Внеклассное мероприятие в форме литературной гостиной. Сценарий литературной гостиной «Писатели и поэты о природе детям Сценарии по произведениям о природе
Муниципальное казённое учреждение культуры
«Подосиновская межмуниципальная библиотечная система»
Подосиновская центральная библиотека им. А. Филёва
Методический сектор
От экологии природы
к экологии души
Человек и природа
в произведениях художественной литературы.
Методический сборник сценариев.
Подосиновец, 2015
Составитель:
Крюкова Е.В., зав. методическим сектором МКУК «Подосиновская МБС»
От экологии природы к экологии души. Человек и природа в произведениях художественной литературы: Методический сборник сценариев / Подосиновская центральная библиотека им. А. Филёва; сост. Е. Крюкова.- Подосиновец, 2015.- 46 с.
Сборник представляет подборку сценариев по творчеству писателей-природоведов В. Бианки, М, Пришвина, Н. Сладкова, Е. Чарушина, обзоры литературы, посвящённые проблеме взаимоотношения человека и природы в современной литературе.
Творческий час по творчеству Е.И. Чарушина для учащихся 1-2-х классов
6
Тимшина Н.А. Лесной корреспондент. Литературный утренник,
посвящённый творчеству В.В. Бианки
.
12
Кочанова Е.И. «Лес не школа, а всему учит»
Литературный час по творчеству Н. И. Сладкова для 3-4 классов
15
Савина Л.В. Лесные тайнички
Литературное путешествие в мир русской природы
с писателем-натуралистом Н.И. Сладковым
19
Кочанова Е.И. «И лес тихонько мне шептал»
Литературный час по творчеству М. М. Пришвина для 3-4 классов
21
Требунских Т.В. Писатели и экология. Беседа для учащихся 6-11классов
25
Крюкова Е.В. Человек и природа в произведениях
художественной литературы
Литературный обзор для старшеклассников
29
Злобина Е.Н. Люблю тебя, мой край суровый, северный…
Литературно-экологическое путешествие
по родному краю с поэтами-земляками
44
Список сценариев по произведениям писателей-природоведов 49
Введение.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
Экология сегодня – значимая наука, которая вплотную взаимодействует с биологией, природоведением, географией. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей.
Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту! Познавательные и в то же время красочные повествования в ореоле добра – отличительная черта произведений писателей-натуралистов: Виталия Бианки, Игоря Ивановича Акимушкина, Михаила Михайловича Пришвина, Евгения Чарушина и многих других талантливых авторов XIX-XX веков.
Природоведческая проблематика в литературе тесно связана с экологической: в защите и охране одинаково нуждается душа человека и душа окружающего его мира. Отличительной чертой отечественной литературы было осознание неразрывной связи проблем экологии с нравственностью человека, его совестью, ответственностью. Вмешиваясь в жизнь природы грубо, без учета отдаленных скрытых последствий такого вмешательства, нарушая экологическую среду, человек тем самым искажает и нравственный кодекс, издавна действовавший в отношениях человека с природой.
Несмотря на драматизм ситуации, нормы экологического поведения, сама идея единства человека с природой находили свое отражение в повестях и романах советских писателей. Подтверждение этому - творчество Михаила Пришвина, Константина Паустовского, Леонида Леонова, Василия Белова, Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Сергея Залыгина, и других писателей. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.
Предлагаем вашему вниманию методический сборник «От экологии природы к экологии души», который посвящен творчеству писателей, признанных классиков отечественной литературы.
Пособие включает сценарные разработки мероприятий природоохранной тематики для детей и юношества, которые проводились библиотеками района. Это направление работы актуально для формирования экологической культуры и сознания подрастающего поколения.
Используя все ресурсы экологических знаний имеющихся в библиотеке, включая Интернет, библиотекари самостоятельно разрабатывают интересные, познавательные, насыщенные информацией сценарии по творчеству писателей-природоведов, актуальной сегодня теме взаимоотношения человека и природы.
Мероприятия организуются совместно с педагогами, специалистами-экологами, и сопровождаются показами видеофильмов, иллюстративного материала, способствующих углублению восприятия, творческой и практической активизации детей и юношества. Главную роль здесь играет умение библиотекарей находить и в полном объеме представлять читателям информацию, несущую экологические знания.
При проведении каждого мероприятия библиотекари стремятся добиться того, чтобы каждый участник осознал себя частицей Земли, заставляют размышлять над экологическими проблемами, пробуждают неравнодушное отношение к каждому зверю и птице, и в конечном итоге – к самому себе.
Советы школьникам писателя-натуралиста.
Как писатель - натуралист, я скажу, что писать о природе очень сложно и ответственно.
Во-первых, сложно потому, что жизнь природы нужно хорошо знать и эти знания могут быть приобретены только посредством большого труда. Нужно много бывать в лесу, в поле, у реки, наблюдать жизнь лесных обитателей в их обычной среде, при этом, не нарушая их покоя. Писатель - натуралист должен жить природой. Наблюдая за жизнью лесных обитателей, писатель - натуралист видит то, что не видят многие - потаённой жизни леса, поля, реки. Той жизни, которая, по выражению известного детского писателя - натуралиста Георгия Скребицкого скрыта «пологом леса» и право приподнять этот полог дано не каждому. Для этого мало одного желания пойти в лес. Нужно еще и огромное стремление увидеть эту лесную жизнь, для чего порой приходится мокнуть под дождем, бродить по лесу темной ночью, мёрзнуть студёными зимними днями, цепко ходить по моховому верховому болоту. Одним словом, слиться с природой, и только тогда она откроет тебе свои тайны.
Во-вторых, писатель-натуралист пишет только о том, что видит. Но это не простой рассказ-байка, а особое повествование, где образ природы является главным. Именно вокруг этого образа и должны развиваться события, о которых пишет писатель - натуралист. А еще в рассказе должен быть особый смысл, я бы сказал, вложена душа самого автора. Если этого нет, то это простая байка - пересказ какого либо события.
В-третьих, в описании природы не может быть фальши. Тут нет места фантазии и домыслам. Природа должна жить в рассказе писателя-натуралиста такой, какой он ее увидел в определенном временном отрезке. Рассказ должен быть подобен фотографии. Вот только тогда писатель, пишущий о природе, может назвать себя писателем - натуралистом.
И в-четвертых, писатель - натуралист - это связующая нить между живой природой и читателями. И как он напишет о природе, так он и преподаст ее тем, кто её мало знает. Потому на писателе - натуралисте лежит очень большая ответственность.
А вообще, писать о природе - это здорово! Бывайте, дорогие ребята, больше в лесу, в поле, на реках и озерах в любое время года, старайтесь открыть в природе неизведанное, и я уверен, что ваша рука сама потянется к ручке и чистому листу бумаги для того, чтобы запечатлеть увиденное и передать эту радость другим.
Олег Трушин, писатель-натуралист
Волшебный мир зверей и птиц.
Чарушинские зверята.
Творческий час по творчеству Е.И. Чарушина для учащихся 1-2-х классов
Составитель: Тимшина Н.А.,
библиотекарь Демьяновской детской библиотеки
Библиотекарь Н.А. Тимшина разработала и провела творческий час-знакомство с жизнью и творчеством Е. Чарушина, для учащихся начальных классов (всего на мероприятиях побывало более 100 человек). Ребята заранее готовились к встрече с книгами Чарушина, читали различные произведения автора. В ходе мероприятия была проведена викторина по произведениям Чарушина, были применены элементы громкого чтения с последующим обсуждением рассказов, элементы обзора. Забавные получались рисунки маленького рысёнка. Мероприятие «Чарушинские зверята» интересное и познавательное, ребята получили заряд хорошего настроения. Цель мероприятия: На игровом, занимательном и привлекательном материале попытаться привить любовь к чтению, воспитать уважение к книге библиотекарем достигнута.
Туркова З.А., заведующая Демьяновской детской библиотекой.
Ход мероприятия
1. Кто такой анималист
Библиотекарь: Ходил медвежонок по лесу и посматривал вокруг: не растут ли где ягоды, которыми можно полакомиться? А потом он устал и сел. Умелая рука художника передала пушистый мех медвежонка, его по-детски раскрытые немного удивленные глаза. Это рисунок Евгения Ивановича Чарушина. Есть художники, у которых звери и птицы главные герои рисунков и картин. Таких художников называют анималистами. Происходит слово от латинского «animal», что значит «животное».
Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Как ярко, например, окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек.
Но рисовать животных не так-то просто - позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.
Сегодня мы поговорим о творчестве писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина, которому в 2015 году исполняется 114 лет со дня рождения.
2. Мир Чарушина
Как Чарушин стал писателем и художником .
11 ноября 1901 года в Вятке в семье губернского архитектора родился Евгений Иванович Чарушин. Вятский край, его леса и поля, постоянное наблюдение птиц и зверей, рассказы охотников - крестьян оказали воздействие на всё последующее развитие художника. 3 - родники его творчества.
Семья.
Отец Евгения - художник-архитектор, строитель домов, дворцов, вокзалов. Отец привил сыну первоначальные художественные навыки, любовь к природе и охоте. В детстве все самые яркие воспоминания связаны с животными. Мать - садовод и огородник-любитель. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения. И потом дома они превращались в чудо-сад. Мама делал прямо чудеса. В холодной Вятке (ныне г. Киров) она выращивала под снегом тюльпаны и гиацинты, сажала в муравьиные кучи картофель, который вырастал величиной с человеческую голову. Мальчик принимал деятельное участие в её работе. Мать любила все живое и передала эту любовь к сыну. Цыплята, поросята, индюшата, с которыми всегда было много хлопот, козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом. Трехногий пес Бобка, война с котом, съедавшим крольчат, ловля певчих птиц - чижей щеглов, свиристелей, гоньба голубей... С этими воспоминаниями связано раннее детство Жени Чарушина.
Детство.
В шесть лет он заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся каши из грязного куриного корыта, каких-то трав, кореньев, в общем, самой невообразимой гадости. В другой раз он переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. И с этого лета научился хорошо плавать. Через год убил из чужого ружья филина, и с тех пор охотился один или с приятелями. В 11-12 лет получил в подарок ружье.
Рисовать он начал рано. Отец всегда с карандашом, и Женя то же. Изображал чаще всего животных и битвы индейцев. Можно сказать, что Женя Чарушин вырос с карандашом и кистью в руках: бегал рисовать чучела в чучельную мастерскую, помогал отцу в раскрашивании акварелью его проектов, ежедневно изображал что-нибудь для себя и для приятелей.
Любимыми книгами детства были - Сетон-Томпсон, Лонг, Биар и подарок отца, от которого «дух захватывало» - семь томов Брема «Жизнь животных». Он читал эту книг запоем. По утрам, умывшись, лез на дерево, чтоб чего доброго не заставляли учить уро: Читал Брема и чуть не плакал, так ему хотелось иметь тапира или жирафу.
Озорство.
Друзей привлекали к Жене простота и открытость. Идеалами семьи, немного провинциальной, старинной и интеллигентной, были честность, дружба, доброта. Женя рос озорной. Не избалованный, не капризный, Например: за очередной проступок мать ставит его в угол, за ширму. Время для всех длится долго. Бабушка и отец беспокоятся, просят маму простить и отпустить Женю. А он все еще стоит за ширмой - ботинки его видны из-за ширмы. Ширму открывают - ботинки на месте, а Жени нет! Проделки его остроумны, изобретательны, веселы. Они рождались от неуемной фантазии, от неисчерпаемой энергии, от пытливости ума, от талантливости. И никогда в его озорстве не было ни зла, ни жестокости.
Таланты.
Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актером, вечно что-то изобретал (прозвали Евгеша-изобретатель), был великолепным живописцем, скульптором, впоследствии стал мастером книжной графики и отличным детским писателем. Мало кто знает, что у художника Чарушина было несколько патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках.
Образование.
Мастерству живописца учился в Петрограде в Академии художеств вместе с такими художниками, как Валентин Курдов, Николай Костров, Юрий Васнецов. Уже в студенческие годы работы Евгения Ивановича выделялись смелостью, отчаянием и талантливостью.
После окончания Академии в 1926 году Чарушин начинает работать в детской книге. Его дальнейшие успехи связаны с именами художника В.В. Лебедева и писателя С.Я. Маршака. Этим люди хорошо знали то, чем занимались, любили природу, животных, детей. Эти люди помогали ему, давали ценные советы.
Чарушин-художник.
Библиотекарь: Ребята, а что же, до Чарушина никто не рисовал животных?
Сколько книг написано о природе! А сколько писателей бралось за карандаш, чтобы изобразить своих героев: медведей, волков и прочую живность! Но книги Евгения Ивановича Чарушина все-таки невозможно не узнать: они узнаваемы, самобытны. Чарушин - художник отличается душевностью, теплотой чувств, человечностью. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны.
Кого любит рисовать Е. Чарушин?
Больше всего он любит изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь. Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята. Под пушистой шкуркой зверька мы чувствуем живую плоть, бьющееся сердце четвероногого существа, осязаем его тепло. Чарушин лаконичными средствами умеет выразить характер каждого зверька, его «психологию», мы узнаем хищника в оскаленном тигренке, видим незащищенность зайчонка, задиристость петуха.
В изображении своих героев художник часто прибегает к крупным планам, чтобы читатель мог рассмотреть их характерные черты, ведь своего героя художник рисует максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог.
Что делают герои – животные? Это не вообще звери - лиса, волк, тигр, сова, гусь, олень, собака, кошка. Это их индивидуализированные образы. Художник показывает своих героев в те моменты, когда их характеры раскрываются особенно выпукло. Он любит показывать их в действии: оленята стремительно скачут, маленький мишка взбирается на пень, котенок Тюпа готовится к нападению...
С неистощимой энергией Чарушин иллюстрирует произведения С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, В.В. Бианки, М.М. Пришвина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Г.Я. Снегирева - писателей-охотников, знатоков леса, страстных природолюбов.
Охранять природу-значит охранять Родину
Есть одна планета сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
О какой планете говорится в стихотворении?
Чем наша планета отличается от других?
На нашей планете есть место, где живём только мы, назовите его. Город Борисоглебск . Это наша Родина. Многие здесь родились, К. Паустовский, замечательный наш писатель сказал «Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца».
2.Песня «Здесь идут грибные дождики»
3.Монтаж (А.Прокофьев)
1.Возле речки в тумане
Чуть звенят тополя
Может этим и манит
Человека земля?
2. Иль берёзкой кудрявой
Нескупой на слова?
Или явором-
Явор всем лесам голова!
3.Иль плясуньей калиной
Что серёжкой трясёт?
Или первой травинкой,
Пробивающей лёд?
4.Чтож, Земля привлекает
Или этим, иль тем
В суть вопроса вникая,
Я так думаю всем.
5.И рябины кустами
И лужком заливным
И грибными дождями,
И дождём не грибным.
6. Первой звонкой капелью
И росой на устах
Соловьиною трелью
В соловьиных кустах
7.И родными местами-
Где ты жил, где ты был.
И цветами, цветами-
Чуть о них не забыл!
8. Манят волею реки
И раздольем поля.
Не обманет вовеки
Человека земля
4.Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь. Многие поэты и писатели посвящают свои произведения природе. Послушайте, о чём пишет нам поэт С.Викулов.
Услышу ль сосен шум в последний час
Журчанье струй средь камешек у брода
О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна,по имени Природа
У ней для всех хватает доброты
И мы живём, запечатлев на веки
В душе её прекрасные черты:
Поля, луга, леса, моря и реки.
Три клада у природы есть-
Вода, земля и воздух-
Три её основы.
Какая бы не грянула беда-
Всё возродится снова.
Но если…
Впрочем, в наш жестокий век
Понятно всем, что это «если» значит.
О человек!
Природа мать ни рек и ни морей
От глаз своих не прячет,
Ни росных трав, ни голубых озёр…
Цени её доверие, природы
Не обмани её
И в тёмный лес входи
Как в храм, под мраморные своды.
2. Основная часть.
1. Викторина о лесе, его растениях и обитателях.
А ведь лесу человек обязан многим.
Чем же именно дорог нам лес?
Лес-наше богатство!
Лес-воздух для лёгких, влага и тень!
Лес-дом для зверей и птиц!
Лес-кладовая с орехами, ягодами, грибами.
Лес-зелёный наряд нашей планеты!
Пожар в лесу
Ведущий. Поэту Глебу Грабовскому пришлось назвать своё стихотворение «Мёртвый лес».
Пожар отклокотал.
И умер, умер лес, отзеленел.
Трагедию исчислил в сумме
Один хозяйственный отдел.
медведь ушёл, удрали зайцы,
Хватили горя комары,
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял как братская могила
Безрукий безволосый лес.
что ни пихта-иссякла сила.
И что не лиственница-крест.
Я уходил из этой жути.
С большой тревогой за людей.
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек. Злодей! Злодей!
Почему стихотворение получило такое название?
Что вызывает лесные пожары?
О реках
Ребята поговорим о реках нашего края. Какие реки протекают в нашем городе? Они небольшие, но полны жизни. Послушайте стихотворение Г.Ладонщикова.
Река живёт.
Смотришь на реку
Кажется в ней нет ни малявок ни окуней.
Только бежит голубая вода
Петляя по лугу не зная куда.
Но если поглубже в неё заглянуть.
С маской и трубкой тихонько нырнуть,
Сразу увидишь, что это не так.
Вот под корягою прячется рак.
Налим под колоду забрался,
А это огромная щука плывёт как ракета;
У кручи подмытой на дне хрящеватом
Ходят лещи, шириною с лопату.
В затоне лини копошатся в грязи
На солнце сверкают боками язи,
Стайка плотвы шевелит камышами,
Мелькают густёрки, уклейки, ерши.
Вместе
Река ведь не просто течёт и течёт
Она интересною жизнью живёт.
Но не все, к сожалению, по настоящему любят и берегут природные сокровища-леса, поля, реки и живых её обитателей.
С. Викулов
Послушай!
Речушка вдоль околицы текла негромкая,
Но мы любили,дети, её.
Она ведь первою была для нас.
А значит лучшею на свете.
Теперь в ней всякий хлам,
И ржавь. И слизь,
И хвощ болотный вылез,
Как будто люди целью задались
Убить её и своего добились.
Ведущий.В мире всё взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса и его обитателей.
Знаете ли вы что:
1.Каждая сова уничтожает за один только год1000 грызунов. Если учесть, что
Каждая мышь может съесть около1 килограмма зерна, то значит, сова спасает в год1 тонну хлеба.
2.У кукушки необыкновенный аппетит. За 1 час она может съесть100 гусениц. Если в лесу, где живёт кукушка появилось огромное количество насекомых-вредителей, она расправится с ними за несколько дней.
3.Летучие мыши приносят огромную пользу. В некоторых местах они очищают местность от малярийных комаров.Летучая мышь весит всего7-8 граммов, но за час ночной охоты она поправляется на грамм и может съесть 160-170 комаров.
4.краствый цветок –ландыш. У него нежный запах. Свежие цветы настаивают и получают капли. Из стеблей добывают масла для духов. Но « ягоды» ландыша ядовиты. Ландыш живёт 21 год, а цветёт только2-3 раза.Его надо беречь.
Красная книга
Ведущие: Сегодня мы будем говорить о Красной книге. Эта книга не совсем обычная. Цвет переплёта у неё – красный. Это цвет опасности, тревоги, предупреждения. Он как сигнал светофора предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!». В этой книге перечислены животные и растения, которые могут исчезнуть. Спасение их невозможно без особых мер: запрета охоты, охрана заповедников. Первая красная книга была создана в 1948 году.
Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько не брать у неё всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили. Истребили туров, морских коров. Некоторые находятся на грани исчезновения: зубры, бобры, выхухоли, ландыши, жук-олень.
(Заповедники)
Песня «Раненая птица».
3.Заключение
Ведущие: И в заключении нашего экологического праздника мы делаем вывод о том, что в мире все важны и нужны.
Про всех на свете (Б. Заходер)
Все-все, все на свете
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников-злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд-
Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки плохие делишки!
И если мы с кем то не очень дружны-
Мы всё таки очень друг-другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все, все на свете
На свете нужны!
И это все люди(дети)
Запомнить должны!
Ведущие: Природа-наше богатство. И беречь его для последующих поколений- наш долг и задача. Вдумайтесь в содержание призыва к вам М.М. Пришвина. « Для рыбы нужна чистая вода-будем охранять наши водоёмы. В леса, степях, горах живут разные ценные животные-будем охранять наши леса, степи и горы. Рыбе-вода, птице воздух, зверю лес, степи, А человеку нужна Родина. И охранять природу-значит охранять Родину.
Песня о Родине.
Альбина Ахметзянова
Сценарий литературной гостиной «Писатели и поэты о природе детям»
Сценарий проведения Литературной гостиной для воспитанников средней, старшей, подготовительной групп «Писатели и поэты о природе детям Старший воспитатель МАДОУ Детский сад №263 г. Уфы А. Х. Ахметзянова
Цель и задачи мероприятия : Приурочить данное мероприятие году литературы . Реализация решения педагогического совета на тему : «Природа родного края – главное средство экологического образования». Показать образцы исполнения художественного слова воспитанникам в исполнении педагогов. Продолжать знакомить детей с произведениями Х. С. и их авторами-поэтами и писателями , классиками и современниками русской и башкирской поэзии и прозы. Тех, кто писал про природу , ее красоте, сезонных изменениях (весна, величии и многообразии родного края -России и Башкортостана, бережном отношении ко всему на планете Земля. Формировать предпосылки к правильному, культурному восприятию художественного слова в исполнении других людей. Воспитывать интерес к художественной литературе , музыке, истории, природе родному краю и его людям. Создавать условия (возможности) для размышления, побуждать к ответам на поставленные вопросы. Действовать в большом, разновозрастном коллективе.
Активизировать педагогов в использовании различных форм проведения образовательной деятельности, объединенных одной темой. Тренировать навыки чтения произведений наизусть, используя средства интонационной выразительности. Развивать творческие способности педагогов и воспитанников.
Используемые средства, среда : Мультимедийное оборудование для показа презентаций, аудиозапись музыки, Фотоаппарат.
Место проведения и условия : Музыкальный зал, (стулья расставленны в виде арены или в концертном зале) .
Ведущий старший воспитатель : Добрый День, Уважаемые гости литературной гостиной . Я рада видеть всех вас.
Ребята, а кто знает, 2015 год каким годом объявлен? (Годом литературы ) . Наше мероприятие посвящено Литературе и природе нашей необъятной Родины.
Сегодня, вы услышите стихотворения, песни о природе в исполнении наших педагогов –воспитателей, музыкальных руководителей, инструктора по ФК.
Ребята, скажите какое сейчас время года (Да, Весна) . Весной природа пробуждается от зимы. Прилетают птицы с теплых стран. Просыпаются звери, насекомые, растения, солнышко ярче и теплее светит и вот об этом нам прочитает стихотворение Плещеева
«Уж тает снег …» Л. Н. Николаева. А кто мне скажет, какой сейчас месяц?
(Май) А вы знаете, что это время, месяц называют – поздней весной. А что происходит в природе поздней весной ? У животных появляются детеныши, Цветут сады,. О том как цветет черемуха нам прочитает стихотворение Сергея Есенина Л. В. Зимина, оно так и называется «Черемуха» . Наверно вы немного устали сидеть, поэтому я вам предлагаю провести физминутку про деревья. (проводит инструктор по ФК Романова М. М.)
Еще в Мае распускаются цветы. Какие цветы распускаются в садах, полях и в лесу? Назовите их.
(Ландыши, подснежники, тюльпаны ит. д) Да,правильно. Как называют эти цветы? Послушайте об этом стихотворение поэта С . Дрожжина (читает ст. воспитатель)
Распустились почки, лес зашевелился
Яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый.
И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки.
Я вам,Ребята хочу загадать загадку, а вы ее отгадайте.
На дереве в лукошке
Подрастают крошки (птенцы в гнезде,
а каких перелетных птиц вы знаете? (Жаворонок, Соловьи, Журавли, Скворцы) А вы знаете еще загадки про птиц? Тогда загадывайте. Вот об одном друге певце - скворце нам поведает С. К. Кокорева, стихотворение написал башкирский поэт
Абдулхак Игибаев «Мой друг скворец» (показ Презентации)
В народе говорят : «Май леса наряжает. Лето в гости ожидает » . Г. Р. Сабурова прочитает стихотворение о том как к нам спешит лето-«Лето,выходи!» Степанов.
Повсюду весна, скоро лето, где-то уже совсем тепло, где-то идут дожди, а где-то только начал таять снег. Наша Россия –большая страна и везде разная погода. А вот народ много придумал потешек, песенок, закличек о весенней погоде и природе . Какие вы знаете(2-3)
Давайте встанем и поиграем в подвижную игру «Веснянка» на слова Народной песенки. Смотрите все на меня и повторяйте за мной. (Стоя возле стульев)
А уж ясно солнышко Поднимает руки на верх
Припекло Припекло Машет кистями рук вверху
И повсюду золото Раздвигает руками в сторону, притопывая
Разлило Разлило
Ручейки по улице Поочередно руки двигаются волной, то права рука, то левая
Все журчат,все журчат.
Журавли курлыкают
И летят, и летят. Машет руками, как крыльями
Какая большая и любимая наша страна! А какая природа у нас – красивая . Еще какая?
Вот об этом давайте послушаем стихотворение «Мир живой» Людмилы Яцура в исполнении М. М. Романовой.
Скажите, ребята, а у нас в Башкортостане тоже весна (конечно) .А вы знаете,что наша Республика богата медом,а кто добывает мед и когда? Правильно, вот уже проснулись неутомимые труженики –пчелы, а стихотвокение Радифа Тимершина, так и называется и прочтет его Р,С. Галиева.
Ребята, Я уверена, вы все любите природу . А как вы ее любите? Что для этого делаете?
Давайте послушаем стихотворение «Не мусорьте в лесу!» прочитает его Г. А. Бабкина.
Наши музыкальные руководители тоже приготовили свое выступление. Давайте их поприветствуем. Сейчас вам споет песню на слова муз. музыкальный руководитель Е. В. Голкова «Не дразните собак» . Понравилась вам песня? О чем в ней пелось?
Очень отрадно, что вы ребята знает, как нужно беречь и охранять нашу природу . Скажите, пожалуйста. как называется наша планета. (Земля) Вот и стихотворение которое исполнит Р. Р. Юрмашева так и называется «Наша планета» , а написал его Аким .
Вот и подошел к концу наш литературный вечер . Вам понравилось? Вот и хорошо. Мы много прочитали стихотворений о Весне, природе и о том , что надо ее беречь, любить и охранять. Давайте напоследок станцуем танец под песню «Весна пришла» , выходите все в зал и смотрите на музыкального руководителя Т. К. Кочнева, она поможет нам танцевать. На этом наша встреча подошла к концу. Всем спасибо. До новых встреч дорогие друзья!
Публикации по теме:
По традиции, после Осенних праздников, в нашем детском саду мы проводим музыкально-литературную гостиную. Каждый раз появляются новые идеи,.
Сценарий литературной гостиной Литературная гостиная Здравствуйте, дорогие друзья! В этот осенний день мы собрались в литературной гостиной, чтобы послушать и почитать.
Сценарий литературной гостиной «Поэтесса родного края» «Поэтесса родного края». Цели: Познакомить детей с творчеством поэтессы родного города; -Формировать представление детей о поэзии; -Развивать.
Сценарий праздника «Башкирские поэты» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад №162 Музыкально-литературная композиция,.
Сценарий литературного вечера «Поэты - детям» (подготовительная группа) Сценарий литературного вечера поэзии "поэты -детям " подготовительная группа ЗАДАЧИ: Углублять и расширять знания о творчестве детских.
Литературный вечер в 6 классе.
Тема: « Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века»
Цели: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов 19 века;
развивать любовь к поэзии, навыки выразительного чтения;
формирование эстетического вкуса учащихся.
Эпиграф: Опять она, родная сторона,
С ее зеленым, благодатным летом;
И вновь душа поэзии полна.
Да, только здесь могу я быть поэтом.
Ход мероприятия .
Вступительное слово учителя .
У каждого человека в глубине души живет мелодия. Будь то мелодия стихов или песен, мелодия осеннего дождя или яркого солнца, мелодия дорогих воспоминаний или близких людей. К ней человек обращается в минуты грусти, в минуты испытаний. Она помогает человеку быть самим собой, жить мечтой, она украшает его духовный мир. У многих людей таких мелодий несколько! Послушайте!И вы услышите их в себе!
1 ведущий . Во мне тоже живет мелодия. Мелодия стихов русских поэтов 19 века о родной природе. Когда за окном дождь, а на душе грустно, вдруг захочется взять томик стихов «Родная лира», услышать мелодию своего сердца, увидеть красоту природы.
Учитель. Чтение эпиграфа, текста:
Русская поэзия 19 века одна из самых славных страниц истории духовной жизни и национальной культуры нашего Отечества. Русские поэты зовут читателя в мир прекрасной мечты. Сегодня мы вновь почувствуем и увидим разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов 19 века.
2 ведущий. Прочитаем стихотворения и вместе попробуем понять, как неяркий, спокойный пейзаж может преображаться, являться всякий раз по – новому, волновать и удивлять нас.
1 ведущий. В чем же секрет их популярности? Наверное, в том, что в них много искренности, сердечности, музыкальности, задушевности, простоты и изящества формы, разнообразных построений. Они воспитывают любовь к родной природе, окружающему нас миру, бережному отношению.
Учитель. Всеобщее признание получила пейзажная лирика Федора Ивановича Тютчева, его принято называть «певцом природы».
2 ведущий. Для меня поэзия Тютчева - это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью ко всему: к природе, к Родине, к человеку. Его поэзия проникает в самые тайные уголки души. Тютчев научил замечать то, что раньше не замечали, любоваться тем, что не бросается в глаза.
Сообщение. Первое свое стихотворение Ф. И. Тютчев написал в 14 лет, а всего он создал их чуть более четырехсот. Не очень много для известного поэта – и этому есть объяснение. Главным делом в жизни Ф. И. Была дипломатическая служба, а уж потом стихи.
Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе
час русской лирики
«Золотая пора листопада»
Подготовил преподаватель русского языка и литературы: Туз Наталья Владимировна
Внеклассное мероприятие предназначено для студентов среднего профессионального образования (1,2 курс – 16-17 лет)
Предварительная работа: распределение ролей и текстов; репетиции со студентами по прочтению наизусть стихотворений русских поэтов, посвященных осени; оформление выставки книг «Унылая пора, очей очарование» (по краям размещены специально заготовленные разноцветные листочки, логотип Года литературы), возможны рисунки обучающихся к конкретному стихотворению. Приготовить аудиозаписи: П. И. Чайковского из цикла "Времена года" – "Осенняя песня", песню группы ДДТ «Что такое осень?», песню «Отговорила роща золотая» в исполнении Н. Кадышевой, «Осенний вальс» Ф. Шопена (или на усмотрение организатора).
Предполагаемые результаты:
повышение эмоционального уровня учащихся, который включает в себя эмоциональное самочувствие, повышение интереса к изучению поэзии,
появление умения подчинять свое поведение целому ряду поставленных целей и задач, независимо от мнения окружения в соответствии с требованиями педагога,
развитие личности студентов во всех предполагаемых сферах деятельности: творческой, мотивационной, эмоциональной, личностной, в сфере общения и взаимоотношений.
Цель: показать разнообразие художественных индивидуальностей в русской лирике
Задачи:
Образовательные:
-
вспомнить произведения, посвященные
удивительному времени года - осени;
Помочь обучающимся почувствовать поэтическое обаяние и музыкальность текстов;
Развивающие:
-
Развитие интереса к литературе как виду
искусства;
- Развитие коммуникативных
навыков учащихся;
- Развитие навыков
выразительного чтения;
Развитие чувства прекрасного;
Воспитательные:
-
Воспитывать интерес учащихся к изучению
поэзии;
- Воспитывать любовь к родной
природе;
- Воспитывать любовь к русской
литературе, музыке.
Подготовительная
работа:
выучить наизусть стихотворения русских поэтов, посвященные осени, оформить выставку книг «Унылая пора, очей очарование» (по краям размещены специально заготовленные разноцветные листочки, логотип Года литературы), возможны рисунки обучающихся к конкретному стихотворению.
Музыкальное оформление: аудиозапись П. И. Чайковского из цикла "Времена года" – "Осенняя песня", песня группы ДДТ «Что такое осень?», песня «Отговорила роща золотая» в исполнении Н. Кадышевой, «Осенний вальс» Ф. Шопена.
Ход мероприятия:
Преподаватель:
Здравствуйте,
дорогие друзья! Добрый день, уважаемые
гости! Мы рады приветствовать всех на
нашей встрече! В этот осенний день мы
собрались на час русской лирики «Золотая
пора листопада», чтобы послушать и
почитать стихи об одном из самых красивых
и любимых многими поэтами времени года
– осени.
Звучит
произведение Чайковского из цикла
"Времена года" – "Осенняя
песня".
Преподаватель:
Вы
послушали завораживающие мелодии Петра
Чайковского!
Напоминаю
вам, уважаемые студенты и гости, что
наше мероприятие проводится в год
литературы.
Посмотрите
на официальный логотип Года литературы
и скажите, кто из писателей здесь
представлен?
Ответ:
А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.А. Ахматова.
Преподаватель:
Верно! Обращаю ваше внимание на выставку книг с названием «Унылая пора, очей очарование», на которой представлены сборники стихов разных поэтов: А. С. Пушкина, Б. Л. Пастернака, С. А. Есенина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, К. Д. Бальмонта и других замечательных поэтов-пейзажистов!
Дорогие друзья, скажите, пожалуйста, кто автор этих восхитительных строк:
Унылая пора, очей очарование…
Приятна мне твоя прощальная краса…
Конечно же, А. С. Пушкин, для которого осень была любимейшей порой! Поэт оставил нам гениальные, ясные и простые, как сама природа, поэтические строки, которые приходят нам на память при виде осенней красоты! Пушкинская поэзия проникает в наши сердца и остаётся там навсегда, обладая какой-то таинственной силой.
Чтец
1:
Унылая
пора! Очей очарованье!
Приятна мне
твоя прощальная краса -
Люблю я
пышное природы увяданье,
В багрец и
в золото одетые леса,
В их сенях ветра
шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою
покрыты небеса,
И редкий солнца луч,
и первые морозы,
И отдаленные седой
зимы угрозы.
Преподаватель:
В
творчестве Александра Сергеевича есть
понятие «Болдинская осень». Это
нижегородское имение
Пушкиных
,
которое
писатель посещал, и которое вдохновляло
его на создание нежных, романтических
стихов!
Полагаю,
вы согласитесь со мной, что никогда
природа не выглядит так восхитительно
и красочно, как осенью.
Давайте вспомним, какие краски, оттенки нам дарит чудесная осень?
Какими эпитетами характеризуют эту пору поэты?
Дорогие друзья, кому из вас нравится осень и чем?
Осень - это золотая и багряная листва,
Осень - это шелест падающих листьев,
Осень - это ветви рдеющей рябины,
Осень - это запах антоновских яблок,
Осень - это прощальный крик журавлей,
Осень - это тишина и душевный покой,
Осень - это любимая пора А.С.ПУШКИНА!
Как вдохновенный певец природы вошёл в сознание читателей Фёдор Тютчев. Природа для него является источником впечатлений и раздумий. Поэт писал, что природа «не слепок, не бездушный лик. В ней есть любовь, в ней есть язык». Фёдор Иванович показал природу в движении, в смене явлений, переходных состояниях от зимы к весне, от лета к осени. Нам близок и дорог Ф. Тютчев – вдохновенный созерцатель природы!
Чтец 2:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
Преподаватель:
Друзья, скажите, какие эмоции вызывают тютчевские строки?
Осенняя грусть, тоска по уходящему времени года, прощание с птицами, ощущение, что чего-то будет не хватать, например, птичьего гомона.
Осень в стихах русских поэтов самая утонченная, нежная и в тоже время,
полная мудрости пора. Грусть и тоска, радость и разочарование, одиночество и любовь, все переплетается в осеннем, полном меланхолии и очарования, настроении. Наивные и полные душой, трогательные и добрые слова, строки и рифмы в стихах об осени, подчеркивают всю красоту русской природы и чувственную глубину русской поэзии.
А сейчас проведём литературную разминку «Мы играем - рифмы подбираем ». Вам нужно подобрать рифмы к словам: пейзаж, чайка, озеро, лес, картина, цветы, грустно, лист, просека, соловей, дожди, свист.
(участники мероприятия называют соответствующие слова)
Все молодцы! Спасибо за активность и фантазию!
Чтец 3:
Алексей Плещеев "Осень"
Осень
наступила,
Высохли цветы,
И глядят
уныло
Голые кусты.
Вянет и
желтеет
Травка на лугах,
Только
зеленеет
Озимь на полях.
Туча
небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер
в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели
воды
Быстрого ручья,
Птички
улетели
В теплые края.
Преподаватель:
В конце августа и весь сентябрь земля надевает самые дорогие наряды: парчовые и золотые. Теплый красный свет идёт от осинок, пронзительно-жёлтый от стройных берёзок, огненный от кудрявых рябин! Выглянет солнце – всё вспыхнет яркими красками, и сердце замрёт в восторге от такой дивной красоты! Есть ли в году время, подобное этому? Нет, «пышное природы увяданье» неповторимо! Осени посвящены не только стихи, но и песни. Предлагаю послушать одну из них.
Звучит песня группы ДДТ «Что такое осень?
Преподаватель:
Ребята, догадайтесь, о каком из осенних месяцев говорится в предложении: дружен он с холодными ночами, дождями текучими, хороводом листьев.
Безусловно, речь идет о месяце октябре!
Рыжий октябрь на пригорке прилег,
Теплый ласкает его ветерок.
Шепчутся тихо поникшие травы
Возле широких и пыльных дорог.
Желтые листья роняют леса.
В небе прощальные птиц голоса.
В тихие рощи, поля и дубравы.
Крадётся щедрая осень – краса.
Преподаватель:
Об
осени есть много примет. К примеру, весна
красна цветами, а осень плодами.
В сентябре одна ягода, да и то горькая рябина. В октябре и лист на дереве не держится. Октябрь землю покроет, где листком, где снежком. Плачет октябрь холодными слезами. Октябрьский гром – зима белоснежная. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой и многие другие.
Певцом осенней грусти выступает в русской поэзии И. Бунин. И хотя его творчество относится к XX веку, он остался верен традициям XIX века, и все его поэтические корни в «золотом» веке русской поэзии! С яркой и даже щеголеватой живописностью он изображает все краски осеннего леса - от багряного и лилового до тёмного и бесцветного.
Чтец 4 читает фрагмент стихотворения:
Лес,
точно терем расписной,
Лиловый,
золотой, багряный,
Веселой, пестрою
стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в
лазури голубой,
Как вышки, елочки
темнеют,
А между кленами синеют
То
там, то здесь в листве сквозной
Просветы
в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом
и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в
пестрый терем свой.
Преподаватель:
Не
менее интересен в поэзии Борис Пастернак.
В его стихах мы видим неспешное любование
красотой наступающей осени, философское
размышление о жизни, о смене времен
года, о вечности природы. Осень у
Пастернака многолика: то это выставочные
залы картин, то молодые новобрачные -
липа в венце и береза «под фатой
подвенечной и прозрачной». Послушайте
стихотворение «Золотая осень»!
Чтец
5:
Осень.
Сказочный чертог,
Всем открытый для
обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на
выставке картин:
Залы, залы, залы,
залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте
небывалой.
Липы обруч золотой -
Как
венец на новобрачной.
Лик березы -
под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в
канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Чтец 6 продолжает:
Где
деревья в сентябре
На заре стоят
попарно,
И закат на их коре
Оставляет
след янтарный.
Где нельзя ступить в
овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами
лист древесный.
Где звучит в конце
аллей
Эхо у крутого спуска
И зари
вишневый клей
Застывает в виде
сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых
книг, одежд, оружья,
Где сокровищ
каталог
Перелистывает стужа.
Преподаватель:
Вот такой видит осень Борис Пастернак. Читая любые строки на осеннюю тему, как будто бы оказываешься в жёлтом лесу, пылающем как жаркий костёр, чувствуешь себя листочком берёзы, летящим на блёклую траву, и ощущаешь, что осень несёт в себе тишину, молчание и умиротворение!
Продолжая разговор об осени, невозможно не сказать о лирике Сергея Есенина. Его стихотворения чем-то похожи на него. Они такие же простые, искренние, легко понимаемые. Есенин родился в простой крестьянской семье, потому, став поэтом, он воспевал природу родного края с особым трепетом, его стихи будто льются из глубин души, из зелёных рощ и дубрав России. Есенин много стихотворений написал о природе, об осени!
Чтец 1: (можно прослушать песню в исполнении Ольги Стельмах)
Закружилась листва золотая .
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец.
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть.
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость -
Все любя, ничего не желать?
Преподаватель:
Есенинскую поэзию мы любим за доступность, лиризм, мелодичность, народность. За те искренние чувства, которые вложил лирик в свои произведения. За его огромную любовь к Родине с ее березовыми рощами, небесной синью, раздольной крестьянской песней. Прожив непростую и очень короткую жизнь, Сергей Есенин оставил о себе вечную память в виде неповторимых и ярких стихов. А сколько произведений положено на музыку. Его песни по нраву всем людям. Они такие лиричные, задушевные, нежные.
Звучит песня «Отговорила роща золотая» в исполнении Н. Кадышевой
Преподаватель:
-
Уважаемые студенты, попрошу выйти ко
мне тех, кто родился осенью! В честь
сегодняшнего праздника вам вручаются
памятные медали! Поздравляем осенних
именинников! Аплодисменты.
«Осень проходит и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы» - так писал Константин Паустовский. А певец русской природы Михаил Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек - это единое целое. Важно, чтобы каждый человек любил и ценил природу!
Настало время подвести итог:
осень - пора листопада, симфония музыки и грусти опавшего сада. Это пора яркого взгляда на жизнь, сезон творчества и созидания. Пора мечтаний и время преображения. Именно поэтому осень – любимое время года художников и поэтов, воспевших её красоту.
Дорогие гости поэтического праздника!
Вы очень внимательно слушали стихи и
старались увидеть, вообразить, воссоздать
картины, на которых изображена осень,
которой любовались в 19 веке А. Пушкин,
А. Фет, в начале 20 века И. Бунин, С. Есенин,
Б. Пастернак.
Дорогие
друзья, участники нашего мероприятия,
всем огромное спасибо!
Вот и закончился час русской лирики. Я уверена, что равнодушным не остался никто. Завершается наш поэтический праздник вальсом Шопена.
До новых встреч!
Звучит «Осенний вальс» Ф. Шопена
Литература:
1.
Тютчев Ф.И. “О, вещая душа моя!..” - М.:
“Школа-Пресс”, 1995
2. Константин
Бальмонт. Избранное. Москва, Аделант,
2011
3.
Интернет-ресурсы:
uchportal.ru
,
http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.html
.