Основные философские вопросы. Основной или основные вопросы философии Философские вопросы которые не получают окончательного решения
Каждый из нас приходит в эту жизнь, чтобы учиться. Учиться на событиях, встречах, даже страданиях. Но мы часто отказываемся видеть, что именно хотят до нас донести, зацикливаемся на одном уроке долгое время - и теряем годы, когда могли потратить на него несколько месяцев.
Если бы мы чаще задавали себе вопросы, которые заставляют задуматься о жизни - возможно, учились бы гораздо быстрее.
Детская философия
Как говорит писательница детских книг Бернадетт Рассел, дети должны задавать родителям философские вопросы, которые сформируют их мировоззрение и помогут повзрослеть. А сформулировать эти вопросы им, конечно же, помогут детские сказки и мультики. Ошибка многих родителей состоит в том, что они не расшифровывают детям смысл просмотренных мультиков и прочитанных сказок. Над какими вопросами заставляют задуматься сказки Салтыкова, Пушкина и других известных личностей? Салтыков в своих сказках осуждает правительство, комично показывает интеллигенцию, поэтому подобные сказки при более глубоком прочтении могут быть интересны даже взрослым.
Философские вопросы для детей
Вот несколько вопросов, которые заставляют задуматься маленьких непосед и на которые обязательно должны ответить родители.
1. Как относиться к животным?
Любое живое существо нуждается в заботе и любви, а особенно наши маленькие питомцы. Воспитание любви к меньшим друзьям поможет детям научиться доброте, безбоязненному проявлению любви, заботе.
2. Сколько стоят лучшие вещи в жизни?
Все лучшее мы получаем абсолютно бесплатно - любовь к жизни и к людям, смех, общение с друзьями, сон, объятия. Они не покупаются, не потому что бесплатны, а потому что бесценны.
3. Что хорошего в жизни?
Вся жизнь хороша, какие бы неприятности она нам ни преподносила! В каждом, даже самом темном дне, есть место солнечным лучам - зеленый светофор по дороге домой, мороженое, купленное на десерт, теплая погода. Учите своих детей чувствовать жизни и, конечно, верить в волшебство.
4. Может ли один человек изменить мир?
Весь мир мы не изменим, но мы можем изменить себя - и тогда окружающий мир изменится для нас. Наш маленький персональный мирок станет именно таким, каким нам хочется его видеть, потому что человек получает то, что излучает сам.
Самые необычные вопросы
Ниже представлен список самых незаурядных вопросов, которые заставляют задуматься, но сначала поставят вас в тупик. Вероятно, на все из них каждый из нас найдет свой собственный ответ.
1. Можно ли солгать собеседнику, промолчав?
Тут все зависит от того, как именно был поставлен вопрос и чего именно касается. Обычно молчание нельзя назвать ложью, но бывают случаи, когда его можно расценить именно так.
2. Что бы вы выбрали: богатство и инвалидное кресло или здоровье и бедность?
Этот вопрос заставляет задуматься о том, что, по за которыми мы так усердно гонимся, гробя свое здоровье и отодвигая моральные принципы, вовсе не стоят этих усилий. Ведь деньги никто из нас не возьмет с собой в могилу.
3. Какой бы совет вы дали новорожденному на будущее?
Вероятно, на этот вопрос каждый из нас ответил бы по-своему. Но, согласитесь, именно очаровательной детской непосредственности так не хватает взрослым! И возможно, пожелать следует именно этого - всегда и при любых обстоятельствах оставаться собой.
4. Если бы вы могли изменить свое будущее, вы бы его изменили?
Изменение будущего приводит к изменениям в настоящем. В прошлом, которое сохранилось в вашей памяти и сердце, были необходимые, успешно пройденные вами уроки. И если вы отречетесь от них, ваше будущее уже не будет надежно подпоясано прошлым опытом.
5. Зная, что завтрашний день станет последним в вашей жизни, на какие бы поступки вы решились?
Как много времени мы тратим, сомневаясь и боясь. Зная, что жизнь так коротка, мы осознанно жертвуем своими желаниями, стремлениями, мечтами лишь потому, что нас гложут сомнения. А потом жалеем об этом, потому что на практике, казалось бы, долгая жизнь оказывается неимоверно короткой.
Вечные вопросы о жизни в книгах
Как много написано книг на философские темы! О каких серьезных философских вопросах заставляют задуматься эти книги? Не каждый человек духовно и интеллектуально дорастает до таких книг, но если вы взялись за одну из них, то можете быть уверены, что вынесете из нее нечто ценное для себя. Практически все подобные тексты несут читателю посыл, который заставляет задуматься над своей жизнью и своим мировоззрением.
Список книг с глубоким смыслом
«Заводной апельсин» Энтони Берджесса - роман, без прикрас показывающий жестокость окружающего мира. Метаморфозы, происходящие с героем, который сначала и сам проявлял невиданную жестокость, пока в тюрьме не испытал ее на себе, вызывают у читателей вопросы, над которыми стоит задуматься - о том, как устроено наше общество, почему в нем столько жестокости. А девиз книги гласит, что жизнь нужно принимать такой, какая она есть. Бесценный совет, не правда ли?
«Апрельское колдовство» Рэя Брэдбери - короткий рассказ о несчастной женской любви, которую однажды переживала каждая девушка. Нуждаемся ли мы в подобном жизненном опыте? Можем ли победить страдания? Боль живет внутри каждого человека, подобно ядовитому цветку, и только мы решаем, что делать с этим цветком - поливать или сорвать и выбросить.
Над каким вопросом заставляет задуматься книга «Счастливая смерть» Альбера Камю? Каждый из нас однажды спрашивал себя: зачем я родился на этот свет, ждет ли меня счастье? Альбер Камю ищет ответы на эти вопросы вместе со своим героем. Ведь основной смысл жизни, возможно, и не в достижениях или удовольствиях, а в том, чтобы чувствовать это счастье.
Вы когда-нибудь думали о том, насколько действительно дороги вам родные и близкие люди? Какую важную роль в нашей жизни занимает семья? Маркес в своей книге «Сто лет одиночества» рассказывает о людях, которые рады гостям, но равнодушны друг к другу.
Давно ли вас грызла собственная совесть? Совесть - это индивидуальный выбор каждого, как утверждает написавший роман «Любовница французского лейтенанта». У этой книги есть два финала.
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Над какими вопросами заставил задуматься «Маленький принц» Экзюпери тех, кто читал это произведение? Произведение легко делится на множество цитат, наполненных недетской мудростью. И хотя эта история воспринимается как сказка, на самом деле «Маленький принц» рекомендуется к прочтению взрослым. В ходе чтения вы найдете множество вопросов на философскую тему, ответы на которые также есть в произведении. Что такое дружба на самом деле? Видим ли мы красоту вокруг себя? Умеем ли быть счастливыми или со взрослением утрачиваем это качество?
Заключение
Жизнь сложна, многогранна, в чем-то жестока. Но она задает нам вопросы, которые заставляют задуматься. Любовь к ней, искренняя и не замутненная проблемами, делает нас по-настоящему счастливыми людьми. В этом и должна состоять задача каждого из нас - понять, что счастье зависит не от внешних факторов, а от внутреннего содержания.
Философия как сложившаяся система знаний имеет ряд вопросов, которые она призвана решать. Каждая философская система имеет свой стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее содержание и сущность. Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления как такового. Прежде всего, следует назвать вопрос об отношении между миром и человеком . Этот вопрос вытекает из самого предмета философии, поэтому его принято именовать «Основным вопросом философии». Поскольку материя и сознание (дух) являются двумя неразрывно связанными, но в то же время противоположными характеристиками бытия, то основной вопрос философии имеет две стороны, два аспекта – онтологический и гносеологический:
что первично, дух или материя, идеальное или материальное?
познаваем ли мир? Что первично в процессе познания?
От решения этого вопроса зависит общее понимание бытия и познания, а также построение всей системы знания об окружающем мире и месте человека в нем. В зависимости от решения первого аспекта Основного вопроса выделяются крупные философские направления – идеализм и материализм. Формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.
Деление на идеализм и материализм существовало издавна. Немецкий философ XVII – XVIII вв. Г.В. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые сформулировал видный немецкий философ Ф. Шлегель. Свою формулировку предложил и Ф. Энгельс.
Достоинства материализма – опора на науку, на общечеловеческий здравый смысл, а также логическая и практическая, опытно-экспериментальная доказуемость многих положений. Слабая сторона материализма – недостаточное и малоубедительное объяснение сущности и происхождения сознания, а также многих других явлений, которые современная наука не в силах объяснить. Сильной стороной идеализма является анализ многих механизмов и форм сознания и мышления. Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь, т.е. механизма возникновения и взаимодействия материи и идеи.
С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос об организации бытия и, соответственно, о подходах к его изучению. Здесь выделяются три основных позиции.
Монизм – это философская концепция, согласно которой мир имеет только одно начало. Таким началом может выступать либо материальная, либо духовная субстанция.
Дуализм – это философское учение, утверждающее полное равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического (Р. Декарт).
Плюрализм – это философское учение, утверждающее множественность оснований и начал бытия (теория четырех стихий – огня, воды, земли и воздуха).
В гносеологическом плане (вторая сторона Основной вопрос философии) философы выделяют гносеологический оптимизм и агностицизм. Представители гносеологического оптимизма (как правило, материалисты) считают, что мир познаваем, и возможности познания неограниченны. Противоположной точки зрения придерживаются агностики (И. Кант, Протагор), которые считали, что мир в принципе непознаваем, а возможности познания сущностно ограничены возможностями человеческого разума.
В методологическом плане вторая сторона Основного вопроса философии предполагает деление мыслителей на эмпириков и рационалистов. Эмпиризм (Ф. Бэкон, Д. Локк) исходит из того, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. Рационализм (Пифагор, Демокрит, Декарт) считает, что достоверное знание может быть выведено непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.
Таким образом, основной вопрос философии определяет общие принципы мировосприятия, процесса познания мира, а также принципы деятельности человека по отношению к объективной реальности.
3.Структура и функции ф. знания.
Философию можно предварительно определить как учение об общих принципах бытия, познания и мышления . В противоположность мифологии и религии философия выступает как рациональное мировоззрение. Эта рациональность означает:
философия выступает как мышление в обобщающих понятиях, а не в образах;
философия ищет разумный порядок в мире;
философское мышление отличается логичностью и упорядоченностью;
свои взгляды и положения философы логически доказывают и обосновывают;
философское мышление критично и самокритично.
Несмотря на высокий уровень рациональности, философия существенно отличается от науки, научного познания. Во-первых, философия вводит в свой предмет постижения мира не «фактические данные», как другие науки, а уже полученные и обработанные сведения о предметах и процессах мира. Она представляет собой всеобщую интеллектуально-гуманитарную дисциплину, стремящуюся системно осмыслить полученные знания и на этой основе всеобъемлюще, обобщенно и целостно объяснить бытие.
Во-вторых, философ полагается не только на факты и логику, как ученый, но и на интуицию . Каждый философ вдохновляется первоначально какой-то озарившей его большой идеей, одним глубоким нравственным переживанием, которое подсказывает не только его уму, но и сердцу, где, на каком пути искать истину. Разум лишь раскрывал, выводил следствия, которые проистекали из принятой системы отношений и ценностей.
В-третьих, ценностно-ориентирующий, духовно-практический , т.е. по существу мировоззренческий тип философского сознания. Научное познание само по себе безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание – это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно и императивно, т.е. обязывает к определенному образу жизни и действия. Философская истина объективна, но переживается она каждым человеком по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становится убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни.
В-четвертых, направленность философии на человека . Философ не довольствуется объективной картиной мира. Он обязательно «вписывает» в нее человека. Отношение человека к миру – вечный предмет философии. И если наука разрабатывает средства и методы человеческой деятельности, то философия формулирует цели этой деятельности. Именно функция целеполагания и ценностно-смысловой оценки самым кардинальным образом отличает философию от науки.
И, наконец, в-пятых, наличие саморефлексии , т.е. обращенность философской мысли на саму себя, стремление критически осмыслить истоки и природу философствования. Только философия в качестве одной из основных проблем своего анализа может поставить вопрос «Что такое философия?».
Теперь, на основе проделанного краткого анализа стало возможно сформулировать специфику философского знания. Специфика философии состоит в том, что она:
является предельно абстрактным, обобщенным знанием;
изучает свои объекты в целом (проблема человека, бытия и т.п.);
выступает как теоретическое мировоззрение со своим особым понятийно-категориальным аппаратом;
выступает методологической основой всех других наук;
является совокупностью объективированного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени;
имеет функцию целеполагания и поиска смысла жизни;
изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
самокритичность и рефлексивность;
неисчерпаема по своей сути, имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (сущность и происхождение бытия, происхождение жизни, наличие бога).
Философия – это специфическая мировоззренческая наука о наиболее общих связях и отношениях в мире, прежде всего, между миром и человеком.
Структура философского знания:
онтология – учение о бытии;
гносеология – учение о познании;
диалектика – учение о развитии;
антропология – учение о человеке;
социальная философия – учение об обществе;
аксиология – учение о ценностях
этика – учение о должном;
логика – учение о законах правильного мышления;
Философские дисциплины – не механические части целого, которые можно отделить от него и рассматривать вне связи с другими его частями. Здесь более подходит другой образ: драгоценный кристалл и его грани. С каждым поворотом кристалла высвечиваются все новые и новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.
Принято выделять следующие основные функции философии: познавательная (гносеологическая); объяснительная; мировоззренческая; рефлексивная; интегративная (синтетическая); функция целеполагания; методологическая; эвристическая; социальная; оценочная; воспитательная; прогностическая.
Философия не может избавить общество от войн, конфликтов, голода, деспотизма власти и других негативных явлений. Но она и может и должна оградить систему этических ценностей общества, систему принципов и норм социальной жизни и поведения от проникновения в нее ложного и еще непроверенного, этически порочного и авантюрного, примитивного и экстремистского.
70 649
В то время как большинство людей чувствуют себя комфортно в рамках своих убеждений, есть некоторые, кому интересно исследовать истинную природу вещей. Это те люди, которые открыли силу глубокого мышления, движимые любознательностью с практически неограниченным желанием узнать правду. Глубокое мышление поможет вам расширить свои перспективы и увидеть всю картину в целом и может обогатить вашу жизнь. Вот некоторые глубокие вопросы для размышления, которые следует себе задать: Мы знаем, что наша Солнечная система является частью огромной галактики. Мы также знаем, что существует примерно от 100 до 200 миллиардов галактик в “непосредственной близости” к Земле. Это то, что ученые называют наблюдаемой Вселенной. Но что лежит за пределами того, что является наблюдаемым? Там еще больше галактик и эти галактики продолжаются бесконечно? Эти галактики часть одной Вселенной, или они являются частью во множествах других вселенных? В связи с этим возникает вопрос: наша Вселенная - это все что есть или мы живем в ? Теория большого взрыва описывает как возникла Вселенная. Это модель, которая стремится понять, как Вселенная быстро расширяется из состояния с высокой плотностью. Для ученых большой взрыв знаменует начало всего. Но что было до большого взрыва? Ничего? Что стало причиной сингулярности – то есть рождения Вселенной? Вопрос, почему мы живем во Вселенной с тремя видимыми измерениями, сам по себе заставляет задуматься. Однако, он также заставляет задуматься о возможности того, что существует более трех измерений. Ежедневная жизнь показывает нам, что мы явно живем в мире с тремя измерениями. Высота, глубина и ширина влияют на все, что мы делаем. Но есть ли что-то еще, кроме того, что мы видим? Теория всего предполагают, что измерений может быть больше – гораздо больше. Достаточно интересно, когда теория струн применяется к девяти пространственных измерений, все начинает колебаться. Все математические теории предполагают, что ткань Вселенной распадется без этих девяти или более измерений. Конечно, все мы живем совершенно разными жизнями. Мы все выросли в совершенно разных условиях и имеем разные мнения практически обо всем. Но что действительно интересно, так это вопрос: воспринимаем ли все мы реальность одинаково? Например, из-за различных отличий в наших мозгах, каждый из нас воспринимает цвета по-разному. Конечно, мы все знаем, как выглядит красная или желтая футболка. Но все ли воспринимают этот конкретный цвет так же? Вряд ли. В то же время, все, что мы испытываем в жизни – не интерпретируется объективно. Вместо этого, события мира всегда субъективно интерпретируется нашим мозгом. На основе наших взглядов, убеждений, и культуре, в которой мы выросли, мы можем воспринимать подобный опыт совсем по-другому. На сегодняшний день наука пытается объяснить, как развивалась жизнь на планете Земля. Ученые имеют хорошее понимание человеческой эволюции, но то как возникла сама жизнь остается одной из величайших загадок. Если вы когда-нибудь слышали о развитии , вы узнаете, что земля образовалась в результате частых столкновений с другими небесными телами около 4,5 миллиардов лет назад. Тогда это была расплавленная и высокотоксичная планета. Ее среда была настолько токсичной, что она просто не могла поддерживать какую-либо жизнь. Но как это возможно, что жизнь могла возникнуть из ничего? Что вызвало начальное развитие жизни? Ученые знают когда приблизительно зародилась жизнь, но они пока не могут ответить на вопрос, как возникла жизнь. Происхождение жизни остается в значительной степени неизвестным фактом. Есть определенные гипотезы, но нет однозначного ответа. Вопрос, есть ли жизнь после смерти - это, пожалуй, величайшая тайна из всех. Хотя у всех нас есть определенные мнения о концепции смерти, никто не знает наверняка, . Некоторые люди свято верят в загробную жизнь, тогда как другие точно так же убеждены, что после смерти вообще ничего нет. Возможно, мы не узнаем, пока не пройдем через это. Некоторые из величайших умов глубоко задумывались и задумываются о природе реальности. Это высший философский вопрос, на который нельзя так просто ответить. На протяжении веков мужчины и женщины пытались понять , жизни, сознания и реальности. Но лишь немногие нашли убедительные ответы. Действительно ли жизнь только физическое проявления материи и энергии? Или реальность полностью психическое проявление? Если жизнь полностью физическая, это может быть исследовано только эмпирическим путем - научным методом. Однако, если есть и психические аспекты реальности, другим способом исследования может стать самоанализ. Мы знаем, что Солнце значительно больше Луны. Однако, если смотреть с Земли, Солнце и Луна кажутся примерно одинакового размера. Причина этого заключается в том, что Солнце примерно в 400 раз больше Луны, но в то же время приблизительно в 400 раз дальше. Как следствие, Солнце, кажется, такого же размера, как Луна. Но разве это не странное совпадение, что Солнце в 400 раз больше и в 400 раз дальше? Это просто совпадение или наводящий на размышления вопрос? Для большинства ученых, вопрос стоит не “есть ли”, а скорее “где”. Что еще более интересно - думать о том, какая жизнь там может быть. Существуют ли другие организмы, такие как микробы и бактерии, на планетах в далеких галактиках? И возможно ли, что там есть еще и разумная жизнь? Как бы выглядели эти разумные существа с далеких галактик? Еще один интересный вопрос для размышлений - тема судьбы. Вы думаете, что вы контролируете свою судьбу или вы верите, что ваше будущее уже сформировано и вы просто движетесь по намеченному кем-то или чем-то пути? Это наводящий на размышления вопрос о свободе воли и власти формировать свою судьбу. Если мы посмотрим на эволюцию человека, то увидим, что на протяжении последних столетий был непрерывный прогресс. Конечно, были взлеты и падения, но нельзя отрицать, что были значительные улучшения. В этот технологический век, однако, интересно поразмышлять, действительно ли люди становятся лучше с каждым поколением? Этот вопрос не столько направлен на научный и технический прогресс. Он фокусируется больше на человеческих качествах и поведение. Мы действительно развивалась на протяжении десятилетий? Наши предки были морально и интеллектуально менее одаренными, чем мы? Откуда исходит мораль? Это то, что мы впитываем от наших семей, друзей и учителей? Или это что-то врожденное, что лежит внутри нас? Если мы впитываем мораль от наших семей, то как она появилась однажды, у наших самых далеких предков? Когда мы поверхностно смотрим на этот вопрос, мы можем прийти к выводу, что жизнь сейчас намного лучше, чем, например, 50, 200 или даже тысячу лет назад. Однако данное суждение базируется в основном на достижениях в различных областях, таких как технологии, здравоохранение, права человека и легкость жизни. Но если мы вычтем эти достижения из нашего рассмотрения, является ли современная жизнь намного лучше, чем в прошлом? Мы счастливее сегодня, чем люди 50 лет назад? Мы ведем жизнь более полноценную и осмысленную? Возможно ли, что наши предки были также довольны своей жизнью, несмотря на гораздо более жесткие условия? Ученые продолжают говорить нам, что Солнце в конечном итоге исчерпает водород, который питает его. Как только эта точка будет достигнута, умрет. Но прежде чем это произойдет, оно начнет расширяться, пока, в конечном итоге, не разрушает все, что осталось на Земле. На самом деле интересно задуматься о том, как будет происходить Апокалипсис. Будет ли это через 5 миллиардов лет, или люди поселятся в других галактиках к тому времени? Возможно, Апокалипсис гораздо ближе, чем многие могут подумать. Возможно, люди будут вызывать какие-либо апокалиптические события или этому поспособствуют астероиды? С впечатляющими успехами в освоении космических технологий, кажется вполне реальным, что люди в конечном итоге начнут жить на других планетах. Мы готовимся отправить пилотируемую . Эти планы только начало Великой колонизации других планет? Такое развитие событий не обязательно должно быть ограничено только Марсом. Возможно, люди смогут определить землеподобные планеты в других солнечных системах и так же жить на этих планетах. Научно-фантастический рассказ Филипа К. Дика “Особое мнение” заставляет задуматься о работе с прогнозами преступности. Если мы предположим, что однажды в будущем, передовые алгоритмы или что-то совсем другое, может предсказывать преступления, имеем ли мы моральное право заключать в тюрьму людей задолго до того, как они совершат преступление? Если вы ищете действительно спорный вопрос, это вопрос, существует ли Высшая сила. Большое количество живых людей сегодня чувствуют (по крайней мере, в некотором роде) что-то большее, чем они сами. Есть приблизительно 900 миллионов атеистов, и намного большее количество людей, которые верят в высшие силы. В то время как неверующие и верующие твердо уверены в своих убеждениях, не так просто или даже невозможно найти однозначный ответ на вопрос. В любом случае, это одинаково интересно для размышления: мир просто возник из гениальных совпадений, или есть некая “верховная власть”, которая привела все это в движение? Иначе это вопрос может звучать так: Лучше сделать и пожалеть, чем жалеть о том, что не сделал? Вы можете глубоко презирать провал и бояться неудачи, но неужели это хуже, чем вообще не пробовать что-либо совершить? Часто, даже небольшие изменения могут иметь огромное влияние на жизни людей, будь то экономические или политические изменения, или же открытие каких-либо новых лекарств. Как вы думаете, есть ли что-то, что можно изменить в этом мире, что может принести пользу сотням или даже тысячам других людей? Допустим, вы получили власть, чтобы изменить всего один аспект этого мира, что бы это было? Вы изменили бы что-нибудь для себя и своей жизни? Или вы изменили что-то такое, что помогло бы другим людям вести лучшую жизнь, даже если вы ничего от этого не выиграете? Насколько ваша жизнь для вас важнее жизни ваших близких - вы готовы пожертвовать ею ради кого-то родного? Есть ли в вашей жизни человек, ради которого вы пожертвуете своей жизнью? Смогли бы вы пожертвовать своей жизнью ради спасения большой группы людей, возможно даже незнакомых вам? Есть много вопросов, которые человечеству необходимо решить. Но что думаете вы - какой самый важный вопрос, который сразу же должен быть решен? Какой вопрос настолько важен, что все остальные проблемы кажутся менее важными? То, кем вы стали, в значительной степени сформировано обстоятельствами и жизненном опытом. Но задумайтесь, какие самые главные события были в вашей жизни, которые повлияли на ваше развитие и сформировали вас тем человеком, каким вы являетесь сегодня. Зачастую мы стремимся к чему-то большему, в надежде, что, добавив что-то новое в нашу жизнь, мы в конечном итоге становимся счастливыми. Однако, похоже, что эта мышиная возня никогда не закончится. В то же время, мы стремимся выполнять все наши желания, даже не понимая, что они в какой-то степени ненасытные. Пища для размышлений: что есть истинное счастье, из чего оно проистекает? Может истинное счастье можно только найти внутри себя, или есть внешние источники, которые позволяют быть счастливым? В последнее время перед нами открываются все больше и больше новых знаний, достижений. Человечество сегодня знает намного больше, чем человечество прошлых веков, однако, остается еще много загадок и . Но что если однажды научный прогресс достигнет знаний до такой степени, что мы сможем объяснить любое явление в жизни? Станет ли жизнь без тайны интереснее? К чему мы будем стремиться, когда все будем знать? В большинстве случаев от дурных поступков нас сдерживает страх быть разоблаченным и наказанным. Но если никто не узнает о вашем аморальном поступке, будет ли это нормально - совершить его? Сегодня жизнь уже намного лучше, чем 50 лет назад, если смотреть на большие успехи, которых мы добились в таких областях, как технология и здравоохранение. Если этот стремительный прогресс продолжится и в будущем, будут ли наши потомки жить намного лучше, чем мы сегодня? Как бы эта жизнь выглядела? Вы знаете насколько быстро могут измениться убеждения по поводу некоторых вещей. (Когда-то люди были убеждены, что Земля плоская.) Вы, возможно, однажды твердо верили во что-то, но в конце концов обнаружили истинную природу вещей, и поняли, что заблуждались. Как вы можете быть так уверены, что ваши нынешние убеждения абсолютно верны? Мы все лжем себе, изо дня в день. Иногда, вы, возможно, ждете чего-то нереального от своей жизни, тем самым обманываясь. Вы понимаете, когда вы лжете сами себе? И еще более интересно, как много лжи вы неоднократно говорите себе? Вы могли бы перестать себе лгать? В большинстве фильмов злодеи изображаются по-настоящему злыми. Есть только несколько фильмов, которые исследуют глубинные мотивы поведения антагониста. То же самое справедливо и для реальности. Хотя есть страшные психопаты, которые делают злые вещи, без уважительной причины, возможно также, что есть люди, которые делают зло, потому что они считают, что это правильно. Это наводящий на размышления вопрос: есть ли такие злые люди, которые действительно считают, что они герои? Если вы читаете эту статью, шансы высоки, что вы живете в свободном и открытом обществе. Но иногда, люди живут в пределах психической тюрьмы. Они могут воспринимать себя свободными, но их их. В то же время, могут быть границы, которые общество налагает на нас, не заточая нас в физической тюрьме. Можете ли вы честно сказать себе, что вы ведете свободную жизнь? Как можно увеличить свой уровень личной свободы? У каждого человека есть цель в жизни? Действительно ли ваше существование является значащим? Обнаружение цели вашей жизни является определенно не легкой задачей. Вы находите цель вашей жизни или создаете ее сами? Насколько вы уверены, что действительно ответственны за создание вшей цели в жизни? Каждый день, в мире происходит что-то, что никто, даже животные, на наблюдают это событие. Но эти вещи действительно случаются, если никто это не заметил? Произведет ли грохот падающее в лесу дерево, если ни одно живое существо его не услышит? Мир будет существовать, если по каким-то причинам не останется ни одного наблюдателя? Каждый день клетки тела отмирают и заменяются другими. Это нормальный процесс, который происходит в течение всей нашей жизни. Любопытно, что белые кровяные клетки имеют невероятно долгий срок службы - более года. Это означает, что все клетки в организме заменяются после чуть более года. Другие клетки живут гораздо меньше, некоторые даже заменяются в течение часа. Вы все тот же человек, каким были несколько лет назад, хотя каждая клетка вашего тела была заменена? Вечная жизнь - это довольно интересная концепция. Но что бы вы сделали, если бы вы могли жить вечно? Вы думаете, что преимущество не умирать перевешивает потенциальные недостатки? Это легко видеть всех людей, которых вы любите, умирающими снова и снова? Если есть одна постоянная вещь в человеческой истории, так это война. Будет ли время, когда наступит мир во всем мире? Сможет ли человечество всей планеты найти общий язык во взглядах? Перестанем ли мы охотиться за чужой территорией и ресурсами, учитывая, что людей с каждым годом становится все больше? Что заставляет людей творить зло? Это то, что идет изнутри? Или это может быть потенциальным влиянием внешних обстоятельств? Считаете ли вы себя злым? Желаете ли вы кому-то зла в мыслях? Или вы творите зло, сами того не подразумевая? Вы бы сильно изменили вашу жизнь, если вы получили доступ к неограниченным ресурсам? Вы бы стали совсем другим человеком? Как изменилась бы ваша жизнь, если бы у вас появилось неисчерпаемый источник доходов? Чем бы вы занялись, когда бы пресытились роскошью? Если бы у вас была такая возможность, хотели бы вы вернуть давно умершего человека, по которому сильно тоскуете? Что если он находится действительно в лучшем мире, насколько это эгоистично - возвращать его в этот мир? Мы привыкли думать, что любовь - это нечто особенное, свойственное только людям, однако ученные объясняют влюбленность результатом химических процессов в организме. У животных во время брачного периода вырабатываются те же гормоны, что и у влюбленных людей. Теперь задумайтесь - вы любите, потому что хотите любить, или потому что так задумано природой? Если гормоны любви перестанут вырабатываться организмом, значит ли это, что вы не сможете полюбить?1. Что лежит за наблюдаемой Вселенной?
Вселенная/мультивселенная просто невероятно большая или она бесконечна?2. Что было до большого взрыва?
3. Существует ли более чем три измерения?
4. Ваше восприятие реальности сродни чужому опыту реальности?
5. Как возникла и эволюционировала жизнь на Земле?
6. Есть ли жизнь после смерти?
7. Какова природа реальности?
8. Почему Солнце и Луна кажутся одинакового размера?
9. Есть ли жизнь в других галактиках?
10. Вы формируете свою собственную судьбу?
11. Люди становятся лучше через поколения?
12. Человеческая мораль изучена?
13. Жизнь сейчас лучше, чем в прошлом?
14. Как будет выглядеть Апокалипсис?
15. Человек никогда не сможет заселить другие планеты?
16. Можно ли заключать предполагаемого преступника в тюрьму до совершения преступления?
17. Есть нечто большее, чем мы сами?
18. Что хуже: потерпеть неудачу или даже не пытаться?
19. Небольшие изменения могут значительно улучшить жизнь людей?
20. Что бы вы изменили в этом мире?
21. По какой причине или ради кого, вы бы пожертвовали своей жизнью?
22. Какой самый важный вопрос в мире?
23. Какие события в вашей жизни повлияли на вас больше всего?
24. Что есть счастье?
25. Узнаем ли мы однажды правду обо всем?
26. Можно ли сделать что-то неправильное, если никто не узнает?
И может ли этот акт считаться неправильным, если никто никогда не узнает о нем и не осудит вас? Вы бы смогли совершить такой поступок?27. Будущее будет гораздо лучше, чем сейчас?
28. Откуда вы знаете, что ваши убеждения истинны?
29. Какую ложь вы неоднократно говорите себе?
30. Негодяи считают себя героями?
31. Вы действительно свободны?
32. У всех есть цель в жизни?
33. Если никто не наблюдает событие, оно происходит?
34. Вы тот же человек, каким были 7 или 10 лет назад?
35. Если бы вы могли жить вечно, что бы вы сделали?
36. Будет ли такое время, когда не будет войны?
37. Что делает людей злыми?
38. Если бы ваши ресурсы были не ограничены, хотели бы вы жить другой жизнью?
39. Если бы воскрешение было реальным, вы бы им воспользовались?
40. Любовь – это действительно ваш выбор?
Главный вопрос философии : Что первично - сознание или бытие? Сущность идеализма и материализма, их разновидности и представители.
Каждая философская система имеет стержневой вопрос, раскрытие которого и составляет её основное содержание и сущность. Так для раннегреческих философов (натурфилософов или физиков) - это вопрос о первоначалах (субстанциях) всего существующего; для Сократа он (вопрос) связан с принципом ʼʼпознай самого себяʼʼ; для философов Нового времени - как возможно познание; для современного позитивизма - в чём суть логики научного открытия. Но существуют общие вопросы, волнующие всех философов и раскрывающие характер философского мышления. И это, прежде всего, вопрос: Что первично: дух или материя, сознание или бытие? JI. Фейербах назвал его главным вопросом философии.
Учитывая зависимость отрешения этого вопроса выделяют такие философские направления, как материализм и идеализм. Деление на материализм и идеализм существовало с сахмого начала философии. Немецкий философ Г.В. Лейбниц (1646 - 1716) называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона - самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем (1772- 1829): ʼʼМатериализм, - писал он, - всё объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей. Идеализм всё выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материюʼʼ.
©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©
Следует отметить, что оба эти направление неоднородны. Так, исходя из исторического развития материализма, можно выделить следующие его разновидности:
‣‣‣ Материализм Древнего Востока и Древней Греции - это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания, и состоящие из материальных образований и элементов. Представители: Фалес. Демокрит. Левкипп. Гераклит и др.
‣‣‣ Метафизический (механистический) материализм Нового времени. В корне его лежит изучение природы. При этом всё многообразие её свойств и отношений сводится к механической форме движения материи. Представители: Г. Галилей. Ф. Бэкон. Дж. Локк. Ж. Ламетри. К. Гельвеций.
‣‣‣ Диалектический материализм, в нём представлены в органическом единстве материализм и диалектика. Представители: К. Маркс и Ф. Энгельс.
‣‣‣ Последовательный материализм - в его рамках принципы материализма распространяются и на природу, и на общество. Представители: К. Маркс и Ф. Энгельс.
‣‣‣ Непоследовательный материализм. Здесь отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах). Специфическая форма непоследовательного материализма - деизм (от лат. deus - Бог), представители которого хотя и признавали Бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса - движения (Ф. Бэкон, Дж. Толанд. Б. Франклин, М. Ломоносов).
‣‣‣ Научный и вульгарный материализм сводит идеальное к материальному, сознание отождествляется с материей. Представители: К. Фокт. Р. Молешотт. Л. Бюхнер.
Подобно материализму, идеализм тоже имеет разновидности. Различают две его главные формы:
‣‣‣ Объективный идеализм провозглашает независимость идеи, Бога, духа - вообще идеального начала, не только от материи, но и от человеческого сознания. Представители: Платон, Фома Аквинский. Г. В. Ф. Гегель.
‣‣‣ Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайняя форма субъективного идеализма - солипсизм (от лат. solus - один, ipse - сам), согласно которому можно говорить с достоверностью лишь о существовании моего собственного ʼʼяʼʼ и моих ощущений.
В рамках названных форм идеализма существуют различные разновидности. В частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего существующего и его познания составляет разум (рацио). Одним из важнейших его направлений является панлогизм (от греч. pan - всё, logos - разум). Здесь всё действительное - есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель).
Иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) отрицает возможность разумного и логического познания действительности. Основными видами постижения всего существующего признаёт инстинкт, веру, откровение и т.д., а само бытие
рассматривает как иррациональное (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер). ©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©
Вопрос о первоначалах. Монизм. Дуализм. Плюрализм
Вопрос о первоначалах был в центре внимания таких философских доктрин, как монизм, дуализм, плюрализм.
Монизм (от греч. monos - один) - философская концепция, согласно которой имеется только одно начало. Таким началом является материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм соответственно должна быть двух видов - материалистический и идеалистический. Первый выводит идеальное из материального. Его заключения основаны на данных естествознания. Согласно второму, материальное обусловлено идеальным. Он решает проблему доказательства творения мира духом (сознанием, идеей, Богом). Представители монизма: Платон, Гегель (идеалистический монизм), JI Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс (материалистический монизм).
Дуализм (от лат. dualis - двойственный) - философское учение, утверждающее равноправие двух начал: материи и сознания. Так, к примеру Р. Декарт полагал, что в
базе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяжённая (материя). Представители: Р. Декарт, Т. А. Рибо, Т. Липпс, В. Вундт.
Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - предполагает несколько или множество исходных оснований. Примером здесь бывают теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве первоосновы всего сущего такие разнообразные начала, как вода, воздух, огонь и т.д. Плюрализм утверждает крайне важно сть учёта множественности факторов, определяющих развитие мира, а значит, и множества точек зрения на сей счёт. Представители: У. Джемс, Дж. Дьюи, Ч.С. Пирс и др.
Вопрос о познаваемости мира. Скептицизм. Агностицизм
К вопросу о первоначалах сущего примыкает вопрос о познаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия?
Способно ли человеческое познание, в т.ч. и научное, приводить к истине? Автоматически ответить на эти вопросы положительно философия не может, поскольку за тысячелетия её существования было сформулировано немало аргументов, выражавших на данный счёт, большие сомнения.
В античные времена сомнения в достоверности знаний называли скептицизмом. Более всего на этой почве отличились софисты, стоик Пиррон, его ученик Тимон. Учение Пиррона принято называть пирронизмом. Это название по смыслу отождествляется со скептицизмом, основателем которого считается древнегреческий врач и философ Секст Эмпирик (род. ок. 200 ᴦ. - ум. 250 ᴦ.). Его произведения ʼʼПирроновы положенияʼʼ и ʼʼПротив математиковʼʼ являются основными источниками античного скептицизма.
Скептицизм - отрицает возможность однозначного ответа на вопрос ʼʼпознаваем ли мир?ʼʼ, потому что есть познанные и непознанные объекты, существуют ʼʼмировые загадкиʼʼ, таинственные явления. Значит, мир познаваем и непознаваем, - делает вывод скептик, хотя сомневается и в том, и в другом. Представители: Секст Эмпирик, Д. Юм.
По мере накопления аргументов, примерно к Новому времени, античный скептицизм превращается в агностицизм , ᴛ.ᴇ. философскую позицию, отрицающую принципиальную возможность познания человеком окружающего мира.
Агностицизм утверждает: мир не познаваем, непознаваем в его причинах; непознаваем в его сущности.
Агностики приводят следующие аргументы:
Вся информация о внешнем мире добывается с помощью ощущений. Разум, как известно, напрямую с внешним миром не связан. Но ощущения - субъективны, ᴛ.ᴇ. зависимы от природы и состояния субъекта познания. Следовательно, имеющийся у человека образ внешнего мира во многом определяется им самим.
То, что познаётся (материальный предмет), и то, чем познают (мышление), принципиально разной природы. Первое - материально, второе - идеально. Между ними нет ничего общего, ᴛ.ᴇ. никакие общие свойства им не присущи. А если это так, то нет основания для сравнения материального предмета и его идеального образа. И, следовательно, невозможно установить, соответствует ли образ предмету. Это значит, что претензии нашего знания на истинность беспочвенны.
Истины, как известно, изменчивы. То, что вчера все дружно принимали за истину, сегодня может оказаться заблуждением. Вся история познания - тому красноречивый пример.
Размещено на реф.рф
Получается, что так называемый процесс познания - это не смена одной истины другой, а, напротив, непрерывное движение от одного заблуждения к другому. Истина же неуловима. Представители агностицизма: И. Кант, Д. Юм, Э. Мах.
Представители гностицизма (Иустин Философ, Ипполит Римский, Климент Александрийский, Аврелий Августин, Иоанн Дамаскин, Тертуллиан и др.) утверждали, что мир познаваем.
Следующий вопрос, который интересует философов: как, каким образом, с помощью каких методов можно познавать мир?
Метод - слово греческого происхождения, в широком смысле слова - ʼʼпуть к чему- либоʼʼ, способ деятельности субъекта в любой её форме. Метод есть совокупность правил, приёмов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта.
Понятие ʼʼметодологияʼʼ имеет два базовых значения: а) система определённых способов и приёмов, применяемых в какой-либо области (науке, политике, искусстве и
т.д.); б) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. ©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©
В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. Все методы научного познания бывают разделены на следующие основные группы:
Общенаучные подходы и методы. Широкое развитие и применение в науке они получили в XX веке. К числу общенаучных подходов относят: системный, структурно-функциональный, вероятностный, моделирования, формализации:.
‣‣‣ Системный метод. В его базе лежит рассмотрение объектов исследования как систем. Система (греч. - целое) - общенаучное понятие, выражающее совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определённую целостность, единство.
‣‣‣ Структурно-функциональный метод. Данный метод вытекает из предыдущего. Любая система представляет собой множество разнообразных элементов, обладающих структурой (организацией). Всякая система функционирует благодаря структурности, организованности.
‣‣‣ Вероятностный метод. Этот метод основан на учёте действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой.
‣‣‣ Моделирование - это практическое или теоретическое оперирование объектом, при котором изучаемый предмет замещается каким-либо естественным или искусственным аналогом, через исследование которого мы проникаем в предмет познания. Модель - это эвристический заменитель натуры.
‣‣‣ Экстраполяция - познание объекта путём переноса знаний о нём с одного (изученного) объекта на другой, чем-то похожий на первый.
‣‣‣ Формализация - обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания.
Частно-научные методы - совокупность способов, принципов, исследовательских приёмов и процедур, применяемых в какой-либо специальной науке (методы механики, физики, химии, биологии, социальных и гуманитарных наук).
Дисциплинарные методы - система приёмов, используемых в какой-либо научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук.
Методы междисциплинарного исследования - совокупность ряда синтетических (от слова ʼʼсинтезʼʼ, а не - ʼʼсинтетикаʼʼ), интегративных способов. Οʜᴎ возникли как результат сочетания различных уровней методологии на стыке научных дисциплин, к примеру, - синергетика (от греч. synereia - соединение, сотрудничество, содружество).
Универсальные (всеобщие) методы. Οʜᴎ подходят для всех сфер познавательной деятельности:
‣‣‣ Сравнение и сравнительно-исторический метод. Ещё древние мыслители утверждали: ʼʼсравнение - основа познанияʼʼ. Народ метко выразил это в пословицах: ʼʼне узнав горя, не узнаешь и радостиʼʼ; ʼʼсытый голодному не товарищʼʼ и т.д. Всё познаётся в сравнении. Сравнение есть установление различия и сходства предметов. Сравнение - это не объяснение, но оно помогает уяснению. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить генетическое родство тех или иных животных, языков, народов, религиозных верований, художественных методов, закономерностей развития общественных формаций и т.д.
‣‣‣ Аначиз и синтез. Процесс познания совершается так, что мы сначала наблюдаем общую картину изучаемого предмета͵ а частности остаются в тени. Для изучения частностей мы должны расчленить изучаемый предмет. Анализ - это мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. В каждой области знания есть как бы свой предел членения объекта.
Когда путём анализа частности достаточно изучены, наступает следующая стадия познания - синтез - мысленное объединение в единое целое расчленённых анализом элементов.
Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то существенно общее, что связывает части в единое целое.
‣‣‣ Абстрагирование и идеализация. Первоначально абстрагирование выражалось в выделении руками, взором, орудиями труда одних предметов и в отвлечении их от других*.
‣‣‣ Абстрагирование - это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.
Идеализация (специфический вид абстрагирования) - мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически.
‣‣‣ Обобщение и ограничение . Задачей всякого познания является обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему (к примеру, от понятия ʼʼтреугольникʼʼ к понятию ʼʼмногоугольникʼʼ; от понятия ʼʼельʼʼ к понятию ʼʼхвойное деревоʼʼ; от понятия ʼʼстыдʼʼ к понятию ʼʼнравственное чувствоʼʼ и т.д.). Ограничение - переход от более общего к менее общему.
‣‣‣ Аналогия - это правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках.
Философские методы также причисляют к универсальным.
Философская методология - система наиболее общих (универсальных) приемов теоретического и практического освоения действительности, а также построение и обоснование системы самого философского знания.
Многие философы именно в открытии и обосновании универсального метода познания видели основное назначение философии.
Софисты придумали свой особый метод познания и аргументирования, названного ими ʼʼсофистикойʼʼ. Вслед за софистами Сократ разрабатывает свою ʼʼдиалектикуʼʼ - диалоговый метод познания и общения. Оба этих метода можно считать методом эристики. Основан он был на специальных приёмах и техниках ведения спора, диспута͵ диалога, благодаря чему открывалась истина, как конечная цель познания.
Ф. Бэкон сравнил метод со светильником, освещающим дорогу бредущему во тьме путнику, и создал свой знаменитый метод индукции.
Как метод исследования индукция (лат. - наведение) - логический приём исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему.
Обычно различают два базовых вида индукции: полную и неполную.
Полная индукция - делается заключение о том, что всем представителям изучаемого множества принадлежит свойство Р на основании полученной при опытном исследовании информации о том, что каждому представителю изучаемого множества принадлежит свойство Р. Понятно, что сфера применения такой индукции ограничена объектами, число которых конечно и практически обозримо.
Неполная индукция - делается вывод о том, что всем представителям изучаемого множества принадлежит свойство Р на том основании, что Р принадлежит некоторым представителям этого множества (к примеру, ʼʼнекоторые металлы имеют свойства электропроводностиʼʼ, значит, ʼʼвсе металлыʼʼ электропроводны). На практике чаще применяют неполную дедукцию.
Р. Декарт иллюстрировал значимость метода аналогией с преимуществами плановой застройки городов перед хаотичной. Им был разработан метод дедукции.
Дедукция (лат. - выведение) - процесс рассуждения, идущий от общего к частному или менее общему.
Помимо указанных, к философским методам познания относятся: метод историзма, объективности, диалектики, метафизики, эклектики (ʼʼсмешения различного в одномʼʼ); а также методы современной философии: аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический (от слова ʼʼпониманиеʼʼ).
Диалектика и метафизика как философские направления и.методы познания
Самыми фундаментальными методами философского познания считаются диалектика и метафизика.
Диалектика (от греч. dialektike - искусство диалога, спора) - учение о наиболее общих закономерных связях, о развитие общества, о познание, и основанный на этом учении философский метод объяснения и описания всеобщих законов движения природы, общества и человеческого сознания.
В древнегреческой философии под диалектикой понимали умение вести спор, беседу. В средние века в схоластике диалектикой стали называть формальную логику, которая противопоставлялась риторике (искусству красноречия). В XIX в. Г. В. Ф. Гегель в работах ʼʼфеноменология духаʼʼ (1807), и ʼʼНаука логикиʼʼ (1812-1815) впервые дал наиболее полную, развёрнутую систему диалектики как учения о связях, противоречиях, развитии на примере движения ʼʼабсолютной идеиʼʼ. По Гегелю, в базе всех явлений природы и общества лежит ʼʼабсолютная идеяʼʼ.
Гегель вывел и сформулировал основные категории и законы диалектики:
1. Закон перехода количественных изменений в качественные.
2. Закон взаимопроникновения противоположностей.
3. Закон отрицание отрицания.
В современной материалистической философии диалектика трактуется как учение об универсальных, всеобщих связях и развитии, выступающее и как диалектический метод познания.
Важную роль в диалектике играет понятие принципа.
Принцип (слово латинского происхождения) - фундаментальное теоретическое положение, отражающее наиболее существенные характеристики реальной действительности и являющееся одновременно способом (методом) её познания.
Обобщённо совокупность разработанных в истории философии Гераклитом, Сократом, Платоном, Гегелем, Марксом принципов диалектики можно представить так: всеобщая взаимосвязь всех явлений; всеобщность движения и развития; источник развития - становление и разрешения противоречий; взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития; развитие через отрицание; отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития; противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, крайне важно сти и случайности, возможности и действительности.
Метафизика происходит от греч. meta ta physika - после (над) физикой. Сущность метафизики как философского метода - односторонность. Это абсолютизация какой-то одной стороны процесса познания, любого элемента целого.
Термин ʼʼметафизикаʼʼ был введён в I в. до н.э. Андроником Родосским. Систематизируя произведения Аристотеля, он расположил ʼʼпосле физикиʼʼ (знаний о природе) те из них, в которых речь шла о первых родах сущего, о бытии самом по себе, ᴛ.ᴇ. те, которые были ʼʼпервой философиейʼʼ - наукой о первопричинах.
На современном этапе философского знания можно выделить три базовых значения ʼʼметафизикиʼʼ:
1) Философия как наука о всеобщем, первым прообразом которой было учение Аристотеля о высших, недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего сущего, обязательных для всех наук. 2) Особая философская наука - онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от проблем гносеологии и логики. Распространилась в XVII в. Представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц. 3) Определённый философский способ мышления (познания), противостоящий диалектическому методу.
Метафизика в отличие от диалектики рассматривает предметы, явления, процессы как автономные, независимые, не связанные друг с другом. Это, во-первых. Во-вторых, Все изменения и развитие сводятся только к количественным изменениям (превращениям), качественные же отрицаются. Движение и развитие воспринимаются как уменьшения или увеличение, что затрудняет научное объяснение многообразия вещей, явлений, процессов. В-третьих, не признаётся наличие внутренней противоречивости явлений. Исключается источник самодвижения, заменяемый внешним первотолчком, следовательно, причина развития помещается вне объекта. Противоречия же признаются свойственными только нашему мышлению. Представители метафизики: Т. Гоббс. Л. Фейербах. П. А. Гольбах.
Эклектика - мировоззрение, полагающее, что в универсуме и человеке есть и постоянное, и изменчивое; и относительное, и абсолютное, так что чего-то определённого о состоянии объекта͵ явления,
процесса сказать нельзя. Представители: У. Джемс, Бухарин. ©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©
C того момента, как человек начал думать, он стремится понять окружающий мир и свое собственное существование. Он пытался объяснить это с помощью мифов, суеверий и религий с одной стороны и с помощью науки и философии с другой.Религия предлагает ответы на многие из этих вопросов, но она базируется на божественном вмешательстве, которое церковь считает «авторитетным», и выражается догматической, иррациональной верой. Наука и философия отказываются от догматов и пытаются ответить на эти вопросы с помощью разума, логики и опыта.Философия является довольно обширным и сложным понятием, но ее суть может быть сведена к поиску ответов на 10 вопросов, представленных ниже.
1. Какова природа Вселенной?
Откуда она взялась? Когда она начала существовать? Зачем она появилась? Что влияет на ее изменение? Она развивается или разрушается? Функционирует ли она сама по себе или нуждается в каком-то намеренном контроле, чтобы не превратиться в хаос?
2. Есть ли какое-то Высшее Существо?
Если да, то какова Его природа? Он создал Вселенную? Контролирует ли Он ее, и если да, то на каком уровне? Какова Его связь с человеком? Может ли Он вмешиваться в дела человека? Хороший ли Он? Если Он так хорош и всемогущ, то почему существует зло?
3. Каково место человека во Вселенной?
Является ли человек высшей формой развития во Вселенной или же он всего лишь незначительная песчинка в бесконечном пространстве? Является ли человеческий дух порождением каких-то высших духовных сил или он эволюционировал из материи? Как настроена Вселенная по отношению к человеку: дружелюбно, равнодушно или вовсе враждебно?
4. Что такое реальность?
Что такое сознание, и что такое мысль? Мысли реальны? Что главнее: сознание или материя? Создало ли сознание материю или материя эволюционировала в сознание? Откуда появляются идеи? Оказывают ли мысли какое-то влияние на нашу жизнь или это просто фантазии? Что такое Истина? Существует ли универсальная Истина, верная всегда для всех людей, или она индивидуальна для каждого?
5. Что определяет судьбу каждого человека?
Является ли человек творцом и движущей силой своей жизни или он живет под действием силы, над которой не имеет контроля? Есть ли свобода воли или наша жизнь определяется внешними факторами, и если так, то каковы эти факторы? Существует ли некая высшая сила, которая может вмешиваться в нашу жизнь? Или все предопределено от начала времен? Или наша жизнь — это случайный набор событий, явлений и случаев? Есть ли какой-то другой механизм контроля жизни, о котором мы не знаем?
6. Что такое добро и зло?
Что такое мораль? Что такое этика? Кто принял границы хорошего и плохого, правильного и неправильного? По какому принципу? Есть ли абсолютный стандарт определения хорошего или плохого независимо от личного мнения? Что делать, если решения других людей (общества, власти), определяющие рамки хорошего и плохого, противоречат личным убеждениям? Должны ли мы подчиняться другим или следовать своей собственной совести? Если в качестве ответа на пятый вопрос предположить, что мы не имеем свободы воли, то какая разница, как мы будем поступать в жизни, хорошо или плохо? Если у нас нет выбора, то изменится ли что-то от того, какими мы будем, добрыми или злыми?
7. Почему наша жизнь такая, какая она есть?
Какой должна быть идеальная жизнь? Как бы выглядело утопическое общество или рай на земле? Возможно ли вообще создать утопию? Если да, то как? Обеспечит ли утопия личную свободу? Что нужно будет делать с теми, кто будет против утопической системы? Если начать контролировать или наказывать их, будет ли это оставаться утопией?
8. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?
Когда личность служит государству или когда государство служит личности? Какова идеальная форма правления? Когда человек вправе не подчиняться диктатуре государства? Какова предельно допустимая степень влияния государства? В каком случае человек, протестующий против установленных порядков, окажется прав?
9. Что такое образование?
Что важно знать молодым людям, а что нет? Кто должен контролировать образование: родители, сам учащийся, общество или государство? Должен ли человек быть образованным, чтобы быть свободным и жить по своим интересам? Или он должен подчинить свои желания служению другим людям или государству?
10. Что происходит после смерти?
Является ли смерть концом всего, или в человеке есть душа, которая продолжает существовать после смерти? Если есть душа, то бессмертна ли она, или в конечном итоге тоже когда-нибудь перестанет существовать? Если душа продолжает существовать после смерти, то как выглядит это существование? Если возможно существование после смерти, то будут ли вознаграждены те, кто вел себя «хорошо», и будут ли наказаны те, кто вел себя «плохо». Если так, то как можно совместить это с предопределенностью судьбы?