Средневековая деревянная скульптура. Время Соборов. Скульптура Средневековья. Шартрский собор во Франции
Постепенно раннесредневековое искусство утрачивает утонченность и совершенство форм античности. Почти полностью исчезли скульптура и вообще изображение человека, были утрачены навыки обработки камня. Лишь в Южной Европе сохранялись позднеантичные традиции, в частности, каменное зодчество, искусство мозаики. В центре же и в северных областях Западной Европы преобладало деревянное зодчество, образцы которого, за редким исключением, не сохранились.
Что касается каменного строительства, то это были небольшие, грубо отесанного камня церкви, тем не менее, перенимающие план римских базилик. Стали изображать христианских святых – сначала в прежней тератологической манере , погружая их в орнаментальную вязь из переплетенных жгутов и причудливых зверей.
Тяготение к торжественности и парадности художественного образа сказалось в церквях, перестраивавшихся из античных зданий, но особенно в новых церковных постройках. Эта тенденция отчетливо видна в архитектуре больших по размерам базилик конца IV и V вв.: Сан Паоло Фуори ле Мура (386) и Санта Мария Маджоре . Им свойственна внушительность внутреннего пространства, размеренно торжественный ритм рядов колонн. В отделке широко использован материал, производящий впечатление своим богатством: мрамор колонн и полов, резьба и позолота потолка, расчлененного глубокими кессонами и нависающего тяжелой массой, яркие краски мозаики.
В архитектуре преобладал базиликальный тип построек. Такова конструкция базилики, построенной при остготах в Равенне в 512-549 гг. - церкви Сант Аполлинаре ин Классе . При остготах строили также здания иных типов. Важнейшимиз них является центрическое сооружение - церковь Сан Витале в Равенне, заложенная в 520 и завершенная в 549 гг.
Наиболее своеобразный памятником остготского зодчества является гробница Теодориха, сооруженная в 526-530 гг. Стоящая неподалеку от моря на пустынном и открытом берегу, она своей монументальностью производит впечатление суровое и сильное. Гробница представляет собой двухэтажное центрическое сооружение: нижний этаж в плане десятиугольный, с диаметром 13,5, верхний - круглый, несколько меньшего диаметра, так что над первым образуется наружный обход шириной 1,2 м. Нижний этаж заключает внутри крестообразную в плане усыпальницу, перекрытую сводами , как и в мавзолее Галлы Плацидии. Обход во втором этаже первоначально имел арки на консолях и колонны, может быть, также и статуи (общепризнанной реконструкции до сих пор не существует).
Если с внешней стороны гробница Теодориха как будто повторяет обычную в античном мире форму мавзолея, то, по существу, в ее художественных особенностях уже выражен новый тип архитектурного мышления, отвечавший суровой эпохе переселения народов. Внутри здания стройные пропорции античного центрического сооружения нарушены потолком, разделяющим гробницу на два низких помещения. Особенно замечательно завершение гробницы, перекрытой вместо купола монолитом, получившим при обработке правильную форму.
Лангобарды, приняв участие в разгроме остготов Византией, вскоре сами напали на Италию и в 518 г. завоевали большую ее часть, но осели главным образом в Северной Италии. Поддержанные рабами и колонами, лангобарды уничтожили крупное римское землевладение. Преобладающим слоем населения стало свободное крестьянство. В королевстве лангобардов начался процесс феодализации. Уже в VII в. стала выделяться землевладельческая знать, сраставшаяся с остатками римских господствующих классов. Это выразилось, между прочим, и в принятии лангобардами во второй половине VII в. католичества (вместо прежнего арианства). Государство лангобардов просуществовало до 774 г., когда было завоевано Карлом Великим, принявшим титул короля франков и лангобардов.
К тому времени лангобарды были, вероятно, самым культурным народом Западной Европы; влияние их учености и искусства явно ощущается и в IX в.
Для строительства лангобарды привлекали местных каменщиков, так называемых «мастеров с озера Комо». Это были строители, сохранявшие римские архитектурные приемы, но неизвестно, были ли они римлянами или лангобардами. Во всяком случае, это были корпорации, выполнявшие строительные работы, и в дошедших до нас списках встречаются и лангобардские имена. В королевстве существовали регламентированные правила строительства. Тем не менее, сохранившиеся постройки весьма примитивны, например, так называемый «лангобардский храмик» в Чивидале. Более значительна церковь Сан Джордже в Вальполичелла (близ Вероны), построенная, вероятно, в начале XVIII в. Это небольшая трехнефная базилика без трансепта, с тремя апсидами на восточной стороне.
Покрытие - наиболее оригинальная часть гробницы. Это один из самых больших монолитов, когда-либо применявшихся в строительстве (диаметр 10,5 м, высота 2,5 м). Камень был добыт на противоположном берегу Адриатического моря, в Истрии, там выдолблен для уменьшения веса и доставлен, подвешенный между кораблями, в Равенну. Была устроена земляная насыпь до высоты гробницы, и на нее поднят монолит, очевидно, теми же примитивными средствами, какими пользовались при возведении дольменов и других грандиозных сооружений в доисторические времена. По-видимому, среди народов, оседавших на развалинах Римской империи, еще сохранялись такие строительные навыки.
В отличие от базилик, строившихся ранее, церковь Сан Джордже имела перекрытую полукуполом апсиду также с западной стороны, то есть со стороны входа. Другая особенность заключается в том, что здесь намечается применение различных по типу опор. В западной части использованы четырехугольные столбы, тогда как в восточной части применены и колонны. Капители колонн, которые в то время уже только в редких случаях можно было брать из уже расхищенных римских построек, показывают, как заимствованные формы римского, коринфского или композитного ордера теряют свою пластичность, становятся более грубыми и плоскостными.
При лангобардах началось также строительство большой базилики Сант Амброджо в Милане. В конце VIII в. была возведена восточная ее часть, в конце IX в. - обширный атрий; строительство продольного трехнефного, лишенного трансепта, корпуса продолжалось до конца XII столетия. Для последующего развития средневековой архитектуры важно расположение трех ее апсид: они по ширине точно соответствовали ширине среднего и боковых нефов. Таким образом, хор , образованный тремя апсидами, приобретал значение более или менее самостоятельного пространства.
Весьма возможно, что именно лангобарды ввели во всеобщее употребление так называемую крипту - полуподвальные помещения со сводами и подпирающими их столбами, обычно строившиеся под восточной, алтарной частью церкви. В них хранились особенно почитаемые реликвии и совершались богослужения. Там же находились усыпальницы знатных лиц. Эти церковные подземелья представляют собой характерные формы зодчества Раннего Средневековья.
Вестготы . Судьба средневековой Испании была чрезвычайно драматична, что отразилось и на монументальном зодчестве, и на искусстве в целом. Вестготы основали в 419 г. Тулузское королевство, власть которого распространялась на Южную Галлию и Испанию. После того как франки в 507-510 гг. отняли у них Аквитанию, их владения ограничивались одним Пиренейским полуостровом. В процессе интенсивной феодализации стиралась грань между вестготской и римской знатью. Вестготы, раньше бывшие арианами, в конце VII в. приняли католичество. В 711-713 гг. почти весь Пиренейский полуостров захватили мавры, оттеснившие вестготов на север, в Астурию, откуда и началась позднейшая «реконкиста», т.е. «отвоевание» Испании. Естественно, что в таких условиях строительство велось в весьма ограниченных масштабах. О светских сооружениях некоторое представление дает перестроенная из дворца короля Рамиро I (848) церковь Санта Мария де Наранко близ Овьедо - однонефное помещение, перекрытое цилиндрическим сводом на подпружных арках.
Особенностью вестготских культовых сооружений раннего периода является прямоугольное завершение хора; против трех нефов находятся три апсиды, заключенные в общий прямоугольник, разделенные стенами и не закругленные изнутри (церковь Сан Хульяно де лос Прадо близ Овьедо, построенная вестготом Тиодой в VIII в.). Для более поздних базилик характерна открытая арочная галерея с южной стороны, первоначально массивная и тяжеловесная, как, например, в церкви Сан Сальвадор де Вальдедиос близ Вальядолида (893); позднее это - легкая, на тонких колоннах, поддерживающих подковообразные арки, как в церкви Сан Мигуэль де Эскалада, близ Леона (освящена в 913 г.).
О художественном уровне пластики можно судить по рельефам па плитах из Нарбонны (столицы вестготского короля Амалариха). Одна из них, служившая, по-видимому, надгробием, украшена большим декоративным крестом и двумя крайне примитивными по исполнению человеческими фигурами. Эти изображения, так же как декоративные мотивы других нарбоннских памятников, родственны лангобардским рельефам. Ирландия и Британия подверглись влиянию римской цивилизации в значительно меньшей степени, чем Испания или Галлия, и в этих областях долго сохранялись пережитки родового строя. Кельтское население Британии, предоставленное самому себе после ухода римских легионов, было к середине V в. покорено на большей части территории германскими племенами, преимущественно англами и саксами, которые образовали несколько независимых государств.
Кельты . Культурный уровень кельтов, оттесненных англосаксами, был значительно выше, чем уровень завоевателей. Между двумя этническими элементами надолго сохранилось взаимное недоверие. Тем не менее, в ходе дальнейшего экономического и политического развития возникло далеко идущее взаимодействие. В идеологической области почвой для него послужила общность религии - принятие христианства, которое у кельтов совершилось еще до англосаксонского завоевания.
Одним из центров распространения церковной культуры была кельтская Ирландия. Ее много-численные и обширные монастыри славились по всей Европе. Так, монастырь Клонар эн Мет, основанный в 520 г., насчитывал около 3000 монахов. Ирландские монахи были известны своей ученостью, по тем временам довольно значительной. В монастырях изучали латынь, греческий язык и те элементы естествознания, которые сохранились после крушения римской цивилизации. Одним из обычных занятий монахов были украшение и переписка рукописей.
Ирландская церковь долгое время не была связана с римской и сохраняла свои особенности. Ее церковные обряды содержали некоторые черты местных языческих культов. Это, несомненно, отразилось и на художественной культуре монастырских скрипториев. Со своей стороны англосаксы продолжали держаться первобытной религии древних германцев.
Лишь в конце VI в. начинается новая христианизация Британии, на сей раз из центра католической церкви - Рима. Вступив в союз с наиболее могущественными «варварскими» племенными вождями - «королями», папство вело борьбу за искоренение язычества и кельтской «ереси». Победа римской церкви долгое время оставалась непрочной, и еще в VII в. нередки были случаи возвращения к язычеству. При всех попытках подчинения местной культуры путем создания системы католических монастырей и школ, языческие представления и образы долгое время сохраняли свое влияние па духовную жизнь народа.
Строительство христианских культовых сооружений в Ирландии началось еще в V в., но древнейшие деревянные постройки не дошли до нашего времени. Для каменного зодчества раннего ирландского Средневековья характерны небольшие однокомнатные оратории без окон и с одной дверью, например Ораторий Галлерус на юго-западе Ирландии с ложным сводом, образованным постепенно сближающимися рядами камня. В более поздних каменных ирландских церквях сохраняются некоторые приемы мегалитической кладки: так, дверные и оконные проемы выполняются из нескольких цельных каменных глыб.
Англосаксы. Церкви, построенные англосаксами в VII-XI вв. из камня, ясно указывают на связи с предшествовавшим этапом деревянного зодчества. Это видно по многим деталям. Так, например, колонки из камня напоминают деревянные балясины. Даже конструктивные приемы, характерные для построек из дерева, переносятся в каменное строительство (система клети). Так называемая Башня Бартона в Норсгемптоншире построена из камня так, что в ней отчетливо выделяются вертикальные стояки и горизонтальные поперечины, равно как и угловая вязка.
Скандинавия . Чем далее мы удаляемся от очагов античной культуры, тем ярче проявляются традиции «варварского» искусства и тем дольше они держатся. Это имеет место, в частности, в Скандинавии. Одним из самых распространенных проявлений художественного творчества скандинавских народов была резьба по дереву, применявшаяся не только в украшении предметов бытового назначения, но и в архитектуре. Для знакомства с искусством Скандинавии исключительно важное значение имеет обнаруженное в начале текущего столетия большое погребение в Осеберге, близ Осло, в Норвегии. В погребении этом (по-видимому, королевы Осе, первая половина IX в.) сохранился большой корабль, на котором лежали покрытые резьбой телега и несколько саней, утварь, ткани и другие предметы (Осло, Музей).
Франки. Из многих королевств, образовавшихся на развалинах Западной Римской империи, наиболее жизнеспособным оказалось франкское. Его культура сыграла важную роль в период сложения и развития западноевропейского искусства Раннего Средневековья. Занимая землю, принадлежавшую римскому государству, франки не отнимали ее ни у местных жителей, ни у церкви. Прежние тяжелые налоги натурой фактически не собирались. Естественно поэтому, что население поддерживало франков. В дальнейшем родовые связи франкских племен быстро разрушились, и их родовая община превратилась в соседскую.
Вместе с тем росло и имущественное расслоение среди свободных. Ему способствовала конфискация бывших римских государственных земель и поместий так называемых «бунтовщиков». Эти земли становились собственностью короля; по словам Энгельса, «они расточались так же быстро, как росли, на дарение церкви и частным лицам - франкам и романам, дружинникам короля (антрустионам) или каким-нибудь другим его любимцам».
В 496 г. король франков Хлодвиг, который был раньше лишь одним из племенных вождей, принял христианство, так как ему важно было опереться в своих завоеваниях на галло-римское духовенство. Хлодвигу удалось объединить под своей властью все земли, захваченные франками, и стать первым королем. Однако после его смерти власть его наследников сохранялась лишь формально, франкское государство стало дробиться, и местные вожди вели ожесточенную междоусобную борьбу, не останавливаясь перед применением самых жестоких и коварных средств. Культура пала настолько, что грамотные люди встречались редко даже среди высшего духовенства. Тем не менее, франкское государство сохранилось, пережив этот период внутреннего распада.
В ранний период истории франкского государства, при так называемых Меровингах (франкские короли считали себя потомками легендарного вождя Меровея), еще не исчезли пережитки родового быта и первобытной военной демократии. В искусстве преобладали черты наивно-фантастического понимания действительности, особенно ярко проявившиеся в орнаментике. Довольно высоко была развита техника обработки металлов, которая восходила еще к дохристианским временам и была примерно одинаковой у франков и у других народов германского происхождения.
Почти единственным образцом для возникавшей архитектуры франкского государства служи-ли базилики, однако, их стиль по сравнению с позднеримскими меняется. В 470 г. была построена церковь Сен Мартен в Туре, ныне полностью разрушенная. В свое время она была, вероятно, самым большим сооружением Галлии. Внутренность церкви украшали 120 мраморных колонн, взятых из зданий античного времени. На основании письменных документов установлено, что апсиду в восточной части окружала арочная галерея на колоннах, в чем, может быть, можно видеть прообраз позднейшего хора с обходом.
В VII-VIII вв. на севере Франции план базилики усложнился: вместо Т-образной формы она приняла крестообразную форму, так как трансепт, примыкавший ранее к восточному концу продольного помещения, передвинулся теперь ближе к середине (монастырская базилика в Сен Дени и первоначальная церковь в Жюмьеж). Такое нововведение было вызвано увеличением численности клира, находившегося во время богослужения в восточной части церкви, и ростом его значения, а также соображениями символического порядка. Последнее вообще характерно для эстетических представлений Раннего Средневековья. Так, один древний писатель сообщает, что самый план церкви должен был напоминать собой «животворящий крест».
От меровингских времен сохранились крипты (например, крипта в Жуарре). Это небольшие и тесные помещения с колоннами, имеющими плоско трактованные капители, прообразами для которых служили римские капители коринфского или композитного ордера.
В крипте Сен Лоран в Гренобле встречается древнейшее во Франции перекрытие цилиндрическим сводом, тогда как апсида перекрыта полукуполом, состоящим из трех распалубок.
Одним из наиболее старых сохранившихся меровингских зданий является баптистерий в Пуатье. Это прямоугольный, почти квадратный зал, несколько вытянутый с юга на север. К восточной его части пристроена низкая, четырехгранная с внешней стороны и многогранная изнутри, апсида.
С юга и севера к залу примыкают очень низкие маленькие полукруглые апсиды. С западной стороны находится большой пятиугольный притвор, расположенный ниже баптистерия и служивший входом в него, но построен он был значительно позднее. Углы баптистерия поддерживаются выступающими грубыми пилястрами . Здание сложено из кирпича и мелкого бутового камня с обильным применением раствора.
Поэтому нередко под меровингским искусством разумеют не только франкское, но и вообще всякое «варварское» искусство VI-VIII вв.
Чередованием различных способов кладки меровингские зодчие стремились создать определенный декоративный эффект. Баптистерий в Пуатье, несмотря на малые размеры и примитивность техники, построен еще в духе античной традиции, например, его карниз представляет собой подражание античному антаблементу.
Каменные рельефы, украшающие меровингские саркофаги (из которых наиболее известен саркофаг в Муассаке, VII-VIII вв.), также отличаются плоским орнаментально-декоративным характером. Связь с рельефами на стелах провинциального галло-римского искусства выступает иногда достаточно явно. В этом отношении особенно интересен происходящий из гипогея в Пуатье рельеф (конец VII в.), на котором изображены два стоящих по сторонам пилястры полуобнаженных христианских мученика.
Параллельно с каменными рельефами были распространены рельефы из обожженной глины, предварительно оттиснутые в форме и пройденные резцом. Они применялись для украшения церквей и в значительном количестве сохранились в Центральной Франции; такие рельефы встречаются также в развалинах христианских базилик Северной Африки. Изображения фантастических животных, человеческих голов и целых фигур на этих памятниках всецело принадлежат кругу народных представлений.
Впоследствии в уже зрелое средневековое искусство вошли и прочно в нем удержались элементы народного творчества свободных варваров: фольклорные мотивы, языческая фантастика, животный эпос, тяготение к яркой узорности, экспрессивность изображения.
«Философия средних веков» - Средневековые университеты. Единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание. Пьер (Пётр) Абеляр или Абелар (фр. "Семь свободных искусств". Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья. Структура университета. Университет – сообщество учителей и школяров.
«Культура эпохи средневековья» - Из истории средневекового театра. Противоречие в мировоззрении средневековья: человек - венец природы, человек - раб божий. Готический стиль. Особенности прикладного искусства средневековья. Главные черты строительства замков: Театральное действие называлось - мистерия. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связки стеблей.
«Культура в средневековье» - Термин “Средние века” ввели в историю и культуру итальянские гуманисты 16в. Приоритет социально-культурных ценностей средневековья. Рафаэль Санти говорил о Средневековье так: Средних. В. Брюсов. 4- Искусство. Временные рамки эпохи – V–XV вв. Н. В. Гоголь. Средневековье – это… 6- Право. Жан-Жак Руссо писал:
«Средневековая модель мира» - Поэты и художники почти не воспроизводят пейзажа, не замечают особенностей отдельных людей. Литература средневековья основана на христианских идеалах и ценностях и стремится к эстетическому совершенству. Средневековье стремилось перенести божественный, универсальный порядок на Землю. Бартоломео Венето.
«Средневековые книги» - Святой Матфей Святой Марк. Святой Марк. Евангелие Годескалька, VIII век (названо по имени мастера). До наших дней в Россанском кодексе сохранился святой Марк, в Кембриджском – святой Лука. Западная Европа: чудом сохранившиеся манускрипты V - X веков. ?Кведлинбургская Итала самый ранний образец средневековой книжной миниатюры.
«Средневековые университеты» - Вас приветствует Касабуцкий Дмитрий. Начало университетов относится к XII столетию. Пражский университет. Гипотеза. Парижский университет. Кембриджский университет. Научный руководитель: кандидат исторических наук доцент В.В. Ничипорович. Задачи. Цель. Средневековые университеты Западной Европы. Презентация.
Всего в теме 23 презентации
В начале эпохи Средневековья (приблизительно до Карла Великого) строи-тельство было так запущено, что тогдашние мастера вынуждены были изучать архитектурные достижения древних римлян. Как следствие, в X в. в Западной Европе начинает формироваться романский (римский) архитектурный стиль. Это был первый общеевропейский стиль, распространившийся в XI-XII вв.
Христиане хотели увековечить свою любовь к Господу в роскошных храмах. Материалом для их строительства был тесанный белый и розовый камень. Храмы были такими большими и мощными, что при необходимости могли выдержать атаки врагов и стать убежищем для парафиян и паломников.
XI в. Из работы «Пять книг историк своего времени» монаха Рауля Глабера
Когда наступил третий год, что шёл за тысячным, почти все земли, а более Италия и Галлия, стали свидетелями перестройки церковных сооружений; хотя большая часть из них была ещё вполне пригодной и не нуждалась в этом. Настоящее соперниче-ство побуждало едва ли не каждую христианскую общину возводить более пышную церковь, чем у соседей. Мир будто сбрасывал с себя лохмотья и повсеместно одевал белые одеяния церквей. В это время почти все епископские и монастырские церкви, посвящённые разным святым, и даже малые сельские часовни были перестроены и стали ещё наряднее.
Романское искусство достигло наивысшего расцвета около 1100 г., когда в аббатстве Клюни и была возведена наибольшая в Европе романская церковь. Кроме мона-стырских комплексов и храмов, в романском стиле возводились многочисленные замки, городские дома.
Романские храмы строились по образцу базилик. Так древние римляне называли большие общественные зда-ния, где заседали суды и велась торговля. Такие храмы, имели, прямоугольную форму. Внутри были разделены колоннами на три или пять продольных частей. Сверху колонны украшали канители (резной скульптурный орнамент). В западной части храма находился портал (главный вход), а в восточной — алтарь (место богос-лужения). Романские храмы имели толстые стены, массивные угловые башни и небольшие узкие окна, поэ-тому они напоминали крепость. Внутри стены украшали фресками — росписью красками по свежей, ещё влажной штукатурке.
Храм Богоматери в Пуатье. XII в. |
Именно в это время появляются рельефы, их иногда раскрашивали, что делало изображение чётким и выразительным.
Здания были мрачными. Зодчие стремились наполнить их светом, но это стало возможным только с появлением нового стиля — готического (от названия племени готов). Он развился в XIII-XIV вв. и, в отличие от романского, считался варварским.
Герцог. Еккергард и его жена Ута. Собор в Мейсене. XIII в.
Классический образец готической архитектуры — городская ратуша в Брюсселе. Это трёхэтажное здание первой половины XV в. Над ратушей воз-вышается башня, высота которой достигает 90 метров. На её вершине сооружён пятиметровый флюгер с изображением святого Михаила, убивающего дракона. У подножия здания — широкие овальные ворога, украшенные скульптурами, — символами Правосудия, Осторожности, Мира, Закона, Сдержанности и Силы.
Расцвет готики приходится на период побед городских коммун. В городах, полу-чивших право на самоуправление, артели ремесленников возводили ратуши . Здесь размещались органы городского самоуправления. Ратуша была большим каменным зданием, над которым вздымалось остриё башни — своеобразный символ незави-симости города.
Но самое величественное сооружение готической архитектуры — это собор . Готические соборы — символы богатства и могущества города — были величествен-ными, устремлёнными к небесам. Если в романском храме свод опирался на толстые стены, то в готическом соборе — на стрельчатые арки, которые держались на стол-бах. Это делало сооружение более просторным и светлым. В громадных окнах для усиления игры света использовали цветное стекло. Из него выкладывали разно-образные витражи с изображением людей и растений. Украшением готических соборов были порталы, арки, статуи, каменная резьба, орнаменты, химеры (фан-тастические фигуры зверей), живописные полотна.
Кафедральный собор в Реймсе, где короновались французские короли — одна из прекраснейших архитектурных готических достопримечательностей Франции. Его строили с 1212 по 1311 г. Собор возведён на месте паломничества; здесь ещё в языческие времена находился священный источник. Нижний ярус главного фасада (внешней стороны) состоит из трёх порталов. Внутри второго яруса размещено огромное круглое окно, каменное переплетение которого по форме напоминает цветок. Это знаменитая готическая «роза». По обе сто-роны от неё размещены высокие узкие окна. Весь второй ярус украшают статуи библейских царей — предков Иисуса Христа и его матери Девы Марии. Собор увенчан двумя башнями-колокольнями.
Архитектура
В X- XII вв. в европейской архитектуре господствовал романский стиль. Характерные сооружения — замки, храмы — были похожи на крепости. Их массивность заменили легкость, стремительность готических зданий: соборов, дворцов, ратуш, жилых домов и т. п. Искусство готики (XIII-XV вв.) было ближе жизни и чувствам людей. Материал с сайта
Скульптура
Средневековые храмы Западной Европы неразрывно связаны со скульптурой.
Готические фигуры были неотделимы от стен. Камень будто оживал, мастера передавали в изображениях внутреннюю красоту, сильные чувства и внешнее очарование.
Живопись
Время сохранило для нас многочисленные памятники средневекового искусства: иконы, фрески, мозаики, миниатюры, гравюры и т. п. Продолжая готические традиции, художники позднего Средневековья проявили глубокий интерес к духовному миру человека. Это способствовало появлению в живописи пейзажа, портрета.
А. Дюрер. Автопортрет с пейзажем. 1498 г. |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- сообщение на тему скульптуры средневековья короткое
- литература и архитектура 18 века доклад в европе
- готический стиль средневековья сочинение
Говоря о средневековом искусстве Западной Европы, нам придется вернуться к концу античного мира, к тем временам, когда на обломках единой Римской империи образовались, с одной стороны, Византийское государство, а с другой - молодые государства варваров: остготское на Апеннинском полуострове, королевство вестготов на Пиринейском полуострове, англо-саксонское королевство Британии, государство франков на Рейне и другие.
Франкский вождь Хлодвиг, принявший христианство, и его преемники расширили границы государства, оттеснили вестготов и вскоре стали гегемонами на территории Западной Европы. Но франки еще оставались настоящими «варварами», обществом земледельцев и воинов, не знавших ни роскоши, ни чинопочитания, ни придворных церемоний, не имевших понятия о философии и науках, не умевших читать, не ценивших памятники античной культуры.
В то время как византийские государи (басилевсы) восседали на золотом коне, окруженном позолоченными статуями львов и золотыми поющими птицами, короли франков ездили в деревянных повозках, запряженных парой волов, которыми правил пастух.
Эти «варвары» сделали большое историческое дело: они омолодили и оживили мир. Сметя одряхлевшую римскую цивилизацию, покончив с рабовладением, они установили строй, где основой был труд свободного крестьянина. Мы берем слово «варвары» в кавычки, так как позднейшая традиция сделала его синонимом безжалостного разрушения культуры, а настоящие, исторические варвары были не только разрушителями, но и родоначальниками новой культуры.
Полихромный стиль. На ранней стадии, до середины VI века, преобладал так называемый полихромный стиль: золотые предметы украшались перегородчатой эмалью или инкрустировались драгоценными камнями, преимущественно альмандинами, а иногда красным стеклом. Эти предметы из драгоценных материалов служили в то время народом, не ведшим денежного обмена, вместо денег.
«Абстрактный звериный орнамент». С середины VI века «полихромный стиль» сменился «абстрактным звериным орнаментом», плоскостным, линейным, составленным из плетенки, в которую включалось изображения отдельных частей тел животных - головы или пасти, лапы или сустава ноги. Скорее всего, плетенка имела магический смысл, так же как и «звериные» компоненты орнамента.
Изображение человека. Изображения человека появляются в искусстве варваров с VII века, причем вначале это были образы не христианской, а германской мифологии.
Так, на знаменитом рельефе из Хорнхаузена представлен воин с копьем, едущий на коне. Вдоль нижнего края рельефа тянется плетеный орнамент, означающий попираемое воином змеевидное чудовище. Такие фигуры воинов часто встречаются также на протяжках VII века. Они свидетельствуют о том, как медленно и на первых порах поверхностно христианизировались варварские народы, но также и том, что в VII веке их искусство уже подошло к стадии изобразительности, и приближалось то время, когда оно, как некогда античное искусство, могло быть использовано библейских персонажей и событий.
Но это случилось лишь через сто лет. Еще в VIII веке даже в наиболее основательно христианизированной части Европы, в Ирландии и Англии, орнаментика одерживала верх над антропоморфными христианскими образцами.
Искусство Ирландии и Англии. В VII-VIII веках в Ирландии и Англии церковная культура достигала высокого уровня. Там существовали монастыри, где знали греческий язык и латынь, где переписывались и украшались миниатюрами богослужебные книги. Иногда в миниатюрах англо-ирландских евангелий вся страница бывает заполнена рядами плоских ленточных спиралей. Порой почти всю страницу занимает огромная заглавная буква, инициал, очень ясно очерченный орнаментом. Такой же повод для орнаментальной стилизации предоставляет в этих миниатюрах и человеческая фигура, изображения Христа или евангелистов. Это были первые подступы к средневековому искусству. Художественная традиция средних веков ведет свое начало с конца VIII-IX века.
Искусство каролингской эпохи.
В 800 году король франков Карл Великий был коронован в Риме папой Львом III и стал императором. Уже в 40-х годах IX века империя Карла Великого оказалась разделенной между его потомками. Впервые Европа, объединенная властью одного правителя, представляла как нечто целостное и единое. Карл Великий опирался в своем правлении на две социальные силы - военное сословие и церковь, и этим он заложил основы будущего общественного развития. Наделяя своих военачальников, формирование класса феодалов, а, основывая и укрепляя монастыри, превращая их в административные и военные центры, он ввел церковь в государственную систему и заключил на многие века ее союз со светской властью.
Авторитетом, который бы поддерживал начинания Карла Великого, был древний христианский Рим. Поэтому он сознательно культивировал среди приближенной к нему знати античные формы образованности: при его дворе создавались хроники и жизнеописания, латынь очищалась от варварских примесей, становясь ближе к языку римлян. Искусство следовало римским образцам. Центрическая дворцовая капелла в Аехане, любимой резиденции Карла Великого, во многом подражает византийской церкви Сан Витале в Равенне. Карл Великий строил резиденции, украшая фресками, изображавшими деяние древних полководцев и франкских королей. В монастырских скрипториях копировались римские миниатюры с изображениями античных философов. В евангелиях и библиях IX века и черты унаследовали евангелисты.
Изображения евангелистов в каролингской миниатюре были важным и перспективным новшеством для европейского искусства. Они означали переход от варварской орнаментики к изобразительному и антропоморфному искусству. Каролингское искусство, как и раннее христианское, нуждалось в античной одежде, но по существу служило уже новым целям и отражало потребности новой, средневековой действительности. В эпоху Карла Великого каменное строительство стало нормой. Правда, отчасти это было подражанием архитектуре Рима.
Церковные здания эпохи обладают чертами, которые не восходят к античности, но порождены новыми социальными и культовыми потребностями и указывают в будущее. Большое распространение получили в каролингскую эпоху крипты, предназначавшиеся для хранения реликвий и погребения знатных духовных и светских лиц. Именно в криптах впервые появляется в эту эпоху элемент, получивший впоследствии большое значение в наземных частях романских церквей - кольцевой обход вокруг апсиды, позволявший паломникам обозревать реликвии.
Самым важным новшеством каролингской архитектуры являлись башни, почти не встречавшиеся в средиземноморской архитектуре, слитые с телом здания, вырастающие как по сторонам фасада, так и над пересечением трансепта и нефа.
Их верхние части, обычно деревянные, не всегда гармонировали с каменной кладкой здания, но благодаря башням уже наметился тот силуэт здания, который стал типичным для западноевропейского храма в романскую эпоху.
Благодаря разнообразию объемов, сочетавшихся в одном здании наружный облик каролингского храма пластически обогащается, можно даже сказать, что с этого времени он начинает играть важную роль в эстетическом впечатлении, производимом архитектурой.
Хотя каролингская эпоха заложила основы будущего общественного и культурного развития Европы, после ее распада это развитие на целое столетие приостановилось. В X веке новая волна вторжений - норманнов с севера, арабов - с юга и венгров - с востока подвергла опустошению большую часть европейских стран. Культурные центры были разорены, строительная деятельность почти замерла.
Искусство оттоновской эпохи.
В наиболее благоприятном положении оказалась в то время восточная часть Германии - Саксония, далекая от больших рек, по которым норманны пускались в свои разбойничьи набеги. Здесь с начала X века воцарилась саксонская династия королей, и уже в 962 году один из них - Оттон I получил в Риме императорскую корону.
Опираясь на авторитет Рима, Оттон I и его последователи не имели последовательной программы возрождения античных традиций. Саксонские земли были очень удалены от Рима, и никаких следов античной цивилизации там не существовало. С другой стороны, каролингская эпоха оставила в наследство искусству X века достаточное количество ценных художественных идей. Дальнейшее укрепление позиций церкви привело к расширению церковного строительства.
Лучшими саксонскими церквями являются: монастырская церковь св. Кириака в Гернроде и церковь св. Михаила в Гильдесгейме. Эти церкви с гладкими толстыми стенами и массивными башнями имеют суровый грозный вид. Сохраняя основные черты ранней христианской базилики, структуру и деревянные покрытия, они в то же время унаследовали и развили то новое, что содержалось в каролингской архитектуре - четкость наружных, прямоугольных и цилиндрических объемов трансептов, апсид, башен и главное, сами башни у фасадов.
Изобразительное искусство «оттоновской», как ее называют, эпохи было еще более новаторским, чем архитектура. В нем труднее заметить следы воздействия античных форм, зато можно видеть вполне определившимися многие специфические черты средневекового искусства. Они особенно заметны в бронзовых рельефах.
Стремлению сделать цикл легко читаемым подчинена и образная система этих рельефов. Фигурки, большеголовые, неуклюжие, с едва намеченными чертами лиц и мешковатыми телами казались бы примитивными, если бы не удивительная красноречивость их жестов. Жест, а также поза становятся в этих рельефах главными средствами выразительности.
В немецких миниатюрах X века появляются сцены, иллюстрирующие эпизоды Священного писания, причем фигуры в этих сценах обладают той же выразительностью жеста и в рельефах. Руки и пальцы персонажей даже чрезмерно удивляются, чтобы смысл жеста легче воспринимался зрителем.
Миниатюры «оттоновской» эпохи, выполняющиеся в монастырских скрипториях с двух- или трехвековой традицией переписывания и украшения книг, к тому же предназначавшиеся для глаз императора и высшего духовенства, отличает гораздо большая сложность художественного языка. Их образы ярко свидетельствуют о духовной силе церкви. Все эти миниатюры исполнены мрачного пафоса. Фигуры в них полностью утрачивают объемность, унаследованную каролингской эпохой от античности.
Они рисуются на непроницаемой плоскости золотого фона. В этих миниатюрах почт нет ни зданий, ни растений, которые бы характеризовали место действия.
В этом искусстве нет и намека на человечность, задушевность. Оно категорично и непреклонно утверждает догматы веры.
Романский стиль. Все черты «оттоновского» искусства - тяжесть масс и ясность объемов в архитектуре, выразительность жеста, систематическая последовательность повествования и пафос духовности в изобразительном искусстве - являются уже чертами романского стиля, особенно получившего развитие с конца X в.
Сам же термин «романский» был введен в научный оборот в начале XIX века, французскими археологами, которые увидели сходство обнаруженных построек с древнеримской архитектурой, с ее полукруглыми арками и т. д.
Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи - фрески, а снаружи - ярко раскрашенные рельефы.
Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь - основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Характерными образцами романской архитектуры являются собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орствале, Оксфорде, Винчестере и др.
Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выразительность. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.
К концу XII в. романский стиль сменяется готическим.
Скульптура. Большинство романских скульптур было интегрировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям.
Поэтому трудно говорить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры.
Малоразмерная скульптура романской эпохи из кости, бронзы, золота изготавливалась под влияние византийских моделей. Другие элементы многочисленных местных стилей были позаимствованы из ремесел стран Ближнего Востока, известных благодаря импортированным иллюстрированным рукописям, резным изделиям из кости, золотым предметам, керамике, тканям. Были важны также мотивы, происходившие из искусств мигрировавших народов, такие, как гротескные фигуры, образы чудовищ, переплетающиеся геометрические узоры, особенно в районах севернее Альп. Крупномасштабные каменные скульптурные декорации стали обычными в Европе лишь в XII веке. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах подчеркивали вертикальные поддерживающие элементы.
Живопись. Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция).
Декоративное искусство. Романские художники достигли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. В Англии важная школа иллюстрирования рукописей возникла уже в VII веке в Холи Айленде (Линдисфарн). Произведения этой школы, экспонирующиеся в Британском музее (Лондон), отличаются геометрическим переплетением узоров в заглавных буквах, рамках и ими густо покрываются целые страницы, которые называются ковровыми. Рисунки заглавных букв часто оживляются гротескными фигурами людей, птиц, чудовищ.
Региональные школы иллюстрирования рукописей в южной и восточной Европе развивали различные специфические стили, что заметно, например, по копии Апокалипсиса Беаты (Париж, Национальная библиотека), изготовленной в середине XI века в монастыре Сан-Север в Северной Франции. В начале XII века иллюстрирование рукописей в северных странах приобрело общие черты подобно тому, как то же произошло в то время со скульптурой. В Италии продолжало доминировать византийское влияние как в миниатюрной живописи, так и в настенных росписях, и в мозаике.
Романская обработка металлов - широко распространенная форма искусства - использовались, главным образом, для создания церковной утвари для религиозных ритуалов. Многие из таких произведений по сей день хранятся в сокровищницах больших кафедральных соборов за пределами Франции; французские соборы были ограблены во время Французской революции. Другие металлические изделия этого периода - ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и серебряные предметы; поздние изделия германских златокузнецов и серебряные вещи, инспирированные привозными византийскими металлическими изделиями, а также замечательные эмали, особенно перегородчатые и выемчатые, изготовленные в районах рек Мозеля и Рейна. Двумя знаменитыми мастерами по металлу были Роже - германец, известный своими бронзовыми изделиями и французский Эмальер Годфруа де Клер.
Самым известным примером романского текстильного произведения является вышивка XI века, называемая «Гобелен из Байя». Сохранились и другие образцы, такие как церковные облачения и драпировки, однако наиболее ценные ткани в Романской Европе были ввезены из Византийской империи, Испании и Среднего Востока и не являются продукцией местных мастеров.
Скульптура из Нотр-Дам
Монументальная скульптура – основной вид изобразительного искусства в эпоху готики, ее связь с архитектурой – основа синтеза искусств в готическом соборе. По сравнению с романским стилем скульптура приобретает все большую свободу и самостоятельность. Во Франции главной зоной размещения скульптуры остается, как и в романский период, перспективный портал, однако акцент переносится с композиции тимпана (часто украшенной сценой Страшного Суда или Коронования Марии) на откосы (земные предки Христа, святые), где развивается тип статуи-колонны. На фасадах появляются дополнительные зоны, украшенные скульптурой – т.н. «галереи королей». От статуй переходного от романского к королевского портала собора в Шартре (1145-1155) к порталам трансептов Шартра (1200-1205) и скульптуре Нотр-Дам (ок. 1220-1230) постепенно возрастает самостоятельность фигур по отношению к архитектурным деталям, появляется стремление к отходу от романской условности и геометризма, к передаче движения, естественности жеста и мимики.
В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т.н. «Прекрасные Мадонны»). Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т.н. S-образной фигуры. В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в.); статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. 1260). Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230-1270-х т.н. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре связано с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа ( из Реймса, апостолы из Сент-Шапель).
В Германии скульптура более эмансипирована от , чем во Франции . Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы), и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250); пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225-1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. 1250), Распятия над алтарями.
Немецкой готический стиль пластике свойственна подчеркнутая характерность персонажей, резкость в передаче эмоций, почти гротескное усиление мимики, интерес к конкретике внешности в воображаемом пока портрете (донаторы Наумбурга). В эпоху поздней готики появляются т.н. «благочестивые образы» – отдельно стоящие небольшие раскрашенные статуи Мадонны с Младенцем, Оплакивания, Троицы (Х. Мульчер, ок. 1430). В Германии и Нидерландах получил распространение резной створчатый дер. алтарь, совмещающий в себе архитектурное готическое обрамление с высоким рельефом и живописью (алтарь Св. Крови, Т. Рименшнейдер, 1499-1504; Санкт-Вольфгангский алтарь, М. Пахер, 1471-1481), а также надгробия.
В скульптуре Италии 13-14 вв. влияние готики стало одной из составляющих Проторенессанса, что проявилось в проповеднических кафедрах Н. и Дж. Пизано, скульптуре фасадов (Дж. Пизано, Сиенский собор), в скульптуре Арнольфо ди Камбио. Более активные влияния готической экспрессии характерны для рельефов Л. Маитани (фасад собора в Орвьето, 1310-1330).
Дальнейшая эмансипация скульптуры от архитектуры в период поздней готики проявилась в сложении ансамблей, где главную роль играет статуя: «Колодец Моисея» К. Слютера в Шанмоле, ок. 1400). Достигается предельная конкретность в деталях внешности («готический натурализм») при сохранении общей условности фигур. Появляются первые образцы портрета, прежде всего погребального (надгробие Филиппа Смелого в Дижоне (1381-1410), Филибера Прекрасного и Маргариты Австрийской в Бру (1516-1531).
Живопись в Средневековье
В связи с расширением зоны окон и уменьшением площади стены главным видом монументальной живописи становится витраж, соединяющий в себе функции освещения интерьера и цветового акцента. Это совмещение света и цвета воплощало идею Божественного света, отраженного в материальном. После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. К 15 в. Витраж превращается из набора цветных стекол с минимумом нанесённой поверх живописи в живопись по прозрачному стеклу» (т.н. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме).
Расцвет переживает книжная миниатюра, благодаря значительному увеличению количества книг, расширению их типологии и появлению светских мастерских. Во Франции в начале 13 в. в т.н. миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210). Парадные и дорогие рукописи-псалтири с тетрадями полнолистовых миниатюр перед текстом и т.н. морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. Широко распространяются также иллюминированные рукописи светского содержания: рыцарский роман, бестиарии, хроники, исторические сочинения и др. В конце 13-14 вв. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. 1290), дролери (от фр. drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. 1325). К 1400 в книжной миниатюре формируется картинная композиция с пейзажем и элементами перспективы (братья Лимбург, Мастер часослова маршала Бусико, ок. 1410). Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в.), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. 1265).
Мадонна (фрагмент). Чимабуэ
Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. в Нидерландах).
В декоративно-прикладном искусстве готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т.н. Крест Параклета, конец 12 в.), алтарные образы, украшенные эмалью и чеканкой по драгоценным металлам (Клостернойбургский алтарь маасского мастера Ник. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в.