Стихи о родной природе поэтов XIX века. Поэзия xix века о родной природе Вопросы и задания
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА. Учитель русского языка и литературы Нижнедобринской средней школы Смирнова Ольга Владимировна Класс: 6
2
слайд
Описание слайда:
ЦЕЛИ УРОКА - пробудить интерес к русской поэзии; понять мысли, чувства, настроения поэтов Е.А. Баратынского, А.А.Фета, Я.П. Полонского, Ф.И.Тютчева, А.К. Толстого; способствовать развитию умения анализировать поэтический текст; - прививать любовь к родной природе.
3
слайд
Описание слайда:
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Ф. И. Тютчев
4
слайд
Описание слайда:
Каким литературоведческим термином можно назвать изображение природы? Иван Шишкин «Дорога во ржи» Пейза́ж- жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
5
слайд
Описание слайда:
6
слайд
Описание слайда:
7
слайд
Описание слайда:
Полонский Яков Петрович (1819-1898) - поэт, прозаик, журналист, родился в Рязани в небольшой дворянской семье. Учился в Рязанской гимназии, окончил юридический факультет Московского университета. Он рано лишился матери. Служба отца требовала постоянных разъездов, и его воспитывали бабушка и тетка. Будучи гимназистом, Полонский написал приветственные стихи в честь будущего наследника престола Александра II. За эти стихи он получил от наследника престола золотые часы, которые вручил ему Жуковский. Любимые образы Якова Полонского - «степи», «дали», «простор», которые придают всем его стихотворениям (о родине, о любви) широту, раздолье, «простор»
8
слайд
Описание слайда:
Я.П.Полонский По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Но сошлись – не уступили Той скалы друг другу даром И пустыню огласили Яркой молнии ударом. Грянул гром – по дебрям влажным Эхо резко засмеялось, А скала таким протяжным Стоном жалобным сказалась, Так вздохнула, что не смели Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели.
9
слайд
Описание слайда:
Словарная работа: Горючий (разг.) – несчастный. Огласить – 1. Наполнить какими-нибудь громкими звуками. Дебри – 1. Места, заросшие непроходимым лесом. Обомлеть – цепенеть, ослабеть от неожиданности.
10
слайд
Описание слайда:
Найдите в стихотворении основные образы. Хмурые тучи, проблуждавшие весь вечер, к ночи оказались около скалы. Поделить ее им не удалось. Спор двух туч завершился молнией и громом. Застонала скала протяжно и жалобно, вздохнула. После этого тучи успокоились. Назовите средства художественной выразительности в стихотворении Олицетворение (передача свойств живого существа неживому предмету):тучи «блуждали», «сползали», «не уступили», «огласили», «не смели повторить», «улеглись», «обомлели»; эхо «засмеялось»; скала «вздохнула».
11
слайд
Описание слайда:
Полонский рисует летний горный пейзаж, знойный вечер переходит в ночь. Пейзаж динамичен – это впечатление создают глаголы движения, действия. «Блуждали», «сползали», «сошлись» - «не уступили», «огласили», «грянул», «засмеялось», «сказалась», «вздохнула», «не смели повторить», «улеглись и обомлели» Аллитерация (повторение согласных звуков – «р») позволяет нам не только увидеть, но и услышать все происходящее. Позже запишем определения понятия аллитерации в тетрадь.
12
слайд
Описание слайда:
Давайте определим размер стихотворения Какую картину рисует поэт? Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем? Что вы можете сказать об отношении туч между собой? Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия? Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения?
13
слайд
Описание слайда:
По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Двусложный размер стиха, хорей.
14
слайд
Описание слайда:
15
слайд
Описание слайда:
Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой… Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя – Пламень белый и летучий Окаймил её края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей. Солнце раз ещё взглянуло Исподлобья на поля – И в сиянье потонула Вся сметенная земля.
16
слайд
Описание слайда:
Поэт рисует картину приближения грозы. Две первые строфы рисуют ожидание грозы, две вторые – саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы. Сравнение «Вихрем пыль летит с полей» придает стремительность действию. Для создания ярких образов природы, поэт использует эпитеты: «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная». Используя множество глаголов в стихотворении, Тютчев передает движение и изменения в природе, показывая тем самым течение жизни.
17
слайд
Описание слайда:
Каким словом вы можете определить основную тему стихотворения? (гроза) Найдите и выпишите слова словосочетания), которые можно объединить в смысловую группу «Настроение лирического героя». Каково же настроение? Смятенный Несмелый Принахмурилось Исподлобья
18
слайд
Описание слайда:
Назовите средства художественной выразительности, которыми пользуется автор. Предполагаемый ответ: Антитеза (противопоставление): несмело - смелей Олицетворение: сердитые капли, земля хмурится Эпитеты: сердитый, смелый Какие звуки создают в стихотворении фонетическую характеристику образа природы?
19
слайд
Описание слайда:
Давайте определим стихотворный размер Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Двусложный размер стиха, хорей.
20
слайд
Описание слайда:
Новое понятие, запишем в тетради: Аллитерация – повторение согласных звуков. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой… И раскаты громовые Всё сердитей и смелей.
21
слайд
Описание слайда:
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ 1817-1875 А. К. Толстой родился в Петербурге, в знатной дворянской семье. Детство его прошло на Украине. В имении дяди А. Перовского. Литературным дебютом бала повесть « Упырь». В 1850-х гг. Толстой печатался в «Современнике», входил в круг передовых писателей. Он известен как прозаик (роман «Князь Серебряный»), и как драматург. Лирика поражает глубоким проникновением в мир природы. Он мастер баллады. Романса. На его стихи писали музыку Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов.
22
слайд
Описание слайда:
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод. "Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать! Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло! Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно - Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!"
23
слайд
Описание слайда:
Главная идея произведения –мысль о том, что в летний знойный полдень, наблюдая за манящими созданиями, такими как стрекозы, важно не потерять реальность и не принять воображаемые образы за действительность.
24
слайд
Описание слайда:
Олицетворение – «летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод» помогает создать абсолютно живой образ насекомых. Сравнение «крылышки точно стекло» помогает красиво и точно «нарисовать» лёгких стрекоз. Встречаются повторы: «Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печёт…», «Дитя, подойди к нам поближе,…, Дитя, подойди, подойди же…». Эти приёмы в полной мере передают нам атмосферу стихотворения.
25
слайд
Описание слайда:
Фет (Шеншин) Афанасий Афанасьевич, (1820-1892) русский поэт, прозаик, переводчик Родился в селе Новосёлки (Орловская губерния) в семье помещика А.Н. Шеншина от Каролины Фёт, приехавшей из Германии. Вся жизнь поэта прошла в усилиях получить дворянство. Через четырнадцать лет после его рождения обнаружилась какая-то ошибка в метрике и он из дворянина в один миг стал иностранцем. Лишь в 1873 Фет по разрешению царя стал дворянином Шеншиным. К этому времени он уже был широко известен как поэт Фет. В 1838-1844 учился в Московском университете. Во время учёбы вышел его первый сборник – «Лирический пантеон» (1840), а начиная с 1842 его стихи стали регулярно печататься на страницах журналов.
26
слайд
Описание слайда:
Словарная работа: Гудёт (устар.) – гудит. Рог – 1. Музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом. Глашатай – в старину: лицо, объявляющее народу официальные известия
27
слайд
Описание слайда:
В первом четверостишие Фет описывает одиночество и растерянность, что царили у него на сердце. Во втором четверостишие начинается действие, резкое движение, далекие звуки, говорящие о беспокойстве поэта. В последнем четверостишие поэт предвкушает встречу с любимой, зная что ее уже нет в живых. Эти строчки можно интерпретировать как предчувствие поэтом собственной смерти, ведь Фет умер через год после написания этого стихотворения, в 1892 году.
28
слайд
Описание слайда:
Какие чувства испытывает герой, оставшись один в лесу? А строка «Ель рукавом мне тропинку завесила. » - явная метафора. Как вы думаете, что автор этим хотел передать? На какие части делится вторая строфа, и какое слово ее разделяет? К какой части речи оно (слово «чу») принадлежит? И с какой целью используется? А каким словом можно заменить это просторечное междометие?
29
слайд
Описание слайда:
Рассмотрим первую строку 3-ей строфы: «Сладостен зов мне глашатая медного!». Какова полная форма слова «сладостен»? А, как вы думаете, в чем отличие значений прилагательных «сладкий» и «сладостный»? Сладкий – имеющий вкус, свойственный сахару или меду. Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие. Здесь зов «глашатая медного» – символ жизни, присутствия человека – противопоставлен символу угасания природы– «мертвым листам»
30
слайд
Родная природа в произведениях русских поэтов XIX века Презентация выполнена учителем русского языка и литературы ГБОУ школы № 688 Макарчук Ю.В. В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Природа изображалась не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но частью его души… Стихи о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Поэты видят русскую природу поразному, каждый посвоему, испытывая. Стихи о природе - это трепетный рассказ о сложные чувства, помогая собственной душе. Поэты видят русскую природу понам понять, почему мир разному, каждый по-своему, испытывая сложные видится именно таким. чувства, помогая нам понять, почему мир видится Однако о чём бы ни писали именно в своих стихах таким. русские. Однако о чём быо ни писали в своих стихах русские поэты: о временах года, музыке и красках наших поэты: о временах года, о музыке и красках наших полейполей и лесов, о родныхо родных просторах, о крестьянском и лесов, просторах, труде,о крестьянском - они всегда думали и помнили о главном. Это труде,главное - они всегда думали к Родине, бережное отношение к - любовь и помнили о главном. Это русскому слову и вера в великое будущее русского главное - любовь к народа. Родине, бережное отношение к русскому слову и вера в великое будущее русского народа. Природа - неисчерпаемый источник вдохновения. В лирических произведениях она одушевлена, наделена переживаниями, свойствами и чертами живого существа. Такое отношение к природе уходит своими корнями в далёкую древность. Человек воспринимал могучие силы стихий как нечто живое, способное чувствовать, и потому не столько изображал природу, сколько беседовал с ней. Представление о единстве человека и природы, отличающее славянский фольклор, переходит в русскую классическую поэзию XVIII-XX вв. 19 век - золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А. Фет, Я.Полонский, И.Никитин, А.Майков, И.Суриков, и др. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи Ф. И Тютчева, А.А.Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX венка) вы только начинаете узнавать Сегодня мы попытаемся получше познакомиться с некоторыми стихами о природе, принадлежащими перу поэтов «золотого века» Алекса́ндр Серге́евич Пушкин, (1737 - 1799) Цветы последние милей Роскошных первенцев полей. Они унылые мечтанья Живее пробуждают в нас. Так иногда разлуки час Живее сладкого свиданья.Стихотворение маленькое, но очень красочное, нежное и немного грустное. Известно, что осень для Пушкина - любимое время года. И в этом стихотворении он тоже пишет об осени. О том, что роскошные цветы жаркого лета уже отцвели, остались "цветы последние",осенние, и именно они поэту милей тех, "роскошных«,потому что они побуждают нас к грустным воспоминаниям и мечтаниям. Так иногда мгновения расставания "живее сладкого свиданья". В этих нескольких строчках есть эпитеты, сравнения, олицетворение. М.Ю. Лермонтов 1814 - 1841 Осень Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит Стихотворение «Осень» — маленькая пейзажная зарисовка, характеризующаяся сдержанностью и точностью языка. Перед нами фиксация моментов уходящей осени, за которой скрываются муки опустошенности и одиночества лирического героя. Его интересует взаимопроницаемость и сопряженность мира человека и природы: во всем жажда единения и резкий разрыв. Загадка природной гармонии пугает человека: немногочисленные эпитеты заряжены отрицательно («мрачная зелень», «нависшая скала») .Михаил Юрьевич Лермонтов никогда не считал себя лириком, полагая, что восхищение красотой окружающего мира - удел романтических натур, не успевших познать горечи разочарования. Тем не менее, на начальном этапе своего творчества поэт периодически обращался к теме родной природы, но при этом его пейзажная лирика нередко носила социальный характер. Примером такого произведения является стихотворение «Осень» написанное в 1828 году, когда юному Лермонтову едва исполнилось 14 лет. В это время он проходил обучение в пансионе, готовясь к поступлению в университет. Однако по настоянию бабушки время от времени оставлял учебу и приезжал в родовое имение под Москвой, где проводил время за чтением книг и очень много гулял в окрестностях деревни. .Именно в родовом имении Лермонтов впервые смог оценить красоту русской природы, ее величие и роскошь. Даже несмотря на то, что осень никогда не была любимым временем года поэта, он сумел найти в ней удивительное очарование, созвучное собственному душевному состоянию. Первое, что бросилось Лермонтову в глаза за околицей села - облетающие с деревьев пожелтевшие листья. Но при этом автор отмечает, что «в бору поникши ели зелень мрачную хранят». Темная и сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев. И объясняется этот феномен личными переживаниями Лермонтова, который лишен возможность общаться с отцом, о чем очень сильно сожалеет. Именно в этот период любознательный и покладистый мальчик превращается в импульсивного, раздражительного и очень вспыльчивого юношу, который разочарован жизнью и не видит в ней смысла. Поэтому с легкой горечью поэт констатирует тот факт, что «уж не любит, меж цветов, пахарь отдыхать порою от полуденных трудов». Дикий же зверь, мелькнувший среди редеющего леса, норовит поскорее найти для себя более надежное укрытие, чтобы не стать легкой добычей для человека, жилье которого находится поблизости. Отчуждение, оторванность человека от первооснов передается через образ пахаря: Уж не любит меж цветов, Пахарь отдыхать порою... Трагическое ощущение непрочности бытия видятся через размытые краски («месяц тускл») и стертые контуры («сквозь туман лишь серебрит»), сменяющие в последних строках стихотворения четкую динамику природной жизни, очерченную в начале текста. Обманчивая простота «Осени» становится содержательным признаком всеобъемлющего смысла. Движения природной жизни безыскусны и легки, эмоции четки. Обычные, знакомые всем события, подготавливающие природу к зиме, рассматриваются здесь через иную призму, потому что непосредственные переживания лирического героя превосходят описываемые события. Интересно, что последняя строка стихотворение — это невольный отсыл к пушкинской лирике. Сквозь туман лишь серебрит. Лермонтов Сквозь волнистые туманы Пробирается луна Пушкин Обреченное «лишь» у Лермонтова — эта та пропасть, что лежит между гармоничностью пушкинского мироощущения и трагичностью лермонтовского. Поэзия Пушкина — это переживания, вызванные впечатлениями от жизни, а у его наследника по поэзии — каждое переживание рассматривается с точки зрения своего волнения от впечатления. Четырехстопный хорей передает ритмично пульсирующую жизнь природы, которая уже готова медленнее жить. Четкость перекрестной рифмовки подчеркивает поэтическое чувство красоты природы, пусть пугающей и темной, но при этом простой и понятной. Все в стихотворении движется к зиме: постепенно угасают цвета, прячется зверь, а лирический герой тоже стремится уловить этот естественный ход событий, подстроиться под него и принять. Минорность звучания лермонтовской «Осени» возводит осень в символ грусти, лежащей в основе всего земного существования. .Обладая врожденной наблюдательностью, Лермонтов сумел подметить и еще один характерный признак осени, когда «месяц ночью тускл», и уже не заливает своим молочным светом соседние поля и луга, а лишь слегка их серебрит. Его сияние едва пробивается через густой туман, создавая мистическую и овеянную печалью картину. Но именно она так дорога и близка сердцу юного поэта, который видит в угасании природы естественное завершение жизненного цикла, и покорно принимает то, что готовит каждому из нас судьба. Фет Афанасий Афанасьевич (1820 - 1892) О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! Так дева в первый раз вздыхает О чем - неясно ей самой, И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой. Стихотворение состоит из двух частей: в первой описание ландыша и весеннего пробуждения природы, во второй сравнение цветка и юной девушки. Первая часть - это два четверостишия, насыщенные изобразительно-выразительными средствами. Эпитеты"солнечных", "душистой", "пленителен", "воспламеня ющей"передают воодушевление, даже ликование лирического героя. Весна, пробуждение природы, возвращение сочной, яркой красоты - это зажигает взгляд автора, который заставляет и читателя ощутить нечто подобное. После описания первого ландыша лирический герой восхищается весенним солнечным лучом, восклицания "как", "какие" поднимают эмоциональный накал, и кульминацией становится строка "Как ты пленителен, подарок воспламеняющей весны!" В этом предложении - и благодарность, и восторг, и отзвук надежды на душевное возрождение - "воспламеняющая"весна может зажечь и сердце человеческое. Во второй части, состоящей из одного четверостишия, автор переходит к размышлению, сравнивая весенний цветок и солнечный луч с движением молодой души. В большей степени цветок, это подчёркивается словами "девственный" в первой части и "дева" во второй. Нежный, чистый ландыш, появившийся из-под снега, дарящий свой аромат всему миру, так же трогателен, как юная девушка, только расцветшая первой красотой, ещё не знающая, что ожидает её в жизни, и доверяющая всему. Трогательность и невинность подчёркиваются словами "первый", "робкий", "молодой". Но надежда, которая чувствуется в приближении тепла, всегда оправдывается - природа расцветает. А надежда человеческой души может бесследно растаять... И "избыток жизни молодой" растратится зря. В этой параллели заключается философский смысл произведения. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, как и большинство других произведений Фета. Этот размер передаёт жизнерадостность, воодушевление автора, любующегося природой. Нераздельность окружающего мира и настроения человека - лейтмотив творчества поэта, и в "Первом ландыше" эта мысль раскрыта максимально, она даже предвосхищает будущее. Тютчев Федор Иванович (1803 - 1875) Гениальный лирик, поэт романтического склада. Он своеобразно развивал философскую линию в русской поэзии. Певец природы, остро ощущавший космос, тончайший мастер стихотворного пейзажа, Тютчев рисовал его одухотворенным, выражающим эмоции человека. В поэзии Тютчева нет непроходимой грани между человеком и природой, они почти тождественны. Мир в глазах Тютчева полон таинственности, загадочности — где-то в подоснове его «шевелится» хаос, под златотканным покровом дня скрывается ночь, в избытке и торжестве жизни проглядывает смерть, людская любовь лишь роковой поединок, грозящий гибелью. Осенний вечер Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья.Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение - не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер. «Осенний вечер» представляет собой развернутую метафору: поэт ощущает «кроткую улыбку увяданья» осенней природы, сравнивая ее с «божественной стыдливостью страданья» в человеке как прообразом нравственности. Стихотворение написано пятистопным ямбом, использована перекрестная рифмовка. Краткое, двенадцатистрочное стихотворение - одно сложноподчиненное предложение, читающееся на одном дыхании. Словосочетание «кроткая улыбка увяданья» объединяет все детали, создающие образ увядающей природы. Природа в стихотворении изменчива и многолика, насыщена красками и звуками. Поэт сумел передать неуловимое очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце изменяет лик земли, делая краски насыщенней и ярче. Яркость красок (лазурь, багряные листья, блеск, пестрота дерев) слегка приглушается создающими полупрозрачную дымку эпитетами - туманная, легкая. Стихотворение насыщено эпитетами, которые создают ощущение богатой живописи: “умильная, таинственная прелесть”, “зловещий блеск”, “…Багряных листьев томный, лёгкий шелест”, // Туманная и тихая лазурь // Над грустно-сиротеющей землёю… ”, “прерывистый, холодный ветр”, “кроткая улыбка увяданья”. “Холодный ветр”, налетающий порою, предстаёт перед нами “как предчувствие сходящих бурь”. Вообще, всё стихотворение представляет собой развёрнутую метафору: чувство, которое вызывает в поэте “светлость осенних вечеров”, ощущается им как кроткая улыбка увяданья, которая сравнивается с “божественной стыдливостью страданья” в человеке. Особенно сильно отражает состояние природы и лирического героя, сопереживающего ей, используемый Ф. И. Тютчевым приём аллитерации. Мы слышим песню падающих листьев. В мгновенное впечатление от осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость - мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни. .Необычна цветовая палитра стихотворения: “светлость” вечеров сочетается со “зловещим блеском” и “пестротой дерев”, “багряным” цветом листьев, “туманной” лазурью. Яркие тона словно задёрнуты покрывалом тонкого тумана. Природа ещё живёт, но уже чувствуется приближение зимнего сна: “…и на всём // Та кроткая улыбка увяданья.Стихотворение написано пятистопным ямбом, все три строфы имеют перекрёстную рифмовку. Рифма стихотворения богатая: лазурь — бурь, увяданья — страданья, на всём — зовём. В первой строфе, вероятно, надо читать: вечеров — дерёв. «Осенний вечер» - подлинный шедевр русской поэзии. Лирика Тютчева пронизана острым чувством трагизма, напряженной и страстной мыслью, отмечена глубиной философских раздумий. Художественный образ природы конкретно зрим, отмечен печатью романтического чувства. Общепризнанна чуткость Ф. И. Тютчева к русскому языку, способность глубоко и точно передать в своих стихах тончайшие оттенки мыслей и чувств. Природа у Тютчева очеловечена: подобно живому существу она дышит, чувствует, испытывает радость и грусть. Тютчев воспринимает осень как кроткое страдание, болезненную улыбку природы. Поэт не отделяет мир природы от мира человека. .Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева - это самое живое, разумное существо. Пытаясь проникнуть в её тайны, за помощью обращается к жизни человека. Человек оказывается своеобразным инструментом постижения природы. Но и природа служит инструментом постижения человека. Апполон Николаевич Майков Поле зыблется цветами... Поле зыблется цветами... В небе льются света волны... Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны. Взор мой тонет в блеске полдня... Не видать певцов за светом... Так надежды молодые Тешат сердце мне приветом... И откуда раздаются Голоса их, я не знаю... Но, им внемля, взоры к небу, Улыбаясь, обращаю В 1857 году поэт опубликовал стихотворение «Поле зыблется цветами…», которое представляет собой небольшую зарисовку, посвященную теплому летнему дню. Пейзаж, открывшийся взгляду Майкова, вряд ли можно назвать примечательным. Обычное поле, обласканное солнечными лучами, вряд ли смогло бы привлечь внимание кого-то другого. Но поэт увидел в этой умиротворенной картине нечто возвышенное и божественное, признаваясь: «Взгляд мой тонет в блеске полдня». Это ощущение безграничного счастья и свободы подкреплено пением жаворонков, которым «голубые бездны полны». Поэт не видит птиц, но слышит их восхитительное щебетание, которое придает тривиальному летнему пейзажу особую красоту и дерзость.Весна для поэтов всегда была особым временем года, вызывающим прилив жизненных сил и душевного волнения. Весна - время возрождения и расцветания природы, новых надежд и радости, любви и счастья. Природа и человек едины в своем настроении, и это очень тонко и убедительно раскрывают лирические поэты. В стихотворении А. Н. Майкова рисуется картина весны и пение жаворонков. Подчеркивается простор, свежесть весны: Поле зыблется цветами… В небе льются света волны… Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны. .Лирический герой не видит певцов, он лишь слышит их пение, но эти песни отзываются в его сердце новыми молодыми надеждами. … Так надежды молодые Тешат сердце мне приветом… Радость в душе, покой, умиротворение вызывает пение жаворонков. И откуда раздаются Голоса их, я не знаю… Но, им внемля, взоры к небу, Улыбаясь, обращаю. Обратить взоры к небу, подумать о вечном, о бессмертии души человека и о том, как прожить жизнь в гармонии с природой и миром, - это одна из высших задач человеческого разума. А. Н. Майков связывает перемены в природе с настроением человека. .Автор мысленно переносится в обычный мир и тут же находит удивительно точное сравнение своим ощущениям, утверждая: «Так надежды молодые тешат сердце мне приветом…». Это фраза требует некоторого пояснения и расшифровки. Дело в том, что Аполлон Майков почти всю жизнь проработал библиотекарем в знаменитом Румянцевском музее, и к нему часто за помощью обращались молодые литераторы. Он не только был лично знаком с будущими знаменитостями, но и с волнением наблюдал за их восхождением на литературный Олимп. Очень мало кто из друзей Майкова знал о том, что и сам он пишет стихи, так как поэт никогда не стремился афишировать свое увлечение. Между тем, первый сборник произведений этого автора был удостоен императорской премии, благодаря которой поэт сумел побывать во многих городах Европы. Читая произведения своих юных друзей, Майков не испытывал зависти или же ревности. Наоборот, он радовался их достижениям даже больше, чем своим собственным победам, считая, что русскую литературу ждет прекрасное будущее. Поэтому последний куплет стихотворения можно трактовать двояко, так как в образе жаворонков представлены Такие начинающие литераторы, как Тургенев, Белинский и Некрасов. Поэт признается, что не знает, откуда раздаются их голоса. Однако при этом отмечает: «Но, им внемля, взоры к небу, улыбаясь, обращаю». Домашнее задание: 1.Выучить одно стихотворение о природе авторов 19 века. 2. Дать письменный анализ стихотворения по плану
Здесь мало всмотреться,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно…
Н. Рыленков
Цели урока:
1. Обучающие:
расширить знания учащихся о Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете, закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;
2. Развивающие:
развивать интерес к поэзии;
помочь понять настроение, чувства поэтов;
помочь создать зрительные образы при чтении стихов;
3. Воспитательные:
воспитывать любовь к родному краю, окружающей природе, Родине.
Оформление урока
На доске тема урока, эпиграф; портреты поэтов;
словарная работа
Ход урока:
Слово учителя
Детские годы
Фёдора Ивановича Тютчева
прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии.
Судьба Фёдора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Поэт, по собственному признанию, выражал свои мысли лучше по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писал только на французском языке. И всю свою жизнь говорил почти исключительно по-французски, но самым сокровенным мыслям мог давать выражение только в русском стихе. Так написаны и все его стихотворения о природе.
Послушаем стихотворение Тютчева «Неохотно и несмело…».
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля -
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Словарная работа:
Чу – призыв обратить внимание на какие-то звуки.
Нива – засеянное поле.
Смятенный – находящийся в волнении.
В этом стихотворении описывается состояние природы во время грозы. Поэт живо рисует картину её приближения.
Две первые строфы рисуют ожидание грозы, две вторые – саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы.
Эпитеты создают цветовые образы: «зеленеющие нивы / зеленее под грозой», «синей молнии струя», «пламень белый и летучий».
Настроение понятно по строчке: «раскаты громовые всё сердитей и смелей».
Сравнение «Вихрем пыль летит с полей» придает динамизм, стремительность действию.
Природа в этом стихотворении живет не сама по себе. Её образы нужны Тютчеву для раскрытия внутреннего мира человека.
Не менее интересным является и другое стихотворение поэта.
Листья.
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, -
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе -
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Словарная работа:
Зефиры – южные тёплые ветры.
Докучный – наводящий скуку.
Это стихотворение написано от лица осенних листьев, которым не терпится улететь вместе с ветром. Себя они противопоставляют хвое: «Их тощая зелень, / Как иглы ежа, /
Хоть ввек не желтеет, / Но ввек не свежа».
Листья называют себя «лёгким племенем», которое «краткое время гостит на сучьях». Они радуются, что «всё красное лето были в красе, играли с лучами, купались в росе». Но осенью им стало скучно, поэтому осенние листья обращаются за помощью к буйным ветрам и готовы улететь.
Вывод:
Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо, «В ней есть душа, В ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть язык».
Слово учителя: Обратимся к творчеству другого известного поэта – Афанасия Афанасьевича Фета.
Выступление II группы.
Детство Афанасий Афанасьевич Фет провёл в Орловской губернии, ходила за ним крепостная нянька, грамоте учил его крепостной слуга, летом он бегал с деревенскими ребятишками по лесу, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом.
C самого раннего детства Фет, как он сам говорил, был «жаден до стихов», везде старался их разыскать, учил наизусть и очень рано стал писать сам.
С 14 лет учился сначала в Петербургском, затем в Московском университетах.
Он неутомимый фантазёр... Его часто видели с ружьём, верхом на коне... Много сил отдавал старому заросшему пруду: чистил его, по берегам сажал деревья, следил за рыбами... Любил помогать крестьянам, строил больницу, всегда интересовался здоровьем крестьянских детей. В имении поэта был настоящий розарий, дом утопал в цветах, кажется, что он не мог жить без красоты.
Он увлекался литературой, театром, продолжал писать стихи на протяжении всей жизни. Он был тонким наблюдателем природы и умел запечатлеть увиденное.
Когда у него набралось много стихов, он показал их Гоголю. Николаю Васильевичу стихи понравились. Он увидел в Фете «таинственное дарование».
Фет был одним из самых музыкальных поэтов. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский создал несколько романсов на слова поэта.
Почти половина стихотворений, написанных Фетом, посвящена русской природе – ведь он много лет прожил в деревне, глубоко чувствовал родную природу и очень любил её.
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.
Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
Словарная работа:
Гудёт (устар.) – гудит.
Рог – 1. Музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом.
Глашатай – в старину: лицо, объявляющее народу официальные известия.
В этом стихотворении Фет фиксирует свои впечатления от прогулки в осеннем лесу, где «шумно, и жутко, и грустно, и весело». Своё состояние он не в силах понять: «Я ничего не пойму», - признаётся он. И он рад услышать тонко взывающий рог, ему «сладостен зов глашатая медного». Поэтому в конце этих строк и стоят восклицательные знаки.
Это стихотворение будит наше воображение, мы чувствуем ветер и как «кругом все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».
Вывод. Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их "пленительными", Салтыков-Щедрин - " самыми искренними, свежими".
Урок-концерт в 6-м классе.
"Русская природа в пейзажной лирике поэтов XIX века"
Цели урока : показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике поэтов XIX века;
помочь понять настроения, чувства поэтов, определить способы создания образов, воспитывать чувство прекрасного к природе.
Оборудование урока : портреты поэтов; творческие работы учащихся; музыкальные произведения .
Методические приемы : выразительное чтение стихотворений, беседы по вопросам, устное рисование, сопоставление стихотворений.
Ход урока.
1.Слово учителя.
Сегодня не совсем обычный урок литературы. Сегодня у нас урок-концерт. Тема его «Родная природа в лирике поэтов 19 века».
19 век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму. Стихи о природе - это не только изображение родных пейзажей глазами поэтов, но и трепетный рассказ об их собственной душе. Они видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая порой сложные чувства, но помогая нам понимать, почему мир видится им именно таким.
Может быть, через описание пейзажа поэт передает настроение, чувства, мысли человека?
Подумаем над этим вопросом в течение урока.
2.Эпиграф к уроку.
Русская природа всегда завораживала человека своей красотой.
В любое время года она прекрасна и неповторима.
3.Повторение изученного.
Ребята, давайте вспомним, кто из поэтов 19 века писал о зиме.
Чтец. Входя в морозный, солнечный день в лес, невольно останавливаешься, завороженный красотой уснувших деревьев. Стоят они, словно покрытые мириадами бриллиантов. Звенящая тишина кругом. Воздух так чист и прозрачен, что, кажется, сквозь него можно рассмотреть самые далекие предметы.
Зима
(Суриков Иван)
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы -
И зима настала.
А.С. Пушкин «Зимнее утро».
Устное словесное рисование.
Ребята, а сейчас послушайте музыку композитора Вивальди из цикла «Зима» и передайте словами, какие картины природы вы представляете, слушая музыку.
4.Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Евгения Абрамовича Баратынского и Алексея Константиновича Толстого.
Чтец. Весной все на земле пробуждается к новой жизни. Тает снег, появляется молодая зеленая травка. На деревьях и кустах распускаются листочки. Весной возвращаются к нам перелетные птицы: скворцы, грачи, ласточки. Они начинают вить гнезда, готовить жилье для будущих птенцов. На все голоса прославляют приход весны пернатые музыканты. Воздух наполняется ароматным запахом растений. Весна - это обновление в природе.
5. Рассказ учащегося о жизни и творчестве Е.А.Баратынского.
Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800г в имении Мара Тамбовской губернии в дворянской семье. В 1812г его отвезли в Петербург и определили в Пажеский корпус – привилегированное военно-учебное заведение. Подпав под дурное влияние, Баратынский в 1816г совершил тяжкий проступок- принял участие в краже. Дело дошло до царя. За негодное поведение Баратынский был исключен из корпуса без права поступления на службу. Эта катастрофа сыграла важную роль в жизни Баратынского и наложила глубокий отпечаток на его характер.
С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи. С 1818г завязывает знакомство с Дельвигом, который знакомит его с А. Пушкиным, вводит в писательские кружки и становится его руководителем на литературном поприще. Вскоре стихи Баратынского появляются в печати и были встречены очень сочувственно. Его творческие дарования были отмечены А.Пушкиным.
6.Прослушивание фонохрестоматии.
Чтение и анализ стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!».
Беседа по вопросам:
-- Ребята! О чем это стихотворение? (Это стихотворение о весне, о том, как преображается все вокруг.)
Автор встречает весну восторженным гимном. Он с огромной радостью приветствует раннюю весну, которая приходит на смену зиме. Стихотворение отличает восторженная интонация. Автор хочет слиться с природой и раствориться в ней.
- С какими чувствами встречает весну лирический герой стихотворения?
Главные чувства стихотворения - радость, ликование, восторг. Эмоциональное состояние приподнятости, душевного подъёма передаётся обилием восклицательных интонаций.
- Какие слова и выражения создают картину весны?
Поэт создаёт лёгкую, радостную картину весны: ясный небосклон, ветерок, солнечные лучи, облака, ручьи, древа обнажены, жаворонок. Ощущение радости, праздничности приятного весеннего дня создаётся словами чист, ясен, ласкаясь, летают, блестят, взвился, торжествующий, заздравный и др.
Особую торжественность придают стихотворению слова высокого стиля: лазурию (даже устаревшая форма слова звучит возвышенно по сравнению с современным лазурью), очи, древа, обнажены, ветхий, гимн и др.
- Какие краски, звуки, запахи весны мы ощущаем, читая стихотворение?
Краски: ясен небосклон, лазурию, слепит, к солнечным лучам, блестят, солнце, в яркой вышине.
Звуки: шумят ручьи, взревев, река несёт… поднятый ею лёд, лист… шумен, жавронок поёт заздравный гимн, душа… журчит.
Запахи: воздух чист, лист… душист и др.
Задаются задания по группам.
Найти в тексте эпитеты. («Лазурь живая», «солнечные лучи», «яркая вышина», «заздравный гимн»).
Найти метафоры (на крыльях ветерка; “река несёт… на хребте”),.
3-Найти олицетворения («взревев, река несет/на торжествующем хребте/ поднятый ею лед!», «древа обнажены»).
- Какой смысл они придают стихотворению?
Они передают мощь и величие весны, восхищение поэта переменами в природе, которые он приветствует; изображают весну живым и сильным существом, которому ни в чём нет преград.
- Каково пространство стихотворения? Определите его “границы”.
Слова и выражения, обозначающие “высоту”: воздух, небосклон, высоко, крылья, летают, на хребте, под солнце… взвился, незримый жавронок - помогают читателю ощутить бескрайность, широту и могущество весны, необъятность весеннего дня, свет которого простирается от ветхих листьев под ногами до самого солнца.
- Давайте обратим внимание на то, как поэт играет звуками.
Ласковые звуки плавных «Л» (небосклон, слепит, на крыльях) сменяются гремящими, рокочущими «р», передающими звучания ледохода (ручьи, взревев, река), а затем шипящими, шуршащими, как листья под ногами (обнажены, в роще ветхий лист, как прежде …и шумен и душист).
Такой прием в литературе называется аллитерацией –это повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний.
- Какой смысл придаёт стихотворению последняя строфа?
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!..
Душа человека стремится к гармонии, к слиянию с природой, стремится к растворению в некой мировой душе.
(Последняя строфа - главная во всём стихотворении. В ней разгадка, объясняющая чувства лирического героя, который восхищён весной. Обновление и возрождение природы весной вызывают у лирического “я” и у читателя стремление слиться с весенним днём, раствориться в нём. Именно поэтому весной душа человека, подобно ручью, радостно журчит и летает в небе, как птица. Такое состояние человека побуждает его к высоким чувствам, зовёт стремиться к идеалу.)
7 . Чтец . Лето. Восход солнца летом ранний. От прикосновения солнечных лучей пробуждается природа: весело щебечут птицы, листва разворачивает к солнцу свои ладони, радостно порхают яркие бабочки, начинают работу муравьи, жучки. Плоды покрываются румянцем от соприкосновения с теплыми и ласковыми лучами. И травы, питаясь земными соками, набирают силу, поднимаются к солнцу.
8 . Рассказ учащегося о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого.
А.К.Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же после рождения сына родители расстались, и шести недель отроду мальчик был увезен матерью в ее имение на Черниговщине, там он воспитывался до десятилетнего возраста в кругу семьи Перовских, родных со стороны матери.
Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь: за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что-то единое и самое важное - это любовь к родной земле. Он изобразил родную природу, сопровождающей человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека.
Стихотворения А.Толстого отличаются необычной музыкальностью, ритмичностью. Недаром ко многим стихотворениям А.Толстого лучшими композиторами написана музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои…»
«Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - признавался Чайковский.
9. Прослушивание романса «Колокольчики мои…»
10.Давайте обратимся к его стихотворению «Где гнутся над омутом лозы…»
(чтение стихотворения учащимся.)
11. Анализ особенностей стихотворения.
-Какой пейзаж изображен А.Толстым? ( Изображен летний пейзаж: омут, окруженный ивовым кустарником, горячее летнее солнце, веселый хоровод стрекоз.)
-Чем это стихотворение отличается от других стихотворных пейзажей ?
(Это стихотворение-сценка, большая часть занимает прямая речь – песня стрекоз, заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность.)
-Какими приемами создается мелодия этого стихотворения? (Убаюкивающая, завораживающая мелодия песни создается обращениями, повторами, мерным, плавным, ласковым ритмом.)
Познакомимся с новой стилистической фигурой анафорой (одинаковым началом строк).Прочитаем, что такое анафора? Найдём в каких строфах есть единоначатие?
12. Давайте посмотрим ваши рисунки, которые вы нарисовали к этому стихотворению.
13.Чтец. Осень. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
14. Давайте послушаем стихи, в которых поэты рисовали осенний пейзаж.
Есть в осени первоначальной
Ф.Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Прозрачный воздух, день хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Александр Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Славная осень
Н.А. Некрасов
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
15.Итоги урока.
С творчеством каких писателей мы с вами познакомились? Что нового узнали? Почему поэты обращались к теме природы в своих стихотворениях?
Заключительное слово учителя.
Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви.
16. Чтение учащимися сочинений – миниатюр «Моё любимое время года».
Домашнее задание : выучить наизусть понравившееся стихотворение поэтов 19 века о природе.
Родная природа в русской поэзии XIX века
Урок литературы в 5 классе
- Показать красоту русской природы в стихотворениях поэтов и картине художника В.М.Васнецова.
Дон- Аминадо - псевдоним Аминадо Петровича Шполянского, поэта, фельетониста, рассказчика, он родился в Херсонской области. Первый сборник стихов «Песни войны» вышел в 1914 году. С 1920 года поэт находился в эмиграции. Одним из наиболее даровитых поэтов называл его М.Горький
Города и годы Старый Лондон пахнет ромом Жестью, дымом и туманом. Но и этот запах может Стать единственно желанным.
- Стойбище осеннего тумана,
- Вотчина ночного соловья,
- Тихая царевна Несмеяна -
- Родина неяркая моя!
- Знаю, что не раз лихая сила
- У глухой околицы в лесу
- Ножичек сапожный заносила
- На твою нетленную красу.
- Только всё ты вынесла и снова
- За раздольем нив, где зреет рожь,
- На пеньке у омута лесного
- Песенку Аленушки поешь...
- Я бродил бы тридцать лет по свету,
- А к тебе вернулся б умирать,
- Потому что в детстве песню эту,
- Знать, и надо мной певала мать!
Прокофьев Александр Андреевич - советский поэт, участвовал в Гражданской войне 1918-20. Герои Прокофьева - крестьяне-рыбаки, недавние красноармейцы, рядовые парни - "сосновые кряжи"; пейзаж связан с родными местами поэта - Приладожьем. В 30-е гг. Прокофьев опубликовал сборники лирических стихов "Временник" (1934), "В защиту влюбленных" (1939).
- Пруд заглохший весь в зелёной ряске, В ней тростник качается, шумит. А на берегу, совсем как в сказке, Милая Алёнушка сидит. Прост венок, а нет его красивей, Красен от гвоздик, от лилий бел, Тополиный пух на платье синем, С тополиных рощ он прилетел. С берега трава, врываясь буйно, Знать не хочет, что мертва вода, И цветёт дурман-цветком багульник Рядом, у заглохшего пруда. Но кукушка на сосне кукует И тропинка к берегу ведёт, Солнце щедро на воду такую Золотые обручи кладёт.
- Хотя проклинает проезжий Дороги моих побережий, Люблю я деревню Николу, Где кончил начальную школу! Бывает, что пыльный мальчишка За гостем приезжим по следу Я тоже отсюда уеду
- Среди удивленных девчонок Храбрится, едва из пеленок: - Ну что по провинции шляться? В столицу пора отправляться! Когда ж повзрослеет в столице, Посмотрит на жизнь за границей, Тогда он оценит Николу, Где кончил начальную школу...
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье православного священника Учился в духовном училище,затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств.
- Виктор Михайлович Васнецов написал «Аленушку» в 1881 году, пребывая в самом расцвете своих творческих возможностей, ему уже не была нужна сюжетная основа сказки, чтобы создать узнаваемый образ.
- Ведь на первый взгляд указаний на то, что эта тоскующая девочка-подросток – героиня знаменитой сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке, нет. Ни злой ведьмы, ни козленка… Но вчувствовавшись в картину, в мелкие детали, гармоничный одушевленный пейзаж, цветовое решение картины, начинаешь проникаться пониманием и сочувствием.
- Черная вода озера, подступивший вплотную лес, босые ноги утомленной девочки – все говорит о ее страдании, нелегкой сиротской жизни, которая стала еще безысходнее и тяжелее, когда с братцем случилась беда. И некуда бежать, и некому жаловаться.
- Такой привиделась Аленушка Васнецову, так он воссоздал ее, и уже невозможно представить ее по-другому, и декорацией для сказки может служить только печальный и пронзительный сказочный русский лес, такой, каким увидел его когда-то замечательный русский художник.
- Родная природа воодушевляла и поэтов, и художников.
- Красота русских лесов, полей рождала у них прекрасные стихотворения и картины.