Восприятие в младшем школьном возрасте. Особенности восприятия формы младшими школьниками. провести опытно-экспериментальную работу по развитию восприятия младшего школьника
Развитие восприятия. Развитие памяти. Развитие внимания.
5.1. Развитие восприятия
Способность ребенка успешно включиться в процесс школьного обучения во многом зависит от уровня развития его восприятия, или сенсорного развития.
Восприятие является основой познавательной деятельности, поэтому нормальное умственное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Как правило, дети, поступающие в школу, обладают достаточным уровнем сенсорной культуры 1 . У них имеются довольно полные представления о сенсорных эталонах.Сенсорные эталоны - это созданные человеческой культурой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Так, для зрительного восприятия выработаны сенсорные э т а л о н ы ц в е т а - хроматические цвета - 7 основных цветов спектра и их оттенки; ахроматические цвета - белый, серый, черный; этал о н ы формы - геометрические фигуры; э т а л о н ы в е л и ч и н ы - метрическая система мер. В области слухового восприятия эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка. Соответствующие эталоны существуют во вкусовом, обонятельном восприятии.
К концу дошкольного возраста ребенок может пользоваться сенсорными эталонами как своеобразными едини" Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.
цами измерения, мерками при оценке различных свойств окружающих предметов. Он различает цвета, формы, величину предметов, их расположение в пространстве; может правильно назвать цвета и формы предметов, верно соотнести их по величине; умеет изобразить основные формы, раскрасить изображение в заданный цвет.
Развитое восприятие имеет принципиальное значение для усвоения школьных дисциплин. Так, формирование элементарных математических представлений предполагает знание геометрических форм, умение сравнивать по величине. Для усвоения грамоты (первоначальных навыков письма и чтения) огромную роль играет фонематический слух, позволяющий дифференцировать звуки родной речи, а также способность к точному зрительному восприятию начертаний букв. Например, встречающаяся иногда у детей замена букв или цифр, похожих по написанию (и - н, 9 и 6 и др.), может быть обусловлена недостатками в развитии зрительного восприятия. Уроки природоведения, рисования, труда, физкультуры также требуют развитого восприятия.
Психологические исследования показывают, что к началу младшего школьного возраста восприятие детей, несмотря на его большие возможности, еще очень несовершенно. Это связано с тем, что примерно до 7 лет восприятие ребенка носит глобальный характер: в сложной фигуре ребенок воспринимает только впечатление целого, без анализа частей, без синтеза их отношений. По словам Ж.Пиаже, ребенок хочет увидеть сразу все.
Слабая дифференцированность восприятия в начале младшего школьного возраста проявляется и в том, что дети, так же как и в дошкольном возрасте, выделяют при рассматривании предметов наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства. Напомним, что описанные ранее феномены Ж. Пиаже обусловлены доминированием в восприятии отдельных признаков, без учета и соотнесения их с остальными.
Совершенствование детского восприятия происходит по пути развития перцептивной активности ребенка. Перцептивная активность предполагает целенаправленное, систематическое исследование воспринимаемого предмета с целью выделения и анализа наиболее существенных его признаков и построения на этой основе целостного образа. Так, при зрительном восприятии предмета или его изображения глаз совершает многочисленные обследующие движения вдоль контура рассматриваемой фигуры с фик-400
сацией наиболее примечательных, важных для ее опознания частей.
Исследования показывают, что перцептивные действия развиваются с возрастом: в частности, дети 9-10 лет лучше исследуют фигуры, устанавливают связи между частями изображения и в целом производят рассматривание более точно и адекватно, чем дети 5-6 лет 1 .
Более высокая целенаправленность, управляемость восприятия в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что под влиянием развивающегося мышления «восприятие становится думающим». Именно это позволяет ребенку успешно анализировать различные свойства предметов и сопоставлять их друг с другом (анализирующее восприятие).
Для того чтобы младшие школьники более точно анализировали качества воспринимаемых объектов, их необходимо специально обучать наблюдению. Как отмечает Л.Ф. Обухова, «молодые учителя часто недооценивают те трудности, которые испытывает ребенок при восприятии нового объекта. Нужно учить детей рассматривать объект, нужно руководить восприятием. Для этого у ребенка необходимо создавать предварительное представление, предварительный поисковый образ для того, чтобы ребенок смог увидеть то, что нужно. Примеры этого просты, они вырабатываются тысячелетиями: необходимо указкой вести взор ребенка за собой. Мало иметь наглядный материал, нужно научить его видеть» 2 .
При соответствующем обучении к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее восприятие, позволяющее (с опорой на интеллект) устанавливать связи между элементами воспринимаемого. На этом этапе развития восприятия ребенок способен не только дать точное, целостное описание изображения (например, картинки), но и дополнить его объяснением изображенного события или явления.
Проблема управления восприятием в младшем школьном возрасте непосредственно связана с вопросом о наглядности в обучении. Принцип наглядности является одним из основных в начальной школе. В целом он адекватен особенностям психического развития младших школьников, мышление которых, особенно на первых этапах обучения, имеет преимущественно наглядно-образный харак- 1 См.: Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1981.
2 Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М., 1996. - С. 281.
14 Дубровина 4 0 1
тер и опирается на восприятие конкретных признаков предметов.
Однако парадокс заключается в том, что наглядность учебного материала может не только помогать, но и препятствовать процессу усвоения знаний, затруднять возможность выделения учебной задачи, овладения мыслительными действиями.
Можно выделить по меньшей мере две функции наглядного материала в учебном процессе:
обогащать впечатления учащихся, расширять их чувственный опыт, делать более живыми, конкретными, красочными и точными представления о недостаточно известном круге явлений (демонстрация фотографий и кинофильмов о живой природе, исторических событиях и т.п.);
решать конкретную педагогическую задачу (при обучении счету, на уроках русского языка и т.п.).
Именно во втором случае существует вероятность того, что наглядный материал не будет выступать для учащихся опорой, средством для совершения необходимых умственных действий, а станет восприниматься ими непосредственно как самостоятельный предмет восприятия и умственной активности.
Это хорошо иллюстрирует пример, приведенный А.Н. Леонтьевым. Для урока математики учитель тщательно подготовил таблицы, которые должны были служить пособием при изучении в 1 классе чисел и операций с количествами в пределах десятка. Таблицы эти отличались не принципом построения, а тщательностью выполнения и характером изображенных на них предметов. Так, на одной таблице были изображены танки и зенитные пушки, что, по замыслу преподавателя, делало данное пособие интересным, легко привлекающим внимание учащихся, максимально конкретным и жизненным (дело происходило в годы Великой Отечественной войны).
Тем не менее с психологической точки зрения это замечательно выполненное пособие оказалось не вполне грамотным, так как не могло обеспечить решение той педагогической задачи, которую ставил учитель - обучить детей счету. Ярко раскрашенные, «почти как настоящие» танки интересовали детей куда больше, чем счетные операции. Счет требует абстрактного действия, отвлечения от предметного содержания, а это тем труднее, чем оно богаче. Как отмечал А.Н.Леонтьев, «считать неинтересные карандаши ребенку психологически легче, чем считать ин-402
тересные танки. Когда ребенок отвлечен от формального количественного признака другими, содержательными признаками тех же предметов, то овладеть его активностью даже труднее, чем в том случае, когда он отвлечен чем-нибудь посторонним, когда он, например, просто смотрит в окно, здесь можно потребовать, чтобы он смотрел на доску; в первом же случае все его внимание сосредоточено на пособии, но в его сознании не количества, не соотношения их, а военные образы; будучи внешне обращен к тому же, что и учитель, внутренне он идет, однако, не за ним, а за предметным содержанием, изображенным на таблице» 1 .
Таким образом, при использовании наглядного материала необходимо соотносить его содержание и форму презентации с конкретной педагогической задачей.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ.
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ. |
Рубрика (тематическая категория) | Психология |
Сенсорное развитие в младшем школьном возрасте. Особенности восприятия младших школьников. Восприятие времени и пространства учениками 1-4 классов. Развитие наблюдения и наблюдательности.
Сенсорное развитие в младшем школьном возрасте.
Трудности, которые испытывает ребенок в школе часто бывают обусловлены неразвитостью познавательной сферы личности (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения). Ребенок иногда и хочет учиться, но не может из-за недостатков отдельных психических познавательных процессов, либо из-за пристрастия к определенному виду познавательной деятельности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ учителя обычно не учитывают. К примеру, у конкретного школьника есть форме, а в наше школе резко доминирует словесный способ предрасположенность к лучшему усвоению учебного материала в наглядно-образной преподнесения знаний.
В случае если в детском саду развитию ощущений и восприятия уделяется достаточно внимания, то уже в начальной школе многие педагоги считают, что сенсорное воспитание должно осуществляться только в дошкольном возрасте, и лишь отчасти, в младшем школьном. Делаются неверные выводы, что формирование чувственного познания в основном виде происходит в данный возрастной период, а дальше не происходят.
Ощущение - ϶ᴛᴏ простейший психический процесс, возникающий при непосредственном действии раздражителя на органы чувств и заключающийся в отражении отдельных свойств этого раздражителя.
Учёт индивидуальных особенностей сенсорики школьника позволит улучшить процессы не только чувственного познания, но и мышления, памяти, воображения ученика. При обучении желательно воздействовать не на один, а на несколько анализаторов. Для решения этой задачи в американской школе начал вводиться новый способ подачи информации учащемуся, получивший название мульти–медиа. Он дает возможность с помощью компьютеризированных средств обучения вводить учебную информацию через несколько анализаторов.
Вместе с тем, желательно учителю знать, имеются ли в классе дети с дефектами того или иного анализатора: близорукие, дети с цветовой слепотой, слабослышащие. Таким детям нужна консультация с дефектологом, предоставлять им наилучшие для приема информации места в классе, преподносить учебный материал, учитывая особенности их зрительного или слухового аппарата͵ проверять правильность усвоения сообщаемых знаний, знать о возможных ошибках, возникающих в связи с дефектами анализатора, и не снижать оценку за них и т.д.
Педагогу важно помнить, что развитие сенсорики важно не только само по себе. Она тесно связана со всей личностью человека. Эту проблему имел ввиду прежде всего Г. Фехнер, начиная изучение ощущений. Говоря о личности, можно отметить тесную связь ощущений с информационными потребностями. Еще Песталоцци писал: ”Глаз хочет видеть, а сердце – любить”. Информационные потребности очень сильны. Это наглядно выявляется при сенсорной депривации, ᴛ.ᴇ. при ограничении потока сенсорной информации в мозᴦ. Сенсорная депривация подробно изучалась в космической медицине и психологии. Экспериментальные данные подтверждаются и житейскими наблюдениями. Во время Великой Отечественной войны многие родители, находившиеся с детьми на оккупированной территории, прятали их от посторонних глаз в сараях, кладовых, запрещали гулять по улице. Выявлено, что такие дети начинали заметно отличаться от своих благополучных сверстников снижением общего уровня умственного развития.
Проблемой изучения и развития сенсорной сферы занимался Л.А. Венгер на детях дошкольного возраста.
Особенности восприятия младших школьников.
В дошкольном возрасте ребенок достигает достаточно высокого уровня восприятия отдельных внешних свойств вещей и решения практических и познавательных задач, заданных в наглядно-образной форме. При этом ребенок еще не проникает за видимость вещей, т.к. вещи существуют для него и интересуют его как объекты непосредственной практической деятельности. Но между тем сущность вещей не лежит на поверхности, она раскрывается в процессе познания. Переход к изучению науки - ϶ᴛᴏ переход к познанию мира таким, каким он является объективно для человеческого познания. Ж. Пиаже в своих работах показал, что ребенок 6-7 лет еще не может себе представить, что его видение мира не совпадает с тем, как воспринимают данный мир другие люди. В случае если показать ребенку макет, на котором представлены три горы различной высоты, взаимно закрывающие друг друга, а затем предложить найти среди нескольких рисунков тот, в котором горы изображены так, как их видит ребенок, то он относительно легко справиться с задачей. Но если затем предложить ребенку выбрать тот рисунок, на котором изображено расположение гор, как их видит человек, смотрящий на них с другой точки, то ребенок все равно выбирает тот рисунок, который отражает его собственное видение. Ребенок не может себе представить, что горы можно видеть по-разному, исходя из того, с какой точки на них смотреть.
Другой особенностью восприятия является нерасчлененность восприятия разных свойств и признаков вещей. Этот недостаток восприятия Пиаже демонстрирует на простых опытах. В случае если положить перед ребенком два ряда пуговиц, один под другим, так, чтобы пуговицы одного ряда точно соответствовали пуговицам другого ряда, и спросить у ребенка, в каком ряду их больше, то он без труда ответит, что пуговиц в обоих рядах одинаковое количество. Но если в одном из рядов увеличить расстояние между пуговицами и повторить вопрос, то ребенок укажет на более длинный ряд, полагая, что в нем пуговиц больше.
Переход к систематическому обучению в школе, к усвоению научных знаний представляет собой подлинную революцию в представлениях ребенка об окружающих его предметах и явлениях действительности. Это прежде всего новая позиция ребенка в оценке вещей и изменений, происходящих в них. При этом восприятие в начале обучения отличается своеобразными особенностями, позволяющими говорить о его возрастной неточности. В.А. Крутецкий выделил следующие особенности восприятия.
Наиболее характерная черта восприятия в данном возрасте – малая дифференцированность восприятия. Младшие школьники неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты: иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами предметы (путают буквы “ш” и ”щ”, слова “поставил” и ”подставил”, изображение ржи и пшеницы). Это связано с возрастной слабостью аналитической функции при восприятии, ᴛ.ᴇ. углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии. Часто они выделяют случайные детали, на которые взрослый не обратил бы внимания, а существенные детали при этом не воспринимаются. К примеру, первоклассникам показали изображение белки, убрали изображение и предложили нарисовать белку. Оказалось, что первоклассники очень многого не заметили на картинке. Οʜᴎ спрашивали, есть ли у белки усы, брови, какие у нее глаза, уши и т.д.
Восприятие учащихся в начале младшего школьного возраста тесно связано с действиями, с практической деятельностью ребенка. Воспринять предмет – значит что-то делать с нам, взять, потрогать его. Да и воспринимается в основном то, что соответствует потребностям младшего школьника.
Для восприятия характерна ярко выраженная эмоциональность. В первую очередь воспринимаются те объекты, которые вызывают у детей непосредственную эмоциональную реакцию. Отсюда и еще одна особенность восприятия младшего школьника – наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее, эмоциональнее, чем символическое и схематическое изображение.
Но восприятие наглядного изображения может затормозить, а в некоторых случаях и исказить восприятие символического изображения. В период первоначального обучения яркие, цветные иллюстрации в книге оказывают отрицательное влияние на формирование навыка чтения, замедляют темп чтения, увеличивают количество ошибок, т.к. подсказывают отдельные детали, побуждают к догадкам, угадыванию слов. Все это делает чтение неточным и субъективным.
Восприятие времени и пространства учениками 1-4 классов.
Восприятие и оценка времени и пространства у младших школьников имеют свои особенности, что крайне важно учитывать, знакомя учащихся со сведениями из природоведения, истории, географии. Восприятие младшими школьниками времени и пространства находится в тесной связи с их жизненным опытом, который в данном плане очень ограничен и беден. На уроках истории они вынуждены оперировать понятиями “век”, “тысячелетие”, “эра”, “эпоха”, а также оценивать величины стран, континентов, морей и океанов, длину рек и т.д. Все это выходит за пределы непосредственного опыта и воспринимается как “давно” и “далеко”. Исследования показали, что часто младшие школьники совершенно не понимают отдаленности событий во времени, исторические даты нередко являются для них абстракцией. Описан случай, когда третьеклассник серьезно спрашивал у деда, видел ли он мамонтов. Мальчик абстрактно знал, что дедушка родился 80 лет назад, а мамонты жили на Земле десятки тысяч лет назад, но оба события реально означали для него “очень давно”. Психологически можно объяснить и ответ ученика 3 класса по истории, который определил длину водного торгового пути из Скандинавии на Балканский полуостров (из Варяг в Греки): “километров сто!” Учителю крайне важно специально учить школьников правильно воспринимать и оценивать временные и пространственные отношения, не удовлетворяясь формально правильными ответами, т.к. даже при правильном ответе ученик будет очень смутно представлять реальное значение пространственных соотношений.
Развитие наблюдения и наблюдательности.
В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития. Прежде всего, в процессе правильно организованного обучения восприятие младшего школьника принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. Учитель специально организует восприятие младших школьников, ставит перед ними соответствующие задачи, учит их регулировать процесс восприятия и контролировать его результаты. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в процессе обучения восприятие, становясь особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становиться более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер –организованного наблюдения.
Условиями успешного овладения методом наблюдения является: постановка цели наблюдения, выработка и следование плану конкретного наблюдения, систематичность и осмысленность его, фиксация результатов наблюдения и т.д. Когда наблюдение становиться привычной чертой характера человека, мы говорим о проявлении у него наблюдательности.
Для воспитания у школьников наблюдательности рекомендуется:
– помочь ему овладеть методом наблюдения;
– постоянно тренировать его в применении этого метода в жизни, и научить оценивать правильность результатов, сделать наблюдение привычным для ребенка;
– развивать у школьника любознательность;
– поощрять учащегося к постановке как можно большего количества вопросов в процессе наблюдения;
– научить школьника длительному наблюдению, а затем быстрому. Станиславский тренировал наблюдательность актеров так: вначале давал ему для наблюдения и последующего описания несколько предметов 30 сек. И постепенно период наблюдения сводил до 3-4 сек.;
– проводить совместное наблюдение в классе и во время внеклассных мероприятий (посещение кинотеатров, театров и т.д.) с последующим коллективным обсуждением;
– чаще применять средства наглядности в процессе обучения.
Сотрудниками кафедры психологии Российского государственного педагогического университета (ᴦ. Санкт-Петербург) разработан многодневный тренинг наблюдательности.
Проблему сочетания слова учителя и средств наглядности в обучении успешно исследовал Л.В. Занков.
Для эффективного развития восприятия можно рекомендовать следующие приемы:
1. Штрихованные фигуры. В начале тренировки они должны содержать небольшие пропуски в линиях изображения объекта. Далее следует давать для восприятия изображения, составленные из немногих значительно удаленных друг от друга штрихов. Потом переходить к многопредметному изображению, а затем и к сюжетной картинке.
2. Узнавание предметов по немногим характерным признакам. Для этого нужно постоянно знакомить учащихся с изображениями и предметами, содержащими яркие и броские признаки, ᴛ.ᴇ. все время обогащать память.
3. Учить видеть различные образы в облаках, кусочках грязи, ветвях деревьев и т.д. Именно этим путем учил развивать восприятие и воображение у художников еще Леонардо да Винчи.
4.Образное сравнение. Сравниваться должны естественные объекты (люди, животные, предметы быта), а не геометрические фигуры и предметы с абстрактной формой. Упражнения на образное сравнение достаточно разработаны. Учителю нужно их больше применять на практике. Это бывают вопросы: “На что похожи эти изображения?”, “Кто увидит в таком изображении больше образов” и т.д.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ." 2017, 2018.
восприятие школьник слово произвольность
Для учебной деятельности младшего школьника особенно важным является развитие восприятия такого пространственного свойства, как форма предметов.
Особенности восприятия формы предметов изучены еще недостаточно. Ряд зарубежных психологов считает, что дети противопоставляют форму и цвет при восприятии предмета. Однако, как показывают исследования Е.И. Игнатьева, к форме и цвету дети подходят как к отдельным признакам предмета и никогда »% не противопоставляют. В одних случаях для характеристики предмета они берут форму, а в других -- цвет.
Например, для флага более значимым признаком является цвет, а для автомашины -- форма.
Люблинская, возрастает точность различения и правильность называния геометрических фигур. Это относится прежде всего к плоскостным фигурам (квадрат, круг, треугольник). В то же время младшие школьники испытывают затруднения в назывании объемных фигур. Обычно до школы дети знают только две формы: шар и куб. Причем куб им знаком не как геометрическое тело, а как строительный материал (кубик). Незнакомые же объемные формы дети опредмечивают: цилиндр называют стаканом, конус (опрокинутый) -- крышкой и т. и. Как отмечает А.А. Люблинская, младшие школьники легко пугают объемные тела с плоскими формами. Например, круг с шаром, круг называют «шариком», «мячиком». Дети часто не узнают фигуру, если она расположена несколько иначе. Например, некоторые дети не воспринимают прямую линию как прямую, если она расположена вертикально или наклонно.
Ребенок схватывает лишь общий вид знака, но не видит его элементов. Нужно помочь ему расчленить знак на отдельные элементы и снова сконструировать его из них.
В развитии восприятия формы и пространства существенную роль играет измерительная деятельность ребенка на уроках труда, физкультуры, природоведения.
Особенности восприятия сюжетной картинки
В младшем школьном возрасте идет совершенствование восприятия сюжетной картинки, которое предполагает обязательное установление пространственных связей, взаимоотношений между частями картины. Французский психолог А. Бине, а затем немецкий психолог В. Штерн выделили три стадии восприятия ребенком картинки: стадия перечисления (от 2 до 5 лет), стадия описания (от 6 до 9--10 лет) и стадия интерпретации, объяснения, истолкования (после 9--10 лет). Исследования советских психологов показали, что эти стадии зависят не столько от возрастных особенностей, сколько от содержания картинки и опыта ребенка.
Как отмечает А.А. Люблинская, огромное значение имеет вопрос, с которым взрослый обращается к ребенку. Вопрос «Что на картинке?» направляет на перечисление, а вот вопрос о событиях, изображенных на картинке, направляет ребенка на объяснение, истолкование, требует более высокого уровня восприятия. Младшие школьники могут выделить главное в картинке, дать ей название.
Особенности восприятия времени
Восприятие времени для младших школьников представляет значительные трудности. Во многих исследованиях изучались особенности восприятия детьми небольших промежутков времени. Так, Н.С. Шабалиным установлено, что восприятие минуты от класса к классу становится все более правильным. Но большинство учащихся преуменьшает реальную длительность минуты. Наоборот, при восприятии больших промежутков времени (5, 10, 15 мин) учащиеся преувеличивают действительную длительность времени. Кроме этого, надо учитывать, что оценка временных промежутков зависит от того, чем заполнено время: чем время насыщеннее событиями, тем оно воспринимается короче. В связи с тем что у учащихся еще не выработался рефлекс на время и они не всегда верно оценивают временные промежутки, трудно ожидать от младшего школьника, что он, например, придет с улицы в точно указанное время (через 15 или 30 мин).
Важным вопросом, имеющим практическое значение, является восприятие и воспроизведение темпа. Еще Э. Мейман провел исследование по данному вопросу с детьми 6--14 лет. Он показал, что детям без особых упражнений доступны только средние темпы и простые построения тактов. «Младшие дети до 8 - летнего возраста не умеют ни улавливать, ни воспроизводить быстрых и медленных темпов. Для 7 - летнего ребенка промежутки в 0,4 с представляют собой уже наивысший доступный предел быстроты, а при промежутках в 2 с даже у некоторых 12 - летних детей прекращается способность правильно отмечать их при параллельном отбивании такта. При самых маленьких промежутках времени дети отбивают такт слишком медленно, а при более значительных--слишком быстро; при этом наблюдается, что дети даже не замечают своей ошибки, из чего явствует вместе с тем неудовлетворительное улавливание данного темпа». «Мы видим, -- пишет Э. Мейман,--что чувство такта у ребенка нуждается в воспитании». Однако оно «может быть и у детей младшего возраста доведено до значительного совершенства с помощью упражнений». В связи с этим учитель должен постоянно следить за темпом своей речи, темпом письма на доске и темпом речи самих учащихся при ответах, а также на музыкальных занятиях.
Развитие точного восприятия промежутков времени связано с характером организации жизни и деятельности ребенка. Систематическое выполнение учебной работы, соблюдение режима дня вырабатывает у учащихся чувство времени. Уже второклассники, при соблюдении соответствующего режима, могут довольно точно воспринимать длительность урока, правильно ориентируются в том, сколько нужно времени, чтобы приготовить уроки, сколько можно гулять, сколько времени требуется, чтобы не опоздать в школу, и т. п. Чувство времени не развивается, если ученика не приучать к выполнению режима дня.
Младшие школьники лучше воспринимают небольшие промежутки времени, с которыми они имеют дело в жизни: час, сутки, неделя, месяц. Знания же о больших промежутках времени весьма неточны. Личный опыт и уровень умственного развития учащихся не позволяют еще создать ясный образ таких промежутков времени, как век, эпоха, эра. Поэтому при ознакомлении с историческими событиями необходимо применять хорошо продуманные наглядные пособия, посещать исторические и краеведческие музеи, руководить чтением исторической и художественной литературы, проводить экскурсии в города и села, где сохранились памятники старины, т. е. необходимо использовать все возможности наглядно - чувственного восприятия и познания исторической эпохи.
У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. В начале обучения учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета. Восприятие учащихся 1-2 классов отличается слабой дифференцированностью. Часто первоклассники путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Например, цифры 6 и 9, буквы 3 и Э и др. Частой ошибкой является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при изображении. Чтобы младшие школьники не допускали таких ошибок, необходимо их научить сравнивать сходные предметы, научить находить различия между ними.
С возрастом дети должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. У школьников, обучающихся в среднем звене, восприятие превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс.
В развитии произвольного восприятия огромное значение имеет слово. У учащихся 1-го класса слово завершает процесс восприятия. Назвав предмет, дети перестают его детально анализировать. Учащиеся 2-3-го класса, назвав предмет, продолжают описывать его в словесной форме. Если в 1-2-м классах восприятие словесного материала нуждается в наглядности, показе, то уже в 3-4-м классах это требуется в меньшей степени.
Уже при подготовке детей к обучению в школе необходимо развивать восприятие таких пространственных средств, как форма предметов, а также цвет.
У младших школьников возрастает точность различения и правильность называния геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника). Но они испытывают затруднение в названии объемных фигур. В развитии восприятия формы и пространства существенную роль играют уроки природоведения, труда, физической культуры.
В младшем школьном возрасте идет совершенствование восприятия сюжетной картинки. Дети уже могут устанавливать пространственные связи между частями картины. Немецкий психолог В. Штерн выделил три стадии восприятия детьми картинки:
Перечисление (от 2 до 5 лет),
Описание (от 6 до 9-10 лет),
Интерпретация, или объяснение (после 9-10 лет).
Эти стадии зависят от опыта детей, от степени развития восприятия.
Очень важно, с каким вопросом при рассмотрении картинки взрослые обращаются к ребенку. Если задан вопрос «Что на картинке?», то ребенок начинает перечислять предметы. А если задан вопрос «Какие события изображены на картинке?», то требуется более высокое восприятие, объяснение, толкование.
В процессе обучения школьника в начальной школе «восприятие становится думающим» (Элько-нин Д. Б.). Восприятие становится:
а) более анализирующим;
б) более дифференцирующим;
в) принимает характер организованного наблюдения;
г) изменяется роль слова в восприятии предметов и явлений.
Развитие восприятия не может происходить само собой. Очень велика роль учителя, родителей, которые могут организовать деятельность детей по восприятию тех или иных предметов или явлений, учат выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.
Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.
В начальной школе дети начинают более правильно воспринимать время. Причем восприятие минуты от класса к классу становится более правильным. По данным психолога Шабалина Н. С. большинство учащихся преуменьшает реальную длительность минуты, а вот длительность таких промежутков времени, как 10-15 минут, преувеличивают. Необходимо учить младших школьников воспринимать такие промежутки времени, как час, сутки, неделя, месяц.
Восприятие
Это целостное отражение предметов и явлений мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие младшего школьника определяется прежде всего особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов. Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета, а к тщательному и длительному рассматриванию, наблюдению первоклассники часто неспособны.
- Восприятие в I-II классах отличается слабой дифференцированностью: часто дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства а среди частотных ошибок замечаются пропуски букв и слов в предложениях, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов.
- К III классу дети обучаются «технике» восприятия: сравнению сходных объектов, выделению главного, существенного. Восприятие превращается в целенаправленный, управляемый процесс, становится расчлененным.
- В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени. Так, обнаружено, что к форме и цвету дети подходят как к отдельным признакам предмета и никогда их не противопоставляют.
В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности. И там, где учитель учит наблюдению, ориентирует на разные свойства объектов, дети лучше ориентируются и в действительности в целом, и в учебном материале в частности.