Методики обучения чтению дошкольников в саду. Обучение ребенка чтению. — Игры «Магазин» и «Почта»
На чтение 16 мин.
Обучение чтению по программе «Я в Мире»
В соответствии с Государственной базовой программой развития ребенка «Я в Мире» – не самое главное задание для дошкольника, однако при желании детей и родителей уже в этом возрасте можно начинать обучение элементам грамоты и обучение ребенка чтению.
Старшие дошкольники любят рассматривать книжки, слушать, как их читают взрослые, они проявляют и проявляют желание научиться читать самим.
У отдельных детей интерес к буквам и желание научиться читать возникает значительно раньше. Поэтому важно в этой ситуации поддерживать желание детей познавать новое, избрав для этого соответствующие методы.
Яркая и привлекательная книжка поможет, с одной стороны, сделать процесс обучения чтению легким и интересным для детей, с другой – способствует общему развитию ребенка: его интеллекта, речи, мелкой моторики, словарного запаса, восприятие, расширение представлений о мире.
Надо поставить за цель не только научить ребенка читать, но и влиять на личностное развитие ребенка в целом, которое понимается, согласно структуры личности, как развитие способностей, характера, опыта, интеллекта, психофизиологических свойств (памяти, эмоций, ощущений, восприятия, мышления, чувств, воли).
С какого возраста можно начинать обучать детей чтению?
Трудно сказать однозначно, в каком именно возрасте стоит начинать обучение ребенка чтению, поскольку это зависит от его индивидуальных особенностей. Поэтому с этим должен определиться и ребенок, и взрослый, проанализировав особенности развития конкретного ребенка.
В целом методика обучения чтению рассчитана на четырехлетних детей, то есть количество объектов на странице, величина букв, уровень сложности заданий, предлагаемые виды деятельности, темп выполнения заданий выстраивались с учетом возрастных особенностей детей именно этого возраста.
Однако двенадцатилетняя практика внедрения авторской методики свидетельствует о том, что предлагаемые задания посильные и интересные для трехлетних малышей, поэтому можно начинать учиться читать в трехлетнем возрасте (при желании ребенка), однако выполнять задачи стоит в два раза более медленном темпе и с большей помощью взрослого.
Нередко по предлагаемым пособиям начинали учиться читать пятилетние малыши, им интересно было выполнять задания, однако, по сравнению с четырехлетними детьми, они делали это в гораздо более быстром темпе.
Такая ситуация объясняется психологическими особенностями детей трех, четырех и пяти лет: разной скоростью протекания мыслительных реакций, разным уровнем сформированности мелкой моторики, разным уровнем сформированности навыков выполнения действий, различными познавательными потребностями и тому подобное.
Ознакомление детей с буквами и слогами
Ознакомление детей с буквами и слогами сопровождается иллюстративным материалом, использование которого позволяет параллельно апеллировать к обоим полушариям головного мозга, а значит органично соединить логическое и ассоциативно-образное мышление ребенка в восприятии нового.
Кроме того, работа с рисунками способствует расширению представлений детей об окружающем мире и обогащению их словарного запаса.
Важным является привлечение детей к разнообразным видам деятельности (рисование, вырезание, пение, танцы, конструирование, лепка, передвижение в пространстве и тому подобное), которые являются необходимыми для дошкольников.
Постоянное выполнение игровых заданий способствует как формированию навыков чтения, так и разностороннему развитию ребенка.
Авторская методика обучения детей чтению
В авторской методике заложен принцип максимального разнообразия. Для изучения одной буквы детям предлагается 5-6 заданий с использованием разных видов деятельности, которые призваны разнообразить их деятельность, удивить и порадовать их.
Задания в книге изложены в логической последовательности. Изучение каждой буквы предполагает определенный порядок действий: ознакомление с слогом, отыскивание определенных слогов среди других, выделение определенных слогов в словах в разных позициях (в начале, в середине и в конце слова, составление слов из уже известных слогов.
Такое многократное повторение слогов в разных вариантах и с использованием различных видов деятельности постепенно формирует в сознании ребенка механизм образования слогов.
Книга выполняет двойную функцию: рабочей тетради для детей с овладения процессом чтения и пособия для взрослых по вопросам организации и методики обучения.
Именно поэтому тот, кто работает с ребенком — педагоги, родители, дедушки или бабушки, гувернеры — может сэкономить время и уменьшить усилия для подготовки занятий с ребенком.
В то же время, взрослый имеет возможность проявить собственное творчество в способах подачи задач, в использовании дополнительных игровых приемов и проч.
Пособие адресовано одновременно воспитателям и родителям, благодаря чему обеспечивается согласованность их действий, избежания противоречий и ошибок в обучении чтению детей дошкольного возраста.
Предложенный учебно-методическое пособие учитывает требования Базового компонента дошкольного образования и базовой программы развития ребенка дошкольного возраста «Я в Мире» относительно речевого развития и обучения элементам грамоты детей дошкольного возраста.
Оно может быть использован в организации учебной деятельности детей в дошкольных учебных заведениях в форме занятий по обучению грамоте или индивидуальной работы, а также кружковых занятий для детей, которые проявляют ранний интерес и способности к чтению.
Кроме того, оно будет уместно в получении образования в практике семейного воспитания, гувернерства, в общеобразовательных и внешкольных учебных заведениях, которые готовят детей к школе.
Как работать с книгой
Сначала ознакомьтесь с содержанием книги. Это поможет вам составить общее представление о сущности игровых заданий, вида деятельности, последовательность выполнения задач.
Ознакомьтесь с условными обозначениями, которые используются на каждой странице книги. Условные обозначения в виде символа обозначают тот вид деятельности, который используется в определенном игровом задании. Знание условных обозначений создает определенные удобства в работе с ребенком.
С каждым заданием ознакомьтесь заранее, чтобы у вас было время подготовить необходимое оборудование (бумага, ножницы, клей, карандаш, пластилин, природные материалы и тому подобное).
Если на занятие вы выберете несколько задач, то, конечно, подготовьте все необходимое для их выполнения. Во многих случаях после формулировки задачи мелким шрифтом подаются методические рекомендации и советы, которые помогут вам подготовиться к занятиям с ребенком.
Формулируйте ребенку задачу так, как она записана в книге. Однако, если вы и ваш ребенок (ваши дети, группа детей) любите пофантазировать, можете несколько изменить: расширить текст задачи, дополнить его именами сказочных героев, любимых игрушек вашего ребенка, кличками домашних животных. То есть, сделайте так, чтобы задание звучало именно для вашего ребенка (ваших детей, группы детей).
Например, в книге задание записано так: «Помоги белочке собрать орешки на зиму. Вырежи и положи в дупло орешки с буквой И».
Вы можете использовать такой вариант: «Сынок, ты, наверное, знаешь, что белочка готовит себе запасы на зиму, чтобы пережить лютые морозы? Ей надо насобирать и семян и орехов. Поможем ей подготовиться к зиме. Белочка будет тебе очень благодарна. Мы с тобой вырежем орешки только с буквой И, потому что они самые вкусные и самые сладкие. А потом положим их в дупло».
Если у малыша есть любимая игрушка, ее можно использовать как действующее лицо в игровых задачах. Известно, что для 4-летних дошкольников мотив «помочь» – один из самых стойких. Малыши охотно кому-то помогают, чувствуя свою полезность, значимость.
Поэтому некоторые задачи можно предлагать в виде вымышленной истории, скажем такой: «У куклы болит животик, но она не знает дороги к больнице. Выложи ей дорогу из квадратов, на которых есть слоги с буквой…», «Твой медвежонок хочет научиться читать и писать буквы. Покажи ему в слогах букву…» и тому подобное.
Такой подход усиливает мотивацию ребенка к выполнению заданий, способствует формированию у нее добрых чувств к другим.
Выполняя задания, обращайте внимание на рисунки и просите ребенка называть изображенные предметы. Если он испытывает трудности, помогите ему и объясните значение непонятных слов. Это закрепит ее представление об окружающем мире, расширит словарный запас.
Выполняйте задания в определенной последовательности, потому что они не являются случайным набором, а составляют четкую и логично выстроенную систему.
Переход от чтения слов к текстам
Переход от чтения слов к текстам осуществляются постепенно по определенному алгоритму, который действует в пределах задач из одной темы. В основе этого алгоритма заложено движение от простого к сложному:
Обучение ребенка чтению слов разделен на отдельные (простые) процессы:
- узнавание и называние букв;
- узнавание и называние слогов;
- выделение слогов в структуре слова;
- называние слогов в слове, т. е. чтение слов.
Например, задание: «Найди и вырежи квадраты с буквой А». Сначала обратите внимание ребенка на то, что на странице нарисовано несколько квадратов (их можно даже сосчитать, обратите внимание на цвет, размер и т.д).
Затем пусть ребенок найдет и покажет тот квадрат, который она будет вырезать. Если он показал неправильно, еще раз покажите ему букву, а затем снова предложите найти квадрат с такой буквой.
Формирование навыков чтения
Для формирования у ребенка устойчивых навыков чтения нужно обращать его внимание на буквы и слоги. В процессе выполнения задания и после окончания пусть он называет букву, которую выучил; слоги, изображенные на рисунке.
Не забывайте о том, что обычно ребенку младшего возраста легче запомнить материал, если он проговаривает его несколько раз вслух.
Не обязательно предлагать малышу выполнять за одно занятие 5 – 6 задач.
Помните: продолжительность занятий не должна превышать 10 — 20 минут для 4-летних детей и 20 – 30 минут – для 5 – 6-летних.
Если ребенок проявляет желание, такие занятия можно немного удлинять и проводить чаще: и каждый день, и дважды-трижды в неделю. Как правило, игровые задания нравятся малышам, и они охотно их выполняют.
Обучение ребенка чтению на занятиях
Занятия можно проводить как групповые, так и индивидуальные. Если вы работаете с группой детей, удобнее, когда их меньше в группе. Оптимальной для работы в группе количество детей может колебаться от 10 до 15 человек.
Если количество детей в группе большая, стоит проводить обучение ребенка чтению подгруппами. Такой подход обусловлен необходимостью уделить внимание каждому ребенку во время выполнения задания, а чем больше детей, тем труднее это сделать педагогу.
Обучение ребенка чтению, надо учитывая их индивидуальные особенности: возраст ребенка, его физическое и психическое состояние, наклонности, интересы, желания.
Обычно четырехлетние малыши справляются с изучением одной буквы (и выполнением соответствующих задач) в течение недели.
Вполне понятно, что пятилетние дети выполняют предлагаемые задания и учатся самостоятельно читать значительно быстрее. Если вы начали обучение ребенка чтению раньше, чем в 4 года, темп усвоения учебного должен быть значительно более медленным: изучение одной буквы (и выполнения соответствующих задач) должно осуществляться в течение полутора или двух недель.
Постановка задач при обучении чтения
На занятиях по чтению малыш должен чувствовать себя комфортно. Так, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, варьируется количество задач, место и темп их выполнения:
- можно позволить ребенку выполнять задания не за столом, а сидя на коврике или в каком-то другом месте комнаты;
- когда ребенок непоседлив, следует увеличить для него количество подвижных задач;
- если малышу нравится красить, стоит позволить ему раскрасить все детали рисунка, а не только те, которые предусмотрены заданием;
- ребенок медлительный — не следует форсировать выполнение заданий – это только повредит делу. Пусть продвигается присущим ему темпом;
- не стоит упрекать малыша, если он чего-то не понял или выполнил задание неправильно. Пусть попробует еще раз или выполнит другую подобную упражнение.
Такой подход обусловлен целью деятельности: способствовать общему развитию детей, дать им положительные эмоции и привить интерес к чтению.
Ни в коем случае не надо заставлять ребенка читать, ибо принуждение вызывает сопротивление и возмущение. Не стоит говорить: «Надо учиться читать», «Андрюша не хочет читать, но нужно», «Сегодня будем учить буквы» и тому подобное.
Вообще очень важно, чтобы процесс обучения чтению сопровождали положительные эмоции. Иначе ребенок быстро будет уставать, будет чувствовать дискомфорт, трудности и тому подобное.
Не забывайте хвалить маленьких учеников за их успехи, выражая радость, восторг, поддержку по этому поводу: «Ты молодец!», «Как хорошо ты справился с задачей!», «В следующий раз получится еще лучше!».
Техника обучения чтению
Книга имеет несколько разделов: сначала рекомендуется обучение ребенка чтению букв, которые обозначают гласные звуки; затем учатся читать открытые слоги и начинают читать простые слова; далее дети овладевают словами, содержащими йотированные буквы, мягкий знак и апостроф.
По сравнению с первым и вторым изданием руководства, в этом издании есть определенные изменения ознакомлением с образами букв. Так, на каждой странице, которые начинаются задания на усвоение букв, цветные поля содержат изображения как большой, так и маленькой буквы.
Кроме того, часть задач предполагает оперирование изображениями больших букв, а часть – изображениями маленьких букв. Это обусловлено необходимостью усвоения детьми образов большой и маленькой букв как подготовки детей к чтению обычных текстов, в которых есть и те, и другие.
Этапы обучения
Знакомить детей с буквами следует начинать с тех, что обозначают гласные звуки (раздел 1). Это надо делать последовательно, по очереди. Для изучения каждой буквы предлагается 5 – 6 задач: сначала – на ознакомление с буквой, затем – на ее нахождения в слогах и словах (ребенок показывает пальчиком, раскрашивает, подчеркивает, обводит, вырезает и т. п).
Выполняя задания раздела 1, не стоит заставлять ребенка сразу читать слоги. На этом этапе он только усваивает буквы, обозначающие гласные звуки и знакомится со слогом как наименьшей языковой единицей.
Для примера приведем задание на запоминание буквы В:
- помоги ежику собрать груши с буквой В, соединив их карандашом;
- своим телом изобрази букву В;
- твоя любимая игрушка забила ножку, поплачь вместе с ней, произнося: «У-у-у…»;
- составь из спичек букву В;
- найди букву В, что спряталась в слогах, обведи ее карандашом;
- раскрась в красный цвет клубнички, на которых есть слоги с буквой У.
Если ребенок свободно ориентируется относительно гласных звуков, переходите к изучению букв, обозначающих согласные, и чтение открытых слогов (раздел 2).
Чтение закрытых слогов можно усвоить на дальнейших этапах работы.
Заметим: для дошкольников важным является запоминание звуков, а не букв, поскольку малыш, увидев, скажем, изображения буквы Б, должен сказать [б], а не [бэ], и [в], а не [ве], [г], а не [е] и тому подобное.
А алфавитные названия букв ребенок без проблем выучит в школе, когда будет знакомиться с азбукой.
Одновременно нужно учить малышей замечать и образовывать с буквой, что изучается, открытые слоги (согласный + гласный) и находить эти слоги в словах.
Читайте их вместе с ребенком. Желательно это повторить несколько раз.
Так, изучая букву Б, предложите задачи:
- раскрась барабан с незнакомой буквой, познакомься с буквой Бб;
- выложи букву Б из природного материала;
- напиши букву Б в каждом квадрате и узнай, что сказал барашек;
- побарабань в барабан, произнося слоги ба, бо, бу, бэ, бы, би, маршируючи по комнате;
- изготовь аппликацию, вырезав и приклеив шляпку каждой девочке;
- найди и обведи в словах слоги с буквой б.
Во время выполнения задания необходимо следить, чтобы ребенок сразу читал вслух слоги, а не буквы, из которых они состоят).
В случае необходимости можно предложить малышам выполнить упражнение несколько раз – главное, чтобы они научились читать слоги правильно и быстро.
Следовательно, изучая каждую букву, желательно пройти такие этапы работы:
- Ознакомление с буквой, нахождение ее среди уже известных.
- Ознакомление со слогами, которые образуются с помощью этой буквы.
- Нахождения слога с новой буквой среди других слогов.
- Нахождения слога с новой буквой в словах. (Отметим, что не всегда открытый слог, который обводит ребенок в слове, совпадает с составом слова.
- Скорее мы просим ребенка обвести буквосочетание согласный + гласный, который для удобства называем составом. То есть, ребенок должен обвести определенную букву для обозначения согласного с последующей буквой в обозначении гласного звука.)
- Повторение ранее изученных слогов, составление из них слов; конструирование слов из новых слогов.
Если ребенок уже может свободно образовывать открытые слоги и уверенно их читать, стоит дать ему возможность читать одно — и двусложные слова.
Это усилит интерес к чтению, ведь иметь дело со словами гораздо интереснее, чем со слогами. Если возникают трудности, надо помочь ребенку прочитать слово. Вы, например, читаете первый слог, а малыш пусть прочитает второй.
Когда ребенок усвоит все согласные звуки, научится читать слоги, образующиеся с ними, овладеет одно — и двусложные слова, переходите к изучению слогов с йотированными буквами (раздел 3).
Обучение ребенка чтению этих слогов составляет для малышей определенные трудности, поскольку, в начале слова йотированные буквы обозначают два звука, которые нужно слитно произносить: я = [й] + [а], ю = [й] + [у] и тому подобное.
В середине или в конце состава после согласного йотированные буквы обозначают один звук и употребляются для смягчения предыдущего согласного звука.
Все это надо объяснить малышу, потренироваться вместе с ним в произношении новых звуков, сначала выполнить задания, которые предусматривают чтение слогов, в которых йотированные буквы обозначают два звука, а затем те, в которых они обозначают один звук. Далее предлагается закрепить знания о йотированных буквах, отыскав их в словах.
Ознакомление с мягким знаком и апострофом
После ознакомления с йотированными буквами ознакомьте воспитанников с мягким знаком, апострофом и особенностями чтения слогов с ними.
Уместно пояснить, что мягкий знак употребляется для смягчения предыдущего согласного, а апостроф — для раздельности произношения йотированного и предыдущего согласного. Сначала дети учатся читать слоги с мягким знаком и апострофом, а потом отыскивают их в словах.
Следующий этап – обучение ребенка чтению закрытых слогов (раздел 4).
Закрытые слоги (гласный + согласный) дети часто читают наоборот. Чтобы исправить эту ошибку, можно предложить следующие игровые задания:
- дорисуй бабочкам крылышки, соединив точки. Прочитай слоги, написанные на крылышках;
- соедини линией елки, на которых есть слоги с одинаковыми буквами;
- выложи из палочек слоги: ша – аш, ну – ун, те – ит.
Выполняя эти задания, ребенок учится замечать различие между закрытыми и открытыми слогами, правильно их читать.
Затем следует перейти к изучению открытых слогов с несколькими согласными (согласный + согласный + гласный), чтение которых вызывает у детей определенные трудности, преодолеть которые помогут специальные задачи (раздел 5):
- найди ключик к каждому замку (соедини их линией);
- вырежи и разложи кирпича на грузовики;
- вырежи слоги, которые бегут к книжке.
Объясните детям технику чтения таких слогов: сначала надо прочесть первый согласный, а дальше слитно читать открытый слог. Например: т⁞ра, к⁞ло и тому подобное.
Стоит обратить особое внимание на слитное прочтение буквосочетаний дж и дз, о чем подсказывает дужка, которая написана сверху над буквосочетаниями.
После того, как закончено обучение ребенка чтению разных типов слогов, переходите к чтению слов (раздел 6). Сделать этот переход плавным и интересным для ребенка опять же помогут игровые задания.
Специалисты детского центра «Малка» при Еврейском религиозно-культурном центре «Жуковка» - о том, что такое методика обучения чтению Натальи Пятибратовой и почему именно её стоит выбрать для своего малыша.
Кто такая Наталья Пятибратова
Наталья Пятибратова – прославленный логопед-дефектолог. Она разработала методику, которую уже больше 7 лет применяют в коррекционной педагогике для обучения речи, чтению, письму и математике. Эта методика используется в обычных и коррекционных детских садах и школах. Она эффективна даже в решении сложных проблем: задержка психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, аутизм, дисграфия, дислексия, нарушения зрения.
Обучение чтению по методике Натальи Пятибратовой
Занятия по методике Пятибратовой – это увлекательная подвижная игра, которая позволяет обучить ребенка чтению без вреда для здоровья и утомительного сидения за партой. Начинать можно уже с двух лет, когда малыш немного говорит и впервые проявляет интерес к буквам.
В основе методики - принцип чтения по складам. Склад - единица чтения, которая представляет комбинацию из согласной и гласной или же любая одиночная буква. Например, слово «прут» состоит из 3 складов («п», «ру», «т»), слово «крошка» - из 4 («к», «ро», «ш», «ка»).
Горячим сторонником чтения по складам в раннем возрасте был Лев Толстой, который с помощью них учил читать крестьянских детей и с гордостью демонстрировал впечатляющие результаты представителям Московского комитета грамотности. Его школьное пособие «Азбука» разошлось огромным тиражом и во многом поспособствовало искоренению безграмотности в первой половине XX века.
В качестве основного инструмента на занятиях используются кубики педагога Николая Зайцева.
Кубики служат прекрасным материалом для того, чтобы включить все каналы восприятия: через цвет, размер, форму, звук. Ведь они отличаются друг от друга объемом, цветом и наполнителями (металлические и деревянные) - в зависимости от характеристик тех или иных звуков (глухой/звонкий, твёрдый/ мягкий и т.д.).
В процессе обучения дети пропевают склады, делают ритмические движения, придумывают понятные ассоциации. Всё это способствует быстрому прогрессу в запоминании слов.
Этапы обучения чтению и примеры заданий
Весь период обучения по методике Пятибратовой можно условно разделить на три этапа.
Первый этап. Во время подготовительного этапа дети привыкают к кубикам, учатся выполнять самые простые задания.
Игра «Волшебный мешочек»
Педагог демонстрирует детям мешочек. Внутри - несколько кубиков с буквами наиболее простыми для пропевания (У-О-А-Э-Ы, МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М и т.д). Малыш достаёт из мешка кубик, поворачивает его в руке и вместе с педагогом пропевает те склады, которые написаны на нём. Затем ребёнок берёт указку и показывает те склады, которые пропел, в специальной таблице.
На последующих занятиях педагог добавляет в мешочек те кубики, которые, помимо закрепления навыка чтения, помогут: автоматизировать у детей некоторые звуки, отработать глухие или мягкие слияния и т.д.
Второй этап. На занятиях основного этапа дети уже могут самостоятельно выкладывать слова из кубиков, читать их, понимать, что такое «большая буква», ударение и длина слова.
Игра «Смешные слова»
Каждому ребёнку педагог предлагает сложить из кубиков смешное слово. Малыши могут взять любое количество кубиков и поставить их в ряд. Педагог объясняет детям, что чем короче слово, тем оно смешнее. После «написания» слов дети их читают по складам, а затем пробуют выбрать среди всех самое смешное.
Эта игра - подготовительный этап к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков.
Оптимальным периодом для знакомства с буквами и обучения чтению по слогам считается возраст от 5 до . Если ребенок усваивает без особых проблем, то второй шаг - складывание букв в слоги - чаще всего является весьма затруднительным. Он требует усидчивости, внимания и помощи родителей. Как научить ребенка читать по слогам, какие методики можно использовать в домашних условиях, расскажем в нашей статье.
Алгоритм обучения ребенка чтению по слогам
План действий можно разбить на 3 шага:
- Знакомство с алфавитом.
Этот этап начинайте с 2-3 лет. Он не вызывает затруднений у детей, буквы запоминаются и заучиваются легко.
- Складывание слогов.
Требует от ребенка понимания звуков, а не букв. Раньше, чем 4-5 лет, к этому этапу приступать не нужно. Если складывание слогов из согласных и гласных дается тяжело, отбивает охоту к чтению, предложите малышу спеть вместе пару гласных. Например, АУ, ЭУ…
- Слитное чтение нескольких слогов.
Если ребенок хорошо усвоить слияние букв в слоги. Перейти к чтению простых слов будет несложно.
Таким образом, основным и самым сложным шагом для дошкольников будет 2 этап обучения чтению. Ему уделяйте больше времени, занятия проводите регулярно, чтобы навык не терялся. В помощь себе и ребенку выберите одну из признанных в педагогическом сообществе методик обучения слоговому чтению, представленных ниже.
Букварь Жуковой
В основу своей методики Надежда Жукова положила обучение складыванию слогов. Чтение простых слов начинает уже с третьего урока. Перед началом обучения дети должны быть знакомы с алфавитом, хотя все буквы учить сразу не нужно. На первых порах достаточно информировать ребенка о гласных, объяснить, что их поют.
Акцентируйте внимание на следующих моментах:
- Ребенок должен помогать себе пальчиками.
В букваре Н.Жуковой есть специальные дорожки для соединения букв в слоги. По ним нужно вести пальцами и тянуть первый звук, соединяя его в конце бега со вторым звуком. Так ребенок визуализирует процесс чтения.
- Обращайте внимание на артикуляцию.
Первый звук протяжный, второй - короткий.
- Следите, чтобы малыш не разъединял звуки.
Например, ПэА вместо ПАААА. Произносить нужно не буквы, а звуки. Это может занять много времени, но обучение звукопроизношению является основой чтения.
- В процессе урока давайте малышу дополнительные задания.
Подсчитай, сколько звуков ты прочитал? А сколько в этом слове букв? Какой звук первый, какой второй?
Не забывайте о личном примере. Читайте с ребенком вместе, одновременно, по очереди и друг за другом.
Видео обучение ребенка читать по слогам
Методика Бахтиной
Подходит для детей раннего возраста (с 3-4 лет), которые освоили метод беглого узнавания букв. Обучение по Бахтиной основывается на сочетаниях одной гласной с разными согласными. Например, сегодня вы знакомите ребенка с тем, как буква А подружилась с согласной М. Читаем МА, затем с Г - ГА и так далее. Для одного дня достаточно пары согласных. На следующем уроке действуйте по такой же схеме, не забывая повторить материал прошлого занятия.
Через 5-7 уроков, можно складывать простые слова из знакомых букв: МА-МА, ПА-ПА, НО-ГА. Сложные гласные (Е, Ю, Я, Ё) оставляйте на последние уроки. Их читать лучше с шипящими.
Для уроков используйте самодельные карточки или купите демонстрационный материал в магазине. Практикуйте каждый день, но ориентируйтесь на индивидуальный темп приобретения навыка чтения малышом.
Чтение по складам
Подходит для детей, которым трудно складывать слоги, читающих буквы отдельно друг от друга. Для занятий родителям нужно подготовить следующий раздаточный материал:
- Выписать в столбик на отдельный листочек все гласные.
Ребенок должен произносить их бегло. На этой уйдет 1-3 занятия.
- Сделать еще одну карточку, присоединив к гласным одну согласную. Например, СА, СО, СУ и т.д. Слоги пишутся так же столбиком.
- Приготовить на будущее карточки со слогами (использовать все согласные).
Когда материал готов, можно начинать учиться. Стройте процесс обучения так. Сначала отрабатывайте легкое узнавание и произношение гласных, затем читайте слоги с одной согласной, после хорошего усвоения материала с другой и так далее. Читать слоги нужно сверху вниз, через один, снизу вверх, слева направо, только первые на нескольких карточках и так далее. Это помогает автоматизировать навык.
После усвоения умения прочтения всех слогов переходите к складыванию простых слов. Если ребенок отказывается учиться, придумывайте игры с куклами, возьмите в помощь кубики Зайцева, показывайте пример сами. Занимайтесь каждый день по 7-15 минут, не больше. Большие перерывы между уроками делать нельзя, максимум 1-2 дня в неделю, иначе навык быстро потеряется, усилия будут потрачены зря.
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
Нередко у младших школьников учеба идет ни шатко ни валко, поскольку они очень медленно читают. Низкая скорость получения информации влияет на скорость выполнения всей работы в целом. В итоге ребенок подолгу сидит над учебником, а успеваемость находится на отметке «удовлетворительно».
Как научить ребенка быстро читать и в то же время осознавать прочитанное (подробнее в статье: )? Можно ли добиться того, что чтение станет познавательным процессом, дающим массу новой информации и не станет «тупым» считыванием букв и слогов? Мы расскажем, как обучить школьника скорочтению и не потерять при этом истинный смысл занятия. Читаем быстро, но качественно и вдумчиво.
Крайне важно научить ребенка не просто читать, но еще и осознавать прочитанноеС чего начинать обучение скорочтению?
Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.
Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования – об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.
Об одном факте мнение сходится у всех учителей: обучение чтению – процесс добровольный. Нельзя заставлять ребенка читать против его воли. Помочь малышу найти в себе внутренние силы для освоения нового навыка родители могут путем использования игр.
Готовим к чтению дошколят
Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.
На помощь самым младшим деткам приходит азбука
Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.
Наиболее распространенные ошибки родителей
- Произнесение букв, а не звуков. Ошибочно называть алфавитные варианты букв: ПЭ, ЭР, КА. Для правильного обучения требуется их краткое произнесение: П, Р, К. Неправильное начало приведет к тому, что позднее при словосложении у ребенка возникнет проблема в формировании слогов. Так, например, он не сможет идентифицировать слово: ПЭАПЭА. Таким образом, кроха не может увидеть чудо чтения и понимания, а значит, и сам процесс станет для него абсолютно неинтересным.
- Ошибочное научение соединению букв в слоги и чтение слов. Будет неверным следующий подход:
- говорим: П и А будет ПА;
- чтение по буквам: Б, А, Б, А;
- анализ слова только взглядом и воспроизведение его без учета текста.
Учим читать правильно
Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго – к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.
Навык чтения тесно связан с правильным произношением звуков
Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.
Занятия в первом классе
Известный профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой заключается в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а то, как часто и регулярно вы занимаетесь.
Научиться что-то делать на уровне автоматизма можно даже без изнурительных долгих занятий. Все упражнения должны быть кратковременными, но проводиться с регулярной частотой.
Многие родители, сами того не желая, ставят палки в колеса стремлению ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация складывается однотипно: «Садись за стол, вот тебе книга, прочти первую сказку и пока не закончишь, не выходи из-за стола.» Скорость чтения у малыша, учащегося в первом классе, очень низкая и поэтому на прочтение одного короткого рассказа ему потребуется не меньше часа. За это время он очень устанет от умственного тяжелого труда. Родители таким подходом убивают в ребенке желание к чтению. Более щадящий и эффективный способ проработки одного и того же текста – это порционная работа над ним, по 5-10 минут. Затем эти попытки в течение дня повторяются еще раза два.
Дети, которых заставляют читать, обычно полностью теряют интерес к литературе
Когда ребенок садится за книгу без удовольствия, важно применять в таком случае щадящий режим чтения. При таком способе между прочитыванием одной-двух строчек малыш получает небольшой перерыв.
Для сравнения можно себе представить просмотр слайдов из диафильма. На первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Затем переключаем на следующий слайд и повторяем работу.
Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методики по обучению чтению, которые можно использовать и дома. Ниже приведем примеры некоторых из них.
Упражнения
Слоговая таблица скоростного чтения
В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.
Использование слоговых табличек помогает ребенку скорее запомнить сочетания звуков
Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.
Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: ). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.
Хоровое произнесение текста
Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.
Выполнение упражнений на артикуляцию повышает чистоту речи и помогает скорочтению
Комплексная программа для чтения
- многократное повторение написанного;
- чтение в быстром ритме скороговорки;
- продолжение чтения незнакомого текста с выражением.
Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:
Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.
Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.
В обучении очень важна последовательность и легкость упражнений для ребенка
Варианты упражнений
- Задание «Бросок-засечка». При выполнении упражнения ладони учащихся находятся на коленях. Начинается оно словами учителя: «Бросок!» Услышав эту команду, дети начинают читать текст из книги. Затем учитель говорит: «Засечка!» Это время для отдыха. Дети закрывают глаза, руки же все время остаются на коленях. Услышав вновь команду «Бросок», учащиеся ищут строчку, на которой они остановились и продолжают чтение. Продолжительность упражнения – около 5 минут. Благодаря такой тренировке дети учатся зрительному ориентированию по тексту.
- Задание «Буксир». Целью данного упражнения является управление способностью менять темп чтения. Первоклассники читают текст вместе с учителем. Учитель подбирает удобный для учащихся темп, а школьники должны стараться не отставать. Затем учитель переходит в чтение «про себя», что также повторяют дети. Спустя небольшой промежуток времени учитель снова начинает чтение вслух, а дети, при правильном улавливании темпа, должны читать вместе с ним одно и то же. Повысить уровень чтения можно, делая данное упражнение в парах. Лучше читающий ученик читает «про себя» и одновременно водит пальцем по строчкам. Сосед читает вслух, ориентируясь на палец партнера. Задача второго ученика успевать за чтением более сильного партнера, что должно в перспективе увеличить скорость чтения.
- Найти половинку. Задачей школьников будет поиск в таблице второй половины слова:
Программа для детей старше 8 лет
- Поиск слов в тексте. За отведенное время ученики должны найти слова, начинающиеся на определенную букву. Более сложный вариант при обучении технике скоростного чтения – поиск определенной строки в тексте. Такое занятие помогает усовершенствовать зрительный поиск по вертикали. Учитель начинает читать строчку, а дети должны найти ее в тексте и прочитать продолжение.
- Вставка пропущенных букв. В предлагаемом тексте отсутствуют некоторые буквы. Как много? Зависит от уровня готовности детей. Вместо букв могут быть точки или пробелы. Такое упражнение помогает ускорить чтение, а также помочь объединять буквы в слова. Ребенок соотносит начальные и конечные буквы, анализирует их и составляет целое слово. Дети учатся прочитывать текст немного вперед, чтобы верно подобрать нужное слово, а этот навык обычно формируется уже у хорошо читающих детей. Более простой вариант упражнения для детей старше 8-летнего возраста представляет собой текст с пропущенными окончаниями. К примеру: Вече… наступ… в город…. Мы двигал… по тропин… между гаража… и замети… маленьк… котен… и т.д.
- Игра «Прятки». Учитель начинает произвольно читать какую-то строчку из текста. Школьники должны быстро сориентироваться, найти это место и продолжить совместное чтение.
- Упражнение «Слово с ошибкой». Читая, учитель делает ошибку в слове. Детям всегда интересно поправлять неточности, ведь так их авторитет возрастает, равно как и уверенность в своих силах.
- Самостоятельные замеры скорости чтения. Дети в среднем должны читать около 120 слов в минуту и даже больше. Достигать этой цели будет легче и интереснее, если они начнут вести самостоятельные замеры своей скорости чтения раз в неделю. Ребенок сам подсчитывает число прочитанных слов и заносит результаты в табличку. Такое задание актуально в 3-4 классе и позволяет улучшить технику чтения. Вы можете найти другие примеры упражнений и видеозанятий по скорочтению в сети Интернет.
Скорость чтения является важным показателем прогресса и должна регулярно отслеживаться
Стимулируем результатами
Оценка положительной динамики очень важна. Ребенок получит хороший стимул к дальнейшей работе, если будет видеть, что уже добился некоторых успехов. Над рабочим местом можно повесить таблицу или график, который бы отображал прогресс в обучении скорочтению и улучшение самой техники чтения.
Особенно важно подтянуть чтение к концу третьего класса. В этом возрасте ребенок должен прочитывать минимум 120 слов в минуту. Скорочтение для детей – отличный вариант, чтобы научить ребенка ускорить темп чтения и в то же время понимать прочитанное, читая «про себя».
Дети должны получать определенные навыки и знания от родителей. Все мамы и папы должны знать о том, как научить ребенка читать правильно в домашних условиях по букварю или используя другие методики. Это умение поможет малышу легче воспринимать окружающий мир, адаптироваться в школе, получать знания по другим предметам. Есть разные методы обучения детей чтению. Узнайте об их особенностях.
Как правильно и быстро научить ребенка читать
Некоторые родители полагают, что заниматься с малышом должны только специалисты, но это мнение ошибочно. Зная несколько секретов, проявив настойчивость и терпение, вы научите кроху азам быстрого чтения самостоятельно в домашних условиях. С такими навыками малышу будет гораздо проще адаптироваться в обществе, он значительно быстрее освоит программу школьного обучения.
Когда учить ребенка читать
Раньше этот навык прививали малышам только в школе, в крайнем случае, в детском саду, т.е. не раньше пятилетнего возраста. Сейчас времена изменились и детей начинать обучение рекомендуется чуть ли не с первого года жизни. Как родителям убедиться в психологической и физической готовности малыша заниматься:
- Хорошим признаком будет то, что чадо в раннем возрасте интересуется детскими книжками.
- Малыш должен владеть речью, понимать значения простых слов, уметь формулировать предложения, выражать мысли фразами, воспринимать информацию и звуки фонематическим способом.
- Дитя знает базовые направления (вверх-вниз, влево-вправо), может ориентироваться в пространстве.
- У крохи хороший слух, нет серьезных проблем с произношением и других отклонений в развитии. Если есть дефекты речи, запишитесь к логопеду на прием.
По какой азбуке учить
Как правило, для занятий используется классический букварь и некоторые другие материалы: плакаты, кубики, карточки. Многие родители, испробовав современные методики, возвращаются к тому, чтобы научить чтению обычным способом. Можете приобрести букварь, разработанный Натальей Жуковой. Эта педагог предлагает способ обучения, сочетающий в себе классические и оригинальные подходы.
Основные правила техники чтения
Стоит отметить, что некоторые действия родителей способны на всю жизнь убить в человеке интерес к книгам. Как правильно научить ребенка читать:
- Никогда не заставляйте. Старайтесь заинтересовать ребенка, рассказывая интересные истории. Читайте ему вслух, подавайте собственный положительный пример, так вы быстрее научите его. Не заставляйте ребенка и не ругайтесь, если он делает ошибки. Хвалите малыша за успехи.
- Сначала учите воспринимать звуки, а лишь потом переходите к буквам алфавита.
- Занимайтесь освоением слогов. Так выучить буквы будет проще.
- Регулярно повторяйте пройденный материал. Лучше делать это в игровой форме, не устраивайте тестов, потому что это может быть обидно.
- Сначала учите простейшие слова с повторяющимися складами (ма-ма). Затем можно переходить к более сложным заданиям. Подойдет схема слог-буква (ко-т, до-м). Когда малыш освоит технику чтения слов, научите элементарным, а потом сложным предложениям. Самыми последними вводите упражнения с й, ь, ъ. Это очень простой механизм для того, чтобы овладеть навыком чтения вслух.
- На прогулке просите малыша произнести, что написано на вывесках, рекламных щитах, так вы быстрее научите его читать.
- Выбирайте игры на знания отдельных букв. Купите кубики с алфавитом.
- Не учите названиям букв («эр», «эс»). Он может коверкать слова потом.
- Занимайтесь каждый день, чтобы научить читать. Не бросайте уроки, даже если вы считаете, что малыш уже все умеет.
Методика обучения чтению дошкольника в домашних условиях
Есть разные схемы занятий с детьми, предложенные специалистами. Родителям рекомендуется детально изучить особенности каждой из методик, выбрать предпочтительную и заниматься только по ней. Если вы будете использовать несколько схем занятий, то можете попросту запутать малыша, отбить у него желание учиться. Ознакомьтесь с несколькими популярными способами раннего обучения.
Методика Марии Монтессори
Итальянский педагог предлагает начинать изучение с письма. Мария Монтессори советует детям рисовать прописные буквы. Должны использоваться такие методики, как обводка, штриховка. Потом нужно переходить к изготовлению букв из объемных материалов, к примеру, пластилина. Рисунки и макеты нужно составлять, складывать буквы, а уже на последнем этапе произносить слоги.
Методика Николая Зайцева
Один из популярнейших способов обучения, обеспечивающий быстрый результат. Прекрасно подойдет активным детишкам. Обучение ведется по кубикам со складами. Есть такие, на которых одна буква, и те, на которых две. Они разноцветные. Кубики с гласными звуками золотистые. Те, на которых звонкие склады, серого цвета и называются железными. Деревянные кубики коричневого цвета содержат глухие слоги, а белые и зеленые – знаки препинания. У всех них для простоты восприятия разное наполнение, вес и размер.
Все занятия с кубиками по методике Зайцева проводятся только в игровой форме. В комплекте идут таблицы со складами, которые должны быть всегда на виду, и примеры специальных упражнений. Склады нужно собирать по определенным принципам, петь, имитировать звуки животных. Игры вы можете придумывать и самостоятельно, вместе с малышом, опираясь на то, что будет ему интереснее.
Методика Глена Домана
Направлена на осваивание не звуков и слогов, а сразу целых слов. Они написаны на специальных карточках с картинками. Родители должны показывать каждую из них ребенку по 15 секунд, громко объясняя значение. Первые занятия должны быть очень короткими, не дольше 5-10 минут. Преимущества эффективной методики Домана:
- подходит детям с рождения;
- можно использовать индивидуальный подход, формировать определенный словарный запас;
- всесторонне развивает;
- материал можно сделать и самостоятельно.
Не лишена система Домана и ряда недостатков. Педагоги выделяют такие ее минусы и недочеты:
- процесс обучения пассивный;
- не воспринимается детьми старше трех лет.
С чего начинать учить ребенка читать
Обязательно подберите подходящие пособия для занятий. Используйте книги, плакаты, карточки и кубики. Этапы обучения:
- Познакомьте малыша с открытыми гласными. Произносите их и пропевайте.
- После начального этапа перейдите к звонким согласным.
- Запомните глухие и шипящие звуки. Только после этого вы можете переходить к обучению чтению по слогам. Запоминание букв, а не звуков, может вызвать сложности в будущем.
- Научите малыша составлять слоги из двух гласных. Он должен понимать, как соединяются звуки.
- Перейдите к слогам, в которых первая буква согласная, а вторая гласная. Это будет просто.
- Складывайте слоги с шипящими.
- Перейдите к закрытым складам (гласная-согласная).
Обучение ребенка чтению в игровой форме
Развлекаясь, малышу проще всего привить интерес к книгам. Есть много игровых методик, направленных на проработку техники чтения:
- Учите вместе короткие стишки, рассказывающие о буквах.
- Смастерите буквы самостоятельно. Чтоб выучить алфавит, собирайте их из подручных материалов: пластилина, счетных палочек, спичек. Можете вырезать их из картона и обклеить цветной бумагой.
- Создайте альбом, в котором каждая страница станет «домом» для буквы. Вклеивайте туда картинки со словами, которые с нее начинаются.
- Выберите изучаемую букву. Бросайте крохе мяч и называйте слова. Если в них он услышит нужный звук, пусть поймает мяч, а если нет – отобьет.
- Сделайте круглые карточки со слогами и поиграйте в «Магазин». Каждый склад – монетка. Покупатель дает одну из них и заказывает у продавца тот товар, который с этого слога начинается (ба – банан, ку — кукла).
- Напишите склады на карточках крупными жирным шрифтом. Разрежьте каждую по горизонтали и перемешайте. Пусть дитя соберет все половинки и прочтет слоги.
- Дайте малышу длинное слово. Пусть найдет в нем несколько маленьких.
- Сделайте карточки со слогами. Показывайте ребенку рисунок с изображением того или иного слова. Пусть составляет его из слогов.
Как учиться читать по слогам
Специалисты рекомендуют начинать делать это сразу, ребенку еще не обязательно даже знать все звуки. Тогда процесс обучения пойдет значительно быстрее. Используйте игровые методики, разные вспомогательные материалы. Если малыш уверенно составляет склады, переходите на этап собирания слов. Запомните, как правильно научить ребенка читать по слогам. Занятия должны проходить в последовательности, которая описана ниже.
Уроки чтения по слогам
Процесс должен быть последовательным. Из каких этапов состоит обучение чтению по слогам:
- Сначала составляйте простые слова из повторяющихся слогов (па-па). Следите за произношением.
- Переходите к легким и понятным словам из трех-четырех букв (ле-с, по-ле).
- Процесс усложняется. Научите ребенка читать слова из трех и более слогов (ко-ро-ва). Желательно заниматься с картинками.
- Переходите к чтению простых предложений (ма-ма мы-ла ра-му).
Как научить ребенка читать не по слогам
Объединение складов в слова занимает у детей много времени и внимания. Родители должны научить ребенка бегло читать, произносить слоги слитно, хорошо усваивать текст и воспринимать его целиком. Для этого есть такие методики:
- Чтение на скорость. Выбирайте тексты, подходящие по возрасту ребенку, и засекайте, сколько он сможет прочесть за минуту. Потом пусть перескажет краткое содержание текста.
- Перемешайте слова в предложении и пусть ребенок составит его правильно. Начинайте с простых примеров.
- Ролевое чтение. Выберите детскую сказку. Пусть ребенок озвучивает одного героя, а вы другого. Читайте по ролям. Это поможет малышу выбирать правильную интонацию, держать ритм, делать паузы в нужных местах, понимать смысл.
- Сложные слова. Ежедневно давайте малышу прочесть 2-3 раза порядка 30 слов, в которых много трудных сочетаний согласных звуков.
- Развивайте боковое зрение и логическое мышление, тренируйте память, правильное произношение, скорость чтения.
- Устраните логопедические и другие проблемы.
Как научить ребенка читать по букварю Жуковой
Эта книга предлагает сочетание традиционных и современных методик. Уже на третьем задании ребенку предстоит чтение слогов. Порядок знакомства с буквами автор предлагает свой, а не традиционный алфавитный. В книге есть подробные инструкции по проведению уроков, поэтому даже родители без педагогического образования легко смогут организовать занятие. Чтобы научить ребенка читать в домашних условиях, применяется такая схема:
- Знакомство с гласными и согласными.
- Учимся читать по слогам.
- Осваивание закрытых складов.
- Переход от простых слов к сложным.
Видео