остались не занятые арабами области. Священники прятали судариум в горной пещере Монтесакро, в десяти километрах от Овьедо, до тех пор, пока король Альфонс II не начал отвоевывать захваченные мусульманами земли. В 840 году он построил в своей столице Овьедо для хранения дубовой раки с реликвиями часовню Камара Санта (Святая палата). Позже вокруг маленькой часовни воздвигли собор Сан Сальвадор, в котором с тех пор и находится судариум. Особая дата в истории судариума – 14 марта 1075 года, когда король Кастилии и Леона Альфонс VI Храбрый вместе с сестрой донной Урракой открыли сундук с реликвиями. Перед этим они 40 дней постились и усердно молились.
В раке нашли старинный свиток, подтверждающий подлинность реликвий. Король велел оковать раку листами серебра и сделать на ней надпись: «Священный судариум Господа нашего Иисуса Христа». Записи об этой торжественной церемонии вместе с описью содержимого до сих пор хранятся в архивах собора.
В связи с углубленным исследованием Туринской Плащаницы судариум также обратил на себя пристальное внимание ученых. В частности, его подробно изучала специальная группа ученых из Испанского центра исследователей Плащаницы (Centro Espanol de Sindonologia), основанного в 1989 году. Оказалось, что между судариумом из Овьедо и Туринской Плащаницей существует самая непосредственная связь.
На сударе обнаружена пыльца шести растений, два из которых растут только в Палестине, а остальные – в Северной Африке и Испании.
Известный швейцарский ботаник и криминалист доктор Макс Фрей документально подтвердил путешествие тканого сударя в Испанию – от Иерусалима по северу Африки. Он нашел на сударе пыльцу шести растений, два из которых растут только в Палестине, а остальные – в Северной Африке и Испании. К примеру, один из видов чертополоха – Gundelia tournefortii, пыльца которого была найдена на судариуме, – растет на сравнительно небольшой территории между Ливаном и Иерусалимом и цветет накануне Пасхи. Именно из него, по мнению историков, был сделан терновый венец на голову Иисуса Христа. Пыльца того же чертополоха из Палестины есть и на Туринской Плащанице. Однако вместо пыльцы растений из Африки и Испании на Плащанице были найдены следы растений, произрастающих в Турции, Греции и Франции, что соответствует маршруту путешествия этой святыни.
Помимо пыльцы Фрей обнаружил на судариуме следы мирры и алоэ, которые тоже упомянуты в Евангелии от Иоанна (см.: Ин. 19: 39–40). Исследования показали, что нити, из которых соткан судариум, имеют тот же редкий тип Z-образного скручивания, как и основная ткань Туринской Плащаницы.
Ученые сумели восстановить картину событий с момента смерти до погребения человека, чье лицо покрывала эта ткань. Доказано, что сударь покрывал лицо и голову взрослого мужчины среднего роста нормального телосложения с усами, бородой и длинными волосами. Анализ коричневых пятен на судариуме свидетельствует, что человек находился в вертикальном положении с поднятыми над головой руками. Голова в момент смерти была наклонена под углом 70 градусов вперед и 20 градусов вправо, подбородок практически лежал на груди, а правая щека касалась правого плеча. Перед нами типичная картина распятия на кресте. В легких этого человека скопилось большое количество жидкости, состоящей из шести частей плевральной жидкости (pleural oedema) и одной части крови. Именно такой процесс происходит с человеком, которого распинают на кресте. Когда легкие наполняет жидкость и становится трудно дышать, человек пытается приподняться и перенести вес на прибитые гвоздем к столбу ноги. Постепенно его покидают силы, и наступает смерть от удушья. Впоследствии, когда тело двигают, плевральная жидкость истекает через ноздри. Следы такого типа и видны на сударе.
Большинство медицинских исследований судариума проводил доктор Хосе Виллалайн (Dr. Villalaín) в университете Валенсии. Он изготовил голову из стекла с целью моделировать процесс нанесения и высыхания пятен, а также чтобы вычислить время между их последовательным образованием. Исследования показали, что сударь дважды обернули вокруг головы в то время, когда распятый еще висел на кресте (об этом говорит тот факт, что пятна на одной стороне ткани гораздо ярче, чем на другой, куда они просочились позже).
На судариуме три группы пятен крови. Очень маленькие пятна первой группы расположены на затылке и являются следами тернового венца Иисуса Христа – из свежей, еще не свернувшейся крови. Пятна второй группы образовались примерно через час, когда тело сняли с креста и положили на землю, не меняя положения рук, на правый бок. Голова по-прежнему была повернута под углом 20 градусов направо, а лоб покоился на чем-то твердом. Тело пролежало в таком положении около 45 минут, которые, скорее всего, понадобились Иосифу из Аримафеи, чтобы сходить к Понтию Пилату за разрешением похоронить Иисуса. Затем тело подняли и понесли к пещере. Из-за резких движений и того, что ноги оказались выше головы, скопившаяся в легких жидкость стала выходить через нос. Кто-то (Иосиф или евангелист Иоанн, также присутствовавший при казни) несколько раз прижимал левой рукой к носу судариум, чтобы остановить ее. На ткани сохранился след его пальца. Так образовался третий слой пятен.
Пятна на сударе идентичны пятнам на Плащанице. Полное их совпадение подтвердилось и при компьютерном наложении изображений Плащаницы и судариума.
Алан Вангер (Alan Whanger), профессор университета Дьюка, сравнил пятна на судариуме и Плащанице с помощью метода полярного наложения образов и пришел к выводу, что 70 пятен на передней части ткани и 50 на задней абсолютно идентичны пятнам на Плащанице. Полное совпадение подтвердили и специалисты НАСА, наложившие компьютерное изображение Плащаницы и судариума друг на друга. Доктор Байма Боллоне (Baima Bollone) определил, что кровь на Плащанице и судариуме одной и той же четвертой группы – АВ. Антропологи установили, что , чье лицо накрывал судариум, обладал ярко выраженной внешностью иудея. То же самое можно сказать и о человеке, завернутом в Туринскую Плащаницу. На обеих тканях длина носа – ровно 8 см. Точность совпадения формы подбородка и бороды – поражает.
Вывод ученых однозначен: сударь и Плащаница покрывали Лицо Одного и Того же Человека. Отметим, что совершая датировку Туринского полотна по сударю из Овьедо, мы приходим к VII веку. С учетом всех связанных с сударем преданий – к I столетию. Это один из факторов, также опровергающих датировку Плащаницы XIII веком, полученную по радиоуглеродному методу.
4. Открытие тайны Мандилиона в XII веке
Пришло время вернуться в столицу Византии Константинополь, который мы временно покинули после принесения туда Мандилиона в 944 году и установления императором Константином VII Багрянородным 16 (29) августа особого церковного праздника Перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. Что же все-таки хранилось в столице империи: Мандилион (убрус, плат, платок) с нерукотворным отпечатком только лика Христа или Плащаница с отпечатком всего Его тела?
Считавший принесение Мандилиона в Константинополь счастливым предзнаменованием своего воцарения, побудил подданных к написанию «Повести об образе из Эдессы», которая была прочитана в виде проповеди в храме Святой Софии в первую годовщину прибытия образа в столицу империи. В «Повести» в частности говорилось, что «от Господнего лица необычайным образом отпечатлелся образ на ткани». Сама реликвия народу не показывалась, а хранилась в ковчежце в императорской коллекции в числе других десяти особо почитаемых святынь.
В XI веке появляются первые изображения оплакивания Христа, на которых Его тело рисовали полностью, как на Плащанице.
Я. Вильсон считал, что около 1025 года хранители Мандилиона впервые узнали, что реликвия несет на себе изображение не только головы Иисуса, но и всего Его тела (возможно, они решили заменить оклад, предположил он, или отремонтировать киот, в котором хранился Мандилион). Во всяком случае с конца XI века появляются описания хранящегося в императорской коллекции полотна, которое «обнаружено в гробе после Его (Христа) воскресения». Именно в это время появляются и первые картины, изображающие сцены оплакивания Христа, на которых Его тело рисовали полностью, как на Плащанице.
Это можно увидеть, например, в древнем «Венгерском молитвеннике», или «Кодексе Прайя» (Hungarian Pray Manuscript), хранящемся в Национальной библиотеке Будапешта. В него входят документы периода 1192–1195 годов и рисунки, сделанные до 1150 года. В эти годы Венгрия имела тесные связи с Византией, а византийская принцесса даже была венгерской королевой. На одном из рисунков изображено умащение благовониями снятого с креста Иисуса. При этом изображение тела Христа идентично изображению на Плащанице: руки скрещены, большие пальцы на кистях не видны (загнуты внутрь – этого ни один художник не мог выдумать, а лишь скопировать с Плащаницы). На рисунке даже реконструирован погребальный обряд с использованием Плащаницы: тело Христа покоится на длинном полотне, свиток которого держит в руках (крайний справа), а другой конец полотна лежит на плечах Иосифа Аримафейского (крайний слева). В центре – Никодим, возливающий благовоние на грудь убитого Учителя. В нижней части рисунка Ангел указывает женам-мироносицам, пришедшим ко гробу, на погребальные пелены (плащаницу и сударь). При этом художник даже нарисовал на плащанице дырочки в тех же местах, что и на Туринской Плащанице.
Уже после выхода книги Я. Вильсона было обнаружено новое важное свидетельство, говорящее о тождестве Мандилиона и Плащаницы. В 1988 году синдолог Джино Дзанинотто обнаружил в Ватиканском архиве рукопись проповеди Григория, архидиакона и референдария собора Святой Софии в Константинополе, по случаю принесения туда Нерукотворного образа из Эдессы 16 (29) августа 944 года. В рукописи, в частности, говорится: «Тотчас же будет приготовлено сверхъестественное изображение; посмотрим… какими красотами оно написано… Живопись создает целостность облика разнообразными красками… Но это изображение… запечатлено только по том предсмертного борения на Живоначальном Лике, по том, стекающим как сгустки крови, и перстом Божиим. Вот они-то и есть, поистине, прекрасные цвета, создавшие отпечаток Христа, украшенный каплями, струившимися из Его собственного бока (!). И то, и другое преисполнено поучения: здесь кровь и вода, там – пот и облик. Что за сходство! Ибо сие произошло от Одного и Того же». Это означает, что Григорий видел на Мандилионе всё тело Христа и потому разглядел рану в правом боку от удара сотника копьем в ребра, после чего, по свидетельству Евангелия, из раны истекли «кровь и вода» (Ин. 19: 34).
Пребывание до 1204 года в Константинополе Плащаницы (хотя и под разными названиями –sindon, sudarium, synne) подтверждается в многочисленных документах той эпохи. Так, сообщается, что в 1036 году при императоре Михаиле IV Пафлагонике Святыню пронесли с процессией по городу, а в 1058 году христианский арабский писатель Абу Наср Яхайя видел ковчежец с реликвией в соборе Святой Софии в Константинополе.
Реликвия хранилась в императорской часовне Фарос в дворцовом комплексе Буклеон (Boucoleon). Доступ к ней имели только люди, лично приглашенные императором. В XI и XII веках византийские императоры охотно устанавливали политические контакты с западными владетельными князьями, ища союзников в борьбе против ислама. Принимая высоких гостей, они показывали им святыни, хранящиеся во дворце. Так, император Мануил Комнин в 1147 году принимал герцога Анри (Генриха) II Шампанского, покровителя автора «Романа о Граале» Кретьена де Труа (многие синдологи считают, что легенда о Граале возникла именно в связи с Плащаницей, о чем будет еще сказано ниже). В 1171 году тот же император принимал Иерусалимского короля Аморина I и хрониста Третьего крестового похода епископа Вильгельма Турского и показал им реликвии крестных мук Спасителя: Крест, гвозди, копие, губку, Терновый венец и полотно, «в которое Он был завернут», то есть Плащаницу.
В XII веке появились многочисленные свидетельства раскрытия «тайны Мандилиона». Так, в позднейшей (до 1130 г.) вставке в текст проповеди папы Стефана III о посланной Христом Авгарю ткани сказано: «Вытянул все Свое тело на белом, как снег, полотне, на котором славное изображение Лика Господа и всего Его тела (!) было так чудесным образом отражено…» В «Истории Церкви», написанной около 1130 года английским монахом Орделкусом Виталиком, также в связи с Авгарем упоминается полотно, которое «позволяло увидеть подобие и пропорции тела нашего Господа». Аббат из Исландии Николай Сомундарсон, совершивший паломничество в Константинополь и вернувшийся домой в 1157 году, упоминает, что видел «Плащаницу с кровью и телом Христа на ней». В кодексе XII века из Ватиканской библиотеки (nr 5696) хранится письмо Христа Авгарю, в котором говорится: «Посылаю тебе полотно; знай, что на нем не только Мое лицо, но все тело чудесно отразилось». В этом тексте Нерукотворный образ (Убрус) идентичен Плащанице.
Однако более ценны свидетельства самовидцев святыни. Хранитель коллекции реликвий в Фаросе грек Николай Месарит в 1201 году увещевал взбунтовавшуюся гвардию не нарушать святость часовни, где находится «погребальное полотно», в которое было обернуто «после мук, укрытое тайно, хотя и нагое, мертвое тело Христа». Из текста видно, что самого Месарита поразил тот факт, что Христос на Плащанице совершенно нагой. Такое не мог себе позволить ни один христианский художник того времени.
Интересно, что в 1200–1204 годах в Константинополе «в церкви Богородицы Фаросской» видел «Пелены Христовы» и русский паломник из Великого Новгорода Добрыня Ядрейкович (впоследствии, в 1211–1229 годах, Новгородский архиепископ Антоний). Оставленное им описание святыни полностью совпадает с описанием такого важного свидетеля, как Роберт де Клари, хронист Четвертого крестового похода, который видел императорскую коллекцию реликвий в 1203 или 1204 году. Он отмечает такую важную подробность, как еженедельная открытая демонстрация Плащаницы всему народу во Влахернском храме каждую пятницу – в день, который в христианской традиции посвящен памяти Креста и Распятия Спасителя.
Икона «Христос во Гробе»
Древние складки, обнаруженные на Туринской Плащанице, объясняются необходимостью складывать и разворачивать ее для демонстрации верующим.
Исследования показали, что именно в связи с такими демонстрациями в Византии сложился особый тип иконографии, известный как «Христос во Гробе». Дж. Джексон, Р. Джексон, К. Пропп предположили, что древние складки, обнаруженные на Туринской Плащанице, можно объяснить необходимостью складывать и разворачивать ее для демонстрации верующим. Они экспериментально (на натурной модели) доказали, что Плащаницу оборачивали вокруг квадратного бруса, а часть полотна закрепляли между двумя планками гвоздями так, что реликвию можно было поднять из сложенного состояния, потянув вертикально вверх за эти планки.
На иконах «Христос во Гробе» гроб обычно изображается слишком маленьким, чтобы вместить все тело Христа, Который поднимается из него. Это можно объяснить тем, что икона показывает не исторического Христа, а демонстрацию Туринской Плащаницы, механически поднимаемой и опускаемой из ковчега («гроба»). В «Завоевании Константинополя» Роберт де Клари пишет: «И среди других была церковь, называемая Церковью Богородицы Влахернской, где хранилась Плащаница, в которую был обернут Господь и которая вставала каждую пятницу, чтобы облик Господа нашего был ясно виден ».
Икона «Христос во Гробе» всегда показывает Христа выходящим из гроба лишь до уровня рук. В ходе эксперимента оказалось, что когда модель Плащаницы поднимается, квадратный брус, который привел к образованию четырех складок в районе рук, мешает поднимать ее дальше. На Плащанице ученые также обнаружили следы от головок гвоздиков по ее краям в соответствии с моделью, которая позволяет поднимать Плащаницу из свернутого состояния.
Прототипом иконы «Христос во Гробе» была Туринская Плащаница.
По мнению авторов исследования, прототипом иконы «Христос во Гробе» была Туринская Плащаница. Искусствовед Ханс Бельтинг, подробно изучавший икону «Христос во Гробе», пришел к заключению, что эта икона впервые появляется в Византии в конце XI века. Таким образом, Плащаница, скорее всего, демонстрировалась до уровня рук Христа в течение большей части XI и, возможно, Х веков, поскольку необходимо было время, чтобы традиция сформировалась. Таким образом, она выставлялась в течение двух веков до XIII века, когда ее видел Роберт де Клари.
"Не рыдай Мене, Мати"
Исследования Дж. Джексона и его коллег о складках на Туринской Плащанице перемещают ее как физический объект из европейского исторического контекста периода от Средних веков до наших дней в византийскую культуру I тысячелетия и смещают ее датировку вглубь истории минимум на три века от даты, полученной в результате радиоуглеродного анализа.
Этот вывод подтверждает и российский искусствовед И.А. Шалина. Она исследовала икону, которая состоит из двух самостоятельных композиций: верхняя часть – это образ «Спаса Нерукотворного», а нижняя представляет собой образ «Христа во Гробе», получивший греческое название «Akra Tapeinosis», а славянское – «Уныние (или Смирение) нашего Господа». И.А. Шалина показала, что иконография « Akra Tapeinosis» не плод интеллектуального и литургического творчества, но исторический образ, с самого начала своего существования обязанный нерукотворной реликвии Христа, точно передавший черты лежащего в гробу Господа. А распространенная на Руси композиция «Не рыдай Мене, Мати», объединившая две иконы: Мандилион и «Akra Tapeinosis», была вдохновлена хранящимися в Фаросской дворцовой церкви историческими реликвиями Мандилиона и Плащаницы. Она также высказала предположение, что изображение гроба на иконе навеяно формой ларца-реликвария, из которого поднималась Плащаница, а устройство, на котором она поднималась, было оформлено в виде креста, сделанного в меру и подобие Голгофского.
В византийских богослужебных текстах на 16 (29) августа есть указания на тождество двух святынь: Нерукотворного образа из Эдессы и Плащаницы.
Российский историк Б.А. Филиппов указывает, что имеется достаточно свидетельств параллельного существования в Константинополе Мандилиона (Нерукотворного образа) из Эдессы и Плащаницы, но поскольку нет никаких известий о торжествах и прибытии в город Плащаницы (а византийцы тщательно регистрировали и подробно описывали все прибывавшие реликвии), то вслед за Вильсоном надо сделать вывод, что имело место не прибавление новой реликвии, а изменение названия уже имевшейся в коллекции.
В 2002 году в Москве состоялась посвященная изучению Плащаницы конференция, на которой протоиерей Валентин Асмус, известный знаток истории и литературы Византии, подтвердил, что в византийских богослужебных текстах на 16 (29) августа есть указания на тождество двух святынь. Так, в синаксаре греческой Минеи Нерукотворный образ, посланный в Эдессу перед страданиями Христа, назван Плащаницей, причем в тексте различаются две Плащаницы: та, которой Спаситель отер лицо, и та, в которую было завернуто Его мертвое тело. В ряде других богослужебных текстов Нерукотворный образ связывается с крестными страданиями Спасителя. «Возникновение легендарного рассказа об Авгаре, – говорит ученый, – имеет свое объяснение. Ведь существовал долгий период забвения, когда Нерукотворный образ хранился под спудом, и, когда он появился, потребовалось объяснение этого события». Отец Валентин Асмус считает, что если будет доказано, что Туринская плащаница – это Нерукотворный образ, которому уже составлена служба и установлен церковный праздник, то в тексте службы ничего не придется менять.
Однако как бы ни называлась и чем бы ни была в действительности эта великая реликвия, хранившаяся в Константинополе до начала XIII века, она исчезла оттуда вместе с сотнями других величайших святынь после страшного погрома, устроенного крестоносцами, которые в 1204 году штурмом взяли столицу Византии в результате самого позорного Четвертого крестового похода западных христиан.
(Продолжение следует.)
Среди таинственных явлений, окружающих нас, особое место занимают изображения, которые называют нерукотворными . Над их загадками ученые ломают головы на протяжении многих лет - ведь проведенные исследования однозначно указывают, что данные картины не могли быть созданы людьми. Материалы, из которых они изготовлены, веками хранятся без повреждений, а использованных для рисунков красителей просто не существует в природе.
Анализ был неточным
Самое известное из подобных нерукотворных изображений - Туринская плащаница . Согласно библейской легенде, в этот кусок полотна размером примерно 4,4x1,1 метра завернули тело Иисуса, снятое с креста. На полотне осталось двойное изображение: на одной половине образ мужчины со сложенными впереди руками, на другой - рисунок того же тела со спины.
На плащанице хорошо различаются детали: борода, волосы, губы, пальцы. Также полотно сохранило следы крови от ран, их расположение в точности соответствует тому, что описано в библейских текстах, из-за чего плащаницу иногда называют пятым Евангелием.
В настоящее время реликвия хранится в туринском соборе Иоанна Крестителя. Она заперта в массивном сундуке на три замка, ключи от которых хранятся у разных священнослужителей, и доступ к реликвии может быть осуществлен только по их общему согласию.
При этом Римско-католическая церковь официально не признает подлинность реликвии. Более того - проведенный в 1988 году радиоуглеродный анализ показал, что ткань была создана примерно в XIII веке. Да и само появление плащаницы в соборе окутано тайной: по одной версии, ее привез некий рыцарь-крестоносец, по другой - что она когда-то хранилась в Константинополе и попала в Турин через Францию.
Изучением Туринской плащаницы и других нерукотворных изображений занимается отдельная наука, названная синдологией (от древнегреческого «синдон» - «тонкое полотно»). В 2005 году телеканал Discovery показал интервью с американским химиком Раймондом Роджерсом, который принимал участие в исследованиях 1988 года.
Роджерс предположил, что образцы для радиоуглеродного анализа были взяты не с основной ткани, а с заплат, наложенных во время одной из починок плащаницы, и ее датировка вполне может относиться ко времени распятия Христа,
Один из трех
Сразу несколько нерукотворных изображений отражают библейский сюжет о Веронике - благочестивой женщине, которая, когда Иисус нес крест на Голгофу, дала ему напиться и вытерла его лицо своим платком, после чего на ткани остался облик Христа.
Тип изображения Христа, представляющего Его лик на платке, принято называть Спас Нерукотворный.
В настоящее время святая Вероника является покровительницей фотографов, а в мире существуют три реликвии, которые называют «плат Вероники» или «вуаль Вероники» - и каждая из которых, по мнению церковников, может быть подлинной.
Один плат Вероники хранится в римском соборе Святого Петра. На тонкой ткани хорошо видно лицо Иисуса - как и изображение на плащанице, оно каким-то образом нанесено без помощи красок. Правда, в настоящее время рассмотреть его обычному человеку не представляется возможным: еще в 1628 году папа римский Урбан VIII разрешил публичный показ плата только один раз в году - в пятую воскресную вечерю Великого поста, когда его демонстрируют с высокой лоджии Столпа Святой Вероники, а приблизиться к нему позволено только служителям собора.
Показ плата Св. Вероники в соборе Святого Петра
Вторая реликвия, которую чаще называют «вуаль Вероники», хранится в монастыре небольшого итальянского города Манопелло. В начале XXI века немецкий священник, преподаватель Грегорианского университета в Риме, Франк Генрих Фейфер опубликовал результаты своих исследований этой вуали.
Она представляет собой кусок прозрачной ткани размером примерно 17x24 сантиметра, где запечатлено мужское лицо с бородой, которое, в зависимости от того, под каким углом падают солнечные лучи, то появляется, то исчезает.
Изображение имеет необыкновенное сходство с образом на Туринской плащанице, при этом никаких следов красителей Фейферу обнаружить не удалось.
Третьей реликвией является прямоугольный кусок полотна из льняного батиста с пятнами крови и ликом Иисуса, он хранится в монастыре Святого Лика испанского города Аликанте.
Известный ученый-синдолог Ян Вильсон, изучая эти изображения, пришел к выводу, что подлинный плат Вероники хранится в Манопелло, а ткани из Рима и Аликанте - более поздние копии реликвии, созданные в X или XI веках.
Дева Мария со смуглым лицом
В Латинской Америке наиболее почитаемой святыней является нерукотворный образ Девы Марии Гваделупской.
По легенде, Богоматерь в образе смуглолицей женщины четыре раза являлась 17-летнему мексиканскому крестьянину Хуану Диего Куаухтлатоатцину в декабре 1531 года. Она попросила юношу, чтобы на холме Тепейак, где проходили их встречи, построили церковь. Хуан Диего передал эти слова местному епископу Хуану де Сумарраге - но тот не поверил крестьянину, сказав, что Богородица должна подтвердить свои слова каким-нибудь знамением.
Юноша снова пришел на холм и передал Деве Марии мнение епископа. Богородица сделала так, что на бесплодной скале холма в разгар зимы расцвели розы. Хуан Диего завернул цветы в свой плащ и отнес епископу. Плащ развернули в присутствии большого числа людей, розы упали на землю - и все увидели, что на ткани запечатлелся образ смуглой Богоматери, которую стали называть Девой Марией Гваделупской.
В настоящее время храм Девы Марии Гваделупской посещают миллионы паломников со всего света - а результаты исследований нерукотворного изображения ставят ученых в тупик.
В 1947 году этот образ Богоматери исследовал немецкий ученый, нобелевский лауреат в области химии Рихард Кун. Он пришел к выводу, что изображение не было создано человеком: на полотне отсутствуют следы любых пигментов, и каждый оттенок образа является химическим соединением с тканью.
В 1976 году мексиканские исследователи Роберто Паласиос и Эрнесто Пальярес определили, что полотно плаща было соткано из волокон кактуса айяте.
Такой материал обычно хранится не более 30 лет. Но возраст плаща составляет уже почти половину тысячелетия - и при этом его ткань не гниет и не портится. На ней нет бактерий, и к ней не прилипает пыль. Как можно объяснить такое, ученые просто не знают.
Более того - изображение Богородицы имеет живые глаза! Исследователи выяснили, что зрачки нерукотворного изображения реагируют на свет, расширяясь или сужаясь.
В 1929 году фотограф Альфонсо Марке обнаружил в правом глазу изображения Девы Марии образ бородатого мужчины. Современные ученые, создав компьютерное изображение глаз Богородицы, увеличенных в 2,5 тысячи раз, определили, что в обоих глазах Девы Марии есть образы мужчин.
По сохранившимся портретам было установлено, что одним из них является индеец Хуан Диего Куаухглатоатцин, а другим - епископ Хуан де Сумаррага. При этом деформация образов полностью соответствует преломлениям роговицы живого глаза!
Уже в наше время исследованием нерукотворного изображения Девы Марии Гваделупской занимались специалисты НАСА. Они установили, что полотно плаща имеет постоянную температуру живого тела - 36,6 градуса по шкале Цельсия. Но и это еще не все: выяснилось, что ткань пульсирует! Частота составляет 115 ударов в минуту - примерно такой пульс у ребенка в чреве матери.
Портрет на кафельной плитке
Нерукотворные изображения могут быть не только божественными.
В 1971 году в испанской деревне Белмез-де-ла-Мораледа в доме Марии Гомес Перейры на кафельной плитке неожиданно появился мужской портрет.
Отмыть его не удалось, и женщина попросила сына сбить плитку и уложить другую. Но через некоторое время портрет появился вновь. Жители деревни опознали в нем мужчину, давно умершего и похороненного на старом кладбище, на месте которого позже были построены дома, в том числе и жилище Марии.
Специалист по паранормальным явлениям Герман де Аргумоса исследовал плитки с портретами и пришел к выводу, что вещество, которым сделаны рисунки, не похоже ни на какую известную краску. По просьбе хозяйки в доме вскрыли пол - и на глубине нескольких метров обнаружили человеческие останки. После их перезахоронения портреты перестали появляться.
Подобные явления отмечались и в других местах.
В 1897 году в Уэльсе скончался Джон Вогхен, настоятель местного собора Лландафф. Спустя две недели после его погребения на стене собора появились очертание лица покойного и его инициалы J и V. Изображение сохранялось несколько дней, после чего исчезло.
В 1923 году на стене в соборе Христа, расположенном в английском Оксфорде, появился портрет скончавшегося священника Генри Лидделла. Позже начиная с 1926 года рядом с ним можно было увидеть изображения еще нескольких умерших священников, при жизни проводивших службы в этом соборе. Миссис Хьювет Маккензи, тогдашний президент британского Общества физических исследований, в 1931 году исследовала эти портреты и пришла к заключению, что они не могли быть созданы человеком.
Многие исследователи высказывают мнение, что нерукотворные изображения служат доказательством существования иного мира, в котором наша жизнь продолжается после физической смерти и где мысли могут находить материальное воплощение. Но так ли это - ответ пока не найден.
Виктор СВЕТЛАНИН
http://marinni.livejournal.com/871744.html
Тайны нерукотворных изображений Христа: плащаница и "вуали Вероники"
Уже много лет идут споры вокруг Туринской плащаницы.
При этом почему-то забывают, что плащаница - не единственная реликвия, на которой имеется нерукотворный образ.
Другая- это "Вуаль Вероники" - нерукотворное изображение Иисуса Христа, которое, по преданию, появилось на платке, который Вероника дала Христу, когда он нёс свой крест на Голгофу, чтобы он вытер лицо.
Известны два "Плата Вероники"- в соборе Святого Петра в Ватикане и в церкви в Манопелло, за признание подлинности одного из них идет настоящая война.
Еще есть предание о плате-полотенце, которым Христос вытирал лицо ДО голгофы, поэтому там он еще без тернового венца.
Святой Мандилион. Икона из Капеллы Санта-Матилда, Ватикан. VI в. (?)
Царь Эдессы послал художника запечатлеть Христа, тот умыл лицо и вытерся платом - и на нем проявилось изображение:
Этот лик впоследствии был выкуплен из Эдесса императором Константинополя, но
реликвия была похищена во время разграбления города в 1204 году, после чего утеряна.
Лик из Манопелло
Второй- "Лик из Манопелло", от тоже называется "Вуаль Вероники", но там нет тернового венца:
Volto Santo from Manoppello (Italia).
Нерукотворность этих изображений связывает их с другой общеизвестной реликвией - Туринской плащаницей :
Ее загадка не разгадана до сих пор.
Как появился отпечаток, когда он возник- радиоуглеродные анализы дают дату гораздо позднее смерти Христа.
Сама Католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, хотя хранит ее и почитает.
А дальше- личное дело самих верующих.
Хотите- верьте в истинность, хотите- нет.
Эти нерукотворные изображения стали первыми иконами и дали начало множеству образов, где лик изображается на плате:
Симон Ушаков. Спас Нерукотворный.
Спас на убрусе (Св. Мандилион).
Плат с ликом иногда держат ангелы:
Спас Нерукотворный в Спасском соборе Вятки
Parish church in Zweinitz in the community of Weitensfeld - Tympanum
The Mandylion from Jankowce, Historic Museum in Sanok, Poland
Спас нерукотворный. последняя треть 18 века.
Monastery Ossiach - Celling-painting: Painted Dome with Angel with the Veil of Veronica - Painter:Josef Ferdinand Fromiller
Плат Вероники
Kruiswegstaties, Westfalen, ca. 1530.
По преданиям, некая женщина дала Христу платок, когда он нес крест на Голгофу, чтобы он мог вытереть пот и кровь от терновых игл с лица:
Alsace, Bas-Rhin, Strasbourg, Eglise Saint-Pierre-le-Vieux catholique, Choeur, Tableaux "La Passion du Christ" (1485), H.Lutzelmann?, Jésus portant la croix
Лик Иисуса запечатлелся на платке, здесь видно, как он проявляется:
Jacopo Pontormo
Dekoration der Papstkapelle Leo X. in Santa Maria Novella in Florenz, Lünette, Szene: Hl. Veronika, Detail
Date 1515
Эта реликвия хранится в соборе св. Петра в Риме.
На платке на просвет видно изображение лица Иисуса.
Так же, как и на плащанице-изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами.
Ученые исследуют эти изображения до сих пор, но тайна пока не разгадана.
Причем, Ватикан отказывается признать подлинность хранящейся в отдаленном монастыре итальянской деревни Манопелло иконы "Вуаль Вероники".
Дело в том, что в распоряжении Святого Престола находится собственная реликвия, претендующая на то, чтобы называться вуалью святой Вероники.
Если вуаль в Манопелло подлинная, это означает, что другая вуаль Вероники, которая хранится в соборе Святого Петра в Ватикане, но которую видели всего несколько человек,подложная...
Плат Вероники изображается на многих картинах и скульптурах:
Петр и Павел с платом.
Family Group Adoring the Veil of Veronica, c. 1490, Austrian, oil on panel
Римская католическая церковь причислила Веронику к лику святых, хотя нет достоверных сведений о том, что история с вуалью действительно имела место.
По крайней мере в Новом Завете об описанном событии нет упоминания.
Если верить Ватикану, Вероника долго хранила вуаль. Говорят, она вылечила с ее помощью римского императора Тиберия, а затем передала ее Папе Климентию на хранение.
И с тех пор вуаль хранится в соборе Святого Петра в Риме.
The veil of St. Veronica (Vera Icon).
Polski: Chusta św. Weroniki (Vera Icon).
Date circa 1450
Saint Veronica’s Veil
Made in Italy
c. 1500
Bernardino di Bosio Zaganelli, Italian (active Romagna), c. 1470 – c. 1510
Oil on panel
Интересные факты
По официальным данным Ватикана Платок Вероники - самая ценная реликвия христианства, до сих пор хранится в Базилике Святого Петра.
В 1628 году Папа Урбан VIII издает запрет,и торжественные демонстрации Вуали верующим прекращаются.
Увидеть ее практически невозможно.
Вуаль Вероники вынимается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году - в пятую воскресную вечерю Великого Поста, но время показа коротко и, к тому же, она демонстрируется с высокой лоджии Столпа Святой Вероники.
Приблизиться к реликвии разрешается лишь каноникам Базилики Святого Петра.
Плат Вероники, Доменико Фетти, 1620
St. Peter und Paul, In der Stelle, Bodman, Bodman-Ludwigshafen
Predella of the altarpiece in Sankt Peters Klosters kyrka in Lund, Skåne, Sweden. Relieve of angels holding Veronica"s veil
Тромплей
Изображения "tromp l"oeil" были очень популярны в 17 веке, есть несколько платов Вероники в этой технике:
Philippe de Champaigne (Bruxelles 1602-Parigi 1674), Velo della Veronica, ante 1654
Francisco de Zurbarán
Francisco de Zurbarán - The
The Sudarium of St Veronica
Date between 1658 and 1661
Дотошный немецкий журналист Паул Бадде, весной 2004 года обратился к кардиналу Франческо Маркизано, генеральному викарию Ватикана и протоиерею Базилики Св. Петра, с просьбой увидеть сокрытую в колонне реликвию.
Отказы кардинал обьяснял тем, что "с течением лет изображение слишком поблекло".
Наконец, настойчивость журналиста победила,и для него сделали исключение - позволили войти в хранилище Ватикана, расположенного в Столпе Вероники.
Он пережил глубокое разочарование. Льняное полотно не только не произвело на него никакого впечатления,
но на нем с трудом можно увидеть что-либо-изображение больше похоже на темное пятно.
Бадде подозревает, что в начале семнадцатого века, когда еще строилась новая Базилика Святого Петра, Вуаль была украдена, а на её место подложена неудачная копия.
Вуаль Вероники
Здесь платок изображен в виде вуали, как та, что хранится в Монапелло:
Robert Campin (1375/1379–1444) St Veronica
Date 1410
Спор о вуали из Монапелл
«Официальное признание после стольких веков молчания имело бы огромное теологическое и иконографическое значение», – заявил представителям итальянской прессы еще один сторонник подлинности монастырской иконы, немецкий священник-иезуит, преподаватель искусства Грегорианского университета в Риме Франк Генрих Фейфер.
Изучив вуаль, он пришел к выводу, что она обладает необычными, можно сказать, сверхъестественными свойствами. Вуаль представляет собой небольшой кусок ткани размером 6,7 на 9,4 дюйма (примерно 17 на 24 см).
St Veronica (detail)
by MASTER OF FLÉMALLE
Она почти прозрачная, красновато-коричневого цвета, на ней запечатлено лицо бородатого мужчины,
никаких следов краски на ней нет.
В зависимости от наклона лучей солнца лицо то пропадает, то появляется, что в средние века само по себе считалось чудом.
Кроме того, изображение есть с обеих сторон - то и другое абсолютно идентичны друг другу.
Реликвия потрясает наблюдателя своими свойствами.
Она представляет собой смесь диапозитива и голограммы человека средиземноморской наружности с разбитым лицом и сломанным носом. Такие детали, как тонкая борода и выщипанные брови, выглядят почти как фотография или, по крайней мере, негатив.
Bourg en Bresse eglise de brou museum
При тусклом освещении изображение теряет цвет, отпечатки становятся темнее и черты лица Христа выглядят такими, как у покойника.
Если повернуть изображение против дневного света, оно исчезает, а когда за ним наблюдаешь со стороны алтаря, выражение глаз на лице Иисуса меняется,и он как будто смотрит вбок.
Считают, что вуаль сделана из виссона – очень качественного шелка, получаемого из нитей мидий, с помощью которых эти моллюски прикрепляются к скалам.
В древности из виссона ткали одежду для фараонов и самых высокопоставленных иудейских священнослужителей.
St Veronica
На этих картинах не вуаль, а плотная ткань, как та реликвия, которая хранится в Ватикане.
Master of Saint Veronica
German Gothic Era Painter, active ca.1395-1420
Одни из первых картин 15 век этого художника так и называют: Мастер Св.Вероники:
Saint Veronica with the Sudarium
about 1420, Master of Saint Veronica
St. Veronica with the Holy Kerchief
c. 1420
Tempera on oak, 78 x 48 cm
Alte Pinakothek, Munich
http://www.artcyclopedia.com/artists/master_of_saint_veronica.html
"Crucifixion Triptych (Rogier van der Weyden)"
circa 1445
Medium oil on oak panel
Ганс Мемлинг (около 1433–1494)
1470
Christ Carrying the Cross and Veronica with the Sudarium
Date between 1477 and 1478
Angels Supporting the Veil of St Veronica
Master of Saint Ursula Legend c 1475-1500
Oil on panel, 62 x 44 cm
Private collection
St Veronica with the Sudarium by the Master of Saint Ursula Legend c 1475-1500
Dortmund, Westfalen, Propsteikirche, altar, crucifixion {Baegert}, detail
большая:
http://www.flickr.com/photos/ana_sudani/sets/72157626551167866/with/5642401431/
Эль Греко
St Veronica With The Sudary 1579 by El Greco
Скульптура и рельефы
Sacro Monte di Varallo, Varallo Sesia, Italy - Polychrome clay statues and frescos; Chapel XXXVI, Jesus on the Road to Calvary, statues by Tabacchetti e Giovanni d"Enrico, 1599-1600
Church of la Godivelle: statue (Puy-de-Dôme, France).
Santo Domingo de la Calzada
18th century tabernacle depicting the Holy Face of Christ.
Есть очень много поздних изображений, типа таких картин:
Saint Veronica With The Veil - Mattia Preti
Загадок и тайн нерукотворных изображений еще много.
Существует целая наука: синдология, которая их исследует.
На плащанице- негатив, на платах- позитив, вот и думай:)
Я не компетентна в этих вопросах, здесь меня больше интересовала иконография.
В том, что большинству современных читателей вряд ли знакомо имя замечательной немецкой писательницы Гертруд фон Лефорт, их собственной вины определённо нет. Просто в своё время советская книжная индустрия, широко печатавшая Томаса Манна, Райнера Рильке и Германа Гессе, не решалась издавать книги прочно стоящей в одном ряду с этими классиками германской литературы, фон Лефорт. Вряд ли в коммунистическую систему ценностей благополучно вписалась бы автор-баронесса, да ещё и доктор богословия! И уж конечно, её тексты, все как один, написанные с позиций глубоко верующей христианки, не могли появиться в стране, где за веру открыто преследовали. Только в начале двухтысячных годов произведения Гертруд фон Лефорт наконец-то появились на русском языке: в издательстве Ивана Лимбаха вышли несколько томов её поэзии и прозы, в том числе - замечательный роман «Плат святой Вероники».
Написанный в лучших традициях позднего немецкого романтизма, он представляет собой увлекательный философско-психологический экскурс в глубины человеческой души. Однако при этом произведение не превращается в отвлечённо-беспредметное повествование. В нём всё вполне конкретно и чётко. Есть яркие, характерные герои: юная девушка по имени Вероника - сирота, оставшаяся без матери и никогда не видевшая своего отца. Бабушка, у которой Вероника живёт на воспитании - светская интеллектуалка, харизматичная личность, влюблённая в искусство. Тётя Вероники, набожная молодая женщина. Добрая и отзывчивая служанка Жаннет. А ещё есть Рим - Вечный город, в котором все эти разные и по возрасту, и по характеру женщины живут. Рим выступает отдельным персонажем, которого Гертруд фон Лефорт в романе «Плат святой Вероники» выписывает едва ли не филиграннее, чем всех остальных. Колизей, Форум, храм Святого Петра, древние церкви и бесконечные руины, хранящие в себе дух тысячелетий, встают перед взором читателя словно наяву. На их фоне и разыгрывается удивительная история чудесного превращения юной дикарки в душу, однажды расслышавшую сквозь толщу житейских перипетий тихий Божий призыв.
Это случилось на предпасхальной Страстной неделе когда, случайно попав в собор святого Петра, юная Вероника увидела выставленное там полотно - плат святой Вероники, той самой, которая подала идущему Крестным путём Спасителю кусок ткани, чтобы Он утёр Своё израненное лицо. Дальше события будут развиваться самым неожиданным для читателя образом; за страницами философских размышлений последуют крутые сюжетные повороты и неожиданные перемены в характерах персонажей. Тончайшие движения их душ, настроений, чувств и даже мыслей писательница передаёт настолько реалистично, что само повествование как будто дышит и кажется живым.
«Как много можно сделать даже тогда, когда кажется, что совсем ничего нельзя сделать!» - мудро замечает Гертруд фон Лефорт устами одной из своих героинь, приводя читателя, в конце концов, к одной простой, но замечательной мысли о том, что даже в самых нелёгких обстоятельствах ни в коем случае нельзя отчаиваться. И тогда Сам Господь вмешается в ход нашей жизни, и навсегда останется в нашем сердце, как запечатлел Он тысячелетия назад Свой облик на Плате святой Вероники.