Хороший человек не профессия откуда. Хороший человек – это не профессия, или Почему сотрудники – это не просто люди. – Престижно ли служить в Церкви
Из книги «Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы»
На первый взгляд кажется, что фраза «Хороший человек - не профессия» представляет собой абсолютную банальность, что она примитивна и элементарна. Действительно, если мы хотим от человека выполнения неких профессиональных обязанностей, то нам не слишком важны его личные качества, важнее - уровень профессионализма.
Но если бы эта фраза была всего лишь банальностью, она не стала бы так известна, ее не повторяли бы так часто. Значит, в ней содержится какой-то парадокс, какое-то внутреннее противоречие, что позволяет ей претендовать на некую мудрость. И парадокс этот становится очевиден, если хоть чуть-чуть подумать.
Итак, утверждается, что есть кое-что поважнее самой главной оценки человека. Хороший человек, как выясняется, может иногда, в некоторых ситуациях оказаться далеко не самым полезным, а то и просто вредным. А вот плохой человек в этих же случаях может быть гораздо полезнее, чем хороший. То есть выбор между добром и злом, между хорошим и плохим не имеет всеохватного, универсального значения, порой он даже вредит человеку, обществу, миру. Вот в чем парадоксальность и секрет успеха данной фразы.
Попробуем теперь разобраться, где здесь логическая ошибка.
Самое главное состоит в том, что термин «хороший человек» имеет несколько разных значений.
В глобальном смысле хороший человек - это активный служитель добра, отказывающийся от зла в любых формах. К таким людям данная фраза не имеет отношения.
Но в локальном, бытовом смысле мы порой называем хорошим человеком покладистого, неконфликтного, вежливого, готового выслушать других и посочувствовать им. Он не служит злу активно - и уже за это мы готовы признать его хорошим. И вот именно по отношению к таким «хорошим» людям рассматриваемая фраза действительно оказывается часто абсолютно правильной, хотя и банальной. Такие «хорошие» люди вполне могут быть недостаточно умными, малообразованными, неумелыми, ленивыми, что мешает любому делу. Такие люди могут быть даже скрытыми, пассивными служителями зла, поэтому называть их «хорошими» вообще-то неправильно.
По-настоящему хороший человек - это прежде всего человек честный. Поэтому к любому делу он относится добросовестно. Он никогда не обманывает ни партнеров, ни коллег по работе, ни тех, для кого работает. Хороший человек никогда не согласится занять должность, для которой ему не хватает образования, способностей, особенностей характера, здоровья, желания работать. Хороший человек всегда будет стремиться к тому, чтобы наиболее эффективно выполнять свои обязанности. Для хорошего человека самое важное - не корысть, а польза дела. Если он чувствует, что дело, которым он занимается, действительно важное, он готов работать за минимальное вознаграждение (и как же это качество любят у нас использовать!). Поэтому если за какое-то дело берется хороший человек, то можно быть спокойным - все будет в порядке.
Зато по-настоящему плохой человек способен завалить любое дело, которое ему поручат. Даже если он умен, образован, энергичен, целеустремлен, но у него нет чести, совести, ответственности, он будет бесполезен и даже вреден на любой работе. Плохой человек всегда будет думать прежде всего о своих личных интересах, о том, как поменьше сделать и побольше получить. Он будет стремиться за свои профессиональные обязанности получить дополнительное вознаграждение в виде прибавления зарплаты, взяток, воровства, ухода от налогов. Он постоянно будет стараться сменить место работы на более выгодное, теплое, хлебное, пусть даже и требующее регулярных нарушений закона.
Может быть, данному вопросу и не стоило бы уделять столько внимания, если бы из рассматриваемой фразы не делали все чаще и чаще совершенно неверные выводы.
Например, многие уже вполне серьезно полагают, что хорошо работать может только негодяй.
Мол, хорошо работать чиновником будет только тот, кто при этом быстро обогащается за счет взяток и расхищения государственных средств. То есть хорошо работает только тот, кто хорошо ворует. А кто плохо ворует, тот и работает плохо. Честно работать за зарплату не будет ни один дурак. Поэтому надо закрывать глаза на быстрое обогащение чиновников, ни в коем случае нельзя выяснять, откуда у них средства, тем более конфисковывать у них имущество. Иначе никто не пойдет работать чиновником.
Точно так же хорошим бизнесменом может быть только тот, кто работает нечестно: уходит от налогов, платит своим работникам низкую зарплату, сбывает некачественный товар, дает чиновникам взятки, наживается на насилии и человеческих пороках. Вот такой энергичный, изобретательный, алчный и бессовестный человек действительно может достигнуть успеха. При этом польза от его бизнеса - это незначительный побочный продукт от его личного обогащения. Поэтому ни в коем случае нельзя устанавливать в бизнесе честных законов и строго следить за их неуклонным соблюдением. Это может отпугнуть от бизнеса самых бесчестных, то есть самых успешных, и стране будет нанесен большой урон.
Но ставка на зло, на его служителей никогда не приносит настоящей, долговременной пользы. Временная выгода от этого в конце концов обязательно обернется массовым падением нравственности и экономическим крахом.
ПРОФЕССИЯ - ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК
Классный час, посвященный проблеме нравственного самоопределения при выборе профессии
Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.
Вольтер
С развитием рыночной экономики ученые отмечают деградацию человеческих ресурсов в нашей стране. Это подтверждают множество социологических опросов с начала 1990-х гг. Так, только 7% взрослого населения считали, что заработок зависит от личных усилий, остальные связывали успех с деньгами, связями, спекуляцией, мошенничеством. «По своей системе ценностей типичный россиянин начала XXI в. - это даже в большей степени "типичный американец", чем житель самих Соединенных Штатов» (Исследование «Томская инициатива», 2002-2003 гг.). Ученые подчеркивают, что основа профессионализма - в нравственности. Только нравственная личность может быть эффективной. И только на этом нравственном фундаменте можно строить эффективную экономику, возрождать нормальные человеческие отношения.
Ключевые понятия предлагаемого классного часа: эффективная личность, саморазвитие, самостоятельность мышления, хороший человек.
Цели: дать детям представление о нравственной основе профессионального выбора; формировать позитивную оценку таких качеств характера, как ответственность, честность, добросовестность, воспитывать отрицательное отношение к карьеризму, погоне за наживой, халтуре; побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.
Оформление:
Написать на доске задания для групповой работы:
Незавершенные предложения:
1. Идеальный работник должен...
Идеальный руководитель должен...
Идеальная работа должна...
Признаки эффективной личности:
Эффективная личность:
1. Это нравственная личность.
Это саморазвивающаяся личность.
Это самостоятельно мыслящая личность.
План классного часа
Интерактивная беседа.
Незавершенные предложения (Работа в группах).
Работа с понятием «эффективная личность».
Дискуссия по теме «Хороший человек - это не профессия?».
Заключительное слово.
VI . Подведение итогов.
Ход классного часа
I . Интерактивная беседа
Классный руководитель . Сегодня мы будем говорить о выборе профессии. Поднимите руки, кто уже выбрал профессию? Кто пока не определился? Кого этот вопрос пока еще не интересует?
Профессий в мире десятки тысяч. Какую выбрать? Как выбирать? Что нужно учитывать при выборе профессии? (Ответы детей.)
Ну хорошо, определился, выбрал, поступил, получил диплом. Но это не значит, что ты будешь работать по этой профессии. По данным статистики, до 80% людей работают не по специальности, указанной в дипломе. За последние 15 лет больше половины жителей России поменяли профессию. Почему так происходит? Хорошо это или плохо?
Можно ли выбрать профессию на всю жизнь?
Нужно ли бояться, что придется менять профессию?
(Высказывания детей.)
Ситуация на рынке труда постоянно меняется, появляются новые профессии, становятся ненужными старые. Закрываются предприятия, сокращают работников. Как приспособиться к этим изменениям, чтобы не пострадать?
Примерные ответы детей:
Нужно получить 2-3 образования.
Нужно овладеть смежными специальностями.
Нужно овладеть очень редкой профессией, на которую нигде не учат.
Стать высококлассным специалистом, чтобы у тебя не было конкурентов.
II . Незавершенные предложения
Классный руководитель . Какие качества больше всего ценят руководители? Каких руководителей больше всего ценят работники? Какую работу можно считать идеальной? Предлагаю обсудить эти вопросы в группах и придумать концовку для предложения.
1 группа. Вы - руководители крупной фирмы. Сформулируйте требования к идеальному работнику и завершите предложение (читает с доски).
2 группа. Вы - работники этой фирмы. Как вы представляете себе идеального директора? Завершите предложение (читает с доски).
3 группа. Вы - выпускники 9 класса. Мечтаете о будущем. Как выглядит для вас идеальная работа? Завершите предложение (читает с доски).
(В течение 5 минут дети обдумывают ответы.)
Время истекло. Слушаем ваши предположения. Как же выглядят идеальный руководитель, идеальный работник и идеальная работа?
(Представители групп выступают.)
И руководитель, и хозяин, и работники фирмы хотят, чтобы фирма процветала, ведь от этого зависит и их благополучие.
III . Работа с понятием «эффективная личность»
Классный руководитель . Сейчас стало очень модным словосочетание «эффективная личность».
Эффективная - значит результативная, успешная, счастливая. Эффективная личность обладает такими характеристиками (читает с доски). Раскройте смысл этих понятий, работая в группах.
(В течение 5 минут дети обсуждают смысл понятий.)
Итак, раскрываем смысл понятия «эффективная личность». Три характеристики. Слово представителям групп.
Что значит «нравственная личность»?
Саморазвивающаяся личность?
Самостоятельно мыслящая личность?
(Дети дают ответы с места, дополняют и уточняют.)
А теперь давайте попробуем определить признаки неэффективной личности. Пусть каждая группа подберет антонимы к своей характеристике. Без подготовки.
(Представители, дополняя друг друга, дают характеристики неэффективной личности.)
Примерные ответы:
Неэффективная личность...
Безнравственная, работает ради денег, карьеры, все подчиняет личной выгоде и т. п.
Не хочет работать над собой, ищет покоя, комфорта, хочет расслабиться и т. п.
Подражает другим, живет по шаблону (реклама), некритически следует общепринятому образу жизни (ценности, стиль, темп, имидж, вещи и т. п.).
Классный руководитель . А теперь вопросы ко всем.
Кого в нашем классе можно назвать эффективной личностью?
Считаете ли вы себя эффективной личностью?
Хотите ли вы быть эффективной личностью? (Дети отвечают.)
Некоторые ученые предполагают, что если бы Россия смогла воспитать несколько поколений эффективных людей, она вошла бы в число высокоразвитых стран мира.
IV . Дискуссия по теме «Хороший человек - это не профессия?»
Классный руководитель . Мы говорили о том, что нравственность - это важнейший признак эффективной личности. Другими словами: хороший работник должен быть хорошим человеком. А как же тогда поговорка «Хороший человек - это не профессия»? Может быть, поговорка неверная, или под словами «хороший человек» подразумевается что-то другое. Давайте проведем дискуссию на эту тему. Дискуссия - это обсуждение спорного вопроса. Обсудим этот вопрос. Как и когда могла появиться у нас такая поговорка? (Появилась с тех пор, когда на производство приходили полуграмотные специалисты, которые даже читать и писать не умели)
Какой смысл вкладывается в эту поговорку? В каких ситуациях ее употребляют? (Когда говорят о плохом, малограмотном, неумелом, ленивом работнике, которого терпят только за то, что он ни с кем не ругается, вежливый, добрый, но толку от него мало и т. п.)
Почему словосочетание «хороший человек» звучит иронически в этой фразе? (Потому что подразумевается, что нужно еще что-то уметь делать.)
Кто такой в действительности «хороший человек»? (Тот, у кого есть честь и совесть. Он никогда не возьмется за работу, для которой у него нет образования, способностей, желания. Для него главное - не корысть, а польза дела.)
Применима ли к нему эта поговорка? (Высказывания детей.)
А плохой человек - это профессия? Можно ли поручить дело плохому человеку, даже если он очень умный, образованный, пробивной? (Если у него нет ни чести, ни совести, ни ответственности за дело, если он работает только ради выгоды - он может принести много вреда, даже пойти на преступление.)
Ответственность, совесть, честность - как эти качества характера связаны с мастерством, квалификацией? (Нужно во все вникать, до всего докапываться, ничего не пропускать, все изучать добросовестно, тогда ты станешь мастером своего дела.)
А может ли бессовестный, бесчестный, безответственный человек быть хорошим специалистом? (Врядли, он будет халтурить во всем, искать только свой выгоды, даже во вред делу.)
А может ли такой человек занять высокое положение, получить ордена и награды? (Очень часто так бывает.)
А кто из вас считает себя хорошим человеком? В чем это проявляется? (Дети отвечают.)
Кого вы считаете хорошим человеком? Уважаете ли вы его? (Высказывания детей.)
Какой пример вы могли бы привести, чтобы доказать, что мастерство специалиста не зависит от того, сколько денег он требует за свою работу? (Дети отвечают.)
Наше обсуждение закончилось. Какой вывод можно сделать по поводу этой пословицы?
Примерные ответы детей:
Выражение «хороший человек» здесь употребляется с иронией, имеется в виду «хороший» только по внешним признакам, а не по внутренним качествам. Хороший человек никогда не возьмется за работу, которая ему не по силам.
Хороший человек - это, действительно, не профессия. Но это основа профессионализма.
V . Заключительное слово
Классный руководитель . Что от нас требуется? быть нормальными людьми. Надежными и верными людьми, на которых можно положиться. Тогда и любая профессия станет нам интересна. А об эффективной личности говорил еще великий русский педагог К. Ушинский: «Только внутренняя духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья».
VI . Подведение итогов
Классный руководитель . Доброта, честность, ответственность - пригодится ли это вам при выборе профессии? Нужно ли знать, что такое эффективная личность?
Как найти «работу» в одной из самых близких к Господу организаций, и что подразумевает в Церкви компетентность - рассказывают Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский) и его «правая рука» - митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), управляющий делами УПЦ.
– Как попасть на работу в Православную Церковь?
Во-первых, Церковь - это не бизнес-корпорация, и сюда не поступают на работу, а приходят по зову сердца. У священников - не работа, а служение. А если мирянин пожелает трудиться в каких‑либо церковных структурах, важным для него будет только одно - призвание христианина. Поэтому вопрос упирается в личный выбор человека, а главной мотивацией для принятия решения должна быть исключительно любовь к Богу и людям.
Митрополит Антоний: Принято говорить, что в Церкви не «работают», а служат. Это касается и священников, и каждого человека, который выбирает путь служения Богу. Всякий, кто слышит в сердце призвание к такому служению, может его реализовать в Церкви.
– Какими качествами должен обладать кандидат?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Как сказал один богослов, чтобы стать настоящим христианином, нужно сначала стать настоящим человеком. И хотя среди обычных работодателей существует мнение, что хороший человек - это не профессия, и профессиональные качества важнее человеческих, с христианской точки зрения все как раз наоборот. Главное тут человек и лучшие человеческие качества: честность, искренность, верность.
Митрополит Антоний: Прежде всего, преданность Христу. Человек, который решает служить Богу, должен быть готов отказаться от всего, чтобы следовать за Христом.
– Престижно ли служить в Церкви?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Весьма символично, что понятие «престиж» происходит от латинского слова, которое означает иллюзию, обман чувств. И действительно, для многих поиски престижности превращается в погоню за миражами. И если в мирском смысле слово «престиж» означает признание и некое уважение, то в Церкви все это достигается через положительное взаимное отношение к миру и людям. Как сказал преподобный Максим Исповедник, «мое только то, что я отдал».
Митрополит Антоний: Если вспомнить апостолов, едва ли можно сказать, что они избрали для себя «престижную работу». Почти все ближайшие ученики Христа окончили жизненный путь мученической смертью. Мы все наследники апостолов и должны быть готовы отдать жизнь за Христа. В глазах мира это безумие, а не престиж.
– Есть ли у вас понятие здорового карьеризма? Если да, в чём он заключается?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Карьера - это показатель того, насколько успешен человек в осуществлении той или иной профессиональной деятельности. А главным двигателем профессионального успеха должны быть интерес и любовь человека к делу, которым он занимается. Если работа приносит удовольствие и радость, является приоритетом в жизненных интересах, то и результат - внутренний и внешний - будет соответствующим.
Митрополит Антоний: Если под карьеризмом понимать стремление получить как можно больше власти и материальных благ, такой карьеризм чужд Евангелию. При этом каждый христианин, и тем более тот, который приходит на служение в Церковь, должен стремиться раскрыть таланты, данные ему Богом. Если человек зарывает талант в землю, не раскрывая свои дарования, он попадает под осуждение. Призвание человека - стремиться к совершенству.
– Как вы заботитесь о повышении квалификации персонала?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Несколько лет назад мы провели курсы повышения квалификации для преподавателей Духовных школ. Кроме того, регулярно в Украине и за рубежом проходят конференции, научные симпозиумы и круглые столы для представителей нашего духовенства и сотрудников церковных отделов.
Митрополит Антоний: В Церкви есть учебные заведения, которые готовят кандидатов и в священнослужители, и для иных церковных должностей. Церковь поощряет получение священниками и светского образования, чтобы они могли нести служение с еще большим успехом. Те, кто чувствует к этому способность, могут заниматься богословской наукой.
– За что у вас «увольняют»?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Такое происходит не часто. В основном в связи с переходом на другое послушание или переездом в другую епархию.
Митрополит Антоний: «Профессиональная непригодность» обычно имеет в Церкви нравственное измерение. Служитель Церкви, на какое бы место служения он ни был поставлен, должен помнить о высоком звании: христианин. Это обязывает нас жить в соответствии с теми нравственными нормами, которые мы проповедуем. Если же человек не отвечает высокому призванию, Церковь может запретить ему служение.
– Что вы думаете о конкуренции? Конкурируете ли вы с другими церквями?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: В Евангелии нет ни одного упоминания Церкви во множественном числе. Наоборот, Писание учит нас, что «Едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех» (Еф. 4, 5). Святая Православная Церковь уже две тысячи лет со дня Святой Пятидесятницы несет служение спасения человеческих душ, и ее спасительные действия ограничены только одним - личным выбором. Господь принес Искупительную Жертву за всех нас, и каждый решает сам - принять ее или пройти мимо. Спасение человека - вопрос Истины, а не конкуренции.
Митрополит Антоний: Что касается взаимоотношений внутри Церкви, то еще апостол Павел говорил, что между христианами может и должно быть разномыслие, дабы открылись наиболее искусные (1 Кор. 11, 19). В определенном смысле это можно назвать здоровой конкуренцией. Что же касается взаимоотношений с другими конфессиями, мы не стремимся с ними конкурировать. Мы ищем единства во Христе. Как говорил святой Григорий Богослов о тех христианах, с которыми у нас нет единства: «Мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас».
– Какие важнейшие нововведения произошли в Церкви за последние сто лет?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Главное нововведение совершилось две тысячи лет назад, когда в мир пришел Спаситель и открыл людям ошеломляющую весть - мы не чужие друг другу и Богу, и главный закон жизни заключается в жертвенной бескорыстной любви. То, что сегодня этот вопрос как никогда актуален в своей остроте, наводит на мысль, что главные нововведения должны осуществляться не в Церкви, а в самом человеке и в обществе. Наверное, поэтому Завет, в котором мы живем, называется Новым. Он всегда будет для нас новым, требующим внутреннего обновления, ибо рождается человек в падшем ветхозаветном состоянии и требует исправления и освящения.
Митрополит Антоний: Церковь остается тождественна сама себе во все века. Поэтому в сфере вероучения в нашей Церкви нет никаких нововведений. Что же касается внешних форм жизни Церкви, они постоянно меняются. Появляются новые богослужебные тексты, церковные композиторы создают новые произведения, иконописцы разрабатывают новые иконографические сюжеты. Меняется и статус Церкви в разных странах. Сегодня Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. А столетие назад Церковь на территории Украины никаких автономных прав не имела.
– Является ли Церковь прогрессивной организацией?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Именно с христианством связано понятие всестороннего прогресса человеческой цивилизации, так как без Христа и Его учения все человечество осталось бы в примитивном состоянии дохристианской эпохи. Несмотря на постоянные проблемы в роде людском, христианство все же оказало решающую роль в формировании новой развитой цивилизации, особой культуры, системы нравственных ценностей. И если человек прогрессивный - это человек ищущий и думающий, то именно Церковь дает тот импульс к новой жизни и тот путь, без которых никакой прогресс, будь то личностный или общественный, невозможен.
Митрополит Антоний: Церковь всегда была открыта к принятию того лучшего, что создает человечество, но это довольно консервативный институт.
Сама идея прогресса как процесса, который ведет человечество от мрачного прошлого к светлому будущему, не соответствует церковному пониманию истории.
В Новом Завете ясно сказано о том, что в конце времен человечество в нравственном отношении придет к полной деградации. Развитие наук и технологий еще не означает возрастание нравственности. А для Церкви главным является именно нравственное измерение жизни.
– Кому вы подчиняетесь? Кто является вашим высшим начальством?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Главой Церкви является Сам Иисус Христос, Который обещал, что не оставит нас до скончания века (Мф. 28, 20). В смысле управления земной церковной структурой наша Церковь Соборная. Патриархи Вселенского Православия равны между собой в своем достоинстве, и решения принимаются на основе общего взаимного согласования иерархов, священников и мирян. Это принципиальный для нас вопрос, так как место главы Церкви принадлежит Тому, Кто ее создал Своей Кровью - Господу Иисусу Христу. А Поместные Церкви, которые называются так по месту своего земного пребывания, руководятся Поместными Соборами и Предстоятелем.
Митрополит Антоний: В Церкви принято называть всех «рабами Божиими». Внешним людям это кажется странным и даже нелепым. Но это как раз и означает, что вся наша жизнь подчинена Богу. Он является нашим «Высшим начальством».
Что же касается земного измерения Церкви, тут порядок управления в Церкви определяется как древними канонами, так и современным уставом. В нашей Церкви высшая власть принадлежит Собору Украинской Православной Церкви. В промежутках между Соборами высшая власть принадлежит Собору епископов, а в промежутках между Соборами епископов - Священному Синоду и Митрополиту Киевскому.
– Как сочетается церковная иерархия с идеей о том, что перед Богом все равны?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Церковная иерархия не предполагает разделение людей на касты. Перед Богом действительно все равны, и Господь явно указал главный принцип взаимодействия между христианами: «кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 27).
Принцип иерархичности заложен в мироздании и является выразителем особой Божественной гармонии, без которой мир превратился бы в хаос.
Сам человек иерархичен - в нем тело должно подчиняться душе, а дух главенствовать над душой и телом. Проблемы начинаются тогда, когда иерархия нарушается и распадается личность. Так же и в церковном теле: иерархия является залогом единства и гармонии, при которых взаимная подчиненность проявляется не во власти над другими, а в ответственности за них перед Богом, служении им и взаимоуважении.
Митрополит Антоний: Да, перед Богом все равны, но в Церкви каждый несет свое служение в соответствии с теми дарованиями, которые вручены ему Самим Богом. Апостол Павел ясно говорит, что уже в первые десятилетия существования Церкви в ней одни были апостолами, другие учителями, третьи имели дар управления, а кто‑то занимался благотворительностью. Так что служения в Церкви различны, но совершаются они одним Духом. Потому различие служений не означает нарушения принципа равенства всех пред Богом.
– Как вы относитесь к дизайну? Нужен ли он в вашей сфере?
Преображение внешнего мира - отблеск нашего внутреннего состояния. Обустраивать повседневный быт, делать его красивым и привлекательным - важная и нужная задача.
Митрополит Антоний: Насколько мне известно, сегодня дизайн является очень широким понятием. В него включают практически всю среду, которая окружает человека. Дизайн востребован и в церковной среде. Ведь мы издаем книги, журналы, газеты, создаем интернет-сайты, строим или обустраиваем здания для церковных нужд. Во всех этих сферах нельзя достичь качественного результата без участия профессиональных дизайнеров.
– Что вы думаете об архитектуре храмов? Должны ли они строиться по старинным канонам, или же авторы могут вносить веяния современности?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Есть множество примеров современного решения храмовых архитектурных комплексов, и лично я не вижу ничего плохого в таких новых творческих подходах. Главное, чтобы у архитектора было чувство меры и понимание того высокого назначения, которому служит Дом Божий. Храм - частица Неба на земле, и самое главное, чтобы архитектура отражала эту идею. Поэтому эпатаж в данной сфере неуместен.
Митрополит Антоний: Канонические формы христианских храмов имеют вполне земное происхождение. Они выросли из традиций дохристианской архитектуры. И в течение двух тысяч лет жизни Церкви она постоянно обогащалась новыми архитектурными формами. Храмы XVII века не похожи на храмы XVIII столетия, которые, в свою очередь, заметно отличаются от храмов, построенных в XIX веке. Этот процесс заимствования храмовой архитектурой новых форм никогда не останавливался и, наверное, никогда не остановится. Думаю, церковная архитектура всегда будет развиваться в творческом взаимодействии между традициями и новациями.
До матча Трактор Амур осталось:
Статьи
Главное об отставке Германа Титова.
Увольнения ждали. Слишком унылый хоккей демонстрировал со старта сезона «Трактор», а слова главного тренера практически всегда расходились с делом. Тоннаж мемов , которые породил Титов, уже сравнялся с временами Мурзилки-Назарова, а число матчей без заброшенных шайб превысило 31%. Наставник ставил «черно-белым» атакующий хоккей, вот только после первой четверти сезона команда забросила 28. Меньше только у терпящих крушение «Северстали» и «Сибири». Для сравнения, оборонительный хоккей Гатиятулина в не самый удачный сезон 2016/2017 принес за тот же отрезок 38 голов, хотя об акценте на атаку тогда не было сказано ни слова.
Титов не знал, что делать с «Трактором», закрепив за собой звание одного из самых слабых наставников в истории клуба: нулевой матчинг, отсутствие внятного рисунка, хаос в обороне и неумение команды равнять игру. С 0:1 «Трактор» ушел всего лишь дважды – с «Магниткой» дома (проигрыш) и против ХК «Сочи» (победа). В остальных девяти матчах первая пропущенная шайба означала досрочное поражение.
Когда Квартальнов за две минуты до конца встречи в Челябинске рисовал схемы и работал с игроками, Титов говорил стандартные вещи: «Давай, давай, ребятки, поактивнее впереди/построже сзади». Герман Михайлович, если бы в хоккее ребятки умели все делать сами, то профессии тренера бы не существовало, но она все же есть. «Трактор» благодаря такому подходу быстро стал неуправляемой командой. Повозка не ехала без возницы, который вместо того, чтобы править, мастерил самокрутку.
При этом, слова об атмосфере не являются пустым звуком. Она, так сказать, присутствовала, и, например, при Андрее Николишине все было гораздо хуже. На этом фоне стали звучать заявления о сливе тренера, но это не так. Злую шутку с Титовым сыграл его демократичный стиль. Мягкость и излишняя дипломатичность рано или поздно приводят к цугцвангу. Вот и у «Трактора» каждый ход тренера только ухудшал позиции, а любое слово на пресс-конференции усиливало шаткость командной конструкции, закономерно обрушив ее через полтора месяца после старта чемпионата.
Но хватит о Титове. Его уход факт свершившийся. Пожмем тренеру руку и пожелаем удачи. Вы хороший человек и жаль, что личные качества не являются профессией. Давайте сейчас о тех, кто дал Титову вожжи. В который уже раз на пути «Трактора» возникают грабли. Они появляются в каждом подобном тексте и почти после каждого тренерского назначения.
Ба-а-а-м! Очередной удар по лбу.
Интересно, при подписании Германа Титова что-то кроме удобства его фигуры принималось во внимание? Ведь этот тренер по психотипу схож с Карри Киви, только имеет в кармане русский паспорт. Та же лояльность, то же доверие коллективу и демократия во всех проявлениях. Четыре года назад «Трактор» ошибся, пригласив финского специалиста. Не потому, что финн был плох, а потому, что не ложится такой финн на челябинскую реальность.
Ба-а-а-ам.
Давайте пригласим Андрея Николишина? Да, он без опыта, зато какая харизма!
Ба-а-а-ам.
Может, Титов? Он с «Авангардом» даже в плей-офф вышел.
Ба-а-а-ам.
Особняком стоит фигура Анвара Гатиятулина. Самый большой удар по лбу и единственная ставка боссов, которая сыграла благодаря настойчивости Сергея Гомоляко. Больше в Гатиятулина в верхушке тогда не верил никто.
Сегодня работу с «Трактором» начал Алексей Тертышный. Вариант, который читался и был уже обыгран с парой Николишин-Гатиятулин. У нового тренера хороший бэкграунд, челябинская прописка и хоккейная фамилия. На первый взгляд все должно пойти как надо, и к этому есть предпосылки. Только путь у Тертышного будет вряд ли проще, чем у Гатиятулина. Коньюнктура, давление сверху, пресловутый уровень профессионализма и спорные управленческие решения будут мешать. Все это осталось, и новому наставнику предстоит с этим либо мириться, либо преодолевать, запросив мастер-класс в Санкт-Петербурге.
Гатиятулину для достижения результата понадобилось 2.5 года. Если у Тертышного пойдет, трибуны снова готовы ждать. Если нет – будет новый ба-а-а-м, после которого игра наверху перезагрузится и юзер начнет заново в пятый раз.
Иван Ломовцев
Фото -