Пантелеев столин опросник самоотношение 90 вопросов методика. Методика исследования самоотношения (тест - опросник МИС) В.В. Столин, С.Р. Пантилеев. Опросник самоотношения Столин – Пантелеев - инструкция
Методика исследования самоотношения (тест - опросник МИС) В.В. Столин, С.Р. Пантилеев. Методика исследования самоотношения (тест МИС, опросник МИС) В.В. Столина, С.Р. Пантилеева построена в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Многомерный опросник исследования самоотношения создан С.Р.Пантилеевым в 1989 году, содержит 110 утверждений распределенных по 9 шкалам. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
1) глобальное самоотношение;
2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я". В качестве исходного принимается различие содержания "Я - образа" (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Методика исследования самоотношения (тест - опросник МИС) В.В. Столин, С.Р. Пантилеев:
Инструкция к методике МИС: Внимательно прочитайте предложения и поставьте на отдельном бланке рядом с номером каждого утверждения плюс, если вы согласны с данным утверждением, или минус, если Вы не согласны с данным утверждением.
Тестовый материал (вопросы)
1. Мои слова довольно редко расходятся с делом.
2. Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным.
3. К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.
4. У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно разговариваю,- мне неприятно.
5. Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.
6. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни,- это не противиться собственной судьбе.
7. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.
8. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.
9. Я не способен причинять душевную боль самым родным и любимым людям.
10.Я считаю, что не грех иногда пожалеть самого себя.
11.Совершив какой-то промах, я часто не могу понять, как же мне могло прийти в голову, что из задуманного могло получиться что-нибудь хорошее.
12.Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.
13.В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.
14.Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.
15.У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.
16. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
19.Бывало, и не раз, что я сам остро ненавидел себя.
20.Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
21. В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью. 22.Иногда я сам себя плохо понимаю.
23.Порой мне мучительно больно общаться с самим собой.
24.Думаю, что без труда смог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.
25.Если я отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
26.Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему.
27.Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.
28.Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
29.Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.
30.Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
31.Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы довольно скучный партнер по общению.
32.Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не трачу много сил на то, чтобы в чем-то стать другим.
33.В целом меня устраивает то, какой я есть.
34.К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь.
35.Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.
36.Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом.
37.Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.
38.Я часто, но довольно безуспешно пытаюсь в себе что-то изменить.
39.Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд.
40.Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.
41.Я редко остаюсь непонятым в самом важном для меня.
42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.
43.То, что со мной случается,- это дело моих собственных рук.
44. Если я спорю с собой, то уверен, что найду единственно правильное решение.
45. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».
Я не считаю, что достаточно духовно интересен для того, чтобы быть притягательным для многих людей46..
47. У меня нередко возникает сомнение, а таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь.
48. Я не способен на измену даже в мыслях.
49. Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией.
50. Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо.
51. Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.
52. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
53.Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.
54. Каким бы я ни казался окружающим, я-то знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других.
55. Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.
56. Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива.
57. Мне кажется, что если бы было больше таких людей, как я, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.
58.Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.
59. Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.
60. Во мне есть немало того, что вряд ли вызывает симпатию.
61. В сложных обстоятельствах я обычно не жду, пока проблемы разрешатся сами собой.
62. Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.
63. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.
64. Я убедился, что глубокое проникновение в себя,- малоприятное и довольно рискованное занятие.
65. Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.
66. У меня бывали такие моменты, когда я понимал, что и меня есть за что презирать.
67. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.
68. Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личности.
69. Долгие споры с собой чаще оставляют горький осадок в моей душе, чем приносят облегчение.
70.Думаю, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие.
71.Если говорить откровенно, иногда я бываю очень неприятен.
72.Можно сказать, что я себе нравлюсь.
73.Я - человек ненадежный.
74. Осуществление моих желаний мало зависит от везения.
75. Мое внутреннее «Я» всегда мне интересно.
76. Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.
77. Близким людям свойственно меня недооценивать.
78. У меня в жизни нередко бывают минуты, когда я сам себе противен.
79. Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.
80. Я убедился, что в серьезных делах на меня лучше не рассчитывать.
81. Порой мне кажется, что я какой-то странный.
82. Я не склонен пасовать перед трудностями.
83. Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.
84. Мне кажется, что, глубоко обдумывая свои внутренние проблемы, я научился гораздо лучше себя понимать.
85. Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих.
86. Мне случалось совершать такие поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.
87. Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.
88. Если я искренне обвиняю себя в чем-то, то, как правило, обличительного запала хватает ненадолго.
89. Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.
90. Я вполне представляю себе, что меня ждет впереди.
91. Иногда мне бывает трудно найти общий язык со своим внутренним «Я».
92. Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес.
93. Я не хотел бы сильно меняться даже в лучшую сторону, потому что каждое изменение - это потеря какой-то дорогой частицы самого себя.
94. В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что я рассчитывал.
95. Вряд ли во мне есть что-то, чего бы я не знал.
96. Мне еще многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность».
97. Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.
98. Иногда я оказываю «бескорыстную» помощь людям только для того, чтобы лучше выглядеть в собственных глазах.
99. Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим собой.
100.Те, кто меня не любит, просто не знают, что я за человек.
101.Убедить себя в чем-то не составляет для меня особого труда.
102.Я не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людях.
103.Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему.
104.Если не мелочиться, то в целом меня не в чем упрекнуть.
105.Я сам создал себя таким, каков я есть.
106.Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.
107.Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.
108.Ко мне относятся так, как я того заслуживаю.
109.Думаю, что моя судьба сложится все равно не так, как бы мне хотелось теперь.
110.Уверен, что в жизни я на своем месте.
Ключ к тесту МИС.
Номера пунктов опросника и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.
Шкала 1. Открытость
«+»: 1, 3, 9, 53, 56, 65.
«-»: 21, 48, 62, 86, 98.
Шкала 2. Самоуверенность
«+»: 7, 24, 30, 35, 36, 51, 52, 58, 61, 73, 82.
«-»: 20, 80, 103.
Шкала 3. Саморуководство
«+»: 43, 44, 45, 74, 76, 84, 90, 105, 106, 108, 110.
«-»: 109.
Шкала 4. Зеркальное Я
«+»: 2, 5, 29, 41, 50, 102.
«-»: 13, 18, 34, 85.
Шкала 5. Самоценность
«+»: 8, 16, 39, 54, 57, 68, 70, 75, 100.
«-»: 15, 26, 31, 46, 83.
Шкала 6. Самопринятие
«+»: 10, 12, 17, 28, 40, 49, 63, 72, 77, 79, 88, 97.
Шкала 7. Самопривязанность
«+»: 6, 32, 33, 55, 89, 93, 101, 104.
«-»: 96, 107.
Шкала 8. Конфликтность
«+»: 4, 11, 22, 23, 27, 38, 47, 59, 64, 69, 81, 91, 94, 99.
Шкала 9. Самообвинение
«+»: 14, 19, 25, 37, 60, 66, 71, 78, 87, 92.
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Полученные «сырые» результаты переводятся в стены в соответствии с таблицей. Полученные «сырые» баллы по специальной шкале переводятся в стены.
Таблица перевода «сырых» баллов в стены.
Стены | ||||||||||
Шкала 1 | ||||||||||
Шкала 2 | 11-12 | |||||||||
Шкала 3 | 9-10 | |||||||||
Шкала 4 | ||||||||||
Шкала 5 | 9-10 | 13-14 |
||||||||
Шкала 6 | ||||||||||
Шкала 7 | ||||||||||
Шкала 8 | 8-10 | 11-12 | ||||||||
Шкала 9 |
Интерпретация к опроснику МИС. Опросник включает следующее шкалы:
1. Открытость. Открытость или защитное отношение к самому себе. Либо это внутренняя честность, критичность, либо конформность и выраженная мотивация социального одобрения.
2. Самоуверенность. Отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому человеку, достойному уважения – это высокий полюс. Неудовлетворенность своими возможностями, ощущение слабости, сомнения в способности вызывать уважение – это низкий полюс.
3. Саморуководство. Представление о том, что субъект сам является источником активности, как в деятельности, так и в сферах, касающихся личности; выраженное переживание своего Я, как внутреннего стержня, организующего его как личность в деятельности, общении; чувство того, что судьба находится в его собственных руках, способность справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя – это высокий полюс. Переживание подавленности его Я внешним условиям, плохая саморегуляция, отсутствие тенденции искать причины и результаты поступков и деятельности, а также его личностных особенностей в самом себе – это низкий полюс.
4. Отраженное самоотношение. Представление о том, что его личность, характер и деятельность способны вызывать у других людей уважение, симпатию, одобрение и понимание, т.е. ожидаемое, положительное отношение к себе – это высокий полюс. Отсутствие такого представления – это низкий полюс.
5. Самоценность . Ощущение ценности собственной личности и предполагаемая ценность своего Я для других; эмоциональная оценка своего Я по внутренним, интимным критериям духовности, богатство внутреннего мира – это высокий полюс. Сомнение в ценности собственной личности, недооценка своего духовного Я, отстраненность и безразличие, потеря интереса к своему Я и своему внутреннему миру – это низкий полюс.
6. Самопринятие. Чувство симпатии к самому себе, согласие со своими внутренними побуждениями. Принятие самого себя таким, как он есть, дружеское, снисходительное отношение к самому себе – это высокий полюс. Низкие результаты частично совпадают с самообвинением.
7. Самопривязанность. Это желание или нежелание изменять себя. Высокий полюс – полное принятие себя, вплоть до самодовольства, некоторая ригидность Я – концепции, отрицание возможности, желания развивать себя, даже в лучшую сторону. Иногда это привязанность к неадекватному образу Я, как один из защитных механизмов самосознания. Низкий полюс – сильное желание изменений, неудовлетворенность собой, тяга к соответствующим идеальным представлениям о самом себе.
8. Внутренняя конфликтность. Наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласий с самим собой, чрезмерное самокопание, рефлексия на общем негативном фоне отношения к самому себе – это высокий полюс. Закрытость, отрицание проблемы, поверхностное самодовольство; высокая внутренняя конфликтность сопровождается сильными депрессивными состояниями – это низкий полюс.
9. Самообвинение. Высокие оценки – близки к самоуничижению. Самообвинение, отрицание эмоций в адрес своего Я. Это готовность поставить себе в вину свои же промахи и неудачи. Низкие оценки – внутренняя напряженность и открытость к восприятию отрицательных эмоций в свой адрес.
Проведенная факторизация матриц интеркорреляций значений шкал позволила выделить 3 независимых фактора.
Самоуважение. В данный фактор вошли значения шкал: открытость (внутренняя честность) (1), самоуверенность (2), саморуководство (3), зеркальное «Я» (отражение самоотношения) (4). Совокупность значений шкал выражает оценку собственного «Я» испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению.
Аутосимпатия. В данный фактор вошли значения шкал: самоценность (5), самопринятие (6) и самопривязанность (7). Эти шкалы в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему «Я».
Внутренняя неустроенность.
Данный фактор содержит значения шкал: внутренняя конфликтность (8), самообвинение (9). Этот фактор связан с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения.
Цель: Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
глобальное самоотношение;
самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа » (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.
Опросник включает следующее шкалы.
Шкала S – глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.
Шкала I – самоуважение.
Шкала II – аутосимпатия.
Шкала III – ожидаемое отношение от других.
Шкала IV – самоинтерес.
Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.
Шкала 1 – самоуверенность;
Шкала 2 – отношение других;
Шкала 3 – самопринятие;
Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность;
Шкала 5 – самообвинение;
Шкала 6 – самоинтерес;
Шкала 7 – самопонимание.
Инструкция к тесту: Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак «+», если не согласны то знак «–».
Текст опросника Столина:
1. Думаю, что большинство моих знакомых относятся ко мне с симпатией. 2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом. 3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой. 4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки. 5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других. 6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности. 7. Мое "Я" всегда мне интересно. 8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя. 9. В моей жизни есть или по крайней мере были люди, с которыми я был чрезвычайно близок. 10. Собственное уважение мне еще надо заслужить. 11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел. 12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям. 13. Я сам хотел во многом себя переделать. 14. Мое собственное "Я" не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания. 15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни. 16. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе. 17. Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным. 18. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки. 19. Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения. 20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником. 21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне. 22. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной. 23. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное. 24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой. 25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни - это подчиниться собственной судьбе. 26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего. 27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать. 28. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским. 29. Быть снисходительным к своим слабостям вполне естественно. 30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время. 31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое. 32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых. 33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека. 34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю у себя, разумно ли это. 35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он тут же понял, какое я ничтожество. 36. Временами я сам собой восхищаюсь. 37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко. 38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек. 39. Без посторонней помощи я мало что могу сделать. 40. Иногда я сам себя плохо понимаю. 41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности. 42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко. 43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь. 44. Большинство моих знакомых не принимает меня уж так всерьез. 45. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения. 46. Я вполне могу сказать, что уважаю себя сам. 47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими. 48. В целом меня устраивает то, какой я есть. 49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему. 50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности. 51. Если бы мое второе "Я" существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению. 52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком. 53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно. 54. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки. 55. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести. 56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю "И по делом тебе". 57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
Протокол: Приложение 3
Ключ для обработки
Данный ключ содержит номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.
Шкала S (интегральная) + (положительные ответы): 2, 5, 23, 33, 27, 42, 46, 48, 52, 53, 57. - (отрицательные ответы): 6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.
Шкала самоуважения (I) + (положительные ответы): 2, 23, 53, 57. - (отрицательные ответы): 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.
Шкала аутосимпатии (II) + (положительные ответы): 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54. - (отрицательные ответы): 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.
Шкала ожидания положительного отношения других (III) + (положительные ответы): 1, 5, 10, 15, 42, 55. - (отрицательные ответы): 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.
Шкала самоинтереса (IV) + (положительные ответы): 7, 17, 20, 33, 34, 52. - (отрицательные ответы): 14, 51.
Шкала самоуверенности (1) + (положительные ответы): 2, 23, 37, 42, 46. - (отрицательные ответы): 38, 39, 41.
Шкала ожидания отношения других (2) + (положительные ответы): 1, 5, 10, 52, 55. - (отрицательные ответы): 32, 43, 44.
Шкала самопринятия (3) + (положительные ответы): 12, 18, 28, 47, 48, 54. - (отрицательные ответы): 21.
Шкала самопоследовательности, саморуководства (4) + (положительные ответы): 50, 57. - (отрицательные ответы): 25, 27, 31, 35, 36.
Шкала самообвинения (5) + (положительные ответы): 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56. - (отрицательные ответы): нет.
Шкала самоинтереса (6) + (положительные ответы): 17, 20, 33. - (отрицательные ответы): 26, 30, 49, 51.
Шкала самопонимания (7) + (положительные ответы): 53. - (отрицательные ответы): 6, 8, 13, 15, 22, 40.
Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком; и утверждения, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. За каждое совпадение начисляется один балл.
Перевод сырых баллов в проценты
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
Фактор II |
Фактор III | ||||||
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
Фактор IV | |||||||
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
"сырой балл" |
Накопленные частоты (в %) |
При значении показателя меньше 50 - признак не выражен;
50-74 - признак выражен;
Больше 74 - признак ярко выражен.
Интерпритация:
Название шкалы |
Значение |
Шкала интегральная (S) | |
Шкала самоуважения (I) | |
Шкала аутосимпатии (II) | |
Шкала ожидания положительного отношения других (III) | |
Шкала самоинтереса (IV) | |
Шкала самоуверенности (1) | |
Шкала ожидания отношения других (2) | |
Шкала самопринятия (3) | |
Шкала самопоследовательности (саморуководства) (4) | |
Шкала самообвинения (5) | |
Шкала самоинтереса (6) | |
Шкала самопонимания (7) | |
Шкала интегральная [%] (S) | |
Шкала самоуважения [%] (I) | |
Шкала аутосимпатии [%] (II) | |
Шкала ожидания положительного отношения других [%] (III) | |
Шкала самоинтереса [%] (IV) | |
Шкала самоуверенности [%] (1) | |
Шкала ожидания отношения других [%] (2) | |
Шкала самопринятия [%] (3) | |
Шкала самопоследовательности (саморуководства) [%] (4) | |
Шкала самообвинения [%] (5) | |
Шкала самоинтереса [%] (6) | |
Шкала самопонимания [%] (7) |
4. Тест-опросник А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (модификация М. Ш. Могамед-Эминова) Цель : Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху m s и избегания неудачи М AF в поведении, детерминированном мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональной реакции на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости - независимости в межличностных отношениях и др. При конструировании теста был использован метод факторного анализа. Методика А. Мехрабиана измеряет результирующую тенденцию мотивации достижения, т. е. разницу M s - M AF , так как пункты построены на основе сравнительных утверждений. Поэтому ответ на пункт показывает, преобладает ли M s над M AF или наоборот. Высокие показатели по этому тесту указывают на тенденцию достижения (M s > M AF ), а низкие - на тенденцию избегания (M s < М AF ). ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Тест-опросник, имеет мужскую (форма А) и женскую (форма Б) формы. Мотивирование испытуемых: Наименьшее число искажений возникает в том случае, если испытуемый имеет личную заинтересованность в результатах эксперимента, но не усматривает в информации, которую ожидает получить от психолога, нечто определяющее егo жизнь в широком масштабе. Такой подходящий уровень мотивации бывает тогда, когда у испытуемого есть желание расширить знание о самом себе, испытать себя, проверить. Хорошим способом мотивирования является обещание рассказать после обработки экспериментальных данных о результатах, дать небольшой комментарий, если потребуется. Инструктирование испытуемых: «Вам предлагается тест, который состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу: +3 - полностью согласен; +2 - согласен; +1 - скорее согласен, чем не согласен; О - нейтрален; -1 - скорее не согласен, чем согласен; -2 - не согласен; -3 - полностью не согласен. Прочтите утверждения теста и оцените степень своего согласия (или несогласия). При этом на листе ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени Вашего согласия (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3). Давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову». Вы должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе. Текст опросника (форма А - мужская) 1.Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой. 2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку 3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу 4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности. 5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться. 6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определять свою роль. 7. Я трачу больше времени на чтение специальной, а не художественной литературы. 8. Я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному. 9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим. 10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами. 11. Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений. 12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам. 13. В свободное от работы время я овладею техникой какой-нибудь игры скорее для развития своих умений, чем для отдыха и развлечений. 14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как я считаю нужным, пусть даже с 50 % риска ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие. 15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 100 долларов и может остаться в таком размере неопределенное время, чем работу, в которой начальная зарплата равна 80 долларам и есть гарантия, что не позднее, чем через 5 лет, я буду получать более 180 долларов. 16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на один. 17. Я предпочитаю работать не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем стремиться закончить дело побыстрей и с меньшим напряжением. 18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу вопросам, требующим для ответа высказывания своего мнения. 19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть большего, чем такое, в котором мое положение не ухудшится, но и существенно не улучшится. 20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну, что «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке. 21. Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершенных дел, то я скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому. 22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно его решить. 23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану сам продолжать искать выход. 24. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело. 25. Если есть сомнения в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие. 26. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится. 27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность. 28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверен. 29. Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах. 30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решить аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа. 31. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство. 32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить. Текст опросника (форма Б - женская) 1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой. 2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, как решать. 3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности. 4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получиться. 5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я сама должна определять свою роль. 6. Более сильные переживания у меня вызываются страхом неудачи, чем надеждой на успех. 7. Научно-популярную литературу я предпочитаю развлекательной литературе. 8. Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность неудачи 50%, делу достаточно важному, но нетрудному. 9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим. 10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами. 11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну, что «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке. 12. Если бы я собралась играть в карты, то я скорее сыграла бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышления. 13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам. 14. После неудачи я становлюсь еще более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело. 15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость, успехи. 16. В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство. 17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить привычное проверенное блюдо. 18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное. 19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить быстро за это же время два-три дела. 20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать. 21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате и мы решили бы устроить вечеринку, я предпочла бы сама организовать ее, чем чтобы это сделала какая-нибудь другая. 22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем стану сама продолжать искать выход. 23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство. 24. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится. 25. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность. 26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверена. 27. Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы решать еще раз аналогичную, чем перешла бы к задаче другого типа. 28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают, что и как выполнять. 29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще я теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение. 30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить. Обработка результатов (подсчет суммарного балла) Шаг 1. В соответствии с представленными ниже ключами оценки, данные по каждому из суждений опросника переведите в баллы следующим образом. Для определения суммарного балла ответам испытуемых на прямые пункты опросника (отмечены знаком «+» в ключе) приписываются баллы на основе соотношения: -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 1 2 3 4 5 6 7 Ответам испытуемых на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком «-») приписываются баллы на основе соотношения: -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 7 6 5 4 3 2 1 Ключ к мужской форме + 1, 3, 5, 7, 8,10,13,14,17,19, 21, 24, 28, 31 ________ - 2,4,6,9,11,12,15,16,18,20,22,23,25,26,27,29,30,32 Ключ к женской форме + 1, 2, 4, 7, 8,10,14, 17,19, 21, 23, 26, 28 _________ - 3, 5, 6, 9, И, 12, 13,15, 16,18, 20, 22, 24, 25, 27, 29, 30 Шаг 2. Проведите интерпретацию результатов. На основе подсчета суммарного балла определите, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Если эта сумма оказалась в интервале от 165 до 210, то в мотивации достижения успеха у данного испытуемого доминирует стремление к успеху. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть равнозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такую деятельность, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т. е., берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрения за действия, направленные на достижение поставленной цели. Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориентированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности. Для человека, ориентированного на успех в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает. Другими словами, люди, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, кроме того, после неудачи они обычно добиваются лучших результатов. Если сумма баллов в пределах от 76 до 164, можно сделать вывод о доминировании стремления избегать неудачи. Люди, мотивированные на избегание неудачи, проявляют неуверенность в себе, не верят в возможность добиться успеха, боятся критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у них обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания. Люди, ориентированные на неудачи, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные профессии. При этом они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний. При преобладании мотивации избегания неудачи выбирают задачи, наиболее легкие и наиболее трудные. Для людей, ориентированных на неудачу, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении падает. Таким образом, люди, ориентированные на неудачу, стремятся избегать задач, которые они не могут решить с первого раза. Если сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя. Баллы всей выборки испытуемых, участвующих в эксперименте, ранжируют и выделяют две контрастные группы: верхние 27 % выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27 % - мотивом избегания неудачи.
Протокол: Приложение 4
Интерпретация: от 76 до 164, то делают вывод о доминировании стремления избегать неудачи.
Данные полученные по результатам методики опросник «Самоотношение» В. В. Столин, С. Р Пантилеева, представлены в Табл. 1.16.
Таблица 1.16
Результаты методики «Самоотношение».
№ | Название шкалы | результат |
S | Глобал. самоотношение | |
I | самоуважение | |
II | аутосимпатия | |
III | Ожид.отнош. от др. | |
IV | самоинтерес | |
самоуверенность | ||
Отношение других | ||
самопринятие | ||
саморуководство | ||
самообвинение | ||
самоинтерес | ||
самопонимание |
Подробный анализ первых пяти шкал представлен на Рис. 1.30
Рис. 1.30. Гистограмма сравнения показателей первых пяти показателей по результатам опросника «Самоотношение». Обозначения: шкала абсцисс - названия показателей; шкала ординат - значения показателей.
Из Рис. 1.30. можно сделать вывод, что у испытуемой наиболее выражен такой показатель как «глобальное самоотношение». По данным методики, такой результат является высоким и говорит об внутренне недифференцированное чувстве «за» и «против» самого себя. Такие показатели как «самоуважение», «самоинтерес», «аутосимпатия» и «ожидаемое отношение от других» по полученным результатам, не выражены. Анализ следующих семи шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемой, представлен на Рис. 1.31.
Рис. 1.31. Гистограмма сравнения показателей последних семи показателей по результатам опросника «Самоотношение». Обозначения: шкала абсцисс - названия показателей; шкала ординат - значения показателей.
Анализируя Рис.1.31. можно сделать вывод о яркой выраженности у испытуемой показателя «отношение к другим». Так же выражены такие признаки, как «самопринятие» «самоинтерес», «самоуверенность». Признаки «саморуководство», «отношение других», и «самопонимание» у испытуемой не выражены.
Анализируя, полученные данные, можно сделать вывод, что ярче всего в личности испутыемой, выражены такие исследуемых признаки как «отношение к другим», «самопринятие» «самоинтерес», «самоуверенность». На основании этих данных, можно сделать предположение, об их взаимосвязи. Низкая степень «аутосимпатии» указывает на видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению.
1. Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
Цель: исследование особенностей самоотношения.
Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения и позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
1) глобальное самоотношение;
2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я".
В качестве исходного принимается различие содержания "Я-образа" (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. Опросник включает следующее шкалы:
Глобальное самоотношение – внутренне недифференцированное чувство "за" и "против" самого себя.
Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся "внутренней последовательности", "самопонимания", "самоуверенности". Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.
Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному "Я". В шкалу вошли пункты, касающиеся "самопринятия", "самообвинения". В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,– видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров ("и поделом тебе").
Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой "на равных", уверенность в своей интересности для других.
Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.
2. Тест самоактуализации (САТ)
Цель: диагностика особенностей самоактуализации.
Методика представляет собой перечень суждений и может быть использована как для индивидуального, так и для группового обследования. Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае, если количество таких пунктов превысит 10% от их общего числа (13 и более), результаты исследования считаются недействительными.
Инструкция к методике не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30–35 минут.
При обработке результатов тестирования подсчет "сырых" баллов осуществляется с помощью ключей. Каждый ответ, совпадающий с вариантом, указанным в ключах, оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале.
Интерпретация результятов.
Шкала Компетентности во времени (Тс) включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.
Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.
Шкала поддержки (I) – самая большая шкала теста (91 пункт) – измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).
Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля. Содержание данной шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения указанной шкалы в методику как базовой.
Дополнительные шкалы
1. Шкала Ценностных ориентации (SAV) (20 пунктов) измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности (Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации).
2. Шкала Гибкости поведения (Ех) (24 пункта) диагностирует степень, гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
3. Шкала Сензитивности к себе (Fr) (13 пунктов) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.
4. Шкала Спонтанности (S) (14 пунктов) измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.
5. Шкала Самоуважения (Sr) (15 пунктов) диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.
6. Шкала Самопринятия (Sa) (21 пункт) регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним.
7. Шкала Представлений о природе человека (Nc) состоит из 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии мужественности – женственности, рациональности – эмоциональности и т.д. антагонистическими и непреодолимыми.
8. Шкала Синергии (Sy) (7 пунктов) определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.
9. Шкала Принятия агрессии (А) состоит из 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.
10. Шкала Контактности (С) (20 пунктов) характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению.
И в экспериментальной психологии. Методы изучения мотивации успеха достаточно условны и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды. 15. Теории личности как основа психодиагностики Рейнвальд Н.И. Личность и характер: учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН, 1992, 88 с. Психологический статус личности в различных социальных условиях: диагностика и коррекция / ...
Транс с фиксацией внимания внутри себя. Ритмопластика в целом вырабатывает осознанное владение своим телом, связанное с этим психологическое раскрепощение. 1.3 Влияние ритмопластики на процесс формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного ДОУ А.И.Буренина отметила, что в 5-7 лет у детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных...
Избранный вариант или сочетание в работе с подростками обеспечивает максимально эффективную реализацию возможностей социально-психологического тренинга. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Представленное в данной дипломной работе исследование особенностей морального самосознания в подростковом возрасте весьма актуально, так как отражает необходимость психологического анализа ситуации, связанной с решительным...
Есть, желаемое “Я” - это зона ближайшего развития детей, их “завтрашний день”, а наличное “Я” - это зона актуального развития, это их сегодняшний день. Большинство психологов считают, что формирование устойчивых идеалов начинается в младшем подростковом возрасте в форме конкретного идеала. Этот идеал характеризуется тем, что он отражает не столько качества личности, сколько типичные обобщенные...
ТЕСТ-ОПРОСНИК CАМООТНОШЕНИЯ
(В. В. Столин, С. Р. Пантелеев)
Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
1) глобальное самоотношение;
2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии,
самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к
своему "Я".
В качестве исходного принимается различие содержания "Я-образа" (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них. раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.
Опросник включает следующее шкалы:
Шкала S – измеряет интегральное чувство "за" или "против" собственно "Я" испытуемого.
Шкала I – самоуважение. Шкала II –аутосимпатия.
Шкала III – ожидаемое отношение от других. Шкала IV – самоинтерес.
Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес "Я"
испытуемого.
Шкала 1 – самоуверенность.
Шкала 2 – отношение других. Шкала 3 – самопринятие.
Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность. Шкала 5 – самообвинение.
Шкала 6 – самоинтерес. Шкала 7 – самопонимание.
Глобальное самоотношение – внутренне недифференцированное чувство
"за" и "против" самого себя.
Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения,
касающиеся "внутренней последовательности", "самопонимания", "самоуверенности". Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.
Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в
которых отражается дружественность-враждебность к собственному "Я". В шкалу вошли пункты, касающиеся "самопринятия", "самообвинения". В
содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,– видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров ("и поделом тебе").
Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой "на равных", уверенность в своей интересности для других.
Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.
Инструкция испытуемым.
Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак "+ ", если не согласны то знак "– ".
Текст опросника
1. Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.
2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.
3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.
4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.
5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для
6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.
Глуханюк Н.С . Практикум по психодиагностике: учеб. пособие – 2-е изд., переруб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. – 216с.
7. Мое "Я" всегда мне интересно.
8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
9. В моей жизни есть или, по крайней мере, были люди с которыми я был чрезвычайно близок.
10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.
11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел;
12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.
13. Я сам хотел во многом себя переделать.
14. Мое собственное "Я" не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.
15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.
16. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
17. Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.
18. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.
19. Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.
20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.
21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.
22. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.
23. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.
24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни – это подчиниться собственной судьбе.
26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.
27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.
28. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским;
29. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.
30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.
31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.
32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.
Глуханюк Н.С . Практикум по психодиагностике: учеб. пособие – 2-е изд., переруб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. – 216с.
33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня
человека.
34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю о себя, разумно ли это.
35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он бы тут же понял, какое я ничтожество.
36. Временами я сам собой восхищаюсь.
37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.
39. Без посторонней помощи я мало что могу сделать.
40. Иногда я сам себя плохо понимаю.
41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.
43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать
у других неприязнь.
44. Большинство моих знакомых не принимают меня уж так всерьез.
45. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.
46. Я вполне могу сказать, что унижаю себя сам.
47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.
48. В целом, меня устраивает то, какой я есть.
49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему.
50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.
51. Если бы мое второе "Я" существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.
52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.
53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.
54. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.
55. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии
56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: "И поделом тебе".
57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
Глуханюк Н.С . Практикум по психодиагностике: учеб. пособие – 2-е изд., переруб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. – 216с.
Порядок подсчета
Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный "сырой балл"
по каждому фактору переводится, по приведенным ниже таблицам, в накопленные частоты (в %).
Ключ для обработки
Номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.
Шкала S (интегральная):
"+": 2, 5, 23, 33, 37, 42, 46, 48, 52, 53, 57.
"–": 6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.
Шкала самоуважения (I):
"+":2, 23, 53, 57.
"–":8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.
Шкала аутосимпатии (II):
"+": 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54. "–": 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.
Шкала ожидаемого отношения от других (III):
"+": 1, 5, 10, 15, 42, 55. "–": 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.
Шкала самоинтересов (IV):
"+": 7, 17, 20, 33, 34, 52.
Шкала самоуверенности (1);
"+": 2, 23, 37, 42, 46. "–": 38, 39, 41.
Шкала отношения других (2):
"+": 1, 5, 10, 52, 55.
Шкала самопринятия (3).
"+": 12, 18, 28, 47, 48, 54 "–": 21.
Шкала самопоследовательности (саморуководства) (4):
Глуханюк Н.С . Практикум по психодиагностике: учеб. пособие – 2-е изд., переруб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. – 216с.
"–": 25, 27, 31, 35, 36.
Шкала самообвинения (5):
"+": 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56.
Шкала самоинтерсса (6):
"+":17, 20, 33. "–": 26, 30, 49, 51.
Шкала самопонимания (7):
"–": 6, 8, 13, 15, 22, 40.
Таблицы перевода "сырого балла" в накопленные частоты (%)
"Сырой балл" |
Накопленные частоты |
"Сырой балл" |
Накопленные частоты |
|
"Сырой балл" |
Накопленные частоты |
"Сырой балл" |
Накопленные частоты |
|
Глуханюк Н.С . Практикум по психодиагностике: учеб. пособие – 2-е изд., переруб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. – 216с.
Фактор III |
||||
"Сырой балл" |
Накопленные частоты |
"Сырой балл" |
Накопленные частоты |
|
Глуханюк Н.С . Практикум по психодиагностике: учеб. пособие – 2-е изд., переруб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. – 216с.
"Сырой балл" |
Накопленные частоты |
"Сырой балл" |
Накопленные частоты |
|||||||||||||||||||||||||
"Сырой балл" |
Накопленные частоты |
"Сырой балл" |
Накопленные частоты |
|||||||||||||||||||||||||
"Сырой балл" |
Накопленные частоты |
"Сырой балл" |
Накопленные частоты |
|||||||||||||||||||||||||
Интерпретация результатов
45-55 баллов – среднестатистическая норма. Человек адекватно себя воспринимает и правильно оценивает свое поведение 5570 баллов – завышенный уровень самооценки
4045 баллов – заниженный уровень самооценки.
Более 80 и менее 40 баллов интерпретировать не рекомендуется, т.к.
такие данные получены под влиянием второстепенных условий, например, под влиянием социальной желательности.
Глуханюк Н.С . Практикум по психодиагностике: учеб. пособие – 2-е изд., переруб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. – 216с.