Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Как заяц зиму выгонял.Звуки (З-Зь). Буква (З). Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему Изучение бук
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 «Тополек»
г.Южноуральска Челябинской области
Конспект НОД
«Звук и буква З»
подготовила
учитель - логопед
Серова Елена Вячеславовна
г. Южноуральск
2013
Тема «Звук и буква З»
Цели:
а) коррекционно - образовательные:
- закрепление правильного произношения звука З в слогах, словах, предложениях;
- закрепление умения определять место звука в слове, составлять схему слова;
б) коррекционно- рзвивающие:
- развитие фонематического восприятия, навыков самоконтроля;
- развитие мелкой моторики;
в) коррекционно - воспитательные:
- формирование положительной учебной мотивации.
Оборудование: карточки с буквами; картинки: замок, забор, избушка, замок, заяц; мяч; карточки для обозначения места звука в слове; карточки для составления схемы слова; незабудка с написанными на лепестках предложениями, карточки для решения кроссворда.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Д/и «Найди себе пару»
Найти парную картинку и сесть на стул.
- Сообщение цели занятия.
Послушайте присказку: «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была или жил-был….»… Знаете, я забыла, про кого присказка. Помогите, пожалуйста, мне вспомнить, вот у меня и подсказка есть. Посмотрите, здесь написано, про кого присказка. Но все буквы заблудились. (приложение 1). Расставьте все цифры по порядку и мы прочитаем, как зовут сказочного персонажа! (ЗОЛУШКА)
Правильно, теперь я вспомнила, про кого была моя присказка. «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была Золушка. Загрустила Золушка, все уехали на бал в сказочный Замок, а Золушке задали много заданий. Очень хочется Золушке поехать на бал, поможем ей выполнить задания?» Царство загадочное, поэтому задания необычные!»
- Изолированное произнесение звука З, характеристика звука.
Сейчас, мы с вами будем, будто бы смотреть в волшебное зеркало, все видеть и помогать Золушке»
Какой первый звук в имени Золушка? (звук З )
Сегодня мы с вами повторим звук З. (схема – приложение 2)
Губы в улыбке, зубы сомкнуты, спинка языка поднята, широкий кончик языка прижат внизу за зубами, воздушная струя долгая и холодная.
Повторим «З» - громко, тихо.
Дайте характеристику звука «З» - звук «З» согласный, звонкий, твердый.
- Произношение звуков в слогах.
Чтобы Золушке выйти из дома надо открыть замок, с помощью волшебного заклинания.
Игра «Поймай звук» (с мячом).
Поймайте звуки «З», «А». Какой слог вернете? (ЗА).(аналогично – зо, зу, зы)
Назовите, первый звук из слога «ЗУ»? («З), второй? («У») (аналогично(за, зо, зы)
Поймайте твердый слог, верните мне мягкий? (за – зя, зо – зё, зу – зю, зы – зи)
А теперь поймайте и повторите волшебное заклинание:
за-зо-зу-зы
зо-зу-за-зы
зу-зы-за-зо
зы-за-зо-зу
Молодцы! Замок открылся!
Чтобы выполнить следующие задания, приглашаю вас сесть за стол.
- Произнесение звука в словах.
Замок открылся, Золушка вышла из дома, но на ее пути ЗАБОР.
Где в слове забор находится звук З? (в начале)
Чтобы калитка открылась, нужно составить схему слова ЗАБОР.
Перед вами карточки и кружочки. Составьте, пожалуйста, схему слова забор.
(приложение 3).
Какой первый звук? Кружочком какого цвета вы его обозначите? (и т.д.)
Сколько всего звуков в слове ЗАБОР?
- Пальчиковая гимнастика.
На двери висит замок.
Кто открыть его бы мог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И открыли.
- Произнесение звука в словах, определение его позиции.
Забор мы преодолели. Вышли на поляну, а на поляне спрятались звери. Вспомните зверей, в названии которых, есть звук З (заяц, зубр, змея, бизон).
Звери для Золушки и для каждого из вас приготовили задание. Посмотрите, для каждого конверт с заданием.
У вас карточка со схемами (приложение 4) и картинки. Определите, где находится звук З в названии картинки, и закройте соответствующую схему.
- Физминутка. «Зайки»
Сели зайки на пеньки, (приседание)
Оттянули вниз носки, (опустили кисти рук)
Спины чуть прогнули (выпрямили спину)
И лопатки все сомкнули,
Посмотрите на зайчат, (повороты головой в стороны)
Как красиво все сидят.
Руки в стороны подняли
И наклоны делать стали. (наклоны в стороны).
- Произнесение в словах, составление схемы слова.
X. Произнесение слов в предложении.
Возле замка газон с цветами. На газоне растет волшебная незабудка. Что-то у нее на лепестках написано, попробуйте прочитать.
Мы изучаем азбуку.
На цветке сидела стрекоза.
На столе в вазе стояли розы.
На газоне посадили незабудки.
Лиза и Зоя рисуют берёзы.
- Решение кроссворда.
Вот мы и подошли к сказочному замку. Выполним последнее задание и Золушка попадет на бал.
У вас на карточке кроссворд. Нужно вписать в клеточки название картинки. Первая буква ужу есть. (приложение 6).
Посмотрите Золушкино старое платье уже превратилось в красивое бальное платье. Как вы думаете, смогли мы помочь Золушке?
Спасибо, дети вы меня очень порадовали своей работой. Мне было очень приятно с вами работать.
Приложение 1.
Приложение 2.
СХЕМА ЗВУКА З
Приложение 3.
Приложение 5.
Приложение 6.
| |||||||
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группе «Звук и буква З»
Автор конспекта НОД: Титаренко Галина Борисовна, учитель-логопед, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 68»Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие» Формирование лексико-грамматических средств языка. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Овладение элементами грамоты. Развитие навыков связной речи (обучение диалогической и монологической речи).
Образовательная область: «Речевое развитие»
Задачи ОО в интеграции:
«Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое»
Образовательные: автоматизация правильного произношения звука «З», совершенствование навыка слогового анализа и синтеза, совершенствование навыка чтения слогов и слов, совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие: развивать грамматический строй речи, фонематическое восприятие, темпо-ритмическую сторону речи, развивать внимание, память, логическое мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, развивать технические навыки работы с карандашом.
Воспитательные: формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Предпосылки учебной деятельности:
формировать умение слушать и понимать речь взрослого, развитие внимания, памяти, мышления, развивать самостоятельность в нахождении способов решения новых задач, свободно владеть вербальными средствами общения, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника, развивать усидчивость при выполнении задания.
Оборудование для учителя - логопеда:
магнитная доска, наборное полотно, предметные картинки (зонт, коза, замок, язык, зубы, зайка, мимоза, сом), персонаж и атрибуты сюрпризного момента (Незнайка, письмо, тетрадь).
Оборудование для детей
: разрезная азбука, колокольчики, тетрадь, цветные карандаши, альбомный лист.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Ребята, сейчас я вам загадаю загадки (по мере отгадывания картинки-отгадки выставляются на наборное полотно):
Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок).
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю (зубы)
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего (звезды)
Себя он раскрывает,
Тебя он закрывает.
Только дождичек пройдет –
Сделает все наоборот (зонт)
- Какой одинаковый звук слышится во всех этих словах? (звук З).
- уточнение артикуляции звука;
- хоровое произнесение звука;
- характеристика звука (согласный, свистящий, твердый, звонкий)
Основная часть (содержательный, деятельный этап)
Стук в дверь. Появляется Незнайка с конвертом.
- Здравствуйте ребята! Мне сказали, что вы знакомитесь со звуками.
- А с каким звуком вы знакомитесь?
(со звуком З)
- В моем имени есть звук З? (да)
Да, Незнайка! Дети знают и слышат звук, вот посмотри – выделение звука на слух (звенит колокольчик)
- в слогах – СА, ЗА, АЗ, ЖА, ЗУ, ОС
- в словах – жук, суп, зуб, зал, ваза, замок, весы, сук.
Игра «4 лишний» зонт – замок – зима – зубы.
- Ребята, я тоже хочу с вами поиграть, повторяйте за мной:
За-за-за – уходи домой коза
Зо-зо-зо – Зое повезло
Зу-зу-зу – я пасу козу
Зы-зы-зы – моем мы тазы.
Незнайка, а ребята могут определить место звука в слове.
Проговаривание картинок на панно, отбор картинок со звуком «З» - в начале, середине, конце. Игра «Исправь ошибку» - картинка со звуком «С» (сом). Почему эта картинка не подходит? (потому что там нет звука «З»)
Игра «Подбери предмет»
звонкий, звонкая, звонкие
Игра « 1-2 -5» - звонкий звонок
Физкультминутка
Зайку бросила хозяйка (руки к щекам).
Под дождем остался зайка (развести руки в стороны, ладошками вверх).
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок (приподнять плечи).
Солнце вышло из-за туч (поднять руки вверх, обрадоваться солнышку)
Зайка высох наш и в путь.
Быстро скачет зайка (подскоки на месте),
Ты его поймай-ка (садятся на свои места).
Незнайка: «Ребята, я принес вам свою тетрадь, проверьте, правильно ли я написал?»
Я люблю кататься …качели.
Зоя пришла сегодня …красивом платье.
Собака сидит …будке.
Гнездо …ветке.
Яблоки лежат …корзине.
Ребята, еще я хочу выиграть приз в передаче «Самый умный», но не могу справиться с вашей игрой «Путаница». Помогите, пожалуйста!
- Ребята, поможем Незнайке! Игра «Путаница» Сидит, куст, за, зайка –
Выглядывать, из-за, куст, зайка –
За, идет, зима, осень –
Знакомство с буквой З
Буква З и цифра три,
Как родные две сестры.
Ты внимательно смотри:
Пишем З, как цифру три.
Работа с разрезной азбукой:
- выкладывание слогов, слов
- составление схем к этим словам.
Развитие мелкой моторики:
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас не скрою,
Карандаш я правильно возьму.
Сяду ровно, не согнусь,
И за дело я возьмусь.
- печатание буквы в тетради.
Незнайка, наши дети могут делить слова на слоги.
Игра «Телеграф» - с хлопками
(дети ставят на панно картинки, на заданное количество слогов).
Проверка правильности выполнения задания
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Игра «Доскажи словечко»Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?.../зайка/
Михаил залез на дуб,
Чтобы врач не вырвал…/зуб/
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла…/зима/
Игра «Звук заблудился»
Закричал охотник: «Ой! Двери (звери) гонятся за мной!»
Слова – я. ык, . онт, . убы, ко. а, гне. до, . айка, . амок.
Ребята, давайте подарим Незнайке рисунок, где изобразим букву.
Заманите эту птицу
К нам на альбомную страницу.
(дети зарисовывают букву, любование рисунками, затем дарят Незнайке).
Ребята, давайте повторим Незнайке!
- С каким звуком и буквой познакомились?
- Какой он?
- Что вам понравилось в нашей сегодняшней работе?
Вы все сегодня молодцы!
Похлопайте себе!
Аннотация
Формирование фонематических представлений у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем является необходимым условием при обучении дошкольников грамоте. В рамках формирования фонематических представлений у детей необходимо развивать способность воспринимать тот или иной речевой звук в различных вариантах его звучания и сопоставлять его с конкретной буквой на письме. Необходимо учить ребенка слышать, сопоставлять и сравнивать изучаемые звуки; понимать роль звука в слове. Формированию данных навыков и посвящено занятие «Буквы З-С. Звуки З-З’, С-С’», конспект которого здесь представлен.
Цель : закрепление умения дифференциации глухих и звонких, мягких и твердых звуков в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
- развитие фонематического слуха;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие звуко-буквенного анализа;
- закрепление умения делить слова на слоги;
- закрепление умения синтезировать слова из слогов;
- закрепление умения чтения и написания слогов, слов с искомыми звуками;
- развитие умения соотносить слово с его схемой;
- развитие способности отгадывать загадки; развитие логического мышления, памяти.
- развитие умения подбирать слова-антонимы (с искомыми звуками).
- развитие умения составлять предложения с использованием заданных слов.
Оборудование и материалы :
- банк предметных картинок, в названии которых есть искомые звуки;
- разрезная азбука (кассы букв и слогов);
- доска.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему:
- знакомство с буквами З, С;
- характеристики звуков З-З’, С-С’. Обозначение этих звуков буквами З, С;
- придумывание слов со звуками З-З’, С-С’.
3. Игра «ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ»:
- отгадать следующие загадки
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы — другого цвета.
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся под лучами,
Отливает серебром.
(Самолёт)
Себя он раскрывает, тебя он закрывает,
Только дождичек пройдет — сделает наоборот.
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо, и хлеб — всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю!
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
(Сосулька)
- выбрать соответствующие отгадкам картинки из банка предметных картинок;
- назвать первые звуки слов-отгадок (З, С);
- провести сравнительный анализ звуков (звонкий — глухой);
- сравнить звуки по артикуляции (сходство, различие);
- соотнести звуки с буквами С, З.
4. Игра «ОПРЕДЕЛИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ» (работа с банком предметных картинок):
- отбери картинки, в названии которых встречаются звуки З-З’ (зонт, замо’к, корзина, заяц, зима, коза);
- определить место этих звуков в словах и нарисовать их условные обозначения (синий квадрат для З, зеленый - для З’) в прямоугольниках, обозначающих слова, на доске;
- отбери картинки, в названии которых встречаются звуки С-С’ (собака, стол, месяц, косточка, подсолнух, сирень);
- определить место этих звуков в словах и нарисовать их
условные обозначения (синий квадрат для С, зеленый — для С’)
в прямоугольниках, обозначающих слова, на доске.
5. Нарисовать схемы к следующим словам: «месяц», «стол», «замок», «зима» (используем картинки с данными словами из п.№4). Используем следующие обознчения: гласный звук обозначается красным квадратом, твердый согласный звук — синим, мягкий
согласный звук — зеленым.
6. Игра «СЛОГОВЫЕ ДОМИКИ»:
- логопед рисует на доске два слоговых домика в 10 этажей по два окошка на каждом. В правых окошках каждого домика логопед пишет 10 гласных;
- дети по очереди подходят к доске и пишут буквы С в левых окошках одного домика и З в левых окошках другого домика;
- читая получившиеся слоги, определяют, где согласные звуки (С,
З) звучат мягко и где — твёрдо.
7. ФИЗМИНУТКА: игра «Добавлялки» (упражнение на слоговой синтез слов).
Логопед бросает мяч ребенку, произнося начало слова. Ребенок должен выбрать подходящий слог (ЗЫ или СЫ), чтобы получилось слово. Называя получившееся слово, бросает мяч логопеду:
плак- (сы)
зано- (зы)
грима- (сы)
бере- (зы)
8. Игра: «РАСПРЕДЕЛИ КАРТИНКИ ПО ДОМИКАМ» (слоговой анализ слов):
- рисуем на доске три домика с окошками: одно окошко в первом домике, два — во втором и три — в третьем;
- работаем с банком предметных картинок; распределяем картинки с названиями, состоящими из одного, двух или трёх слогов, по домикам с соответствующим числом окошек (для определения количества слогов в словах определяем количество гласных звуков, называя их):
односложные: зал, сыр, зонт, стол;
двусложные: замо’к, сумка;
трёхсложные: золото, собака.
9. Работа с разрезной азбукой. Игра: «ЛЕСЕНКА» (звуко-буквенный анализ слов). В игре используются картинки из предыдущего задания.
Собираем из букв разрезной азбуки слова со звуком З, состоящие из трёх букв (зал), затем — слова из четырёх букв (зонт), далее — из пяти (замо’к), и из шести (золото). Проводим
аналогичную работу со звуком С (сыр, стол, сумка, собака).
10. Работа с разрезной азбукой:
- выложить из букв разрезной азбуки слова РОЗА, КОЗА и прочитать их;
- придумать предложения с каждым из этих слов;
- заменить в словах РОЗА, КОЗА букву З на букву С и прочитать получившиеся слова РОСА, КОСА;
- придумать предложения со словами РОСА, КОСА;
- сравнить значения пар слов РОЗА — РОСА, КОЗА — КОСА.
11. ФИЗМИНУТКА: словесные игры с мячом.
Логопед кидает мяч ребенку, называя слово. Рбенок подбирает слово-антоним, содержащее звуки З-З’, С-С’, к названному логопедом слову. Кидает мяч логопеду, называя подобранное слово, интонационно выделяя звуки З-З’, С-С’:
- храбрец — трус
- чистота — грязь
- болезнь — здоровье
- лето — зима
- добро — зло
им. прилаг.
- низкий — высокий
- широкий — узкий
- тёмный — светлый
- худой — толстый
- печальный — весёлый
- яркий — тусклый
- голодный — сытый
- расстегнуть — застегнуть
- поднять — опустить
- открыть — закрыть
свернуть — развернуть.
12. Игра: « БУКВЫ ШУТЯТ».
В словах поменяем букву З на букву С:
Роза — роса,
Коза — коса,
Зоя — соя,
Зайка — сайка.
С каждым словом пары придумать предложение.
Тема: Звук «З» и «З"» . Буква «З».
Цели:
- закрепить навыки правильного произношения звуков «З» и «З"»,закрепить в памяти детей графический образ буквы «З».
Учить детей дифференцировать на слух звуки «З и З"» изолированно, в слогах и словах.
Развивать фонематический слух, слуховое внимание, память.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать интерес к изучению грамоте.
Оборудование: кукла- заяц, корзинка, волшебная ручка, карточка из набора на букву «З», предметные картинки на звук «З» или «З"» для каждого ребенка (10 штук), зеленый и синий домик, карандаши, тетради, пластилиновые крышки, макароны, карточки со слогами, образ буквы «З».
1. Организационный момент.
Дети, посмотрите, какая странная корзинка стояла в коридоре. Интересно, кто в ней может быть? (ответы детей) Давайте посмотрим. Ой, зайчонок, что ты тут делаешь.
Зайчонок: Мама зайчиха принесла меня в детский сад, что бы я поучился у ребят грамоте. А я не хочу учиться, это очень трудно.
Подожди, Зайчонок, ты не прав, учиться это всегда интересно. Мы с как раз с детьми учим звуки и буквы. Садись в свою корзинку, смотри и слушай внимательно.
2. Основная часть.
Сообщение темы занятия.
Назовите 1 звук в слове «зайчонок» (звук (З))?
Сегодня мы играем со звуками «З и З"» и буквой «З».
Характеристика звуков «З и З"»
Дадим характеристику звуку «З». Какой это звук? (согласный) Правильно.
Он твердый или мягкий? Он звонкий или глухой?
Итак, звук «З» - согласный, твердый, звонкий.
Дайте характеристику звуку «З"». Звук «З"» - согласный, мягкий, звонкий.
Развитие фонематического слуха.
Поиграем в игру «Ловушка»
Я буду называть звуки, а вы, если услышите звук «З», должны поймать его в ладоши.
Речевой материал: к, с, м, з, с, т, п, с, с, в, ц.
Развитие слухового внимания.
Поиграем в игру «Разведчики»
Мы знаем, что разведчики это люди, которые внимательно слушают и запоминают. У меня несколько донесений. Леня, читай первое, а все остальные слушают и запоминают.
ЗА-ЗО-ЗУ
Настя, читай второе
АЗ-ОЗ-УЗ
Дима, читай третье.
ЗА-ЗУ-ЗИ
Какой слог здесь звучит мягко? (СИ) Почему? (Смягчает буква «И»)
Андрей читай четвертое донесение.
АЗА-ОЗО-УЗУ
Молодцы, настоящие разведчики.
Подбор слов с заданным звуком.
Настала пора познакомить Зайчонка с волшебной ручкой. Ручка тоже придумала слова со звуками «З» и «З"» Послушайте их. Какие слова назвала волшебная ручка.
Физкультурная минутка.
Поиграем в игру «Пожалуйста» Правила игры вам знакомы.
Работа над звуковым анализом слов.
Продолжаем играть. Откройте конверты. Посмотрите на картинку. Поиграем в игру «Выбери домик» Картинки, в названии которых слышим звук «З», поселим в синий домик. Картинки, в названии которых слышим звук «З"», поселим в зеленый домик.
(Дети распределяют картинки)
Молодцы.
Работа с графическим образом звуков.
На письме звуки «З» и «З"» записываются буквой «З»
На что похожа буква «З»? (На цифру 3)
Буква «З» как цифра 3
Поскорее посмотри.
Букву «З» можно не только написать. Её можно выложить из палочек, ниточек, слепить, а мы сегодня попробуем выложить её из звездочек. Возьмите пластилиновые крышечки и выложите на них букву «З».
Молодцы.
Работа над профилактикой оптической дисграфии.
Откройте тетради. Поиграем в игру «Помоги зайчонку найти буквы З»
Перед вами буквы. Соедините с зайчонком написанные буквы З. Сколько букв вы нашли? Кто оказался самым внимательным, не пропустил ни одной буквы.
Молодцы.
Логопед: Ну, что Зайчонок, тебе понравилось на нашем занятии.
Зайчонок. Как у вас интересно. Я тоже согласен учиться грамоте.
Логопед: Давайте напомним Зайчонку, в какие игры мы играли. («Разведчики», «Кто самый внимательный», «Выбери домик», «Подбери слово», «Ловишки»)
Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Вам понравилось занятие? Вы порадовали своими знаниями не только Зайчонка, но и меня и наших гостей. Молодцы.
Программное содержание: закреплять правильное произношение звуков [з] , [з,] в речи, продолжать учить определять позицию этих звуков в словах, совершенствовать навыки детей в проведении звуко-буквенного анализа слова, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.
Оборудование: предметные картинки со звуками [з] , [з,] (заяц, замок, забор, зуб, зима, зебра, зяблик, зонт, коза, мозаика, обезьяна, газеты) , буква З, схемы для определения позиции звука в словах, фишки, кассы, тетради, карандаши, символические ромашки для чтения.
I. Организационный момент.
1) Повторение изученного ранее материала.
Первыми сядут те дети, которые назовут слова, в которых есть звук н, а затем те, которые назовут слова со звуком нь.
Дети садятся в определенной последовательности. Если возникли затруднения, логопед предлагает вспомнить, чем твердый звук отличается от мягкого, и дать характеристику звукам н и нь.
II. Основной этап.
Сообщение темы.
1. Изучение нового материала.
Логопед показывает две картинки с изображением Зайца и Зебры, и предлагает определить первые звуки в этих словах.
2. Работа со звуками.
Произнесение звуков З, Зь. Наблюдение за артикуляцией с подключением
акустического и тактильно-вибрационного контроля. Характеристика
артикуляции звуков З, Зь:
- губы в улыбке;
- зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
- кончик языка упирается в нижние зубы;
- посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;
- голосовые связки работают.
Дети произносят эти звуки сначала тихо, затем громко.
Дети дают характеристику звукам З, Зь:
З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;
Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.
Логопед. Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок) .
Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)
Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)
Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)
3. Развитие фонематического слуха:
Дифференциация звуков по твердости-мягкости.
Логопед предлагает взять в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую –
зеленый. Логопед произносит звуки, слоги, слова со звуками З, Зь. Дети на
каждый слог поднимают соответствующий сигнальный квадрат. (Сигнал
синего цвета на звук З, сигнал зеленого цвета на звук Зь)
З, М, О, П, ЗЬ, ЗЬ, З, Ы, Й, Л, ЛЬ, З, З, ЗЬ, ЗЬ…
АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ...
Зебра, зонт, козел, мама, машина, Зоя, злаки, зима, забор…
4. Звуки в слогах.
Игра «Запомни и повтори» :
Дети слушают и произносят слоги.
Зрительная гимнастика.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Тренируем мышцу глаз.
Видеть будем скоро лучше,
Убедитесь вы сейчас.
5. Звуки в словах. Работа со схемами и фишками.
Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки и определить,
какой звук есть в каждом из этих слов з, или зь и указать позицию звука в
слове. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем один из детей
озвучивает, что получилось.
6. Физкультминутка.
Отдых наш - физкультминутка. - (шагаем на месте)
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите, - (движения руками: в стороны, вверх, в стороны,
Раз и два, раз и два!
7. Звуки [з] , [з,] во фразе.
Повтори скороговорки:
За-за-за - вот белая коза.
Зу-су-зу – я пасу козу.
За-за-за – на лугу коза.
За-за-за – здесь пасётся коза.
За-за-за - ест сочную траву коза.
Зы-зы-зы – будет молоко у белой козы.
Дети вслед за логопедом повторяют чистоговорки.
8. Развитие связной речи.
Логопед предлагает детям придумать свою чистоговорку со звуками з, зь.
9. Обучение грамоте:
а) Знакомство с графическим изображением звуков [з] , [з,] . Логопед
показывает детям букву з и предлагает подумать, на что похожа буква З, а
затем написать эту букву в тетрадях по образцу. Дети выполняют задание.
б) Работа с кассами. Выкладывание слогов за, уз, аз.
Логопед предлагает детям прибавить такую букву к слогу аз (в начало,
середину, или конец), чтобы получилось слово таз.
в) Звуко-буквенный анализ слова ТАЗ. (состоит из трех звуков, одного
слога, дают характеристику каждому звуку).
г) Чтение слогов по ромашке.
10. Итог НОД.
- Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали? Дают их характеристику.
- С какой буквой мы сегодня познакомились?
- Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.