Среднемагистральный пассажирский самолет. Авиация россии Программа «Открытое небо»
Два самолёта Ту-214ОН, заказанных Министерством обороны России, используются для инспекционных полетов в рамках договора по открытому небу. По своим характеристикам оба борта не имеют аналогов в мире. Современнейшее оснащение Ту-214ОН отвечает всем условиям договора, однако вызвало опасение американских конгрессменов.
Обеспокоенность конгрессменов
13 апреля 2014 года американская газета Weekly Standard опубликовала письмо, направленное госсекретарю США Джону Керри четырьмя американскими сенаторами - республиканцами Дэном Коутсом (Dan Coats), Джеймсом Ришом (James Risch), демократами Марком Уорнером (Mark Warner) и Мартином Генрихом (Martin Heinrich). В письме говорилось: «За последние несколько лет в России было завершено строительство двух новых самолётов в рамках договора по открытому небу, которые оснащены цифровым фотооборудованием, радаром бокового обзора с синтезированной апертурой и инфракрасной аппаратурой. Как вы знаете, государства - участники договора по открытому небу должны сертифицировать любые новые самолёты, прежде чем они могут быть использованы для наблюдательных полётов в рамках договора.
Мы понимаем, что на предстоящей встрече конгрессменов с представителями Администрации президента США будет рассматриваться и вопрос о российской сертификации. Мы настоятельно рекомендуем вам внимательно оценить последствия этой сертификации для будущих наблюдательных полётов в рамках открытого неба и рассмотреть все мнения ключевых заинтересованных сторон в правительстве США».
15 апреля председатель комитета по делам вооруженных сил Палаты представителей США Говард МакКеон (Howard McKeon) и председатель подкомитета по стратегическим силам этого же комитета Майк Роджерс (Mike Rogers) призвали президента США Барака Обаму отказать новым российским самолётам в праве летать в воздушном пространстве США.
В заметке в Weekly Standard сообщалось, что по словам источника, близкого к конгрессмену Роджерсу, он не написал бы такое письмо, если бы не просьба разведслужб США, «очень встревоженных» возможными последствиями сертификации российских самолётов.
В марте 2016 года американские военные снова выказали своё беспокойство относительно договора Открытое небо. «Это соглашение стало крайне важным компонентом в сфере возможностей России производить сбор разведданных о Соединенных Штатах», – заявил глава Стратегического командования США адмирал Сесил Хейни изданию Defence One.
Причиной беспокойства стал новый комплект датчиков, которыми будут оснащены российские самолёты. Издание отмечает, что использование всего оборудования для этих целей было согласовано обеими сторонами, технологии имеются на рынке в свободном доступе и значительно уступают новейшим разработкам. Более того, изображения, полученные со спутников, как правило, превосходят по разрешению снимки, сделанные с этих самолётов.
Договор позволяет устанавливать более современное оборудование. В частности, российская сторона собирается перейти с плёночных носителей на цифровые. Впрочем, качество при этом осталось неизменным. Тем не менее начальник разведывательного управления Минобороны США генерал-лейтенант Винсент Стюарт считает, что новое оснащение даст России «значительное» преимущество.
Несмотря на данные заявления военных, сенаторов и конгрессменов, Государственный департамент США настоял на соблюдении обязательств договора по открытому небу. Но пока Ту-214ОН не прошел сертификацию и не одобрен Консультативной комиссией по «Открытому небу» и не может применяться для мониторинга, в том числе и для полётов над территорией США. Тем не менее, сертификация самолётов Ту-214ОН должна состояться, после чего они смогут использоваться по назначению.
Договор и самолёты
Договор по открытому небу устанавливает программу безоружных воздушных наблюдательных полётов над всей территорией его участников. Документ предназначен для повышения взаимопонимания и доверия, предоставляет всем участникам, независимо от размера, непосредственную роль в сборе информации о вооруженных силах и деятельности, представляющих для них интерес.
Впервые режим «взаимного воздушного наблюдения» предложил президент США Дуайт Эйзенхауэр председателю Совета министров СССР Николаю Булганину на Женевской конференции в 1955 году. Однако Советский Союз тогда отверг эту концепцию. Обсуждение договора по открытому небу вновь началось по инициативе президента США Джорджа Буша-старшего только в 1989 году между тогдашними членами НАТО и странами Варшавского договора. Его подписание состоялось 24 марта 1992 года в Хельсинки (Финляндия). Договор вступил в силу 1 января 2002 года. На данный момент к нему присоединилось 34 государства: Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Соединенные Штаты Америки, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швеция и Эстония.
Кыргызстан подписал договор, но не ратифицировал. 6 апреля 2012 года Грузия приняла решение о прекращении своих обязательств перед Россией в рамках договора по открытому небу. Канада и Венгрия являются странами-депозитариями договора. Согласно договору к нему могут в любое время присоединиться государства - бывшие республики СССР.
Любые другие страны будут рассматриваться Консультативной комиссией по открытому небу в Вене.
Самолёты и установленная на них аппаратура для инспекционных полётов в рамках договора подлежат обязательным процедурам сертификации и предполётного досмотра, подтверждающим их соответствие стандартам договора. В США для таких полётов официально сертифицирован самолёт OC-135B Open Skies. Канада использует самолёт С-130 Hercules, оснащенный аппаратурой SAMSON. Этой же машиной пользуются Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Греция, Италия, Португалия и Испания. Болгария, Румыния и Украина используют принадлежащие им самолёты Ан-30. Такой же самолёт был у Чехии, но он был выведен из эксплуатации в 2003 году. Швеция использует самолёт SAAB 340 (OS-100), который был сертифицирован в 2004 году.
Россия в рамках договора использует для полётов над европейскими странами самолёт Ан-30Б, а над территориями США и Канады - Ту-154М-ЛК1. С учётом предстоящего вывода из эксплуатации Ту-154 в России был объявлен конкурс на новый самолёт для договора по открытому небу.
«Минобороны планировало в дальнейшем на замену Ту-154 ввести самолёт такого же класса, но с более экономичными характеристиками, - рассказывает заместитель технического директора Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова по специальному оборудованию - филиала ОАО "Туполев" Сергей Шмаров. - Когда обсуждался выбор самолёта, оценивалось удобство размещения бортового специального комплекса, лётные характеристики».
«Рассматривалось несколько вариантов самолета-носителя, - добавляет заместитель главного конструктора авиационной системы наблюдения "Открытое небо" ОАО "Концерн радиостроения "Вега" Владимир Медведев. - В 2005 году начальник вооружения ВВС принял решение использовать Ту-214. Мы выпустили дополнение к техническому заданию, и началась работа по проектированию на базе этого самолёта».
Министерство обороны разместило заказ на производство двух самолётов авиационного наблюдения Ту-214ОН. Головным разработчиком авиационной системы наблюдения «Открытое небо» стало ОАО «Концерн радиостроения "Вега"».
Самолет Ту-214ОН был разработан ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214. Строились самолёты на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова, ставшем в 2014 году филиалом фирмы «Туполев».
1 июня 2011 года в Казани самолёт Ту-214ОН (бортовой номер 64519) совершил первый испытательный полёт. Пилотировал самолёт экипаж во главе с командиром Николаем Капелькиным. После выполнения лётно-конструкторских испытаний в апреле 2012 года начались государственные сертификационные испытания Ту-214ОН.
22 августа 2013 года решением Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета было выдано Дополнение к сертификату типа №СТ196-Ту-214/Д13.
4 июля 2014 года второй самолёт Ту-214ОН (бортовой номер 64525), собранный на Казанском заводе, отправился к месту базирования.
«Иностранцы завидуют России»
Ту-214ОН имеет ряд отличий от базового пассажирского самолёта.
«Доработка касалась изменения как кабины экипажа - введение дополнительного рабочего места штурмана, дополнительного рабочего места оператора - так и размещения бортового авиационного комплекса наблюдения, - рассказывает Сергей Шмаров. - На этом самолёте установлена дополнительная система энергоснабжения. Она позволяет питать отдельно от дополнительного генератора, который установлен на двигателе, специальные бортовые комплексы. Кроме того, эта система позволяет повысить безопасность при выполнении полёта над океаном, обеспечив при аварийной ситуации электроснабжение самолёта в течение 120 минут. Борт 64525 сделан один в один как первый самолёт проекта "Открытое небо" 64519».
«Каждая страна имеет право на создание самолёта наблюдения, но не каждая страна делает такие самолёты, - говорит Владимир Медведев. - Договор по открытому небу предусматривает использование четырёх средств наблюдения. Разрешающая способность аппаратуры не должна быть лучше, чем прописано в договоре».
В качестве оптических средств наблюдения на самолётах Ту-214ОН установлены немецкие цифровые фотоаппараты и телевизионные камеры с разрешающей способностью не лучше чем 30 см. На борту Ту-214ОН также есть локатор бокового обзора с разрешающей способностью три метра. Кроме того, установлена инфракрасная аппаратура, у которой разрешающая способность 50 см. Все эти характеристики были подтверждены во время государственных испытаний.
Первый из двух Ту-214ОН демонстрировался на авиасалонах МАКС в подмосковном Жуковском в 2011 и 2013 годах.
«Его посетили представители десятков государств, которые входят в договор по открытому небу, - уточнил Сергей Шмаров. - Им было сообщено, что при желании эти самолеты могут быть изготовлены и поставлены для них. Также возможно их использование и на условиях аренды».
«Ту-214ОН на сегодня является самым лучшим из всех самолётов, которые созданы в рамках договора, - уверен Владимир Медведев. - Все иностранцы, в том числе и американцы, говорят, что завидуют России, у которой есть такой самолёт. Осталось только теперь ввести его в эксплуатацию».
Сейчас самолёты Ту-214ОН базируется на аэродроме Чкаловский. Летчики и бортовые операторы, которые будут в дальнейшем его эксплуатировать, уже прошли цикл обучения.
Ту-214ОН - это самолёты для проведения легальной разведки. Эти самолёты имеют право летать над всей территорией стран-участниц. Представители России сообщают маршрут полёта, согласовывают его с принимающей стороной, самолёт прилетает за границу, и если нет никаких опасных явлений, главным образом - погодных, то никто не имеет права отказать такому полёту. Лишь высота полёта должна быть такой, чтобы разрешающая способность аппаратуры была не лучше оговоренной.
18 апреля 2014 года США запретили инспекционный пролёт российского самолёта авиационного наблюдения над своей территорией. Такие полёты выполняются регулярно в рамках многостороннего международного договора, подписанного в 1992 году в Хельсинки (ДОН) — программа «Открытое небо». Как заявил представитель МИД России Александр Лукашевич, США занимают «крайне неконструктивную позицию в отношении освидетельствования российской цифровой аппаратуры наблюдения».
Журнал «The Free Beacon», ссылаясь на неназванного сотрудника госдепа США поясняет: сотрудники разведслужб США и конгрессмены хотят, чтобы администрация Барака Обамы отказалась сертифицировать «новые российские самолеты-наблюдатели с цифровыми сенсорами, в том числе новейшими радарами, которые позволяют самолету „видеть“ сквозь здания» (формулировки журнала).
Такое развитие событий не могло пройти мимо начинающего эксперта в сфере военной авиаразведки — армейского репортёра Александра Рошки. Он отправился на завод, где строятся самые современные самолёты авиационного наблюдения России, разработанные в ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214 — Казанский авиазавод им. С.П. Горбунова, который входит в Объединенную авиастроительную корпорацию.
Формально эта поездка была приурочена к одному важному событию — передача второго самолёта линейки Ту-214ОН на вооружение ВВС России. Впрочем, начну всё по порядку.
Сразу скажу, что ограничений по времени у нас не было. На знакомство с самолётом «шпионом» — Ту-214ОН и изучением процесса модернизации сверхзвуковых ракетоносецев-бомбардировщиков Ту-22М3 пресс-служба завода выделила два дня.
Первым в программе был заявлен Ultra сложный для американцев TU-214OS. Почему его так боятся американцы, я попытался выяснить с помощью трёх специалистов. Заместителя технического директора Казанского авиационного завода Сергея Шмарова, Представителя ОАО «Концерн радиостроения „Вега“» — заместителя главного конструктора системы наблюдения «Открытое небо» Владимира Медведева и Старшего инженера-инспектора ВВС России — подполковника Олег Луцива.
До сегодняшнего дня в составе ВВС России по программе «Открытое небо» работали 7 самолётов: пять — Ан-30Б, один — Ту-154МЛК, один — Ту-214ОН. Теперь в строю будут служить два современных Ту-214ОН.
О предназначении и некоторых технических характеристиках этого самолета говорил Сергей Шмаров:
Слева направо: Заместитель технического директора Казанского авиационного завода Сергей Шмаров, Представитель ОАО «Концерн радиостроения „Вега“» — заместитель главного конструктора системы наблюдения «Открытое небо» Владимир Медведев
«Ту-214 это модернизация Ту-204 «двести». Во время сертификации было принято решение присвоить наименование самолёту — Ту-214. В чем его отличия от «двухсотчетвертого»? Внедрена механизированная контейнерная погрузка в БГО (багажно-грузовой отсек), модернизированы и усилены шасси, установлена вторая дополнительная дверь (возле двигателя). Внесены изменения в компоновку самолета — размещение стеллажного оборудования. В средствах механизации применены композитные материалы (руль высоты, руль направления, предкрылки, закрылки, зализы крыла, створки шасси). Эти и многие другие дополнительные новшества позволили облегчить вес самолёта и повысить его взлетную массу до 110,7 тонн. Кроме того дальность полёта была увеличена до 7200 км.
Что касается изменений для «Открытого неба», то это ноу-хау по внедрению дополнительной системы энергоснабжения. Система позволяет отдельно питать специальные бортовые комплексы при помощи дополнительных генераторов. С помощью этой системы мы увеличили полет самолёта в аварийной ситуации до 120 минут, что соответствует требованиям ETOPS. Оба самолёта (бортовые номера 64519 и 64525) по этой программе близнецы-братья. Единственное не свершившееся отличие — на первый самолет планировали установку плёночных фотоаппаратов, но затем установили цифровые.
По контракту поставка предусматривает только две машины этой модификации. Этот тип самолета в 2005 году выбрало Минобороны (начальник вооружения ВВС принял такое решение). Предусматривалась плановая замена Ту-154 самолетом такого же класса, но с более экономичными характеристиками.
Очень осторожно, но рассматривается вопрос о закупки Ту-214ОН иностранцами для программы «Открытое небо». Во время проведения двух МАКСов представители десятка стран интересовались этим самолётом (в том числе арендой).
Об авиационной системе наблюдения, установленной на Ту-214ОН, информацией делился Владимир Медведев:
«В реализации программы «Открытое небо» принимают участие 34 страны (Европейские страны, США и Канада). Договор позволяет создавать самолёты наблюдения и летать над странами, подписавшими договор. Каждая страна имеет право, но не всегда делает это. Этот самолет, по мнению многих специалистов, является лучшим среди действующих самолётов наблюдения. Все иностранцы завидуют нам с этим самолётом. Теперь дело осталось за освидетельствованием аппаратуры этого самолета — очень трудный и емкий процесс работы. Этим будут заниматься специалисты Минобороны. Если они нас привлекут — то мы им поможем. Первый самолёт пока за границей не летает и базируется в Чкаловском. В конце прошлого года его передали в эксплуатацию. За это время лётчики и бортовые операторы прошли специальный курс обучения.
«Открытое небо» предусматривает несколько видов средств наблюдения, согласованных всеми странами участницами. Особенностью этих средств является разрешающая способность аппаратуры — качество аппаратуры, которое не должно быть лучше, чем прописано в договоре. Для оптических средств это фотоаппаратура с разрешающей способностью не лучше, чем 30 см. На локаторе бокового обзора разрешающая способность 3 метра. На инфракрасной аппаратуре — 50 см.
За границей такие самолёты могут летать только в мирное время. Самолёт сделан сугубо для контроля военной инфраструктуры других стран — легальная разведка. Квота России — 42 полёта над странами (над Европой пока летает Ан-30Б, над США и Канадой Ту-154). Фотоаппараты немного не дотягивают по зонам захвата по требованию наших потребителей, но три фотоаппарата (один центральный и два боковых) в сумме обеспечивают нужную зону покрытия.
У всех самолётов зарубежных стран в основном стоят простые плёночные фотоаппараты. Если говорить о самолётах, то у «турок» и «шведов» достаточно неплохие борта. Самолеты этого назначения имеют право летать везде по ранее согласованному маршруту. Если нет опасных явлений, никто не имеет право отказать в полёте. Высота полета должна быть такая, чтобы разрешающая способность была не лучше чем указана в договоре. Например для плёночного фотоаппарата разрешающая способность в 30 см. достигается на высоте 3 км. (ниже он не имеет право включать эту аппаратуру). Если эта конфигурация Ту-214ОН будет полностью освидетельствована иностранцами, то самолет будет допущен для полетов за границей».
Об управлении самолётом и программе «Открытое небо» коротко отозвался подполковник Олег Луцив:
«В мои обязанности входит обучение экипажа на этих типах самолетов. В этой конфигурации Ту-214ОН экипаж пять человек — к пилотам добавились штурман и бортовой радист. По сравнению с „тушками“, „илами“ и „анушками“ прошлых лет могу сказать только одно — стало меньше гидромеханики и больше электроники. Так и хочется иногда педаль вдавить в пол. Американцы до сих пор почему-то летают на Боингах 707. Что касается самой программы „Открытое небо“, то я летал во многих странах и мне кажется, что это надо только нам и американцам. Это некая альтернатива спутниковому слежению!».
Продолжение следует.
Ту-214 ОН – флагман флотилии «Открытого неба»
В России создана лучшая в мире авиационная система наблюдения для реализации международного договора
Владимир ВЕРБА
Договор допускает наличие у каждого государства-участника специального «самолета наблюдения», оснащенного аппаратурой наблюдения, состав и характеристики которой ограничены. С помощью этого самолета можно совершать наблюдательные полеты над территорией других стран, подписавших ДОН, и наблюдать за перемещениями войск, состоянием портов и крупных железнодорожных узлов, т.е. контролировать деятельность вооруженных сил другого государства. Перед допуском к наблюдательным полетам, самолет и аппаратура наблюдения проходят международную сертификацию. Во время полета маршрут самолета и работа аппаратуры контролируются представителями наблюдаемой стороны.
На первом этапе реализации договора (до 1 января 2006 г.) полеты проводились с использованием только аэрофотоаппаратов. Государства-участники оборудовали самолеты различных классов, состоящие на вооружении собственных ВВС. Так, США выделили для этих целей самолет специального назначения OS-135 (на базе Boeing 707), Германия –
Ту-154М (к сожалению, погиб в 1997г.), Великобритания – Andover. Страны Западной Европы выбрали один и тот же тип самолета (С-130 различных модификаций), объединившись в так называемую «контейнерную группу» (общая аппаратура наблюдения размещена в контейнере, подвешенном под левым крылом самолета). Государства Восточной Европы оснащали аппаратурой наблюдения самолеты советского производства типа Ан-30Б или Ан-26. Один из лучших сегодня самолетов наблюдения на базе испанской платформы Casa создала Турция.
России приходится иметь два типа самолетов. Один – для длительных транзитных перелетов и больших по протяженности наблюдательных полетов над территорией США и Канады (Ту-154М ЛК-1), второй – для полетов над небольшими по территории странами Западной Европы (Ан-30Б).
С 1-го января 2006 г. стартовал второй этап реализации ДОН. На нем, согласно ранее достигнутой государствами-участниками договоренности, возможно использование всего спектра аппаратуры наблюдения, разрешенной договором. Это обстоятельство пробудило интерес к аппаратуре, не являющейся фотоаппаратами. Стала возможной цифровая форма записи информации на борту самолета наблюдения.
Создание авиационной системы наблюдения (АСН) в России специальным постановлением правительства РФ поручено ОАО «Концерн «Вега» совместно с рядом предприятий-соисполнителей. Работа проводится во взаимодействии с Национальным центром по уменьшению ядерной опасности (верификационным центром) Минобороны РФ.
Со стороны МИД России в разработке активное участие принимает департамент по вопросам безопасности и разоружения, оперативно решая все международно-правовые вопросы, связанные с созданием самолета. Весь комплекс работ по проектированию и строительству Ту-214 ОН постоянно находится в сфере внимания Совета безопасности России и лично контролируется президентом РФ Дмитрием Медведевым.
Автоматизированное рабочее место оператора. |
Высшие органы государственного управления страны оказывают существенную поддержку создателям авиационной системы наблюдения «Открытое небо», считая ее важным элементом в системе международных договоров, заключенных Россией и направленных на повышение безопасности и сотрудничества в области контроля над военной активностью стран-участниц ДОН.
Договор ограничивает конфигурацию аппаратуры наблюдения не только ее четырьмя типами, но и максимальной разрешающей способностью на местности каждого типа аппаратуры наблюдения. Все ограничения примерно соответствовали разрешению аппаратуры, применявшейся на спутниках.
Аэрофотоаппараты самолета (панорамный и кадровые) с разрешением 30 см позволяют детально фиксировать природные и искусственные объекты, а также определять их некоторые физические характеристики. Достижение договоренности о применении цифровых аэрофотоаппаратов (видеокамер) увеличило возможности фотографирования. К ним добавилась спектрозональная и цветная фотография. Видеокамеры особенно полезны при полетах на малых высотах под облаками.
Применение бортовых ИК-систем с допустимым разрешением 50 см позволяет в короткие сроки получать данные о распределении температуры земной поверхности и решать задачи, которые не могут быть эффективно решены традиционными методами аэрофотосъемки. При небольших высотах полета ИК-системы обеспечивают всепогодность контроля.
Использование РЛС бокового обзора значительно повышает эффективность аппаратуры наблюдения за счет возможности проведения съемок в ночное время и в условиях облачности. Радиолокационная информация находит самостоятельное применение в ряде задач, кроме того, она может использоваться совместно со съемкой в ИК и видимом диапазонах.
1-го июня этого года совершил первый полет самолет наблюдения Ту-214 ОН, построенный в ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» совместно с ОАО «Туполев» под общим руководством ОАО «Концерн «Вега». В настоящее время самолет проходит летно-конструкторские испытания и его планируется показать на МАКС-2011. Это первый в истории ДОН самолет, оснащенный всеми видами разрешенной аппаратуры наблюдения. Таким образом, Россия выходит на передовые позиции среди государств-участников договора.
В 2010 г. на обзорной конференции по «Открытому небу» сообщение российской делегации о ходе работ по созданию самолета Ту-214 ОН вызвало большой интерес участников, особенно со стороны США. Информация о первом испытательном полете на заседании консультативной комиссии ДОН была положительно воспринята всеми участниками встречи. Ряд ведущих международных экспертов проявил желание более полно ознакомиться с его возможностями во время демонстрации самолета на авиасалоне МАКС-2011.
Отсек аэрофотоаппаратуры. |
Экипаж самолета состоит из 5 человек: командира экипажа, второго пилота, бортинженера, штурмана и радиста-переводчика. В кабине экипажа предусмотрено место для контролера от наблюдаемой стороны. Руководитель миссии вместе с руководителем группы сопровождения от наблюдаемой стороны занимают отдельный салон. Они имеют возможность наблюдать за работой аппаратуры с помощью двух выносных дисплеев, аналогичных дисплеям операторов.
Пять автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединенных локальной сетью, размещаются в отсеке операторов аппаратуры наблюдения. Каждое АРМ имеет два монитора, на одном из которых показана карта, местоположение самолета и зона наблюдения работающей в данный конкретный момент аппаратуры, информация об условиях полета и другая рабочая информация, а на втором – получаемое аппаратурой изображение в реальном масштабе времени. АРМ также ведет постоянную цифровую запись видеоинформации и полностью управляет аппаратурой наблюдения. Работа оператора находится под контролем представителя наблюдаемой стороны.
Сама аппаратура наблюдения расположена в двух багажных отсеках. Аэрофотоаппараты и видеокамеры – в переднем отсеке со специальными иллюминаторами, которые при взлете и посадке защищены сдвигающимися в полете при включении аппаратуры шторками. В заднем отсеке размещен радиолокатор бокового обзора с синтезированной апертурой, ИК аппаратура и специальная навигационная система аннотирования получаемой информации. Под самолетом расположена антенна радиолокатора, защищенная радиопрозрачным обтекателем.
Система жизнеобеспечения включает в себя купе для отдыха сменного экипажа, кухни и туалеты. Общее число членов миссии и группы сопровождения в наблюдательном полете может достигать 31 человека, в транзитном перелете – 56 человек.
ОАО «Концерн «Вега» создал самую полную и самодостаточную на сегодняшний день АСН в мире. Она включает в себя не только самолет с аппаратурой, но и наземный комплекс обработки полученных данных, контрольные тест-объекты для проверки характеристик аппаратуры наблюдения (и их ограничений) в полете и учебно-тренировочные средства. Последние позволяют обучать обслуживающий персонал самолета, бортовой и наземной аппаратуры. Эта система может применяться не только для реализации ДОН, но и для патрулирования пограничных районов, а также в интересах Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Создание самолета стало крупным успехом всей кооперации предприятий-разработчиков, авиастроителей, органов государственного управления. Концерн «Вега» как головной разработчик АСН ОН выражает глубокую благодарность всем специалистам и организациям, принимающим участие в этой работе, и уверен, что в дальнейшей деятельности по эксплуатации и усовершенствованию системы будет сохранен высочайший уровень организационного и технического взаимодействия участников проекта.
ОАО «Концерн «Вега»
ОАО «Концерн «Вега» – курс на инновации!
Концерн радиостроения «Вега» (ОАО «Концерн «Вега») – предприятие, ориентированное на инновационный путь развития. Концерн представляет собой интегрированную структуру (20 предприятий), создающую широкий спектр радиоэлектронных изделий и систем военного, гражданского и двойного назначения. Целью инновационной деятельности Концерна является повышение конкурентоспособности и коммерциализации результатов за счет осуществления технического перевооружения, внедрения новых, прогрессивных технологий, продуктов, решений, материалов и комплектующих.
Основные направления реализации поставленной цели определены в утвержденной «Программе инновационного развития ОАО «Концерн «Вега» на 2011-2017 годы». В ней предусмотрено формирование новых и реорганизация существующих структур Концерна, нацеленных на инновационное развитие всей интегрированной структуры и достижение намеченных ключевых показателей эффективности:
Создание инновационного комитета;
Модернизация корпоративных подразделений для обеспечения управления полным инновационным процессом (от инвестирования и разработки до маркетинга и коммерциализации);
Модернизация структур предприятий Концерна, для обеспечения реализации полного инновационного процесса в тесной кооперации;
Организация корпоративного инвестиционного фонда;
Организация центра по инноватике;
Организация корпоративного торгового дома для коммерциализации результатов деятельности;
Создание структур по взаимодействию с институтами развития, ВУЗами.
В настоящее время Концерн уже активно работает над исполнением программы:
Одно из предприятий Концерна – ОАО «ИМЦ Концерна «Вега» – выделен в качестве Центра по инноватике и содержит ряд профильных инновационных центров компетенции;
В Концерне создан научно-образовательный центр «Авиационно-космические радиоэлектронные системы», который дополняет и развивает существующие взаимодействия с ВУЗами;
Концерн вошел в четыре технологические платформы как профессиональный и компетентный участник;
Концерн совместно с МГУ им. Ломоносова учреждает малое инновационное предприятие (МИП), которое позволит привлекать разработчиков различных инноваций в области медицинской техники. Незамедлительность активизации работ в этом направлении следует из выступлений председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина, в которых 2011 г. назван «Годом медицины»;
В 2014 году российские ВВС пополнятся новым самолетом-разведчиком Ту-214ОН, который будет использоваться для реализации Договора по открытому небу. Данный самолет оснащен современным бортовым комплексом авиационного наблюдения (БКАН), который был создан инженерами российского концерна радиостроения «Вега». Ту-214ОН (Открытое небо) - самолет комплексной разведки, он был создан специалистами ОАО «Туполева» на базе пассажирской версии самолета Ту-214. Данная машина должна заменить устаревшие самолеты Ан-30 и Ту-154. На сегодняшний день построено всего 2 самолета Ту-214ОН - закончены в мае 2011 года и в декабре 2013 года соответственно. Свой первый полет самолет совершил 1 июня 2011 года.
Впервые данный самолет был показан широкой общественности во время международного авиасалона МАКС-2011. Появление на авиасалоне этого самолета вызвало широкий общественный резонанс. Во время работы авиасалона с самолетом Ту-214ОН успели познакомиться представители США, Канады, Италии, Норвегии. Все эксперты дали российской машине только высокие оценки. Ту-214 является специальной модификацией гражданского лайнера Ту-214, основное его предназначение - это совершение инспекционных полетов в рамках программы «Открытое небо».
Стоит отметить, что Ту-214ОН стал первым отечественным самолетом, с которого были сняты ограничения по применению оборудования зарубежного производства в составе бортового комплекса наблюдения. Установленный на борту самолета комплекс включает весь разрешенный договором комплекс средств наблюдения, аппаратуру контроля и управления этими устройствами, а также различное оборудование отображения и записи всей полученной во время совершения наблюдательных полетов информации с сохранением ее на жестком магнитном диске компьютера. Цифровая видео- и фотоаппаратура находятся в нижнем отсеке Ту-214ОН, который имеет специальные иллюминаторы, закрываемые шторками с механизированным управлением.
После завершения полета вся полученная информация при помощи аппаратуры наземного комплекса обработки и сбора данных переводится в единый цифровой формат, который был принят всеми государствами участниками ДОН. Принятие на вооружение самолетов Ту-214ОН, выполняющих важную государственную задачу инспекционного контроля в рамках действующих международных соглашений, позволит решать ее на самом современном на данный момент технологическом уровне.
Сердцем самолета является Бортовой комплекс авиационного наблюдения (БКАН), который был создан специалистами концерна «Вега». Данный разведывательный комплекс предназначен для получения изображений местности, записи и документирования полученной информации, управления имеющимися на борту средствами наблюдения и создания навигационной информации для средств наблюдения.
В состав БКАН были включены панорамная и кадровая аэрофотоаппаратура, инфракрасные и телевизионные камеры, а также РЛС бокового обзора. Согласно международным договоренностям разрешение ТВ-камеры и фотоаппаратуры составляет 30 см, для ИК-камеры - 50 см, для РЛС бокового обзора - 3 м. Аэрофотокомплекс установлен в носовой части фюзеляжа самолета на его нижней палубе. Полоса захвата РЛС составляет от 4,7 до 25 км, а зона обзора - до 50 км. ИК-аппаратура наблюдения была расположена в центроплане Ту-214ОН. Ее диапазон углов обзора равен 130 градусам, а ширина полосы сканирования местности составляет 4,6h (h - это высота полета самолета по радиовысотомеру).
В состав установленного на самолете комплекса наблюдения включены 3 камеры: две боковых КТБО-6 и центральная широкоугольная КТШ-5. При этом угол обзора КТШ-5 составляет 148 градусов, а ширина сканирования на местности равна - 6,6h. Угол обзора КТБО-6 составляет от 8,5 градусов в узком фокусе до 20,1 градуса в широком фокусе с диапазоном углов визирования 60 градусов. Помимо этого Ту-214ОН оснащен бортовым счетно-вычислительным комплексом, основной задачей которого является управление и контроль за установленными на борту средствами наблюдения, а также для показа в режиме реального времени информации со всех средств наблюдения и ее запись. В состав БЦВК самолета включено 5 полностью автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединенных между собой с помощью локальной сети.
Экипаж Ту-214ОН включает в себя 5 человек: командир экипажа, второй пилот, штурман, бортинженер, радист-переводчик. Помимо этого в кабине экипаже есть дополнительное место, которое предназначено для контролера от наблюдаемой стороны. Руководитель миссии совместно с руководителем группы сопровождения от наблюдаемой стороны располагаются в отдельном салоне. Оба обладают возможностью следить за работой, установленной на борту аппаратуры, с помощью двух выносных дисплеев, которые аналогичны тем, что используются операторами.
Все 5 АРМ расположены в специальном отсеке операторов аппаратуры наблюдения. Каждое из этих мест имеет по 2 монитора. Один из мониторов показывает получаемое установленной аппаратурой изображение в режиме онлайн, а второй выводит информацию о местоположении самолета, зоны наблюдений работающей в это время аппаратуры, карту, информацию об условиях полета и другую рабочую информацию. АРМ также обеспечивает запись цифровой видеоинформации и управление установленной на борту аппаратурой наблюдения. При этом работа операторов комплекса контролируется представителями наблюдаемой стороны.
Вся аппаратура наблюдения находится в двух багажных отсеках. В переднем отсеке находятся видеокамеры и аэрофотоаппараты, в заднем отсеке расположен радиолокатор бокового обзора с синтезированной апертурой, специальная навигационная система, а также ИК-аппаратура наблюдения. Непосредственно под самим самолетом находится антенна радиолокатора, которая надежно защищена с помощью радиопрозрачного обтекателя. На борту имеется развитая система жизнеобеспечения, которая включает в себя кухни, туалеты, а также купе для отдыха сменного экипажа. Всего на борту самолета во время совершения наблюдательного полета может находиться 31 человек (члены миссии и группы сопровождения), в транзитном полете Ту-214ОН может принять 56 человек.
Стоит отметить, что специалистам ОАО «Концерн «Вега» удалось построить наиболее самодостаточную и полную на данный момент систему наблюдения. Данная система включает в себя не только Ту-214ОН, но также и расположенный на земле комплекс для обработки полученных данных, учебно-тренировочные средства, контрольные тест-объекты для осуществления проверки характеристик аппаратуры наблюдения. Важно подчеркнуть тот факт, что имеющаяся на борту аппаратура может использоваться не только в рамках ДОН, но и для осуществления патрулирования пограничных районов России, а также в интересах МЧС.
Установленная на борту Ту-214ОН аэрофотоаппаратура позволяет делать снимки, детально фиксируя искусственные и природные объекты, а также определять некоторые их физические характеристики. Договоренность о возможности применения цифровых фото-и видеокамер расширила возможности комплекса. Видеокамеры особенно полезны во время выполнения полетов на небольших высотах под облаками. Также самолет в состоянии делать спектрозональные и цветные фотоснимки.
Использование бортовых ИК-систем позволяет наблюдателям очень быстро получить информацию о распределении температуры земной поверхности, что способствует решению тех задач, которые не могут быть эффективно решены с помощью обычной фотосъемки. Помимо этого ИК-системы обеспечивают Ту-214ОН всепогодность контроля при выполнении полета на малых высотах.
Применение РЛС бокового обзора существенно увеличивает эффективность установленной на борту аппаратуры наблюдения за счет возможности осуществления съемки в условиях облачности и в ночное время. Помимо этого радиолокационная информация находит самостоятельное применение в некоторых задачах. Также она может применяться совместно со съемкой в видимом и в ИК диапазонах.
Программа «Открытое небо»
Договор по открытому небу, или, как его сокращенно называют, ДОН, был подписан еще 24 марта 1992 года. Подписание договора состоялось в столице Финляндии, где его подписали представители 23 государств-членов ОБСЕ. В мае 2001 года данное соглашение было ратифицировано в России. В настоящее время насчитывается уже 34 страны участницы Договора по открытому небу. Целью заключения данного договора было укрепление доверия между странами мира с помощью совершенствования механизмов, обеспечивающих контроль за военной деятельностью. Согласно данному документу, участники договора получают возможность совершать разведывательные облеты территорий друг друга.
Раннее, 19 февраля 1988 года, был образован Центр обеспечения реализации договоров о сокращении вооружений ВВС. На данный момент центр состоит из управления и 3-х отделов, данный центр подчиняется непосредственно главнокомандующему ВВС страны. «На территории России с участием офицеров данного центра, каждый год проводится до 60 сопровождений иностранных инспекционных миссий и групп, одновременно с этим на территории иностранных государств выполняется до 41 наблюдательного полета и до 15 инспекций согласно ДОН», - рассказывает официальный представитель военно-воздушных сил РФ полковник Игорь Климов.
С 2010 года данный Центр осуществляет руководство российскими группами сопровождения иностранных миссий стран-участниц ДОН на территории РФ. Наблюдательные полеты над территорией нашей страны ведутся при помощи специализированных самолетов наблюдения С-130, SAAB-340В, ОС-135В, CN-235, Ан-26 и Ан-30. Над территорией иностранных государств-участников на самолетах наблюдения Ту-154М-ЛК1 и Ан-30Б. По словам Игоря Климова, в конце прошлого года для реализации ДОН ВВС России получили новый самолет-разведчик Ту-214ОН. В 2014 году на вооружение ВВС должен поступить еще один самолет данного типа, в настоящее время осуществляется его приемка.
Летно-технические характеристики Ту-214ОН:
Габариты: размах крыла - 42,0 м, длина - 46,02 м, высота - 13,9 м, площадь крыла - 182,4 м.
Масса самолета максимальная взлетная - 110 750 кг, масса пустого - 59 000 кг.
Силовая установка - 2 ТВРД ПС-90А тягой 2х16 000 кгс.
Крейсерская скорость - 850 км/ч.
Практическая дальность - 6500 км.
Практический потолок - 12 000 м.
Экипаж - 5 чел.
Источники информации:
http://rostec.ru/news/4226
http://www.oaokapo.ru/product/planes/tu-214-on.php
http://www.oborona.ru/includes/periodics/defense/2011/0718/13536870/detail.shtml
http://www.airwar.ru/enc/spy/tu214on.html