Уильям Гибсон «Распознавание образов. «Распознавание образов» Уильям Гибсон Распознавание образов роман
Никита Красников
Альтернатива
АСТ (русск.); G. P. Putnam’s Sons (англ.)
«Распознавание образов» (англ. Pattern Recognition ) - роман американского писателя-фантаста Уильяма Гибсона , опубликованный 3 февраля 2003 года.
Действие, происходящее в 2002 году, рассказывает о Кейс Поллард, 32-летней консультантке по маркетингу, имеющей обостренную чувствительность к корпоративным логотипам и символам. Сюжет разворачивается в Лондоне , Москве и Токио . Работа Кейс состоит в оценке эффективности будущих корпоративных логотипов, но её нанимают для поиска создателей анонимных видеороликов, появляющихся в Интернете .
Центральная тема книги - это тяга людей находить смыслы там, где их нет. Также поднимаются вопросы о соотношении искусства и коммерции, о путях осмысления прошедшего.
К сентябрю 2001 года Гибсон написал около 100 страниц, но возникли трудности с написанием окончания. Он прекратил написание после того, как по телевизору увидел атаки 11 сентября, и понял, что если он продолжит как раньше, то книга станет описанием альтернативной истории, в которой атаки 11 сентября никогда не происходили. Это не входило в его планы, поэтому сначала он хотел бросить написание книги совсем. Друзья из Нью-Йорка уговорили его вернуться к началу и представить, как бы он написал зная об атаках. Несколькими неделями позже переписал некоторые части таким образом, чтобы атаки являлись одной из причин душевных страданий главного героя.
До 11 сентября мои трудности состояли в том, что по задумке героиня находится в пост-травматическом состоянии, после перенесенной трагедии. Я никак не мог придумать, что же именно могло с ней случиться. Я все подыскивал подходящий случай, но после 11 сентября я знал, что с ней случилось, я знал, что случилось со всеми, кого я знаю.
Сюжет
В Интернете стали появляться короткие, несвязанные видеофрагменты, но которые что-то объединяет. Никто не знает ни автора фрагментов, ни цели их выкладывания. Может быть это часть уже готовой ленты, а может быть их выкладывают в сеть по мере появления. Существуют целые объединения людей, которые изучают фрагменты. В Японии, Америке, Великобритании, все хотят узнать, кто и зачем их создаёт.
Кейс Поллард работает консультантом, выполняет разовые заказы фирм-изготовителей или рекламных агентств, помогая им выбрать логотип для нового товара. Она умеет предсказывать, что войдет в моду в ближайшее время. Последний контракт она заключила с рекламным агентством «Синий муравей» (англ. Blue Ant ). Это агентство и нанимает её для того, чтобы она нашла автора фрагментов.
Вскоре выясняется, что на фрагментах есть цифровая подпись, которая может привести их к создателю. Теперь вместе с Кейс поисками занимаются и её друзья по обе стороны Атлантики.
Персонажи
- Кейс Поллард (англ. Cayce Pollard ) - 32-летняя женщина, живущая в Нью-Йорке. Она произносит своё имя как «Кейс» (англ. Case ), хотя родители назвали её в честь Эдгара Кейси . Использует свой интерес к маркетинговым тенденциям и психологическую чувствительность к логотипам и рекламе, работая в качестве рекламного консультанта. Её чувствительность становится фобией к старым корпоративным талисманам, особенно к Бибендуму . Носит только черное, как правило, севшие хлопковые футболки Fruit of the Loom (со срезанными бирками) и джинсы Levis (со сбитыми торговыми марками на пуговицах) или юбки, колготки, сапоги, а также лётную куртку MA-1 от Buzz Rickson.
- Хьюберт Бигенд (англ. Hubertus Bigend ) - 35-летний основатель рекламного агентства «Синий муравей». Родился в Бельгии, но учился в британской школе-интернате и Гарвардском университете .
- Доротея Бенедитти (англ. Dorotea Benedetti ) - представитель компании, занимающейся графическим дизайном . Имеет опыт работы в промышленном шпионаже и была тайно нанята, чтобы подтолкнуть Кейс уехать из Лондона, не приняв предложение Бигенда по поиску фрагментов фильма.
- Бернард Стоунстрит (англ. Bernard Stonestreet ) - представитель рекламного агентства «Синий муравей».
- «Капюшончик»/Питер Гильберт (англ. «Parkaboy»/Peter Gilbert ) - друг Кейс с веб-форума. Он живёт в Чикаго и описывает себя как «белого мужчину средних лет с 1967 года».
- Бун Чу (англ. Boone Chu ) - американец китайского происхождения, живущий в штате Вашингтон , но выросший в Оклахоме . Владел провалившейся стартап-компанией, специализирующиеся на безопасности. Был нанят для помощи Кейс в поисках создателя фрагментов.
- Войтек Бирошек (англ. Voytek Biroshak ) - блондин, родившийся в Польше и выросший в России . Покупает и продает антикварные калькуляторы для сбора средств на выставку компьютеров Sinclair ZX81 .
- Дэмиен Пиз (англ. Damien Pease ) - 30-летний друг Кейс, в квартире которого она живёт, пока находится в Лондоне. Он видеорежиссёр, снимающий документальный фильм о чёрных археологах под Сталинградом .
- Хоббс Баранов (англ. Hobbs Baranov ) - бывший шифровальщик АНБ и математик . Собирает арифмометры и продаёт данные радиоэлектронной разведки. Живёт около Пула в трейлере, который арендует у цыган.
- Айви (англ. Ivy ) - создатель веб-сайта, дискусионной группы и чата «Фетиш:Фрагменты:Форум» (англ. Fetish:Footage:Forum ), который посещает Кейс. Целью сайта является обсуждение выкладываемых фрагментов фильма.
Прием публикой и награды
В США книга достигла 4 места в списке бестселлеров по версии New York Times , а в Канаде - 3 места в списке самых продаваемых фантастических книг по версии газеты The Globe and Mail .
Выдвигалась в 2004 году на премию имени Артура Кларка и Британскую премию НФ (BSFA). Автор перевода книги, Никита Красников, был отмечен как лучший переводчик 2005 года на литературно-практической конференции «Басткон» .
См. также
- Mr. Freeman - российская интернет-мистификация (начавшаяся в 2009 году), повторяющая концепцию зашифрованных публичных посланий в виде таинственных анонимных онлайн-клипов, описанную в романе «Распознавание образов».
Примечания
Ссылки
- William Gibson Books: Pattern Recognition - сайт автора
Уильям Гибсон | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Романы |
|
|||||||||
Рассказы | Осколки голографической розы · Джонни-мнемоник · Континуум Гернсбека · Захолустье · Отель «Новая Роза» · Принадлежность · Сожжение Хром · Красная звезда, орбита зимы · Зимний рынок · Поединок · Skinner"s Room · Сборник «Сожжение Хром» | |||||||||
Документалистика | Agrippa (a book of the dead) · Диснейленд со смертной казнью · No Maps for These Territories | |||||||||
Персонажи | Tessier-Ashpool · Molly Millions · Bobby Newmark · Rei Toei · Konrad · Cayce Pollard · Hubertus Bigend | |||||||||
Элементы рассказов |
Распознавание образов | |
---|---|
Pattern Recognition | |
Обложка первого издания романа |
|
Автор | Гибсон, Уильям |
Жанр | фантастика |
Язык оригинала | английский |
Оригинал издан | 3 февраля |
Переводчик | Никита Красников |
Серия | Альтернатива |
Издатель | АСТ (русск.); G. P. Putnam’s Sons (англ.) |
Выпуск | |
Страниц | 368 |
ISBN | |
Цикл | Книги Бигенда [d] |
Следующая | Страна призраков |
Действие, происходящее в 2002 году, рассказывает о Кейс Поллард, 32-летней консультантке по маркетингу, имеющей обостренную чувствительность к корпоративным логотипам и символам. Сюжет разворачивается в Лондоне , Москве и Токио . Работа Кейс состоит в оценке эффективности будущих корпоративных логотипов, но её нанимают для поиска создателей анонимных видеороликов, появляющихся в Интернете .
Центральная тема книги - это тяга людей находить смыслы там, где их нет. Также поднимаются вопросы о соотношении искусства и коммерции, о путях осмысления прошедшего.
Входит в трилогию «Книги Бигенда» под первым порядковым номером.
История написания
Это восьмой роман Гибсона, но первый, действие которого происходит в современном мире в нынешнее время. Предыдущая работа, «Все вечеринки завтрашнего дня», была опубликована в 1999 году и завершает «Трилогию моста». «Распознавание образов» сначала планировалась как отдельное произведение, но после этого была написана ещё «Страна призраков », действие в которой происходит в том же мире (современном) и в неё включены некоторые те же персонажи. Имя главной героини Кейс («Cayce») отсылает к имени главного героя «Нейроманта », Кейс («Case»).
Гибсон поехал в Токио в 2001 году с целью подготовки к написанию новой книги, но в Москве и Лондоне он тогда не был и основывал описания мест на рассказах других и интернет-источниках. Москва, по его представлению, становится похожа на темный мир раннего киберпанка, в котором жили герои «Нейроманта». По словам автора , многое в романе навеяно музыкой группы «Кино ».
К сентябрю 2001 года Гибсон написал около 100 страниц, но возникли трудности с написанием окончания. Он прекратил написание после того, как по телевизору увидел атаки 11 сентября , и понял, что если он продолжит как раньше, то книга станет описанием альтернативной истории, в которой атаки 11 сентября никогда не происходили. Это не входило в его планы, поэтому сначала он хотел бросить написание книги совсем. Друзья из Нью-Йорка уговорили его вернуться к началу и представить, как бы он написал, зная об атаках. Несколькими неделями позже переписал некоторые части таким образом, чтобы атаки являлись одной из причин душевных страданий главного героя.
До 11 сентября мои трудности состояли в том, что по задумке героиня находится в пост-травматическом состоянии, после перенесенной трагедии. Я никак не мог придумать, что же именно могло с ней случиться. Я все подыскивал подходящий случай, но после 11 сентября я знал, что с ней случилось, я знал, что случилось со всеми, кого я знаю.
«Распознование образов» лучший роман Гибсона со времен Нейроманта» - сказал Нил Гейман и я с ним согласен на все 100%. С возрастом ощущения притупляются и редко когда книга приносит чувство кайфа с которым мы в 16-18 лет открывали новый роман Хайнлайна, Гаррисона или Буджолд (нужное подчеркнуть - каждому свое...). У меня РО вызвало именно эти ощущения - кайф от самого процесса чтения текста, которого не было давно. У Гибсона просто феноменальная способность резкими краткими предложениями создавать образы и вызывать эмоциии, при этом в данной книге 0 целых 0 десятых фантастики, просто очень тонко словлен дух времени. Возможно на кого-то это действует, на кого-то (судя по другим отзывам) нет... Жаль, что в последующих продолжениях этой магии намного меньше.
Оценка: 9
Роман по емкости образов, выразительности, лаконизму можно сравнивать с «Виртуальным светом».О новом времени, новой вселенной, в которую мы постепенно въезжаем, втягиваемся, не замечая того, как меняется мир за окном нашего офиса. Иногда кажется, что цивилизация, в которой мы живем, сконструирована по чертежам У. Гибсона.
Оценка: 8
Похоже, в этой книге автору не удалось реализовать задуманное - необычное начало, интересная главная героиня, стремительное развитие интриги, а затем - занудные поиски перемежающиеся с банальным мордобоем, страшилки про Москву (весьма живо описанные, впрочем) и беспомощная концовка, обрывающая все многообещающие мотивы, показанные в начале книги. Можно читать, можно не читать.
Оценка: 6
После двух блестящих трилогий, Гибсон выдал нечто средненькое. Не потому что это не фантастика и даже не альтернатива. Если в трилогиях повествование многослойно, с несколькими сюжетными линиями, по прочтении тех романов остается отчетливое ощущение, что при повторном визите много чего еще откроется, то здесь все одномерно, прозрачно, никаких тебе «гибсоновских подводных течений», но главное - не цепляет. Надуманная история, кто это там клипы в Инете по частям выкладывает? Героине не сопереживаешь даже когда она попадает «в лапы» русских. Концовка вообще никакая. «Распознавание образов» находит своего создателя в серьезном творческом кризисе. Гейман сделал большой, но крайне нелепый комплимент, назвав этот роман лучшим из того, что создал Гибсон после «Нейроманта».
Оценка: 7
Гибсон хорош! прекрасная книга. Но что то все грустнее и грустнее после прочтения его книг. Если «Нейромант»-это иной мир, Трилогия моста-все наше- но будет, то «распознавание..»-это сейчас. И где то между строк-мы что то теряем...Или это душа не успевает за ритмом жизни.
Оценка: 10
Главной новостью при прочтении стало, конечто, что это совсем даже не фантастика. Второй - наличие описаний современной России, что неизбежно привело к созреванию на страницах романа, ПСМС, изрядной клюквы. В америкосовских фильмах видали и не такое конечно, но в этом случае ожидания не совпали с реальностью,что было неприятной неожиданностью. Третья новость в том, что книга (в сущности) ни о чем и ни про что, хоть даже осознание этого не позволяет оторваться от чтения. В остальном это все тот же Гибсон с его тягучей пружиной сюжета, меткими метафорами, по-настоящему живыми героями, мастерской сменой декораций.Умно препарирующий плоть современного общества с его брендами-трендами и электронным общением, мафиозными и торговыми кланами, состоящими в родстве, стиранием мировых границ. В итоге вышла такая хромировано-эстетствующая беллетристика с детективными нотками, для ценителей Автора годная, но определенно не рекомендованная для знакомства с творчеством У.Гибсона.
Оценка: 7
«распознавание образов» первая книга Гибсона,которую я прочитала. не могу сказать,что я в восторге, но и никак не могу назвтаь эту книгу плохой или неинтерсеной. вполне не плохой сюжет, возможно, слегка затянутое повестование и слишком долгое описание «зазеракалья» и ощущений Кейс, но в общем и целом неплохо! по деситибальной шкале оценок твёрдая 8)
Оценка: 8
А вот и продолжение знаменитой темы «Нейроманта»... Вернее говоря предшествие... предтеча...
По моему скромному мнению (ИМХО), вот как раз ЭТА вещь, самая что ни на есть ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ, в творчестве У. Гибсона.
Нет, чесно слово, это так. Зрело, классически, и на злобу дня!
Я только ЗА!!!
Если отвлечься от глупых сравнений, вдумчивый читатель, без труда найдет парраллели для увеличения собственного QI, ну или любой другой «фишки» служащей для оценки длины... чем вы там мереетесь? :haha:
ну точно, длиной собственного.... статуса... :haha::haha::haha:
Сюжет же вполне прогнозируемый, банальный и скучный (не обессудьте), и хотя исполнение НЕ хромает, что-то мешает поставить высший балл... Наверное чувство собственного достоинства...
Ну, НИ КАК не тянем на 10.... максимум 8....
Оценка: 8
Наверное, я стал требовать слишком много от Гибсона. Или от Геймана, который сказал, что этот роман лучший из последнего у Гибсона после «Нейроманта».
Главная героиня - это, пожалуй, единственное, что мне было интересно в романе. Ее образ мне показался очень интересным. Женщина с непонятной личной жизнью, открытыми взглядами и нтересами, с фобией брэндовых вещей и уникальной способностью угадывать то, что может понравится модникам в ближайшие пару лет.
А тут кто-то повадился заливать в интернет короткие видеоролики с непонятным посланием и, по-видимому, зашифрованной информацией. Энтузиасты-любители создают форум, на котором обсуждают слитые ролики и решают, что бы это значило. ГГ - одна из пользователей этого форума.
Шаг за шагом информация начинает всплывать, героиня не сидит на месте, путешествует по миру, чтобы тянуть ниточку клубка... Но мне это не показалось увлекательным. Я не совсем понимал ажиотажа вокруг роликов. Зачем ехать в Токио или Москву, зачем искать того, что стоит за всех этим. Для чего? Ну а финал так и вовсе меня сильно удивил тем, как будто я прочитал волшебную сказку о российской мафии, дарящей миллионы долларов просто так.
А слог по-прежнему хорош. Гибсона приятно читать, но «Распознавание образов» для меня - это книга на один раз
Оценка: 6
А мне роман понравился. Довольно увлекательное приключение девушки в Европе и в России. Кибербанка здесь нет, здесь нет фантатстики вообще, но есть хорошие герои, интересная история. Да, может быть, люди разочарованы, они ждали от Гибсона чего-то другого, но мне история понравилось
Оценка: 7
Поначалу интересный роман. Но к концу автор устал. Последняя треть книги - развесистая клюква в худших традициях американских боевиков 80-х. Несмотря на то, что действие происходит в 2004 году... Даже не хочется подробно останавливаться на банальнейших штампах. Скажу прямо - не ожидал.
Читаю в конце книги послесловие от автора: «Я благодарен Эйлин Ганн за фрактальную точность ее воспоминаний о Москве». Что как бы намекает что в Москве, да и в России Гибсон никогда не был. И не то что бы сам сюжет был неинтересен, просто ошарашивает откровенно рыхлая концовка в духе «продолжение следует». Ошарашивает потому что это же Гибсон в конце концов, автор чьи романы принято анализировать на предмет глубинного послания.
Не последнюю роль в подобном восприятии книги сыграл перевод. На мой взгляд совершенно безобразный. Привожу самое начало книги:
«Пять часов разницы с Нью-Йорком. Кейс Поллард просыпается в Камден-тауне, в волчьем хороводе нарушенных циркадных ритмов.
Безликий выхолощенный час качается на лимбических волнах. Мозг ворочается в черепе, вспыхивает неуместными земноводными желаниями.»
Как можно эту тарабарщину вообще выдавать за перевод?!
Жанр: ,
Серия:Возрастные ограничения: +
Язык:
Язык оригинала:
Переводчик(и):
Издательство: ,
Город издания: Санкт-Петербург
Год издания:
ISBN: 978-5-389-10437-2 Размер: 440 Кб
Правообладателям!
Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то .
Читателям!
Оплатили, но не знаете что делать дальше ?
Внимание! Вы скачиваете отрывок, разрешенный законодательством и правообладателем (не более 20% текста).
После ознакомления вам будет предложено перейти на сайт правообладателя и приобрести полную версию произведения.
Описание
Уильям Гибсон прославился трилогией «Киберпространство» («Нейромант», «Граф Ноль», «Мона Лиза овердрайв»), ставшей краеугольным камнем киберпанка и определившей лицо современной литературы на десятилетия вперед. Но очень быстро жанровому революционеру стали тесны рамки любого жанра – и за совместной с Брюсом Стерлингом стимпанк-эпопеей «Машина различий» последовали «Трилогия Моста», действие которой происходит в своего рода альтернативном настоящем, и «Трилогия „Синего муравья“», начатая романом «Распознавание образов».
Кейс Поллард – своего рода рыночный эксперт, она зарабатывает на жизнь, консультируя рекламные и маркетинговые агентства. Ее услугами пользуются ведущие игроки рынка: Поллард обладает уникальным чутьем на дизайн торговых марок и знаков. Об обратной стороне ее способностей знают только родственники и личный психиатр. Кейс страдает от уникального расстройства психики: навязчивая торговая символика и реклама вызывают у нее приступы страха. Но главный смысл жизни Кейс заключается в обсуждении фрагментов кинофильма, которые анонимный автор регулярно выгружает в Сеть на всеобщее обозрение. Дело принимает неожиданный оборот, когда Кейс получает задание найти автора фрагментов, вокруг которых успел сложиться настоящий культ…
Перевод публикуется в новой редакции.
Посвящается Джеку
PATTERN RECOGNITION
Copyright © 2003 by William Gibson
© Н. Красников, перевод, 2015
© Издание на русском языке. ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2015
Издательство АЗБУКА®
На небосводе популярной культуры информационного века Уильям Гибсон – ярчайшая звезда.
The San Diego Union-Tribune
Сюжет «Распознавания образов» и его продолжений разворачивается в году, предшествующем году публикации. Это книги о гипотетически возможном недавнем прошлом, а не о гипотетически возможном будущем. Они пропитаны духом фантастики, но это не совсем фантастика. Я сделал это намеренно и осознанно.
К сожалению, предсказательная сила фантастики традиционно занимает важное место в маркетинге. «Слушайте ее, она знает будущее!» – старая как мир песня балаганного зазывалы. Суть фантастики не в этом. Фантастика дает прекрасный набор инструментов для того, чтобы разобрать и исследовать непостижимое и постоянно меняющееся настоящее, в котором мы живем и которое бывает довольно неуютным. Вот как я вижу свою работу.
Уильям Гибсон
(в интервью журналу Wired)
Киберпанк мертв, а мы еще нет. Этот роман одного из отцов-основателей киберпанка Уильяма Гибсона явно тяготеет к мейнстриму. Его действие происходит в наши дни, а фантастические элементы практически отсутствуют. Усложнение и информационная перенасыщенность современности сместились из плоскости компьютеров и информационных технологий в сферу маркетинга и торговых марок.
Токио и японцы, знающие, из какого сора растет культура, и сделавшие объектом культа слепок с культуры победивших их некогда американцев… Москва и русские, давно и всерьез разобравшиеся с брендами, рекламой и прочим наследием поколения «П» в едком романе Виктора Пелевина… Выбор мест действия, подчеркнуто удаленных от Америки, указывает на новые точки скопления Силы…
Жизненное пространство современной культуры оккупировано бизнесом. И гипертрофированно реалистический роман Гибсона предсказывает наше будущее лучше (и точнее) многих фантастических бестселлеров.
Сергей Шикарев
(Если)
Эта книга во многом знаковая для автора. Действие происходит в нашем непосредственном настоящем, все описанные технологии – привычные составляющие нашей каждодневной жизни. «Распознавание образов» – широкий шаг в направлении мейнстрима. Здесь нет игры с технологиями: Гибсон жонглирует современными рыночными символами, «брендами», которые навязывают нам СМИ и массовая культура. Товарные знаки и логотипы двигают людьми и финансовыми потоками. Информация – это власть, и тот, кто найдет новый способ ее создания и распространения, тот и установит новый миропорядок.
Новый Гибсон отошел от киберпанка, но не потерял себя. Книга написана все тем же тонким и узнаваемым гибсоновским стилем, в романе стало больше философской глубины.
Мир фантастики
Ночной веб-сайт
Пять часов разницы с Нью-Йорком. Кейс Поллард просыпается в Кэмден-тауне, в волчьем хороводе сорванных циркадных ритмов.
Безликий выхолощенный час качается на лимбических волнах. Мозговой ствол ворочается, вспыхивает неуместными земноводными желаниями: сонливость, голод, вожделение сплетаются, сменяют друг друга, и ни одно нельзя утолить.
Даже голод; новенькая кухня Дэмиена начисто лишена съедобного содержимого. Словно демонстрационный стенд в кэмденском магазине современной мебели. Все очень стильно: верхние шкафчики покрыты желто-лимонным пластиком, нижние – яблоневым шпоном. Везде пустота и стерильность, не считая коробки с двумя шайбами хлопьев «Витабикс» и нескольких пакетиков травяного чая. Новый немецкий холодильник тоже пуст, там живут лишь запахи холода и пластиковых мономеров.
Слушая плеск белого шума под названием Лондон, Кейс думает, что Дэмиен прав со своей теорией дальних перелетов. Ее душа еще летит над океаном, торопится среди туч, цепляясь за призрачную пуповину реактивного следа. У душ есть ограничение по скорости, они отстают от самолетов и прибывают с задержкой, как потерявшийся багаж.
Похоже, что с возрастом безликий час углубляется, выхолащивается еще сильнее, а спектр его проявлений становится шире и одновременно скучнее.
Полубесчувственный полусон в полутьме Дэмиеновой спальни, под тяжелым серебристым покрывалом, на ощупь напоминающим рукавицу для духовки. Изготовители, наверное, не предполагали, что кому-то придет в голову под ним спать. Но у Кейс уже не было сил, чтобы искать настоящее одеяло. Роскошная шелковистая простыня, изолирующая тело от этого синтетического покрывальника, еле уловимо пахнет Дэмиеном. Кейс приятно: в безликий час радует любая форма физического контакта с собратом-млекопитающим.
Дэмиен просто друг.
Он говорит, их разъемы «папа-мама» не совпадают.
Дэмиену уже тридцать лет, он всего на два года моложе Кейс. Но в его душе до сих пор остался генератор ребячества, излучающий волны стеснительного упрямства, которые отпугивают людей с деньгами. Кейс и Дэмиен – безупречные профессионалы: оба отлично знают свое дело и не имеют понятия, откуда возникает это знание.
Наберите в «Гугле» имя Дэмиена, и выскочит: «режиссер музыкальных и рекламных клипов». Наберите Кейс Поллард – выскочит «стиль-разведчик», а если копнуть поглубже, то обнаружатся туманные ссылки на «особое чутье», позволяющее играть роль лозоходца в пустыне глобального маркетинга.
На самом деле, говорит Дэмиен, это больше напоминает аллергию. Тяжелая, временами даже буйная реакция на рыночную семиотику.
Дэмиен сейчас в России: скрывается от ремонта и заодно снимает документальный фильм. Едва уловимое ощущение обжитости его квартиры – заслуга иногда ночующей здесь ассистентки режиссера.
Кейс перекатывается на кровати, обрывая бессмысленную пародию на сон. Ощупью находит сброшенную одежду. Мальчиковая черная футболка Fruit Of The Loom , севшая до нужного размера; тонкий серый свитерок с треугольным вырезом, один из полудюжины купленных в Новой Англии, на оптовом складе школьной одежды; мешковатые черные джинсы Levi’s 501, с которых тщательно срезаны все лейблы и даже сбита чеканка с металлических пуговиц – неделю назад маленьким и весьма удивленным корейским мастером в Гринвич-виллидж.
Выключатель итальянского торшера. Странный на ощупь, с непривычным щелчком – сконструированный, чтобы выдержать нестандартное заморское напряжение.
Кейс потягивается, надевает джинсы, вздрагивает от холода.
Зазеркалье. Все вилки на бытовых приборах большие, трезубые, заточенные под особую породу электричества, обитающего в Америке лишь в цепях электрических стульев. Руль у машин справа. Телефонные трубки тяжелее и сбалансированы иначе. Обложки бульварных романов напоминают австралийские банкноты.
От яркого галогенного света сужаются зрачки; щурясь, Кейс оглядывается на зеркало, притулившееся у стены в ожидании повешения. Оттуда на нее смотрит черноногая заспанная кукла с волосами торчком, как на ершике для унитаза. Кейс корчит рожу, вспоминая почему-то старого дружка, который постоянно сравнивал ее с фотопортретом обнаженной Джейн Биркин работы Хельмута Ньютона.
На кухне она наполняет итальянский чайник водой из немецкого фильтра. Разбирается с выключателями на чайнике и на розетке. Ожидая, пока закипит вода, задумчиво разглядывает лимонные плоскости настенных шкафов. Пакетик калифорнийского травяного чая падает в чашку. Журчит кипяток.