Структура словарной статьи в толковом словаре. Примеры словарных статей. Толковый переводоведческий словарь
План:
Заглавное слово словарной статьи.
Орфографическая справка.
Акцентологическая и орфоэпическая справки.
Грамматическая справка.
Лексико-семантические сведения:
Отражение многозначности и омонимии;
Тип толкования;
Достаточность/недостаточность толкования.
Словообразовательная справка.
Иллюстративный материал.
Комментарии к выполнению контрольной работы № 1
Пункт 1 - заглавное слово словарной статьи всегда стоит в её начале. При написании заглавного слова словарной статьи обычно используются прописные буквы и жирный шрифт.
Пункт 2 - предполагает оценку орфографической сложности данного заглавного слова. Необходимо сравнить написание и произношение слова: если будет наблюдаться расхождение, значит, слово сложное с точки зрения орфографии. Нужно указать, что именно вызывает сложность.
Пункт 3 – необходимо отметить, куда падает ударение в слове. Если есть орфоэпическая справка (небольшая транскрипция), прокомментировать ее следующим образом: Буквосочетание … произносится как …
Пункт 4 – предполагает интерпретацию данной в словаре информации о частеречной принадлежности, морфологических признаках и синтаксических свойствах заглавного слова. Обычно для существительного даются формы им. и род. п. ед. ч. и информация о роде; для глагола – начальная форма, формы 1,2 лица ед. ч. настоящего/будущего времени и информация о виде; для прилагательного – формы м., ж. и ср. р. ед. ч. им. п. Факультативно появляются другие формы. У остальных слов обозначено, к какой части речи они относятся. Словарная статья может содержать сведения о синтаксическом управлении: относительное местоимение подскажет падеж зависимого слова и его характеристику с точки зрения категории одушевленности.
Пункт 5 – содержит описание семантики заглавного слова словарной статьи. В этом пункте необходимо отметить, сколько значений и каких (прямых или переносных) дано в толковом словаре. Определить тип толкования (описательный, синонимический, через однокоренное слово). О наличии омонима сигнализирует индекс, стоящий рядом с заглавным словом заглавной статьи. Определение достаточности толкования предполагает самостоятельную оценку словарной статьи (если вам известно значение заглавного слова, которое не отражено в словаре, попытайтесь сформулировать его, если необходимо, добавьте специальную помету).
Пункт 6 – предполагает анализ примеров, показывающих употребление слова в речи. Необходимо точно указать, что дано в качестве иллюстративного материала (словосочетания, предложения, фразеологизмы, пословицы) и в каком количестве.
Пункт 7 – демонстрирует знание характеристик употребления слова, представленных в словаре с помощью специальных помет. Каждое значение слова необходимо описать с 4 позиций – по 4 типам специальных помет. Особо следует обратить внимание на то, что отсутствие помет в словарной статье значимо. Следите за тем, где стоит помета. Если она предшествует всем толкования, значит, эта характеристика присуща слову во всех его значениях. Если она появляется внутри одного из значений слов или после иллюстративного материала, следовательно, её необходимо трактовать применительно к этой части словарной статьи.
Пункт 8 – предполагает описание ближайших живых словообразовательных связей в системе современного языка. Следует обратить внимание на то, что слово, производное от заглавного, необходимо охарактеризовать по всем тем параметрам, которые отражены в словарной статье (орфографическая, акцентологическая, грамматическая и др. справки).
2. Нормы современного русского литературного языка
Соответствие речи действующим сегодня нормам литературного языка является важнейшим культурно-речевым качеством. Детальной характеристике норм современного русского языка посвящен второй практический раздел дисциплины. В нем важно разобраться как в теоретическом, так и в практическом плане.
Теоретический аспект проблем, связанных с категорией языковой нормы, представлен в учебниках и учебных пособиях, указанных в списке обязательной и дополнительной литературы.
Языковая норма – это относительно устойчивый способ выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленный в лучших образцах литературы, зафиксированный в словарях и справочниках по русскому языку и предпочитаемый образованной частью общества.
Наблюдения за речевой практикой при учете культурных традиций дают возможность ученым–лингвистам из двух или нескольких параллельных способов выражения выбрать один, который является правильным, т.е. нормативным. Этот вариант кодифицируется, т.е. фиксируется в нормативных словарях и грамматиках. Это научное описание норм литературного языка является опорой для дальнейшего использования образованной частью общества. Соблюдение норм литературного языка является делом добровольным, рекомендуемым и свидетельствует об уровне образованности человека.
Норма литературного языка – сложное и противоречивое явление. С одной стороны, кодифицированная норма, как правило, отстает от реальной нормы. Кодификация фиксирует то, что существует в течение долгого времени. Поэтому основным признаком нормы считается ее стабильность, устойчивость, консерватизм . Литературный язык соединяет поколения, обеспечивает преемственность традиций.
С другой стороны, норма, как и сам язык, постоянно изменяется, эволюционизирует, и признак устойчивости становится относительным. То, что было в прошлом распространенным и обязательным, может превратиться в «антинорму», стать речевой неправильностью. Одновременно с устойчивостью норма изменчива и вариативна .
С точки зрения эффективности языкового общения было бы легче, если бы норма литературного языка допускала единственный способ выражения. На этом часто настаивают активные ревнители правильности речи. Но эволюция языка неизбежно предполагает стадию сосуществования двух и более способов выражения. В сущности, из-за наличия вариантов и возникает конфликт нормы, порождаются сомнения и колебания говорящих.
Типы языковых норм. Основная типология языковых норм строится на основе уровневой принадлежности языковых единиц. В зависимости от того, к какому уровню языка относится конкретная норма, различаются следующие типы. Орфоэпические нормы (или нормы произношения), акцентологические нормы (нормы словесного ударения) связаны с фонетическим уровнем языка. Лексические нормы связаны со словоупотреблением и пересекаются с такими коммуникативными качествами речи, как точность и уместность слова в тексте. Грамматические нормы включают в свой состав морфологические и синтаксические нормы и регламентируют выбор нужных грамматических форм слова или грамматических конструкций. Орфографические и пунктуационные нормы отвечают за регламентацию правильного правописания и правильной расстановки знаков препинания в письменной речи.
По степени обязательности языковые нормы делятся на императивные (строго обязательные) и диспозитивные (вариантные). Нарушение императивной нормы называется речевой ошибкой и расценивается как признак слабого владения русским литературным языком (так, форму КЛАСТЬ нельзя заменить на форму ЛОЖИТЬ без того, чтобы не показать себя носителем просторечия). Нарушение диспозитивной нормы заключается обычно в том, что говорящий выбирает вариант, нехарактерный для данной речевой среды (так, слово КАРТОШКА некорректно использовать в официально-деловом тексте, тогда как слово КАРТОФЕЛЬ будет выглядеть неестественно в бытовом общении). Подобные нарушения признаются речевыми недочетами или стилистическими погрешностями.
Императивные и диспозитивные нормы современного русского языка представлены в нормативных словарях, в частности в «Орфоэпическом словаре русского языка» под редакцией Р.И.Аванесова, который является наиболее авторитетным изданием данного типа.
Научитесь правильно интерпретировать данные орфоэпического словаря. Изучите систему помет, принятых в этом научно-справочном издании.
Нормативные пометы указывают на вариантные формы:
1. Союз И соединяет равноправные варианты (одновремéнный и одноврéменный; вспóлох и всполóх ).
2. Помета доп . (допустимо) указывает на вариант нормы, который допустим, возможен в пределах правильного при наличии первого, основного варианта (мизéрный и доп. мúзерный; творóг и доп. твóрог ).
3. Помета доп. устар. (допустимо, устаревающее) стоит перед вариантом, который допустим в пределах правильного, но постепенно уходит из активного употребления, устаревает (индýстрия и доп. устар. индустрúя ; безýдержный и доп. устар. безудéржный ).
Запретительные пометы указывают на императивность нормы и всегда сопровождаются в орфоэпическом словаре восклицательным знаком – «!»:
Помета не рек . (не рекомендуется) оказывается рядом с вариантами, которые ещё недавно были нормативными, но сейчас уже признаются негрубыми ошибками ( алфавúт , не рек. алфáвит ; каталóг , не рек. катáлог ).
Помета неправ . (неправильно) указывает на серьезные ошибки(кýхонный, неправ. кухóнный; пулóвер, неправ. полувéр).
Помета грубо неправ . (грубо неправильно) находится рядом с формами, которые признаются вопиющими ошибками, ( докумéнт , грубо неправ. докýмент ; офицéры , грубо неправ. офицерá ).
Отсутствие дополнительных помет означает единственность (императивность) нормы.
Приведем варианты контрольной работы «Нормы современного русского языка», которая в учебной курсе имеет характер промежуточного контроля. Чтобы выполнить данную контрольную работу, необходимо готовиться к практическим занятиям по нормам по тому учебному пособию, которое рекомендовано преподавателем.
Вариант контрольной работы
1. Поставьте ударение в словах: Некролог, феномен, сажень, творог, алкоголь, нефтепровод, откупорить.
2. Определите род существительного, составьте словосочетание с прилагательным, правильно согласуя его со словом: мышь, попурри, сиртаки, шимпанзе, профессор, Тбилиси, ГАИ.
3. Образуйте от данных слов форму именительного падежа множественного числа: свитер, инженер, слесарь, цех, катер.
4. Образуйте от данных слов форму родительного падежа множественного числа: лимоны, градусы, солдаты, свечи, места.
5. Просклоняйте числительное: 2558
6. Составьте словосочетания с данными паронимами, объясните различия в значениях: демонстративный – демонстрационный, скрытный – скрытый.
7. Исправьте предложения, объяснив допущенные ошибки: Достав из кармана спички, свечка была зажжена моим собеседником. С начала года стоимость минимального набора продуктов питания подорожала на 10 %. На каждый роток не закроешь платок.
Третий, четвертый и пятый разделы курса («Культура деловой речи» и «Культура научной речи», «Культура устной публичной речи») помогут студенту выработать навыки построения речевых произведений разного типа в соответствии с требованиями конкретных коммуникативных ситуаций в рамках делового и научного общения. Сегодняшнему студенту, овладевающему специальными научными знаниями в той или иной сфере, необходимо уметь осваивать большой объем научной литературы, а также самому создавать научные тексты разных жанров. Материалы третьего раздела помогут ему в этом. Однако уже в ближайшем будущем нынешние студенты будут вынуждены решать сложные профессиональные задачи, принимать участие в переговорах и общаться с деловыми партнерами, отставать свою точку зрения, оставаясь одновременно и гибким, и настойчивым. Сведения о том, как сориентироваться в мире современной деловой коммуникации, самому создать документы отдельных жанров, приводятся в разделе «Культура деловой речи»,«Культура устной публичной речи».
СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ
Статья, разъясняющая заголовочное слово в словаре, словарное гнездо. Группа однокоренных слов, представленных в виде одной словарной статьи.
Словарь лингвистических терминов. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- в Энциклопедическом словаре:
, -и, род. мн. -тей, ж. 1. Научное или публицистическое сочинение небольшого размера. Газетная, журнальная с. Критическая с. 2. Глава, … - в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
-и, род. мн. стат"ей, ж. 1) Научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете. Газетная статья. Сборник … - в Словаре русского языка Ожегова:
научное или публицистическое сочинение небольшего размера Газетная, журнальная с. Критическая с. статья глава, раздел в каком-нибудь документе, перечне, справочнике С. … - в Словаре военно-исторических терминов:
- степень матросского … -
1) один из основных жанров журналистики. Общие отличительные признаки С.: осмысление и анализ значительного явления (или группы явлений), аргументированные обобщения … - в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
статья", статьи", статьи", стате"й, статье", статья"м, статью", статьи", статьёй, статьёю, статья"ми, статье", … - в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
Опус … - в Тезаурусе русской деловой лексики:
Syn: пункт, параграф, … - в Тезаурусе русского языка:
Syn: пункт, параграф, … - в Словаре синонимов Абрамова:
см. сочинение, часть || другая статья, особь статья, расходная … - в словаре Синонимов русского языка:
артикул, глава, дело, занятие, наказание, некролог, оттиск, передовица, персоналия, послесловие, предисловие, публикация, пункт, раздел, разряд, сочинение, статейка, сторно, фельетон, … - в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
ж. 1) Публицистическое, научное или научно-популярное сочинение небольшого размера. 2) а) Самостоятельный раздел, глава, параграф в каком-л. документе, перечне, словаре … - в Полном орфографическом словаре русского языка:
статья, -и, р. мн. … - в Орфографическом словаре:
стать`я, -`и, р. мн. … - в Толковом словаре русского языка Ушакова:
статьи, р. мн. статей, ж. 1. Сочинение небольшого размера в периодическом издании или непериодическом сборнике. Передовая статья. Журнальная статья. Полемическая … - в Толковом словаре Ефремовой:
статья ж. 1) Публицистическое, научное или научно-популярное сочинение небольшого размера. 2) а) Самостоятельный раздел, глава, параграф в каком-л. документе, перечне, … - в Новом словаре русского языка Ефремовой:
- в Большом современном толковом словаре русского языка:
ж. 1. Публицистическое, научное или научно-популярное сочинение небольшого размера. 2. Самостоятельный раздел, глава, параграф в каком-либо документе, перечне, словаре и … - GENDER IN LINGUISTICS в Словаре Терминов гендерных исследований.:
- гендер в лингвистике (это, собственно, не термин, но такая словарная статья есть в … - КОШУТ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
(Kosuth) Йозеф (p. 1945) Один из видных теоретиков и практиков концептуализма, провозгласивший концептуальное искусство новым шагом не только в искусстве, … - КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ в Энциклопедии Япония от А до Я:
Вступившая в действие 3 мая 1947 г. Конституция Японии хотя и наследовала некоторые позиции Конституции Мэйдзи, носила принципиально новый характер, … - ОТОМИМИШТЕКОСАПОТЕКСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
языки, отомангские языки, языковая семья индейцев Мексики. На О. я. говорит около 1 млн. человек (1970, оценка). Американский учёный … - КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистической партии во главе с В. И. Лениным, свергла власть … - СЛОВАРЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(греч. ???????, лат. dictionarium, glossarium, vocabularium, нем. W?rterbuch) — собрание слов, принадлежащих какому-нибудь языку, расположенное для более удобного пользования им … - ЛЕКСЕМА в Энциклопедическом словарике:
[от греческого lexis выражение, оборот речи] словарная единица, рассматриваемая в контексте языка во всей совокупности своих форм и значений; например, … - СЛОВАРЬ в Энциклопедическом словаре:
, -я,м. 1. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. … - СЛОВАРЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
(греч. ???????, лат. dictionarium, glossarium, vocabularium, нем. W o rterbuch) ? собрание слов, принадлежащих какому-нибудь языку, расположенное для более удобного … - СЛОВАРЬ в Лингвистическом энциклопедическом словаре.
- РУСИСТИКА В С С С Р
Р. как филологический термин имеет двоякое содержание. В широком понимании Р.— это область филологии, занимающаяся рус. языком, лит-рой, словесным фольклором; … - ЛЕКСЕМА в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
(от греч. lexis — слово, выражение) — слово, рассматриваемое как единица словарного состава языка в совокупности его конкретных грамматических форм … - ИНФИНИТИВ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
(от лат. infinitivus— неопределенный) (неопределенная форма, устар. — неопределенное наклонение) — нефинитная форма глагола (вер-боид), существующая во флективных и агглютинативных … - ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Выяснение ранее существовавшего морфологического строения слова, его прошлых словообразовательных связей, определение источника и времени появления слова, установление способа его образования … - ЛЕКСЕМА в Словаре лингвистических терминов:
(от ереч. lexis — слово, выражение, оборот речи). Словарная единица, рассматриваемая во всей совокупности своих соотносительных и взаимосвязанных друг с … - ЛЕКСИКОГРАФИЯ в Новом словаре иностранных слов:
(гр. lexikon словарь + ...графил) 1) собирание слов какого-л, языка, приведение их в систему и издание в виде словаря, … - ЛЕКСИКОГРАФИЯ в Словаре иностранных выражений:
[гр. lexikon словарь + ...графил] 1. собирание слов какого-л, языка, приведение их в систему и издание в виде словаря, лексикона; … - УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР в Современном толковом словаре, БСЭ.
- ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ-Настоящий кодекс определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности … - СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
ФЕДЕРАЦИИ-Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года-Раздел I. Общие положения-Глава 1. Семейное законодательство-Статья 1. Основные начала семейного законодательства-1. Семья, материнство, … - ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О в Современном толковом словаре, БСЭ:
НОТАРИАТЕ-Раздел I. Организационные основы деятельности нотариата-Глава I. Общие положения-Статья 1. Нотариат в Российской Федерации-Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в …
Словарная статья — часть словаря, которая посвящена описанию одной единицы из общего словника. Словарная статья открывается за-головочным словом (морфемой, словосочетанием и т.п.), которое дает-ся в исходной форме и, как правило, имеет ударение. Стилистически окрашенное заголовочное слово сопровождается специальной пометой: разговорное, просторечное, книжное и т.п. Словарная статья может со-держать толкование слова, грамматическую и словообразовательную характеристику слова, сведения о связях заголовочного слова с другими словами лексической системы и т.п. Часто в словарной статье приводятся примеры, демонстрирующие семантические и грамматические особен-ности употребления слова. Иногда словарная статья содержит список научной литературы и источников иллюстративных примеров.
Словарные статьи в словарях разных типов имеют свои особенности.
Содержание и объем словарной статьи зависит от задач словарного описания. Некоторые словари посвящены толкованию значений слов: например, в толковом словаре приводится необходимая и достаточная информация о лексическом значении слова. Другие словари не объ-ясняют значение слова, а предоставляют иную информацию о слове: словарь может сообщать о том, сколько раз слово было употреблено в исследуемых текстах, может приводить морфологическую (реже синтаксическую) характеристику слова и т.п.
Грамматическая (морфологическая и синтаксическая) характери-стика заголовочного слова позволяет определить, к какой части речи относится слово, какие формы словоизменения имеет, отмечает ис-ключения, которые имеет данное слово при образовании форм по грам-матической модели и т.п. Иногда словарная статья включает сведения о сочетаемости слова, содержит примеры сочетаний слова с другими словами языка, вводит ограничения на сочетаемость и т.п.
Например, словарная статья энциклопедического словаря состоит из заголовочного слова (сло-восочетания) и описания предмета, события или понятия. В статьях энциклопедического словаря нередко используются рисунки, фото-графии, схемы, карты. Как правило, статья завершается списком реко-мендованной литературы по теме. Материал с сайта
Словарная статья этимологического словаря посвящена отдельному слову или гнезду родственных слов. Вместо заголовочного слова статья может открываться его реконструи-рованной формой (которая сопровождается специальной пометой). По-скольку по вопросу происхождения конкретного слова могут быть раз-ные мнения, словарная статья этимологического словаря, как правило, перечисляет важнейшие точки зрения по вопросу этимологии данного слова, указывая наиболее надежные, с точки зрения автора словаря, эти-мологии. Словарная статья в современных этимологических словарях содержит соответствия из родственных языков, диалектов и ономастики.
Словарная статья словообразовательного словаря вводится заголо-вочным (производящим) словом, описывает гнездо родственных слов и указывает на способ образования производных слов.
Достаточно своеобразно устроена словарная статья в словаре же-стов.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- что такое словарная статья сочинение
- весельчак словарная статья
- лексическая статья слова
- характеристика словарной статьи
- словарная статья о колокольне
Включает около 130 тысяч слов, в том числе и те, что вошли в русский литературный язык в течение последнего десятилетия. Кроме общеупотребительных слов приведены основные термины, используемые в современной науке и технике, а также слова, обозначающие явления и реалии производственной, культурной и общественной жизни.
Задание
Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 1998. - 1536 с.
История создания:
«Большой толковый словарь русского языка» является универсальным справочником по современному русскому языку. В своих основных чертах он продолжает традиции отечественной академической лексикографии. Словарь соединяет научность с ясной, доходчивой формой изложения. Его основная задача – дать полную характеристику слова (его написания, произношения, происхождения, словоизменения, значения, сферы функционирования, сочетаемости), а также показать исторические, эстетические, символические смысловые нагрузки слова.
Словарь учитывает интересы широкого круга читателей, в том числе и не имеющих филологической подготовки; он предназначен для всех тех, кто изучает русский язык, кого интересует русская культура.
Словарь является плодом научных изысканий, в основе которых лежат материалы картотеки словарного отдела Института лингвистических исследований РАН, в которой уже более ста лет ведется работа по сбору данных о словах русского языка.
Величина словника позволяет полно представить лексический состав русского языка. В словаре содержится лексика всех стилистических пластов и литературных жанров, в которых функционирует русский язык на протяжении всего двадцатого века.
Основным критерием включения слова в словарь является его фактическое использование в текстах художественной литературы и научно-популярных изданий, публицистике, массовой периодической печати и устной речи. Кроме общеупотребительных слов, в словаре приведена основная терминология современной науки и техники, а также слова, обозначающие явления и реалии производственной, культурной и общественной жизни русского народа. При этом значительные пласты лексики (экономические, исторические, философские, политические понятия, термины науки и искусства) получили в словаре более точные толкования, лишенные идеологической нагрузки. В словарь включены также слова и значения, которые по разным причинам не были представлены в толковых словарях ранее. К словам такого рода относятся: слова, вошедшие в русский литературный язык в течение последних десятилетий; слова, означающие термины и реалии понятийных сфер, связанных с астрологией, парапсихологией, народной медициной, религии и др.; слова, остававшиеся до недавнего времени на границе отдаленной периферии литературного языка (сниженная, жаргонная и бранная лексика).
Кроме описания основных значений слова, в словаре последовательно истолкованы переносные значения слов, а также устойчивые сочетания слов и фразеологизмы. Это позволяет раскрыть богатые экспрессивные и образные возможности русской лексики.
Для того чтобы у читателей не возникало досадного желания обратиться к другому справочнику в поисках дополнительных разъяснений, многие словарные статьи сопровождаются краткими энциклопедическими справками. Кроме того, в словарь включены слова, необходимые при описании существенных сторон жизни и быта народов мира и их прошлого. Это слова, обозначающие основные реалии античного мира и других периодов мировой истории и культуры; слова, характеризующие специфику русского быта и культуры разных исторических эпох и т. п. Включены также слова, широко распространенные в художественных текстах конца XIX – начала ХХ века. В словарных статьях, где толкуются понятия фольклорно-этнографического характера, содержатся дополнительные сведения о славянских и специфически русских обрядах, верованиях, фольклорных сюжетах и образах, а также о предметах материальной культуры.
Иллюстративный фонд словаря содержит пословицы, поговорки, афоризмы, цитаты признанных классиков русской литературы.
В работе над словарем участвовали специалисты словарного отдела Института лингвистических исследований РАН, преподаватели Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и др.(http://gramota.ru/slovari/info/bts/about/)
Женихóводство,-а; ср. Разг. Пребывание в положении жениха. За время своего жениховодства он был у нас дважды.
Класс: 5
Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку позволят оценить уровень овладения не только коммуникативной, но и лингвистической компетенцией обучающихся.
Не секрет, что сочинение на лингвистическую тему, включённое в ГИА по русскому языку в 9, представляет для детей определённые трудности. Начинать работу с данным видом сочинений необходимо как можно раньше.
В данной статье речь пойдёт о таких творческих работах, тематика, жанр которых подсказаны необходимостью начала подготовки к ГИА И ЕГЭ по русскому языку уже начиная с 5 класса.
Сочинения на лингвистическую тему могут быть разными по стилю и жанрам, они уместны в любом классе, при изучении любого раздела. Но мне хотелось бы говорить пока только о том, как строится работа по обучению написания сочинения на лингвистическую тему в 5-6-х классах.
Учитывая особенности пятиклассников, творческие задания лучше подавать в игровой, занимательной форме. Предлагаю урок развития речи, на котором дети учились писать сочинение на лингвистическую тему: написание словарной статьи.
1. Начинаем с постановки задачи:
– Представьте себе, что нам поручено
интересное и ответственное дело – составить для
толкового словаря статью о слове «берёза.»
– С чего начнём?
– Выясняем значение слова «толковый» словарь. (Приложение 1
. Слайды 1,2)
– Кого из создателей толковых словарей вы
знаете? Говорим о В. В. Дале, рассматриваем
«Толковый словарь живого великорусского
языка». Учащиеся 9 класса в своё время
готовили проект «Собирал человек слова», часть
презентации проекта показываю детям.
– Для чего нужна словарная статья?
– Посмотрим, как построена статья о слове
«осень» в таком словаре.
– Зачитываем значение слова «осень» по
словарю. (Приложение 1
.
Слайд 3)
2. Анализ строения статьи
– Делаем вывод: словарная статья состоит не менее чем из четырёх частей: (Приложение 1 . Слайды 4-5)
1. Заголовочное слово
2. Грамматические пометы (т.е. такие признаки
слова, которые изучаются в особом разделе науки о
языке, для существительных это – окончание формы
родительного падежа и род)
3. Толкование лексического значения слова
4. Пример употребления этого слова в речи.
3. Актуализация знаний
Устно проговариваем содержание будущей записи, затем пишем письмо по памяти. (Можно вернуться к слайду 3)
Осень – и, ж. Время года между летом и зимой. Уж небо осень дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день, лесов таинственная тень с печальным шумом обнажалась. (А.С.Пушкин).
– Подчеркнуть известные орфограммы. Составить схему предложения. (урок проводится после изучения темы «Синтаксис и пунктуация», поэтому составить схему предложения у детей не вызывает трудностей)
Контроль выполнения. (Приложение 1 . Слайд 6)
4. Коллективная работа
Составление словарной статьи о слове
«весна». Пример употребления этого слова в речи
– первая строфа стихотворения А. Плещеева
«Ласточка», которое все знают наизусть. Можно
предложить детям использовать свой пример.
В результате коллективной работы появляется
запись (Приложение 1
.
Слайд 7)
Весна, -ы, ж. Время года между зимой и летом. Травка
зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в
сени к нам летит. (А.Плещеев).
Записываем в тетрадь.
Прослушивание работ детей, которые использовали другие примеры.
Главная часть в словарной статье – толкование
лексического значения слова. Существует
несколько способов толкования значения слова.
Остановимся на одном из них – основном:
родовые и видовые признаки предмета. (Приложение
1
. Слайд 8) Делаем вывод о том, что важно
при толковании лексического значения слова. (Приложение 1
. Слайд 9)
Слайд с изображением деревьев: берёза,
клён, лиственница, сосна и таблицы (Приложение
1
. Слайд 10)
Находим родовые и видовые признаки,
выясняем отличие. (Приложение 1
.
Слайд 12)
– Составляем пошаговое толкование
лексического значения слова «берёза». (Приложение 1
. Слайд 13)
– Записываем три первых предложения, отражающих
последовательность мыслительных операций:
1. Берёза – дерево.
2. Берёза – лиственное дерево.
3. Берёза – лиственное дерево с белым стволом.
– Подбираем пример употребления слова
«берёза» в речи. Вспоминаем (или заранее
подготовленный ученик читает стихотворение С.
Есенина «Берёза»).
– В тетради записываем:
Берёза, -ы, ж. Лиственное дерево с белым стволом. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом,точно серебром. (С. Есенин).
Проверка (Приложение 1 . Слайд 14)
5. Самостоятельная работа
Составить словарную статью (по выбору) о
словах клён, лиственница, сосна.
Проверка выполнения. Заслушивание ответов,
исправление ошибок. (Приложение
1
. Слайд 16)
6. Следующий этап урока – рефлексия
– Скажите, вам понравилось писать словарные статьи?
Дети с удовольствием выполняют такие виды работы.
– Ответьте на вопрос «Для чего нужна словарная статья?».
Ответ на вопрос подводит итог урока. Ученики говорят о важности словарей, о том, как важно правильно писать словарные статьи.
7. Домашнее задание будет дублировать ответ на вопрос «Для чего нужна словарная статья?», только его нужно записать несколькими предложениями.