Конвергентное образование: социальный аспект. От «конвергентного образования» к «конвергентному воспитанию»: постановка проблемы Понятие дивергентного и конвергентного мышления
По данным Агентства стратегических инициатив, к 2030 году исчезнут 57 востребованных сегодня профессий. Их место займут 186 других, в числе которых - ГМО-агрономы, архитекторы живых систем, киберпротезисты, программисты виртуальных миров. Кто подготовит профессионалов, которые всего через несколько лет окажутся в первом составе специалистов будущего? Как разработать единый подход обучения?
Этот вопрос обсуждался в Московском институте открытого образования в рамках круглого стола «Конвергентное образование для будущего». Москва первой сделала важные шаги в достижении цели. «Курчатовский проект», «Медицинские, инженерные классы» - это основа нового подхода к обучению. Школы, участвующие в этих проектах, оснащены оборудованием, позволяющим изучать медицину, инженерное дело, робототехнику, физику не в теории, а опытным путем.
- Партнерские отношения с ведущими вузами, промышленными предприятиями и производственными площадками нашей страны развиваются школами, для того чтобы ребята могли делать проекты под руководством ученых, инженеров, практиков и получить представление о компетенциях будущего уже сейчас, - говорит директор школы №2030 Наталья Рябкова. - В их школьной конвергентной лаборатории разрабатываются автомобиль с удаленным доступом и проект «Современная космонавтика».
Не только школы, но и колледжи столицы предлагают новые векторы образования.
- Междисциплинарная интеграция, системно-деятельностный и метапредметный подходы - основа новой модели обучения, - считает директор московского колледжа управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» Наталья Седова.
Здесь в рамках социального партнерства студенты принимают участие в деловой игре на базе аэропорта Домодедово, где создается имитация реальных производственных процессов, и ребята соревнуются с представителями своей будущей профессии в выполнении четко определенных задач. Большинство из них становятся победителями и призерами национального чемпионата WorldSkills, международных и городских соревнований.
Доцент кафедры автоматизации проектирования и дизайна Института информационных технологий и автоматизированных систем управления МИСиС Антон Аристов предлагает рассматривать IT-технологии как ядро конвергентного образования при конкретном подходе к обучению школьников. В ходе круглого стола он представил программы, реализуемые на базе вуза, которые будут интересны учителям дополнительного образования.
Как отметила начальник отдела дополнительного профессионального образования Московского центра технологической модернизации образования Светлана Герман, основная цель конвергентного обучения - формирование у обучающихся способности к самостоятельному мышлению и познанию, создание целостной картины окружающего мира.
Системное мышление, межотраслевая коммуникация, мультиязычность и мультикультурность - это те навыки, которыми должны будут обладать наши выпускники. И, возможно, представленные в ходе круглого стола анализ и проекты образовательных комплексов Москвы окажутся в основе нового единого «Конвергентного образования для будущего».
Пресс-служба Московского института открытого образования
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Конвергентное образование: социальный аспект
Настоящую статью следует рассматривать в контексте НБИКС-конвергенции. Напомним, что в аббревиатуре НБИКС представлены важнейшие технологии современности, а именно, нанотехнологии, биотехнологии, информационные, когнитивные и социальные технологии. Все технологии синергийно взаимодействуют, дополняют и усиливают друг друга, создавая небывалые, чрезвычайно мощные средства преобразования человека и земной цивилизации . Указанная тенденция современной науки связывается с попытками формирования эволюции человечества как осознанно направляемого процесса трансформации природы человека . Если рассматривать НБИКС-конвергенцию как основу социального прогресса, то важнейшие её аспекты связаны в первую очередь с конвергенцией социальных технологий. Именно эти аспекты и стали предметом мозгового штурма, проведенного в феврале в Институте социологии и регионоведения Южного федерального университета (ЮФУ). Цель мозгового штурма состояла в выработке предложений для продвижения НБИКС-конвергентного образования в ЮФУ. Своеобразным вызовом к штурму послужила статья , опубликованная в Инженерном вестнике Дона в 2015 году. В обсуждении приняли участие учёные и преподаватели, представители и гуманитарных, и естественных наук, аспиранты и студенты старших курсов. Результаты работ многих из них были представлены в разное время в Инженерном вестнике Дона [например, см. 4, 5], и они в большей степени отражают точку зрения ученых-естественников. В настоящем обзоре вашему вниманию предложена иная точка зрения на проблемы конвергентного образования, а именно, конкретизация проблем её реализации в сфере социального знания.
Наука пытается познать сущность вещей, но эта сущность дискретна только на бумаге. Каждое явление или событие происходят в непрерывном континууме, единстве и взаимосвязи. Уже давно был признан эвристический потенциал мультидисциплинарности и трансдисциплинарности. Давно известны такие науки, как, к примеру, биохимия и биофизика. Под знамя трансдисциплинарности встали и социо-гуманитарные науки. Однако разрыв между так называемыми «физиками» и «лириками», несмотря на это, не уменьшается. Это связано в первую очередь с отрывом естественных и точных наук от социума, который лишь немного преодолевается в сфере коммерциализации научных открытий и достижений. Однако, новейшие технологии - это не просто товар, не просто атрибут, производная социальной реальности. Они формируют социальную реальность. Всем известно, что с появлением самолета социальное расстояние сократилась, наша планета стала маленькой и тесной, в любую ее часть можно добраться в течение дня. Интернет еще больше деформировал понятие расстояния, предоставив возможность мгновенной коммуникации. Под воздействием информационно-коммуникационных технологий трансформировалось и социальное время, и даже сам тип мышления (сегодня много говорят о «клиповом» мышление молодежи).
Следующие слова выдающегося учёного и мыслителя Р.Декарта еще больше актуализируются в свете дискурса о НБИКС-технологиях: «Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех» . Вот только метода изучения всех вместе пока нет.
Многие ученые согласны в оправданности аббревиатуры НБИКС - нано -, био -, инфо -, когнитивные технологии. Однако об уместности добавления сюда социо-технологий велись и ведутся споры. Но важно понимать, что создают НБИК технологии люди, продвигают и применяют эти технологии также люди, чья личность, мировоззрение и ценности были сформированы в определенном социальном и технологическом контексте. Мало добавлять «букву с» в целях «продвижения», «внедрения» технологий, хотя это, конечно, и необходимо. Нужно понимать, как именно та или иная технология будет применена, станет неотъемлемой частью единого нового.
Вот как это понимает член-корреспондент РАН, директор НИЦ Курчатовский институт М.В. Ковальчук: «Очевидно, что необходима принципиальная перестройка базовых составляющих существующей цивилизационной модели: наука, образование, технологии… Речь идет о создании принципиально новой техносферы, которая станет органичной часть природы» .
Не просто обозначить область слияния наук и актуализировать научный дискурс в области изучения особенностей НБИКС-конвергенции, а сконцентрироваться на поиске путей созидательного взаимодействия в общем ходе развития мировой цивилизации. Нет сомнений в том, что подобный процесс повлечёт фундаментальные социальные кризисы, и, в первую очередь, следует ожидать кризиса образования. Возможно, что от основанной на повседневном опыте определенности человечеству предстоит перейти к пониманию того, что в реальном мире не существует четких границ между многими, считавшимися ранее дихотомичными явлениями.
Так, в область неопределённости сдвигается различие между живым и неживым. Построение простых механических наноустройств (например, микророботов со жгутиком бактерии в качестве двигателя), источником энергии которых, например, служит АТФ синтез (комплекс ферментов, присутствующий практических во всех живых клетках - миниатюрный электромотор) показывает, что на микроуровне различие между живым и неживым не столь очевидно. А это означает, что есть лишь системы, в разной степени обладающие характеристиками, традиционно ассоциирующимися с жизнью. Представления о живых и неживых существах означают неизбежную трансформацию представлений о рождении и смерти вообще, ведь уже в настоящее время живые существа создаются с помощью генной инженерии. Может стать возможным создание сложных живых существ из отдельных элементов молекулярных размеров. А это в свою очередь порождает представления о возможности направленной эволюции, искусственном отборе. Благодаря конвергенции создается основание для перевода в качественно новое состояние человеческих возможностей посредством радикальной технологической перестройки, возникают предпосылки для кардинального изменения наших представлений о мире, о сущности природных процессов и явлений. Все активнее ставится вопрос о необходимости реинжиниринга наших базисных способностей . Какие в таком случае социальные противоречия породят подобные возможности? Очевидно, следует ожидать появления широкого спектра этических, социальных и философско-антропологических проблем - от оценки возможности создания в ближайшем будущем самовоспроизводящегося искусственного интеллекта, построенного на основе нановычислений, до осмысления того, сохранит ли какой-либо теоретический смысл однозначное различение естественного и искусственного в человеке и окружающей его среде.
Вслед за авторами статьи процитируем Нико Штера, одного из современных теоретиков общества знания: «Современные общества суть образования, которые отличаются, прежде всего, тем, что «сами производят» свои структуры, сами определяют свое будущее, а стало быть, обладают способностью к саморазрушению» . Нельзя не согласиться с авторами статьи и в том, что это суждение в полной мере применимо к перспективам NBIC-конвергенции, когда принципиальная непредрешенность и проблематичность трансформаций будет усилена «джокером» конвергентных технологий.
Поэтому многие участники мозгового штурма солидаризируются с авторами статьи в необходимости развития научных и образовательных направлений, которые «схватывают» многообразные и изменчивые взаимосвязи между социальным и техническим. Усиление тенденций междисциплинарности и трансдисциплинарности в социальных исследованиях технологий, модификация их экспертной функции, учитывающая не только потребности лиц, принимающих решения, но и широкого круга социальных акторов, будут стимулировать синтез философской и этической рефлексии, социологических подходов.
Так, естественным образом, мы попадаем в область образовательных методологий, а именно, методологий, связанных с фундаментальными процессами конвергенции знаний. Методологий уровня междисциплинарности и трансдисциплинарности! Причем, необходима не разовая, не индивидуальная или целевая переподготовка в рамках дисциплины, а глобальная системная масштабная образовательная деятельность, способная принципиально изменить ситуацию с практически полным отсутствием в современном образовательном процессе методологий конвергенции знаний . Как уже указывалось в решение такой задачи под силу ЮФУ, и может, и должно стать одним из приоритетов развития его научно-образовательного комплекса.
Большинство участников мозгового штурма склонялись к тезису необходимости пересмотра самого подхода к образованию. Так, предлагалось образовательные программы гуманитарных факультетов насыщать естественнонаучной составляющей, тогда как на естественнонаучных и технических факультетах должны не разрозненно и урывочно (как сейчас), а целостно преподаваться предметы гуманитарного блока. Однако и то, и другое должно вписываться в общую канву программы подготовки. Но как обеспечить такую целостную программу образования?
Достаточно очевидный шаг связан с формированием междисциплинарных магистерских программ на базе связанных с НБИКС образовательных направлений и программ. В ЮФУ в рамках Программы развития 2007-2013 г.г. был разработан ряд подобных программ, и в настоящее время ведётся подготовка магистров такого «междисциплинарного» уровня. Опыт подготовки показывает, что наблюдается определённое усиление методологий системности при сохранении углублённого изучения знаний базовой технологии. Такой опыт получен и на естественнонаучных, и на гуманитарных направлениях подготовки. Развитием данного направления следует признать введение университетом широкого спектра элективов и курсов по выбору, которые студенты смогут выбирать из программ других направлений. И, хотя само «приживление» внешней дисциплины к дереву основной программы вызывает больше проблем, чем позитивных изменений компетенций, но факт включения обучаемого в процесс формирования интегрированного знания нельзя не приветствовать. Формирование междисциплинарности магистерских программ ведётся всё-таки в рамках расширения классических образовательных стандартов на основе образовательных методологий, характерных при обучении по конкретным направлениям подготовки. По-сути, это методология мультидисциплинарности, когда решение научно-образовательных задач в рамках предметного поля определенной науки достигается с помощью методологических конструктов и методов других научных дисциплин . Междисциплинарность же предполагает разработку нового понятийного аппарата и специальных научных теорий, необходимых для постановки проблем и решении научных задач, лежащих на пересечении предметных полей различных научных дисциплин. В отмечается, что междисциплинарные научные исследования носят, как правило, коллективный характер. В образовательных методологиях коллективные формы обучения связывают с введением проектных форм организации учебной и исследовательской деятельности, при которых в проектные группы будут входить представители различных специальностей. Методологически образовательный процесс строится не в логике учебной дисциплины, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для коллектива студентов, что повышает их мотивацию. Преподаватель при проектном обучении становится компетентным сопровождающим мотивированной самостоятельной деятельности студентов по решению практически или теоретически значимой проблемы. Для междисциплинарных проектов - это актуальная проблема, поставленная в новом предметном поле, решение которой следует искать на стыках дисциплин. Наложение реализации междисциплинарной магистерской программы и обучения в рамках программной деятельности следует признать первым шагом в направлении методологии конвергентного образования, обеспечиваемого путём взаимодействия разных научных дисциплин и носителей этих знаний (учащихся и преподавателей). Формирование именно такого подхода к конвергенции образования поддержано многими участниками указанного мозгового штурма.
Следующий шаг в формировании конвергентного образования связан с понятием трансдисциплинарности, предполагающей синкретическое осмысление результатов различных научно-исследовательских практик на более высоком концептуальном уровне. Основой такого концептуального осмысления является принцип трансдисциплинарного синкретизма, в рамках которого социальная реальность рассматривается как целостная упорядоченная система, носящая эмерджентный характер. В этом случае конвергенция порождает целостную систему знаний, синкретически обобщающую на метатеоретическом уровне научные результаты, полученные в ходе различных дисциплинарных и междисциплинарных исследовательских практик, связанных с изучением этих сегментов . Таким образом, методология конвергенции образования в свете НБИКС-технологий может быть определена как трансдисциплинарная. Исходя из этого понимания необходимо выстраивать программы, процессы и процедуры подготовки НБИКС-специалистов.
Такой подход позволит воспитать целостного, многостороннего, многомерного специалиста, умеющего находить взаимосвязи в явлениях, способного за деревьями разглядеть лес, знающего как применить знания на практике и осознающего последствия своих действий.
конвергентный образование социальный
Литература
1. Bainbridge, M.S., Roco, M.C. Managing Nano-Bio-Info-Cogno Innovations: Converging Technologies in Society. N.Y.: Springer, 2005. 390 p.
2. Свечкарев, В.П. Конвергентное образование на основе когнитивных технологий // Инженерный вестник Дона. 2015. №1. Ч.2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1p2y2015/2887.
3. Khushf, G. (2005). The Use of emergent technologies for enhancing human performance: Are we prepared to address the ethical and policy issues? Public Policy and Practice. 4(2). pp.1-17.
4. Декарт, Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках и другие философские работы / Пер. с лат. - М.: Академический проект, 2011. 335 с.
5. Ковальчук, М.В. Конвергенция наук и технологий - прорыв в будущее // Российские нанотехнологии. 2011. Том 6. №1- 2. С.13-23.
6. Родзин, С.И., Титаренко, И.Н. NBIC-технологии, искусственный интеллект и электронная культура // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2013. № 2 (13). С. 1-14.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Особенности альтернативного образования как социального феномена в российском обществе. Теоретико-методологические подходы к изучению сферы образования в обществе. Особенности продвижения разных типов сайтов, посвященных альтернативному образованию.
курсовая работа , добавлен 27.11.2017
Образование как один из важнейших факторов развития социальных процессов. Понятие "мирового образовательного пространства". Россия в мировом образовательном пространстве. Социальное образование как компонент мирового образовательного пространства.
реферат , добавлен 23.07.2015
Проблема оценки качеством образования. Качество образования как объект управления. Аккредитация образовательного учреждения, школьная система оценки качества образования, мониторинг образовательного процесса как механизмы управления качеством образования.
дипломная работа , добавлен 16.10.2010
История развития среднего и высшего образования. Организация учебного процесса в университете, формы преподавания. Жизнь студентов. Ведущие университеты Испании, Великобритании, Франции, Германии, их основание, периоды кризиса и организация обучения.
реферат , добавлен 19.05.2011
Сущность образования как социального института, источники и факторы его развития. Этапы развития образования как социального института и общественно-государственной системы. Современные противоречия образования, пути их преодоления и тенденции развития.
реферат , добавлен 13.11.2010
Теоретические основы дистанционного образования в условиях высшего образования. Сущность, формы, виды и содержание дистанционного образования в России и за рубежом. Особенности организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий.
курсовая работа , добавлен 24.11.2015
Социальное образование как самостоятельное направление в системе образования. Кризисность современного образования. Необходимость подготовки субъектов социальной работы, квалификационные стандарты. Задачи Международной Федерации социальных работников.
реферат , добавлен 10.12.2011
Роль образования в развитии современного общества. История развития и становления образования в России. Анализ нынешнего состояния системы образования в Российской Федерации. Образование в цифрах на федеральном уровне в современном российском обществе.
реферат , добавлен 19.05.2014
Характеристика гуманизации образования, построения отношений участников образовательного процесса на основе смены стиля педагогического общения: от авторитарного к демократическому. Исследование улучшения качества преподавания гуманитарных предметов.
контрольная работа , добавлен 04.12.2011
Новая целевая ориентация образовательной парадигмы. Технологический аспект образовательного процесса и содержание современного образования, средства его гуманизации. Педагогическое взаимодействие в творческой образовательной среде. Закон обратной связи.
Конвергентный проект в начальной школе.
Главное направление новых образовательных стандартов – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать ребенка и в урочное, и во неурочное время. Конвергентное образование – основа новой системы организации современного образования и науки. С его помощью у учащихся формируется целостное представление о природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук.
В основе конвергентного образования лежит учебно-исследовательская деятельность, под которой понимается процесс поисковой творческой деятельности учащихся, направленный на получение новых знаний и на реализацию дидактических целей обучения, предполагающий самостоятельность обучающихся при выполнении исследовательских задач. Цель проекта – создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию и развитию современной естественнонаучной грамотности учащихся.
Условиями формирования естественнонаучной компетентности младших школьников можно выразить словами: «Для развития ребенка решающим является не формирование продукта в виде понятий и представлений, а сам пройденный к нему путь ». Эта идея лежит в основе исследовательской направленности образовательного процесса в начальной школе.
Принципами конвергентного образования в начальной школе являются:
Взаимосвязь теории и практики.
Гуманизация обучения.
Сотрудничество педагога и обучающегося.
Обучение ребёнка пользоваться и самостоятельно получать знания.
Межпредметность и метапредметность в обучении.
Исследовательский принцип.
Ориентируясь на исследовательский принцип конвергентного образования и взаимосвязь теории и практики, мы осуществили общешкольный конвергентный проект:
«Космические дали».
Проект «Космические дали» был приурочен к пятидесятилетию запуска первого искусственного спутника Земли. Наши ученики совместно с учителями и родителями проделали большую работу по изучению космической тематики, истории советской космонавтики, ее успехов и грандиозных планов на будущее.
1 сентября во всех классах прошел урок о полете первого искусственного спутника Земли «ПС» - 1
и ребята с воодушевлением взялись за сбор материала по выбранным темам проекта.
Школьники посещали Московские Планетарии, изучали тайны космических далей в Музее Космонавтики:
Встречались с инженером научно – исследовательского космического центра «Орион» – Кулаковым Александром, который приоткрыл нам секреты создания новых летательных аппаратов.
А на возникшие у ребят вопросы о космических исследованиях ответил Александр Иванович Лавейкин, Герою Советского Союза, Летчик - космонавт СССР.У нас получился интересный фильм с вопросами ребят и ответами космонавта на них.
По материалам исследований ребятами были выполнены интересные проекты о космонавтах, кометах, астероидах и метеоритах, о звездах и созвездиях. Первоклассники своими работами украсили стенды на 2 этаже школы, а ученики 2- 4 классов организовали стендовую защиту проектов:
Коллектив 1 «А» класса- «Первый космонавт Ю. Гагарин».
Чичерин Василий 2 «Б» класс- «Первый человек в открытом космосе».
Червонкина Екатерина 3«Б» класс-«Использование роботов в освоении космоса».
Лексин Александр 4 «Б» класс - «Загадки солнечной системы».
На протяжении всего года ребята, под руководством учителей и родителей, разрабатывали чертежи, макеты, дизайн будущих аппаратов для проведения заключительного этапа проекта конвергентного образования «Космические дали» - инженерно-конструкторский Фестиваль «Построим ракету будущего».
Это был настоящий космический праздник. В течении 2-х часов ребята вместе с родителями и классными руководителями мастерили космические корабли.
Космический аппарат первоклассников «Восток Салют – 7» поднимается в небо с помощью воздушных шаров.
Ракета 2 «А» класса «Восток – 2» унесет в полет информацию об истории космических побед России.
Межзвездный аппарат 2 «Б» класса «Сверкающий» расскажет другим мирам о красоте нашей Земли.
Ракеты 4 «А» класса «Движение вверх» и 4 «Б» класса «Стрела» - о неординарности и креативности нашего подрастающего поколения.
А ракета 3-их классов «Жар –птенчик» поведает о замечательной школе «Жар-птица» и добрых, отзывчивых ее учениках.
У нас все еще впереди. Мы будем расти, учиться, совершенствовать и развивать свои способности. Но никогда не забудем свои первые шаги в «космические дали».
Учитель начальных классов ГБОУ Школа № 324 «Жар –птица» г. Москва Коровякова Галина Викторовна.
Совсем недавно на экраны вышел американский блокбастер «Дивергент» (Divergent), который успел завладеть вниманием зрителей и заставил их задуматься. Слоган фильма звучит «Ты опасен, если ты другой». Любознательные зрители сразу же заинтересовались феноменом изобретательности. Может ли быть такое, что кому-то не хочется, чтобы люди становились более сообразительными?
Многомерный подход к исследованию интеллекта – это детище психолога из США Джоя Пола Гилфорда. Он издал книгу «Природа человеческого интеллекта» (The Nature of Human Intelligence), где и описал особенности конвергентного и дивергентного мышления, которое также можно назвать креативностью . А креативность, в свою очередь, нуждается в развитии и тренировке.
Конвергентное мышление – это линейное мышление, которое основывается на поэтапном выполнении задачи, следовании алгоритмам. Сам термин происходит от латинского слова «соnvergere», что означает «сходиться». Конвергентное мышление базируется на стратегии использования инструкций по выполнению задач, на применении элементарных операций. Чаще всего именно эта стратегия является основной в тестах на IQ. Также она используется в классических педагогических методиках.
Чтобы лучше понять, что такое конвергентное мышление, нужно вспомнить школьную систему образования. Задачи, которые даются ученикам, изначально предполагают наличие правильного ответа. Оценка ставится, исходя из скорости, подробности и точности, которые демонстрирует ученик при поиске решения. Если речь идет о письменных заданиях, то также оценивается аккуратность и соблюдение формы ответа.
Большинство педагогических методик использует именно такую схему. Однако для творческих людей подобный подход неприемлем. Истории известно множество примеров, когда выдающиеся люди плохо учились в школе. И причиной тому была методика преподавания, а не отсутствие знаний. К подобным примерам можно отнести Альберта Эйнштейна или Уинстона Черчилля. Обычно такие люди не принимают условия задачи, начинают задавать вопросы, которые учителя находят неуместными. «Что будет, если использовать не воду, а масло?» «А если перевернуть треугольник?» «Может нужно посмотреть с другой стороны?»
Хотя методика преподавания создает сложности не только гениям, но людям всех возрастов и степеней изобретательности. Необходимость мыслить по алгоритму заглушает возникающие идеи, что приводит к внутреннему конфликту. Были проведены специальные исследования, где людям предлагали ставить на бумаге точки, следуя заданной последовательности. Эксперимент шел довольно долго, и через какое-то время испытуемые проявляли раздражительность, у них возникало чувство усталости и недовольство. В итоге люди отходили от задания, выполняли его по-другому, вносили разнообразие.
Не всегда наличие энциклопедических знаний позволяет решить определенную задачу. Даже обладая внушительным багажом фактов и данных, можно растеряться в конкретной ситуации. Естественно, что нужно тренировать конвергентное мышление, но реальная жизнь не идет по правилам, здесь не всегда есть однозначные ответы. В отличие от компьютерных тестов, где нажатие на кнопки дает вполне конкретный результат. Чтобы двигаться вперед, нужно развивать независимое мышление.
Дивергентное мышление – это творческое мышление. Термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения проблем можно назвать «веерообразным». При анализе причин и следствий отсутствует непоколебимая связь. Это приводит к появлению новых комбинаций, новых связей между элементами. Следовательно, появляется больше путей решения проблемы.
Е. Торранс, К. Тейлор, Г. Груббер смогли дать наиболее точный ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление. Они установили, что этот тип мышления работает на поиск неординарных идей, на использование нестандартных форм деятельности, на формирование исследовательского интереса. Дивергентность позволяет человеку лучше анализировать и сопоставлять факты, строить гипотезы и выдвигать догадки, составлять классификацию полученной информации.
Существует ряд критериев, которые позволяют определить способности к дивергентному мышлению:
- Беглость – означает количество идей, возникающих за единицу времени.
- Оригинальность – умение мыслить нестандартно, отходить от заданных рамок, установленных правил, исключение шаблонных или стереотипных решений.
- Чувствительность – способность быстро переключаться с одной идеи на другую, умение видеть необычное в незначительных деталях, находить противоречия.
- Образность – использование ассоциаций для выражения собственных идей, работа с символами и образами, поиск сложностей в простых вещах и простоты в сложных понятиях.
Дивергентное мышление невозможно измерить классическими методиками, ведь основой этого типа мышления являются неорганизованные или случайные идеи. Именно поэтому люди с гениальным складом ума могут плохо отвечать на тесты IQ, построенные по классической конвергентной схеме. И если у взрослого человека плохие результаты не вызовут никаких эмоций, то у школьников могут появиться комплексы и пострадать самооценка.
Есть определенные способы, которые позволяют оценить дивергентный интеллект. Например, испытуемому дается ряд предметов (ручка, ведро, картон, ящик и так далее), а он должен определить, как можно их использовать. Чем больше способов применения, тем лучше будет результат.
Процесс познания включает получение новых знаний и сохранение их в памяти. Конвергентное и дивергентное мышление генерируют новую информацию в нашем сознании. Если развивать оба этих типа, если понимать, какой необходимо использовать в той или иной ситуации, то можно добиться максимальных результатов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
1В статье рассматриваются вопросы разработки и исследования конвергентной модели информационной образовательной среды для поддержки процессов непрерывного образования. Основной задачей является синхронизация и согласование жизненных циклов образовательных программ, электронных образовательных ресурсов и уровней квалификации обучаемых. Конвергентная модель информационной образовательной среды определяет интеграцию образовательных технологий на основе единой информационно-образовательной платформы, системы представления информации, системы оценки знаний, системы управления учебным процессом. Модель конвергентного образования определяет сближение компетенций, получаемых различными специалистами в рамках жизненного цикла их собственных уровней квалификации и профессиональных знаний. Для реализации жизненных циклов образовательных программ, электронных образовательных ресурсов и уровней подготовки специалистов разработана унифицированная платформа информационной образовательной среды на базе интеграции систем управления контентом и управления обучением.
конвергенция
интеллектуальная образовательная среда
образовательная программа
жизненный цикл
электронный образовательный ресурс
конвергентное образование
2. Конвергенция. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Конвергенция.
3. Родзин С.И., Титаренко И.Н. NBIC-технологии, искусственный интеллект и электронная культура: Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. – 2013. – № 2 (13). – С. 1–14.
4. Ковальчук М.В. Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее: Российские нанотехнологии. – 2011. – Т. 6, № 1–2. – С. 13–23. URL: http://www.portalnano.ru/read/iInfrastructure/russia/nns/kiae/convergence_kovalchuk#1.
5. Финогеев А.Г., Камаев В.А., Финогеев А.А. и др. Конвергентная модель сбора и распределенной обработки данных в системах энергетического мониторинга SCADA систем: Прикаспийский журнал: Управление и высокие технологии. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2015. – № 3 (31). – C. 58–75.
6. Finogeev A.G., Parygin D.S., Finogeev A.A. et al. A convergent model for distributed processing of Big Sensor Data in urban engineering networks: Journal of Physics: Proceedings of the International Conference on Information Technologies in Business and Industry. – 2017. Vol. 803. – P. 1–6. URL: http://iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/803/1/012112/pdf.
7. Finogeev A.G., Parygin D.S., Finogeev A.A. The convergence computing model for big sensor data mining and knowledge discovery / Human-centric Computing and Information Sciences. – 2017. – Vol. 7. – Р. 11. URL: http://link.springer.com/content/pdf/10.1186 %2Fs13673-017-0092-7.pdf.
8. Bainbridge M.S., Roco M.C. Managing Nano-Bio-Info-Cogno Innovations: Converging Technologies in Society. N.Y.: Springer, 2005. – 390 p.
9. Финогеев А.Г. Моделирование исследования системно-синергетических процессов в информационных средах: монография. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2004. – 223 с.
10. Roco M., Bainbridge W. Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science. Arlington. – 2004. URL: http://www.wtec.org/ConvergingTechnologies/Report/NBIC_report.pdf.
11. Курчатовский проект конвергентного образования. URL: http://habrahabr.ru/company/softline/blog/256703.
12. Черникова Д.В., Черникова И.В. Расширение человеческих возможностей: когнитивные технологии и их риски // Известия Томского политехнического университета. – 2012. – Т. 321, № 6. – С.114–119.
13. Кудашов В.И. Социальные технологии в обществе знания: когнитивные аспекты // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 4. Вып. 1 (20). – С. 58–64.
14. Finogeev A., Fionova L., Finogeev A. Thai Quang Vinh Learning Management System for the Development of Professional Competencies: Creativity in Intelligent Technologies and Data Science. Series «Communications in Computer and Information Science». – 2015. – Part XI. Vol. 535. – P. 793–803.
15. Finogeev A., Fionova L. Elaboration of automated systems for development of professional competence: Research Journal of Applied Sciences. – 2015. – Vol. 10. Issue 1. – P. 7–11. URL: http://medwelljournals.com/abstract/?doi=rjasci.2015.7.11.
Научно-технический прогресс и процесс эволюции информационно-технологических платформ вызывают необходимость быстрой актуализации учебно-методических комплексов, которая невозможна без использования современных информационных технологий. Процессы непрерывной подготовки специалистов, создания и развития образовательных программ (ОП), электронных образовательных ресурсов (ЭОР) при постоянно меняющихся требованиях образовательных стандартов и работодателей тесно связаны и требуют комплексной синхронизации и автоматизации для повышения качества образования. Тенденции в системе образования направлены на внедрение и использование:
Мобильных устройств (ноутбуки, смартфоны, планшеты, Smart Watch и Google Glass) и технологий мобильного обучения,
Технологий облачного обучения (инструменты Google Classroom, Moodle, Blackboard, «Мобильная Электронная Школа» и др.),
Технологии смешанного обучения в реальных аудиториях и виртуальной среде,
Технологий геймификации для реализации игровой формы учебного процесса.
Новые технологии определяют конвергентную модель интеллектуальной образовательной среды (Smart Learning Enviroment - SLE) для интеграции и синхронизации гетерогенных образовательных ресурсов и обучающих систем в рамках поддержки технологий электронного (e-learning), мобильного (m-learning), облачного (cloud learning), смешанного (blended learning) и повсеместного обучения (ubiquitous education). Необходимость исследований в данной области знаний определяется эволюционным развитием информационных и телекоммуникационных технологий в направлении развития всепроникающих сетей и технологий повсеместного доступа 4A (Anytime, Anythere, Anything, Anybody) к образовательному контенту .
Термин «конвергенция» в аспекте статьи означает процесс сближения ОП, стандартов, ЭОР, систем управления обучением и различных образовательных технологий, обусловленный необходимостью внедрения междисциплинарного обучения в процессе непрерывной подготовки специалистов. Процесс конвергенции связан с развитием информационно-коммуникационных технологий, так как с 1990-х гг. существует тенденция к интеграции компьютерных, телекоммуникационных и мульмедийных технологий и взаимопроникновению информационных технологий, когда инновации появляются в междисциплинарной области знаний .
Конвергентный подход также определяется как NBIC-конвергенция (N - нано, B - био, I - инфо, C - когнито) нано-, био-, информационных и когнитивных технологий на основе их системно-синергетической интеграции . Термин введен в 2002 г. учеными М. Роко и У. Бейнбриджем, которые определили особенности NBIC-конвергенции, проанализировали ее роль в развитии цивилизации . В настоящее время в концепцию интегрируются социальные технологии, с помощью них исследуются поведенческие, речевые, психологические и другие способности человека . Сближение социальных, когнитивных и информационных технологий позволяет говорить о новой конвергентной модели образовательного процесса. При этом когнитивные и социальные технологии представляют собой систему методов и алгоритмов, моделирующих и усиливающих познавательные способности обучаемых при решении практических задач .
Конвергенция в образовании может быть реализована на разных уровнях в зависимости от сферы приложения, что позволяет определить ее следующие виды:
а) образовательно-технологическая конвергенция в плане сближения и сходимости образовательных технологий, моделей жизненных циклов (ЖЦ) ОП и ЭОР;
б) учебно-методическая конвергенция в плане сближения и сходимости ОП разных специальностей и ЭОР по разным дисциплинам;
в) профессиональная конвергенция в плане сближения компетенций для различных видов профессиональной деятельности и требований работодателей;
г) организационная конвергенция в плане сближения систем управления образовательным контентом (learning content management system - LCMS), систем управления обучением (learning management system - LMS) , систем управления учебной деятельностью (learning activity management system - LAMS);
д) когнитивно-креативная конвергенция в плане сближения творческих и когнитивных технологий при подготовке специалистов для профессиональной деятельности.
Результатом конвергенции является эволюционное развитие информационно-образовательной среды в направлении интеграции разных образовательных платформ, сервисов и технологий. Базовой инфраструктурой конвергентного образования является интеллектуальная образовательная среда (ИОС), которая должна поддерживать процесс непрерывного обучения в виде целостного цикла, предусматривающего изучение, исследование, творчество, анализ, дискуссию, публикацию, проектную деятельность и т.п.
Конвергентная модель ИОС определяет сближение, схождение, интеграцию образовательных технологий на основе единой технологической платформы с унифицированной системой представления образовательного контента, системой оценки знаний, системой управления учебным процессом. Модель реализует процессы:
1. Сближения моделей ЖЦ ОП, ЭОР и уровней подготовки специалистов;
2. Процесс сближения образовательных технологий (e-learning, m-learning, cloud learning, blended learning, ubiquitous learning) на базе единой ИОС.
3. Процесс интеграции кроссплатформенных LMS, LAMS, LCMS с единой облачной системой хранения образовательного контента и унифицированного повсеместного доступа с мобильных средств.
4. Процесс интеграции и адаптации механизмов управления и администрирования ИОС с обеспечением информационной безопасности.
Известно, что различные ОП проходят жизненные циклы (ЖЦ), в процессе которых происходит их конвергенция в отношении необходимости обязательного освоения компетенций в области информационных и телекоммуникационных технологий. Практически все ЖЦ соответствуют итеративной модели развития. В процессе реализации ОП применяется множество ЭОР, которые также проходят собственные ЖЦ и имеют тенденцию к сходимости образовательного контента.
Рис. 1. Методика создания ОП
Рис. 2. Схема синхронизации жизненных циклов
Модель конвергентного образования определяет сближение компетенций, получаемых различными специалистами в рамках ЖЦ их собственных уровней квалификации и профессиональных знаний. ЖЦ специалиста включает профессиональную деятельность (исполнение трудовых обязанностей) и обучение (повышение квалификации) . Для профессиональной деятельности специалист должен иметь базовый образовательный уровень, который он получает в ходе обучения по программам высшего образования или среднего профессионального образования. Однако научно-технологический прогресс, смена должности, изменение трудовых функций и т.п. требуют совершенствования имеющихся или приобретения новых компетенций, которые часто лежат за пределами квалификации специалиста. Получение новых компетенций часто требует освоения междисциплинарных знаний, что является сущностью конвергентной модели непрерывного образования. Специалист также должен постоянно заниматься самообразованием, чтобы его компетенции соответствовали постоянно изменяющимся требованиям работодателей. Однако одного самообразования часто недостаточно, чтобы получить новые компетенции. В этом случае специалисту требуется пройти обучение по дополнительным программам в рамках своей специализации, либо по новым программам при смене специальности. При этом ОП должны быть согласованы и синхронизированы с текущим уровнем подготовки специалиста и с изменяющимися требованиями работодателей. Требования к ОП для подготовки и переподготовки специалистов также базируются на требованиях образовательных стандартов. На ЖЦ ОП влияют:
а) должностные обязанности,
б) программы компетенции,
в) пробелы в образовании специалистов, выявленные в ходе аттестации и т.д.
Рис. 3. Графовая модель синхронизации ЖЦ
В рамках конвергентной модели разработана методика создания, синхронизации и согласования ОП по различным направлениям подготовки специалистов (рис. 1).
Первым шагом создания ОП является анализ требований работодателей. Следующим шагом создания ОП сбор информации о ЭОР, которые могут быть использованы в процессе обучения. Далее выполняется разработка ОП, ее структуры и содержания, которые учитываются при синтезе ЭОР. Кроме ОП необходимо создать инструменты оценки на соответствие требованиям стандартов и работодателей для определения степени ее готовности ОП к осуществлению учебного процесса либо необходимости доработки.
В процессе реализации ОП осуществляется выбор образовательных технологий и осуществляется планирование обучения, включающее составление графика и расписания занятий. Следующим шагом является проведение обучения с использованием ЭОР. Завершается реализация ОП оценкой полученных компетенций обучаемых. Методика позволяет создавать ОП, адаптированные к изменяющимся требованиям работодателей, законодательства и образовательных стандартов.
В ИОС основными компонентами для освоения большинства ОП являются ЭОР. Поэтому требования стандартов и работодателей фактически являются требованиями к ЭОР и, следовательно, ЖЦ ОП тесно связаны с ЖЦ ЭОР.
ЖЦ ЭОР включает этапы создания, использования, модернизации и морального старения. Процесс создания начинается с анализа технических требований (форматов и технологий, информационных материалов, нормативных документов), требований ОП и условий ее реализации (технологии обучения, требования к содержанию ЭОР). На основе анализа выполняется проектирование ЭОР. Дальнейшими шагами являются реализация (с учетом уточненной структуры и содержания материалов ОП), интеграция компонент ЭОР, тестирование и верификация ЭОР, проверка, публикация и сопровождение.
Таким образом, базовым процессом непрерывного образования является синхронизация и согласование ОП, ЭОР и уровней квалификации специалистов для реализации способов освоения новых компетенций из различных областей знаний в рамках конвергентной модели образования. Схема синхронизации ЖЦ представлена на рис. 2.
Для формализации процесса синхронизации ОП, ЭОР и специалиста разработана графовая модель (рис. 3). Модель представляет ориентированный псевдограф M = {F, S, X)}, где F соответствует определению синхронизации ЖЦ в качестве псевдографа, S - матрица смежности, X - матрица инцидентности.
Для реализации ЖЦ ОП, ЭОР и уровней подготовки специалистов разработана унифицированная платформа ИОС на базе интеграции систем управления контентом (CMS Alfresco) и системы управления обучением (LMS Moodle). В рамках конвергентной модели ИОС разработана модель облачного хранилища образовательного контента. Конвергентная модель является платформой для согласования и синхронизации моделей ОП, ЭОР и уровней подготовки специалистов в плане непрерывной подготовки и переподготовки специалистов.
Результаты работы получены при финансовой поддержке РФФИ в рамках грантов № 16-07-00031, 17-307-50010.
Библиографическая ссылка
Деев М.В., Кравец А.Г., Финогеев А.Г. КОНВЕРГЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ СИНХРОНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ПРОГРАММ С УРОВНЯМИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 12-1. – С. 52-57;URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41978 (дата обращения: 17.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»