Эмпирическая основа для изучения социальных явлений. Обобщение практического материала, эмпирическая база исследования Практическая значимость исследования
Правовая и эмпирическая основа исследования.
Правовую основу настоящего исследованиясоставили: исторические правовые документы, действующее отечественное законодательство, включая Конституцию РФ, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты РФ, законодательство субъектов РФ, международные договоры, законопроекты по тематике исследования, зарубежное законодательство.
В качестве эмпирической основы работы выступили: материалы судебной практики; правоприменительная практика ФНС России и иных федеральных органов исполнительной власти, органов, осуществляющих ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки; статистические и социологические данные, а также опыт собственной практической деятельности в рассматриваемой сфере.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нём был осуществлен теоретический анализ правовых механизмов легитимации субъектов предпринимательства, включающий исследование государственной регистрации субъектов предпринимательства как общего механизма легитимации, аккредитации - как специального механизма легитимации, применяемого в отношении отдельных субъектов предпринимательства, а также изучение правовых проблем действующего порядка легитимации субъектов малого и среднего предпринимательства.
В работе определено содержание понятия «легитимация субъектов предпринимательства»; представлена система правовых механизмов легитимации субъектов предпринимательства; проведено сравнительное исследование механизмов государственной регистрации и аккредитации субъектов предпринимательства.
В диссертации проанализированы последние изменения законодательства о государственной регистрации и аккредитации субъектов предпринимательства, изучено содержание наиболее значимых для области исследования законотворческих инициатив, в результате чего были выявлены основные факторы, определяющие направления развития соответствующего правового регулирования, обнаружены коллизии и пробелы, а также сформулированы предложения по его совершенствованию.
Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие теоретические положения, выносимые на защиту:
1. На современном этапе в рамках отрасли предпринимательского права сформировался институт легитимации субъектов предпринимательства, носящий комплексный характер. Предметом регулирования указанного правового института являются общественные отношения, возникающие в связи с созданием коммерческих организаций, государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, открытием филиалов и представительств иностранных юридических лиц, а также приобретением субъектами предпринимательства специального правового статуса.
2. Легитимация субъектов предпринимательства - это совокупность юридических процедур, направленных на признание государством фактов возникновения субъектов предпринимательства, приобретения ими статуса, необходимого для законного осуществления предпринимательской деятельности, а также предоставление отдельным субъектам предпринимательства специального статуса, дающего право осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности, использовать льготы и гарантии, предусмотренные действующим законодательством.
3. Явочно-нормативный порядок легитимации, предусматривающий проверку соблюдения порядка создания юридического лица, соответствия его учредительных документов закону, целесообразно применять в отношении как некоммерческих, так и коммерческих организаций. Заявительный порядок легитимации допустим для индивидуальных предпринимателей. Разрешительный порядок легитимации необходимо использовать в отношении отдельных видов коммерческих организаций, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, а также для предоставления субъектам предпринимательства специального правового статуса в результате их аккредитации.
4. Государственная регистрация и государственная аккредитация как правовые механизмы легитимации субъектов предпринимательства представляют собой административные процедуры, выполнение которых позволяет субъекту начать осуществлять предпринимательскую деятельность в определенном качестве и в то же время предполагает возможность государства проверить законность соответствующего притязания, а в случае аккредитации – также компетентность предпринимателя, его соответствие специальным квалификационным требованиям. Специфическим признаком аккредитации выступает выражение государством особого доверия аккредитованным лицам. Другими существенными отличиями, позволяющими чётко определить сферу применения каждого из указанных механизмов легитимации, выступают: круг адресатов; заявительный или разрешительный характер процедуры; предъявление требования к создаваемому или уже существующему субъекту; срок, на который предоставляется правовой статус.
5. Государственная регистрация и государственная аккредитация имеют две основные цели – возникновение общей или специальной правосубъектности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также введение их деятельности в очерченные законом рамки, что позволяет указанным механизмам выполнять легитимационную, контрольно-учётную, информационную и охранительную функции.
6. Отнесение государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к государственным услугам, понимаемым как деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей, не позволяет разграничить контрольные функции регистрирующего органа и собственно оказание государственной услуги, приобретающей в данном случае принудительный характер. Целесообразно определить как государственную услугу приём документов для государственной регистрации и выдачу документов, подтверждающих её осуществление, а не государственную регистрацию в целом. В качестве государственной услуги также необходимо рассматривать предоставление регистрирующим органом сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
7. Полноценное осуществление предварительного контроля за законностью создания субъектов предпринимательства требует проведения на стадии учреждения юридических лиц проверки соответствия их учредительных документов закону, а также соблюдения порядка их создания, для чего предлагается наделить нотариусов полномочиями по удостоверению учредительных документов, протоколов общих собраний (решений) учредителей (участников, акционеров), фиксирующих их волеизъявление на создание новых юридических лиц, реорганизацию и ликвидацию существующих юридических лиц, внесение изменений в их учредительные документы или сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Представляется возможным наделение нотариуса полномочиями по проверке дееспособности физических лиц при удостоверении подписей граждан на заявлениях о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
8. Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает следующие элементы: сроки и место государственной регистрации, порядок представления документов, порядок принятия решения о государственной регистрации, а также основания для отказа в государственной регистрации. Выделение указанных элементов порядка государственной регистрации позволяет отграничить закрепление специального порядка регистрации отдельных видов юридических лиц (банков, некоммерческих организаций) от случаев неправомерного установления в законодательстве требований о представлении для государственной регистрации дополнительных документов.
9. Признание государством статуса субъектов малого и среднего предпринимательства в силу их соответствия критериям, установленным законом, предполагает предварительное подтверждение данного статуса в случае обращения за получением поддержки или использования предусмотренной законодательством льготы, что сводит на нет преимущества данного механизма легитимации. Целесообразно обеспечить внесение регистрирующим органом сведений о соответствии субъекта предпринимательства критериям отнесения к микропредприятиям, малым или средним предприятиям в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, что должно исключить дополнительные требования о подтверждении правового статуса.
С учётом приведенных теоретических положений, а также выявленных пробелов правового регулирования предложено внести изменения в действующее законодательство.
Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена актуальностью, новизной темы, теоретическими и практическими выводами и предложениями. На основе комплексного и сравнительно-правового исследования автором показана система правовых механизмов легитимации субъектов предпринимательства, выявлено соотношение общего и специального механизмов легитимации, что может быть использовано в ходе дальнейших научных исследований.
Теоретические выводы и практические рекомендации, обоснованные в работе, развивают и дополняют отдельные положения науки предпринимательского права, могут быть использованы при совершенствовании действующего нормативного регулирования в области государственной регистрации и аккредитации субъектов предпринимательства, оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в правоприменительной деятельности, а также в образовательном процессе в качестве учебного материала по предпринимательскому праву.
Апробация и внедрение результатов исследования. Работа подготовлена на кафедре предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), где проведено ее обсуждение и рецензирование.
Основные результаты исследования нашли отражение в 8 научных публикациях автора, 3 из которых размещены в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ. Отдельные теоретические положения и практические рекомендации были представлены автором на II Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Право и Бизнес: правовое обеспечение благоприятного предпринимательского климата в Российской Федерации», посвященной 75-летию со дня рождения профессора А.Г. Быкова (Москва, 2013).
Результаты исследования применяются в образовательном процессе в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) при проведении семинарских, практических и лекционных занятий по учебным дисциплинам кафедры предпринимательского права, а также в ходе чтения лекций по программе профессиональной переподготовки «Юриспруденция».
Диссертация подготовлена в рамках Программы стратегического развития Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), НИР «Оптимизация правовой среды бизнеса в условиях модернизации и инновационного развития экономики России», НИР «Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России в ВТО, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном Союзе» (проект № 2.1.1.1), а также в рамках НИР «Оптимизация правового обеспечения малого и среднего предпринимательства в системе условий по улучшению ведения предпринимательской деятельности», выполненной при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.1019 от 7 сентября 2012 г.
Структура диссертации определяется целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих одиннадцать параграфов, заключения и библиографии.
II . Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования, анализируется степень ее разработанности. Определяются цели, задачи, объект и предмет исследования, характеризуются методологические и теоретические основы исследования, формулируются научная новизна и положения, выносимые на защиту, раскрываются сведения об апробации результатов исследования, теоретической и практической значимости работы.
Глава I «Доктринальные и правовые основы легитимации субъектов предпринимательства» включает три параграфа.
В первом параграфе главы I «Историко-правовые аспекты легитимации субъектов предпринимательства» рассмотрены основные положения порядка создания корпораций в Древнем Риме, а также в западноевропейских государствах средних веков и эпохи реформации, когда решающую роль в данном процессе играло государство, инициирующее образование юридических лиц или дающее высочайшее разрешение на их создание. Начиная с XIX века, частным лицам начинает предоставляться право свободного образования корпораций, что вызывает, в свою очередь, необходимость обеспечения государством законности их возникновения и деятельности, поскольку частные лица, объединяясь в союзы, получают одновременно возможность оказывать существенное влияние на жизнь общества.
Решение вопроса о легитимации юридических лиц в нашей стране в целом следует указанным тенденциям, имея при этом определенное своеобразие, обусловленное особенностями российской истории, в том числе и непреходящей ролью государства в экономических отношениях. Сама идея юридических лиц была воспринята российскими правом и практикой достаточно поздно - лишь в конце XVII в., причем проводником данной идеи выступила публичная власть, а целью явилась необходимость обеспечения экономического развития страны.
В качестве общей тенденции, подтверждаемой как опытом западноевропейских стран, так и опытом России, отмечена последовательная либерализация порядка легитимации юридических лиц и дифференцированный подход к созданию различных их видов.
Изучение исторических аспектов легитимации субъектов предпринимательской деятельности - физических лиц показало, что данная категория субъектов столкнулась с необходимостью специальной легализации для занятия предпринимательством (торговой, ремесленной, позднее - промышленной деятельностью) значительно позднее, чем корпорации.
Регулирование статуса субъектов торговой деятельности в дореволюционной России было направлено, в первую очередь, на обеспечение фискальных интересов государства и, хотя законодательство подошло вплотную к выработанному в западноевропейских странах подходу к приобретению статуса коммерсанта в силу самого факта занятия данной деятельностью, но решительного шага в этом отношении сделано не было. В работе обоснована нецелесообразность использования в нашей стране опыта зарубежных государств, где физические лица приобретают статус коммерсанта в силу самого факта занятия данной деятельностью без специальной регистрации.
Во втором параграфе главы I «Понятие, система механизмов и способов легитимации субъектов предпринимательства» автор исследует дискуссионный вопрос о содержании понятия «легитимация субъектов предпринимательства». В хозяйственно-правовой доктрине термин «легитимация» был впервые использован профессором В.С. Мартемьяновым применительно к государственной регистрации предприятий и индивидуальных предпринимателей. Не соглашаясь с широким пониманием данного термина, включающим все общие и специальные требования, которые предъявляются к началу предпринимательской деятельности, но не влияют на приобретение статуса предпринимателя (В.В. Тониян), автор предлагает включать в объем данного понятия процедуру государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также те процедуры, которые предоставляют субъекту предпринимательства специальный правовой статус.
В работе предложено понятие механизма легитимации субъектов предпринимательства как предусмотренной законом процедуры, гарантирующей реализацию права на осуществление предпринимательской деятельности в рамках общего или специального предпринимательского статуса посредством его признания органами государственной власти. Сравнительный анализ основных механизмов легитимации субъектов предпринимательства позволил представить их в виде системы, классифицировать по различным основаниям (по кругу лиц, к которым они применяются; правоустанавливающему или учетному характеру; заявительному или разрешительному характеру процедуры и т.д.).
Изучив основные способы легитимации субъектов предпринимательства, выделяемые в правовой науке, исходя из уровня компетенции органов государственной власти в решении данного вопроса, автор определяет их содержание и значение в различные исторические периоды, а также в современных условиях. Для целей предоставления субъектам предпринимательства общего правового статуса наиболее эффективным видится применение именно явочно-нормативного способа легитимации. Разрешительная или дозволительная направленность специальных механизмов легитимации предпринимательства позволяет соотнести каждый из них с соответствующим ему способом легитимации, например: назначение оператора Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц - с распорядительным способом; лицензирование и аккредитацию субъектов предпринимательства - с разрешительным способом; обязательное вступление индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемую организацию - с явочно-нормативным способом, приобретение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства - с явочном способом.
В третьем параграфе главы I « Нормативное правовое обеспечение легитимации субъектов предпринимательства» ” рассмотрена система нормативных правовых актов, определяющих порядок легитимации субъектов предпринимательства. Законодательство о государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензировании отдельных видов деятельности и саморегулировании имеют достаточно высокую степень консолидации в отличие от законодательства, регламентирующего аккредитацию субъектов предпринимательства или включение их в специальный реестр.
что такое ЭМПИРИЧЕСКАЯ основа исследования? и получил лучший ответ
Ответ от Ёоболев Илья[гуру]
ЭМПИРИЧЕСКИЙ, основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение.
Эмперической основой исследования - являются изученые факты, явления, опят.
То есть эмперически иследовать то или иное явление, вещество, процесс, значит произвести исследования основываясь на уже существующих факта, явления касаемых изучаемого вопроса.
Ответ от Полякова Карина
[эксперт]
основаннная на опыте
Ответ от Данил
[гуру]
Эмпири́зм (от греч. έμπειρία - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
Ответ от Лена Форевер
[гуру]
опытные данные (данные, полученные опытным путем), на основании которых делаются выводы в исследованиях. Например в социологии - это процентные распределения ответов на различные вопросы в анкете, полученные с помощью опроса.
Эмпирика это и есть даные опытов. Например теоретически индекс социальных настроений - это комплексный индикатор, который включает измерение субъективных оценок разных сторон общественной и личной жизни населения, а эмпирически он же - это 80 пунктов из 100 на конец 2008 года.
Ответ от Streamer
[гуру]
Теоретическую часть исследования вы "набираете" из книг/ периодики, а эмпирическую из опыта:), если можно так сказать. На конкретном примере, диплом по развитию мышления детей с умственной отсталостью. Теория из монографий, кто-где-как-что говрил по этой проблеме, в эмпирической (опытной) части вы, в идеале, рассматриваете, как конкретные методы (которые вы почерпнули в лит-ре) работают на конкретных умственно отсталых детях (группа детей). Далее в эмпирической же части вам надо будет показать на сколько эффективны выбранные вами методы, как они аботают в КОНКРЕТНОЙ ситуации. для лучшего отражения 🙂 нужно строить диаграммы, таблицы.
Примерно так.
Кратко: эмпирическая - это опытная или практическая часть исследования.
Ответ от 2 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что такое ЭМПИРИЧЕСКАЯ основа исследования?
Культурология. Помогите пожалуйста найти определение термина "культурологический анализ" или "культурологический подход".
Интегративный метод анализа, ближе всего тяготеющий к историко-философской традиции.
Эмпирическое исследование подразумевает под собой изучение и обоснование какого-либо способа или методики с помощью достоверных данных. Иными словами, данные исследования имеют под собой фактическое основание, а в процессе их изучения применяется достоверный опыт и доказанные утверждения.
Эмпирические исследования проводятся с помощью различных социологических опросов, анкетирования, сведенных архивных данных. Из-за этого эмпирический метод иногда еще называют социально-психологическим.
Дословно эмпирический метод исследований называют "методом железных неопровержимых фактов". Зачастую имеется ввиду, что главными факторами в изучение того или иного явления должны быть только те аспекты, которые человек может испытать на себе физически.
Внутренняя структура эмпирического уровня. Его образуют два подуровня: а) непосредственные наблюдения и эксперименты, результатом которых являются данные наблюдения; б) познавательные процедуры, посредством которых осуществляется переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и фактам.
Базой для проведения эмпирического исследования могут быть непосредственно «практические площадки» (реальная организация, школа, группа людей по интересам и т.п.) и «искусственная площадка» (лаборатория, специальные помещения, где производится исследование и т.п.).
База эмпирического исследования – это та организация (учреждение), где проводилось эмпирическое исследование. В качестве таковой может выступать какое-либо учреждение или организация (образования, здравоохранения, социальной сферы, производственная, коммерческая, структуры МЧС, МВД, Минобороны и др.), профиль деятельности которых соответствует типу данных, искомых в проводимом исследовании, а условия деятельности позволяют организовать эмпирическое (в том числе экспериментальное) исследование и собрать необходимый эмпирический материал.
Важной составляющей эмпирического исследования является определение и обоснование выборки исследования.
Выборка – это испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в исследовании. Основное ее качество – репрезентативность, которая определяет валидность (достоверность) исследования и достигается адекватными методами отбора испытуемых.
Подбор и обоснование методов исследования
Выбирая методику исследования, нужно учитывать целый ряд факторов: цели и задачи исследования, уровень аппаратного оснащения методики, трудоемкость применения и обработки данных, условия проведения исследования.
Источники эмпирической информации и методы работы с ними.
В журналистике существует две основные группы методов исследования действительности: рационально-познавательные (эмпирические и теоретические) методы и художественный метод.
К эмпирическим методам , основанным на получении знания в результате прямого контакта с действительностью, относятся наблюдение, работа с документами, интервью и эксперимент .
Журналистское наблюдение целенаправленно, последовательно, систематично. Тем самым оно отличается от обыденного наблюдения, которое носит спонтанный характер. Журналистское наблюдение характеризуют
· по способу организации : открытое (журналист представляется) и скрытое (журналист не представляется);
· по степени участи журналиста : включенное (журналист непосредственный участник) и невключенное (журналист только наблюдатель);
· по условиям изучения предмета : прямое (непосредственное наблюдение) и косвенное (опосредованное наблюдение в силу ряда причин – удаленность, скрытость объекта);
· по временному признаку: кратковременное и длительное.
Работа с документами. Под документами в данном случае подразумеваются не только официальные бумаги, а любые свидетельства, которые могут различаться
·по типу фиксации (печатные, рукописные, магнитные пленки и т. д.)
· по степени предназначенности для печати (предназначенные и нет);
· по сфере деятельности, породившей документ (бытовые, производственные, научные, справочно-информационные и др.).
Существуют два основных метода работы с документами. Традиционный (качественный), предполагающий знакомство с документом и его интерпретацию. Формализованный метод , строящийся на контент-анализе, т. е. исследовании большого массива однотипных документов по определенным параметрам.
Метод интервью включает любую работу, построенную по принципу опроса: традиционное интервью, беседу, опрос, анкетирование.
Метод эксперимента имеет две формы. Первая из них давно известна под названием "журналист меняет профессию". Вторая, собственно, и являет собой эксперимент: журналист специально моделирует ситуацию и наблюдает за тем, как она протекает.
1. Verba S., Nie N., Kim J. Participation and Political Equality: A Seven-Nation Comparison. N.Y. 1978.P.46.
2. Milbrath L. Political Participation. Chicago. 1965.
Пример 2 – Описание теоретической основы исследования
Междисциплинарный характер предмета исследования предполагает использование в качестве методологической основы двух теоретических подходов: системного анализа молодежной политики и основ ювенологического знания.
Системный подход к анализу политики предполагает изучение деятельности государственной власти как системы взаимосвязанных элементов, находящихся в постоянном взаимодействии с внешней средой. Системный подход в данном исследовании позволил целостно проанализировать государственную молодежную политику как систему отношений между органами государственной власти различных ветвей и уровней и молодежью как одной из социальных групп.
Теоретической базой данного исследования, наряду с системным анализом, стала сравнительно новая научная парадигма – ювенология, междисциплинарное знание о механизмах становления подрастающего поколения в диалектической взаимосвязи социального, духовного и биологического начал. Использование ювенологии позволяет комплексно рассматривать молодежь как особую социально-демографическую группу, проходящую важный этап социализации.
9. Описание эмпирической базы исследования
Для аргументации выводов в работе необходимо прибегать к описанию эмпирических фактов. В зависимости от объекта вашего исследования эти факты могут быть отражены в документах, во мнениях и отношениях людей, представителей отдельных социальных групп, в экспертных оценках и т.д.
Для описания эмпирической базы определите, какие именно документы вам необходимы, какая информация будет вам полезна? Мнение каких людей важно было бы узнать для аргументации ваших выводов? Известно ли вам это мнение? Проведено ли такое исследование?
Опишите эмпирическую базу вашего исследования, используя таблицу.
Таблица – Описание эмпирической базы
Эмпирическую базу составят |
Характеристика |
Какие социальные факты в них зафиксированы |
Документы |
Нормативно-правовые акты | |
Официальные документы органов власти, организаций, учреждений | ||
Статистические данные | ||
Сообщения СМИ | ||
Уникальные документы | ||
Другие виды документов | ||
Результаты исследований |
Массовых опросов | |
Экспертных опросов | ||
Другие исследования | ||
Результаты собственного исследования | ||
Пример – Описание эмпирической базы
Эмпирическая база исследования форм участия молодежи в общественной жизни российского общества включает несколько видов документов:
Законодательные акты, документы государственных органов и политических партий: Федеральные законы РФ, Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, Закон Краснодарского края №123-КЗ от 4 марта 1998 года «О государственной молодежной политике в Краснодарском крае», Закон Краснодарского края N 1628-КЗ от 26.12.2008 "О внесении изменений в закон Краснодарского края «О краевой комплексной программе реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае «Молодежь Кубани» на 2008 – 2010 годы» и т.д.;
Статистические данные: электоральную и иную статистику (данные Центральной Избирательной комиссии);
Материалы социологических исследований, прежде всего, это данные исследований, проведенных в 2004 – 2009 годах Всероссийским Центром Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ), Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), Фондом «Либеральная Миссия», Всероссийской социологической службой «Левада – Центр», научно-исследовательского проекта EUYOUPART, проведенного в университетах 8 стран – членов Европейского Союза, различные информационные материалы: публикации зарубежной, российской и региональной печати.
Нормативная основа исследования включает в себя Конституцию РФ, федеральные законы, регулирующие деятельность кредитных организаций, иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Банка России). В работе использованы отдельные положения международно-правовых актов, Банковского кодекса Республики Беларусь, Хозяйственного кодекса Украины; исследован ряд нормативных правовых актов, которые в настоящее время утратили юридическую силу, однако их содержание вызывает научно-исследовательский интерес с позиций сравнительного анализа с действующими актами.
Эмпирическую базу исследования составили правовые акты различных судов судебной системы Российской Федерации, статистические и другие данные, отражающие развитие правоприменительной деятельности финансово-кредитных органов и позиции судов в аспектах реализации нормативных правовых актов, регулирующих публичные аспекты деятельности кредитных организаций как субъектов финансового права.
Научная новизна диссертации заключается в том, что концептуальное исследование финансовой правосубъектности кредитных организаций осуществляется впервые.
В диссертации содержится комплексное теоретико-правовое исследование кредитных организаций как субъектов современного финансового права. Исходя из особенностей предмета и метода финансового права, автор позиционирует широкое (многоаспектное) содержание правосубъектности кредитных организаций в сфере финансового (публичного) права.
Отраслевая (специальная) финансовая правосубъектность кредитных организаций в зависимости от особенностей принадлежащих им субъективных юридических прав и возложенных на них субъективных юридических обязанностей подразделяется на активную и пассивную, а также на компетенционную и пассивно-активную.
Исследование содержания указанных видов правосубъектности в различных сферах финансовых, денежных и кредитных отношений проведено с учетом отдельных направлений финансово-правовой политики современного Российского государства.
В результате проведенного исследования в целях совершенствования правового регулирования участия кредитных организаций в финансовой деятельности государства (муниципальных образований) автором разработан проект главы «Отношения между кредитной организацией и государством (муниципальным образованием)» как часть проекта закона, направленного на кодификацию банковской деятельности (Денежно-кредитного кодекса Российской Федерации).