Лексическая тема: «Моя Родина – Россия. Мой родной город". Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительного возраста с онрлексическая тема: «город Задание на тему мой город
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети (с 6 лет) должны знать:
как называется город, в котором они живут;
какие в нем находятся достопримечательности, чем он знаменит;
какие памятные места находятся в районе, где они живут;
в чем отличие улицы от площади, шоссе от переулка.
Расширение словарного запаса детей:
названия: столица, Москва, правительство, куранты, площадь, улица, герб, памятник, двор, дом, москвич, город, проспект, мост, сквер, бульвар, тротуар, собор, адрес, храм, церковь, библиотека, университет, стадион, цирк, школа, сад, почта, мастерская, завод, фабрика, магазин;
признаки: красная, чистая, красивая, большая, узкая, маленькая, кирпичный, панельный, узорчатый, величавый, огромный, широкий, триумфальная, просторный, каменная, длинная, светлая, высокий, древний;
действия: смотреть, любоваться, сажать, покупать, продавать, убирать, ходить, ездить, встречать, провожать, любить, показывать, работать, собираться, изучать, основал.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование прилагательных в сравнительной степени
Высокий - выше,
широкий - шире,
красивый - красивее,
мягкий - мягче,
удобный - удобнее,
тонкий - тоньше,
низкий - ниже,
медленный - медленнее,
теплый - теплее,
чистый - чище.
Образование наречий «Назови по образцу»
Теплый - тепло,
удобный - удобно,
чистый - чисто,
широкий - широко,
холодный - холодно,
тонкий - тонко,
осторожный - осторожно,
низкий - низко,
грязный - грязно,
медленный - медленно.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Улица - улочка,
город - городок,
магазин - магазинчик,
мост - мосток,
сквер - скверик,
двор - дворик,
адрес - адресок.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один - много»
Город - города - городов,
улица - улицы - улиц,
вокзал - вокзалы - вокзалов,
площадь - площади - площадей,
театр - театры - театров,
магазин - магазины - магазинов,
проспект - проспекты - проспектов,
бульвар - бульвары - бульваров,
сквер - скверы - скверов,
школа - школы - школ,
храм - храмы - храмов,
библиотека - библиотеки - библиотек,
аптека - аптеки - аптек,
москвич - москвичи - москвичей.
Лексический строй речи
город-
квар-
Связь слов по типу согласования «Скажи со словом ской"»
Транспорт - городской транспорт, квартира - городская квартира,
дома - ... , парк - ... , улицы - ... , театр - ... , почта - ... , здание - ... , школа - ... , площади - ... , вокзал - ... , жители - ....
Поиск соответствующего понятия «Назови, какой, какая?»
Город Москва (какой?) - большой, красивый, главный, благоустроенный, величавый, чистый... ;
улица (какая?) -длинная, широкая, чистая, красивая... .
Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)
Эта улица узкая, а эта... (широкая),
эта дорога длинная, а эта... (короткая),
эта речка мелкая, а эта... (глубокая),
эта школа близкая, а эта... (далекая),
эта тропинка прямая, а эта... (кривая),
этот дуб молодой, а этот... (старенький),
этот путь далекий, а этот... (близкий),
этот мост высокий, а этот... (низкий).
Поиск соответствующего понятия «Закончи фразу»
Эти машины делают в Москве, и называются они... («москвичами»). Почти каждый, кто приезжает в Москву, мечтает попасть на спектакль в Большой... (театр). Сейчас наша Москва огромный город, а 850 лет назад это была маленькая... (деревня).
В Москве можно пешком прогуливаться по красивой и большой улице... (Арбат). В Париже самый знаменитый музей называется Лувр, а в Москве - Третьяковская... (галерея). Это красивое сооружение стоит в Москве прямо посреди Кутузовского проспекта и называется Триумфальная... (арка). Самый большой стадион в Москве называется... («Лужники»).
Поиск соответствующего понятия «Знаешь ли ты свой город?» (детям 6-8 лет)
Как называется город, в котором ты живешь?
Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий.)
Что означает слово «столица»? (Главный город.)
Какая главная башня Кремля? (Спасская башня с курантами.)
Москва - столица чего? (Нашей страны, России.)
Чем похожи все большие башни Кремля? (Рубиновыми звез
дами, они вечером зажигаются.)
Что является центром, сердцем Москвы? (Кремль со множе
ством башен.)
Какая главная площадь Москвы? (Красная площадь.)
В нашей столице много памятников, красивых старинных и
современных зданий. Назовите их. (Храм Христа Спасителя, па
мятник А.С. Пушкину, Третьяковская галерея, памятник Ю. Дол
горукому, Успенский собор.)
10. Чем отличается город от деревни? Где в городе люди лечатся? Где покупают продукты, лекарства? Где отправляют и получают посылки и письма? Назови свой адрес.
МИНУТКА ОТДЫХА
Кремлевские звезды над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины нет.
С. Михалков
Дидактические игры
«ГЕРБ НАШЕГО ГОРОДА»
Цель. Закреплять знания детей о гербе родного города. Активизировать словарь.
Как ты думаешь, что означает герб нашего города?
Как бы ты назвал форму герба?
Какие цвета присутствуют на гербе?
Что изображено на гербе?
Подумай, зачем городу нужен герб?
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель. Развивать речь детей, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова. Воспитывать любовь к родному городу.
Город,
улица,
флаг,
проспект,
дом,
лес,
сад,
завод,
сквер,
магазин.
«ПРОДОЛЖИ ФРАЗЫ»
Цель. Развивать умение завершать предложения, подбирая слова подходящие по смыслу. Закреплять знания о родном городе. Воспитывать любовь к родному городу.
Наш город называется…
Жителей нашего города называют…
Наш город расположен возле Национального парка…
Зимой в нашем городе…
Больше всего я люблю в нашем городе…
«СЛОВА ПРИЗНАКИ. СКАЖИ КАКОЙ? КАКАЯ?»
Цель. Активизировать в речи детей прилагательные. Развивать память, мышление.
Королёв (родной, любимый, славный, красивый и др.) .
Клязьма (глубокая, холодная, широкая и др.).
Центральный парк (зеленый, чистый, красивый и др.) .
Мост (длинный, новый, шумный и др.)
«КАКОЕ ИЗ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ НЕ ЖИВУТ В НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ»
Цель. Закреплять знания о животных родного края.
Лиса, волк, ёж, медведь, заяц, бобёр, олень, белка, лось, кабан,тигр, рысь и т.д.
«КАКОЕ ИЗ ЭТИХ ДЕРЕВЬЕВ НЕ РАСТЁТ В НАШЕМ ГОРОДЕ? »
Цель. Закреплять знания о деревьях родного города.
Берёза, ель, сосна, туя. акация, черёмуха, каштан, тополь, клён, пальма, лиственница.
«КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ И ПОЧЕМУ? »
Цель. Развивать логическое мышление, речь.
Флаг, герб, знамя.
Парк, бор, лес.
Королёв, ракета, спутник, машина.
Дом, улица, проспект, переулок.
ЦУП, «Энергия», музей.
«Восток», «Энергия», комета.
«ИСПРАВЬ ОШИБКИ»
Цель. Развивать логическое мышление.
Королёв — столица России.
Мы живем на домах.
На гербе Королёва изображена берёза.
На флаге родного города есть изображение планеты Марс.
Самая длинная улица нашего города - улица Мичурина.
Королёв расположен на берегу реки Яуза.
Город Королёв больше по площади города Москвы.
Жителей города Королёв называют королями.
«ОДИН - МНОГО»
Цель. Совершенствовать умение детей образовывать слова во множественном числе.
Дом, улица, житель, музей, спутник, ракета, герб, флаг, магазин, детский сад и др.
«ПОДБЕРИ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА К СЛОВУ «РОДИНА»»
Родина — родной, народ, родители, родиться, родня, родительский и др.
11.«СОСЧИТАЙ ЭТАЖИ»
«Назови дом, в котором 1, 2, 3, 4, 5 этажей».
Образование сложных прилагательных . Можно назвать начало слова, а ребенок продолжает и называет слово целиком.
Дом с одним этажом, - какой? - одноэтажный дом
дом с двумя этажами, - какой?- двухэтажный дом
дом с тремя этажами, - какой? - трехэтажный дом
дом с четырьмя этажами, - какой?- четырехэтажный дом
дом с пятью этажами, - какой? - пятиэтажный дом
дом со многими этажами, - какой? - многоэтажный дом.
Варианты игры «Один - много», «Составь предложение», «Нет чего?»
ПОСЧИТАЙ
Согласование существительных и прилагательных с числительными
Посчитай от 1 до 5 (10), от 5 (10) до 1.
Улица, широкая улица, красивая улица.
Дом, новый дом, высокий дом, многоэтажный дом.
Дорога, широкая дорога, ровная дорога, длинная дорога.
Магазин, детский магазин, большой магазин.
Памятник, красивый памятник, большой памятник, бронзовый памятник.
Музей, краеведческий музей, исторический музей, музей космонавтики.
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ОТВЕТИВ НА ВОПРОС
Образование сравнительной степени прилагательных. Игра с мячом или любым другим предметом.
Этот проспект широкий, а другой ещё … (шире).
Этот переулок тихий, а тот ещё … (тише).
Эта дорога узкая, а рядом ещё … (уже).
Этот дом старый, а другой ещё (старее).
Эта площадь большая, а рядом ещё (больше).
Этот памятник высокий, а другой ещё … (выше).
13.ПРИДУМАЙ НАЗВАНИЕ УЛИЦЫ
Образование прилагательных от существительных. Можно предложить придумать самим и назвать производное слово.
В нашем городе много улиц. Появляются новые дома, улицы, но ещё не имеют названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу же запомнили.
На этой улице стоит завод. Назовем ее (Заводская).
На этой улице много цветов. Назовем ее (Цветочная).
На этой улице много школ. Назовем ее (Школьная).
Возле этой улицы рядом находится Национальный парк «Лосиный остров». Назовем ее (Лосиноостровская).
На этой улице много берез. Назовем ее (Березовая).
На этой улице много садовых деревьев. Назовем ее (Садовая).
На этой улице находится аптека. Назовем ее (Аптечная).
Придумай ещё несколько названий улиц сам.
ЭКСКУРСИЯ
Цель: Способствовать развитию умения ориентироваться в родном городе. Закреплять знания о его достопримечательностях.
Дети садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, как сиденья в автобусе. На переднем стульчике сидит «водитель». Он держит в руках воображаемый руль. Один ребенок одет в костюм светофора.
Дети: Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
Дети ритмично покачиваются, водитель «крутит руль».
Светофор:
Стоп! Машинам красный свет.
Посмотрите-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за здание перед вами?
Отвечайте быстро сами.
Ребенок в костюме светофора задает вопросы, показывая детям фотографии улиц, памятников, достопримечательностей:
Что за улица перед вами?
Что за памятник перед вами?
Что за предприятие перед вами?
Что за здание перед вами? И т.д.
(Ответы детей)
Светофор: Свет зеленый зажигаю
Так дети путешествуют по родному городу и возвращаются на улицу, где находится детский сад.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ.
Обратите внимание!
Рассказ взрослого является образцом для детей, поэтому необходимо:
сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками; обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому; не называть дат: они затрудняют восприятие материала; использовать доступную детям лексику, значение незнакомых слов объяснять, не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.
«Интервью»
Цель: Учить детей составлять небольшой связный рассказ по теме
«Мой город». Воспитывать уверенность в себе, любовь к родному городу, желание узнать больше о своем городе.
Материал к игре: микрофон, бейджик с надписью «Корреспондент газеты».
«Город будущего»
Цель: Учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица.
СОСТАВЬ РАССКАЗ О СВОЕМ РОДНОМ ГОРОДЕ ПО ПЛАНУ:
А) Как называется твой город?
Б) В честь кого назвали твой город?
В) Как раньше назывался твой город?
Г) Назови улицы и проспекты города.
Д) Главные достопримечательности твоего любимого города.
Ж) Твое отношение к родному городу.
17.СОСТАВЬ РАССКАЗ НА ТЕМУ «МОЯ УЛИЦА» ПО ПЛАНУ :
А) Как называется улица? Почему?
Б) Какая она, эта улица (тихая, шумная, широкая, зеленая и т. д.?)
В) Что расположено на этой улице? (Магазин, парк, больница и др.)
Г) Где находится эта улица?
Д) Твое отношение к этой улице.
СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКАМ
(5 шт. с видами города Королева, его достопримечательностей) .
ит.д.
ЗАГАДКИ О РОДНОМ ГОРОДЕ
Цель. Закрепить знания детей о родном городе, развивать воображение, память.
Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо месте в посёлке, а дети отгадывают.
Например:
Это здание стоит на улице Мичурина. Оно большое, двухэтажное, с множеством окон. Каждое утро родители приводят туда своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом. (Детский сад) Это здание находится на улице Дзержинского. Красивое, с белыми колоннами. Все жители Королёва любят ходить туда на концерты, смотреть новые фильмы. Здесь проходят торжественные, праздничные мероприятия. (Дворец культуры Костино) Это деревянное здание расположено возле пруда с фонтаном. Рядом находится парк. Его посещают дети, которые хотят узнать об истории нашего города. (Историко-краеведческий музей) Это место любимо, как взрослыми жителями Королёва, так и ребятишками. Туда часто ходят отдыхать, насладиться красотой природы, подышать свежим воздухом, прокатится по каналу на велосипедах. Если повезёт - встретиться с лосем. А зимой покататься на лыжах. (Парк Лосиный остров)
Варианты игры. Загадки можно загадывать по типу игры «Да - нет» (Дети задают наводящие вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет», также можно поменяться ролями) .
«ТАК БЫВАЕТ»
Цель. Развивать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивающие мышление и воображение.
Ход игры: воспитатель называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение.
Например:
Холодный Королёв (город зимой),
веселый Королёв (город в дни праздников),
тёмный Королёв (город ночью),
молодой Королёв (новостройки, молодые жители) и т. д.
ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО - БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА
а) составь слово из выделенных букв этих слов:
МОСК ВА
РО ССИЯ
Р ОДИНА
ДО М
ЛО СЬ
Ё Ж
В ОСТОК
(КОРОЛЁВ)
б) назови все гласные звуки в названии улицы, на которой находится твой детский сад
И, У, И, А (МИЧУРИНА)
в) сколько слогов в названии улицы МИЧУРИНА?
РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
Я ЖИВУ В КОРОЛЁВЕ
В НАШЕМ ГОРОДЕ РАСПОЛОЖЕН ЦУП.
РАКЕТА НА ВЪЕДЕ - СИМВОЛ КОРОЛЁВА .
Сколько слов в предложении? Назови 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е слово. Назови 2-е слово. Как оно звучит? Назови 4-е слово. Как оно звучит? Назови 5-е слово. Как оно звучит?
РАБОТА СО СЧЁТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
Цель: Развитие логического мышления, мелкой моторики рук.
Выложи из счётных палочек ракету - символ нашего города. Выложи из счётных палочек название улицы, на которой находится детский сад. Выложи из счетных палочек название космического корабля, памятник, которого стоит на территории РКК «Энергия».
24.ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА»
Цель: Формировать умение последовательно и выразительно пересказывать рассказ близко к тексту, синтаксически и грамматически верно выстраивать ответы на вопросы. Расширить представление о природе родного края.
Чтение рассказа «Неожиданная встреча» семьи Барыкиных (Альманах «А я люблю места родные» №1)
2.Беседа
О чем этот рассказ? Где и когда гулял мальчик со своей семьей? Что увидел мальчик на прогулке? Почему мальчик с родителями решил возвращаться домой? Что напугало мальчика по дороге домой? Как повел себя мальчик? Как папа успокоил мальчика? Как вели себя лосиха с лосенком? Какую поговорку вспомнил мальчик? С каким настроением мальчик пришел домой? Почему?
Повторное чтение рассказа.
4.Пересказ детьми понравившегося отрывка.
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ
РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ
ОБВЕДИ ПО ТОЧКАМ И РАСКРАСЬ
ПРОДОЛЖИ РЯД
ДОРИСУЙ ПО КЛЕТОЧКАМ
ДИКТАНТ
Задание для ребенка : отсчитай 3 клетки сверху, 7 клеток слева и поставь точку. Теперь от этой точки отсчитай 1 клетку вправо, одну клетку вниз и поставь еще одну точку. От второй точки 4 клетки вниз и ставь третью точку. Теперь от третьей точки отсчитай 1 клетку вправо, 1 клетку вниз и поставь четвертую точку. От четвертой точки отсчитай одну клетку вниз и ставь пятую точку. Теперь от пятой точки отсчитай одну клетку влево и одну вверх и поставь шестую точку. От шестой точки отсчитай две клетки влево и ставь седьмую точку. Теперь от седьмой точки отсчитай одну клетку влево и одну клетку вниз и ставь восьмую точку. От восьмой точки отсчитай одну клетку вверх и ставь девятую точку. От девятой точки отсчитай одну клетку вправо и одну клетку вверх и ставь десятую точку. От десятой точки отсчитай вверх 4 клетки и ставь еще одну точку. Соедини все точки и раскрась.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Бердска
детский сад № 17 «Земляничка»
Лексическая тема:
«Мой город Бердск»
Составила: воспитатель старшей логопедической группы Павлова О.Ю.
Коррекционно-образовательные задачи. Расширение представлений о родном городе, достопримечательностях. Активизация и расширение словаря по теме (Бердск, бердчане, бердчанка, бердчанин, площадь, музей, молодой, красивый, шумный, возникать, раскинулся, возвышаться; каменщик, маляр, штукатур, сантехник, плотник, валик, штукатурить, красить, стеклить). Совершенствование навыка распространения предложения однородными членами. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).
Коррекционно-развивающие задачи: развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координация речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви к родному городу.
Оборудование. Магнитная доска, магниты, картинки «Профессии», предметы труда, капельки, палатка, корабль из стульчиков.
Предварительная работа. Экскурсии по городу, в мини-музей «Мой любимый город Бердск». Просмотр слайдов «История города Бердска», разучивание стихотворений о родном городе, пальчиковой гимнастики «Люблю по городу гулять».
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Объявление темы занятия. Создание эмоционально-положительного фона.
Игра «Семейка слов».
Воспитатель приветствует детей и гостей и предлагает просмотреть слайды на экране.
Вопросы: На какой реке стоит наш город? (Бердь)
Как называется наш город? (Бердск)
Как называются жители нашего города?(бердчане)
А ты кто? (бердчанка, бердчанин)
Как называется ателье, где шьют одежду? (Бердчаночка)
Первая улица в городе? (Ленина)
2.Упражнение «Путешествие на корабле»(совершенствование грамматического строя речи и активизация словаря по теме «Профессии на стройке»)
Логопед предлагает детям представить, что они первостроители и едут строить город на корабле по реке Бердь.
Люди каких профессий приехали строить наш город? Дети называют профессии (маляр, штукатур, строитель, каменщик, плотник, крановщик, экскаваторщик, стекольщик).
3.Упражнение «Кто чем работает?»
Дети выходят с корабля и подходят к палатке. Воспитатель предлагает рассмотреть предметы труда, назвать их и сказать: кто, чем работает? Ребенок картинку кладет рядом с предметом.
Маляр работает валиком, кистью, краской.
Штукатур работает мастерком, цементом, раствором.
Каменщик работает мастерком, с кирпичом, раствором.
Плотник работает молотком, гвоздями, рубанком, пилой.
Крановщик работает на кране.
Стекольщик работает со стеклом.
Экскаваторщик работает на экскаваторе.
4.Подвижное упражнение «Люблю по городу гулять»
(координация речи с движением, развитие моторики)
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать
Площадь Горького - раз, Ленина - два,
Парк Победы – три.
А четыре - я живу в квартире.
Пять – гуляю в парке я опять.
Шесть – на море я схожу
И на волны погляжу.
Семь – Дворец культуры,
Восемь – елка в Новый год.
Девять – повстречался мне
Памятник большой войне.
Я тихонько постою и цветочки положу!
Десять – наш кинотеатр.
В магазине хлеб куплю.
Очень город я люблю!
5.Игра «Прогулка» (совершенствование навыка распространения предложения однородными членами)
Воспитатель предлагает детям вспомнить, что они видели на прогулке по городу. Дети составляют предложения:
На прогулке мы видели вокзал.
На прогулке мы видели вокзал, аптеку.
На прогулке мы видели вокзал, аптеку, школу.
(дворец культуры, музей, дома, кинотеатр, парк и т.д.)
6. «Фонтан красивых слов» (активизация словаря определений к существительному)
Логопед предлагает детям украсить фонтан красивыми словами.
Город Бердск - какой?
Красивый, молодой, ухоженный, чистый, зеленый, родной, замечательный и т.д. Каждый ребенок говорит слово и вешает капельку на фонтан (фонтан нарисован на магнитной доске).
Дети любуются красивым фонтаном!
7.Итог занятия: воспитатель оценивает работу детей и предлагает прочитать стихи о любимом городе.
Ле ксическая тема: « Моя Родина – Россия. Мой родной город…»
Спросить у ребенка: Как называется страна, город, в котором ты живешь? Почему он так называется? Как выглядит герб нашего государства, города? Что он символизирует?
Провести прогулку по городу. Показать основные достопримечательности города – парк, вечный огонь, памятники, музей. Показать предприятия города, рассказать об их продукции.
Во время прогулки по городу родителям обратить внимание на общественные здания (библиотека, почта, школа, кинотеатр и т. д.), рассказать об их назначении, и о профессиях людей, работающих в этих учреждениях.
Новая лексика
Существительные: Родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, город, деревня, село.
Глаголы: любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться.
Прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная.
1. Выучить чистоговорки: .
Жура – Жура - Журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
П. Воронъко
2. Игра: « Подбери признаки к нашей Родине, России»
Родина - какая?
(любимая, необъятная, могучая, родная, бескрайняя, беззащитная, прекрасная, богатая, весёлая, огромная, красивая, грустная)
3. Игра «Какое слово не подходит?»:
Россия, российский, роса, россияне.
Родина, родной, родители, радость.
Отец, Отечество, отчаяние, отчий.
4. Игра «Города России»(разделить на слоги, слова - названия городов России): Мо-сква, Тверь, Са-ма-ра, Ту-ла, Нов-го-род, Псков, Рос-тов, Во-ро-неж, Со-чи, Тю-мень.
8. Выучить стих наизусть:
Небо синее в России,
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Есть и клёны, и дубы,
А какие есть грибы!
А ещё пекут в печи
Вот такие калачи!
Упражнения на развитие речи:
Упражнение «Подбери признак»:
город (какой?) - ..., улица (какая?) - ..., дом (какой?) - ....
Составить рассказ (из личного опыта) «Дорога в детский сад» - по каким улица идет ребенок, мимо каких зданий и т.п.
Упражнение «Один - много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного):
один дом - много домов, одна улица... (поселок, город...).
Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов.
Дом - домик, домишко, домище. Город - городок, городишко, городище.
Упражнение «У нас в городе нет…» (образование родительного падежа существительных)
У нас в городе нет театра, цирка, фонтана, …