Сингармонизм гласных. Гармония гласных (сингармонизм). Полная и неполная ассимиляция
отчет (не позднее 20 февраля) о количестве каждого ввезенного (вывезенного) прекурсора по формам согласно соответственно приложениям N 5 и 6. Приложение N 2 к Правилам представления отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (в редакции постановления Правительства РФ от 1 октября г. N). ОТЧЕТ. о количестве каждого произведенного прекурсора, внесенного в список I.
Отчет о количестве каждого произведенного прекурсора, внесенного список I или список IV (нужное подчеркнуть) перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Приложение N 3 к Правилам. Отчет о количестве каждого реализованного прекурсора, внесенного в список I или таблицы I и II списка IV (нужное подчеркнуть) перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю Приложение N 4 к Правилам. Метилметакрилат в стоматологии. Организация работы, отчетность.
Докладчик: Лысов Михаил Игоревич, Заведующий ортопедическим отделением БУ ХМАО – Югры «Ханты-Мансийская. - презентация. (опломбировываются).При невозможности хранить прекурсоры в помещении их хранение осуществляется в расположенных на охраняемых территориях емкостях (цистернах, резервуарах, бочках и другой транспортной таре), которые после окончания рабочего дня опечатываются (опломбировываются). 5 Форма отчета: 6 Dura lex, sed lex.
Спасибо за внимание! Скачать бесплатно презентацию на тему "Метилметакрилат в стоматологии. Организация работы, отчетность. Форма журнала также предусмотрена данными Правилами (Приложение к Правилам ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ). Руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов (п.5 Правил).
2. Отчет об прекурсорах до 20 февраля. По ним ведется предметно-количественный учет. Часто проверки. 1. "СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ" форма 30 до 10 января.
2. Отчет об прекурсорах до 20 февраля. По ним ведется предметно-количественный учет. Часто проверки. Отчет по прекурсорам в службу по контролю за оборотами наркотикам в вашем регионе. Инструкция по учету прекурсоров наркотических веществ, включенных в список IV (таблицы II и III), которые содержатся в изделиях медицинского назначения, Примечание: Прошу особо обратить внимание, что данное письмо не подменяет необходимость обращения к первоисточникам, которые претерпевают постоянные изменения.
3. В отчете по прекурсорам в стоматологии, например, фторакс с прожилками, указывать наименование препарата и количество флаконов в мл? Да, обязательно нужно указывать данную информацию. 4. Мёд. Колледж, стоматология-ортопедия, обучаются с применением прекурсоров, в производственных целях они не используются.
Необходимо ли в этом случае уведомлять МВД, и отсылать им годовой отчёт, по приходу-расходу? Да. нужно это делать. 6. Метилакрилата и метилметакрилата входят в таблицу 3 списка 4 Прекурсоры, в стоматологии нужна ли лицензия на работу с этими препаратами. Здравствуйте. Да, нужно разрешение.
Вы ООО?. Материалы с прекурсорами в стоматологии список (ПКУ) которых следует вести по форме, приведенной в постановлении Правительства РФ от № Прекурсоры в стоматологии. Учет прекурсоров в стоматологии можно вести в одном журнале, выделяя на каждое наименование необходимое количество листов, или в отдельных журналах, если в течение года регистрируется большое количество операций.
При этом запись в журнале о суммарном количестве отпущенных, реализованных, приобретенных или использованных указанных веществ производится ежемесячно и документального подтверждения совершения каждой расходной операции не требуется. ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТОВ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ОБОРОТОМ ПРЕКУРСОРОВ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ Список изменяющих документов (в ред.
Постановлений Правительства РФ от N , от N , от
Categories Post navigation-фонетическое явление, состоящее в уподоблении гласных (иногда согласных) в рамках одного слова по одному или нескольким фонетическим признакам, таким, как, (открытость) или огубленность . Явление присуще главным образом агглютинативным языкам . Сингармонизм по ряду и огубленности характерен для вокализма большинства тюркских языков. В западных языках финно-угорской группы действует закон гармонии гласных по ряду образования звуков (передний или задний). Для тибетского языка характерен сингармонизм по подъёму. В той или иной степени явление сингармонизма присутствует во многих языках мира (акан , игбо , бежтинский , такелма , сранан-тонго , сарамакканский , лингала , сесото , северный сото и др.).
Соотношение сингармонизма и умлаута [ | ]
Под сингармонизмом преимущественно понимается уподобление последующего гласного предыдущему (прогрессивный сингармонизм) . Регрессивный сингармонизм называется умлаутом .
Соотношение сингармонизма и аблаута [ | ]
Аблаут от сингармонизма отличается отсутствием или необязательностью позиционной обусловленности. В то же время возможно одновременное существование сингармонизма и аблаута.
Отмирание сингармонизма [ | ]
Прогрессивный сингармонизм (проявляющийся частично или полностью) исчез в эстонском и некоторых других финно-угорских и самодийских, в некоторых тюркских (литературном узбекском, уйгурском, крымчакском, урумском, балканских диалектах турецкого, саларском, сарыг-югурском) и японском языке. Данный процесс мог сопровождаться утратой фонематической важности категории ряда.
Умлаут частично или полностью исчез как позиционно обусловленное изменение и фактически превратился во вторичный
Помните о том, что все, что Вы учите, нужно проговаривать вслух, слушая озвучку как самого
урока, так и ответов к упражнениям. Не бойтесь, если Вы еще несильны в правилах чтения – просто повторяйте за
диктором и возвращайтесь к файлу по правилам чтения .
Произношение же подхватится само в процессе работы с турецким языком.
Гармония гласных «на 4»
Принцип тот же, схемы следующие.
Если последней гласной в слове будет a или ı ı .
a , ı → ı
akıllı – умный
Ben akıllı
yı
m. – Я умная.
(ben – я
)
e или i , то следующей гласной при образовании какой-либо конструкции будет буква i .
e , i → i
erkek – мужчина
Sen erke
ksi
n. – Ты мужчина.
(sen – ты
)
Если последней гласной в слове будет одна из букв u или o , то следующей гласной при образовании какой-либо конструкции будет буква u .
o , u → u
tuzlu – солёный
Deniz tuzlu
du
r. – Море соленое.
(deniz – море
)
Если последней гласной в слове будет одна из букв ü или ö , то следующей гласной при образовании какой-либо конструкции будет буква ü .
ö , ü → ü
Geceleyin derece düşü ktü r. – Ночью температура низкая. (geceleyin – ночью , derece – температура, градус , düşük – низкий )
Пока мы с Вами разбирались со схемами чередования гласных в словах, мы коснулись уже 2 тем:
множественное число
эквивалент глагола «быть» в турецком языке
Как я всегда говорю, намного проще и быстрее учить иностранный язык через русский язык.
Это значит, что наша задача – это не учить весь иностранный язык так, как его предлагают учить учебники, а постепенно и по мере необходимости находить в нем эквиваленты наших русских конструкций.
Глагол «быть» в турецком языке – самое явное тому подтверждение.
Мы в русском языке говорим «я дома» , «ты красивая» , «они заняты» , «это очень интересно» . В европейских языках за эту конструкцию отвечает глагол «быть» .
В турецком языке нет самого по себе глагола «быть» , но есть т.н. аффикс сказуемости , который и поможет нам выстраивать такие предложения (термин «аффикс сказуемости» нужно запомнить, т.к. он будет встречаться нам очень часто, другими словами это привычные для нас личные окончания для глагола).
Этот аффикс для каждого лица и числа имеет свой каркас из согласных букв, а гласную букву внутри этого каркаса мы выбираем по гармонии гласных на 4 . Аффикс сказуемости пристёгивается позади слова и всегда замыкает предложение.
Местоимения | После согласной
(doktor – доктор ) |
После гласной
(abla – сестра ) |
---|---|---|
Ben | doktorum | ablay ım |
Sen | doktorsun | ablasın |
O | doktordur | abladır |
Biz | doktoruz | ablay ız |
Siz | doktorsunuz | ablasınız |
Onlar | doktordurlar | abladırlar |
Красным выделены эти т.н. аффиксы, которые нам нужно выучить – именно они будут нам подсказывать, о ком идет речь. И именно с ними мы сможем строить фразы, для которых в европейских языках есть глагол «быть» :
я дома, он занят, мы здоровы, они в отпуске, девочка красивая, погода хорошая, это интересно и т.д.
Теперь некоторые пояснения к табличке:
Для «я» и «мы» после гласной мы добавили еще букву у (й) , чтобы разделить 2, идущие подряд, гласные.
Для местоимения «они» – onlar в аффиксе сказуемости dırlar durlar dürler dirler кусочки lar и ler образованы по гармонии гласных на 2 для множественного числа.
Для dır и dırlar на 4 имеются соответствующие пары для глухой согласной – tır и tırlar .
Дело в том, что кроме гласных в турецком языке есть еще и согласные, которые тоже нужно выстраивать по определенному правилу: звонкая к звонкой, глухая к глухой. Если слово закончилось на глухую согласную (например, k ) и мы крепим к слову какой-нибудь очередной грамматический вагончик, который обычно начинается с буквы d , то в этом случаем такой паровозик будет начинаться на t .
Например:
O küçüktür . – Он маленький.
Видите, у нас не dür , а tür , потому что само слово «маленький» – küçük закончилось на глухую k .
Не стоит слишком загружать себе этим голову, так как, если в правилах, которые мы будем изучать, появится такой вагончик с чередующейся d / t , мы об этом обязательно еще раз скажем.
А так на сегодня все ☺
Мы выучили с Вами целых 4 темы за один урок:
Схему на 2
И к ней множественное число
Схему на 4
И к ней эквивалент глагола «быть»
Как итог, который поможет привести в порядок буквы в турецком:
По гармонии гласных на 2 в аффикс может вставляться либо а , либо е .
По гармонии гласных на 4 в аффикс может вставлять либо ı , либо u (и эти же буквы со значками сверху: i , ü )
Если работаем с согласными, то обращаем внимание на столкновение глухих согласных .
Гармония, или употребление, гласных происходит по ряду.
Влияние оказывает ряд гласного первого слога.
В простом слове бывают гласные только одного ряда - либо непередние:
паро
-хороший,хорошо
колмо
-три
кудо
- дом;
Либо передние:
веле
- село
кевкстемс
- спросить
пидемс
- сварить.
В сложных словах эта закономерность может не соблюдаться:
кемготово
- шестнадцать, из кемень
десять + кото
- шесть;
кодгемень
- шестьдесят из кото
шесть + кемень
десять.
Гармония гласных нарушается следующими обстоятельствами:
1) мягкими согласными. Если в слове с гласными непереднего ряда встречается мягкий согласный, то он меняет ряд последующего гласного на передний:
кудосонзолинек - мы были у него в доме;
2) поведением гласных а, и, ы в непервых слогах. Эти звуки в данной позиции не подчиняются гармонии гласных:
а может идти за гласным переднего ряда: сэря
- желудь;
и, ы - за гласными непереднего ряда: ванды
- завтра;
3) явлением морфонологии. Некоторые суффиксы не подчиняются гармонии гласных и имеют только один вариант:
суффикс датива -нень/нэнь: кудонень
- дому;
суффикс определенности множественного числа -не/нэ: панартнэ
- рубашки эти, велетне
- сёла эти.
В соответствии с гармонией гласных и мягкостью/твердостью согласных большинство суффиксов имеет два и более вариантов.
Например:
Суффикс инессива -со/-сэ:
кудосо
- в доме, велесэ
- в селе;
Суффикс абессива -втомо/-втеме/-томо/-теме/-тэме:
кудовтомо - без дома
велевтеме - без села
салтомо - без соли
кедтеме - без руки
вирезтэме - без ягнёнка;
Суффикс аблатива - -до/-де/-дэ/-то/-те/-тэ:
кудодо -о доме
веледе - о селе
вирездэ - о ягнёнке
ошто - о городе
сёксте - об осени
левкстэ - о дитёныше.
оизношение согласных и их сочетаний
Конечные звонкие согласные не оглушаются:
ведь (в, эд,) - вода.
При словоизменении возможно оглушение:
валгомс-валк
- спуститься-спустись,
ведть
(в, эт, т,) - воды,
ведте
(в, эт, т, э) о воде, воды,
но: вирездэ (в, ир, ездэ) - о ягненке.
После сонорных вместо с, с, з, з,ж могут произноситься аффрикаты ц, ц, дз, дз, дж:
монсь
(мон, ц,) - сам я,
панжомс
(пандж
омс) - открыть,
инзей
(индз
ей) - малина,
ярсамс
(йарцамс) - поесть, есть.
Однако встречается и сохранение этих звуков:
(мон, с,), (ин, з, эй).
Сочетания (тс, т, с, дс, д, с,) в середине и конце слова звучат как аффрикаты ц, ц, :
кандсь
(кан, ц,) - он принёс,
тонавтсь
(тонавц,) - он учил.
Свистящие могут и сохраняться:
(кан, с,),
(тонавс,).
В сочетаниях шумных согласных все компоненты одинаковы по звонкости/глухости:
либо все глухие:
киякс
- пол,
чакш
- горшок,
коське
- сухой,
летьке
- влажный;
либо все звонкие:
кедьге
- посуда,
лездамо
- помощь,
ведьга
- по воде.
На стыках слов, основ и суффиксов, суффиксов происходит ряд изменений согласных по звонкости/глухости.
1. Глухой звук переходит в звонкий:
а) в сложных словах:
первое слово оканчивается на звонкий, второе начинается с глухого, который и переходит в звонкий:
вайгельбе
(вайг, эл, б, э) - верста, километр из вайгель
голос + пе
конец;
ёндол
(йондол) - молния из ён
- ловкий, сторона + тол
- огонь;
б) на стыке двух слов, если они при произношении не разделяются паузой:
цёрань панар
(ц, оран, банар) - мужская рубашка,
велень тейтерь
(в, эл, эн, д, эйт, эр,) - сельская девушка.
2. Звонкий звук переходит в глухой (д-т, д,-т, з-с, з,-с, г-к, ж-ш) или выпадает:
а) при спряжении глагола:
перед суффиксом 1-го лица мн. числа -тано/тяно и перед суффиксом 2-го лица мн. числа -тадо/тядо
кандомс кандтано (кантано)
(нести) кандтадо (кантадо)
пейдемс пейдтяно (п, эйт, ано)
(улыбаться, смеяться) пейдтядо (п, эйт, адо)
козомс козтано (костано)
(кашлять) козтадо (костадо)
куземс кузтяно (кус, т, ано)
(подниматься, залезать) кузтядо (кус, т, адо)
валгомс валгтано (валктано)
(спускаться) валгтадо (валктадо)
пужомс пужтано (пуштано)
(вянуть) пужтадо (пуштадо)
Перед суффиксом повелительного наклонения ед. числа -т/ть:
кандт (кант) - неси,
пейдть (п, эйт,) - смейся,
козт (кост) - кашляй,
кузть (кус, т,) - поднимайся,
валгт (валк) - спустись,
пужт (пушт) - увядай;
б) при образовании множественного числа:
тарад - ветка,
тарадт (таратт) - ветки,
кедь - рука,
кедть (к, эт, т,) - руки,
куз - ель,
кузт (куст) - ели,
кеж - гнев, злость
кежть (к, эшт,) - мн.ч.
в) при склонении, например перед суффиксом -томо/-теме/-тэме:
тарадтомо (тараттомо) - без ветви,
кедтеме (к, эт, т, эм, э) - без руки,
кузтомо (кустомо),
ривезтеме (р, ив, эс, т, эм, э) - без лисы,
кежтеме (к, эшт, эм, э) - без гнева.
Есть случаи, когда суффикс меняет свою звонкость под влиянием конечного звука основы:
суффикс -до/-де/-дэ/-то/-те/-тэ:
До/-де/-дэ употребляется после гласных и звонких согласных, кроме д, д, :
кудо - дом,
кудодо - о доме,
веле - село,
веледе - о селе,
куз - ель,
куздо - о ели,
вирез - ягненок,
вирездэ - о ягненке;
То/-те/-тэ следует за глухими согласными, после д, д, которые при этом оглушаются (примеры см. выше):
чакш - горшок,
чакшто - о горшке,
сёксь - осень,
сёксте - об осени,
пикс - веревка,
пикстэ - о веревке;
суффикс -га/-ка:
Га выступает после звонких согласных, - ка - после глухих:
вирь - лес,
вирьга - по лесу,
лей - река,
лейга - по реке,
сан - жила,
санга - по жиле,
киякс - пол,
киякска - по полу,
ласкс - щель,
ласкска - по щели;
г) при образовании новых слов с помощью суффиксов:
Переход конечного звонкого согласного основы в глухой передается в орфографии:
кедь - рука,
кетькс - браслет,
ризнэмс - беспокоиться,
рискс - печаль,
виздемс - стесняться, стыдиться,
виськс - стыд;
За сонорным согласным основы глухой согласный суффикса может озвончаться или сохраняться:
молемс - идти,
мольтяно (мол, т, ано) или (мол, д, ано) - идем,
ваномс - смотреть,
вантано (вантано) или (вандано) - смотрим,
симемс - пить,
симтяно (с, имт, ано) или (с, имд, ано) - пьем;
Конечные н, н, перед суффиксом мн.числа не произносятся:
ломанть
(ломат, т,) - люди,
нармунть
(нармут, т,) - птицы.
При встрече свистящих или свистящего и шипящего на стыке основы и суффикса либо двух суффиксов предыдущие с, с, з, з, иногда переходят в й:
козсь (койс,) - он кашлял,
лазсо (лайсэ) - доской,
лазсто (лайстэ) - из доски,
лазс (лайс) - в доску,
пикссэ - веревкой,
пиксстэ - из веревки.
Гармония гласных
фонетическое явление, пронизывающее собой весь звуковой строй языков урало-алтайской семьи, хотя и присущее отдельным ее членам не в одинаковой мере. В языках других семейств, за исключением резьянского говора, принадлежащего к группе словинских наречий, т. е. к семье индоевропейской, оно не наблюдается. Явление это заключается в зависимости гласных звуков, входящих в состав второстепенных (суффиксальных) слогов слова, от гласного в главном (коренном) слоге. Оно находится в тесной связи с морфологическим строем урало-алтайских языков, представляющих собой, как известно, тип языков агглютинирующих, т. е. присоединяющих к корню (находящемуся всегда во главе слова) ряд второстепенных, суффиксальных слогов, ничем с корнем не связанных. Все урало-алтайские гласные сообразно большей или меньшей чувствительности своей к влиянию коренного гласного делятся обычно на два класса: "светлых" и "темных", или, выражаясь в терминах физиологии звука, "нёбных (и, е, ю)" и "ненёбных (а, о, у, ы)". "Светлый" гласный корня требует и "светлых" гласных в суффиксе, "темный" - "темных". Загадочна Г. гласных в резьянских говорах, где она принимает другой характер: главным, обусловливающим гласным в слове является гласный с ударением, а не ударенные изменяются сообразно с ним. Эта особенность резьянских говоров, открытая их исследователем, профессором Бодуэном де Куртенэ, дала ему повод считать резьян ославянившимися туранцами. Ср.: Adam, "De l"harmonie des voyelles dans les langues Ouralo-Altaïques" (Париж, 1874); О. Bohtlingk, "Ueber die Sprache der Jakuten" (1851); Ahlquist, "Forschungen auf d. Gebiete d. uralaltaisch. Sprachen" (т. I, мордов. грамматика, СПб. и Гельсингфорс, 1861); W. Radloff, "Phonetik d. nordl. Türksprachen" (Лейпциг, 1882); Бодуэн де-Куртенэ, "Опыт фонетики резьянских говоров" (1875). С. Булич.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .
Смотреть что такое "Гармония гласных" в других словарях:
Уподобление гласных аффиксов гласному корня по признаку места образования, лабиализации и др.; разновидность прогрессивной ассимиляции. Широко распространена в агглютинативных языках (см. Агглютинация) … Большой Энциклопедический словарь
Уподобление гласных аффиксов гласному корня по признаку места образования, лабиализации и др.; разновидность прогрессивной ассимиляции. Широко распространена в агглютинативных языках (см Агглютинация). * * * ГАРМОНИЯ ГЛАСНЫХ ГАРМОНИЯ ГЛАСНЫХ,… … Энциклопедический словарь
- … Википедия
То же, что сингармонизм … Словарь лингвистических терминов
гармония гласных (сингармонизм) - (др. греч. σύν âместе + ´αρμονια связь, созвучие) Явление [гл. обр. в тюркских языках], состоящее в том, что гласным корня определяется характер последующих гласных в аффиксах данного слова: oda комната – odalar комнаты (турецк.) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
- (греч. harmonia, от harmoso приводить в порядок). 1) музыкальное созвучие, согласование, учение об отношениях между интервалами, гаммами, об аккордах, модуляциях в проч. 2) соразмерность частей с целым и между собой в художественных произведениях … Словарь иностранных слов русского языка