Образ Тараса Бульбы в повести "Тарас Бульба". Характеристика произведения. Художественные особенности повести Гоголя «Тарас Бульба Тарас Бульба - народный герой
ТВОРЧЕСТВО
ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ
Высшая степень мастерства писателя в том, чтобы выразить
мысль в образе.
О. Бальзак
Первое
впечатление об авторе повести "Тарас Бульба" после ее
прочтения: Н.В.Гоголь не просто замечательный и талантливый писатель,
перед нами гениальный живописец-импрессионист, яркими мазками превращающий
бесцветные наброски в красочные полотна. Степь - зелено-золотой
океан, по которому брызнули миллионы разных цветов: голубые, синие,
лиловые, желтые, белые.
Небо - сочетание изголуба-темного с розовым золотом и белым.
Светлица, где по стенам цветной глины изображены яркие предметы
утилитарного назначения: сабли, нагайки, ружья, невода, сетки для
птиц, золотая уздечка и путы с серебряными бляхами, зеленые и синие
бутылки, серебряные кубки и золотые чарки; печь, покрытая цветными
изразцами. Автор расцвечивает невзрачный бурый фон блестящим золотом
и серебром, темными нитями сетей и многоцветием изразцов.
Костюм запорожского казака, вобравший в себя все самые яркие краски
вечернего неба и отблесков пожаров: сапоги - кранные с серебряными
подковами, шаровары с тысячью складок, золотой очкур с длинными
ремешками, костями и побрякушками, казакин алого цвета, яркий, как
огонь, узорчатый пояс, пистолеты, сабля.
Каждое полотно автора, вобравшее в себя все цвета радуги, самые
яркие и сочные краски природы, пронизанные золотом (светом солнца)
и серебром (светом луны), излучает позитив, тепло и энергию.
А что касается портрета, здесь наш живописец лишь намечает яркие
контуры, задает цветовую гамму и приглашает зрителя в соавторы,
оставляя на холсте свободное пространство, которое каждый может
заполнить деталями в соответствии со своими представлениями и вкусами.
Прекрасная полячка: красавица, "черноглазая и белая, как снег,
озаренная утренним румянцем солнца", с ореховыми кудрями.
Андрий: дюжий молодец, с крепким здоровым лицом, черные усы, большие
глаза, бархатные черные брови, черные волосы, "станом высокий",
"лицо, как у дворянина", мужественное, исполненное очарованья.
Художник задает цветовую гамму и общий контур, оставляя возможность
зрителю дописать форму лица, носа, губ.
Интересная деталь: Гоголь неоднократно "переодевает" своих
героев-мужчин (Андрий: длинная свитка, казачий наряд, польский костюм,
Тарас Бульба: казачий наряд, платье немецкого графа), а вот одежда
девушки значения не имеет, говорится лишь о ее дорогих украшениях
и аксессуарах.
Писательский талант автора можно оценить лишь в превосходной степени. Метафоры и эпитеты, сравнения и олицетворения, детализация и обобщение, просторечия и высокий литературный стиль, вот из чего соткан текст повести, напоминающий, то народные песни, то былины. Ясно, что автор имеет превосходное образование, виртуозно владеет русским языком, является знатоком и поклонником украинского фольклора.
Можно сделать вывод о некоторых эстетических предпочтениях автора:
- Пейзаж:
бескрайняя, широкая степь с буйной растительностью;
- Время года:
лето.
- Цветовая гамма:
яркая мозаика всех цветов радуги.
- Внешний облик мужчины:
атлетическое телосложение, мужественное
лицо, жгучий брюнет с черными бровями и черными усами.
- Внешний облик женщины:
белая кожа, темные волосы, черные
глаза, белые зубы.
- Речь: яркая, образная, живая
Ознакомившись ближе с биографией Н.В.Гоголя, становится понятно, что гимназические увлечения живописью и актерским мастерством не прошли даром.
Автор, человек, знающий и любящий историю вообще, но более всего
интересующийся "делами давно минувших дней" родной Малороссии
(преподавательская деятельность в Санкт-Петербургском университете).
Период "смутных времен" 15-17 в.в., когда земли Украины
были объектом захватнических войн, как со стороны турок и татар,
так и со стороны Польши и Литвы, когда, только благодаря ожесточенной
народно-освободительной борьбе, была сохранена независимость Малороссии,
не мог не заинтересовать богатое воображение Н.В.Гоголя, и не пробудить
в душе писателя глубочайшую гордость за героическое прошлое русского
народа и его роль в истории всей Европы.
Сложно утверждать, но возможно, романтические отношения героев повести
(Андрия и полячки) навеяны реальным историческим романом Лжедмитрия
1 и Марины Мнишек (Григорий Отрепьев, бывший монах, обучался в бурсе,
посещал Запорожье, страстно полюбил дочь Самборского воеводы, принял
католичество и воевал против своих соплеменников).
Именно в этот период (15-17 век) окрепло и сформировалось казачество,
сыгравшее в дальнейшем немаловажную роль в истории Российской империи,
оплот христианства и свободы, стартовая площадка народных бунтов.
Родное Запорожское казачество вызывает у Н.В. Гоголя чувство восторга
и глубочайшего уважения, он полностью разделяет и поддерживает базовые
духовные ценности, на основе которых и возникло это мужское сообщество.
Земледельцы и скотоводы, охотники и рыбаки, виноделы и ремесленники,
способные в единочасье превратиться грозных могучих воинов, вставших
на защиту родной земли, восхищают Гоголя.
Автор - человек свободолюбивый и гордый, обладающий бунтарским духом,
разделяющий идеи равенства и демократического устройства общества,
ценящий дух товарищества, беззаветно любящий родную Малороссийскую
землю и народ ее населяющий.
Будучи глубоко верующим православным человеком, Гоголь не слишком
интересуется обрядовой стороной христианства, подтверждение чему
мы встречаем в тексте "..вся Сечь молилась в одной церкви и
готова была защищать ее до последней капли крови, хотя и слышать
не хотела о посте и воздержании"
Кажется, будь возможность, и Гоголь сам, не раздумывая, вступил
бы в этот своеобразный мужской клуб, проходным билетом в который
было лишь православное вероисповедание и гордость духа.
И, все же, автор, столь "смачно" описавший и Сечь, и сражения,
не идеализирует казачество - колыбель национализма, шовинизма и
антисемитизма, во многом укоренившихся в дальнейшем в сознании русского
человека (разбойничьи набеги, дикая жестокость и неприятие по отношению
к иноверцам). Автор, будучи человеком уже совсем другой эпохи, очевидно,
гораздо более толерантен, но, увлеченный героической темой освободительной
борьбы украинского народа, не сдерживает своих эмоций и полностью
отождествляет себя с героями своего произведения.
Н.В.Гоголь создает повесть, ставшую одой Запорожскому казачеству,
русскому характеру, сотканному из бесконечных противоречий, безграничного
патриотизма и исполненного православной веры.
Повесть "Тарас Бульба" - высокохудожественное литературное
произведение на историческую тему, позволяющее составить представление
о внутреннем духовном мире автора.
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», входящая в цикл повестей «Миргород» (2 части) был написана в 1834 году. Это одно из самых выдающихся русских исторических произведений в художественной литературе того времени, отличающееся большим количеством действующих лиц, многоплановостью и продуманностью композиций, а также глубиной и емкостью характеров персонажей.
История создания
Идея написать масштабную историческую повесть о подвиге запорожского казачества возникла у Гоголя в 1830 году, над созданием текста он работал почти десять лет, но окончательная правка так и не была завершена. В 1835 годы в 1-ой части «Миргорода» публикуется авторская версия повести «Тарас Бульба», в 1942 свет увидела несколько другая редакция данной рукописи.
Каждый раз Николай Васильевич оставался недовольным напечатанным вариантом повести, и вносил в её содержание правки не менее восьми раз. Например, произошло значительно увеличение её объема: от трех до девяти глав, образы главных героев стали более яркими и фактурными, в батальные сцены добавлено больше ярких описаний, жизнь и быт Запорожской Сечи обросли новыми интересными подробностями.
(Иллюстрация Виктора Васнецова к "Тарас Бульба" Гоголя, 1874 )
Гоголь очень тщательно и придирчиво вычитывал написанный текст в стремлении создать то уникальное сочетание, как нельзя лучше раскрывающее его талант как писателя, проникающего в глубины характеров персонажей, показывающего уникальное самосознание всего украинского народа в целом. Чтобы понять и передать в своем произведении идеалы описываемой им эпохи, автор повести с большим увлечением и энтузиазмом изучал самые разнообразные источники, в которых описывалась история Украины.
Для придания повести особенного национального колорита, который ярко проявлялся в описании быта, характеров персонажей, в ярких и сочных, эпитетах и сравнениях, Гоголь использовал произведения украинского фольклора (думы, песни). В основу произведения была положена история казацкого восстания 1638 года, подавить которую поручили гетману Потоцкому. Прообразом главного героя Тараса Бульбы был атаман Запорожского Войска Охрим Макуха, храбрый воин и подвижник Богдана Хмельницкого, который имел трех сыновей (Назар, Хома и Омелько).
Анализ произведения
Сюжетная линия
Начало повести знаменуется приездом Тараса Бульбы с сыновьями на Запорожскую Сечь. Отец привозит их для того чтобы как говориться «понюхали пороху», «набрались уму разуму», и закалившись в сражениях с вражескими силами, стали настоящими защитниками своей Родины. Очутившись на Сечи, молодые люди практически тут-же оказываются в самом эпицентре развивающихся событий. Не успев даже толком оглядеться и познакомиться с местными обычаями, они призываются на военную службу в Запорожское войско и идут на войну с шляхтой, которая притесняет православный народ, попирая его права и свободы.
Казаки как люди мужественные и благородные, любящие всей душой свою отчизну и свято верящие в обеты предков, не могли не вмешиваться в бесчинства, творимые Польской шляхтой, они считали своей святой обязанностью защищать свою Отчизну и веру своих предков. Казацкое войско выступает в поход и храбро сражается с польским войском, намного превосходящим казачьи силы как по численности воинов, так в количестве оружия. Их силы постепенно иссякают, хотя казаки не признаются себе в этом, настолько велика в них вера в борьбу за правое дело, боевой дух и любовь к родной земле.
Битва под Дубно описана автором в своеобразном фольклорном стиле, в котором образ казаков уподоблен образу легендарных богатырей, защищавших Русь в древние времена, именно поэтому Тарас Бульба три раза спрашивает своих побратимов «есть ли у них порох в пороховницах», на что те отвечали тоже три раза: «Есть, батько! Не ослабла казацкая сила, еще казаки не гнутся!». Многие воины находят в этой битве свою смерть, умирая со словами, прославляющими русскую землю, ведь умереть за Родину для казаков считалась наивысшей доблестью и почетом.
Главные герои
Атаман Тарас Бульба
Одним из главных героев повествования является казачий атаман Тарас Бульба, этот опытный и мужественный воин вместе со своим старшим сыном Остапом всегда в первом ряду казачьего наступления. Он, как и Остап, который уже в 22 года избран своими побратимами в атаманы, отличается недюжей силой, смелостью, благородством, волевым складом характера и является настоящим защитником своей земли и его народа, вся его жизнь посвящена служению Отчизне и своим соотечественникам.
Старший сын Остап
Храбрый воин, как и отец, всем сердцем любящий свою землю, Остап попадает в плен к врагу и умирает тяжелой мученической смертью. Все пытки и испытания он выносит со стоическим мужеством, как настоящий исполин, лицо которого невозмутимо и сурово. Хотя его отцу и больно видеть мучения сына, он гордится им, восхищается его силой воли, и благословляет его на героическую смерть, ведь она достойна только настоящим мужчинам и патриотам своего государства. Его братья-казаки, попавшие вместе с ним в плен, следуя примеру своего атамана также с достоинством, и некоторой горделивостью принимают смерть на плахе.
Судьба самого Тараса Бульбы не менее трагична: попав в плен к ляхам, он погибает мученической страшной смертью, его приговаривают к сжиганию на костре. И опять же этот самоотверженный и храбрый старый воин не боится такой лютой кончины, ведь для казаков самым страшным в их жизни была не смерть, а потеря собственного достоинства, нарушение святых законов товарищества и предательство Родины.
Младший сын Андрий
В повести затронута и эта тема, младший сын старого Тараса, Андрий, полюбив польскую красавицу, становится предателем и переходит во вражеский стан. Он, так же как и старший брат отличается храбростью и смелостью, однако его духовный мир более богат, сложен и противоречив, разум более сметлив и ловок, его душевная организация более тонка и чувствительна. Полюбив польскую панночку, Андрий отвергает романтику войны, упоение битвой, жажду победы и полностью отдается на волю чувствам, которые делают его изменником и предателем своего народа. Его родной отец, не прощает ему самого страшного греха — измены и выносит ему приговор: смерть от своей же руки. Так плотская любовь к женщине, которых писатель считает источником всех бед и созданиями дьявола, затмила любовь к Родине в душе Андрия, не принеся ему в итоге счастья, и в конце концов его погубившая.
Особенности композиционного построения
В этом произведении великий классик русской литературы изобразил противостояние украинского народа и польской шляхты, желающей захватить украинскую землю и поработить её жителей от молода до велика. В описание жизни и быта Запорожской Сечи, которую автор считал местом, где развивается «воля и казачество на всю Украину», чувствуются особенно теплые чувства автора, такие как гордость, восхищение и пылкий патриотизм. Изображая жизнь и быт Сечи, её обывателей Гоголь в своем детище совмещает исторические реалии с высоким лирическим пафосом, что составляет главную особенность произведения, которое является одновременно и реалистическим, и поэтическим.
Образы литературных персонажей изображены писателем посредством их портретов, описываемых поступков, сквозь призму взаимоотношений с другими героями. Даже описание природы, например степи, по которой едет старый Тарас с сыновьями, помогает более глубоко проникнуть в их души и раскрыть характер героев. В пейзажных сценах в изобилии присутствуют различные художественно-выразительные приемы, здесь много эпитетов, метафор, сравнений, именно они придают описываемым предметам и явлениям той поразительной уникальности, ярости и неповторимости, которые поражают читателя прямо в сердце и трогают за душу.
Повесть «Тарас Бульба» - героическое произведение, прославляющее любовь к Родине, своему народу, православной вере, святость подвига во их имя. Образ запорожских казаков подобен изображению былинных богатырей древности, боронивших русскую землю от всякой напасти. В произведении прославляется мужество, героизм, отвага и самоотверженность героев, не предавших святые узы товарищества и до последнего вдоха защищавших родную землю. Изменники же Родины приравниваются автором к вражескому отродью, подлежащему уничтожению безо всякого зазрения совести. Ведь такие люди, потеряв честь и совесть, лишаются еще и души, они не должны жить на земле Отечества, которую с таким великим пылом и любовью воспел в своем произведении гениальный русский писатель Николай Васильевич Гоголь.
Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и является составной частью жизни народа.
В своем произведении Гоголь показывает народ не подневольным и покорным, а свободным и гордым, беспощадным к врагам Родины и народа, предателям и изменникам. Герои наделены чувством собственного достоинства, умом, благородством, свободолюбием, способным вытерпеть любые муки во имя Отчизны.
Образ Тараса проникнут суровой и нежной поэзией отцовства. Он является отцом не только для своих сыновей, но и для казаков, которые доверили ему командование. Образ Тараса – один из самых трагичных образов в мировой литературе. Его героическая гибель подтверждает величие борьбы за свободу народа.
В своей повести Николай Васильевич Гоголь не только рассказывает о бесстрашных воинах, но и дает развернутые картины пышной и прекрасной природы. Характерные черты гоголевского мастерства выражены в пейзажных зарисовках. Николай Васильевич Гоголь великолепно живописал природу. «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственной пустынею… Ничего в природе не могла быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…»
Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев.
Пейзаж Николая Васильевича Гоголя очень лиричен, проникнут чувством восхищения и поражает богатством красок. Природа помогает читателю полнее понять внутренний мир героев. Когда сыновья Тараса, распрощавшись с опечаленной матерью, покидают родной хутор, Гоголь, вместо того чтобы показать угнетенное настроение путников, ограничивается фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад». Мгновенно раскрывается внутренний мир и состояние души героев. Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии.
Природа живет у Гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его герои.
При описании осады города Дубно перед встречей Андрия со служанкой прекрасной панночки тоже есть пейзажная зарисовка. «Какая-то духота на сердце», которую чувствует юноша, сопоставлена Гоголем с картиной июльской ночи. Однако восхищения ее красотами нет, а есть ощущение тревоги. Рядом с описанием звездного неба возникает вид засыпающего лагеря запорожцев, и «что-то величественное и грозное», оказавшееся «заревом вдали догоравших окрестностей», как бы предупреждает о надвигающихся страшных событиях.
Пейзаж в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» играет немаловажную роль, скупо, но очень точно обрисовывая место действия и настроения героев.
Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и является составной частью жизни народа.В своем произведении Гоголь показывает народ не подневольным и покорным, а свободным и гордым, беспощадным к врагам Родины и народа, предателям и изменникам. Герои наделены чувством собственного достоинства, умом, благородством, свободолюбием, способным вытерпеть любые муки во имя Отчизны.Образ Тараса проникнут суровой и нежной поэзией отцовства. Он является отцом не только для своих сыновей, но и для казаков, которые доверили ему командование. Образ Тараса – один из самых трагичных образов в мировой литературе. Его героическая гибель подтверждает величие борьбы за свободу народа.В своей повести Николай Васильевич Гоголь не только рассказывает о бесстрашных воинах, но и дает развернутые картины пышной и прекрасной природы. Характерные черты гоголевского мастерства выражены в пейзажных зарисовках. Николай Васильевич Гоголь великолепно живописал природу. «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственной пустынею… Ничего в природе не могла быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено‑золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…»Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей‑запорожцев.Пейзаж Николая Васильевича Гоголя очень лиричен, проникнут чувством восхищения и поражает богатством красок. Природа помогает читателю полнее понять внутренний мир героев. Когда сыновья Тараса, распрощавшись с опечаленной матерью, покидают родной хутор, Гоголь, вместо того чтобы показать угнетенное настроение путников, ограничивается фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как‑то вразлад». Мгновенно раскрывается внутренний мир и состояние души героев. Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии.Природа живет у Гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его герои.При описании осады города Дубно перед встречей Андрия со служанкой прекрасной панночки тоже есть пейзажная зарисовка. «Какая‑то духота на сердце», которую чувствует юноша, сопоставлена Гоголем с картиной июльской ночи. Однако восхищения ее красотами нет, а есть ощущение тревоги. Рядом с описанием звездного неба возникает вид засыпающего лагеря запорожцев, и «что‑то величественное и грозное», оказавшееся «заревом вдали догоравших окрестностей», как бы предупреждает о надвигающихся страшных событиях.Пейзаж в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» играет немаловажную роль, скупо, но очень точно обрисовывая место действия и настроения героев.
Тема урока:
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ПОВЕСТИ Н. В.ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА».
РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ПОВЕСТИ.
Цели: углубить знания о роли пейзажа в художественном произведении; определить функцию художественной детали в повести; совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
Ученики зачитывают домашнее задание. Учитель комментирует.
III. Анализ художественных особенностей повести.
Учитель : Анализ художественных особенностей повести мы начнем с определения роли художественной детали в произведении.
Художественная деталь – деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или произведение.
(ученики записывают определение в тетрадь).
Работа с текстом.Ученики зачитывают фрагмент сцены пленения Тараса, когда он поднимает люльку с табаком.
Беседа по вопросам:Учитель: Какое значение для характеристики Тараса имеет люлька?
Ученик: Люлька для Тараса – это часть его жизни, его спутница на морях и на суше, в походах и дома.
Учитель: Какое значение имеет слова люлька?
Ученик: Люлька – это трубка для курения. Второе значение – колыбель для малыша, символ дома. И для Тараса люлька – часть его дома. Поэтому он, рискуя собой, старается поднять люльку, чтобы она не досталась ляхам.
Учитель: Найдите в тексте примеры художественных деталей, которые помогают глубже понять характер сыновей Тараса. Какие детали облика и поведения этих персонажей наиболее ярко и лаконично их характеризуют?
Ученик: Когда даем характеристику Тарасу, то вспоминаем случай, когда он убегал из бурсы, закапывал букварь . Для него книга – не символ знания, а символ принудительного учения, с которым он учился.
Ученик: Я образ Андрия связываю с прекрасными очами паненки, в которую он влюбился, как утонул, погиб, Эта любовь принесла ему смерть. Когда он вступил в бой на стороне поляков, у него на рукаве развевался шарф – подарок любимой – символ любви.
Учитель: Приведите примеры бытовых деталей, деталей интерьера повести. Какова их роль?
Ученики (зачитывают описание горницы Тараса). Детали при описании горницы Тараса характеризуют ее хозяина – свободолюбивый человек, увлечен охотой, рыбалкой, часто бывает в военных походах.
Ученики: (зачитывают описание еды). Это описание характеризует представление Тараса о пище настоящих казаков.
Учитель: Вспомним, что такое пейзаж? Какова его роль в произведении?
Ученики: Пейзаж – это описание природы в произведении. В литературном произведении пейзаж раскрывает красоту окружающего мира, служит фоном, где происходят действия, передает настроение героев, передает авторскую позицию.
Работа с текстом.Ученики зачитывают описания пейзажа в тексте (описание степи, картина Днепра, июльской ночи).
Беседа по вопросам:Учитель: На что обращает внимание автор при описании степи?
Ученики: Он описывает очень точно, четко описывает природные явления, описание красочное, указывает на смену времени суток.
Учитель: Язык эпизодов, где дается описание степи, очень образный. Яркие метафоры помогают представить степь, сверкающую разными красками.
Ученики: В описании используется сравнение степи с зеленой пустыней, зелено - золотым океаном, с неизмеримыми волнами.
Учитель: Какая цветовая гамма помогает представить эти образы?
Ученики: Цвета и оттенки самые разные: зеленый, золотой, голубой, желтый, синий. На их фоне можно увидеть множество живых образов: «стояли ястребы», «подымалась чайка», «шныряли куропатки».
Ученики : Птичий свист, крик диких гусей, шелест травы.
Учитель: Для чего, по-вашему. Гоголь вводит в повесть описание степи.
Ученики : Степь – это символ родины и свободы. Степь связывает два мира – дом Бульбы и Запорожскую Сечь.
Ученики : Днепр – это тоже символ воли, свободы и Родины. Не случайно, существует поговорка: «Волга – матушка, Днепр – батюшка». Днепр – это дом, это кормилец, это защитник.
Учитель: Почему описание природы перекликается с описанием жизни казаков, а не поляков.
Ученики : Жизнь казаков проходит на природе, а поляки далеки от нее.
Ученики : Казаки вольные как птицы, а Сечь – их дом.
Учитель: В повести «Тарас Бульба» тесная связь природы с внутренним миром казаков показана автором с помощью различных выразительных средств. Мир природы и мир человека связан между собой, потому что все, что их окружает – их родная земля. Следовательно, степь у Гоголя является образом Родины.
Ученики : Гоголь использует эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы.
Самостоятельная работа.Ученики выписывают примеры тропов.
Проверка работы.Учитель: Какова роль гиперболы в тексте?
Ученики : Гипербола характерна для былин, для описания богатырей.
Учитель: Приведите примеры синтаксических особенностей языка (риторические обращения, восклицания, повторы).
Ученики зачитывают примеры из текста.
Учитель: Гоголь использует в повести прием противопоставления. Где встречается противопоставление?
Ученики: Противопоставляются казаки и ляхи, Остап и Андрий, Андрий среди казаков и у поляков.
VI . Подведение итогов. Домашнее задание.
Выучить наизусть одно из описаний степи.