Дать основное понятие философии экзистенциализма и психоанализа. Философия психоанализа. Философские аспекты учений психоанализа
Экзистенция - способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором.
Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование) - «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциальная» философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего... Экзистенциальная философия - это философия радикальной конечности»
Экзистенциализм - это философия человека. Основная тема всех работ - это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека (не главную его часть).
Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек?В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций - озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.
Основа каждой личности - это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима.
Отсюда два вывода : человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца; человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам.
Существует две разновидности экзистенциализма : религиозный и атеиысгпический. Религиозный - единение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не подлинное существование.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Мировоззрение, его исторические типы, функции философии
Основной вопрос философии.. философия это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека.. в мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения направление сознания вовне формирование..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Мировоззрение, его исторические типы, функции философии
Мировоззрение – это система представления о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими пред
Функции философии
Можно выделить различные функции философии. Назовем основные:
- Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные
Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию
Эта большая многоплановая проблема «мир–человек», по сути, выступает как универсальная и может выступать как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проб
Материализм ищет реалистичное объяснение мира из самого себя без посторонних добавлений
Разновидности:
1.Вульгарный материализм – его представления крайне упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его в матери
Социальные причины
- Связь с историческими причинами. Низкий уровень производительных сил общества – незащищенность человекаперед силами природы – поклонение сверхъестественным силам природы. Сейчас: рисковые професс
Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика
Среди многообразия научных методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуют ее специфическую область исследования. Эти методы – частнонаучные.
Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира
В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития.
Диалектика – не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познани
Агностицизм. Агностицизм Д.Юма и И.Канта, его общие черты и различия
Агностицизм à мир не познаваем.
В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возм
Философия Аристотеля, ее место в античной философии
Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей.
Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находят
Философия Ср. веков. Схоластика. Номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского
Господствующим мировоззрением средних веков было христианство.
В Римском государстве проблемы отдельного человека безразличны государству.
Переход физического сопротивле
Характерные черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм, пантеизм
Характеристика времени:
1) Возникновение, зарождение капиталистических отношений.
2) Расширение кругозора человека, возникновение естествознания.
Новоевропейская философия. Борьба против схоластики. Сенсуализм. Философия Ф.Бэкона
Западная философия Нового времени открывает следующий период философской мысли.
Социальные предпосылки:
1) Прогресс в экономике, технике, рост производител
Рационализм Декарта
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму.
Выступив против
Философия Б.Спинозы. Особенности его учения о субстанции
Впервые учение о субстанции было выдвинуто Рене Декартом.
Субстанция– это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя
Философия Г.В.Лейбница. Монадология, учение о познании
Лейбниц.
Продолжатель идей Платона (объективный идеализм).
Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера.
Философския Просвещения
Просвещение входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII-XVIII вв.
Просвещение
Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма
Агностицизм? мир не познаваем.
В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с п
Г.В.Гегель. Учение об абсолютной идее, система и метод
Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было сформулировано понятие диалектики.
Диалектика, по Гегелю, – основополагающий
Антропологический материализм Л. Фейербаха
Свою философию называет философией будущего.
Рассматривает разум человека, который является продуктом природы.
Человек единственный универсальный и выс
Философские аспекты учений психоанализа
Основателем психоанализа является австрийский ученый - психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психич
Философия науки ХХ века (позитивизм, эмпириократизм, постпозитивизм, неопозитивизм). Философия постмодернизма
Позитивизм - философия позитивного знания, отвергающая теоретически спекуляции и умозрения как средства полученные знания. Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в це
Философия позитивизма и марксизма
ПРЕДПОСЫЛКИ:
Овеществление труда.
Социально-экономические изменения.
С 1838 г. началось постепенное улучшение жизни рабоч
Позитивизм и его разновидности
Позитивизм- философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и
Структура диалектики. Принципы диалектики, их методологическое значение. Понятие закона. Законы диалектики, их методологическое значение
Диалектика – мир изменяется, находится в движении.
С 19 в (Маркс, Гегель) – мир находится в развитии.
Метафизика– мир стати
В этом плане диалектика – наиболее общее и абстрактное учение о развитии безотносительно к конкретным ступеням эволюции объективного мира, то есть абстрактно-всеобщее учение о развитии.
Ди
Некоторые категории диалектики
Принципы диалектики:
1. Принцип всеобщей взаимной связи.
2. Принцип развития через противоречия.
Основные законы диалектики:
Бытие и небытие как исходные философские категории. Становление философского понятия бытия. Проблема материального единства мира
Греческая философия.
Содержание: философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которых
Сознание. Происхождение сознания. Сущность и основные особенности
Один из основных вопросов философии:
Существует 2 стороны:
***Первая сторона:
Выступает вопрос (об отношении сознания к матер
Проблема - научный вопрос
Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием.
Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического п
Теория имеет
2 основных значения:
а) высшая форма научного познания;
б) система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности.
Учение об истине. Истина и заблуждение, правда и ложь. Диалектика абсолютной и относительной истины
Непосредственная цель познания – постижение истины, т.е. действительного знания о мире и человеке.
Материализм 17-18 вв. Не смог дать на
Логическое познание, его формы
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.
Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность.
3 формы логи
Представление о сущности и предназначения человека в различных философских учениях (религиозно-мистических, идеалистических, материалистических)
Человеческая сущность. В наиболее общем виде сущность человека можно определить через его способ существования.
Человек – это сущ
Ценности, их роль в жизни человека и общества
Ценность - это то, что получает устойчивую положительную оценку, что обладает большим значением для нас (Истина, добро, красота, справедливость, любовь).
О
Общество и общественные отношения как предмет философского осмысления. Формационный и цивилизационный подходы к истории общества
К. Маркс выделял три основные исторические типа социальности:
-отношения личной зависимости (1),
-отношения вещной зависимости при личной независимости (2),
-отнош
Общество как подсистема объективной реальности
Человеческое общество – это продукт взаимодействия людей; это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной
Природа и человек
Возникновение общества. История чело общества в определенном смысле являет картину его изменяющегося взаимодействующего с природой. Однако общество не существует изначально. Истори
Информационное общество. Глобальные проблемы современности
Человечество как мировое сообщество.
Глобальное единство и глобальная опасность:на современной фазе всемирно-исторического процесса интенсивно происходит интернационализац
Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса
Объективный критерий и типы социального прогресса. Объективный критерий прогресса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими материальными возможностями обладает челове
Культура как способ существования человека. Многообразие видов культуры
Культура - способ существования человека. Человек, как вид есть культура. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому он и человек, что является культурным. Это
Коммуникативная функция и культура общения
Культуры разных народов, как и люди - представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Ко
Регулятивная и оценочная функции культуры
Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве, но продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с героями книг, с Богом или с самим собой, каким он вид
Экзистенциализм.
Рубеж ХIХ-ХХ вв. – важнейшая веха на пути философской мысли, открывающая собой современный этап ее сложной и противоречивой истории. Философию ХХ в. называют «постклассической», так как она отличается от классического этапа своего развития.
ХХ век – это век величайших потрясений в жизни человечества (мировые войны, революции, глобальные проблемы), когда перед всеми людьми планеты реально встал вопрос о существовании земной цивилизации. Научно-техническая революция сделала отношения человека к своему природному миру, а также к миру науки, культуры, значительно более сложными, чем в прошлые времена. Можно сказать, что диалог человека и науки в наше время, по сути, только начинается, и в этом диалоге родились и рождаются все новые направления философского знания. Рассмотрим некоторые из них.
Многочисленные современные формы позитивизма (от лат.- положительный), своими гносеологическими корнями уходят в Х1Х столетие, когда были сформулированы и разработаны основные принципы этого направления в философии и науке.
Позитивизм исходит из того, что все подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных социальных наук и их объединения. Возникнув в период бурного развития естественных наук, позитивизм признает достоверным только физически-опытное знание. Оформившись в особое направление в 30-е гг. Х1Хв. в трудах французского мыслителя О. Конта (он и ввел этот термин), позитивизм прошел три основных стадии развития.
Представителями первой, классической формы позитивизма, кроме его основоположника О. Конта, были Дж. Милль, Г.Спенсер, а в России – Лавров П., Михайловский Н.
В конце Х1Х-нач. ХХ вв. начинается новый,второй этап в развитии позитивизма – эмпириокритицизм, то есть критика опыта. В его развитии огромная заслуга принадлежит крупному австрийскому философствующему физику Э.Маху и швейцарского философа Р. Авенариуса. Они исходили из того, что философия со своими категориями не должна вмешиваться в опыт, в науку. Мир в целом и вещи в нем – комплексы ощущений. Задача науки – их описание с математической обработкой. Такое описание и является идеалом научного исследования, из которого все лишнее, (а таковой, якобы, является философия) , следует удалить. Эти идеи Э.Маха большей частью были обусловлены кризисом механики И.Ньютона и классической физики после обоснования А.Эйнштейном своей теории относительности.
Третий этап в развитии позитивизма и одним из основных направлений западной философии является неопозитивизм (логический позитивизм) . Идейным и организационным ее ядром явился Венский философский кружок, возникший при кафедре индуктивных наук Венского университета в 1922г. Этот кружокпредложил программуразвития научной философии. В него входили Р. Карнап, М. Шлик, О. Найрат, Г. Фейгель, Ф.Франк, Л. Витгенштейн и др. Они внесли весомый вклад в решение целого ряда сложных и актуальных методологических проблем. В их числе: роль знаково-символических средств в научном познании, возможность математизации знания, соотношения эмпирического базиса науки и теоретического аппарата. Идеальным средством решения этих задач неопозитивисты считают аппарат математической логики.
Большое значение неопозитивисты придавали принципу верификации, то естьдоказательству, подтверждению. Речь идет о процедуре установления истинности научных положений с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. В современной науке используются методы непосредственной верификации анализа фактов, и опосредованную, логическую. Хотя любая из них является опосредованной, косвенной, поскольку «чистого опыта», зафиксированного в «протокольных предложениях» быть не может, тем не менее, этот метод может быть отнесен к одному из важных признаков научности, считают представители неопозитивизма.
На его смену в 50-х гг. ХХ в. приходит пост-позитивизм – течение современной западной философско-методологической мысли. Он восходит к работам К. Поппера и последующих представителей «философии науки» - Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабанда, Ст. Тулмина и др. Основными его чертами являются:
-резкое изменений отношения к философии и подчеркивание ее роли как одного из факторов научного исследования,
-замена верификации фальсификацией, процедурой по ложности теории или гипотезы эмпирической проверкой посредством наблюдения, измерения, эксперимента.
Таким образом, в науке Х1Хв. преобладали два крупных философских течения. Во-первых – позитивизм, опиравшийся только на естественные науки и решавший все проблемы цивилизации с помощью естественнонаучных методов. Во-вторых, иррационализм, стремившийся постичь человека ненаучными методами, через его эмоции, искусство и т.д. Но ни тот ни другой подходы не давали убедительных ответов на вопросы о природе человека. В начале ХХв. попытку нового философского осмысления человеческой природы было сделано новым направлением в философии – психоанализом.
С воим происхождением психоанализ обязан австрийскому психологу и врачу-психиатру Зигмунду Фрейду (1856-1939гг.) Его учение, громко и, можно сказать, скандально известное за пределами научно-теоретического круга, широко и надолго вошло в общественное сознание. На протяжении целого столетия оно коснулось целого ряда прежде запретных тем, связанных с бессознательным началом в человеке – это сексуальность, тема снов и грез, жажды агрессии.
Будучи врачом-психиатром по специальности, Фрейд создал психоанализ, как метод лечения неврозов путем анализа ошибочных действий и сновидений больного для проникновения в бессознательные слои его психики. Разработанный им метод позволил ему сформулировать учение о бессознательном. В результате Фрейд создал принципиально новое учение о человеческом поведении и о механизмах развития культуры.
Он рассматривает структуру человеческой психики в виде трех слоев: бессознательное (Оно), надсознательное (Сверх-Я) и сознание (Я).
Бессознательное (Оно) – это «кипящий котел инстинктов». В него входят инстинкты и влечения, главное из которых – либидо (любовь), начиная с любви родительской и включая любовь к Родине и т.д. В конечном счете, либидо и определяет все поведение человека. Сознательное (Я)начало старается ограничить биологические влечения и инстинкты, поднимающиеся из глубин Оно. Общество всегда накладывало на человеческое поведение такие ограничения, которые не позволяли ему открыто удовлетворять свои биологические потребности. Особенно отношения между полами строго регулировались обычаями, затем законами, всевозможными правилами этикета. Так же в удовлетворении потребности в пище. Этикет народов одинаково порицает чревоугодие, и т.д. Он пишет: «По отношению к Оно – Я, подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади…»
Сверх-Я – это переживания и чувства, возникающие в результате воздействия внешнего мира на сознание человека: чувство вины, желаний, выработанные обществом идеи и настроения, которые регулируют его поведение. И если Оно имеет биологическое происхождение, то Сверх-Я – социально. Поведение человека – это постоянный конфликт между Оно и Сверх-Я, т.е. влечениями и общественно дозволенным. Сильное, но сдерживаемое Оно, продолжает воздействовать на психику человека, вызывая неврозы. Не находя прямого выхода в поведении человека, эта энергия сублимируется – то есть переходит в другие формы психической деятельности человека – так создаются наука, искусство, и т.д.
В ходе своего существования и развития психоанализ породил множество интерпретаций, далеко вышедших за пределы собственно-фрейдистских идей. Одним из наиболее видных его представителей является Карл Густав Юнг (1875-1961гг.) Главная теоретическая идея ученого, сделавшая его одним из наиболее выдающихся и популярных авторов нашего столетия, является коллективное бессознательное, которое он называет архетипом. Он выделяет природные архетипы – Анима и Анимус, носителей женского и мужского начала в мире, подчеркивает их нуминозность (священность). Важнейшим из них считает Самость – образ бога. Ему принадлежит также идея о психологических типах личности: интровертах и экстравертах. Учение психоанализа получило свое дальнейшее развитие в работах А.Адлера, К. Хорни, Э. Фромма.
Экзистенциализм (фр.- существовать) – наиболее популярное, наряду с психоанализом, философское течение нашего времени. В философии экзистенциализма различают две основные школы:
- немецкую: Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер,
- французскую : Жан Пол Сартр, Альберт Камю, Габриель Оноре Марсель.
Экзистенциализм оформился в самостоятельное философское учение в 20-е гг. ХХв. Он стал ответом на крушение оптимистических взглядов на всемирную историю, которые господствовали в философии, начиная с эпохи Просвещения. Новизна его заключена в том, что оно обращено не к выяснению сущности человека, не к изучению природного мира, а к повседневному существованию человека.
Вплоть до Первой Мировой войны большинство европейцев верили, что цивилизация развивается прогрессивно, что общество и человек становятся все более справедливее и гуманнее. Бессмысленность гибели миллионов людей в войнах привела к крушению всего старого рационалистического представления об обществе. История человечества стала представляться иррациональным процессом, не подчиняющимся никакой логике и творящим зло. Знаменитое гегелевское утверждение – «все разумное – действительно, все действительное – разумно», было признано ошибочным. Мир не содержит никаких гарантий гуманности и справедливости, не дает никаких нравственных ориентиров.
Освальд Шпенглер в работе «Закат Европы» эти процессы объясняет вырождением европейской цивилизации. А экзистенциалист Карл Ясперс в работе «Духовная ситуация эпохи» считает, что ситуация опустошенности, циничное отношение к культуре – это расплата за наивную веру в прогрессивную направленность исторического процесса. Своего расцвета философия экзистенциализма достигла в период Второй мировой войны, когда стал идеологий французского движения Сопротивления. Свобода, смерть, страх, одиночество становятся ведущими темами экзистенциализма. Возможно, поэтому оно не представляло собой цельного и единого учения и его представители часто прибегали к изложению своих идей в литературной форме – романах, пьесах, эссе. Идеями морального долга, ответственности человека за все, что происходит в мире, пронизаны вышедшие в 1942-43гг. книги Экзюпери: «Военный летчик», «Маленький принц» и др.
Одновременно с художественными произведениями проблема моральной ответственности ставилась в философских работах Альберта Камю, Жана Поля Сартра. В работе «Марксизм и экзистенциализм» Ж.П. Сартр, проанализировав недостатки марксизма, делает вывод, что экзистенциализм – это и есть подлинный марксизм новой эпохи.
Тема 9: Русская философия
Зарождение иррациональной философии в XIX веке
1.1 А. Шопенгауэр
Первым представителям философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Какое-то время Шопенгауэр работал вместе с Гегелем на кафедре философии в Берлинском университете. (Шопенгауэр был доцентом, а Гегель - профессором.) Интересно, что Шопенгауэр предпринял попытку читать свою философию как курс, альтернативной философии Гегеля, и даже назначал свои лекции в одно время с Гегелем. Но Шопенгауэр потерпел неудачу остался без слушателей. Впоследствии со второй половины XIX века, слава Шопенгауэра затмила славу Гегеля. Неуспех лекций в Берлине был вдвойне обиден для Шопенгауэра, поскольку он резко отрицательно оценивал гегелевскую философию, называя её порой то бредом параноика, то наглой галиматьёй шарлатана. Особенно нелестным было мнение Шопенгауэра о диалектике, которую он считал хитроумным приёмом, маскирующим абсурд и недостатки гегелевской системы.
Основное произведение Шопенгауэра - "Мир как воля и представление" (1819). Названия этого произведения отражает основные идеи учения Шопенгауэра. Весь мир, с его точки зрения, представляет собой волю к жизни. Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество представляет, таким образом, как совокупность воль отдельных лиц. Специальная организация - государство - каким-то образом соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг друга. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали.
Во взглядах Шопенгауэра можно заметить некоторое сходство с идеями буддизма. И это не случайно, поскольку он знал индийскую культуру, высоко ценил и использовал её идеи в своём учении. Правда Шопенгауэр не присоединялся к восьмеричному пути Будды, но так же, как и буддисты, пессимистически относился к попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого общества, лишённого страдания и эгоизма. Поэтому учения Шопенгауэра называют иногда пессимизмом. Шопенгауэр был одним из первых философов, который указал на важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическим происхождением человека. Подобные идеи были впоследствии использованы Фрейдом при создании его теории. Произведения Шопенгауэра отличали яркий стиль, метафоричность, образность выражения. Одним из его оригинальных трудов был "Трактат о любви", Шопенгауэр считал, что любовь - это слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его только поэтам. В "Трактате" Шопенгауэра много интересных, ярких образов, вытекающих из его системы, например, любовь - это сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного пола. Влечение, таинственная сила, притягивающая влюблённых - это проявления воли ещё не родившегося существа, их будущего ребёнка - то есть природа "вычисляет" на уровне организмов двух людей, что с биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное потомство, и в результате возникает энергия взаимного притяжения этих организмов.
Шопенгауэра принято называть одним из основателей иррационализма, подразумевая под этим термином все те направления, которые принижали роль разумного, сознательного в поведении человека. По воззрениям сторонников некоторых философских школ, иррационализм - отрицательное явление.
Точнее было бы сказать, что Шопенгауэр просто лучше объяснил основы поведения человека, но не самым лестным для людей образом.
1.2 Ф. Ницше
Философия Ницше не организована в систему. "Волю к системе" Ницше считал недобросовестной. Его изыскания охватывают все возможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и т. д. Наследуя Шопенгауэру, Ницше противопоставляет свою философию классической традиции рациональности, подвергая сомнению и вопрошанию все "очевидности" разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, "переоценки всех ценностей". Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу величайшего стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка - не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю "разрешать" возникающие парадоксы мысли.
Ницше уточняет Шопенгауэровскую "Волю к жизни" как "Волю к власти", поскольку жизнь есть не что иное, как стремление расширять свою власть. Однако, Ницше критикует Шопенгауэра за нигилизм, за его отрицательное отношение к жизни. Рассматривая всю культуру человечества как способ каким человек приспосабливается к жизни, Ницше исходит из примата самоутверждения жизни, ее избытка и полноты. В этом смысле, всякая религия и философия должна прославлять жизнь во всех ее проявлениях, а все, что отрицает жизнь, ее самоутверждение достойно смерти. Прежде всего, великим отрицанием жизни Ницше считал христианство (см. "Антихрист"). Ницше первым заявил, что "нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов", тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти. Всякая иная мораль - упадочная, есть симптом болезни, decadence. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели - цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую "прагматическую" постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких "свободных умов", которые поставят себе сознательные цели "улучшения" человечества, умы которых уже не будут "задурманены" никакой моралью, никакими ограничениями. Такого "сверхнравственного", "по ту сторону добра и зла" человека Ницше и называет "сверхчеловеком", "белокурой бестией". В отношении познания, "воли к истине" Ницше опять же придерживается своего "прагматического" подхода, спрашивая "для чего нам нужна истина?" Для целей жизни, истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели - самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но "свободные умы", избранные должны знать правду, чтобы мочь управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчет о своих целях и средствах. Этой "школе" свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.
1.3 А.Бергсон
Анри Бергсон - представитель философии жизни - был наиболее известным и влиятельным из всех французских философов первой половины XX века. Движущей силой его рассуждений предстает контраст между "результатом" познания - теориями и понятиями - и живой действительностью. Его стратегической идеей является необходимость "дополнить теорию познания теорией жизни". "Жизнь" Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности. Он считает, что "жизнь" ускользает от нас только потому, что мы пытаемся схватить ее интеллектуальными средствами, что похоже на попытку зачерпнуть воду решетом. Теоретическая реконструкция "жизни" невозможна - вот в чем Бергсон совершенно уверен. Сущность жизни, по Бергсону, может быть постигнута только с помощью интуиции, поскольку жизнь мы переживаем, и, значит, способны воспринять непосредственно. Интуиция призвана ответить на все вопросы, традиционно считавшиеся философскими. Философию жизни Бергсона называют еще ИНТУИТИВИЗМОМ. Это течение философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи многим философам и философским направлениям прошлого, как специфическое течение интуитивизм возникает на рубеже XIX-XX веков, будучи разновидностью иррационализма. Интуицию Бергсон противопоставляет интеллекту, трактуя его как орудие оперирования с "мертвыми вещами" - материальными, пространственными объектами. "Интеллект, - утверждает он, - характеризуется естественным непониманием жизни". В физике, например, утверждает Бергсон, время - это не "настоящее" время. Чувствуя это, мы должны обратиться к характеристикам "истинного" времени. Анализу физического понятия времени Бергсон посвятил специальную работу - "Длительность и одновременность", в которой он разбирает физическое понятие времени как оно представлено в специальной теории относительности. Бергсон утверждает, что под научным понятием времени - "опространствленным", "ненастоящим" - есть "реальная длительность", которая "нами испытывается". Вот здесь то и приходим мы, по мнению Бергсона, в соприкосновение с "истинной природой жизни". "Сущностью" мира для Бергсона есть "время", но это "качественное", "живое" время радикально отличается от механическо-физического времени. Бергсон разработал специфическую концепцию развития, названную им "творческой эволюцией". Настаивая на том, что "настоящая" эволюция есть "творчество", Бергсон как бы застывает на этой констатации, лишь украшая и разнообразя ее терминологически - например, заменяя термин "творческая эволюция" термином "длительность" или словосочетанием "жизненный порыв". Он абсолютно прав, квалифицируя свою модель эволюции как ненаучную. Скорее всего, она является натурфилософской. В своей последней крупной философской работе "Два источника морали и религии" Бергсон выделяет два типа общества и соответственно два типа морали: ЗАКРЫТАЯ и ОТКРЫТАЯ. "Замкнутое общество" - возникло на основе принуждения с целью сохранить целостность и устойчивость существующей социальной структуры. В отличие от "замкнутого общества", охватывающего отдельные замкнутые и враждебные друг другу группы индивидов, "открытое общество" должно объединять все человечество и строиться на любви, взаимной симпатии, возникающей из "духовного порыва", раскрывающего перед избранными личностями мир свободы и любви, бесконечно превосходящий механизм "замкнутого общества".
2. Идея бессознательного в философии
2.1 З.Фрейд
Многие теоретики психоаналитической ориентации долгое время рассматривали Фрейда как ученого, впервые открывшего сферу бессознательного, совершив тем самым переворот в науке. Однако такие представление далеки от истинного положения вещей. Фрейд ввел представление об уровнях строения психики; им было впервые рассмотрено соотношение сознания и бессознательного. Этот ученый является основателем психоанализа. По мнению многих, достижения в этой области поставили его в один ряд с такими мыслителями, как Дарвин, Маркс и Эйнштейн. Фрейд во многом перевернул существовавшее до него представление о человеке. К моменту создания психоаналитического учения представления о бессознательном имели широкое хождение, как среди философов, так и среди медиков. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Фрейд обратился к осмыслению этой проблемы, поставив её в центр своего психоаналитического учения.
Фрейд показал, что наша психика в процессе эволюции приобрела драгоценный дар – способность вытеснять из сознания неприятные переживания в другие её участки. Безусловно, мы просто не выдержали бы такого напряжения сознания, если бы все наши жизненные катастрофы собирались на одном этом участке. Психические травмы вытесняются в те участки психики, которые и называются бессознательным.
Мы перестаем их осознавать, но они продолжают действовать и зачастую определяют содержание сознания. Основатель психоанализа говорит о том, что подавленное и вытесненное в бессознательное желание человека "продолжает существовать и ждет только первой возможности сделаться активным…". Для Фрейда бессознательное – это вместилище инстинктов, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. Фрейдовские представления о человеческой психике как состоящей из: Оно (бессознательное), Я (сознание) и Сверх-Я (совесть) известны. Отношение между бессознательным и сознанием, где оно сравнивается с лошадью, а Я – с всадником, сидящим на лошади, но практически подчиненным её необузданным порывам, представления о Сверх-Я – все это часто воспринимается как новое слово в истории науки и философии, впервые сказанное Фрейдом. Однако в истории философии имеются более ранние аналоги подобных взглядов на человеческую психику. Прежде всего, Фрейд исходит из того, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания, причем далеко не все психические акты становятся сознательными. Бессознательное представлено у Фрейда в качестве унаследованного глубинного слоя, в недрах которого копошатся скрытые душевные движения, выражающие различные безотчетные влечения человека. Сознание выступает как посредник между бессознательным и внешним миром, предназначенный для содействия в деле оказания влияния этого мира на бессознательную деятельность индивида. В психоаналитической философии бессознательное предстает в качестве двух самостоятельных психических процессов: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе не может стать сознательным. Зачастую это приводит к двусмысленному пониманию бессознательного. Психоаналитическая философия основывалась на раскрытии содержания вытесненного бессознательного, хотя это - только часть понятия и полностью не покрывает его.
Итак, Фрейд совершил революцию в нашем представлении о субъекте. Он стремился показать, что сознательная жизнь является только малой частью всего психического существования человека. Если сравнить нашу психику с айсбергом, то надводная часть – это все то, что является сознательным, а бессознательное будет ассоциироваться с гораздо большей невидимой массой льда, которая находится под водой. Именно эта невидимая масса определяет как центр тяжести, так и курс движения айсберга, бессознательное – это ядро нашей индивидуальности.
2.2 К.Г. Юнг
Карл Юнг обвинил Фрейда в гиперболизации сексуального начала. "Фрейд поставил сексуальность на место ревнивого бога..", создал теорию коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное - это следы памяти всех прошлых поколений, это психическая матрица, которая обусловлена коллективным опытом человека. Это некие психические формы и идеи, которые повторялись бесчисленное количество, раз и осели в виде бессознательного и лишены специфического содержания. Специфическое содержание проявляется, когда индивидуальный опыт накладывается на эти готовые формы. Коллективное бессознательное проявляется в виде архетипов, которые передаются через традиции, путем миграции населения. Это пласт дорациональной психики, это пограничное состояние между инстинктами животного и сознательной деятельностью людей. Архетипы берут свое начало и проявляются в мифах, сказках, буддийских и йогийских практиках, в сновидениях. Они постоянно наполняются содержанием в зависимости от реальности. Зло - дьявол-искуситель Добро - миссия - искупитель - пророк. Образ отца и матери пришел к нам из прошлого и в нашей реальности на них накладывается образ наших Отца и Матери. Карл Юнг различал западный тип людей (экстраверты) и восточный тип людей (интроверты). Западный устремлен во вне (я в центре, а мир вокруг меня), Восточный человек - мир внутри человека, созерцательность, терпение), Карл Юнг задумывался над тем, как соединить эти 2 типа людей. В западном человеке утрачена медиативная часть личности. Если у Фрейда бессознательное имеет негативный характер, то у Юнга Коллективное бессознательное носит позитивный характер - это базовая структура психики, кладовая человеческой мудрости. Персона у Юнга - это искусственный образ, маска часть нашей личности, которая выставляется на обозрение другим людям, проявляя частично и пряча истинную личность.
2.3 Э.Фромм
Эрих Фромм (1900-1980) немецко-американский философ, психолог и социолог, один из ведущих представителей неофрейдизма. Теория, созданная Эрихом Фроммом, привлекает психологов в первую очередь тем, что в ней, как ни в одной другой, досконально описаны социальные детерминанты человеческой личности. Фромм попытался объединить в своих психологических исследованиях историю и экономику, принимая во внимание, как классовую структуру общества, так и биологические факторы в развитии человека. Критически относясь к социально-экономической теории марксизма и фрейдовскому психоанализу, Фромм объединил в своей теории их реальные достижения. Его подход, названный "гуманистическим психоанализом" (humanistic psychoanalysis), предполагает, что основным источником страха, тревоги, чувства одиночества и изоляции является отрыв человека от мира природной стихии. Гуманистический психоанализ рассматривает человека скорее с культурно-исторической, чем с психологической точки зрения, и больше ориентирован на культуру в целом, нежели на отдельную личность. Фромм был не только выдающимся теоретиком психологии, но и публицистом, психотерапевтом, философом, знатоком Библии, культурным антропологом, специалистом по психобиографии. Именно такой междисциплинарный подход позволил Фромму сформулировать оригинальное положение о "человеческой дилемме", основанное на идеях эволюционизма. Вкратце принципы эволюционизма сводятся к тому, что когда в ходе эволюции животного мира человеческие существа обособились в отдельный вид, они потеряли большую часть животных инстинктов, но "преуспели в умственном развитии, которое позволило им осознавать себя, фантазировать, строить планы и выносить суждения" (Fromm, 1992, p. 5). Именно это сочетание ослабленных инстинктов, с одной стороны, и высокоразвитых умственных способностей - с другой, отличает человека от других животных. "...самосознание, рассудок и разум разрушают ту "гармонию" естественного существования, которая свойственна всем животным. Сознание делает человека каким-то аномальным явлением природы, гротеском, иронией Вселенной. Человек... не может освободиться ни от своего тела, ни от своей способности мыслить" (Fromm, 1973). Рассматривая человеческую личность как результат динамического противодействия между врожденными потребностями и нормами социума, в котором существует конкретный индивид, Фромм сформулировал теорию типов социальных характеров - продуктивных и непродуктивных. Еще одна из идей Фромма, получившая, возможно, наиболее широкое распространение, это разработанная им концепция отношения человека к свободе. Взлет капитализма, с одной стороны, дал людям личную свободу и досуг, а с другой - вселил в них чувство тревоги, изоляции и бессилия. Цена свободы, утверждал Фромм, превышает ее преимущества. Неизбежное чувство изоляции, рожденное капитализмом, оставляет людям всего две альтернативы: укрыться от свободы в межличностной зависимости или двигаться к самореализации через любовь, творчество и работу. Фромм начинал свою карьеру как психотерапевт, применяющий технику традиционного психоанализа, но затем начал тяготиться узкими рамками фрейдовского подхода и двигаться в направлении более динамичного и провокативного метода. В своей гуманистической концепции Фромм придерживается "золотой середины" между свободной волей и определенностью, оптимизмом и пессимизмом, сознанием и подсознательными силами, уникальностью и похожестью. Его вклад в понимание человеческой личности на данном этапе развития общества поистине трудно переоценить. И не будет преувеличением сказать, что теперь, к началу нового века, идеи Фромма в области наук о культуре (социология, психология и т. д.) достигли максимально широкой аудитории.
Позитивизм как философия науки: сущность и основные этапы развития (Неопозитивизм. Аналитическая философия Л. Витгенштейна. Постпозитивизм. Критический рационализм К. Поппера, П. Фейерабенда).
XX век принес существенные изменения в социально-экономическую и политическую жизнь мира. Одним из важнейших признаков нового столетия являлось ускорение темпов развития, увеличение роли науки в общественной жизни. Однако, процесс технизации общества привел к формированию техногенной цивилизации, со всеми вытекающими проблемами. XX век также ознаменовался двумя крупнейшими войнами в истории человечества, холодной войной, а также ростом экологических проблем. Оказалось, что развитие техники – не является залогом решения всех проблем. Наоборот – появились гораздо более серьезные проблемы (напр. оружие массового поражения). Развитие экономики привело к появлению феномена общества потребления. Все это не могло не породить различные попытки объяснения путей дальнейшего развития, а также новое понимание роли и места человека и человеческой цивилизации в мире.
Осмыслением положительной роли научно-технического процесса, а также структуры, а также механизма функционирования научного знания в XX веке занимались представители обновлененного позитивизма. Как известно, позитивизм в своем развитии проходит три стадии: «первый позитивизм» – 40- 70-е годы XIX века, «второй позитивизм», или эмпириокритицизм – 70-годы XIX века – начало XX века, «третий позитивизм», или неопозитивизм – 20--50-е годы XX века.
Неопозитивизм - третий этап в развитии позитивизма в 20-х годах ХХ века. В его основе лежит убеждение в возможности решения философско-методологических вопросов науки, абстрагируясь от философии как метафизики (здесь имеется в виду философско-идеалистическое учение о сверхчувственных принципах бытия) и опираясь лишь на положительные знания. Особую популярность он приобрел в среде научной интеллигенции в 30-40- е годы. В его рамках выделяют логический и лингвистический позитивизм. Логический позитивизм (Р. Карнап, М. Шлик) - первоначальная форма неопозитивизма - исходил из отказа от философских категорий в решении проблемы формализации и соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания. Неопозитивисты рассматривали проблему развития научного познания как формально-логическую и сводили анализ науки к анализу языка науки, толкования математики и логики как формальных преобразований в научном знании и его языке. Однако уже в 50-е годы стало понятно, что абстрагирование от так называемых метафизических проблем имеет свои границы. Классические философские понятия оказались очень значительными для методологии и теории познания и особенно для осмысления антропологической проблематики, связанной с проблемой человека, с его предназначением в мире, с вопросами жизни и смерти. Даже в наифундаментальных научных теориях были найдены метафизические конструкции. Все это обусловило поворот неопозитивизма к анализу языковых образований, к разграничению правильного и неправильного применения языка, которое, по мнению представителей лингвистической философии, приводит к появлению неверифицируемых метафизических конструкций. Основоположником лингвистического позитивизма был австрийский философ Людвиг Витгенштейн. Он отказался от устаревшего способа анализа предложений по субъектно-предикатной форме и пошел по пути разграничения смысла и значения языковых выражений и логического анализа языка. По Витгенштейну, смысл присущ лишь предложениям, которые отражают фактические ситуации. "Имена" - это только знаки "объектов". Мир является лишь совокупностью комбинаций «объектов» и «фактов». Логические формы не выражаются в языке, поэтому рациональными способами в мир нельзя заглянуть. Философия, по мнению Витгенштейна, не решает вопрос истины. Она лишь анализирует, проясняет логическую структуру языка и устраняет бессмысленные предложения.
В результате критического пересмотра методологических принципов неопозитивизма и отказа от радикального эмпиризма всего позитивистского направления в целом возникает постпозитивизм. Основные его идеи сформулированы на рубеже 50-60-х годов К. Поппером и Т. Куном и развиты в работах И. Лакатоса и С. Тулмина. В противовес неопозитивистским концепциям, концентрировавшим внимание исключительно на проблемах языка, т. е. на проблемах точного выражения уже имеющегося знания, постпозитивисты предлагают новую программу, суть которой заключается в выдвижении на первый план исторического анализа науки, т. е. исследования "роста" научного знания. Постпозитивисты убеждены, что теоретическое мышление непосредственно участвует в процессе познания, зачастую даже опережая эмпирический опыт. Ведь даже для того, чтобы зафиксировать какое-то явление как "чисто эмпирический (т.е. чувственно воспринимаемый) факт", человек должен обратить на него свое внимание, выделить его из бесчисленного множества других явлений, предпочесть его всем другим, иначе говоря, отнестись к нему как более важному, более значительному, более ценному, чем все другие. Поэтому постпозитивисты отказываются от позитивистского идеала "беспредпосылочного знания", говоря не о противопоставлении, а, наоборот, о взаимопроникновении эмпирического и теоретического, о "теоретической загруженности" эмпирических фактов.
Религиозное возрождение в России обострило споры философов идеалистического и материалистического направлений. Последнее представлено в первую очередь марксизмом, в распространении которого в России в конце XIX века большую роль сыграл Г.В. Плеханов (1856- 1918), один из крупнейших философов-марксистов. Плеханов занимался проблемами истории философии, этики, эстетики, теории познания и материалистического понимания истории.
С середины 90-х годов XIX века определяющую роль в развитии отечественного марксизма играет В.И Ленин (1870-1924). Он занимался в основном проблемами социальной теории и практики: разработал теорию империализма как высшей стадии капитализма, теорию социалистической революции. Задачи идейной борьбы побудили его к написанию теоретической работы “Материализм и эмпириокритицизм ” (1911). Некоторые философы-марксисты стремились к реформированию марксизма, соединению его с некоторыми новейшими философскими учениями (“эмпириомонизм” А. Богданова, богоискательство и богостроительство А. Луначарского). В своей работе Ленин подвергает критике попытки реформ марксизма, критикует эмпириокритицизм как субъективно-идеалистическую философию, дает новое определение материи: “Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении”. В “Философских тетрадях ” (1916) Ленин обращается к материалистическому исследованию проблем диалектики. Процесс познания мира рассматривается им с точки зрения теории отражения. Философские работы Ленина надолго определили основные черты советской философии.
Похожая информация.
Философия ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе науки. К этим потрясениям следует отнести и социально-экономические явления, появление массового общества, слом старых отношений и сословных перегородок, внедрение компьютерного производства, революция в естествознании, научно- техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих старые средства коммуникации, выход на арену «нового среднего класса». Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не могли не отразиться на философии современности.
Культура ХХ века под воздействием научно-технического прогресса как бы разделяется на тех, кто за научно-технический прогресс, и на тех, кто против. Одними из ведущих и развивающихся на-правлений того времени были экзистенциализм и психоанализ.
Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia - существование), философия сущест-вования - направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основ-ным атрибутом экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего вы-бора.
Содержание учения: Идейные истоки экзистенциализма - философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. Различают экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Бубер) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю). В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувст-во страха, отчаяния, безысходности.
Экзистенциализм - это иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. Подлинная философия с точки зре-ния экзистенциализма должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности. Согласно экзистенциалистскому учению, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации», например перед лицом смерти. Значительное место в экзистенциализме занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как самостроящий себя «проект». В конечном итоге идеальная свобода человека это свобода личности от общества.
Психоанализ (нем. Psychoanalyse) - семейство психологических теорий и методов, направлен-ных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (начало ХХ века) и США (середина-конец ХХ века). Психоанализ создан в конце XIX в. австрийским ученым З. Фрейдом.
Сущность психоанализа.Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Фундаментальный предмет изучения психоанализа - бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых сексуальных расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом. Цель психоаналитика - помочь освобождению пациента от скрытых или бессознательных барьеров переноса и сопротивления, то есть, от оставшихся шаблонов отношений, более не пригодных или подавляющих свободу.
Основные идеи психоанализа
Структура человеческой психики - выделяют две сферы: сознательное и бессознательное про-явление психики (теория Зигмунда Фрейда)
Бессознательное - представляет собой биологическую природу человека и управляется инстинктами, которые регулируют чувственную сферу естественных потребностей.
Сознательное - контролирует бессознательное, определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело т.к. сам выбор поведения, может инициироваться бессознательным. Бывает, что меж-ду сознательным и бессознательным возникает конфликт, тогда равновесие между двумя сферами пси-хики нарушается. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия который модифици-руется в принцип реальности и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.
Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики: Эго («Я»), Суперэго («Сверх-Я»), Ид («Оно»)
Зигмунд Фрейд выделил несколько защитных механизмов психики: Замещение, Вымещение, Обратная реакция, Вытеснение, Проекция, Сублимация, Запечатление, Катарсис, Регрессия
Комплексы:
Эдипов комплекс, Кастрационный комплекс, Комплекс Электры, Комплекс неполноценно-сти.
Вопрос №24. Бытие и небытие как исходные философские категории. Становления философского понятия бытия. Проблемы материального единства мира.
Любое философское рассуждение начинается с понятия «бытие». Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования ее в общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Философия стремиться выяснить вопрос о бытии мира и бытии чел. В современной философской литературе указывается два зн-ия слова «бытие ». В узком смысле слова- это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком- это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином «материя ». Т.о, бытие - это все то, что существует (чел, животное, природа, общ-во, фантазия, религия, з-ны и т.д.). Антитезой бытия явл небытие (ничто). Небытие - это все, чего нет. Бытие и небытие не могут сущ друг без друга: если их разделить так, чтобы они не могли переходить друг в друга, то все исчезло бы, потому что бы перестало бы двигаться. Переход не в бытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Первое осознание категории бытия принадлежит Пармениду (504-501 до н.э). Он говорит «есть бытие, а небытия вовсе нету». Платон (427-347 до н.э.) выделяет след виды бытия: 1) мир вечных неизменных идеальных сущностей, мир идей; 2) мир окружающих нас вещей (полубытие); 3) материя. В мире бытия Плотина (203-269 гг.)сущ 4 вида бытия : самый низший - это неопределенная материя, вещ-во как таковое, из которого образуются вещи (мир вещей). Второй вид бытия - мир вещей, мир наблюдаемой нами природы. Он представляет собой копии несовершенных идей. Третий вид бытия - мир идей. Идеи- это умопостигаемые сущности, которые доступны уму чел. Четвертый вид бытия - особая материя, которая составляет субстрат идей. Она есть вместилище и источник всего. Конкретизация понятия «бытие» осуществляется в понятии «материя». Проблема материи разрабатывались, прежде всего, философами материалистами. В материалистической философии«материя » выступает как наиболее общее фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира, разнообразие формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.
Введение
Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей философии учреждений среднего профессионального образования. Учебная дисциплина «Основы философии» предусмотрена учебными планами во всех учреждениях среднего профессионального образования. Обязательными вопросами учебной программы данной дисциплины являются вопросы, касающиеся философии экзистенциализма и философии психоанализа. Студенты должны рассмотреть и усвоить основные
Положения указанных философских учений, иметь представление о философах-экзистенциалистах, понимать сущность психоанализа, уметь соотносить те или иные идеи с их авторами, иметь свою точку зрения по проблемам, поднимаемым экзистенциализмом и психоанализом. После изучения студентами лекционного материала, а также соответствующего материала учебника, целесообразно провести обобщающее занятие, предусматривающее разнообразные формы самостоятельной работы студентов. Такими формами являются: ответы на тестовые задания, работа с фотографиями философов, соотнесение высказываний с их авторами, написание эссе по конкретному философскому высказыванию с обязательным изложением собственной позиции.
Представляется, что указанные формы самостоятельной работы студентов, с одной стороны, стимулируют студентов к активной познавательной деятельности и вызывают у них интерес к философским знаниям, а с другой стороны, позволяют осуществить объективную оценку их знаний, умений и навыков. Как показывает практика такие обобщающие занятия проходят увлекательно и продуктивно. Данная методическая разработка позволяет преподавателю провести качественное обобщающее занятие при минимальных затратах времени на его подготовку. Действительно, подготовка к данному занятию не займет много времени, так как методическая разработка содержит подробный алгоритм действий преподавателя, образцы заданий, фотографии философов, а также правильные ответы на предлагаемые задания. Кроме того, для обеспечения занятия предусматриваются самые простые материалы и оборудование.
Тема занятия: «Философия экзистенциализма и психоанализа»
Цель занятия: Формирование у студентов философского мышления и умения высказывать собственное мнение по проблемам, которые затрагивает философия экзистенциализма и философия психоанализа.
Задачи занятия:
Стимулировать интерес студентов к философским знаниям;
Определить уровень знаний студентов по философии экзистенциализма и философии психоанализа;
Определить уровень философского мышления.
Тип занятия: обобщающее занятие
Оборудование и материалы:
Учебник;
Конспекты лекций;
Фотографии философов;
Ноутбук;
Проектор.
Ход занятия:
1. Преподаватель объявляет тему обобщающего занятия и объясняет порядок его проведения, обращая внимание на то, что все ответы записываются в листе для выполнения заданий;
2. Студентам раздаются задания и листы для выполнения заданий, а также учебная литература;
3. Студенты выполняют задания;
4. Преподаватель проверяет выполнение заданий и оценивает каждое из них. В итоге выставляется общая оценка за выполнение всех заданий.
Задание 1. Ответить на тесты, выбрав один правильный вариант
1. Философ - экзистенциалист, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада» за произведение «Бунтующий человек»:
а) А.Камю;
б) К.Ясперс;
в) Ж-П.Сартр;
г) Ф.Ницше.
2. Разработанный З. Фрейдом метод получил название:
а) метод ассоциаций;
б) гипноз;
в) интроспекция;
г) психоанализ.
3. Кто из перечисленных мыслителей является представителем русского экзистенциализма?
а) В. Соловьев;
б) П. Чаадаев;
в) Н. Бердяев;
г) Ф. Достоевский.
4. Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека:
а) К. Ясперс;
б) Г. Гегель;
в) К. Юнг;
г) З. Фрейд.
5. Кто утверждал, что экзистенция способна проявляться в коммуникации
а) Ницше
б) Ясперс
в) Камю
г) Сартр
6. Кто написал работу "Я и Оно"
а) Августин;
б) Ницше;
в) Ясперс;
г) Фрейд.
7. Проблемы абсурда и бунта поднимал
а) Ясперс
б) Сартр
в) Фрейд
г) Камю
8. Психика, согласно его концепции, имеет определённую структуру, в основе которой лежит бессознательное
а) Бэкон;
б) Фрейд;
в) Ницше;
г) Камю.
9. Какая основная проблема в философии экзистенциализма?
а) бытие человека в мире;
б) гносеологическая;
в) метафизика;
г) феноменология.
10. Кому принадлежит идея «культура человечества есть сублимация либидо»
а) Декарт;
б) Соловьёв;
в) Кант;
г) Фрейд.
11. В чем назначение человека, согласно Н. Бердяеву?
а) в мудрости;
б) в любви;
в) в спасении души;
г) в творчестве.
12. Переключение либидо на социальные и культурные цели называется
а) сублимация;
б) диалектика;
в) субординация;
г) стратификация.
13. Какой тезис относится к философии экзистенциализма?
а) сущность предшествует существованию;
б) сущность человека определяется с рождения;
в) существование предшествует сущности;
г) существование человека не влияет на его сущность.
14. Какой тезис относится к философии экзистенциализма?
а) человек не только отвечает за себя, но и за весь мир;
б) человек отвечает только за себя;
в) человек ни за что не отвечает;
г) человек отвечает за себя и за своих близких.
Задание 2.
Кому из представленных на фотографиях философов принадлежать следующие высказывания? Ответы записать в листе для выполнения заданий.
1. Бессознательное не знает слова «нет». Бессознательное не может ничего другого, как только желать.
2. Массовый человек, верный своей природе, не станет считаться ни с чем, помимо себя, пока нужда не заставит. А так как сегодня она не заставляет, он и не считается, полагая себя хозяином жизни. Напротив, человек недюжинный, неповторимый внутренне нуждается в чём-то большем и высшем, чем он сам, постоянно сверяется с ним и служит ему по собственной воле.
3. Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет.
4. Меньшинство – это совокупность лиц, выделенных особыми качествами; масса – не выделенных ничем.
5. Есть лишь один поистине серьезный философский вопрос - вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос философии.
6. Человек не только общественное существо. По крайней мере, он властен над своей смертью. Мы созданы, чтобы жить бок о бок с другими. Но умираем мы по-настоящему только для себя.
7. Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня.
8. Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь.
9. Сущность человека покоится в его экзистенции.
10. Я могу посвятить жизнь работе, науке, обогащению, чему угодно другому, но человеком остаюсь, лишь выбирая одну возможность либо другую. По этой причине, не имея возможности избежать выбора, человек на что-то решается и непременно рассеивается в неподлинной экзистенции.
11. Тем, чем является человек, он стал благодаря делу, которое он сделал своим.
Задание 3.
Выбрать понравившееся Вам высказывание и написать небольшое эссе, отметив ваше понимание этого высказывания и высказав свое мнение.
Ответы на задания
Задание 1
1. а) 8. б)
2. г) 9. а)
3. в) 10. г)
4. г) 11. г)
5. б) 12. а)
6. г) 13. в)
7. г) 14. а)
Задание 2
1. Зигмунд Фрейд
2. Ортега-и-Гассет
3. Зигмунд Фрейд
4. Ортега-и-Гассет
5. Альбер Камю
6. Альбер Камю
7. Жан Поль Сартр
8. Жан Поль Сартр
9. Мартин Хайдеггер
10. Мартин Хайдеггер
11. Карл Теодор Ясперс
Лист для выполнения заданий
Фамилия, инициалы студента: |
||
№ Задания |
Ответы студента |