Пароход фултона. Американский инженер и изобретатель Роберт Фултон: биография, открытия и интересные факты. Пароходы в России
Фултон Роберт Фу́лтон Роберт
(Fulton) (1765-1815), американский изобретатель. Построил (1807) первый в мире пароход «Клермонт».
ФУЛТОН РобертФУ́ЛТОН (Fulton) Роберт (14 ноября 1765, Литл-Бритен, ныне г. Фултон, штат Пенсильвания - 24 февраля 1815, Нью-Йорк), американский изобретатель и инженер. Построил (1807) первый в мире колесный пароход «Клермонт», подводную лодку «Наутилус», паровой военный корабль, работал над системой каналов.
Ювелир и живописец
Фултон был сыном ирландских иммигрантов, владельцев убыточной фермы, которую они заложили и потеряли в 1771. После этого они переехали в Ланкастер, где отец Фултона умер в 1774.
Читать и писать Роберт научился дома, а в возрасте 8 лет был послан в школу квакеров. Позднее он стал учеником в ювелирном магазине в Филадельфии, где он специализировался в живописи миниатюрных портретов на слоновой кости для медальонов и колец. В 1786 молодому художнику посоветовали учиться в Европе. Средства на поездку в Лондон дали несколько торговцев-меценатов. Однако художественное творчество Фултона в Лондоне не имело успеха.
Гребное колесо. Каналы
В это время Фултон стал знакомиться с новыми изобретениями для движения судов. Они заключались в использовании одного весла, приводимого в действие паровым двигателем. Собственные эксперименты привели его к заключению, что наиболее эффективным должно быть использование нескольких автоматически действующих друг за другом весел, т. е. гребных колес с лопастями.
Потерпев поражение как живописец, с 1794 Фултон направил усилия на разработку системы каналов. В 1796 он написал Трактат об усовершенствовании навигации каналов. В нем он предложил полную систему внутреннего водного транспорта, основанную на маленьких каналах, прорытых повсюду в сельской местности. По его проектам было построено несколько мостов на Британских островах, но каналы не были прорыты.
Во Франции.
Подводная лодка
В 1797 Фултон переехал в Париж, где предложил идею подводной лодки «Наутилус» для использования в войне Франции с Англией. Подводная лодка должна была подплывать к корпусам британских военных кораблей и доставлять к ним порох, который нужно было позже взрывать. Французское правительство отклонило этот проект как зверский и постыдный опыт борьбы.
В 1800 Фултон построил подводную лодку «Наутилус» за собственный счет и провел ее испытания на Сене. После этого он получил от правительства санкцию на испытание ее в бою, но ветер и течение позволили двум британским судам уклониться от его медленного судна.
Пароход
В 1801 Фултон познакомился с Р. Ливингстоном, членом комитета по разработке американской Декларации независимости (см.
ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ США)
. Р. Ливингстон получил 20-летнюю монополию на навигацию судов в пределах штата Нью-Йорк. Вместе они решили построить пароход, используя проект Фултона. Он имел длину 20 м и двигатель на 8 лошадиных сил. Двигатель разрушил корпус судна, и тогда Р. Фултон заказал другой двигатель на 24 лошадиных силы. Р. Ливингстон сумел продлить монополию на навигацию на реке Гудзон.
Возвратившись в Лондон, Фултон получил от Британского правительства одобрение его проекта подводной лодки, несущей взрывчатые вещества для нападения. Однако две ее атаки против французского флота окончились неудачей. В 1805, после победы адмирала Нельсона над французским флотом в Трафальгарском сражении, стало ясно, что Англия контролирует моря и без оружия Фултона.
В том же 1805 части его проектируемого парохода были готовы к отгрузке в Соединенные Штаты.
Прибыв в Нью-Йорк в декабре 1806, Фултон контролирует строительство парохода, которое было запланировано в Париже вместе с Ливингстоном. Он также пытается заинтересовать Американское правительство подводной лодкой, но ее демонстрация окончилась неудачей.
К началу августа 1807 «Пароход» (как его назвал Фултон) длиной 45 м был готов к испытаниям. Его паровой двигатель имел только один цилиндр и использовал в качестве топлива дубовые и сосновые дрова. При испытаниях пароход проплыл расстояние в 240 км от Нью-Йорка до Олбани всего за 32 часа со средней скоростью 4,7 мили/ч, в то время как монополия требовала скорости только 4 мили/ч.
После монтажа мест в каютах парохода, переименованного в «Северный Речной Пароход», Фултон начал коммерческие поездки в сентябре 1807. Каждые две недели он осуществлял три путешествия туда и обратно между Нью-Йорком и Олбани, перевозя пассажиров и легкий фрахт. В течение первого зимнего сезона Фултон расширил корпус корабля, внес усовершенствования в конструкцию коленчатого вала, колес и улучшил пассажирские помещения. После этих модификаций пароход в 1808 был зарегистрирован как «Северный Речной Пароход Клермонт», название которого вскоре пресса уменьшила до «Клермонт»
В 1808 Фултоне женился на племяннице своего партнера, Гарриет Ливингстон.
В 1811 был построен разработанный Р. Фултоном пароход «Новый Орлеан». Он был послан на юг, чтобы утвердить монополию Р. Ливингстона и Р. Фултона в навигации на территории Нового Орлеана. Поездки были медленными и рискованными из-за речных условий и опасности землетрясений.
Паровой военный корабль
В 1812 Р. Фултон построил первый паровой военный корабль для защиты Нью-Йоркской Гавани от Британского флота «Demologos», или «Фултон». Он имел два параллельных корпуса с гребными колесами между ними. Паровой двигатель помещался в одном корпусе, а паровой котел - в другом. Он имел водоизмещение 2, 745 тонны, длину 48 м и скорость не более 6 узлов (или 11 км/ч). В октябре 1814 этот бронированный пароход подвергся успешным морским испытаниям, но никогда не использовался в сражении. В 1829 он был разрушен случайным взрывом.
Патентная борьба
С 1810 три парохода Фултона обслуживали рейсы на реках Гудзон и Раритан. Его пароходы также заменяли паромы в Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии.
Фултон потратил многое из своих капиталов в тяжбах по поводу нарушения его патентных прав на пароходы и в попытках подавить конкурирующих строителей пароходов, которые нашли лазейки в предоставленной государством монополии. Его богатство было затем исчерпано неудачными подводными проектами и финансовой благотворительностью.
После дачи показаний при юридическом слушании в Трентоне в 1815 он простудился по пути к Нью-Йорку, где и умер. Его семейство попросило помощи у американского правительства, и только в 1846 Конгресс выделил 76 300 долларов.
В 1965, в 200-летний юбилей со дня рождения Фултона, в США была выпущена юбилейная марка и штат Пенсильвания приобрел и восстановил двухэтажный сельский дом, в котором он родился.
Энциклопедический словарь . 2009 .
Смотреть что такое "Фултон Роберт" в других словарях:
Роберт Фултон Robert Fulton Инже … Википедия
Фултон (Fulton) Роберт (14.11.1765, Литл Бритен, ныне г. Фултон, штат Пенсильвания, ≈ 24.2.1815, Нью Йорк), американский изобретатель, создатель первого практически пригодного парохода. Был подмастерьем ювелира, занимался живописью. В 1786… … Большая советская энциклопедия
Фултон, Роберт - ФУ/ЛТОН Роберт (1765 1815) американский изобретатель, создатель первого в мире колёсного парохода. С 1786 г. жил в Англии, был ювелиром и художником. Затем заинтересовался инженерным делом: участвовал в строительстве каналов, шлюзов, водопроводов …
Фултон - Фултон, Роберт … Морской биографический словарь
Роберт Фултон - см. Фултон, Роберт … Морской биографический словарь
Robert Fulton Инженер и изобретатель, создатель первого парохода Дата рождения: 14 ноября, 1765 … Википедия
Роберт Фултон Robert Fulton Инженер и изобретатель, создатель первого парохода Дата рождения: 14 ноября, 1765 … Википедия
Распространённое название и фамилия. Содержание 1 Носители фамилии 2 Города 3 Административные единицы … Википедия
- (1765 1815) американский изобретатель. Построил (1807) первый в мире колесный пароход Клермонт … Большой Энциклопедический словарь
Книги
- Роберт Фултон. Его жизнь и научно-практическая деятельность , Яков Васильевич Абрамов. Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии Жизнь замечательных людей, осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839 1900). Написанные в новом для того времени жанре…
Роберт Фултон родился на ферме в Литл Бритейн, Пенсильвания (Little Britain, Pennsylvania), 14 ноября 1765-го. У него было три сестры – Изабелла (Isabella), Элизабет (Elizabeth) и Мэри (Mary), а также младший брат Абрахам (Abraham). Его отец, Роберт, был близким другом отца художника Бенджамина Уэста (Benjamin West). Отец умер, когда Роберту-мл. было три года.
Фултон перебрался в Филадельфию (Philadelphia) на шесть лет, где увлекался рисованием, писал портреты и пейзажи, делал чертежи домов и различных механизмов. Он зарабатывал неплохие деньги, часть которых отправлял домой, чтобы поддержать мать. В 1785-м он купил ферму в Хопуэлле (Hopewell, Pa.), куда переехала вся его семья. Живя в Филадельфии, Фултон познакомился с Бенджамином Франклином (Benjamin Franklin) и другими видными публичными деятелями. В 23 года Роберт решил посетить Европу (Europe).
Наладив переписку с Бенджамином Уэстом, Роберт получил от него приглашение пожить в его доме в Англии (England), где инженер, в конечном итоге, оставался несколько лет. Кисть художника по-прежнему кормила Фултона, постоянно экспериментировавшего с механическими изобретениями, которые он сам же разрабатывал. Роберт получил патент на дноуглубительную машину и др. изобретения.
В 1797-м он оправился в Париж (Paris), где уже был хорошо известен как талантливый инженер. В Париже Фултон изучал французский, немецкий, химию и математику. Здесь же он начал проектировать торпеды и подводные лодки. Он также познакомился с Джеймсом Рамзи (James Rumsey), изобретателем из Вирджинии (Virginia), который еще в 1786-м руководил постройкой первого парохода в Шепердстауне (Shepherdstown).
Сам же Фултон предлагал реализовать его планы по строительству парохода в 1793-м, как правительству Британии, так и США. С 1793-го по 1797-й он конструировал первую рабочую подводную лодку "Наутилус", которая успешно прошла испытания в гавани Гавра (Le Havre) в 1800-м. Он предложил свое изобретение флоту, но на вооружение подлодка принята не была.
Фултон встретился с Робертом Р. Ливингстоном (Robert R. Livingston), который в 1801-м был назначен послом США во Франции. Вместе они решили построить пароход и попробовать запустить его на Сене (Seine). Фултон перебрал несколько различных материалов для корпуса, чтобы добиться водостойкости, делал чертежи и создавал различные модели, пока не остановился на одном из вариантов. Первые испытания парового судна с размерами 20.1 м. x 2.4 м прошли неплохо, правда, пришлось восстанавливать и укреплять корпус. 9 августа 1803-го судно развило скорость 4.8-6.4 км/ч против течения, прежде чем пошло ко дну.
Вместо того чтобы опустить руки, Фултон заказал новый паровой двигатель с большей мощностью. В 1806-м инженер женился на Гарриет Ливингстон (Harriet Livingston), племяннице Роберта Ливингстона. У пары было четверо детей. Новый коммерческий пароход Фултона, получивший название "North River Steamboat" отправился в первое плавание 17 августа 1807-го. Судно, к которому позже прилипло имя "Clermont" (так называлась усадьба Ливингстона), успешно перевез пассажиров из Нью-Йорка (New York City) в Олбани (Albany). 240 км пути были преодолены за 32 часа.
Строительство 44-пушечного военного парохода Фултона, "Demologos", началось в 1814-м. Этот проект для нужд ВМС США был закончен уже после смерти Фултона. Инженер скончался в Нью-Йорке, 24 февраля 1815-го, от туберкулеза.
Многим известна история о том, что изобретатель парохода Роберт Фултон
якобы в 1804 году приехал в Париж и предложил Наполеону
перевести корабли на паровую тягу. Эта история находит свое подтверждение в литографии "Роберт Фултон, показывающий свои планы Наполеону Бонапарту"
, изданная в Филадельфии в первой половине XIX века.
Из пространной подписи к литографии можно узнать, что Фултон обратился к Наполеону со словами: "Великий человек, если Вы окажете мне поддержку.., Вы сможете иметь самый большой и могущественный флот в мире".
Однако французские ученые забраковали проект Фултона, заявив императору: "Государь, пар имеет двигательную силу, но столь слабую, что он едва ли сможет двигать и детскую игрушку".
И Наполеон отказал в поддержке изобретателю.
К сожалению, этой литографии я вам предложить не могу, поскольку не нашел ее такого размера, который подошел бы для данного поста. Но суть ее передает эта иллюстрация, на которой Фултон предлагает Наполеону проект подводной лодки:
В действительности же сцены, изображенной на литографии, не было.
А как было, вы сможете прочитать, если пройдете под кат.
Сергей Воробьев.
В настоящее время известно, что Фултон не приезжал в Париж в 1804 году, поскольку приехав туда семью годами ранее, он с тех пор и проживал в Париже. Известно и то, что в 1799 - 1800 годах он предложил сначала Директории, а затем первому консулу Бонапарту (который тогда еще не был императором) вовсе не пароход, а подводную лодку , приводимую в движение вручную. Фултон предлагал с ее помощью производить минные атаки на английские суда.
Подводная лодка "Наутилус - 3"
(проект Роберта Фултона 1806 г.)
Однако Наполеону его изобретение показалось ненадежным в военном отношении. С другой стороны, первый консул был заинтересован в том, чтобы Фултон продолжал свои опыты и чтобы о них непременно стало известно в Англии. Наполеон надеялся, что это подвигнет англичан быть более уступчивыми в ходе мирных переговоров (это было незадолго до заключения Амьенского мирного договора). В конце концов, когда Фултон, требовавший значительных ассигнований, убедился, что первый консул не собирается ему всерьез помогать, между ними произошло резкое столкновение, и именно тогда Бонапарт и объявил Фултона вымогателем и шарлатаном.
Тем не менее изобретателю удалось построить в Париже первый пароход в 1803 году. Власти ему не мешали, но и не помогали. Да и сам Фултон за поддержкой больше к ним не обращался. Он обратился лишь во Французскую академию наук, и вопреки распространенному мнению, что французские академики только посмеялись над Фултоном, ученые Карно, Прони, Перье, Вольней и другие дали блестящую оценку проведенному эксперименту.
Примерно к 1804 году Фултон, будучи приверженцем демократических идей и республиканцем, решил, что Наполеон передал дело революции, и стал непримиримым противником Бонапарта, о чем свидетельствует одно из его писем этого времени. Отметим и то, что еще весной 1803 года изобретатель вступил в переговоры с англичанами и перебрался в Англию в мае 1804 года (а оттуда в США), то есть именно тогда, когда постановлением Сената Наполеон был объявлен императором.
Все это ставит под сомнение встречу между императором Наполеоном и изобретательным Фултоном.
Исследователи полагают, что начало легенде об этой встрече было положено самим Наполеоном или кем-то из его сторонников, опубликовавших задним числом "письмо Наполеона" от 21 июля 1803 года, где речь шла о том, что "предложение гражданина Фултона могло бы изменить лицо мира" и его нужно передать экспертам, "которым надлежит испытать, увидеть и понять" это изобретение. Однако подлинность этого письма вызывает серьезные и обоснованные сомнения.
Легенду о разговоре Фултона с Наполеоном широко популяризировал враг Бонапарта маршал Мармон, герцог Рагузский, изменивший императору в 1814 году, и в своих мемуарах, оправдывал себя, пытавшийся показать читателям все отрицательные черты Наполеона.
Маршал Огюст Фредерик Луи Мармон
Он писал: "Я видел, как Фултон ходатайствовал о проведении опытов с пароходом. Первый консул отнесся к Фултону как к шарлатану и не желал ничего слушать. Я дважды вмешивался, но мне не удалось поколебать мнение Бонапарта. Нельзя даже представить себе, что произошло бы, если бы он дал себя вразумить и... использовал бы флотилию паровых судов в качестве составной части проектируемых средств вторжения... [в Англию. - С. В.]. Первый консул, оставшись глухим, упустил свое счастье".
Впрочем, и реальных противников проходов и скептиков в отношении целесообразности их строительства и использования было более чем достаточно.
Так, известный ученый начала XIX века Ларднер заявил, что пароход никогда не сможет принять на борт такое количество топлива, которое необходимо для пересечения океана. Он считал, планы создания трансатлантической линии Нью-Йорк - Ливерпуль такой же нелепостью, как и полет на Луну.
Однако уже в 1838 году пароход "Сириус"
пересек Атлантику, пройдя весь путь с паровым двигателем.
"Сириус"
В штыки принимали пароходы и в военном флоте. К примеру, в середине XIX века военно-морской министр США сделал следующее заявление: "Я никогда не допущу, чтобы наши старые чудесные парусные корабли были уничтожены и американский флот превратился в сборище паровым морских чудовищ".
Вероятно, той же логикой в то же время руководствовались и в России. Блестящая победа Черноморского флота под командованием адмирала Нахимова над турецким 18 ноября 1853 года в Синопском сражении Крымской войны была последней крупной морской битвой парусных кораблей.
Картина Ивана Айвазовского
А вот когда в дело вступили английские и французские пароходы, Нахимову ничего не оставалось делать, как затопить свой парусный флот, который никак не мог составить конкуренции противнику, в Севастопольской бухте.
Французские и английские паровые суда в Черном море во время Крымской войны
Затопление Черноморского флота
Это стало наглядным и весьма весомым аргументом в споре между сторонниками парусных и паровых судов, и между ведущими мировыми державами того времени развернулась настоящая "гонка вооружений": какая из них построит самый мощный именно паровой военный флот. Как известно, лидером в этой гонке вплоть до Первой мировой войны (включительно) являлась Англия.
История парохода богата и другими легендами.
Например, по одной из них, 17 июня 1543 года в порту Барселоны испанский капитан Бласко де Гарай производил испытания корабля "Тринидад". На основании того, что из середины корабля, снабженного гребными колесами, поднимались облака пара, часто делается вывод, что это и был первый пароход.
Этот популярный миф еще в 1837 году опроверг Б. П. Козловский в статье о паровых машинах, заказанной ему Пушкиным для "Современника". В XVI веке не существовало не только паровой машины, но и даже проектов об использовании силы пара для приведения в действие каких-либо механизмов. Де Гарай действительно предлагал, как и многие другие до него, строить суда, приводимые в движение гребными колесами. Но для вращения этих колес предполагалось использовать мускульную силу команды.
Здесь вспоминается эпизод из "Приключений капитана Врунгеля", в котором для вращения гребных колес яхты "Беда" были использованы белки.
Фултона принято считать создателем одного из первых пароходов, завоевавших коммерческий успех. В 1800-м по поручению Наполеона Бонапарта (Napoleon Bonaparte) Фултон начал работать над проектом "Наутилус" ("Nautilus"), одной из первых подводных лодок. Кроме того, ему приписывают изобретение самых первых морских торпед в мире, которыми пользовался британский флот.
Роберт Фултон родился на ферме в Литл Бритейн, Пенсильвания (Little Britain, Pennsylvania), 14 ноября 1765-го. У него было три сестры – Изабелла (Isabella), Элизабет (Elizabeth) и Мэри (Mary), а также младший брат Абрахам (Abraham). Его отец, Роберт, был близким другом отца художника Бенджамина Уэста (Benjamin West). Отец умер, когда Роберту-мл. было три года.
Фултон перебрался в Филадельфию (Philadelphia) на шесть лет, где увлекался рисованием, писал портреты и пейзажи, делал чертежи домов и различных механизмов. Он зарабатывал неплохие деньги, часть которых отправлял домой, чтобы поддержать мать. В 1785-м он купил ферму в Хопуэлле (Hopewell, Pa.), куда переехала вся его семья. Живя в Филадельфии, Фултон познакомился с Бенджамином Франклином (Benjamin Franklin) и другими видными публичными деятелями. В 23 года Роберт решил посетить Европу (Europe).
Наладив переписку с Бенджамином Уэстом, Роберт получил от него приглашение пожить в его доме в Англии (England), где инженер, в конечном итоге, оставался несколько лет. Кисть художника по-прежнему кормила Фултона, постоянно экспериментировавшего с механическими изобретениями, которые он сам же разрабатывал. Роберт получил патент на дноуглубительную машину и др. изобретения.
В 1797-м он оправился в Париж (Paris), где уже был хорошо известен как талантливый инженер. В Париже Фултон изучал французский, немецкий, химию и математику. Здесь же он начал проектировать торпеды и подводные лодки. Он также познакомился с Джеймсом Рамзи (James Rumsey), изобретателем из Вирджинии (Virginia), который еще в 1786-м руководил постройкой первого парохода в Шепердстауне (Shepherdstown).
Сам же Фултон предлагал реализовать его
планы по строительству парохода в 1793-м, как правительству Британии, так и США. С 1793-го по 1797-й он конструировал первую рабочую подводную лодку "Наутилус", которая успешно прошла испытания в гавани Гавра (Le Havre) в 1800-м. Он предложил свое изобретение флоту, но на вооружение подлодка принята не была.
Фултон встретился с Робертом Р. Ливингстоном (Robert R. Livingston), который в 1801-м был назначен послом США во Франции. Вместе они решили построить пароход и попробовать запустить его на Сене (Seine). Фултон перебрал несколько различных материалов для корпуса, чтобы добиться водостойкости, делал чертежи и создавал различные модели, пока не остановился на одном из вариантов. Первые испытания парового судна с размерами 20.1 м. x 2.4 м прошли неплохо, правда, пришлось восстанавливать и укреплять корпус. 9 августа 1803-го судно развило скорость 4.8-6.4 км/ч против течения, прежде чем пошло ко дну.
Вместо того чтобы опустить руки, Фултон заказал новый паровой двигатель с большей мощностью. В 1806-м инженер женился на Гарриет Ливингстон (Harriet Livingston), племяннице Роберта Ливингстона. У пары было четверо детей. Новый коммерческий пароход Фултона, получивший название "North River Steamboat" отправился в первое плавание 17 августа 1807-го. Судно, к которому позже прилипло имя "Clermont" (так называлась усадьба Ливингстона), успешно перевез пассажиров из Нью-Йорка (New York City) в Олбани (Albany). 240 км пути были преодолены за 32 часа.
Строительство 44-пушечного военного парохода Фултона, "Demologos", началось в 1814-м. Этот проект для нужд ВМС США был закончен уже после смерти Фултона. Инженер скончался в Нью-Йорке, 24 февраля 1815-го, от туберкулеза.
ФУЛТОН РОБЕРТ
(род. в 1765 г. – ум. в 1815 г.)
Изобретатель. Построил первую подводную лодку «Наутилус» (1800), первый колесный пароход «Клермонт» (1807).
Многие поколения моряков мечтали о том времени, когда они смогут отправляться в плавание, не дожидаясь попутного ветра. Этой мечте суждено было сбыться в начале XIX века. Правда, путь от мечты до ее реального воплощения был тернист. Попытки спрятать огнедышащий котел в деревянный корпус корабля зачастую оканчивались незапланированным фейерверком. Самым упорным в достижении этой цели оказался Роберт Фултон, гениальный американский инженер и изобретатель. Принято считать, что первый колесный пароход изобрел именно он. На самом деле это не совсем так. Еще в XVIII веке, сразу после изобретения паровой машины, предпринимались многочисленные попытки установить ее на парусное судно, однако они были неудачны. Именно Роберт Фултон, проанализировав достижения и ошибки своих предшественников, сумел создать первый действующий колесный пароход «Клермонт», который был спущен на воду в 1807 г. Этот год и вошел в историю как дата рождения парохода.
Роберт Фултон родился 14 ноября 1765 г. в городке Литл-Бритен, недалеко от Филадельфии, штат Пенсильвания. Сейчас этот городок называется Фултон. Его отец Роберт Фултон-старший и мать Мэри Смит имели пятерых детей – трех девочек и двух мальчиков. В 1766 г. семья продала ферму и перебралась в город Ланкастер. А в 1768 г. отец умер, оставив вдову с пятью маленькими детьми на руках. Неудивительно, что будущий изобретатель не получил никакого систематического образования. Однако уже в детстве Роберт проявил самые разносторонние способности: он хорошо рисовал, был прекрасным математиком, любил работать с инструментами. Мальчик мечтал стать художником, хотя это занятие в те годы в США считалось, по меньшей мере, несерьезным. В семнадцать лет он покинул родной дом и переехал в Филадельфию. Этот город, центр культурной и политической жизни США, стал идеальным местом для амбициозного молодого человека с широким кругом интересов. Роберт успешно работал гравером, помощником ювелира, познакомился с рядом влиятельных людей, в том числе с Бенджамином Франклином. В 21 год он уже смог купить ферму для своей семьи.
В 1786 г., вооружившись рекомендательным письмом от Франклина, Фултон поехал в Лондон, чтобы продолжить свои занятия живописью. В Лондоне он общался с молодыми талантливыми художниками, литераторами, инженерами. Его бьющая через край энергия требовала практической деятельности. Молодой человек бросил занятия живописью и стал инженером-изобретателем. Роберту еще не было 30 лет, когда он изобрел устройство для разрезания мраморных плит. В 1794 г. за эту работу он получил серебряную медаль Лондонского общества поощрения искусств, торговли и ремесел. Тогда же он разработал проекты и создал машины для прядения льна, для скручивания веревок. Следующие несколько лет Фултон усердно изучал вопросы, связанные со строительством каналов и шлюзов. Он изобрел экскаватор для рытья каналов, а также наклонный судоподъемник, позволявший обходиться без шлюзов. Все дарования Фултона как бы слились воедино, дополняя друг друга.
В 1797 г. Роберт, уже известный инженер, механик и изобретатель, поехал во Францию, надеясь заинтересовать французское правительство своими идеями по прокладке каналов и дамб. Но французам не до каналов: идет война. И Фултон вновь в корне поменял направление своих исследований: он обратился к правительству Французской республики с предложением о строительстве подводной лодки. Предложение было отвергнуто, но настойчивый изобретатель добился аудиенции у первого консула Наполеона Бонапарта и заинтересовал его идеей подводного корабля. В 1800 г. Фултон построил подводную лодку и с двумя помощниками осуществил погружение на глубину 7,5 м. Через год он спустил на воду усовершенствованный «Наутилус» длиной 6,5 и шириной 2,2 м. Для того времени лодка имела приличную глубину погружения – около 30 м. В качестве движителя подводного хода использовался вращаемый вручную четырехлопастной винт, позволявший развивать скорость около 3 км/час. В надводном положении лодка двигалась под парусом со скоростью 5–6 км/час. Мачта для паруса была укреплена на шарнире. После подъема мачты развертывался парус, и корабль становился похож на раковину моллюска наутилуса. Отсюда и появилось название, которое дал своей подводной лодке Фултон, а спустя 70 лет заимствовал Жюль Верн для фантастического корабля капитана Немо. Погружение и всплытие осуществлялись заполнением и осушением балластной цистерны. «Наутилус» был вооружен миной, которая представляла собой два медных бочонка с порохом, соединенных эластичной перемычкой. Но изобретатель отказался от боевого применения «Наутилуса» из-за того, что французский морской министр не удовлетворил его требование присвоить членам экипажа лодки воинские звания, без чего в случае захвата в плен англичане повесили бы их как пиратов. Весной 1803 г. Фултон приступил в Париже к строительству своего первого парохода. Паровая машина Уатта была взята напрокат у одного знакомого, но схему передаточного механизма придумал сам Фултон. Однако построенный корабль оказался недостаточно прочным – корпус не выдержал тяжести машины. Однажды во время сильного волнения на Сене днище проломилось и взятая в долг машина вместе со всем оборудованием пошла ко дну. С большим трудом ее удалось поднять, причем Фултон жестоко простудился во время спасательных работ. Вскоре был построен новый, гораздо более прочный корпус судна, имевший 23 м в длину и 2,5 м в ширину. В августе 1803 г. на Сене было проведено пробное испытание. В течение полутора часов пароход двигался со скоростью 5 км/час и показал хорошую маневренность. Первым делом Фултон предложил свой пароход Наполеону, но тот не заинтересовался этим изобретением. Говорят, что император раздраженно сказал: «Во всех европейских столицах полно авантюристов. Бегают по миру и предлагают правителям мнимые изобретения, которые существуют только в их фантазии. Это одни шарлатаны и обманщики, жаждущие только денег. Этот американец – один из них. О Фултоне не хочу больше слышать ни слова».
В мае 1804 г. после заключения Французской академии наук о бесперспективности паровой навигации Роберт Фултон возвратился в Англию. Он пытался увлечь английское правительство проектом своей подводной лодки и парохода, предлагал другие изобретения. Британское адмиралтейство выдвигает встречное предложение: Фултону была назначена пожизненная пенсия с одним условием – забыть о своем изобретении. Так непросто складывалась судьба изобретателя и главного его детища – парохода. Фортуна улыбнулась Роберту лишь в 1806 г., когда он, отчаявшись найти поддержку у европейских правителей, решил вернуться на родину. Перед отъездом изобретатель заказал в известной бирмингемской фирме «Бултон энд Уатт» паровую машину мощностью 20 лошадиных сил. В Америке при финансовой поддержке своего друга Р. Ливингстона на верфи Чарльза Брауна Фултон построил корабль. На борту установили привезенный из Англии паровой двигатель, и весной 1807 г. судно было спущено на воду. Оно называлось «Пароход Северной реки Клермонт», но в истории и памяти людей сохранилось название «Клермонт». Это было небольшое судно, водоизмещением около 100 тонн, длина его составляла 40 м, ширина около 5 м. В августе 1807 г. на судно был установлен двигатель, испытанный в работе во время рейса Нью-Йорк – Олбани. Расстояние до Олбани составляло 150 миль (241 км), рейс длился 32 часа, возврат по течению реки занял 30 часов. Паруса не использовались ни разу. Это был первый безостановочный транспортный рейс длительностью более суток, совершенный паровым судном. С этого дня началось триумфальное шествие парового судоходства.
Интересно, что в первое плавание «Клермонт» отправился без пассажиров и груза – велика была вероятность того, что судно не доберется до места назначения. Первый рейс парохода был широко разрекламирован в газетах. К отплытию собралась большая толпа любопытных, состоявшая из горячих сторонников и ярых противников прогресса, множества зевак. Заключались пари на исход этого мероприятия. Рассказывают такой анекдот: некий господин, который не верил в успешное окончание дела, стоя на берегу, кричал: «Он не сможет заставить его двинуться!» Внезапно, выпустив клубы пара, пароход тронулся с места. Пораженный мужчина замолк на мгновение, а затем стал кричать: «Он не сможет остановиться!»
Успешное завершение первого плавания позволило открыть регулярное пароходное сообщение между Нью-Йорком и Олбани. «Клермонт» держал эту линию в течение нескольких лет, сразу столкнувшись с крайне враждебным отношением владельцев парусных и гребных судов на Гудзоне, увидевших в пароходе грозного конкурента. Они то и дело подстраивали столкновения парохода с шаландами и баркасами или устраивали на пути парохода заторы. В 1811 г. в США был даже принят специальный закон, грозивший строгим наказанием за сознательный вред, нанесенный пароходам. Интересна и коммерческая сторона вопроса – только за первый год эксплуатации «Клермонт» дал выручку 16 тысяч долларов (немалые деньги по тем временам), доказав всему миру рентабельность парового флота. Хотя сам Фултон неоднократно подчеркивал, что идея парохода принадлежит не ему, именно он впервые удачно воплотил ее в жизнь, и именно с его легкой руки пароходство начало бурно развиваться сначала в Америке, а потом и во всем мире.
В последние годы жизни Фултон работал над проектом канала, соединяющего Великие озера и Нью-Йоркскую гавань. Этот канал был построен уже после смерти великого изобретателя. Умер Роберт Фултон в Нью-Йорке 24 февраля 1815 г., за несколько месяцев до своего пятидесятилетия.
Одна из легенд рассказывает, что в 1815 г., когда уже свергнутого императора Наполеона Бонапарта везли в ссылку на остров Святой Елены, английский военный парусник, дрейфовавший из-за штиля, повстречал в океане пароход, шедший на всех парах. Поинтересовавшись у офицера охраны, кто построил пароход, обогнавший их парусник, узник получил лаконичный ответ – Роберт Фултон…
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Роберт Фултон. Его жизнь и научно-практическая деятельность автора Абрамов Яков ВасильевичГлава II. Фултон в Англии В мастерской Уэтса. – Разочарование в живописи и увлечение механикой. – Три года на заводах. – Встреча с Рамзеем. – Краткий очерк истории попыток применения пара к судоходству: Власко де Гарай, Папин, Джонатан Хольз, Бернулли, Перье и Жоффруа,
Из книги Лестница в небеса: Led Zeppelin без цензуры автора Коул РичардГлава III. Фултон во Франции Фултон в Париже. – Идея подводного судна. – Поездка в Голландию и возвращение в Париж. – Барлоу. – Занятие живописью. – Самообразование. – Изучение механики. – Фултон и Бонапарт. – Подводная лодка. – Ливингстон. – Работы над паровым
Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков ФедорГлава IV. Фултон в Америке. Его торжество Привилегия плавания по Гудзону. – Заказ машины Уатту. – Предложение покупки подводного судна. – Постройка первого парохода «Клермонт». – Материальные затруднения. – Первый опыт плавания на «Клермонте». – Объявление о рейсах
Из книги Портреты автора Ботвинник Михаил Моисеевич Из книги Четыре друга на фоне столетия автора Прохорова Вера ИвановнаРОЖДЕСТВЕНСКИЙ Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Роберт (поэт; скончался 19 августа 1994 года на 63-м году жизни). В 1990 году врачи обнаружили у поэта опухоль мозга. Несмотря на страшный диагноз, Рождественский воспринял это сообщение с присущим ему юмором, написав стихотворение
Из книги Красавцы советского кино автора Раззаков ФедорРоберт ФИШЕР Слово о Роберте Фишере Прошло 20 лет, как Фишер стал чемпионом мира (с того момента он не сыграл ни одном турнирной партии), – и тогда же он ушел из мира шахмат.Да, многие его решения казались непонятными и непредсказуемыми. По-видимому, Фишер представлял себе
Из книги 50 знаменитых чудаков автора Скляренко Валентина МарковнаРоберт Фальк Родился 27 октября 1886 года в Москве в семье юриста и шахматиста Рафаила Фалька.В детстве и юности мечтал стать музыкантом.Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.Одним из его профессоров был Валентин Серов, в свое время посоветовавший
Из книги И.П.Павлов PRO ET CONTRA автора Павлов Иван ПетровичЕго звали не Роберт Олег Стриженов родился 10 августа 1929 года в городе Благовещенске на Амуре в семье военного. Его отец - Александр Николаевич - воевал на фронтах Гражданской войны в рядах Красной армии, имел несколько боевых наград. В начале 20-х, волею судьбы, он полюбил
Из книги 10 гениев науки автора Фомин Александр ВладимировичВУД РОБЕРТ (род. в 1868 г. – ум. в 1955 г.) Американский физик – экспериментатор, которого часто называют «отцом современной физической оптики» и «гением эксперимента». Открыл и исследовал резонансное излучение паров натрия и ртути, развил методы спектроскопии, заложил
Из книги Великие американцы. 100 выдающихся историй и судеб автора Гусаров Андрей ЮрьевичДж. Ф.ФУЛТОН Иван ПавловИсследования Павлова, создавшие эпоху в изучении деятель ности мозговой коры и начатые приблизительно в 1902 г., за пре делами России фактически были неизвестны. Павлов сам сделал сообщение в Лондоне в 1906 г. и прочитал доклад в Гронингене в 1913 г., но до
Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс РосерРоберт Гук Гук был несколько старше Ньютона. Он родился в 1635 году, в семье священника на острове Уайт, расположенном в проливе Ла-Манш. Гук был очень слабым и болезненным ребенком и поэтому не получил систематического образования. В 1648 году его отец умер и мальчик переехал
Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий ВладимировичСоздатель парохода Роберт Фултон (Robert Fulton) (14 ноября 1765, Литтл-Бритн - 24 февраля 1815, Нью-Йорк) В Санкт-Петербурге на Невском проспекте через реку Мойку перекинут Зеленый мост. Эту чугунную переправу в 1806–1808 годах построил шотландский инженер Вильям Гесте вместо старого
Из книги Обратно к врагам: Автобиографическая повесть автора Бабенко-Вудбери ВикторияРоберт Митчем «Я – гамбургер»Ро?берт Чарльз Дэ?рмен Ми?тчем (1917–1997) – американский актер, сценарист и продюсер.Бродяга, полупрофессиональный боксер, композитор, писавший песни для различных спектаклей, певец, не имевший успеха, актер однажды заявил о том, что фильмы ему
Из книги Мэрилин Монро автора Надеждин Николай ЯковлевичФУЛТОН РОБЕРТ (род. в 1765 г. – ум. в 1815 г.) Изобретатель. Построил первую подводную лодку «Наутилус» (1800), первый колесный пароход «Клермонт» (1807). Многие поколения моряков мечтали о том времени, когда они смогут отправляться в плавание, не дожидаясь попутного ветра. Этой
Из книги автораРоберт Ранней весной 1945-го года уже все поняли, что война подходит к концу. Изо дня в день через наш маленький город тянулась непрерывная цепь беженцев. Здесь были и военные, и гражданские, немцы и иностранцы, мужчины, женщины, дети. Многие ехали на старых машинах или на
Из книги автора71. Роберт Братья Кеннеди никогда не отличались незыблемой приверженностью моральным принципам. Талантливые, энергичные, амбициозные, они привыкли брать от жизни то, что им нравилось. Отказов женщин на их притязания они практически не получали. И при этом оба любили своих