Классный час создание уюта в семье. Методическая копилка. Строительство дома из основных ценностных категорий
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Михайловки»
«Тепло семейного очага»
Подготовила и провела
классный руководитель
8 Б класса
Худайкулова Н.А.
2012 г.
Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся .
А. Монтерлан
Цель классного часа : воспитание ценностного отношения к семье; формирование стремления быть хорошим семьянином во взрослой жизни.
Задачи :
· способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи;
· возрождение нравственно-этических норм, ценностей и традиций семейного уклада;
· развитие у ребенка нормативного восприятия позитивных семейных ценностей;
· воспитание в душе ребенка гармоничного образа семьи;
· установление плодотворного сотрудничества между образовательным учреждением и семьей.
Ход классного часа
Учитель: Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (Нет.) Т. е. представления о счастье у людей разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем.
Ребята, покажите свои ответы. Почему же семья зачастую ассоциируется со счастьем? Действительно, в семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные … Давайте попытаемся продолжить этот список. (получаем жизнь; это место, где нас любят, прощают, заботятся…)
Учитель: Да, ребята, семья очень важна для каждого человека, но не только, семья – это основа общества, ведь общество состоит из семей. И если нравственные ориентиры будут искажены, если семейные ценности перестанут быть значимыми, то и все общество заболеет. Жизнь меняется, и те ценности, которые раньше казались незыблемыми, к сожалению, подвергаются изменениям. Посмотрите, что может произойти, если мы сместим приоритеты. Допустим, что для каждого человека на первом месте окажутся не семья и дети, а карьера. Ведь именно так сейчас и происходит. Зачем тогда человеку заводить семью, детей – все это большие препятствия к достижению цели. Последствия: снижение рождаемости, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения. Почему мы с вами об этом говорим? Вы – дети, и наше будущее и будущее страны зависит от вас. И поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни.
1-й ведущий . Что такое семья, понятно всем. Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка... Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.
2-й ведущий . А еще – это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь идет об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения.
В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» – удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово – «понимание», – пока не написал его сто раз.
«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» – обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.
1-й ведущий . Как вы думаете, ребята, неужели тому старику из притчи ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, хлестко отшлепать баловников, разбивших тарелку во время застолья или ненароком опрокинувших самовар? Как это было бы просто, взять да и выпустить накопившийся внутри пар: «Не шали, не балуйся! Вот тебе, вот тебе!» Но он никогда не позволял себе и слова, произнесенного от неспокойного или злого сердца. Он был воспитанным человеком. По-моему, главная черта его характера – мужество, ведь он всю жизнь умел придерживаться выбранной линии поведения. А еще – доброта и милосердие... Что можно еще о нем сказать с уверенностью? Конечно же, то, что он был любящим и терпеливым отцом, дедом, мужем и соседом.
2-й ведущий . Что же держит «на плаву» нашу семейную крепость, не позволяет рухнуть ей в этом непрочном мире? Что самое трудное в семейной жизни? Конечно, это будничный, прозаический быт, ссоры, конфликты. Особенно «бурлит жизнь» в семье, когда дети, подрастая, начинают считать, что имеют право на собственное слово и на собственный поступок. «Трудный» возраст...
Учитель: Да, и одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья – главное богатство в жизни. В наше время семьи небольшие, в них часто по одному ребенку.
А вот интересно, какой семье легче прожить на свете! (Ответы детей)
Учитель: Я совершенно с вами согласна. Думаю, легче той семье, где не унывают, не падают духом, радуются жизни.
Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы в семье было взаимопонимание и доверие? (высказывания детей)
Учитель: А вот так говорит об этом И. Молчанова в стихотворении «Семь правил»
1.Что значит для меня моя семья? Конечно – счастье и
уют домашний,
Семь правил обязательных храня, Лишь только семь, но очень – очень важных.
2. Во-первых, это главное – любовь. Всем сердцем и
душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь, А трепетно и каждый день по-разному.
3. Второе – дети. Что за дом без них? Пустыня без
колодца – не напиться.
А дети – это жизнь, это родник, И продолженье рода. Пусть струится!
4. Потом забота. Лишь она - Очаг семейный сбережёт от
ветра
Старайся, чтоб с улыбкою весна. Была всегда с тобою, а не где-то.
5. Четвёртое – терпение. Оно Поможет пережить
невзгоды, беды…
И отогреет солнышком окно, Что инеем заледенело белым.
6. А пятое – ответственность и дом. В фундаменте
семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь, От ветра уберечь душевный пламень.
7. Шестое – уваженье. Только с ним- Приобретёшь успех,
признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других, Научишь, чтоб с твоим считались собственным
8. И, наконец, седьмое – чистота. Везде – в дому, в
душе твоей и помыслах…
Вот так я представляю свой очаг, Где я любима, счастлива где полностью.
Тренинг «Строим дом»
1-й ведущий . А как вы думаете, что такое семья и каковы ее основные принципы? Давайте попробуем смоделировать счастливую семью, работая в группах.
Задание группам: У вас на столах лежат карточки со словами: терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, понимание, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность.
Давайте построим дом счастья. Что вы положите за основу, что для вас главное, а что второстепенное? (дети строят, по ходу объясняя, что лежит в основе хорошего дома)
Постепенно складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу- крышу хорошего настроения.
2-й ведущий . Итак, мы построили с вами «Дом счастья». Счастье человека в семье – наибольшая нравственная ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
Дети читают стихи:
Семья- это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку, и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья- это то, что с тобою всегда
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены, родные, отчий твой дом-
Сердце навеки останется в нем!
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть его дороже
На этой сказочной земле!
Учитель: К слову ДОМ придумайте прилагательные.
Д: Надёжный, любимый, красивый, уютный, тёплый.
Учитель: А теперь придумайте глаголы.
Д: Охраняет, оберегает, защищает, обогревает, любит.
Учитель: В доме уютно, а это самое главное.
1-й ведущий . Наш дом – это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонек взаимопонимания, доброты, участия. Но иногда пламя в очаге может быть беспощадным и от былого тепла и понимания остается пепел. Это происходит в том случае, если недоразумения и непонимание между детьми и родителями перерастает в ненависть и даже вражду. Как этого избежать, как сделать так, чтобы пламя в очаге твоего дома горело ровно и освещало своим светом всю твою жизнь?
Учитель: Считается, что за взаимоотношения в семье отвечают только взрослые, но это не так. Дети могут сделать очень много для установления и поддержания в семье хороших и теплых отношений.
Что можно сделать для улучшения своих взаимоотношений с родителями?
Возможные ответы ребята выписывают на доску. После того, как выполнили работу, показать запись на доске и обсудить их выводы.
Варианты ответов учащихся.
Проявлять послушание;
Быть их сторонниками;
Не огорчать их;
Ободрять их в период трудностей;
Проявлять человечность и участие ко всем членам семьи;
Оказывать необходимую помощь по дому;
Поддерживать их во всех начинаниях;
Выражать признательность и благодарность;
Проявлять понимание в принятии родителями определенных решений;
Обсуждать с ними свои проблемы и радости, планы и цели;
Ставить их в известность о том, где вы и с кем.
Учитель: "Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Петровых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи.
1. Родители контролируют школьные дела детей.
2. Каждый член семьи имеет свои обязанности.
3. Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.
4. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.
5. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.
6. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.
7. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.
Скажите с какими правилами вы согласны? Какие вам кажутся не верными? Почему?”.
2-й ведущий . "В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна у каждой семьи есть свои собственные. Давайте; поиграем. Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель.” (День рождения, день бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день первой зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом, прощание с начальной школой, покупка дачи, автомобиля, победа в конкурсе...)
Учитель: Задание на дом «Тайный друг – дорогой мой человек». Инструкция для учащихся: У каждого из вас на столах лежат маленькие листочки бумаги. На каждом отдельном листочке напишите имена тех членов своей семьи, кто проживает непосредственно с вами: мама, папа, бабушка, брат Саша, сестра Катя и т. д. Сверните эти листочки, перемешайте и выберите один из них. Тот, чье имя написано на листочке, целую неделю будет для вас самым важным, самым дорогим человеком, вашим тайным другом, которому вы будете дарить свою любовь, оказывая самые разные знаки внимания. Если с этим человеком у вас размолвка, что нужно сделать? Какие знаки внимания можно оказывать самому дорогому для вас человеку? (Говорить комплименты, добрые слова, приготовить его любимый салат, сделать по своей инициативе домашние дела, хорошо себя вести, быть доброжелательным, предложить отдохнуть, подарить подарок, выполнять добросовестно все поручения и т.д.) Дома никому об этом не рассказывайте. Ровно через неделю вы откроете своим близким этот секрет. Спросите их, заметили ли они ваши проявления любви.
В завершение разговора я хотела бы прочитать небольшое стихотворение:
2-й ведущий .
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром.
Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Им интересно впятером.
1-й ведущий .
Малыш для старших как любимец,
Родители во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
на этой сказочной земле.
БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА
1. Скажите по латыни «семья ». (Фамилия.)
2.А теперь скажите «семья » по-итальянски. (Мафия.)
3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?
(Аист.)
4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?
(Выносить сор из избы.)
5. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол.
(Гореть.)
6.По легенде, Россию охраняют три сестры : Вера, Надежда и Любовь и их мать . Назовите имя матери трёх сестёр.
(Софья, то есть Мудрость.)
7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье ? А последний?
(Третьяк, поскрёбыш.)
8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери ?
(«Яблоко от яблони недалеко падает».)
9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи , достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?
(О матрёшке.)
10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?
(С восемнадцати лет.)
11. Как называется фамилия женщины до её замужества ?
(Девичья.)
(«Дюймовочка».)
13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями , и никому не позволено их разлучать»?
(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.
(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
15. Родительский инструктаж одним словом – это...
(Наказ.)
16. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?
(Моя сестра.)
17. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи ?
(Улей, борть.)
18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника ?
(Мать -и-мачеха.)
19. Есть буквенная семья , в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья ?
(Алфавит.)
20. В каком месяце отмечается Международный день семей ?
(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Пояснительная записка
Классный час проводится с целью формирования культуры общения детей и родителей, укрепления толерантности и солидарности в семьях обучающихся.
Цели классного часа:
- показать значение семьи, домашнего тепла;
- формировать у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
- воспитывать уважение к родным, гордость за свою семью, желание заботиться о близких людях;
- формировать положительное отношение, уважение к семьям одноклассников;
- совершенствовать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;
- продолжить работу по сплочению классного коллектива;
- развивать речь, умение рассуждать.
Оборудование: презентация, детские рисунки о семье, семейные фотографии и реликвии.
Ход проведения классного часа
1. Организационный момент
Звучит запись песни “Родительский дом” в исполнении Л. Лещенко.
2. Сообщение темы классного часа
Учитель: Прочитайте тему нашего классного часа (слайд 1) . Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Как вы понимаете выражение “родной очаг”?
Дети высказывают свои мысли и чувства.
Учитель: В толковом словаре Ожегова написано (слайд 2) , что ОЧАГ – это устройство, для разведения и поддержания огня. Первобытный человек ценил очаг больше всего (слайд 2) . Именно вокруг очага люди стали возводить стены, крышу – словом строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили батареями, а выражение “родной очаг” осталось.
А что такое семья?
Дети высказывают своё мнение.
Учитель: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие.
Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе (слайд 3) . Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
А сейчас, давайте заглянем в гости в одну семью.
Рассказ ученика о своей семье (слайд 4).
Учитель: Обратите внимание на нашу выставку рисунков, посвященных своей семье.
Учитель: Проведем небольшой конкурс “Закончи пословицу” (Задание №1: работа в паре). Пословицы разделены на две части, соедините части правильно (слайд 5) .
Учитель: Сколько пословиц мы собрали? Как вы думаете, почему “семь”? В слове “семья” есть число 7 (слайд 6).
Число 7 – необычное, это магическое число:
- 7 - цветов радуги
- 7 - чудес света
- 7 - нот гаммы
Ученик читает стихотворение Золтана Зелка “Какой хороший вечер”.
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.Под крышей пар в кастрюльке
Насвистывает песню,
А мотылёк прозрачный
Под яркой лампой кружит.Глаза мои закрылись…
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивлённо,
Да открывать мне лень их.Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.
Учитель: Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему? (Задание № 2. Давайте “выбросим” слова, мешающие семье быть благополучной: уют, спокойствие, здоровье, любовь, добро, чистота, счастье, дружба, согласие, грубость, ссора, ненависть, болезнь, вражда, мир, порядок. )
Учитель: Вот ещё одна семья (дети разыгрывают сценку).
Сценка про дочку
Действующие лица: мама, папа, бабушка, дочка.
Доченька! Доченька!
Сделай одолжение!
Покорми братика
Сливочным печеньем!
Надоело, мама, мне братом заниматься,
На качелях я хочу в парке покататься!
Доченька! Милая!
Убери в квартире!
На твоём столе давно
Горы мусора и пыли!
Если очень нужно вам – уберите сами!
Три часа уже решаю трудное заданье!
Внученька, родная!
Едем мы на дачу.
Без тебя на даче
Наш котёнок плачет.
Я на дачу не хочу! Всё мне надоело!
Ведь полоть я не умею, а малина не поспела.
Все вместе (кроме девочки): Что поделать с девочкой, подскажите нам, может показать её нужно докторам?
Дети высказывают своё мнение.
Учитель: У каждого в семье должны быть свои обязанности (слайд 7) . А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?
Дети рассказывают о том, какие обязанности возложены на них в семье.
Учитель: Давайте поиграем в веселую игру – “Распределение обязанностей в семье”.
- 1 ряд - мамы
- 2 ряд - папы
- 3 ряд – дети
Учитель называет обязанности, если это обязанность мамы, то встает 1-й ряд - встают и сразу садятся и т.д.
Вопросы для игры:
1) Готовить обед.
2) Отремонтировать утюг.
3) Собирать портфель.
4) Мыть посуду.
5) Ухаживать за цветами.
6) Застилать постель.
7) Убирать квартиру.
8) Погулять с младшим братиком или сестренкой.
9) Сделать покупки в магазине.
10) Оберегать тепло родного очага.
Учитель: Человек растёт и задумывается над вопросами: “Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?” Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной (слайд 8) .
Сейчас нам представит своё генеалогическое дерево, расскажет о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться (рассказ ученика) .
Учитель: Рождаясь, человек получает имя (слайд 9) . Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи. А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.
Дети рассказывают, в честь кого из родственников им было дано имя.
Учитель: Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.
Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое (слайд 10) .
Учитель: За два года жизни нашей классной семьи у нас накопилось много фотографий и наш классный альбом мы посмотрим в конце нашей встречи.
Учитель: Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции (слайд 11) . Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить (ученики читают материал по карточкам) :
Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
Приглашать гостей и собирать застолье;
Собирать и хранить семейные фотографии;
Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.
Учитель: А теперь я предлагаю всем нам послушать о традициях семьи (сообщения учащихся).
Учитель: У каждого из нас есть вещи, предметы, которые дороги (слайд 12) . Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Многие принесли экспонаты для нашей выставки “Семейные реликвии”. А есть вещи, сделанные с любовью руками наших мам, бабушек, дедушек или пап. Такие вещи создают дома особую атмосферу, уют, тепло. Сейчас ребята по очереди будут брать эти вещи и о них рассказывать.
Учитель: Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у нас загадка. Дорогие гости, вопрос к вам - попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек (слайд 13) .
Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?
(Ответ: шесть человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).
Учитель: Представьте, что мы с вами, наш класс – одна большая семья. Сколько членов семьи в нашем классе?
Дети отвечают.
Учитель: Давайте построим дом для нашей семьи (слайд 14) . Подберите к слову “дом” синонимы (изба, квартира, жилище).
Чтобы всем в нашем доме было хорошо и тепло, надо сформулировать законы семьи, а помогут нам в этом слова на карточках. Возьмите эти карточки и прикрепите их на доску.
Дети размещают на доске “бревна”, на которых написаны слова:
- ТЕПЛО
- ЗАБОТА
- УВАЖЕНИЕ
- ПОМОЩЬ
- ПОНИМАНИЕ
- ДОБРОТА
- ЛЮБОВЬ
- РАДОСТЬ
- СЧАСТЬЕ
- ДРУЖБА
- ВЕРНОСТЬ
- ТРАДИЦИИ
Учитель: В результате выстроен “дом”. На “крыше” написано слово “семья”.
Построим дом уютный для семьи своей,
В нем дверь откроем настежь для друзей.
Чтоб в доме том, все очень дружно жили
Кирпичики любви, добра и уваженья
Мы в стены дома заложили.
Учитель: Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони это тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте его. Поделитесь своим теплом друг с другом и передайте его со свечой. Давайте зажжем семейный очаг нашего класса. (Ученики передают горящую свечу друг другу).
Учитель (заключительное слово): Наша встреча подходит к концу, нам надо стараться, чтобы огонёк в нашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли её честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом (слайд 15) .
Пусть в ваших семьях всегда царят понимание и любовь!
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Классный час в 11 классе «Тропинка к семейному счастью ”
Теоретическое обоснование темы:
Одной из актуальных проблем современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Супружеские отношения перестали рассматриваться как продолжение любви и духовного единства. Нарушаются семейные и родовые связи. Вступление в брак и воспитание детей все чаще рассматривается как тяжкое и нежелательное бремя.
Старшеклассникам своевременно и полезно будет предложить вне урока поговорить о семье, подумать над секретом семейного счастья.
Цель : формировать у обучающихся ответственное отношение к созданию семьи и воспитанию будущих детей.
Задачи:
Формирование понятия о ценности семьи, семейных традиций,
Духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения.
Развитие творческих способностей, критического мышления.
Ход занятия
Эпиграф (скрыт) Супружество - это искусство и его надо каждый день обновлять. Р. Тагор.
Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей.
Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
В.А.Сухомлинский.
Учитель: (звучит мелодия «Одинокий пастух», на её фоне идёт презентация)
Ведущий1 Давным – давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный?».
Ведущий2 Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!»
Ведущий1 « А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна.
Ведущий2 «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дорогу, куда они спешат?»
Ведущий1 «Ты узнала тайну спешащих странников?» - спросила Луна.
Ведущий2 «Да, - ответила Звёздочка. - Однажды я задала вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг ему давался с большим трудом, но глаза…»
Ведущий1 «А какие были его глаза?» - недоумённо спросила Луна.
Ведущий2 «Они светились в темноте от счастья и радости. (пауза) И тогда я его спросила – чему ты радуешься, странник?»
И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шёл вперёд, преодолевая все преграды, потому, что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи- матери и отца, жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».
Звёздочка долго молчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».
Ведущий 1: Здравствуйте гости нашего классного часа.
Ведущий2 Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношениях в ней.
Учитель -Перед вами иллюстративный ряд: дом, дети, вторая половинка, счастье, радость, взаимопонимание, труд, воспитание, помощь, скандал, недоверие, упрёки, уют…
К какому понятию он относится? Почему вы так считаете?
Если бы вам предложили испечь пирог семейного счастья , какие из этих ингредиентов – понятий вы бы положили в него? (выбирают нужные слова по очереди и прикрепляют).
Вот такой пирог у нас получился. Я думаю, что все согласятся, что семья, в которой всё это есть, счастливая семья.
Говорят ДЕТИ----«ЧТО такое СЕМЬЯ?»
Казалось бы, коль все так хорошо понимают, что необходимо для семейного счастья, все семьи должны быть благополучными и счастливыми, но статистика неумолимо твердит нам обратное.
Статистические данные
Так говорит статистика, а у каждого из нас свои представления о семье, давайте попробуем с помощью ассоциаций представить себе семью. Какие ассоциации с этим словом у вас возникают.
Например, если семья – это краски, то какие…?
СЛАЙД АССОЦИАЦИИ
Если семья – это постройка, то какая
Если семья – это стихия, то какая
Если семья – это природное явление, то какое…
Если семья – это цветок, то какой
Если семья - это музыка, то какая …
Если семья - это геометрическая фигура, то какая…
Если семья - это настроение, то какое…
Обсуждение возникших ассоциаций. Например :
Если семья – это постройка, то какая – дом, сарай, гараж, вилла, домик в деревне, необжитая квартира
Если семья – это стихия, то какая - вода, бушующий океан, ревущее пламя, теплый ветер.
Если семья – это природное явление, то какое - наводнение, легкий пушистый снег, теплое солнце
Если семья – это цветок, то какой - роза, астра, ромашка.
Сколько людей, столько и мнений, а теперь обратимся к учебнику обществознания, в котором понятие «СЕМЬЯ» определяется следующим образом: «Семья – это социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, которая связана общностью быта и взаимной ответственностью»
В Большом энциклопедическом словаре даётся такое толкование этого слова: «Семья́ - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью».
Что означают слова семья, семьянин ?
Какую роль играет семья в жизни человека, от чего зависит счастье в семейной жизни- главные вопросы нашей встречи.
У: Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело. Уважали старость, оберегали младость. И тому много свидетельств. Вспомним хотя бы пословицы и поговорки… В них говорится о семье. Сейчас мы проверим, как хорошо они вам известны.
Вам необходимо вставить пропущенные слова.
В гостях хорошо, а дома….. (лучше)
Сын берет пример с отца, дочь –. ….. (с матери)
Без хозяина дом….. (сирота)
Дом невелик, да лежать…. (не велит)
Дом построить – не шапку на голову…. (надеть)
Домой придёшь – хлеб-соль…. (найдешь)
Дети – цветы души и свет для…… (глаз)
Вся семья…..(вместе), так и душа на ….(месте)
Кто сеет…..(мир), пожнёт счастье.
Воспитание ребёнка начинается …….(с колыбели)
Дома и стены …. (помогают)
Что видел в гнезде, то и будет ловить, когда ……….(вылетит)
Кто родителей почитает, тот во век не …..(погибает).
*Не красна изба углами… а красна пирогами.
*Каково на дому…таково и самому.
* Чем богаты … тем и рады.
Семья….Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей
.)
Семья – это гнездышко, в котором уютно и хорошо. В семье человек чувствует себя защищенным от бед. Когда у человека есть семья, он чувствует любовь и ласку близких. Моя мама – добрая, отзывчивая, трудолюбивая, ласковая. Помогает и заботится, когда нам хорошо или плохо. Иногда мама что-нибудь вкусненькое испечет и еще свяжет носочки.
А папа – добрый, но большую часть времени находится на работе.
В семье каждый заботится друг о друге. Когда приходишь домой, тебя вкусненько накормят, обнимут, выслушают все твои проблемы и помогут.
Я хочу, чтобы моя семья была дружная, крепкая и были бы все здоровы.
Семья для человека – самое главное и дорогое. Думаю, что семья нужна каждому в жизни. Мама, папа, брат и я – наша дружная семья! Когда мы все вместе, то очень любим смотреть мультфильмы, съездить к бабушке на блины. Нам вместе очень хорошо. Я хочу пожелать, чтобы все были здоровы и счастливы. Пусть у всех будут мама и папа и такая дружная и самая любимая семья, как у меня. В ней тепло и уютно.
Вы сказали, что семья - это родители и близкие родственники. Те, кто с первых дней жизни лелеют и оберегают нас. Да, действительно…Вопросы к детям:
Что такое мама?
Это первый луч солнца, первый вдох и выдох, первое прикосновение, первое услышанное слово, первый взгляд, первая улыбка.
Мама - это тот человек, который за руку выводит тебя в мир.
Что такое отец?
Отец - это первое наставление, первый ремень, первый урок, первый разговор по душам, первая защита, первая скала и опора. Отец - это твердыня.
Что такое брат?
Брат - это первый помощник, первый партнер по играм, первый критик, первый соратник.
Брат - это второе крыло.
Что такое сестра?
Сестра - это женщина, которая сама вскоре станет кому-то женой и мамой. Сестра - это мама в миниатюре.
-
Все люди хотят жить счастливо. Каждый понимает счастье по-своему, но есть такое понятие как семейное счастье. Счастье строят как дом из кирпичиков,
идут к нему, преодолевая препятствия и сложности на пути. Какими же качествами должен обладать человек, чтобы построить семейное счастье?
Девочки подготовят характеристику будущего мужа, каким он должен быть в их понимании, а мальчики – будущей жены, с которой бы вы хотели связать свою жизнь.
Познакомьтесь с характеристиками, которые с давних времён у нормальных людей считаются присущими хорошей жене и хорошему мужу.
Многое ли у вас совпало? Присвойте каждой из характеристик порядковый номер по степени значимости для вас. Самая значимая характеристика получает 1 место и т.д. Характеристика
Жены Мужа
Работящая Щедрый
Послушная Добрый
Скромная Умный
Любящая Ласковый
Весёлая Сильный
Заботливая мать Любящий
Умеющая вкусно готовить Верный
Почитающая родителей мужа Работящий
Преданная Заботливый отец
Умная Весёлый
Красивая Трезвенник
Ласковая Спортивный
Выбрать три наиболее часто встречающиеся характеристики, которым были присвоены первые порядковые номера. (Обсудить их.)
Огромное значение в семье придаётся роли женщины, т. к. именно от её действия зависит нравственная и социальная сила, которая является основой семьи.
«Женщина -, писал Н.Некрасов, великое слово. В ней чистота девушки, в ней самоотверженность подруги, в ней подвиг матери.»
Основная задача мужа – сделать всё, чтобы в семье был покой и счастье.
Мы выбираем вторую половинку сами. И вот выбрали ту или того, кто полностью соответствует вашим критериям, а семейного счастья всё равно нет.
Почему? На чём же основываются счастливые браки?
На мой взгляд, и по утверждению тех же психологов, только те пары, которые прожили в браке не один десяток лет, могут дать хороший совет по созданию счастливой семьи. Ребята обратились с этим вопросом к близким родственникам.
Давайте посмотрим, что у нас получилось….
ВИДЕОРОЛИК «СЕКРЕТЫ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ»
А семья – это дом, это двое и третий,
И, быть может, четвертый, и пятый потом.
Это теплые строки, в желанном конверте,
Если машет разлука печальным крылом.
А семья – это свет, что незримо и щедро
Озаряет всю жизнь, и сопутствует нам.
Это – творчество, где ни последних, ни первых,
Где и радость, и горе – всегда пополам.
А семья – это все! Без неё холодеет
Одинокая мысль, одинокая жизнь.
Ничего не бывает на свете роднее.
Ничего! Как ни думай и как ни храбрись.
У: Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта… Какая?
Это единение, общность. Чего? Взглядов, интересов, ценностей…
Формирование понятия «ценности»
Ценности - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл (БЭС) - значимость, польза, полезность (Ожегов) Психологи выделяют такие семейные ценности:
Ценность родительства
Ценность родства
Ценность супружества
Ценность здоровья
Обычаи и традиции
Взгляды…
Но эти ценности должны вырасти на хорошем и крепком фундаменте, как прочный дом, защищающий человека от всех невзгод, согревающий теплом семейного очага.
Строительство дома из основных ценностных категорий
- Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях. Я называю значение, а вы подбираете определение этой ценностной категории. (Ученики комментируют необходимость этой ценностной категории)
Сопереживание . (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)
Равенство . (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)
Поддержка . (Всей семьёй мы способны на многое.)
Толерантность . (Умение принимать человека таким, какой он есть.)
Компромисс. (Умение уступать друг другу.)
Признание. (Уважение и благодарность.)
Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)
Любовь . (Нежная забота друг о друге.)
Верность. (Преданность друг другу.)
Умение слушать . (Прислушиваться друг к другу.)
Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)
Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)
Совместное времяпрепровождение . (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.)
Таким образом, для хорошей семьи характерно уважение друг к другу; честность; желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семье каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг; разделение ответственности происходит гибко, есть семейные ритуалы и правила; они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.
Пути формирования ценностей в семье.
Хочу рассказать вам притчу.
Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.
Что ты хочешь сделать? - спросил отец.
Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.
О чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали?
Вывод: Главная семейная ценность – это наши родители , которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость.
Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.
- Я предлагаю Вам продолжить одну интересную сказку и от того, какое окончание будет в Вашей сказке, я пойму – удалась ли нам наша сегодняшняя встреча, смогли ли Вы из всего выше сказанного извлечь, каждый для себя, урок, и не будет ли для Вас проведённое здесь время потерянным.
В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...
Идёт обсуждение полученных ответов
Какими путями можно формировать ценностные ориентиры в маленьком человеке? (Убеждение, назидание, ласка, личный пример) Какие из них вы считаете наиболее действенными?
Вывод: Ещё одна семейная ценность – дети . Ребёнок – не просто копия своих родителей, а имеющая право на собственное мнение личность. Именно ему придётся выбирать свой цвет, свою дорогу. И совсем не важно, какого цвета будет ваш ребёнок, важнее всего то, какие качества характера, ценностные ориентиры он получит от вас.
.Рефлексия Закройте глаза и представьте самую счастливую семью. Поместите себя на место одного из родителей. Пусть ваша семья будет именно такой, сделайте всё необходимое для воплощения этой мечты.
-Сегодня на нашем празднике присутствуют ваши родители, поприветствуем их.
Ученик.
В семейном кругу мы с вами растём,
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
Семья – это слово родное!
Сколько там света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными
За все их заслуги, за все их дела!
Глаза материнские нас согревают,
Как солнца сиянье, они горячи.
А руки отца от беды заслоняют.
Забота родных – как солнца лучи!
Ученик 1 . Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Ученик 2 . Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья
Ведущий:
Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.
Когда твои родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге.
Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки – сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени. У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях.
Их любовью и терпением достигается семейное счастье
, непрестанным трудом – достаток и благополучие.
Помни мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». Почитать родителей – значит: в детстве – их слушаться,
в молодости с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться.
Если заповедь исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно.
У:- Счастье семьи зависит от того, как супруги относятся друг к другу .
Учитель открывает первый эпиграф . (« Супружество - это искусство и его надо каждый день обновлять ». Р. Тагор)
У:- Назовите основы этого искусства (взаимная любовь, согласие, уважение, взаимопонимание, доброта…)
Работа в группах.
У: 1. Подведем итоги нашего разговора. Пройдет еще несколько лет, и вы задумаетесь над созданием своей семьи. Каждый, я надеюсь, постарается построить крепкую и дружную семью. Вы же сейчас оформите схему «Идеальная семья», в которой дадите ответы на такие вопросы:
Какая семья считается счастливой?
(Каждая группа защищает свою схему, высказывает собственные позиции.)
2.Я предлагаю вам высказывания великих людей, но в них отсутствуют словосочетания. Постарайтесь восстановить изначальный текст:
Главный смысл и цель семейной жизни - (…). (воспитание детей)
Главная школа воспитания детей - (…).(это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери).
В.А.Сухомлинский.
3. Заключительная часть.
У: Как вы думаете, ребята, почему я в начале нашей встречи сравнила счастливую семью с пирогом? (рассуждения детей).
У: - У каждой хозяйки по одному и тому же рецепту, из одних и тех же ингредиентов получается свой пирог. Зависит это от того, сколько любви, тепла, старания и сил вложила она в приготовление. Так и в семье, какой она будет, зависит от каждого из нас.
Я всегда вам говорю и повторю ещё раз. Каждый из вас должен быть лидером не только в коллективе, компании, но и в дальнейшей вашей жизни. От того, как вы оцениваете себя, какими вы знаниями обладаете, какие цели перед собой ставите, сколько сил, старания. Любви, энергии прикладываете, чтобы реализовать намеченное, как относитесь к другим, зависит ваше дальнейшее будущее. В том числе и ваша будущая семья.
Педагог: Попрошу всех взяться встать в круг, взяться за руки и почувствовать тепло, исходящее от каждого. Я хочу каждому из присутствующих здесь сегодня подарить сердечко как символ любви.
Это не просто игрушка, а знак, который будет напоминать вам слова Норта: «Прощение - не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время когда он, казалось, был лишен права на них»
Подарок и напутственные слова вручаются каждому.
Закончить нашу встречу хочется еще одним высказыванием(от Ирины Беляевой), которое как нельзя лучше подходит к сегодняшней нашей встрече:
«Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры.
Всё очень хорошо перемешайте.
Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути»
Итак, Семья – это, прежде всего любовь, терпение, уважение, это верность, это наша память.
Желаю вам крепкой, настоящей счастливой семьи!
«Объяснялки»
Он растет на огороде; его кладут в салат; бывает на платье. (Горошек)
Ее любят кушать; ее крутит шофер; это жена барана. (Баранка)
Туда иногда садятся; сейчас ими пользоваться не модно; раньше их надевали в дождь. (Галоши)
Она растет в поле; есть такая игра; иногда на нее похож нос. (Картошка)
Ее любят все ученики и многие взрослые тоже; туда все спешат; после нее тяжело бегать. (Столовая)
Он бегает в лесу; так называется прическа; это вкусно приготовленное мясо. (Ежик)
На ней все отдыхают; когда она начинается, все вылетают с криком; когда она заканчивается, все залетают обратно. (Перемена)
Есть на земле птица и фрукт с одним названием (Киви)
В России это на 1-м месте, во Франции - на 2-м. (Буква «Р»)
педагог В.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».
Конкурс 5
Игровые задания»Сказочное лото»
Называется первая часть имени или название. Команды и зрители продолжают.
Конек…..(горбунок) Цветик…(семицветик)
Гуси……(лебеди) доктор…(Айболит)
Красная…(шапочка) Мальчик…(с пальчик)
Мороз….(Иванович) Царевна…(лягушка)
Аленький…(цветочек) Кот …(в сапогах)
Бременские …(музыканты) Белоснежка… (и 7 гномов)
Заюшкина… (избушка) Кощей…(Бессмертный)
Гадкий…(утенок) Глупый…(мышонок)
Крошечка…(Хаврошечка) Снежная…(Королева)
(песня «Доченька моя»)
У тебя для грусти нет причины
В зеркало так часто не глядись
Замирают вслед тебе мужчины
Если мне не веришь, оглянись
Посмотри-ка на свои ладони
Ясно ж все, гадалок не зови
Это ангел нам не посторонний
Начертил там линию любви
А ты опять вздыхаешь, печаль, в глазах тая
Какая ж ты смешная, девочка моя
Как будто что-то знаешь, чего не знаю я
Какая ж молодая ты, доченька моя
Мы с тобой уедем этим летом
В город, где магнолии цветут
Я раскрою все свои секреты
Только ты потом их не забудь
А ты опять вздыхаешь, печаль, в глазах тая
Какая ж ты смешная, девочка моя
Как будто что-то знаешь, чего не знаю я
Какая ж молодая ты, доченька моя
А ты опять вздыхаешь, печаль, в глазах тая
Какая ж ты смешная, девочка моя
Как будто что-то знаешь, чего не знаю я
Какая ж молодая ты, доченька моя
Какая ж молодая ты ещё пока, доченька моя
Милый мальчик, ты уже мужчина!
За плечами круглый юбилей.
А я вижу маленького сына
В тёплой колыбелечке своей.
А теперь – в плечах косая сажень,
Правда, не держал ещё ружья,
Руки сильные, и быт налажен –
Новые подруги и друзья.
Строгий взгляд, лукавая улыбка,
Серые, с искринкою, глаза.
Я исправлю глупую ошибку,
Отпущу на жизненный вокзал.
Уезжай, перед тобой дороги,
По которым впредь тебе шагать,
Только к материнскому порогу
Возвращайся. Буду очень ждать.
Буду ждать и днём, и тёмной ночью.
Где бы ни был ты, в каком краю,
Помни ты про старый дом свой отчий,
Я и взрослого тебя люблю!
Так давайте же бережно относиться друг к другу, хранить и лелеять тех, кто называется – МОЯ СЕМЬЯ.
1.Пусть у каждого будет свой дом,
2.Чтобы знал он в минуту ненастья –
3.Ожидает его в доме том
4.Верность, радость и счастье.
5.Если в доме прописан уют,
6.Значит, будут в нём дети и внуки,
7.Потому что уют создают
8.Благородные женские руки.
9.Человек устаёт от дорог,
10.И поэтому снова и снова
11.Он приходит на милый порог
12.Милого отчего дома.
(все вместе поют песню)
1.Где бы ни были мы, но по-прежнему 3. И пускай наше детство не кончится
Неизменно уверены в том Хоть мы взрослыми стали людьми
Что нас встретит с любовью и нежностью Потому что родителям хочется
Наша пристань- родительский дом. Чтобы мы оставались детьми
2.Родительский дом - начало начал. 4. Поклонись до земли своей матери
Ты в жизни моей надёжный причал. И отцу до земли поклонись
Родительский дом, пускай добрый свет Мы пред ними в долгу неоплаченном.
Горит в твоих окнах много лет. Помни свято об этом всю жизнь
Создание положительного настроя на урок.
Ребята, мы собрались сегодня с вами для общения. А общаться с вами с каждым днём становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.
Давайте сегодня обсудим такой очень важный вопрос:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас,друзья?
Это слово каждый знает.
Ни на что не променяет!
К цифре «7» добавлю «я»
Что получится?
А почему это слово ни на что не променять? Оно так дорого стоит?
И какова его цена?
Но все-таки,что -то ценное в этом слове есть?
О каких же ценностях мы сегодня поговорим?
Все ли вы знаете о семье?
А, что бы хотели о ней узнать?
Да, «Семья»- словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
Нет, если есть собака,
Выходит «Во!» - семья.
А,что же в вашем понимании СЕМЬЯ?
Где мы можем узнать точное значение этого слова?
Значение слова «Семья» по Ожегову(cловарь): «Семья» -группа живущих вместе близких родственников.
-Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное - они родные друг другу.
Ни один человек не входит в мир один на один, мы входим в него через семью.
-Семья -это кровные родственники- отец и мать, дедушки и бабушки, братья и сестры.
Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.
Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге.
Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки-сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени.
Семейные узы- беззвучные струны,
Услышат их песню родные сердца.
Мелодией слаженной солнечно-лунной
Наполнят друг друга они до конца!
- А, какие семьи были раньше?
Раньше семьи были большие: несколько поколений родных жили под одной крышей. Старшие передавали свой опыт младшим, взрослые заботились о тех, кто уже не мог работать. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.
Давайте попробуем составить эти пословицы и поговорки из отдельных слов.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дом без хозяйки- сиротка.
Не нужен клад, когда в семье лад.
Чем богаты, тем и рады.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
Сейчас семья стала иной, но ее суть осталась прежней: воспитание детей, забота друг о друге.
Как вы считаете, ребята все ли семьи одинаковые?
Конечно, нет.
Все семьи разные. Они отличаются своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой и традициями.
Ребята, как вы понимаете слово «традиция»?
Традиции - это обычаи, привычки, практическая деятельность, которые передаются из поколения в поколение.
А какие традиции есть в ваших семьях?
Каждой группе задание: выбрать на столе все известные семейные традиции.
АССОЦИОГРАММА
почитание старших забота о младших любовь к ближнему
помощь и поддержка СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ праздники приобщение к труду общение с близкими совместный отдых
трудовая деятельность
Ребята, это замечательно, что ваша семейная жизнь так богата традициями.
А, возможна ли другая семейная жизнь?
Давайте прочитаем еще одно определение слова СЕМЬЯ.
Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» - Объединение людей, сплоченных общими интересами)
Где могут объединяться люди с общими интересами?
Где можно встретить такую семью?
О какой семье мы поговорим?
Нам повезло, есть у нас и еще одна семья - это наш класс.
А,почему нас можно назвать семьей?
Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем, т.е. у нас есть что?...
А, значит «наш класс-это …семья»
И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… (взаимопонимание, уважение, любовь, доверие, поддержка)
Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу.
А как вы заботитесь и помогаете друг другу дома в семье?
А значит у каждого из вас есть свои обязанности?
-
Точно так же у нас в классе - никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.
- Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте составим правила и будем по ним жить.
Правила семейной школьной жизни
Мы будем:
- Называть друг друга по именам.
- Защищать наших друзей, если их обижают.
- Помогать им в беде.
- Помогать им в учебе.
Мы не будем:
- Грубить друг другу.
- Пускать в ход кулаки.
- Говорить друзьям обидные слова.
И год от года наша семья будет все дружней, все крепче.
А у меня, и у ваших родителей - забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы.
Любовью и терпением взрослых достигается согласие; непрестанным трудом - достаток и благополучие.
Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
Потому что-
Семья- это счастье, любовь и удача,
Семья- это летом поездки на дачу,
Семья- это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья- это труд, друг о друге забота,
Семья- это много домашней работы.
Семья- это важно! Семья- это сложно!
Но счастливо жить без семьи невозможно.
Так, что же такого ценного в семье?
Мы не часто говорим о ценностях, которые укрепляют нашу семью.
Некоторые ценности семейной жизни мы приобретаем сами. Некоторые передаются нам из поколения в поколение.
А, какие семейные ценности могут передаваться?
Материальные: семейное имущество, передаваемое по наследству. Это и дом, и предметы быта, и драгоценности.
А, вот, о каких ценностях идет речь в мультфильме «Барбоскины», вы скажете после просмотра.
Какие же вечные ценности вы увидели?
Какие выводы вы можете сделать о ценностях?
Имея все эти ценности: и культурные, и духовные, и материальные, какая будет семья?
Как вы думаете, а у вас счастливая семья? Почему?
Счастливая семья- это колодец, из которого черпаются ценности для будущей взрослой жизни. Именно здесь, ребята, вы научитесь ответственности, уважению, состраданию, искренности.
Чтобы всем в семье было хорошо, давайте соберем этот колодец счастья.
Семья будет счастливой, если в ней будут царить…
СЕМЬЯ
Вы, молодцы ребята.
Смогли мы ответить на все ваши вопросы сегодня?
Что же важное для себя вы сегодня взяли?
Нужны ли вам эти полученные знания, для чего нужны?
Синквейн - это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка - одно ключевое слово(сущ.) , определяющее содержание синквейна.
Вторая строка - два прилагательных , характеризующих данное понятие.
Третья строка - три глагола , показывающих действие понятия.
Четвертая строка - короткое предложение , в котором автор высказывает свое отношение.(пословица, высказывание)
Пятая строка - одно слово , обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
И в заключении хочу всем пожелать:
Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!
Любовь процветает
Кругом по Земле!..
Мир вашему дому
И в каждой семье!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Истоковская СОШ" Пермский край, Кунгурский район, п.Бымок
Классный час « Наша дружная семья»
Цели деятельности учителя : воспитывать любовь и уважение к семье, чувство дружбы, доброжелательное отношение к семейным ценностям как общенациональным; формировать духовные и нравственные качества.
Педагогические задачи : расширять знания учащихся по теме «семья»; развивать творческие способности, познавательную активность; учить работать в группе.
Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности : приобретение школьниками социальных знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: получат представление о семье, взаимоотношениях в семье.
Личностные: проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают, строят речевые высказывания в устной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции.
Коммуникативные : умеют задавать вопросы и отвечать на них, поддерживают беседу, при помощи вопросов получают необходимую информацию; согласовывают действия с одноклассниками и учителем, вступают в коллективное учебное сотрудничество.
Регулятивные: принимают и сохраняют задачу; планируют учебные действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.
Образовательные ресурсы : мультимедийная презентация, плакаты для оформления доски, шаблоны ромашек.
Предварительная работа : сообщить тему классного часа, предложить выполнить специальное задание (найти в словаре определение «семья», подготовить пословицы и поговорки о семье, принести семейные фотографии, найти высказывания известных людей о семье).
Ход занятия.
- Вступительное слово.
Учитель. Добрый день. Сегодня мы поговорим о семье, а разговор начнём с литературной композиции.
- Литературная композиция.
- Ученик 1. В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом!
- Ученик 2. Что значит для меня моя семья?
Конечно – счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень-очень важных.
- Ученик 3. Во-первых, это главное, - любовь.
Всем сердцем, и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно и каждый день по-разному.
- Ученик 4. Второе – дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца – не напиться.
А дети – это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
- Ученик 5. Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережёт от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
- Ученик 6. Четвертое – терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды.
И отогреет солнышком окно,
Чтоб инеем заледенело белым.
- Ученик 7. А пятое – ответственность и дом,
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
- Ученик 8. Шестое – уваженье. Только с ним
Приобретёшь успех, признанье общее.
Всегда считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
- Ученик 9. И, наконец, седьмое – чистота
Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива полностью.
- Ученик 10. Семья – это гордое слово.
С ним каждый с детства знаком.
Семья – это наши фамилии
И гордость, что в нейживём.
Пусть люди гордятся домом,
Теплом очага, детьми.
И гордость за наши фамилии
Мы с честью по жизни несли.
Пусть счастливы будут семьи,
И радость войдёт в каждый дом.
Традиции наши чудесные
Для внуков своих сбережём.
- Основная часть.
Учитель. Вы услышали мнение поэтов о семье, а что, ребята, для вас семья? (Высказывания детей).
Учитель. Это ваше мнение. А какие высказывания известных людей вы приготовили дома? (Ответы детей).
Учитель. Давайте обратимся к толковому словарю. (Определение читает ученик).
Учитель. Семья важна для каждого. 15 мая во многих странах отмечают Международный день семьи. В нашей стране 8 июля тоже праздник семьи. Ребята, что вызнаете об этом празднике? (Ответы учащихся).
Учитель. Как вы уже сказали, символом праздника является ромашка. На столах у вас есть шаблоны ромашек. Напишите на лепестках те качества, без которых, по вашему мнению, не может существовать дружная и крепкая семья. (Работа детей).
Учитель. Прикрепите ромашки на доску. Какие качества вы выделили? (Ответы учащихся).
Учитель. Эти ромашки вы можете взять домой и подарить своей семье. Издревле люди ценили и берегли свою семью. Народная мудрость воплотилась в пословицах и поговорках. Какие вы нашли «изюминки»? Что они обозначают? (Ответы учащихся).
Учитель. Объясните пословицу «На что и клад, коли в семье лад». (Ответы детей).
Учитель. Поработаем в группах. Распределите между собой роли (мама, папа. брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, дядя и т.д.). Как и что они будут говорить и делать в определенной ситуации? 1 группа будет представлять семью, в которой клад, а 2 группа - семью, в которой лад. Каждая группа обсуждает предложенные ситуации, а затем выступит. (Работа в группах и выступление).
Ситуации:
Кто-то тяжело заболел
Семья попала на необитаемый остров
Дом, в котором жила семья, пострадал от наводнения, землетрясения, от пожара и т.д.
Учитель. Послушайте болгарскую сказку.
Жил-был старик. Вот настал его последний час. Позвал он своих пятерых сыновей и говорит:
Знайте, дети мои, я скоро умру. Но перед смертью расскажу вам притчу. Слушайте, а потом растолкуйте её мне.
Рос в лесу дуб. Большое дерево было. С его ветвей жёлуди дождём падали. Корни его глубоко вросли в землю. Трепала его буря, но ничего с ним поделать не могла. Но вот пришёл в лес дровосек. Целый день провозился с дубом, а к вечеру срубил, привез в плотницкую, распилил на доски. Осенью доски купил бочар, смастерил бочку. В ту бочку он каждый год наливал молодое вино, продавал крестьянам. Так было, пока бочка оставалась целой…
Но вот один обруч сломался, клёпки разошлись, вино вытекло, бочка рассохлась. Хороша была бочка, да на нет сошла. Ну-ка, растолкуйте мне притчу.
Задумались братья, но ничего не придумали. Тут старик покачал головой и говорит:
Молоды вы ещё, вот и не догадываетесь. Ну так слушайте. Лес, где растут большие деревья, - это наша держава. Она вечная. Деревьям её – народу – вовеки не будет конца. Бочка – это семья, клёпки – это все мы, родичи; обручи – согласие, а вино – радость, счастливая жизнь. Пока в семье согласие – она живёт счастливо. А вот дом, где согласия нет, лучше ему в огне сгореть. Берегите обручи, дети мои!
Старший сын поцеловал руку отца и говорит:
Благодарю тебя, батюшка, за мудрый совет. Не забудем его, пока живы.
Учитель. Как вы думаете, почему старик решил рассказать эту притчу своим детям?
Посмотрите на свою ромашку и выберите одно качество, которое необходимо членам вашей семьи, чтобы в ней были всегда мир и согласие. Расскажите, как вы можете помочь своей семье приобрести это качество. (Ответы детей).
Подтвердите примерами из жизни, что жить в дружной и сплочённой семье – счастье.
Если ребёнок вырос в дружной семье, повлияет ли это на его будущую семью?
Сейчас мы посмотрим презентацию с вашими семейными фотографиями. (Просмотр презентации).
Учитель. У вас замечательные дружные семьи. Наш класс – это тоже семья, где есть и радость, и огорчения, успехи и неудачи. Относитесь к своим одноклассникам так же, как вы относитесь к своим родственникам. Берегите, цените свои семьи.
- Подведение итогов (рефлексия).
Может ли человек обойтись без семьи?
Что нужно делать, чтобы всегда в семье царили мир и согласие?
Предлагаю вам дома написать сочинение о том, что бы вы предприняли, чтобы ваша семья, класс стали ещё дружнее.
Хочется закончить классный час словами Л.Н. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Желаю, чтобы вы были счастливы.