Внутреннее строение млекопитающих. Строение и функции внутренних органов млекопитающего. §52. Внутреннее строение млекопитающих Лабораторная работа номер 10 строение скелета млекопитающих
Размер: px
Начинать показ со страницы:
Транскрипт
1 Лабораторная работа по теме: «Внешнее строение млекопитающих» Цель: Выявить особенности внешнего строения млекопитающих. Этап 1. (Ресурс 1). Ход работы: 99 Откройте ресурс Перед вами на рабочем столе оборудование: чучело собаки. 99 Рассмотрите чучело собаки. Для этого: 1. Стилусом или пальцем нажмите на нужную картинку 2. Используя кнопку в правом верхнем углу экрана, изучите чучело собаки с разных сторон. Какова форма тела собаки? Перечислите отделы тела собаки. По каким признакам собаку можно отличить от других позвоночных животных? Что вы знаете о покровах тела собаки. Рассмотрите голову собаки. Обратите внимание на рот. Какие зубы у собаки? Как расположены глаза у собаки? Что нового появляется во внешнем строении головы у собаки по сравнению с земноводными, пресмыкающимися и птицами? Какие еще органы чувств расположены на голове? Рассмотрите отделы конечностей. Сосчитайте число пальцев на передних и задних ногах. Какие образования имеются на пальцах? 9 9 Вернуться на рабочий стол вам поможет значок в правом нижнем углу экрана.
2 МОДУЛЬ 1 99 Проверь себя! В процессе работы вы должны были наблюдать следующее: голова уши туловище глаз нос рот шея конечности хвост В теле собаки вы можете различить такиеже же отделы, как у других позвоночных животных: голову, шею, туловище, хвост и две пары конечностей. Конечности имеют типичные для позвоночных отделы. Передние конечности состоят из плеча, предплечья, кисти. А задние из бедра, голени, стопы. Ноги располагаются под туловищем, а не по бокам, как у земноводных и пресмыкающихся. Следовательно, туловище приподнято над землей, что позволяет расширить возможности в использовании конечностей.
3 МОДУЛЬ 1 На голове хорошо различаются лицевой и черепной отделы. Спереди располагается ротовое отверстие, окруженное мягкими губами. На конце морды нос, покрытый голой кожей, с парой носовых отверстий. Ближе к боковым поверхностям головы расположены глаза, защищенные подвижными веками, по наружным краям которых находятся длинные ресницы. По бокам головы выступают крупные ушные раковины, которые поворачиваются в сторону источника звука и позволяют направленно улавливать его. У большинства млекопитающих хорошо развит шерстный покров, защищающий организм от резких перепадов температур от охлаждения и перегрева. В шерсти различают более жесткие и длинные ости и короткие мягкие волоски, образующие подшерсток. Длинные жесткие волоски, расположенные на морде и выполняющие осязательную функцию, называются вибрисами. К роговым образованиям кожи млекопитающих относятся когти, ногти, рога и копыта. Ответьте на вопросы задания 1 и запишите ответы в блокнот. Задание 1 Отделы тела собаки 1) голова, шея, туловище, конечности, хвостовая часть 2) голова, туловище, конечности 3) голова, туловище, конечности, хвостовая часть
4 МОДУЛЬ 1 голова верхняя челюсть нижняя челюсть плечо предплечье шея холка спина поясница круп бедро голень локоть пясть лапа скакательный сустав Глаза у млекопитающих: 1) имеют веки с ресницами 2) не имеют век 3) не имеют ресниц Конечности у млекопитающих в отличие от пресмыкающихся расположены: 1) по бокам тела 2) под туловищем 3) у одних по бокам тела, у других под туловищем Для млекопитающих характерны зубы: 1) все конической формы 2) только коренные 3) только клыки 4) резцы, клыки и коренные
5 МОДУЛЬ 1 Что нового появляется во внешнем строении головы у собаки по сравнению с земноводными, пресмыкающимися и птицами? 1) Глаза 2) Наружняя ушная раковина 3) Носовые ходы Ответьте на вопросы задания 2 и запишите ответы в блокнот. Задание 2 Сколько пальцев на передних и задних ногах собаки 1) Пять одинаковых 2) Четыре одинаковых и один редуцированный 3) Пять одинаковых и один редуцированный Какие образования имеются на пальцах собаки? 1) копыта 2) когти 3) хитин 4) ногти Перейдите к бланку маршрутного тестирования. Перенесите ответы на вопросы заданий 1 и 2 из блокнота в бланк маршрутного тестирования. Подготовьтесь к обсуждению.
6 Вопросы для обсуждения МОДУЛЬ 1 Во внешнем строении собаки можно выделить следующие признаки, характерные для всех млекопитающих. На голове располагаются, которые отсутствуют у других позвоночных. Зубы собаки. Конечности располагаются, в отличии от пресмыкающихся. На конечностях есть. Кожа собаки покрыта, который бывает двух типов.
7 МОДУЛЬ 1 ВЫВОДЫ Во внешнем строении собаки выделяются следующие особенности, характерные для большинства представителей класса млекопитающихся: 1) тело покрыто шерстью; 2) есть роговые образования когти; 3) появляется ушная раковина; 4) ноги располагаются под туловищем; 5) зубы дифференцированы; 6) глаза имеют веки. Перейдите к «Бланку ответов 1» итогового теста. Прочитайте вопросы части А итогового теста. Вносите ответы сразу в бланк, не пользуясь блокнотом.
8 Часть А Итоговый тест. Внешнее строение млекопитающих При выполнении заданий А1 А5 поставьте точку в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. А1 А2 А3 А4 Укажите особенности внешнего строения, по которым млекопитающих можно отличить от других позвоночных. 1) Волосяной покров и разнообразные кожные железы 2) Голая кожа, покрытая слизью 3) Кожа с чешуей, покрытой слизью 4) Сухая, практически без желез кожа, с роговыми чешуями или щитками Три из четырех представленных слов объединены общим признаком. Одно слово не относится к этому признаку. Найдите его. 1) Рога 2) Хитин 3) Когти 4) Волосы Вибриссы это: 1) шерсть 2) подшерсток 3) усы 4) нервные окончания на подушечках пальцев Для млекопитающих характерны зубы: 1) только коренные 2) резцы, клыки и коренные 3) только клыки 4) все конической формы
9 А5 Что нового появляется во внешнем строении головы у собаки по сравнению с земноводными, пресмыкающимися и птицами? 1) Глаза 2) Среднее ухо 3) Наружная ушная раковина 4) Носовые ходы Перейдите к «Бланку ответов 2» итогового теста. Прочитайте вопросы части В итогового теста. Вносите ответы сразу в бланк, не пользуясь блокнотом. Часть B При выполнении заданий В1 В2 запишите свой ответ рядом с номером задания. Ответ должен представлять собой последовательность цифр и (или) букв без пробелов и знаков препинания. В1 Установите соответствие между видом шерсти (a, b) и их описанием (1 2). Вид шерсти: a) подшерсток b) вибрисы Описание: 1) короткие мягкие волоски 2) длинные жесткие волоски Запишите буквы, а рядом нужные цифры.
10 В2 Какие утверждения верны для класса млекопитаюших? 1) Передние конечности состоят из бедра, голени и стопы. 2) Все млекопитающие покрыты шерстью. 3) Зубы делятся на резцы, клыки и коренные. 4) Ноги расположены по бокам от туловища. 5) Глаза имеют сросшиеся прозрачные веки. 6) Все млекопитающие имеют ушную раковину. Запишите три нужные цифры. Перейдите к «Бланку ответов 3» итогового теста. Прочитайте вопросы части С итогового теста. Вносите ответы сразу в бланк, не пользуясь блокнотом. Часть С При выполнении заданий С1 С2 запишите краткий ответ. C1 C2 Какова цель работы? Какие выводы следуют из этой лабораторной работы? Перечислите признаки внешнего строения, характерные для млекопитающих.
ГЛАВА 11. Класс Земноводные Урок 44. Класс Земноводные, или Амфибии: общая характеристика. Среда обитания, внешнее строение и скелет земноводных. От какой группы животных произошли древние земноводные?
Урок 62 63. Многообразие млекопитающих В чём заключается особенность развития детенышей у большинства млекопитающих? Класс Млекопитающие разделяют на 2 подкласса (Первозвери и Настоящие звери), которые
7класс Банк заданий Биология база. Тема: «Земноводные» Задание 1 Класс Земноводные Позвоночные с трехкамерным сердцем, легочным и кожным дыханием, - 1) Земноводные 2) Хрящевые рыбы 3) Млекопитающие Пресмыкающиеся
Урок 60. Системы органов млекопитающих Каково строение сердца у птиц? Рассмотрим основные процессы жизнедеятельности млекопитающих и те системы органов, которые их обеспечивают. МОДУЛЬ 1 Маршрут 1 Прочитайте
ГЛАВА 7. Тип Членистоногие Урок 22. Тип Членистоногие: общая характеристика Что выполняет функцию скелета у круглых червей? Членистоногие это водные и сухопутные организмы, обладающие сегментированным
Урок 47. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии: общая характеристика. Среда обитания, внешнее строение и скелет Какая группа беспозвоночных в процессе эволюции приобрела признаки, позволившие ей выйти на
Примерные задания по Биологии 7класс. Погружение 4. 1. Трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке сформировалось в процессе эволюции у: 2. земноводных, 3. костных рыб, 4. пресмыкающихся, 5.
Г Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (Reptilia) Тема: Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся Задание 9.1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы Рис. 51. Внешнее строение ящерицы прыткой
40. Класс Млекопитающие. Общая характеристика Класс Млекопитающие, или Звери, объединяет высших позвоночных животных, населяющих наземно воздушную, водную и почвенную среды обитания. Млекопитающие самые
Общий вид и тип конституции. Собака среднего и выше среднего роста, крепкого сухого типа конституции. Тип поведения. Уравновешенный, подвижный, с хорошо развитой ориентировочной реакцией. Злобность по
Тест по теме: «Земноводные» Задание 1 Выберите правильный ответ. 1. Земноводные обитают в а) пресных водоёмах; в) морях; б) морях и пресных водоёмах; г) пресных водоёмах и на суше. 2. К амфибиям не относится:
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО МОРФОЛОГИИ С.-Х. ЖИВОТНЫХ для студентов 1 курса биотехнологического факультета по специальности «Зоотехния» 1. Понятие о морфологии и анатомии. Место анатомии среди других биологических
ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ. Практический лист Тело лягушки подразделяется на голову, туловище, передние и более длинные задние конечности приспособление к движению прыжками. Шея внешне не
Тема: Млекопитающие 7класс Биология профиль 1. Чем отличаются млекопитающие от других позвоночных животных? А) Живорождением; Б) Теплокровностью В) Выкармливанием детенышей молоком; Г) Четырехкамерным
{loadposition soc_icons_yan} Страна происхождения: Россия. Дата публикации стандарта: 27.02.2003 года. Применение: Собака-компаньон. Классификация FCI: Группа 3-Терьеры. Секция 4- Комнатно-декоративные
Урок 27. Класс Насекомые: общая характеристика. Внешнее строение и мышечная система Как организована мышечная система у плоских, круглых и кольчатых червей? Класс Насекомые объединяет наиболее высокоорганизованных
Урок 23. Класс Ракообразные У представителей какого типа впервые появляется кровеносная система? Каково ее строение? Класс Ракообразные объединяет около 40 тыс. видов водных членистоногих, обитающих как
Урок 30. Классификация насекомых и особенности их развития В чем отличие прямого развития от развития с превращением (метаморфозом)? Для каких изученных ранее животных характерно развитие с превращением?
РУССКО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛАЙКА (стандарт породы). Общий вид и тип конституции. Собака среднего роста, сухого крепкого типа конституции. Тип поведения. Уравновешенный, подвижный, с хорошо развитой ориентировочной
Е. О. Сильванович, учитель биологии высшей категории СШ 1 г. Лепеля Тема. Пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы млекопитающих (8 класс) Задачи: обеспечить усвоение знаний об особенностях строения
1. Млекопитающие У собаки: а) в шейном отделе семь позвонков; б) четырехкамерное сердце; в) в мочевом пузыре может происходить обратное всасывание воды в организм; г) внутреннее оплодотворение; д) развитие
Стандарт породы Вельш-корги-пемброк Родина: Великобритания Возникновение породы: XIX век Рост: 25 31 см Вес: 8 12 кг Характер: веселый, подвижный Обучение: легкое Уход за шерстью: минимальный Классификация
Экстерьер собаки Умелый отбор предназначенных для племенных целей животных является одним из важнейших факторов в деле разведения и улучшения служебных собак. Освоение ценнейших пород собак, имеющихся
25.06.2018 Стандарт МКФ N 331 KANGAL ÇÖBAN KOPEĞI Кангал чёбан копеи Кангальская овчарка ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Турция. ДАТА ПУБЛИКАЦИИ ОФИЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВУЮЩЕГО СТАНДАРТА: 15.06.2018 ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ: Собака, используемая
Кто такие анамнии? Урок 40. Надкласс Рыбы: общая характеристика Рыбы наиболее древние первичноводные челюстноротые животные. Они обитают как в морских, так и в пресных водах. Это самая многочисленная группа
Утверждено Президиумом СОКО РКФ «_24_»_июля_2013 г Новая редакция, принятая Комиссией по стандартам РКФ 19.02.2013 Внесены изменения, утвержденные Президиумом РКФ 08.04.2015 СТАНДАРТ Чукотская ездовая
Урок 49. Многообразие и значение пресмыкающихся Каких премыкающихся Вы знаете? В современной фауне насчитывают около 7 тыс. видов рептилий. Ныне существующие пресмыкающиеся объединены в четыре отряда:
FCI-стандарт N 168/01.12.1997 ДЕНДИ ДИНМОНТ ТЕРЬЕР M.Davidson, illustr. Картинная Библиотека NKU Эта иллюстрация не обязательно показывает идеальный пример породы. ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Великобритания. ДАТА ПУБЛИКАЦИИ
Блок I. Определение строения и места обитания каждого объекта в группе «Дикие животные севера» I.1. «Белый медведь» Задание I.1.1. Рассмотри картинку. Назови животное. Покажи, где голова медведя (туловище,
Место человека в живой природе Составила Антонова М.С. - учитель биологии «Центра образования «Ступени» Основные антропологические особенности человека объемистый мозговой череп с высоким сводом, вертикально
Лабораторная работа по теме: «Действие слюны на крахмал» Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, расщепляющие крахмал. Выяснить, какие изменения происходят с крахмалом под действием ферментов слюны.
7 класс 1 вариант Часть А. Выберите правильный ответ 1. Нервная система хордовых животных 1)представляет собой трубку, расположенную на спинной стороне тела 2)представляет собой нервную цепочку, расположенную
Тема: Пресмыкающиеся 7класс Биология база Задание 1 Трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке сформировалось в процессе эволюции у: земноводных, костных рыб, пресмыкающихся, хрящевых рыб.
ГЛАВА 4. Тип Плоские черви Урок 15. Тип Плоские черви: общая характеристика и Класс Ресничные черви: белая планария Какая система впервые в эволюции появилась у кишечнополостных? Всё многообразие плоских
12.10.2018 / Стандарт МКФ N 361 SEGUGIO MAREMMANO Сегуджио Мареммано Мареммская гончая ПЕРЕВОД [с итальянского]: Д-р С.П. Марелли, Д-р Ф. Аснаги / официальный язык английский. ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Италия. ДАТА
2.лекция 2. Структура тела человека. Основные понятия Части тела. Области тела. Внутренние органы. Мышцы. Скелет. Полости тела: грудная., брюшная. Млекопитающие.. Тело человека имеет структуру, т. е. определенное
ПО БИОЛОГИИ КРАТКАЯ ТЕОРИЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ОРГАНЫ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ КОСТНЫЕ РЫБЫ ЗЕМНОВОДНЫЕ КЛАССЫ ПТИЦЫ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ЗРЕНИЯ ГЛАЗА ИМЕЮТ ШАРОВИДНЫЙ ХРУСТАЛИК И ПЛОСКУЮ РОГОВИЦУ. РАЗЛИЧАЮТ ФОРМУ И
FEDERATION CYNOLOGIQUE INTERNATIONALE (AISBL) SECRETARIAT GENERAL: 13, Place Albert 1 er B 6530 Thuin (Belgique) 19.01.2011/EN Стандарт FCI N 314 НИДЕРЛАНДСКИЙ КОЙКЕРХОНДЬЕ NEDERLANDSE KOOIKERHONDJE Данная
Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Тульский колледж искусств им. А.С. Даргомыжского» Рабочая программа дисциплины «Пластическая анатомия» ОД. 02.05 по специальностям
I.Легкие (меридиан парный) P. От подмышечной ямки выходит к передней внешней стороне руки, спускается к ямке локтевого сустава и по передней стороне предплечья выходит по передне-внутренней стороне к концу
Стандарт FCI N 185 / 18.04.2007 / GB Страна происхождения: Германия. Дата публикации действующего стандарта: 06.03.2007. Применение: Домашняя собака компаньон. КЛАССИФИКАЦИЯ FCI: Группа 2 Пинчеры и шнауцеры,
Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся 7 классов Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 45минут.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. Герцена Использование
1 Частное учреждение образования «МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ» «ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ» Учебно-методический комплекс Минск Изд-во МИУ 2008 1 2 Автор-составитель М.Н. Мисюк, доцент кафедры юридической психологии
Тест по биологии Происхождение человека 8 класс 1 вариант 1. Способность к изготовлению орудий труда проявилась впервые в антропогенезе: 1) у дриопитеков; 2) у австралопитеков; 3) у гиббонов; 4) у питекантропов.
FEDERATION CYNOLOGIQUE INTERNATIONALE (AISBL) SECRETARIAT GENERAL: 13, Place Albert 1er B 6530 Thuin (Belgique) 16.02.2011/EN / FR / DE / ES СТАНДАРТ FCI 227 ПЕРЕВОД НА РУССКИЙ ЯЗЫК ИГОРЯ ВЫГУЗОВА ЛХАСА
Разработка открытого урока по биологии Строение скелета человека МОУ СОШ 6 Учитель: Дербышова Наталья Геннадьевна Цель: сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека; на основании
ГЛАВА 8. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Урок 32. Пищеварительная система. Ротовая полость. Желудок Из каких классов химических веществ состоит наш организм? Каковы их функции? В ходе питания мы получаем разнообразные
1 02.03.2011 г. FCI-стандарт N 304 РУССКО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛАЙКА (Russko-Evropeïskaïa Laïka) Эта иллюстрация показывает не обязательно идеальный пример породы. ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Россия. ДАТА ПУБЛИКАЦИИ ОФИЦИАЛЬНОГО
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан» муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области Тема самообразования
Тест по биологии Класс Млекопитающие или Звери 7 класс 1 вариант Часть А А1. Поддержание постоянной температуры тела характерно для 1) ужа 2) ежа 3) жабы 4) черепахи А2. Для бобра характерен покров тела
Демонстрационный вариант Олимпиада по естествознанию 4 класс ЗИМНИЙ ОЛИМП Фамилия Имя Класс Часть I Задание 1 Загадка Угадайте, что за птица Света яркого боится, Клюв крючком, глаз пятачком Задание 2 Кого
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ САВАННА presentation by Patti Struck ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ Кошка породы саванна производит следующее впечатление: это крупное изящное животное худощавого телосложения с выразительными большими темными
СТАНДАРТ FCI 166 / 23.12.2010 / DE НЕМЕЦКАЯ ОВЧАРКА ОСТЕВАЯ ШЕРСТЬ С ПОДШЕРСТКОМ ДЛИННАЯ ОСТЕВАЯ ШЕРСТЬ С ПОДШЕРСТКОМ 1 ПЕРЕВОД: Язык оригинала: немецкий. СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ: Германия ДАТА ПУБЛИКАЦИИ
Стандарт FCI 119 от 25.04.2001. GERMAN SHORTHAIRED POINTING DOG DEUTSCH KURZHAAR НЕМЕЦКИЙ КУРЦХААР Происхождение: Германия Дата публикации оригинальных стандартов: 25.10.2000 Использование: разносторонне
Утверждено постановлением Центрального правления Росохотрыболовсоюза от 25 февраля 2015 года 122 Лабрадор-ретривер (Российский стандарт) В начале XIX века с острова Ньфаунленд были завезены в Великобританию
09.02.2011/RUS FCI - Cтандарт 335 СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ ОВЧАРКА ПЕРЕВОД: Дмитрий Мещеряков, отредактированный Еленой Круценко. Повторенный Рене Спорр-Вилль / Оригинальная версия: (EN). Male Female СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ:
FCI-стандарт N 217 16. 09. 1996 г. БАВАРСКАЯ ГОРНАЯ ГОНЧАЯ (Другие названия: баварская следовая гончая, баварская ищейка по кровяному следу, баварская гончая по кровяному следу) (Bayerischer Gebirgsschweisshund)
ББК 28.6я72 С89 C89 Суматохин С.В. Биология: 8 класс: рабочая тетрадь 2 для учащихся общеобразовательных организаций / С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. М. : Вентана-Граф, 2016. 112 с. : ил. ISBN 978-5-360-07764-0
Конспект урока биологии 8 класс Учитель I квалификационной категории Соловьева Л.А. Тема урока: Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни,
1 Сходство человека с животными и отличие от них Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных
Лабораторная работа 3 «Внешнее строение дождевого червя. Передвижение, раздражимость» Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя Оборудование: Ванночка, лист бумаги. Ход работы 1.Рассмотрите дождевого
ОГЭ по биологии 2019. Как научить правильно выполнять задание 28? Павел Михайлович Скворцов Автор Скворцов Павел Михайлович кандидат педагогических наук, доцент Почётный работник общего образования РФ
Определение гестационного возраста 1 В связи с тем, что выраженность поведенческих и неврологических признаков новорожденного зависит от степени созревания его ЦНС, определение гестационного возраста должно
БИОЛОГИЯ НОВОЕ ИЗДАНИЕ 8 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.857 ББК 74.262.8 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009
1 П Р О Е К Т ЛАБРАДОР-РЕТРИВЕР (Российский стандарт) В начале XIX века с острова Ньфаунленд были завезены в Великобританию лабрадоры-ретриверы, где они обрели чрезвычайную популярность как охотничьи собаки
2 Тибетский мастиф (Tibetan Mastiff) Стандарт породы Тибетский мастиф FCI 230/ 02.04.2004 СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ: Тибет ПАТРОНАЖ: FCI ДАТА ПУБЛИКАЦИИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ОРИГИНАЛА СТАНДАРТА: 24.03.2004 ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ:
Тест по биологии Надкласс рыбы 7 класс 1 вариант Часть А А1. Тело костной рыбы окуня покрывает 1) чешуя 2) хитин 3) раковина 4) известковый налет А2. В теле окуня жаберные дуги крепятся 1) на ребрах 2)
Грудная клетка FCI No.39 Стандарт породы Общий вид Приземистая, сильная собака, компактная и активная, выглядит крепкой и выносливой. Не должна быть ни слишком низкой, ни с массивным костяком, ни грубой,
Урок 14. Отличительные признаки растений. Систематика растений Какие признаки характерны для всех живых организмов? Отличительные признаки растений. Растения живые организмы. Они дышат, питаются, размножаются,
СТАНДАРТ ПОРОДЫ ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКАЯ ОВЧАРКА СТАНДАРТ УТВЕРЖДЕН ПРЕЗИДИУМОМ РКФ 03.04.2014 г. ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ НА ТЕРРИТОРИИ РФ ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКАЯ ОВЧАРКА новая редакция Данная иллюстрация не
I. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЕ Частный модуль УМИРАНИЕ И СМЕРТЬ. РАННИЕ И ПОЗДНИЕ ТРУПНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ И ТРУПА НА МЕСТЕ ЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ Задача 1 в 10 ч 30 мин. Местом
Цель: Изучить особенности строения скелета
Оборудование: Скелет крота (кролика или кошки), пинцет
Ход работы:
1. Рассмотрите общее строение скелета. Найдите его части: скелеты головы, туловища, конечностей. Обратите внимание на соединение костей между собой.
2. Из каких отделов состоит скелет головы?________________ Обратите внимание на значительные размеры черепной коробки. С чем связано такое ее развитие? ________________ В каких костях черепа находятся зубы? ________________ Все ли зубы одинаковые по форме и размеру? С чем это может быть связано? ________________
3. Сколько и какие отделы выделяют в позвоночнике млекопитающих? Из скольки позвонков состоит каждый отдел? ________________
4. Рассмотрите грудную клетку. Какими костями она образована? ________________ Какое значение она имеет в организме животного? ________________
5. Рассмотрите скелет пояса передних конечностей (плечевого пояса). Какими костями она образована? ________________ Почему происходит редукция ключицы у некоторых животных?_______________ Назовите представителей ________________
6. Из каких отделов состоит передняя конечность? __________________ Найдите плечевую, лучевую, локтевую кости, а так же кости запястья, пястья и фаланги пальцев. Сколько пальцев имеют млекопитающие? ________________
7. Рассмотрите скелет задних конечностей и их пояс (тазовый пояс). Найдите тазовые кости, из каких сросшихся костей они состоят? ________________ Определите характер прикрепления тазовых костей к крестцовому отделу позвоночника – подвижное соединение или срастание? ________________ Найдите бедро (бедренную кость), голень (большую берцовую и малую берцовую кости), стопу (кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев).
8. Перечислите характерные особенности строения скелета млекопитающего (если сравнивать с пресмыкающимися) и определите, какое значение имеют эти особенности строения? ________________
9. Рассмотрите на рисунке особенности строения скелета собаки. Подпишите названия частей скелета и костей, указанных цифрами. Найдите эти части скелета на натуральном объекте. ________________
10. Какие мышцы развиты у млекопитающих в связи с чем произошло их развитие? _______________
Какое значение в жизни млекопитающих, птиц и пресмыкающихся имеет подвижное соединение головы и туловища с помощью шеи? ________________
Постоянно ли количество позвонков в шейном отделе млекопитающих? ________________
Какое значение имеет расчленение конечностей на подвижно соединенные рычаги? ________________
Каковы особенности строения зубов млекопитающих? В чем заключается взаимосвязь их строения и функций? ________________
Проблемные задачи:
1. У большинства птиц в грудине имеется киль. Может ли быть такое образование на грудине млекопитающих? Если да, то у каких и с связи с чем он развит? ________________
2. У мелких зверьков (мыши, крысы, хори и др.) позвоночник отличается большой подвижностью, гибкостью. У крупных млекопитающих, например копытных, все отделы позвоночника (кроме шейного и хвостового) малоподвижны. Как можно объяснить такое различие в строении позвоночника млекопитающих? ________________
Внешне млекопитающие очень разнообразны, их строение тела зависит от условий среды обитания и образа жизни. У млекопитающих имеется голова, шея, туловище с двумя парами конечностей и хвост. На голове есть рот, нос, глаза, уши. Рот у млекопитающих ограничен мягкими подвижными губами, которые в детстве участвуют в сосании молока, а позже в захвате пищи. Глаза предохраняют развитые веки. По их краям расположены ресницы. Мигательная перепонка у млекопитающих недоразвита.
В отличие от земноводных и пресмыкающихся конечности у млекопитающих располагаются под туловищем, поэтому оно приподнято над поверхностью земли.
Тело млекопитающих покрыто прочной и эластичной кожей. В ней находятся основания волос. Различают длинные толстые остевые волосы и короткие мягкие пуховые волосы. Особо выделяют жёсткие длинные волосы - вибриссы. Как правило, вибриссы располагаются на голове (так называемые «усы» зверей), на нижней части шеи, на груди. Более подробно строение различных систем млекопитающих расмотрено в таблице ниже.
На рисунке ниже дано внешнее строение млекопитающих (на примере кролика)
Особенности строения млекопитающих
Строение млекопитающих |
Особенности строения млекопитающих |
|
Покровы тела |
Кожа (прочная и эластичная, есть салные и потовые железы); Волосяной покров (состоит из жестких остевых волос и мягких тонких волос подшерстка, вырастающих из волосяных луковиц в коже); Когти, ногти или копыта на концах пальцев |
|
1. Череп (мозговая часть и лицевая) 2. Позвоночник - 7 шейных позвонков; 12-15 грудных (к ним прикреплены ребра, соединенные спереди с грудиной, образуя грудную клетку), 2-9 поясничных позвонков, 3-4 крестцовых, хвостовые позвонки (количество зависит от длины хвоста) 3. Пояс передних конечностей (две лопатки и две ключицы) 4. Пояс задних конечностей (три пары сросшихся тазовых костей) 5. Скелеты конечностей (строение зависит от условий жизни) |
1. Защита головного мозга, захват и измельчение пищи 2. Опора тела. 3. Связь передних конечностей с позвоночником. 4. Связь задних конечностей с позвоночником |
|
Особенно развиты мышцы спины, поясов конечностей и конечностей. |
Осуществление различных движений |
|
Пищеварительная система |
Ротовая полость (имеет зубы, язык, слюнные железы) --» глотка --> пищевод --> желудок --» кишечник (тонкий и толстый отделы и прямая кишка, в него впадают протоки поджелудочной железы и печени) --» анальное отверстие. |
Измельчение, переваривание пищи, всасывание питательных веществ в кровь |
Дыхательная система |
Носовые полости, гортань, трахея, два легких. Дыхание с помощью диафрагмы. |
Насыщение крови кислородом, удаление углекислого газа |
Кровеносная система |
Четырехкамерное сердце, два круга кровообращения. |
Обмен веществ клеток с кровью. |
Выделение |
Почки (по одной с каждой стороны тела) --» мочеточники (от каждой почки) --» мочевой пузырь (один) --» мочеиспускательный канал. |
Удаление избытка воды и продуктов распада |
Нервная система |
1. Головной мозг - на больших полушариях переднего мозга есть кора с извилинами (связано с более сложным, чем у остальных животных, поведением); хорошо развит мозжечок (связано с координацией более сложных движений) 2. Спинной мозг. |
Управление движениями, безусловные и условные рефлексы; восприятие и проведение сигналов |
Органы чувств |
Степень развития каждого из органов чувств зависит от образа жизни животного. |
|
Поведение |
Сложное, легко формируются рефлексы, обеспечивая быстрое приспособление к меняющимся условиям среды |
|
Размножение |
Все раздельнополые, большинство (кроме яйцекладущих) вынашивают детенышей в особом органе - матке, а зародыш прикрепляется к стенке матки плацентой (через пуповину). Беременность - процесс внутриутробного развития зародыша. Детенышей выкармливают молоком, образующимся в млечных железах (молоко - смесь белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды, необходимых детенышу). Проявляют заботу о потомстве. |
На рисунке ниже представлено внутреннее строение млекопитающих
Лабораторный практикум по теме «Млекопитающие»
Нами были проанализированы программы по биологии разных авторов: Н.И. Сонина, И.Н. Пономарева, В.В. Пасечника.
Согласно программе под редакцией Н.И. Сонина в разделе «Млекопитающие, или звери» предусмотрены две лабораторные работы: «Определение принадлежности млекопитающих к отрядам», «Выявление приспособлений у млекопитающих к среде обитания». Они проводятся в рамках одного урока.
Согласно программе под редакцией И.Н. Пономаревой предусмотрены четыре лабораторные работы: «Изучение внешнего строения млекопитающего», «Изучение внутреннего строения млекопитающего», «Выявление приспособлений млекопитающих к среде обитания», «Распознавание домашних животных».
Согласно программе под редакцией В.В. Пасечника предусмотрены две лабораторные работы: «Изучение внешнего строения млекопитающих», «Выявление особенностей строения млекопитающих в связи с образом жизни». Они проводятся в рамках одного урока.
Под лабораторными занятиями подразумевают любой вид самостоятельной деятельности учащихся. Наиболее четкую и аргументированную позицию в этом вопросе занимают В.Ф. Шалаев, В.А. Тетюрев, Б.В. Всесвятский и В.Н. Федорова. Признавая лабораторные занятия самостоятельной организационной формой учебного процесса, они указывают на следующие характерные особенности:
1. Занятия проводятся в классных или лабораторных условиях
2. Учащиеся работают самостоятельно, используя методы наблюдения и эксперимента
3. Учитель направляет и контролирует работу учащихся.
Перечисленные особенности не выявляют отличия лабораторных занятий от других форм педагогического процесса, так как не раскрывают специфики наблюдений, проводимых на этих занятиях. Во-первых, наблюдения ведутся и на экскурсиях, и в процессе демонстрации изучаемых животных (на иллюстрациях, муляжах, чучелах); во-вторых, не всякое самостоятельное наблюдение учащихся за изучаемым объектом является характерным для лабораторных занятий.
Педагогический опыт показывает, что при обучении биологии целесообразно выделять два типа наблюдений:
1. Созерцательное наблюдение, т.е. без воздействия на изучаемый объект,
2. Действенное наблюдение, т.е. сопровождающееся воздействием на объект изучения.
Например, созерцательное наблюдение в процессе изучения млекопитающих осуществляется при рассматривании внешнего вида животных, в процессе фенологических наблюдений за жизнью животных.
Действенное наблюдение при изучении млекопитающих осуществляется при рассматривании внутреннего строения и скелета, волосяного покрова когда учащиеся совершают действия с муляжами, могут их разобрать, рассмотреть отдельные части. Строение волосяного покрова можно рассмотреть под микроскопом. Несомненно, созерцательное наблюдение как метод самостоятельной работы, имеет важное значение в обучении биологии, учащиеся непосредственно, целенаправленно воспринимают отличительные особенности изучаемого натурального предмета, хотя и не воздействуют на него. В результате таких наблюдений у учащихся возникают восприятия, формируются представления и понятия о наблюдаемых явлениях и предметах природы, например, на экскурсиях в природу, на классных уроках при работе с натуральным раздаточным материалом, а также при демонстрации учителем опытов и изучаемых объектов.
Далее нами будут рассмотрены основные методы, приемы проведения лабораторных работ. Основные методы проведения самостоятельных работ - наблюдение, опыты над животными и практические работы. Речь о лабораторных, а не о самостоятельных работах.
Проведение самостоятельных наблюдений обеспечивает активность учащихся и дополнительный интерес при изучении предмета биологии.
Знания, полученные на основе наблюдений, обычно отмечаются отчетливостью и прочностью. В процессе собственных наблюдений при выполнении лабораторных работ, развивается интерес к изучению животных, воспитывается инициатива, аккуратность, ответственность за выполняемую работу.
Учащиеся, проводя лабораторные работы, овладевают умениями и научными методами изучения животного мира. Поэтому самостоятельному наблюдению учащихся при проведении лабораторных работ по биологии, необходимо уделить особое внимание .
Опыты с животными
При применении опыта как метода обучения учащиеся на практики осваивают этот важнейший метод научного исследования и постепенно овладевают им. Все это ставит перед учителем зоологии задачу - использовать по возможности самостоятельную опытную работу учащихся, включающую наблюдения и опыты над животными.
Практические работы учащихся
Сочетание физического труда с изучением животных наиболее характерно для данного метода. Практическую работу учащихся с животными в известной мере можно считать учебно-позновательным трудом. Поэтому она, помимо материальной ценности, имеет и большое воспитательное значение, приучает детей трудиться, воспитывает у них любовь к физическому труду, подготавливает их к практической деятельности после окончания школы.
Для организации деятельности учащихся по выполнению лабораторной работы целесообразно подразделить их на группы (малые группы состоят из 3-5 человек). Каждой группе учащихся выдается рабочий лист с иллюстрацией исследуемого типа приспособления организмов и изложением проблемной информацией, обучающего текста, с заданием и алгоритмом выполнения практической части. Содержание предлагаемых рабочих листов позволяет не только создать проблемную ситуацию, но и организовать деятельность учащихся по осмыслению проблемы исследования, поиску учебной информации и проверке гипотезы, по получению, обсуждению и обобщению полученных результатов, стимулировать рефлексивную активность учащихся.
В процессе изучения млекопитающих могут использоваться следующие средства обучения:
· Таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие».
· Модель «Строения черепа», «Строения скелета».
· Электронные носители: иллюстрированный учебник, интерактивные модели - движение пресмыкающихся.
· Фотографии млекопитающих.
· Рисунки и схемы.
· Вопросы и задачи разной сложности по теме урока.
При проведении лабораторных работ используются приборы общего назначения: компьютерный измерительный блок, датчик пульса, дыхания, температуры; препараты (пробирки): беззубка, внутреннее строение крысы, рябы, лягушки, триона, ужа, гадюки, карася и т.д. Модели скелетов, муляжи, лабораторные приборы: микроскопы учебные, набор для микроскопирования, прибор для сравнения углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе и т.д.
В качестве примера проведения лабораторной работы, обладающей исследовательским проблемным характером, приведем работу в разделе «Млекопитающие» на тему «Выявление приспособленности организмов к среде обитания».
Задачи данной лабораторной работы сводится к следующему:
· Создание условий для осознания учащимися понятий «приспособленность», «целесообразность», «адаптация», «относительность приспособленности»;
· Развитию интереса к учебной и научной информации, касающейся проблемы многообразия адаптационных особенностей у млекопитающих;
· Формированию умений учащихся применять знания об эволюционных закономерностях возникновения адаптации для объяснения механизма возникновения конкретной приспособленности, для прогнозирования следствий и формулирования выводов.
Проблемный подход к изучению учебного содержания создает условия для выдвижения учащимися гипотез, версий, аргументов, для обобщений отдельных фактов в контексте общей картины событий или процессов; дл доказательств их состоятельности или отказа от них. В ходе поиска информации по изучаемым проблемам учащиеся подводятся к самостоятельным выводам и обобщениям.
Изложение проблемной ситуации заканчивается следующими вопросами и заданиями: Как вы думаете, в чем здесь заключается проблема и как бы вы сформулировали проблемный вопрос? Сформулируйте гипотезу, объясняющую данное противоречие. Как бы вы проверили истинность собственного суждения?
Предлагается: Внимательно рассмотреть объекты исследования (натуральные и/ или иллюстративный материал).Определить условия сред обитания, вызывающие появление конкретных приспособлений у объектов. Описать характерные черты исследуемых объектов, способствующие их адаптации к условиям среды. Используя знания о движущих силах эволюции и об основных генетических закономерностях, проанализированную информацию, а так же собственные наблюдения, описать возможный путь возникновения конкретных черт адаптации.
Оценить целесообразность приспособленности объектов исследования к условиям среды обитания и обосновывать свое мнение.
Особую важность о окончании лабораторной работы представляют обсуждения всеми учащимися класса проблемного задания для каждой группы, решения которых могут также учащиеся из других групп.
Лабораторная работа по теме: «Скелет млекопитающего».
Цель: изучить особенности строения скелета млекопитающих.
Оборудование и материалы:
1. Скелет кролика, кошки или крысы (по одному на двух студентов).
2. Позвонки из разных отделов тела (по одному на двух студентов).
3. Передние и задние конечности с поясами (по одному на двух студентов).
4. Черепа насекомоядных, грызунов, хищных, копытных животных (по одному на двух студентов).
5. Таблицы: 1. скелет млекопитающего; 2. строение позвонков из разных отделов тела; 3. череп (вид сбоку и снизу); 3. Скелет конечностей и их поясов.
Мозговой череп
Затылочный отдел: затылочная кость; затылочное отверстие; затылочные мыщелки.
Бока черепа: чешуйчатые кости со скуловыми отростками; скуловые; верхнечелюстные; межчелюстные (переднечелюстные); слезные; глазоклиновидные; крылоклиновидные кости.
Крыша черепа: теменные; межтеменные; лобные; носовые кости.
Дно черепа: основная клиновидная; передняя клиновидная; каменистая; крыловидные; небные кости; небные отростки верхнечелюстных костей; решетчатые лабиринты; сошник; барабанная кость; хоаны; отверстия выходов нервов, кровеносных сосудов и евстахиевой трубы.
Висцеральный череп
Нижняя челюсть: зубные кости с венечным, сочленовным и угловым отростками.
Позвоночник
Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый хвостовой.
Строение туловищного платицельного позвонка, атланта и эпистрофея.
Грудная клетка: ребра истинные и ложные; грудина (рукоядка и мечевидный отросток).
Пояса конечностей
Передняя конечность: плечо; предплечье (лучевая и локтевая кости); кисть (запястье, пясть, фаланги пальцев).
Задняя конечность: бедро; голень (большая и малая берцовые кости); стопа (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев).
Зарисовать:
Череп (вид сбоку и снизу)
Лабораторная работа
Задание 1. Выполните лабораторную работу.
Тема : "Строение скелета млекопитающих".
Цель работы: изучить особенности строения скелета млекопитающих.
1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.
2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 52 учебника, выполните лабораторную работу.
3. Раскрасьте кости скелета млекопитающего (фиолетовым цветом - кости черепа, зеленым - позвоночника, голубым - пояса передних конечностей, коричневым - передние конечности, красным - пояс задних конечностей, желтым - задние конечности) и обозначьте их.
4. Запишите вывод об особенностях строения скелета млекопитающих.
Строение и деятельность систем внутренних органов млекопитающих свидетельствует об их более совершенном прогрессивном развитии: интенсивный обмен вещесв, постоянная высокая температура тела. Сравнение с птицами показывает их независимое и параллельное историческое развитие.
Задание 2. Заполните таблицу.
Строение и функции скелета млекопитающих (кролика) Отдел скелета Особенности строения Функции Череп крупный, меньше костей, чем у рептилий защита внутренних органов головы Позвоночник:
шейный отдел
грдной отдел, ребра, грудина
поясничный отдел
крестцовый отдел
хвостовой отдел
семь позвонков
двенадцать позвонков
шесть, семь позвонков
четыре слившихся позвонка
разное число костей позвонков
защита и опора Пояс передних конечностей
Передние конечности
Пояс задних конечностей
Задние конечности
парные лопатки, парные ключицы
2 крупные тазовые кости
передвижение, опора
Задание 3. Hаскрасьте системы внутренних органов млекопитающего (красным цветом - кровеносные органы, зеленым - пищеварительной системы, голубым - дыхания, коричневым - выделения, черным - размножения) и обозначьте их.
Задание 4. Количество пищи, съедаемой в течение суток маленьким млекопитающим - землеройкой, превосходит массу ее тела а 2-4 раза. А тигр, имеющий массу 250-300 кг, довольствуется 10-12 кг мяса в сутки. Почему существует такое несоответствие в количестве пищи, съедаемой различными живоными?
Потому что у землеройки очень быстрый обмен веществ, сердце бьется быстрее, чем сердце тигра. Поэтому землеройке необходимо постоянно есть.
Задание 5. Заполните таблицу.
Строение и функции систем внутренних органов млекопитающего Система органов Особенности строения Функции Пищеварительная рот, глотка, зубы, пищевод, желудок, кишечник, толстая кишка переваривание пищи Дыхательная проводящие пути, легкие, трахея, гортань поступление кислорода в организм и выведение углекислого газа Кровеносная четырехкамерное сердце: 2 желудочка и 2 предсердия перенос питательных веществ по организму Нервная передний головной мозг, спинной мозг отвечает за чувства, осязание, обоняние Выделительная почки, мочеточники, мочевой пузырь выделение продуктов обмена