Человек наделенный важными социальными свойствами является. «Так мы можем дойти до "недочеловеков". К функциям речи не относятся
Выберите правильный вариант ответа
(поставьте знак " +" возле выбранного варианта):
1. Психология как самостоятельная наука оформилась:
а) в 40-х гг. XIX в.;
б) в 80-х гг. XIX в.;
в) в 90-х гг. XIX в.;
г) в начале ХХ в.
2. Признание психологии как самостоятельной науки было связано с:
а) выходом трактата Аристотеля "О душе";
б) развитием метода интроспекции;
в) созданием специальных научно-исследовательских учреждений;
г) развитием метода наблюдения.
3. Психология как наука о душе была определена:
а) более 3-х тыс. лет назад;
б) более 2-х тыс. лет назад;
4. Психология как наука о сознании стала развиваться:
в) в XVII в.;
г) в XVIII в.
5. Психология как наука о поведении возникла:
а) в XVII в.;
б) в XVIII в.;
6. Бихевиоризм:
а) опирался на схему "S-R";
б) превратил психологию в психологию без психики;
в) ввел понятие научения;
г) заложил идеи программированного обучения;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
7. Психоанализ:
а) опирался на практику лечения неврозов;
б) сделал предметом рассмотрения бессознательные явления;
в) ввел в психологию метод свободных ассоциаций;
г) утверждал, что психическая жизнь человека подчинена дихотомии принципов удовольствия и реальности;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
8. Гуманистическая психология:
а) ориентирована на расцвет всех потенциальных возможностей человека;
б) сделала целью воспитания личностный рост;
в) отводит главную роль индивидуальному опыту;
г) опирается на учение богословов;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
9. Психология деятельности:
а) сделала предметом исследования поведенческий акт;
б) ввела понятие установки;
в) сделала предметом рассмотрения деятельность как вид появления психической активности;
г) занимается проблемами адаптации и социализации;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
Личность и ее структура
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов
( поставьте знак "+" возле выбранного варианта).
1. Человека как индивида характеризуют:
б) цвет глаз и волос;
в) тип высшей нервной деятельности;
г) принадлежность к расе;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
2. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами:
а) задатки;
б) лидерство;
в) нравственность;
г) гуманность;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
3. Личностные свойства, обусловленные социально, это:
а) инстинкты;
б) ценностные отношения;
в) музыкальный слух;
г) острота зрения; д) рефлексы;
е) все ответы верны;
ж) все ответы неверны.
4. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются:
а) способности;
б) направленность;
в) темперамент;
г) характер;
д.) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
5. Личность это:
а) совокупность относительно устойчивых свойств и наклонностей индивида, которые отличают его от других;
б) это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению;
в) индивидуально выраженное всеобщее;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
а) в его мотивах есть иерархия;
б) у него есть способности к сознательному управлению собственным поведением;
в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки;
г) он является творческим субъектом;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
7. Процесс социализации состоит в следующем:
а) привитие ребенку нравственных норм;
б) усвоение ребенком общекультурного опыта;
в) воспроизводстве ребенком социальных правил и норм;
г) познании действительности;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
8. Личность - это человек как:
а) индивид;
б) индивидуальность;
в) субъект деятельности;
9. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т.д.) является:
а) гордостью нации;
б) избирателем;
в) личностью;
г) интеллектуалом.
10. Активность человека, имеющая нравственный смысл, называется:
а) показухой;
б) поведением;
в) самовыражением;
г) презентацией.
11. Какой компонент в психологической структуре личности лишний:
а) мотивационно-целевой;
б) коммуникативный;
в) волевой;
г) перцептивный.
12. Источниками социализации выступают:
а) передача культуры через семейный и другие социальные институты, прежде всего через систему образования, обучения и воспитания;
б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;
в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;
г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
13. В становлении личности участвуют механизмы:
а) сдвига мотива на цель;
б) идентификации;
в) освоения социальных ролей;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
14. Высший регулятор поведения, - это:
а) убеждения;
б) мировоззрение;
в) установки;
г) мотивация.
15. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:
а) рационализацией;
б) идентификацией;
в) сублимацией;
г) вытеснением.
16. Личностные качества, предопределенные главным образом, социальными факторами - это:
а) инстинкты;
б) механическая память;
б) ценностные ориентации;
в) музыкальный слух.
17. Какую из указанных точек зрения следует признать правильной:
а) личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают влияния на этот процесс;
б) личность определяется биологическими, наследственными факторами и никое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой;
в) личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс ее развития обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные - как движущая сила психического развития человека в формировании его личности;
г) верно: а, б, в.
18. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:
а) личностным смыслом;
б) мировоззрением;
в) убеждением;
г) направленностью личности.
19. Какой компонент в психологической структуре личности лишний:
а) мотивационно-целевой;
б) коммуникативный;
в) волевой;
г) перцептивный.
20. Склонность личности видеть источники управления своей жизнью преимущественно во внешней среде, либо в самом себе называется:
а) интроспекцией;
б) локусом контроля;
в) инверсией;
г) паттерном.
21. Индивидуальность определяют как:
а) вершина развития личности;
б) уникальность конкретного человека;
в) это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека;
г) все ответы верны.
22. Личностные качества, предопределенные главным образом, социальными факторами - это:
а) инстинкты;
б) механическая память;
б) ценностные ориентации;
в) музыкальный слух.
Книга, закупленная за бюджетные деньги в московские школы, учит, что человек, страдающий психическим заболеванием, не является личностью. В учебнике по обществознанию для восьмых классов, выпущенном издательством «Дрофа» и попавшим в московские школы, говорится, что человек с тяжелым психическим заболеванием не может являться личностью. Правозащитники называют этот текст «невежественным, мракобесным и экстремистским».
Президент организации «Центр проблем аутизма» Екатерина Мень, член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве Российской Федерации Елена Клочко и другие общественники готовят письмо в Министерство образования и науки с просьбой изъять учебник из школ и провести проверку, как он мог быть закуплен на бюджетные деньги. Текст письма ляжет также в основу петиции, которую разместят в интернете для сбора подписей. В Минобрнауке заявили, что ведомство «уже проводит проверку учебника» и «благодарит инициаторов обсуждения сомнительного фрагмента».
«Давайте поразмышляем, - говорится в учебнике. - Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Перед нами, конечно, человек, но каких-то важных сторон человеческой сущности он лишен. Каких? Ответ очевиден: тех, которые связывают его с обществом; которые делают его общественным, социальным существом. Говоря иначе, он не является личностью. Личность - это человек, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, заботиться о них, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством».
Это же не просто текст, который кто-то написал в блоге, - отметила Екатерина Мень. - Это учебник, утвержденный всеми инстанциями. Мы хотим понять, как учебник с таким невежественным, мракобесным и экстремистским текстом может попасть в школу, каким образом проводится экспертиза. Вообще весь текст в учебнике низкого качества. У авторов нет никаких признаков профессиональной компетенции в социальных науках.
Екатерина Мень рассказала, что первым внимание на дикость текста обратил один из учеников, а потом показал его своей маме, и она вывесила фото текста в социальных сетях.
Центр проблем аутизма и наше сообщество - и родительское, и профессиональное, а это несколько тысяч человек, - не может на это не отреагировать. Мы делаем огромную работу, чтобы доказать, что аутистов можно обучать вместе с обычными детьми. И у нас есть успешные проекты, это идет всем на пользу. Представьте, что в таких школах дети открывают учебник и узнают, что их одноклассников-аутистов, оказывается, на порог нельзя пускать, они не являются личностями, они вообще полузвери. Это очевидный вред.
Детский психиатр, кандидат медицинских наук Антонина Шапошникова отметила, что приведенный отрывок из учебника является «неграмотным с точки зрения психиатрии».
Как дети, так и взрослые с психическими заболевания являются личностями, - сказала она. - Другое дело, что это личность со своеобразием развития, что мы тоже должны уважать в человеке. Даже человек с тяжелой умственной отсталостью способен к простым социальным контактам. Он способен к любви, что формирует человека как духовное существо, способен к эмоциональным привязанностям. А люди, болеющие, например, такими тяжелыми психическими заболеваниями, как шизофрения, зачастую интеллектуально полностью сохранны. Они учатся, даже порой получше некоторых обычных детей, работают, достигая в своей области успехов. Они создают семьи. Да, они вынуждены принимать лекарство, но они являются полноценными членами общества.
У нас принята гуманистическая позиция в методиках воспитания, - добавила она. - Этот отрывок противоречит ей. Ребенку, может быть, даже не обязательно знать определение личности. Но ему важно знать, что любой человек, какие бы заболевания он ни имел, является полноценным членом общества и надо относиться к нему с заботой и пониманием.
В Минобрнауки России заявили, что ведомство «благодарит инициаторов обсуждения сомнительного фрагмента учебника по обществознанию для 8-х классов (авторы A.Ф. Никитин, Т.И. Никитина) и уже проводит проверку учебника».
Обязательно будут выяснены причины, по которым такой фрагмент попал в учебник. Сегодня система допуска учебной литературы в школах России предполагает не только обязательное прохождение каждым учебником четырех экспертиз, но и мониторинг его использования в школах и реагирование на жалобы детей, родителей, учителей и других участников образовательного процесса, - сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства.
В министерстве напомнили, что в федеральный перечень учебников издания включаются «на основании положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз».
Отметим, что ранее научную и педагогическую экспертизы обсуждаемого учебника проводила Российская академия наук, общественную экспертизу - некоммерческое партнерство «Лига образования», и все заключения, представленные в Минобрнауки России, были положительные, - сказали в пресс-службе.
Такой подход позволяет значительно повысить качество учебной литературы, - сказали в министерстве. - За два последних года, исходя из поступающих в адрес Министерства обращений, количество жалоб на качество учебной литературы существенно сократилось. Улучшено качество работы с издательствами в связи с замечаниями граждан по качеству учебников.
Как рассказала адвокат, управляющий партнер компании «Альянс» Екатерина Демченко, «учебник фактически посягает на неимущественные права лиц с психическими заболеваниями, а именно умаляет их честь и достоинство».
Права на честь и достоинство человека - естественные права человека, неотъемлемые и безоговорочные, - сказала Екатерина Демченко. - В случае нарушения таких прав пострадавший может обращаться за судебной защитой в соответствии с главой 8 Гражданского кодекса. В данной ситуации считаю возможным прокурору субъекта федерации обратиться в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, требовать изъятия такого учебника из школ, извинений и опровержения от автора.
Также, по словам Демченко, действия авторов можно истолковать как разжигание социальной розни или пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а это уже экстремизм. За подобные преступления может грозить срок до пяти лет (статья 136 УК РФ).
Мнение экспертов:
Анатолий Найман, дед Григория Чернозатонского, на вопрос «Новой», не страшно ли учить внука по таким учебникам, ответил:
Тошновато. Но не безнадежно. Лауреат формулирует, жена подправляет, издательство тиражирует, министерство рекомендует, учительница, не глядя, задает на дом. И все это расшибается о 14-летнего Гришу. Он выпучивает глаза. Он этого не принимает. Это несъедобно. Он интуитивно знает, что у жизни все на учете. Каждый на счету. О лауреатах, издателях, министрах речь не идет, это массовка. Если кто вывезет, то внуки.
Тамара Эйдельман: «На Facebook уже пишут: это фашисты!»:
Это, конечно, не фашисты. Это просто люди, которые плохо умеют выражать свои мысли. И совершенно не думают о реакции читателей на их текст.
Раздел учебника «Обществоведение», посвященный личности, начинается с попыток развести понятия «биологический индивид» и «личность». Но делается это крайне топорно. Что за странное определение: «не способен создать семью и реализовать свои гражданские права»? А монах-отшельник, например? Тоже подходит под эту формулу?
Определение личности - предмет сложнейшей философской дискуссии. Если учитель чувствует себя в силах, если он сумел выделить на это время на уроках, он может вынести тему на обсуждение класса. Мнения наверняка разойдутся.
Но фрагмент, который сегодня стал столь знаменит, - просто типичный не очень компетентный текст в школьном учебнике. О его возможных мировоззренческих последствиях никто не думал. Ляпнули - и пошли дальше.
Анна Наринская: «Такие учебники - знак состояния образования»:
Здесь же более всего поражает не полный непрофессионализм и этическая глухота авторов этих учебников, а полное отсутствие контроля за ними в Министерстве образования и в издательствах, которые их печатают. Кроме того что там содержатся почти фашистские соображения о том, что психически больной человек не личность, и кокетливо-сексистские пассажи о том, какими должны быть мужчины и женщины, это еще и написано безобразным языком, в кондовой какой-то стилистике. Я даже не знаю, что меня больше возмущает - идеологическое содержание этого учебника или его невероятная халтурность.
Идеологический и просветительский амок, в который погружается страна, - он зиждется не только на продуманных античеловеческих лозунгах, но и на возможности вот такой халтуры, на всеобщем наплевательстве, на том, что такая важная территория, как образование наших детей, становится просто местом зарабатывания денег. И вот именно с этой халтурой, я считаю, можно бороться. Глядя на то, что происходит с образованием, я боюсь, что ждать радикальных побед общественности не стоит, но на каких-то отдельных участках действительно можно работать и добиваться лучшего, пока еще не наступило время единых учебников по гуманитарным предметам. Когда оно наступит, если вот именно такой, к примеру, учебник будет единственным, это станет куда большей трагедией.
Ирина Хакамада: «У каждого должен быть шанс на счастье»:
Во-первых, психологи утверждают, что все талантливые творческие люди чуть-чуть сумасшедшие. Во-вторых, что такое личность? Личность - это человек, который может быть счастливым. Таких людей огромное количество, в том числе среди аутистов, людей с синдромом Дауна, дислектиков, потом вырастающих в гениев. И для того чтобы развить в них личность, нужно прилагать специальные усилия. Если их не прилагать, то эти люди, оставаясь личностями, не входят в коллективное «я», поэтому им трудно образовывать семьи, общаться с обыкновенными людьми и так далее. Но смысл развитого общества как раз в том, чтобы каждому дать шанс на счастье. Поэтому на Западе, если ребенку ставят диагноз «аутизм» или «дислексия», то первое, что говорят врачи: эти дети могут быть счастливыми, нужно просто приложить усилия. Я человек верующий, поэтому считаю, что в каждом заложена личность, просто нужно к одним применить больше усилий и индивидуального подхода. И какое авторы имеют отношение к постановке диагноза - кто личность, а кто нет? Слава богу, наши дети плюют на все учебники, но если один начнет это реализовывать в жизни, то он, увидев ребенка с другим поведением - например, закрытого интроверта, - сразу решит, что это урод, которого надо обходить стороной.
Екатерина Архипова, директор по коммуникациям сети ресторанов «Кофемания»:
Семья Никиты Паничева отдала много сил его развитию и становлению. Он прошел у нас обучение, успешно работает и находит общий язык с коллективом. Работает Никита в «Кофемании» уже более полутора лет - это показатель того, что все идет хорошо.
Александр Асмолов, академик РАО: «Любой человек - личность»:
И он становится личностью тогда, когда к нему как к личности относятся другие люди. Установка на человека как на личность - это ключевая вещь, помогающая ему развиваться и сохранять свое достоинство.
Любые учебники, какое бы издательство их ни издавало, должны проходить гуманитарную и психолого-педагогическую экспертизу. Ключевой вопрос: рождает ли текст учебника у ребенка гуманистические установки на уважение ценности личности любого человека? Любого, может быть, не похожего на него по цвету кожи ли, глаз, по росту, этническим характеристикам. Среди этих различий одно из важных для нашего общества - дети с отклонениями в развитии. Не случайно я никогда не говорю: дефективные дети. Вместо этого говорю: дети с особыми нуждами, дети с особыми потребностями, а лучше всего английский термин, с гениальной точностью демонстрирующий человеческую и, естественно, педагогическую этику: дети со способностями, развитыми по-иному. Блестящий термин, который не оставляет основ для стигматизации в обществе. Любая стигматизация, превращение кого-либо в касту неприкасаемых, опасна для общества, поскольку нарушает его гуманистический потенциал. Это ключевой принцип педагогики достоинства.
… А учебник, о котором идет речь, должен быть в экстренном порядке задержан и не должен распространяться в российские школы.
Петиция Министру образования Российской Федерации Г-ну Ливанову Д.В.
Уважаемый Дмитрий Викторович!
Наше внимание привлек учебник по Обществознанию за 8 класс авторов Никитина А.Ф. и Никитиной Т.И. издательства «Дрофа» 2014 года выпуска. Из библиографического описания на контртитуле издания следует, что учебник «содержит обширный практический и теоретический материал по курсу обществознания. Создан с учетом современных научных представлений о духовном мире личности, социальной структуре общества и социальных отношениях, о государстве и праве.» И далее – «Учебник написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, включен в Федеральный перечень».
На 10ой странице учебника «современные научные представления» авторов обретают следующую форму. Цитата: «Давайте поразмышляем. Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, к труду, к созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Перед нами, конечно, человек, но каких-то важных сторон человеческой сущности он лишен. Каких? Ответ очевиден: тех, которые связывают его с обществом; которые делают его общественным, социальным существом.
Говоря иначе, он не является личностью. Личность – это человек, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, заботиться о них, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством. Здесь мы будем говорит о том, что человек – это гражданин. Отметим, что гражданин обязательно является личностью, существом сознательным, деятельным и общественным». Конец цитаты.
«Давайте поразмышляем», - призывают нас авторы. «Давайте!» - отвечают им читатели учебника, призванного в рамках данной дисциплины формировать социальные компетенции и гражданское сознание у молодых граждан России. Но прежде размышлений мы вынуждены обратиться к некоторым историческим фактам, которые, судя по общим, разлитым по всему тексту учебника невежеству и малограмотности, ускользнули от внимания авторов этого наставнического опуса.
В первую очередь, нам бы хотелось напомнить авторам название официальной евгенистической программы немецких национал-социалистов по стерилизации и физическому уничтожению людей с психическими расстройствами, умственно отсталых и наследственно отягощённых больных. Она называлась «Акция Тиргартенштрассе 4» и вошла в историю как «Программа Т4». Сначала в рамках этой программы уничтожались только дети до трёх лет, затем все остальные возрастные группы. Один из идеологов нацистской концепции расовой гигиены Вильгельм Шаллмайер был автором одного из ведущих учебных пособий по расовой гигиене. В данном учебном пособии он предлагал, в частности, лишать возможности воспроизводства «дегенератов» и эпилептиков, а расходы на их стерилизацию предлагал возлагать на их родителей в качестве наказания за то, что они произвели на свет «низших детей».
В 1920 году была опубликована книга «Разрешение на уничтожение жизни, недостойной жизни», написанная профессором психиатрии Альфредом Гохе и профессором юриспруденции Карлом Биндингом, заявлявшим в этой своей работе, что «идиоты не имеют права на существование, их убийство - это праведный и полезный акт». Утверждение, что некоторые люди - просто балласт, создающий неприятности для других, а также, что немаловажно, и экономические издержки, произвело невероятное впечатление на небезызвестную историческую фигуру по имени Адольф Гитлер. Авторы данной книги вполне однозначно заявляли, что существование обитателей психиатрических лечебниц (по их выражению, «балластных существ» и «пустоты в оболочке» - лиц, не способных к человеческим чувствам) не имеет смысла и ценности. А Карл Биндинг напрямую предлагал государству учредить специальные комиссии по умерщвлению людей, недостойных жизни.
Впечатленный текстами немецких евгеников Гитлер положил эти «теории» в основу своего примечательного для всей истории XX века труда «Mein Kampf» - книги, заложившей основу для убийства миллионов людей. В развитие этих «блестящих» теорий в 1927 году в Берлине был основан специальный институт антропологии, генетики человека и евгеники им. кайзера Вильгельма для поиска научно обоснованных идей, сходных с идеями расовой гигиены. С этим институтом был связан Йозеф Менгеле, защитивший ранее докторскую диссертацию по теме «Расовые различия структуры нижней челюсти», - врач, который во время своей службы в Освенциме будет прозван «ангелом смерти».
Читателю учебника по Обществознанию для 8го класса, изданного и официально одобренного в Российской Федерации в 2014 году, не нужно обладать слишком бурной фантазией, чтобы увидеть очевидное сходство между текстом Никитиных о том, что человек с психическими заболеваниями «лишен важных сторон человеческой сущности и не является личностью» и текстом нацисткого психиатра Альфреда Гохе о том, что люди с психическими заболеваниями - «балластные существа» и «пустоты в оболочке», не способные к человеческим чувствам». Если кто-то из экспертов, проверявших данный учебник и одобривших его для применения в российских школах, сможет указать нам на различие в посылах, мы будем весьма признательны.
Для людей с короткой исторической памятью не лишним будет напомнить, что идеи национал-социализма (которые некоторые из вполне ученых его идеологов называли «прикладной биологией») довольно пышно «расцвели» и были затем распространены на борьбу не только с больными людьми, но и целыми народами, именовавшимися в лексиконе нацистов «низшими расами»: евреями, поляками, цыганами. Ровно эта концепция стала вдохновляющим ресурсом для цели уничтожения славян – цели, послужившей основой всем зверствам, перенесенным народом нашей страны в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Всего лишь несколько строк в учебнике. Всего лишь несколько широко озвученных вполне уважаемыми на тот момент немецкими врачами и юристами идей. В итоге – позволим себе напомнить господам Никитиным и всему Министерству образования РФ – за период действия Программы, согласно неполным данным, целенаправленно убито не менее 5000 детей-инвалидов, до начала войны умерщвлено 70 тысяч человек с психическими заболеваниями и физической инвалидностью, 400 тысяч человек принудительно стерилизовано. Число последующих жертв отдельных «авторов учебников» в год 70-летия Победы над фашизмом, нам кажется, упоминать не требуется. Нам, читателям современных учебников, всегда казалось, что жирную точку в этих евгенистических упражнениях поставил Нюрнбергский процесс по делу врачей 1946 года, приговоривший более 20 человек – врачей, юристов и чиновников, исполнявших программу – к смертной казни по существу преступлений против человечности.
Организации и сообщества, которые мы представляем, много лет занимаются не только помощью семьям, воспитывающим детей-инвалидов, не только защитой прав инвалидов, в том числе и ментальных, не только системной работой с государственными структурами по совершенствованию помощи, образования и социальной поддержки людей с инвалидностью. Мы огромное количество сил и времени тратим на просветительскую, исследовательскую работу, целью которой является борьба со стигмой психиатрии, преодоление общественного страха перед инвалидностью других, развитие инклюзивного образования как самого прогрессивного и качественного, на работу с прессой и общественным сознанием. В большинстве своем эта огромная работа ведется общественными организациями либо на безвозмездной основе, либо на основе пожертвований наших граждан, направляющих свои личные средства на данные важнейшие для всего общества цели. В этой связи, мы имеем право задаться вопросом. Если ценнейшая для общества работа по социальному просвещению и правозащитной практике ведется на внебюджетные средства, то на каком основании на бюджетные деньги, на наши налоги, готовится и издается откровенно фашиствующий учебник, текст которого не может быть частным мнением авторов, а должен являться основой для массового обучения юных граждан России – обучения пониманию гражданских и гуманистических принципов человеческого общежития и полноценному социальному взаимодействию?
Пользуясь таким прискорбным случаем, мы хотели бы напомнить Вам, Дмитрий Викторович, и Вашим коллегам-экспертам о некоторых людях, имевших психические заболевания, которые, с точки зрения проводимой в учебнике Никитиных идеи, «не являются личностями». В порядке соблюдения прав нераспространения личных данных мы не можем назвать живущих среди нас выдающихся людей, имеющих те или иные заболевания. Но достаточно примеров и из уже ушедших, но навсегда оставшихся в истории человечества. Абрахам Линкольн страдал клинической депрессией, Бетховет, помимо глухоты, имел биполярное расстройство, Микеланджело, по данным Журнала медицинских биографий, имел аутизм, Чарльз Дарвин страдал агорафобией, Уинстон Черчиль имел биполярное расстройство, Вацлав Нижинский имел шизофрению, как и всемирно известный математик, лауреат Нобелевской премии Джон Нэш, Достоевский и Ван Гог имели эпилепсию, Вирджиния Вульф – биполярное расстройство. И это только крошечная часть фактов.
Мы не будем в данном письме развивать глубокую тему того, что психическая лабильность часто является приметой как раз очень развитой личности. Это не входит в функции данного письма. К целям данного письма относится необходимость сформулировать к Министерству образования следующие вопросы и требования:
1. Мы требуем изъятия учебника по Обществознанию за 8 класс авторов Никитина А.Ф. и Никитиной Т.И. (изд-во «Дрофа», 2014) из оборота рекомендованных Минобром учебников для российских школ.
2. Мы требуем ответа на вопрос о том, каким образом проходила экспертиза текста данного учебника в процедуре одобрения его для использования в общеобразовательных школах Российской Федерации, а также поименного называния участников этой экспертизы.
3. Мы требуем оценки данного учебника на предмет нарушения 282 статьи УК РФ
4. Мы требуем проведения проверки «конфликта интересов» в части вызывающих вопросы семейных отношений между авторами, так как Никитин А.Ф. и Никитина Т.А. представляют две стороны производства издания: сочинительскую и издательскую. Насколько этично и правомерно включение в авторский коллектив учебника, издаваемого на государственные деньги, сотрудника издательства, выпускающего книгу за госсчет.
5. Мы требуем публичного извинения перед семьями, воспитывающими детей с ментальной инвалидностью или проживающими с родными, имеющими психические заболевания, от Министерства образования за серьезное нарушение их прав и свобод посредством одобрения подобного учебника для массового использования в российских школах.
6. Мы требуем публично сформулированных гарантий того, что процедуры принятия, оценки и одобрения любых российских учебников не допустят прохождения в школьные библиотеки невежественных, дискриминационных и экстремистских текстов, оскорбляющих человеческое достоинство и ограничивающих права и свободы граждан.
С уважением,
Екатерина Мень, журналист, Президент АНО «Центр проблем аутизма», член Общественного совета при Министерстве здравоохранения РФ, председатель Комиссии по защите прав пациентов, мать ребенка-аутиста.
Елена Клочко, член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, Сопредседатель Координационного Совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при ОП РФ, мать ребенка с синдромом Дауна
Яна Золотовицкая, театровед, исполнительный директор АНО «Центр проблем аутизма», мать ребенка-аутиста.
Юлия Камал, председатель МГАРДИ(московской городской ассоциации родителей детей инвалидов и инвалидов с детства), член КС по делам инвалидов при ОП РФ, член КС по делам инвалидов при Мэре Москвы, мать инвалида с детства с ДЦП.
Любовь Аркус, режиссер, киновед, президент Фонда «Выход в Петербурге», основатель центра социальной абилитации, обучения и творчества для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом».
Светлана Башарова
Отрывок, возмутивший общественность, находится на 10 странице учебника, авторство которого принадлежит кандидату педагогических наук, ведущему специалисту по обществознанию, правоведению и граждановедению, лауреату премии Президента Российской Федерации Анатолию Федоровичу Никитину и Татьяне Исааковне Никитиной, издательства «Дрофа»: «Давайте поразмышляем. Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, к труду, к созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Перед нами, конечно, человек, но каких-то важных сторон человеческой сущности он лишен. Каких? Ответ очевиден: тех, которые связывают его с обществом; которые делают его общественным, социальным существом.
Говоря иначе, он не является личностью. Личность - это человек, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, заботиться о них, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством. Здесь мы будем говорит о том, что человек - это гражданин. Отметим, что гражданин обязательно является личностью, существом сознательным, деятельным и общественным».
Общественники ставят под сомнение обучение школьников пониманию гражданских и гуманистических принципов человеческого общежития и полноценному социальному взаимодействию: «Если ценнейшая для общества работа по социальному просвещению и правозащитной практике ведется на внебюджетные средства, то на каком основании на бюджетные деньги, на наши налоги, готовится и издается откровенно фашиствующий учебник, текст которого не может быть частным мнением авторов, а должен являться основой для массового обучения юных граждан России». Также общественники сравнили отношение к инвалидам в учебнике с отношением к психически больным в Третьем рейхе.
Между тем, учебник прошел все необходимые экспертизы и, получив положительные заключения, был включен в Федеральный перечень учебников.
Активисты обратились к Министру образования Российской Федерации Ливанову Д.В. с требование изъять данный учебник из оборота рекомендованных Минобром учебников для российских школ, соответствующая петиция размещена на сайте change.org . Её подписали около 4,5 тысяч человек.
На возмущение общественности отреагировало издательство «Дрофа» сообщив, что на данный момент продажи данного учебника приостановлены. И издание будет направлено на дополнительную экспертизу.
Также издательство готово отозвать учебник и предоставить школам другой учебник по обществознанию в случае, если он не получит одобрение экспертов.
Буду крайне благодарна, если скинете ответы.
Вариант №1
1.К общественным отношениям относятся связи между:
А.Климатическими условиями и сельским хозяйством
Б. Человеком и техникой
В. Природой и обществом
Г. Людьми внутри социальных групп.
2.Понятием «индивид» определяется:
А.Неразделимость в человеке психических и физиологических свойств
Б. Конкретный носитель определяющих свойств человека
В.Психическая составляющая природы личности
Г. Совокупность социально значимых черт человека
3.Взаимодействие человека с миром определяется понятием
А.Осязание Б.Рефлекс В. Творчество Г.Деятельность
4.Элементом духовной сферы общества являются
А.Представительные органы власти
Б. Общественные науки
В. Нормативные акты
Г. Малые предприятия
5.Верно ли суждение
А.Прогресс – это движение общества вперед
Б.»Прогресс» в переводе с латыни означает возврат к изжившим себя формам и структурам».
Варианты ответов:
6.Существенным отличием человека от животного является
А. Мышление Б.Инстинкты В.Рефлексы Г.Потребности.
7.Коммуникация –это
А Обмен информацией двух и более субъектов
Б. Вид технического сооружения
В. Передача информации от субъекта к объекту
Г. Общественное объединение
8. Рациональное познание осуществляется с помощью
А. наблюдения Б. прямого контакта В. мышления Г. на уровне инстинкта
А. свободное ценообразование на товары и услуги
В. Централизованное распределение ресурсов
10. Высшим исполнительным органом власти РФ является
А. Федеральное Собрание
Б. Правительство
В. Администрация Президента
Г. Конституционный Суд
В1. Вставьте пропущенное слово
Мораль, право, обычаи, традиции, ритуалы представляют собой социальные____________
В2. Ниже приведен ряд терминов. Все, за исключением одного, относятся к понятию «познание». Выпишите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другой теме.
Ощущение, чувства, умозаключение, разум, представление, нация, восприятие.
В3. Завершите фразу:
«Совокупность нравственных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого - это__________________________________»
Дайте характеристику сферам общественной жизни и приведите примеры из жизни.
Вариант №2
1. К общественным отношениям относятся связи между:
А природой и обществом
Б. группами людей
В. человеком и техникой
Г. географическими условиями и разделением труда
2. Понятием «индивид» определяется:
А. отдельный представитель человеческого рода
Б. выдающийся политический деятель
В. Отдельный представитель животного мира
Г. только выдающийся деятель культуры
3. Закончите определение: «общество – это..»
А. направленное развитие от менее совершенного к более совершенному
Б. способы взаимодействия и формы объединения людей
В. часть природы
Г. материальный мир в целом
4. Вид деятельности, характерный только для человека
А.удовлетворение физиологических потребностей В. взаимодействие в группе
Б. изменение условий своего существования Г. забота о потомстве
5. Верно ли суждение?
А. Общество и природа составляют части единого материального мира
Б. Общество и природа оказывают влияние друг на друга
Варианты ответов:
1.верно только А. 2.верно только Б 3.Верно А и Б 4.Оба неверны.
6. Представления человека об окружающем мире называется
А. знаниями Б. мировоззрением В. мечтами Г. фантазиями
7.Общение – это
А. обмен информацией двух и более субъектов
Б. форма литературного произведения
В. объединение первобытных племен
Г. стадия чувственного познания
8.К формам чувственного познания не относятся:
А. ощущение Б. представление В. умозаключение Г. восприятие
9. Один из признаков рыночной экономики
А. конкуренция товаропроизводителей
Б. господство государственной формы собственности
В. централизованное распределение ресурсов
Г. Директивное планирование хозяйственной деятельности
10. Высшим законодательным органом власти РФ является
А. администрация Президента
Б. Государственная Дума
В. Совет Федерации
Г. Федеральное собрание
В 1. Вставьте пропущенное слово
Совокупность общеобязательных правил поведения, разработанных и утвержденных государством, - это_______________________
В2. Ниже приведен ряд терминов. Все, за исключением одного, относятся к понятию «деятельность».Выпишите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другой теме: Субъект, цель, средства, партия, объект, результат, действие.
______________________________________________________________________
В3. Завершите фразу:
«Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении – это______________________________»
Запишите все определения термина «общество» и приведите примеры.
11. Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальнойгруппы, общества – это
1)природоцентризм 2)наукоцентризм 3)мировоззрение 4)социоцентризм
12 . Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения называется:
1)воспитание 2)адаптация 3)социализация 4)модернизация
13 . Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это
1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа
14 . Определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой:
1)социализация 2)воспитание 3)самореализация 4)самосознание
15. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это
1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа.
16 .Термин «общество» не включает в себя понятие:
1) Форму объединения людей
2) Части материального мира
3) Природной среды обитания
4) Способов взаимодействия людей
17 .Переход от подсечно-огневого к пашенному земледелию являтся примером взаимосвязи:
1) Общества и природы
2) Общества и культуры
3) Экономики и религии
4) Цивилизации и формация
18. Все примеры, за исключением двух, относятся к понятию «социальные потребности». Укажи лишние примеры.
Создание культурных ценностей, трудовая деятельность, общение, социальная активность,
участие в игре,сон.
19. Завершите предложения:
1)Соответственно потребности в воспроизводстве рода сформировался социальный
институт - … .
2)Человек является продуктом биологической, культурной и социальной … .
3)То, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества
– это … .
4)Соответственно общественным потребностям сложились социальные … .
5)Происхождение человека называется … .
6)Совершенство, высшая цель человеческого стремления – это … .
20. Духовное и телесное в человеке:
1)Предшествуют друг другу
2)Связаны друг с другом
3)Противостоят друг другу
4)Независимы друг от друга
21. Отличительным свойством человека является
1)Удовлетворение потребностей
2)Приспособление к окружающей среде
3)Осмысление мира и самого себя
4)Использование орудий труда
22 .Геннадий обладает знанием и способностями защищать личные права, уважает права других, неукоснительно выполняет свои обязанности, соблюдает законы страны. Какими качествами обладает Геннадий?
1) Гражданственностью
2) Совестью
3) Патриотизмом
4) Ответственностью
23 .Верны ли следующие суждения о социальном начале в человеке?
А. Социальное начало в человеке предшествует биологическому.
Б. Социальное начало в человеке противоположно биологическому
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
24.Верны ли следующие суждения о духовности?
А. Духовность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.
Б. Духовность – это нравственно сориентированные воля и разум человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
25 .Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1.Авиценна, Моцарт,Бетховен, Шопен –это несколько имен вундеркиндов, гений которых с годами раскрылся в полную силу. 2. Уфологи считают появление вундеркиндов вмешательство инопланетян. 3. По мнению биофизиков, вундеркиндов «делают» геомагнитные волны, влияющие на плод. 4. Геомагнитное поле Земли бывает разным и его интенсивность зависит от Солнца и других планет.
Определите какие положени текса носят: 1)Фактический характер 2) оценочный характер
Запишите под номером положения букву, обозначающую её характер.
26 .Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков:
«Общество, государство и культура являются средствами организации человеческого_______________(А), благодаря которому достигается координация между действиями отдельных людей/ Координация__________________(Б) людей одновременно создает общество и создается им. Люди объединяются для того, чтобы достигать стоящие перед ними __________(В) Некоторыми исследователями высказывалось даже мнение, что способность создавать объединения – это особая форма _____________(Г) человека к опасной ____________(Д).Если животные при этом меняют в процессе эволюции форму своего тела или ________(Е), то человек объединяет свои усилия с усилиями других людей». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово, словосочетание может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.»
1) Окружающая среда
2) Культура
4) Деятельность
5) Взаимодействие
6) Поведение
7) Орудие труда
8) Приспособление
9) Поколение
27 . Вам предложено подготовить развернутый ответ по проблеме «Общественный прогресс». Составьте сложный план , в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?1)описание фактов 3)накопления экспериментальных данных
2)проведение наблюдений 4)выдвижение гипотезы
О какой тенденции развития образования свидетельствует внимание к реализации права людей с ограниченными физическими возможностями на получение общего и профессионального образования?
1)глобализации 3)компьютеризации
2) гуманизации 4)профилизации
В целях поддержки отечественного производителя правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?
1)экономической и социальной 3) социальной и духовной
2)политической и экономической 4)экономической и духовной
Отличительным признаком понятия "Личность" является(ются)
1)членораздельная речь
2)наличие физических потребностей
3)способность брать ответственность на себя
4)сознание и мышление
Каждый человек как представитель человеческого рода
1)индивидуальность
2)индивид
3)личность
4)гражданин
Понятия "форма правления","государственный суверенитет","избирательная система" относится к характеристике сферы общества
1)экономической
2)социальной
3)политической
4)духовной
Заказать написание уникльной работы
">Тест по дисциплине «Социальная психология»
">1. Социальная психология - научная дисциплина на стыке:
">1) философии и социологии 2) психологии и социологии 3) философии и психологии
">2. Своеобразная дата рождения социальной психологии __________год
">3. Разновидность эксперимента:
">1) лабораторный 2) практический 3) житейский
">4. Член группы, который имеет наиболее высокий положительный статус, т.е. пользуется авторитетом у остальных и имеет на них влияние, является лидером
">1) да 2) нет
">5. Групповой эффект: изменение поведения или мнение человека в результате реального и воображаемого давления группы:
">1) эффект бумеранга 2) эффект конформизма 3) эффект подражания
">6. Разделом социальной психологии является:
">1) психология высшей нервной деятельности 2) психология межгруппового взаимодействия
">3) психология памяти
">7. К основным методам исследования социальной психологии относят корректурную пробу
">1) да 2) нет
">8. Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование:
">1) феномена конформизма 2) феномена влияния бессознательного 3) феномена кооперации
">9. Восприятие партнера по общению называется:
">1) социальной интеракцией 2) социальной перцепцией 3) социальной интеграцией
">10. Идентификация это отождествление себя с другим
">1) верно 2) не верно
">11. Институты социализации - это:
">1) группы, в которых происходит усвоение и воспроизводство социального опыта
">2) общественное мнение 3) образовательные организации
">12. Эмпатия - это:
">1) психический процесс 2) сопереживание 3) элемент самопознания;
">13. Многоплановый процесс межличностных взаимоотношений и социальных взаимодействий людей называется ________________.
">14. Совокупность способов и приемов исследования социально-психологических явлений и процессов это:
">1) цели 2) задачи 3)методы
">15. Наука, изучающая закономерности и особенности поведения и деятельности людей называется ______________________
16. Вид общения, участниками которого являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, раскрывающимися в процессе общения --- это:
">1) ролевое 2) межличностное З)межперсональное
">17. Процесс всестороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию это
">коммуникация
1) верно 2)не верно
">18.Социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей, а также факторов влияния на совместную деятельность это:
">1) задачи 2) предмет З) процессы
">19. Функция общения, отражающая способность оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях:
">
1) прагматическая 2) внутриличностная З) формирования и развития
">20. Средства общения:
">1) вербальные 2)слуховые З) визуальные
">21. Тип общения:
">1) диалогическое 2) бытовое З) непосредственное
">22.Механизм социального восприятия, как устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях:
">1)стереотипизация 2) эмпатия З) идентификация
">23.Эффект межличностного восприятия:
">1)слухи 2) ореола З) взаимопонимания
">24. В центре процесса общения находитсяпроблема терроризма
">1) да 2) нет
">25. Психологическое воздействие, на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или сна:
">1) психотропное воздействие 2) психогенное воздействие З) психоаналитическое воздействие
">26. Тип взаимодействия, характеризующееся достижением индивидуальных и групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми называется ______________ .
27. Механизм самопознания в процессе взаимодействия, основанного на способности представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению:
">1) идентификация 2) эмпатия 3) рефлексия
">28. Устойчивые большие социальные группы:
">1) статистические, диффузные, формальные группы 2) публика, масса, классы
">3) этнические, возрастные, гендерные группы
">29. Стихийные большие социальные группы:
">1) публика, масса, толпа 2) классы 3) нации
">30. Социально-ориентированные группы
">1) производственные, учебные 2) асоциальные 3) преступные
">31. Директивное, приказное руководство в малой группе - __________________стиль.
32. Равноправное субъект-объектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению это диалог
">1)да 2)нет
">33. Адекватность восприятия информации зависитот наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров.
">1) да 2) нет
">34. Социальная перцепция это:
">1) Обратная связь в общении.
">2) Восприятие внешних признаков человека, соотношение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.
">3)Взаимодействие людей.
">35. Социальный стереотип:
">
1) Вид социальной установки.
2)Схема социальной коммуникации.
3) Устойчивый образ или устойчивое представление о каком-либо явлении или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
">36. Обмен информацией и ее понимание это сторона общения:
">1) Коммуникативная 2) Интерактивная 3) Перцептивная |
">37. Мероприятия планируются и обсуждаются в группе. Власть основана на доверии- это _____________________ стиль. ">38 ">. Дела в группе идут сами собой, без планируемых мероприятий. Существует вакуум власти это авторитарный стиль ">42 ">. Слухи это: ">1) Официальное заявление властей. ">2) Передача негативной информации о третьем лице. ">3) Совокупность сведений, которая возникает из анонимных источников и распускается по неформальным каналам. ">43. ">Лидерство это: ">1) Умение нравится другим людям. ">2) Статус определенной личности в группе, который характеризуется способностью занимающего его лица оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять коллективные действия. ">3) Умение использовать все возможности, которые представляет должность руководителя. 44. Личность это человек как 1) индивид 2) индивидуальность 3) 1-2 45.Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т.д.) является личностью 1) да 2) нет 46.Жесты, мимика и пантомимика это пространственно-временные средства общения: 1) да 2) нет 47. К основным сторонам общения относят: 1) знакомства, аттракцию, коммуникацию 2) социальную перцепцию, коммуникацию, интеракцию 3) интеракцию, перцепцию, соперничество 48. Человек, умеющий влиять на коллектив, группу в системе межличностных отношений, основанных на чувствах симпатии или антипатии, принятия или неприятия это________________ в группе. 49.Социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения это___________________. ">50. На каком уровне складываются отношения между большими социальными группами в рамках всего общества: ">1) на макроуровне 2) на мезоуровне 3) на микроуровне ">51. Деление общества на социальные слои - социальная стратификация ">1) верно 2) не верно ">52. К видам больших социальных групп не относятся ">: ">1) устойчивые группы 2) стихийные 3) организованные ">53. К стилям лидерства и руководства относят директивный стиль ">1) да 2) нет ">54. В структуру общения не входит социальная установка ">1) верно 2) не верно ">55. Вид общения связанный с множеством непосредственных и опосредованных контактов незнакомых людей, называется _________________общение. ">56. Другой человек рассматривается как равноправный партнёр в общении, как коллега в совместном поиске знаний при стиле деятельности: ">57. ">Гендерные группы выделяются в социальной психологии по принципу пола ">1) да 2) нет |
">58. Усвоение личностью в процессе жизнедеятельности опыта социального развития и поведения, накопленного человечеством, передаваемого через воспитание и обучение, называется:
">1) рефлексией 2) социализация 3) общением
">59. Процесс приспособления человека к меняющейся социальной
"> среде с помощью различных социальных средств это социальная___________________.
">60. К типу стихийных групп не относятся этносы
">1) верно 2) не верно
">61. Выберите правильный ответ:
">Объектом изучения социальной психологии является:
">1) явления психики 2) личность, группа 3) психологические характеристики группы
">62. Выберите правильный ответ:
">Человек развивается как личность благодаря такой функции общения как:
">1) стилистическая 2) прагматическая 3) формирующая и развивающая
">63. Закончите предложение:
">Психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению является…….
">64. Выберите правильный ответ:
">Деятельность по преобразованию окружающего мира с целью удовлетворения потребностей человека называется:
">1) профессия 2) труд 3)специальность
">65. Выберите правильный ответ:
">Осознание субъектами лицом или общностью того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями, называется:
">1) аттракция 2) импритинг 3) рефлексия
">66. Выберите правильный ответ:
">Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств, называется:
">1) эффект первичности 2) эффект бумеранга 3) эффект ореола
">67. Выберите правильный ответ:
">Социальная группа, которая значима и на которую равняются
">1) Группа членства 2) Реальная группа 3) Референтная группа
">68. Вставьте пропущенное слово:
">Социальная общность людей, связанных общими интересами, целями и совместной деятельностью это…….
">69. Закончите предложение:
">В социальной психологии выделены следующие 3 стиля лидерства…..
">70. Закончите предложение:
">Поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются, называется…….поведением.
">71. Выберите правильный ответ:
">Комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, в наибольшей степени соответствующих требованиям конкретной специальности по своим индивидуальным качествам, называется……
">1) профессиональная консультация 2) профессиональный отбор 3) профессиональная адаптация
">72.Высшая форма психики, свойственная только человеку, это...
">1) рефлексы 2) воля 3) сознание
">73.Органы чувств ребёнка начинают функционировать еще до его рождения.
">1) верно 2) не верно
">74. Ровен в поведении, не принимает скоропалительных решений, медленно переключается в одного вида работы на другой, малоактивен - флегматик
">1) да 2) нет
">75. Слишком впечатлителен, отзывчив и легкораним, медленно осваивается и привыкает к переменам, стеснителен, боязлив, нерешителен:
">1) сангвиник 2) флегматик 3) меланхолик
">76. Взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата это общение
">1) верно 2) не верно
">77. Человек, умеющий влиять на коллектив в системе межличностных отношений, основанных на чувствах симпатии или антипатии, принятия или неприятия - это:
">1) лидер 2) руководитель 3) партнер
78. Какая профессия относится к типу «человек-человек» -
1) техник 2) преподаватель 3) лесник
79. К стилям лидерства не относят аристократический стиль
1) верно 2) не верно
80. Конфликт это…
1) столкновение 2) сотрудничество 3) компромисс
81. Форма завершения конфликта, с проявляющейся в его разрешении с помощью третьей стороны это…..
82. Тревожность это комплекс отрицательных эмоций
1) да 2) нет
83. Вставь слово. Процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств это социальная …..
84. Состоянию пониженной психической активности соответствуют такие отрицательные эмоции, как...
1) зависть 2) тоска 3) страх
85.Чувства успеха, удачи, ликования прежде всего связаны с положительным исходом деятельности:
1) да 2) нет
86.Страх это всегда следствие недостатка информации.
1) верно 2) не верно
87.Эмоции нужны для приспособления к окружающей среде.
1) да 2) нет
88. Небольшая по составу общность, члены которой объединены единой деятельностью и находящиеся в непосредственном личном контакте, называется…..группа
89. Волевое поведение выполняет функцию преодоления препятствий на пути к цели
1) да 2) нет
">90. Другой человек рассматривается как равноправный партнёр в общении, как коллега в совместном поиске знаний при авторитарном стиле лидерства:
">1) да 2) нет
">91. Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью характеризуется:
">1) сангвиник 2) холерик 3) меланхолик
">92.Такие черты личности, как скромность и самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности к себе:
">1) да 2) нет
">93. Умение по собственной инициативе ставить цели и находить пути их решения характеризует человека как целеустремленного -
">1) верно 2) не верно
">94.Представитель сангвинического типа темперамента. Какую из черт характера сформировать у него легче?
">1) дисциплинированность 2) общительность 3) трудолюбие
">95. Процесс передачи эмоционального состояния между индивидами без решающего смыслового влияния, называется психологическим заражением
">1) да 2) нет
">96. Более или менее длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека называется ….
">1) аффектом 2) настроением 3) чувством
">97. Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет к самому себе, переживание не удовлетворенности собой можно отнести к стыду
">1) да 2) нет
">98. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется …
">1) самооценкой 2) самопрезентацией 3) самовосприятием
">99.Самосознание можно определить как образ себя
">1) верно 2) не верно
">100. Нормальное (обычное) состояние сознания характеризуется уровнем психологической активности ">.
">1) низким 2) средним 3) высоким
">Ответы «Социальная психология»
|
Заказать написание уникльной работы