Результаты летчиков торпедоносцев во второй мировой. Метка «торпедоносцы ссср. Бомбы легли в цель
Заканчивая "Большую авиационную неделю" в своем блоге, хочу остановиться на этой нейтральной теме.
Итальянцы использовали торпедоносцы еще во время Первой мировой войны, однако до самого начала Второй мировой войны они не располагали какими-либо специализированными подразделениями торпедоносцев. Однако еще в марте 1937 г. на обычном SM.79 установили специальный прицел, а под фюзеляжем держатель с замками для авиаторпеды. В ноябре были проведены успешные испытания по сбросу габаритно-весовых макетов, а в марте 1938-го был испытан вариант с двумя узлами подвески. В ноябре 1939 года командующий главного штаба ВВС Италии, генерал Приколо заказал партию авиационных торпед. Командование флотом было не в восторге от этой идеи и приложило немало усилий, пытаясь сохранить свое право распоряжаться разработками торпедного центра в Фиуме.
SM.79
283 Squadriglia, 130 Gruppo Aerosiluranti (все рисунки с сайта Палитра Крыла)
«Экспериментальный отряд торпедоносцев» (Reparto Sperimentale Aerosiluranti), призваный выработать методику и тактику применения торпедоносцев против боевых кораблей и транспортных судов, был сформирован в Гориции только 25 июля 1940 г. Он насчитывал 5 самолетов SM.79 Они действовали с баз в Ливии, ночь на 15 августа был назначен первый боевой вылет. 5 SM.79 нанесли торпедный удар по судам в гавани Александрии. Первый блин вышел комом — не было поражено ни одной цели.
9 сентября 1940 года «Экспериментальный отряд торпедоносцев» стал 278. Squadrilia A.S. (A.S. - Aero-Siluranti - торпедоносцы) «Quattro Gaff» («Четыре кота») Существуют разные толкования выражения «Четыре кота»: на итальянском сленге - «избранные люди»; другое - «очень мало людей». Девизом были слова: «Pauci sed semper immites» переводится как «малочисленные, но всегда свирепые»
SM.79 205 Squadriglia, 41 Gruppo Autonomo Aerosiluranti
Вскоре пришли первые успехи. 17 сентября 1940 года экипажи Бускалья и Робоне повредили британский крейсер «Кент», a 10 октября пилот Эрази торпедировал крейсер «Ливерпуль»; оба корабля вышли из строя почти на год. 3 декабря 1940 года, пилоты Эрази и Бускалья атаковали крейсер «Глазго», крейсер находился на якоре, торпеды попали. Но в броневой пояс, повреждения были исправлены за 2 месяца. К концу 1940 года, Squadriglia совершила 238 боевых вылетов, выполнив 113 торпедных атак.
В Гориции тем временем шла подготовка все новых торпедоносных частей В ноябре 1940 года там было сформировано учебное торпедное подразделение, в 1941 и 1942 годах подобные подразделения создали в Неаполе и Пизе. Из этих учебных подразделений организовывались новые боевые торпедные эскадрильи. В январе 1941 года - 279. Squadriglia AS, в феврале - 280. Squadriglia AS, в марте 281. Squadriglia AS. Последней командовал Бускалья, ее перебросили на остров Родос в Эгейском море.
В июле 1941 года была сформирована первая торпедная Gruppo - 130. Gruppo AS из новосформированной 283. Squadriglia AS и 280. Squadriglia AS. Подразделения летавшие на самолетах Savoia Marchetti SM. 84 (41. Gruppo (ранее входившей в 12. Stormo), и 36. Stormo) также ставились задачи по выполнению торпедометания. SM. 84 оказался столь ненадежным, что экипажи называли их "летающими гробами", и эти части были перевооружены старыми S.M.79.
SM.79 Silurante.
278 Squadriglia, 132 Gruppo A.S., Regia Aeronautica
В течение 1941 года торпедоносцы S. 79 атаковавшие британские корабли добились значительных успехов. 18 апреля лейтенанты Чимиччи и Фумани из 281. Squadriglie потопили танкер «Бритиш Сайенс» (7138 бр.т). 20 августа Грациани и Форцинетти из 281. Squadriglie перехватили и атаковали между Кипром и Порт- Саидом британский танкер «Турбо» (4782 бр.т), британцы дотащили его до гавани, где он и затонул. 23 июля 1941 года, 280. и 283. Squadriglie повредили крейсер «Манчестер» и потопили эсминец «Феарлесс». 27 сентября 1941 года торпедоносцы SM. 84 из 36. Stormo серьезно повредили британский линкор «Нельсон», потери торпедоносцев были в этой атаке значительными. 13 октября группой под командованием Бускалья был безуспешно атакован линкор «Бархэм». Успехом торпедоносцев SM. 84 стало потопление в ночь с 14 на 15 ноября 1941 г. транспортов "Эмпайр Пеликан" (6463 бр. т) и "Эмпайр Дефендер" (5639 бр.т). Отличилась 258. Squadriglie.
1 января 1942 г был получен приказ, согласно которому к 281 - й эскадрильи должна была присоедениться 278-я, после чего они должны были образовать элитную 132-ю авиагруппу торпедоносцев (132" Gruppo A.S.), основным местом базирования которой была выбрана Литториа на Сицилии.
К апрелю 1942 г. в составе итальянских ВВС имелось 12 групп торпедоносцев, насчитывавших примерно 140 боевых самолетов, основная задача которых состояла в уничтожении немногочисленных, но очень хорошо охраняемых конвоев, посылаемых из Гибралтара и Александрии на Мальту.
SM.79.
281 Squadriglia, 132 Gruppo Autonomo Aerosiluranti
Пиком действий торпедоносцев стали конвойные битвы 13 -15 июня 1942 года и 11 по 14 августа 1942 года, когда британский флот проводил конвойные операции «Гарпун» и «Пьедестал», соответственно. В результате атак торпедоносцев SM. 79, было потоплено несколько транспортных судов, снова поврежден несчастливый крейсер «Ливерпуль» и потоплен эсминец. Капитан Бускалья 15 июня обнаружил и потопил уже поврежденный близкими разрывами авиабомб германских пикировщиков транспорт «Бурдуан» (6069 бр.т).
В течение 1942 года 46. Stormo стал торпедоносным подразделением, в то же время были сформированы новые Gruppo Aerosiluranti; 131. Gruppo включавшее 279. и 284. Squadriglie AS в Африке, 133. Gruppo в который вошли разведывательные 174. и 175. Squadriglie, был сформирован непосредственно в Ливии, без предварительного обучения. К концу 1942 года торпедоносная авиация усилена 32. Stormo (Gruppo 38. и 89.), оснащенные SM. 84, и с Gruppo 104 и 105 , 13 и 131, что обладали SM. 79. В начале ноября 1942 года имелось147 самолетов в составе 12 Gruppo, каждый из двух эскадрилий.
В начале ноября 1942 г англо-американские войска высадились в Алжире и Марокко, поставив африканскую группировку стран «оси» в тяжелейшее положение. Торпедоносцы SM. 79 атаковали суда в море и в гавани. Однако, превосходство в воздухе полностью перешло к союзникам, поэтому потери среди торпедоносцев были очень высоки. 12 ноября «Спитфайрами» был сбит самолет Бускалья, сам он выжил.
SM.84bis.
282 Squadriglia Autonoma AS
Следует отметить, что низковысотное торпедометание было наиболее рискованной для экипажей тактикой применения самолетов против кораблей. При выходе на дистанцию сброса необходимо было строго выдерживать скорость и высоту полета. Учитывая, что в этот момент по самолету стреляет вся корабельная артиллерия, иногда заградительный огонь главного калибра, пилотам нужны были стальные нервы. Экипажи итальянских самолетов, согласно расчетам специалистов ВВС Италии, должны осуществлять сброс торпеды не ближе 700 м от цели с высоты 100 м на скорости 300 км/ч. Даже в этих условиях, ожидалось, что каждый экипаж сделает не более пяти боевых вылетов до того, как его собьют. На практике в 1941-1942 годах на каждый потерянный самолет-торпедоносец приходилось в среднем по восемь попаданий торпед, то в 1943 году этот показатель упал до одного попадания на 2,5 потерянных самолетов. Теперь атаки стали проводить ночью, но эффективность радаров союзников сводила на нет преимущества темного времени суток.
S.M. 84. 258 Squadriglia, 109 Gruppo, 36 Stormo Aereosiluranti
В июне 1943 года большинство уцелевших торпедоносцев SM. 79 было сконцентрировано в в Пизе и Сиене, 130., 132. и 104. Gruppo и 205., 279. Squadriglia остались отдельными подразделениями. К этому времени кол-во торпедоносцев по штату должно было составить 280 машин. Однако 170 должны были переоборудоваться в течении нескольких месяцев из бомбардировщиков, из имевшихся 110 — 30 были в учебных частях. Заключительные действия торпедоносцев имели место во время высадки союзников на Сицилию, в июле 1943 года, тогда британский авианосец "Индомитэбл» получил повреждения. Последняя атака торпедоносцев S. 79 из состава Aerosiluraiiti была проведена ночью 8 сентября 1943 года, после того, как Италия подписала перемирие с союзниками.
Подобьем итоги применения в ходе Второй мировой войны итальянских торпедоносцев. Согласно Francesco Mattesini, “I successi degli Aerosiluranti Italiani e Tedeschi in Mediterraneo nella 2^ Guerra Mondiale”, Bollettino d’Archivio dell’Ufficio Storico della Marina Militare, marzo 2002, ими было потоплено восемь боевых кораблей водоизмещением 15968 тонн, пятнадцать торговых судов тоннажем 77552 тонн. Повреждены четырнадцать кораблей водоизмещением 131,688 тонн и три торговых судна 23627. Эти цифры могут показаться довольно скромными, особенно по сравнению с тем, что было заявлено в ходе войны, количеством приложенных усилий и понесенных потерь. Потери были очень значительны, из 2500 боевых вылетов не вернулись на базу более чем 110 самолетов.
Хотя итальянские торпедоносцы достигли в Средиземном море меньших результатов в тоннаже чем у британских и немецких коллег тем не менее, их достижения весьма достойны. Тем более, если результат торпедоносцев сравнить со скромными достижениями итальянских горизонтальных и пикирующих бомбардировщиков. Повреждены линкор «Нельсон», авианосец «Индомитэбл» и из шести крейсеров («Кент», «Ливерпуль» - торпедированный дважды, «Глазго», «Манчестер» и «Феб». Немцы поразили торпедами один крейсер («Аретьюза»). Хотя в принципе задачи итальянских и немецких торпедоносцев были разными одни против боевых кораблей затачивались, другие на торговый флот.
Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками». Широкорад Александр Борисович
Глава 4. БОЛЬШИЕ ПОТЕРИ И НИ ОДНОЙ ПОБЕДЫ
Глава 4.
БОЛЬШИЕ ПОТЕРИ И НИ ОДНОЙ ПОБЕДЫ
К началу войны минно-торпедная авиация Черноморского флота была представлена 2-м минно-торпедным авиаполком, входившим в состав 63-й бомбардировочной бригады. Причем из 62-х экипажей торпедоносцев ДБ-3 полностью готовыми к использованию торпедного оружия были только двенадцать. Замечу, что одна (1-я) эскадрилья 2-го мтап Черноморского флота была к 22 июня переведена на машины ДБ-3Ф. Эскадрильи торпедоносцев, полностью боеготовые, базировались в Карогозе (Крым), а занимавшиеся боевой подготовкой - в Сарабузе.
С первого же дня войны торпедоносцы ДБ-3 участвовали в налетах на Констанцу и другие румынские города. 30 июня 1941 г. четыре самолета ДБ-3Ф впервые поставили мины в устье Дуная.
В ночь на 8 сентября ДБ-3 сбросили на столицу Румынии Бухарест три бомбы ФАБ-1000 и восемь ФАБ-500, а в ночь на 13 сентября - три ФАБ-1000 и ФАБ-250.
Торпедоносец ДБ-3Ф 62
С августа 1941 г. флотские ДБ-3 стали широко привлекаться для бомбардировки наступавших германских войск в районе нижнего течения Днепра.
Описание стратегических бомбардировок, постановок мин и бомбардировок сухопутных войск выходят за рамки монографии. Стоит лишь сказать, что с 22 июня по 25 сентября было потеряно 37 флотских Д Б-3, из которых два сбиты в воздушных боях, 10 сбиты зенитной артиллерией, 6 машин относятся к небоевым потерям, а судьба 19 самолетов осталась неизвестной.
К 20 сентября 1941 г. во 2-м мтап осталось всего 24 самолета ДБ-3, из которых исправными было только восемь. 30 октября в связи с угрозой вторжения германских войск в Крым самолеты полка перелетели на аэродромы Анапы и Краснодара.
Здекабря 1941 г. звено (3 машины) ДБ-3 было переброшено на Херсонесский аэродром под Севастополем. Там торпедоносцы находились в капонирах, вырубленных в скальном грунте. 19 декабря туда перелетали еще два ДБ-3, а 8 февраля 1942 г. - еще 9 машин, поскольку аэродром был расширен.
Приказом наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова от 2 апреля 1942 г. 2-й мтап был преобразован в 5-й гвардейский минно-торпедный авиаполк.
Первое применение торпед самолетами ДБ-3 {14} состоялось лишь 21 мая 1942 г. Рано утром разведчик Ил-4 обнаружил одиночный транспорт, шедший из Сулины в Одессу. На перехват транспорта вылетели четыре торпедоносца ДБ-3. Транспорт водоизмещением около 3000 т был обнаружен ими в 15 милях восточнее Килийского гирла Дуная. Согласно донесению летчиков, с дистанции 1200–1400 м было сброшено три торпеды, одна из которых попала в корму транспорта. На нем возник пожар, и транспорт уменьшил ход.
На самом деле транспортом в 3 тысячи тонн оказалась плавбаза германской Дунайской флотилии «Ута», водоизмещение которой составляло всего 535 т. Причем ни одна торпеда в «Угу» не попала, зато судно по вине командира село на мель. В журнале «История авиации» № 1/2003 утверждается, что «Угу» атаковали какие-то безвестные бомбардировщики, но ни в «Хронике…», ни в «Справочнике потерь…» их нет.
Как уже говорилось, самолеты ДБ-3 постоянно привлекали к бомбардировкам, минным постановкам и т. д. Но 16 июня 1942 г. командование Черноморского флота впервые использовало их в качестве истребителей. Четверка ДБ-3 прикрывала переход морем поврежденного крейсера «Молотов».
22 июля 1942 г. 63-я авиабригада в составе 5-го гвардейского и 40-го авиационного полков имела на вооружении 12(1) ДБ-3, 9(3) Пе-2 и 9(2) СБ. Бригада базировалась на аэродромы Майкоп, Гудаута и Елизаветинская.
4 марта 1943 г. началось формирование еще одного торпедного соединения на Черном море - 36-го минно-торпедного авиаполка. Первый боевой вылет самолетов этого полка состоялся 28 июня 1942 г. (бомбардировка Ялты). Замечу, что до этого в ходе боевой подготовки полк потерял четыре Ил-4.
Следующее применение торпед состоялось в ночь на 26 июля 1942 г. С 19 ч. 35 м. 25 июля четыре Ил-4 производили поиск неприятельских транспортов в море, но не обнаружили их и сбросили торпеды по запасной цели - порту Феодосия. Все четыре торпеды взорвались в порту около элеватора.
26 июля с 17 ч. 15 м. до 0 ч. 33 м. 27 июля два Ил-4 вели поиск на вражеских коммуникациях между портом Констанца и о. Фидониси, чтобы атаковать транспорты, обнаруженные нашей военной разведкой в 14 ч. 30 м. 26 июля. Но транспортов самолеты не нашли и сбросили торпеды по запасной цели - порту Ялта.
28 июля пара Ил-4 в режиме «свободной охоты» обнаружила в районе Констанцы несколько самоходных барж. Обе сброшенные торпеды в цель не попали.
В связи с наступлением немцев на Кавказе нашим торпедоносцам 4–5 августа 1942 г. пришлось перебазироваться с аэродромов Майкоп и Белореченская в Гудауту и Алахадзи на территории Аджарии. Из-за больших потерь в ходе вылетов в качестве обычных бомбардировщиков число торпедоносцев Ил-4 резко сократилось. Так, к 24 сентября 1942 г. 5-й гмтап, базировавшийся на аэродроме Гудаута, располагал семью машинами, из которых исправных было пять, а 36-й мтап - 11 (7) машинами на аэродромах Алахадзи и Бабушеры.
В конце сентября - октябре было потеряно еще два Ил-4. В результате этого командующий ВВС Черноморского флота приказал передать оставшиеся одиннадцать Ил-4 из 36-го мтап в состав 5-го гмтап.
В середине декабря 1942 г. началось перевооружение 36-го мтап на самолеты А-20Ж «Бостон».
Последняя торпедная атака ВВС Черноморского флота в 1942 г. состоялась 25 ноября. Три торпедоносца Ил-4 вылетели для атаки транспорта «Ташкент» (5552 брт), стоявшего в Феодосийском порту. История этого судна достаточно любопытна. 30 декабря 1941 г. транспорт «Ташкент» в момент отхода от причала феодосийского порта был атакован германским самолетом и затонул от попадания бомбы. А в начале ноября 1942 г. наша разведка донесла, что немцы его пытаются поднять и ввести встрой. Командование флота приказало окончательно уничтожить «Ташкент».
В 13 ч. 55 м. на судно, стоявшее у южной стенки дамбы, были сброшены три торпеды. Согласно донесению летчиков, одна торпеда попала в «Ташкент», и он окутался дымом. По германским же данным, одна торпеда попала в южную стенку недалеко от судна и проделала в дамбе дыру диаметром 4 м, вторая торпеда попала в северную дамбу и нанесла ей повреждения, а третья торпеда вызвала оползень причальной стенки. Самое же забавное, что немцы и не собирались поднимать «Ташкент». Это сделала аварийно-спасательная служба Черноморского флота в 1945 г.
Из книги Тени над Заполярьем [Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев] автора Зефиров Михаил ВадимовичГлава 5 Большие проблемы маленького полуострова Неудавшийся десант Одной из главных проблем, вставших перед командующим Северным флотом 35-летним вице-адмиралом Арсением Григорьевичем Головко еще осенью 1941 г., стала организация снабжения частей, отрезанных на
Из книги Вёшенское восстание автора Венков Андрей ВадимовичГлава 1 «Мы все как один готовы в любой момент…» (Из резолюции одной станицы) Весна 1918 года. Калединщина, которую Ленин считал одной из главных опасностей для революции, разгромлена. Часть казаков-фронтовиков, уверенных, что дело сделано, мир с Советской властью
Из книги Боевое применение МиГ-21 во Вьетнаме автора Иванов С. В.Победы и потери Новый 1967 г. начался для северовьетнамских ВВС неудачно - 2 января в течение нескольких минут над Нойбаем было потеряно не менее пяти истребителей МиГ-21. Все эти самолеты сбили экипажи F-4C из 8-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США. «Фантомы»
Из книги Закат владыки морей автора Смит ПитерГлава 9. Большие Корабли уходят На Средиземном море шла подготовка к новой крупной десантной операции союзников - высадке в Южной Франции, получившей кодовое название «Драгун». Хотя уже в то время можно было сомневаться в полезности такой операции, а в перспективе она
Из книги Что искал Третий рейх в Советской Арктике. Секреты «полярных волков» автора Ковалев Сергей АлексеевичГлава 7 СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ ПОБЕДЫ И ПОТЕРИ В ЗАПОЛЯРЬЕ О чем рассказала гибель субмарин? К сожалению, за четыре года подводной войны в Карском море корабли Северного флота одержали только две победы над «арктическими волками» адмирала Дёница.Конечно же, уничтожение всего
Из книги Семена распада: войны и конфликты на территории бывшего СССР автора Жирохов Михаил АлександровичГлава 7 Грузия: три войны в одной стране Грузия - наиболее близкий к России народ в Закавказье в силу общей православной веры. На гербе Грузии изображен ее покровитель - святой Георгий Победоносец, поражающий копьем змия. Кстати, отсюда происходит и название Грузии на
Из книги Партизанская война в 1812 г. автора Курбанов СайидгюсинГЛАВА 2. Малые победы В начале Отечественной войны, во время отступления наших армий от границы, атаман донских казаков генерал от кавалерии Платов прикрывал своими казаками 2-ю армию (Багратиона). К 19 июня 1-я армия М.Б. Барклая де Толли сосредоточилась в Свенцянах, П.И.
Из книги Гитлеровская машина шпионажа. Военная и политическая разведка Третьего рейха. 1933–1945 автора Йоргенсен КристерГлава 4. Легкие победы Я приготовлю им блюдо, которым они подавятся! Адольф Гитлер (31 марта 1939 г.) по поводу гарантий Чемберлена Польше и Румынии При рассмотрении скоротечных кампаний Германии 1939 и 1940 гг. обычно остается в тени роль абвера и СД, выразившаяся в их помощи
Из книги Записки военного альпиниста [От ленинградских шпилей до вершин Кавказа, 1941–1945] автора Бобров Михаил МихайловичГлава 8 После Победы Улицы, ограды, парапеты, Толпы, толпы… Шпиль над головой. Северным сиянием Победы Озарилось небо над Невой. Гром орудий, но не грохот боя. Лица… Лица… Выраженье глаз. Счастье… Радость… Пережить такое Сердце в состоянье только раз. Слава всем, которые
Из книги Защита Сталина [Кто пытается опорочить страну и победу?] автора Козинкин Олег ЮрьевичЧто всегда скрывал о предвоенном планировании маршал победы. (Как Жуков стал «маршалом Победы» задолго до мая 45-го и что отрабатывалось на практически никому сегодня не известных КШИ мая 41-го.) Говоря о предвоенном планировании, надо подробно остановиться
Из книги Тайна брига «Меркурий». Неизвестная история Черноморского флота автора Шигин Владимир ВиленовичГлава четвертая. ОТЗВУКИ ПОБЕДЫ Уже через день после знаменитого боя в донесении на имя командующего Черноморским флотом командир «Меркурия» написал: «Имея честь донести Вашему Превосходительству о деяниях вверенного мне брига, я не имею ни слов, ни возможности описать
Из книги Маршал Ней автора Перрен ЭрикГЛАВА СЕДЬМАЯ. От одной распри к другой Глупая гордость титулом герцога, князя, званием маршала Империи делала их настолько тщеславными и ревнивыми по отношению друг к другу, что они приносили интересы армии и страны в жертву своему мелочному
Из книги Миссия выполнима [Удары израильского спецназа] автора Брасс Александр Из книги СМЕРШ без грифа «Секретно» автора Ленчевский ЮрийПредисловие от Якова Кедми (В недавнем прошлом глава одной из наиболее закрытых израильских спецслужб) Эта книга отличается от множества подобных ей по тематике и назначению одним основополагающим фактором: авторской «замешанностью» в сути описываемой тематики. Он не
Из книги автораГлава девятая. Провал одной операции абвера C созданием ГУКР СМЕРШ в апреле 1943 года эффективность нашей борьбы с вражеской агентурой усилилась. Возглавлявший СМЕРШ Наркомата обороны СССР генерал-полковник Абакумов Виктор Семенович, по отзывам сотрудников, был знающим,
Из книги автораГлава четырнадцатая. После победы После Победы деятельность СМЕРШа не ослабевала. Одной из первостепенных задач стала борьба с диверсионным подпольем нацистов. Контрразведчики к этому готовились заранее. 23 июля 1944 года начальник 1-го (разведывательного) управления НКГБ
оЕУНПФТС ОБ ФП, ЮФП ФПТРЕДПОПУОБС БЧЙБГЙС УХЭЕУФЧПЧБМБ Ч ччу чнж ууут ЕЭЕ Ч РТЕДЧПЕООЩК РЕТЙПД, РЕТЧЩИ РПВЕД ОБ ЧУЕИ ФТЕИ ЧПААЭЙИ ЖМПФБИ РТЙЫМПУШ ЦДБФШ ДПЧПМШОП ДПМЗП. уЛБЪБМУС Й ОЕДПУФБФПЛ ВПЕЧПЗП ПРЩФБ, Й ФП, ЮФП УБНПМЕФЩ, ПВПТХДПЧБООЩЕ ДМС ФПТРЕДОЩИ БФБЛ (дв-3 Й дв-ъЖ), Ч 1941-42 ЗЗ. ЙУРПМШЪПЧБМЙУШ ЛТБКОЕ ТЕДЛП РП РТСНПНХ ОБЪОБЮЕОЙА.
РЕТЧЩНЙ ХУРЕИБ ДПВЙМЙУШ НПТУЛЙЕ МЕФЮЙЛЙ ъБРПМСТШС. ьЛЙРБЦЙ РБТЩ йМ-4 ЙЪ 2-ЗП УНЕЫБООПЗП зЧ.лбр 9 БЧЗХУФБ 1942 З. РПУМЕ ЧПЪЧТБЭЕОЙС ЙЪ ЛТЕКУЕТУЛПЗП РПМЕФБ Л ВЕТЕЗБН РТПФЙЧОЙЛБ ДПМПЦЙМЙ П РПФПРМЕОЙЙ ОЕРТЙСФЕМШУЛПЗП ФТБОУРПТФБ ЧПДПЙЪНЕЭЕОЙЕН Ч 6000 Ф. бФБЛБ ВЩМБ РТПЙЪЧЕДЕОБ Ч ФПЮЛЕ У ЛППТДЙОБФБНЙ 70°58"УЫ. 26°30"ЧД. рП ДПЛХНЕОФБН РТПФЙЧОЙЛБ, РТПФЙЧПМПДПЮОЩК ПФТСД Ч УПУФБЧЕ ФТЕИ УФПТПЦЕЧЩИ ЛПТБВМЕК ЧЕЮЕТПН ЬФПЗП ДОС Ч Т-ОЕуЧЕТИПМШДФБ ВЩМ ЧОЕЪБРОП БФБЛПЧБО УП УФПТПОЩ ВЕТЕЗБ ОБ ОЕВПМШЫПК ЧЩУПФЕ ДЧХНС УБНПМЕФБНЙ-ФПТРЕДПОПУГБНЙ, ЛПФПТЩЕ ВЩМЙ ПРТЕДЕМЕОЩ ЛБЛ "вТЙУФПМШ" (?). уФПТПЦЕЧЙЛV6113 "зПФ" Ч 17.16 РПМХЮЙМ РПРБДБОЙЕ ФПТРЕДЩ Ч ГЕОФТБМШОХА ЮБУФШ Й РПФЕТСМ ИПД. чФПТБС ФПТРЕДБ РТПЫМБ НЙНП. дТХЗПНХ УФПТПЦЕЧЙЛХ ЙЪ ЬФПЗП ПФТСДБ -V5905 - ХДБМПУШ ПФВХЛУЙТПЧБФШ БЧБТЙКОЩК ЛПТБВМШ У ЪБФПРМЕООЩН НБЫЙООЩН ПФДЕМЕОЙЕН Ч РПТФ иПООЙОЗУ-ЧББЗ, ОП Ч УФТПК ЕЗП ФБЛ Й ОЕ ЧЧЕМЙ.
ВБМФЙКГЩ ПФЛТЩМЙ УЧПК ВПЕЧПК УЮЕФ РПЮФЙ ЮЕТЕЪ ФТЙ НЕУСГБ РПУМЕ ЬФПК БФБЛЙ. 26 ПЛФСВТС 1942 З. ЬЛЙРБЦЙ ДЧХИ йМ-4 ЙЪ 1 -ЗП зЧ.нфбр, ЧЕТОХЧЫЙУШ ЙЪ ПДЙОПЮОЩИ ЛТЕКУЕТУЛЙИ РПМЕФПЧ, ДПМПЦЙМЙ П РПФПРМЕОЙЙ ДЧХИ ФТБОУРПТФПЧ, ЧПДПЙЪНЕЭЕОЙЕН РП 6000 Ф ЛБЦДЩК (ПДЙО - Ч ФПЮЛЕ У ЛППТДЙОБФБНЙ 59°45" УЫ. 27°17" ЧД., ДТХЗПК - Ч ТБКПОЕ 59°37" УЫ. 27°17" ЧД.). рП ДПЛХНЕОФБН РТПФЙЧОЙЛБ ХУФБОПЧМЕОП, ЮФП Ч ФПФ ДЕОШ Ч ТБКПОЕ П. вПМШЫПК фАФЕТУ УП ЧУЕН ЬЛЙРБЦЕН ЙЪ 45 ЮЕМПЧЕЛ РПЗЙВ ОЕНЕГЛЙК ПИПФОЙЛ ЪБ РПДЧПДОЩНЙ МПДЛБНЙ UJ1204. еЗП ПВМПНЛЙ ВЩМЙ ПВОБТХЦЕОЩ Ч ФПЮЛЕ У ЛППТДЙОБФБНЙ 59°48 УЫ. 27°11" ЧД. оЕНЕГЛПЕ ЛПНБОДПЧБОЙЕ РПУЮЙФБМП, ЮФП ЛПТБВМШ, ЛПФПТЩК ОЕУ ПДЙОПЮОЩК РТПФЙЧПМПДПЮОЩК ДПЪПТ, РПЗЙВ ОБ НЙОЕ.
РПУМЕДОЙНЙ ЪБРЙУБМЙ ОБ УЧПК УЮЕФ РПВЕДХ ФПТРЕДПОПУГЩ-ЮЕТОПНПТГЩ. рТЙЮЕН НЩ ЙНЕЕН ТЕДЛХА ЧПЪНПЦОПУФШ УТБЧОЙФШ ПВУФПСФЕМШУФЧБ ЬФПК ХУРЕЫОПК БФБЛЙ РП НБФЕТЙБМБН ПВЕЙИ УФПТПО. 22 СОЧБТС 1943 З. Л-О й.чБУЙМЕОЛП РПДОСМ Ч ЧПЪДХИ УЧПК йМ-4 ЙЪ УПУФБЧБ 5-ЗП зЧ.нфбр ДМС ДБМШОЕЗП ЛТЕКУЕТУЛПЗП РПМЕФБ. ч ФЕЮЕОЙЕ 9 ЮБУПЧ РТЕДУФПСМП РТПКФЙ РП НБТЫТХФХ 2500 ЛН, ПУНПФТЕФШ ЛПННХОЙЛБГЙЙ УЕЧЕТПЪБРБДОПЗП ТБКПОБ юЕТОПЗП НПТС, РПВЩЧБФШ Х уЕЧБУФПРПМС, пЮБЛПЧБ, пДЕУУЩ, уХМЙОЩ. ьЛЙРБЦ УФБТФПЧБМ ТБОП ХФТПН - У ТБУЮЕФПН ЧЩРПМОЙФШ ЪБДБОЙЕ ЪБУЧЕФМП. рПЗПДБ ДМС БФБЛЙ ВЩМБ ВМБЗПРТЙСФОПК, ОП ДМС РЙМПФЙТПЧБОЙС Й ОБЧЙЗБГЙЙ НБЫЙОЩ - ЧЕУШНБ УМПЦОПК. юБУФЩЕ ДПЦДЕЧЩЕ ЪБТСДЩ, ОЙЪЛБС ПВМБЮОПУФШ, УЙМШОЩК ЧЕФЕТ, ВПМФБОЛБ ЙЪНБФЩЧБМЙ БЧЙБФПТПЧ. пВУМЕДПЧБЧ ТБКПО ПФ уЕЧБУФПРПМС ДП НЩУБ фБТИБОЛХФ, ОБРТБЧЙМЙУШ ЮЕТЕЪ лБТЛЙОЙФУЛЙК ЪБМЙЧ Л фЕОДТПЧУЛПК ЛПУЕ, ЪБФЕН Л пДЕУУЕ.
ЧПЛТХЗ - ФПМШЛП ЮЙУФПЕ НПТЕ, ИПФС РПМЕФ ДМЙМУС ХЦЕ ЫЕУФШ ЮБУПЧ. уПМОГЕ НЕДМЕООП ЛМПОЙМПУШ Л ЪБЛБФХ. ъБЛБОЮЙЧБМУС ЧЩДЕМЕООЩК ДМС ЛТЕКУЕТУФЧБ ЪБРБУ ЗПТАЮЕЗП, Й ЫФХТНБО Л-О о.бОДТЙЕОЛП ОБРПНОЙМ ЛПНБОДЙТХ, ЮФП ДП УЧПЕЗП БЬТПДТПНБ ПЛПМП ФТЕИ ЮБУПЧ РПМЕФБ. оП МЕФЮЙЛЙ ЧУЕ ЦЕ ТЕЫЙМЙ ДПКФЙ ДП уХМЙОЩ. й ОЕ ЪТС. оБ РПДИПДБИ Л уХМЙОУЛПНХ ЗЙТМХ дХОБС ПОЙ ПВОБТХЦЙМЙ ЛПОЧПК, ЛПФПТЩК ХЦЕ ОБЮБМ ЧФСЗЙЧБФШУС Ч ХУФШЕ ТЕЛЙ, ОБРТБЧМССУШ Ч РПТФ. нЗОПЧЕООП УОЙЪЙЧЫЙУШ ДП ЧЩУПФЩ 20 Н, ФПТРЕДПОПУЕГ ХУФТЕНЙМУС Л ПДОПНХ ЙЪ ФТБОУРПТФПЧ. жБЫЙУФУЛЙЕ ЛПТБВМЙ ЪБНЕФЙМЙ ЕЗП Й ЧУФТЕФЙМЙ ПЦЕУФПЮЕООЩН ПЗОЕН. чУМЕД ХДБТЙМБ Й ВЕТЕЗПЧБС БТФЙММЕТЙС. уБНПМЕФ ЫЕМ УТЕДЙ ЫБРПЛ ТБЪТЩЧПЧ Й ЧПДСОЩИ УФПМВПЧ. чУЕ ЬФП ЧЩЗМСДЕМП ЛБЛ Ч УФТБЫОПН УОЕ. оП йМ-4 ХЦЕ МЕЗ ОБ ВПЕЧПК ЛХТУ, Й ОЙЮФП ОЕ НПЗМП ЕНХ РПНЕЫБФШ. гЕМШ - Ч ГЕОФТЕ ЧЙЪЙТБ. лПЗДБ ДП ОЕЕ ПУФБМПУШ 500 Н, бОДТЙЕОЛП УВТПУЙМ ФПТРЕДХ. нБОЕЧТЙТПЧБФШ ВЩМП РПЪДОП: ЧПЛТХЗ ЛПТБВМЙ ПИТБОЕОЙС Й РТЙ ТБЪЧПТПФЕ ЧУС РМПУЛПУФШ НБЫЙОЩ ПЛБЪБМБУШ ВЩ РПД РТЙГЕМШОЩН ПЗОЕН. уБНПМЕФ РТПОЕУУС ОБД РТПФЙЧОЙЛПН, РПМЙЧБС ЕЗП УЧЙОГПН ЙЪ ФТЕИ ВПТФПЧЩИ РХМЕНЕФПЧ.
ФПТРЕДБ РПРБМБ Ч ГЕМШ Й ЧЪПТЧБМБУШ. фТБОУРПТФ ЪБЗПТЕМУС Й УФБМ ФПОХФШ. рПДПЫЕДЫБС Л ВПТФХ ДМС ПЛБЪБОЙС РПНПЭЙ ВБТЦБ ФБЛЦЕ ЪБРЩМБМБ - ПЮЕЧЙДОП, ПЗПОШ РЕТЕЛЙОХМУС Й ОБ ОЕЕ. ьЛЙРБЦ МЕЗ ОБ ЛХТУ Л УЧПЕНХ БЬТПДТПНХ, ЪБЖЙЛУЙТПЧБЧ ЧУЕ РТПЙУИПДСЭЕЕ ОБ РМЕОЛХ. пДОБЛП РПВЕДБ ДБМБУШ ОЕМЕЗЛП - ФПТРЕДПОПУЕГ РПМХЮЙМ РПЧТЕЦДЕОЙС: РТПВЙФБ Ч ОЕУЛПМШЛЙИ НЕУФБИ ЫФХТНБОУЛБС ЛБВЙОБ, У РЕТЕВПСНЙ ТБВПФБМ РТБЧЩК НПФПТ. хИХДЫЙМБУШ Й РПЗПДБ - РТСНП РП ЛХТУХ УФПСМБ ОЙЪЛБС ПВМБЮОПУФШ, РТЙЫМПУШ ЙДФЙ Ч РПМПУЕ ДПЦДС РТЙ УЙМШОПК ВПМФБОЛЕ. рПУМЕ ДЧХИ ЮБУПЧ РПМЕФБ УФБМ ИБОДТЙФШ Й МЕЧЩК НПФПТ. мЕФЮЙЛ УФБТБМУС ДПФСОХФШ ДП ДПНБ ОБЙЛТБФЮБКЫЙН РХФЕН. лПЗДБ ДП БЬТПДТПНБ ПУФБЧБМПУШ 20 НЙОХФ РПМЕФБ, РТБЧЩК НПФПТ ПФЛБЪБМ. фПТРЕДПОПУЕГ ОБЮБМ ФЕТСФШ ЧЩУПФХ. оБУФХРЙМБ ОПЮШ, ЧЙДЙНПУФШ ТЕЪЛП ХИХДЫЙМБУШ. чЕУФЙ РПДВЙФХА НБЫЙОХ ЧУМЕРХА ПЛБЪБМПУШ ОЕЧПЪНПЦОЩН, Й ЫФХТНБО РТПМПЦЙМ РХФШ Л ВМЙЦБКЫЕК РПУБДПЮОПК РМПЭБДЛЕ - ОБ НЩУ рЙГХОДБ. дП ВЕТЕЗБ ДПФСОХФШ ХДБМПУШ, Й МЕФЮЙЛ, ЙУРПМШЪХС ФПМШЛП РПУБДПЮОХА ЖБТХ, УХНЕМ ВМБЗПРПМХЮОП РПУБДЙФШ УБНПМЕФ. ъБ ХНЕМПЕ ЧЩРПМОЕОЙЕ ВПЕЧПЗП ЪБДБОЙС, НХЦЕУФЧП Й ЗЕТПЙЪН, РТПСЧМЕООЩЕ Ч ЬФПН РПМЕФЕ, Л-О й.чБУЙМЕОЛП ОБЗТБЦДЕО ПТДЕОПН лТБУОПЗП ъОБНЕОЙ, Б ЫФХТНБО ЪЧЕОБ Л-О о.бОДТЙЕОЛП - ПТДЕОПН пФЕЮЕУФЧЕООПК ЧПКОЩ 1-К УФЕРЕОЙ.
Б ЧПФ ЛБЛ ПРЙУЩЧБЕФ ЬФХ БФБЛХ БЧФПТ НПОПЗТБЖЙЙ "чЕОЗЕТУЛЙК ФПТЗПЧЩК ЖМПФ ЧП ЧФПТПК НЙТПЧПК ЧПКОЕ", ПФУФБЧОПК ЛБРЙФБО ъПМФБО рЕФЕИБЪЙ, РПМШЪПЧБЧЫЙКУС НБДШСТУЛЙНЙ БТИЙЧОЩНЙ ДПЛХНЕОФБНЙ. "22 СОЧБТС ФЕРМПИПД "лПМПЫЧБТ" (Koloszvar) 1030 ВТФ./1200 Ф Ч ПИТБОЕОЙЙ ДЧХИ ОЕНЕГЛЙИ ФТБМШЭЙЛПЧ ФЙРБ "R" РПДПЫЕМ Л уХМЙОУЛПНХ ТЕКДХ, ЗДЕ ОБНЕЮБМПУШ ЖПТНЙТПЧБОЙЕ ВПМШЫПЗП ЛПОЧПС. фТБМШЭЙЛЙ ПУФБЧЙМЙ УХДОП ОБ ТЕКДЕ Й ОБРТБЧЙМЙУШ Л уХМЙОЕ. ч ЬФП ЧТЕНС ОБ УХДОЕ ХУМЩЫБМЙ РТПМЕФ ОБ ОЕВПМШЫПК ЧЩУПФЕ ПДЙОПЮОПЗП УБНПМЕФБ, У ЛПФПТПЗП ЮФП-ФП ХРБМП Ч ЧПДХ. ьФП ВЩМБ БЧЙБФПТРЕДБ. у ЛПНБОДЙТУЛПЗП НПУФЙЛБ ЪБНЕФЙМЙ УМЕД ЙЪ ЧПЪДХЫОЩИ РХЪЩТЕК, ОП УБНБ ФПТРЕДБ ВЩМБ УВТПЫЕОБ ОБ ТБУУФПСОЙЙ ЧУЕЗП ПЛПМП 120 НЕФТПЧ. лПНБОДЙТ дЕОЙЫ дПВХЪЙ ОЕНЕДМЕООП ОБЮБМ НБОЕЧТЙТПЧБФШ, ОП ЛБФБУФТПЖЩ ЙЪВЕЦБФШ ХЦЕ ОЕ ХДБМПУШ. фПТРЕДБ РПРБМБ Ч ЛПТНХ УХДОБ Й ЧЪПТЧБМБУШ Ч НБЫЙООПН ПФДЕМЕОЙЙ. рПЗЙВМБ ЧУС НБЫЙООБС ЛПНБОДБ Й 7 ОЕНЕГЛЙИ ЪЕОЙФЮЙЛПЧ, ЛПФПТЩЕ ОБИПДЙМЙУШ Х ЛПТНПЧПЗП ПТХДЙС (20-НН ЪЕОЙФОПЗП БЧФПНБФБ). ъБЗПТЕМБУШ ТБЪМЙЧЫБСУС РП ЧПДЕ ОЕЖФШ, Й ЛПТНБ Ч ПДОП НЗОПЧЕОЙЕ ВЩМБ ПИЧБЮЕОБ ПЗОЕН. лБРЙФБО Й УФБТЫЙК РПНПЭОЙЛ УТБЪХ ЪБОСМЙУШ ТБЪНЕЭЕОЙЕН ХГЕМЕЧЫЙИ ЮМЕОПЧ ЬЛЙРБЦБ Ч УРБУБФЕМШОЩИ ЫМАРЛБИ, ЮФПВЩ РПЛЙОХФШ РПМОПУФША ПИЧБЮЕООПЕ ПЗОЕН УХДОП. лПТРХУ ФЕРМПИПДБ ЧЕУШ ЧЩЗПТЕМ. фП, ЮФП ПУФБМПУШ, РПЪЦЕ ВЩМП ПФВХЛУЙТПЧБОП ОБ ЧЕТЖШ "зБОГ дБОХВЙХУ" Ч вХДБРЕЫФЕ. вЩМП ОБКДЕОП ФПМШЛП ФЕМП ЗМБЧОПЗП НЕИБОЙЛБ, ЛПФПТПЕ ВЩМП РПИПТПОЕОП ОБ уХМЙОУЛПН ЛМБДВЙЭЕ. йЪ 34 ЮЕМПЧЕЛ ЬЛЙРБЦБ РПЗЙВМЙ 14-7 ЧЕОЗТПЧ Й 7 ОЕНГЕЧ."
ЛБЛ ЧЙДОП ЙЪ ПРЙУБОЙС ЬФПК НБУФЕТУЛПК БФБЛЙ, ЧУЕ ВЩМП ОЕУЛПМШЛП РТПЭЕ - ОЕ ВЩМП "ЫЛЧБМБ ЪЕОЙФОПЗП ПЗОС" - УФТЕМСМ ФПМШЛП ЛПТНПЧПК ЪЕОЙФОЩК 20-НН БЧФПНБФ "ьТМЙЛПО", ДБ Й ЪБ ВБТЦХ Х ВПТФБ ЗПТСЭЕЗП УХДОБ ВЩМЙ РТЙОСФЩ УРХЭЕООЩЕ УРБУБФЕМШОЩЕ УТЕДУФЧБ. ч МАВПН УМХЮБЕ, РТПФЙЧОЙЛ ВЩМ ЪБУФЙЗОХФ ЧТБУРМПИ Й РПРМБФЙМУС ЪБ ЬФП РПФЕТЕК ГЕООПЗП УХДОБ, ОЕДПУФБФПЛ Ч ЛПФПТЩИ ОЕНГЩ ПУФТП ПЭХЭБМЙ ДП ЛПОГБ ВПЕЧЩИ ДЕКУФЧЙК ОБ юЕТОПН НПТЕ.
рПВЕДЩ УПЧЕФУЛПК БЧЙБГЙЙ ОБ НПТУЛЙИ фчд |
||||
фЙР УБНПМЕФБ |
жМПФЩ |
|||
лвж | уж | юж | чУЕЗП | |
йМ-2 | 167 | 39 | 127 | 294 |
б-20 | 98 | 21 | 41 | 160 |
рЕ-2, рЕ-3 | 68 | 16 | 64 | 148 |
дв-3, йМ-4 | 20 | 14 | 64 | 94 |
рЕ-8 | 3 | - | - | 3 |
нвт-2 | 3 | - | 18 | 21 |
ув | 1 | 3 | 24 | 28 |
бТ-2 | 1 | - | - | 1 |
й- 153 | 1 | - | 4 | 5 |
ндт-6 | 1 | - | - | 1 |
мБ-5 | 1 | - | - | 1 |
т-40 | - | 39 | - | 39 |
Hampden | - | 3 | - | 3 |
т-39 | - | 3 | - | 3 |
ч-25 | - | - | 5 | 5 |
зуф | - | - | 1 | 1 |
й-16 | - | - | 2 | 2 |
т-10 | - | - | 2 | 2 |
сЛ-9 | - | - | 4 | 4 |
сЛ-1 | - | - | 1 | 1 |
фПТРЕДПОПУГЩ-ФЙИППЛЕБОГЩ ПФЛТЩМЙ УЧПК ВПЕЧПК УЮЕФ ХЦЕ Ч РЕТЧЩК ДЕОШ ВПЕЧЩИ ДЕКУФЧЙК (УЛБЪБМУС ВПЗБФЩК ВПЕЧПК ПРЩФ ЧПЕООЩИ МЕФ). чЩМЕФЕЧЫЙЕ ДМС "УЧПВПДОПК ПИПФЩ" Ч ГЕОФТБМШОПК ЮБУФЙ сРПОУЛПЗП НПТС йМ-4 ЙЪ 2-ЗП нфбр Ч 18.50 ФПТРЕДЙТПЧБМЙ Й РПФПРЙМЙ Ч ФПЮЛЕ У ЛППТДЙОБФБНЙ 40°25" УЫ. 128°18" ЧД. СРПОУЛЙК УХИПЗТХЪ "фЕОЫП нБТХ" (Tensho Maru) ЧПДПЙЪНЕЭЕОЙЕН Ч 3035 ВТФ.
УХДШВБ УХДПЧ, УФБЧЫЙИ ЦЕТФЧБНЙ РЕТЧЩИ ХУРЕЫОЩИ БФБЛ УПЧЕФУЛПК ФПТРЕДПОПУОПК БЧЙБГЙЙ, РП-УЧПЕНХ РТЙНЕЮБФЕМШОБ. "ъБРПМСТОЩК" фПФ" ОБЮБМ ЧПКОХ Ч ЛБЮЕУФЧЕ БОЗМЙКУЛПЗП ФТБХМЕТБ онф-263 "Cape Siretolo", ОП ХЦЕ 28 БРТЕМС 1940 З. ВЩМ РПФПРМЕО ОЕНГБНЙ Ч нЕМШДЕ-ЖШПТДЕ. чУЛПТЕ ВЩМ РПДОСФ Й ЧПЫЕМ Ч УПУФБЧ чну зЕТНБОЙЙ. еЗП ЧПДПЙЪНЕЭЕОЙЕ ВЩМП ОЕ 6000 Ф (ЛБЛ ДПМПЦЙМЙ ЬЛЙРБЦЙ йМ-4), Б ФПМШЛП 452 ВТФ. (1000 Ф). бОБМПЗЙЮОЩИ ТБЪНЕТПЧ ВЩМ РПФПРМЕООЩК ОБ вБМФЙЛЕ UJ1204 - ВЩЧЫЙК ОЕНЕГЛЙК ТЩВПМПЧОЩК ФТБХМЕТ PG-322 "Bohmen" - 475 ВТФ. рПЮЕНХ ЦЕ Ч ПВПЙИ УМХЮБСИ БЧЙБФПТЩ ДПМПЦЙМЙ П РПФПРМЕОЙЙ УХДПЧ РП 6000 Ф? дЕМП Ч ФПН, ЮФП Ч ЗПДЩ ЧПКОЩ ЬЛЙРБЦБН УПЧЕФУЛЙИ РПДЧПДОЩИ МПДПЛ, ФПТРЕДОЩИ ЛБФЕТПЧ Й ВПЕЧЩИ УБНПМЕФПЧ ЪБ РПДФЧЕТЦДЕООПЕ РПФПРМЕОЙЕ ЧТБЦЕУЛЙИ УХДПЧ Й ЛПТБВМЕК ЧЩРМБЮЙЧБМЙУШ ДЕОЕЦОЩЕ РТЕНЙЙ. тБЪНЕТ ЬФЙИ РТЕНЙК ОБРТСНХА ЪБЧЙУЕМ ПФ ТБЪНЕТПЧ РПФПРМЕООПЗП УХДОБ, РТЙЮЕН ЙОФЕТЕУОП, ЮФП РТЕНЙЙ ДЕМЙМЙУШ РП "ЖМЙВХУФШЕТУЛПНХ РТБЧХ" - РПМПЧЙОБ ЛПНБОДЙТХ, Б ЧФПТБС РПМПЧЙОБ ДЕМЙМБУШ РПТПЧОХ НЕЦДХ ЮМЕОБНЙ ЛПНБОДЩ. лПНБОДПЧБОЙЕ ЖМПФПЧ, ЛПОЕЮОП, ЪОБМП, ЮФП ЬЛЙРБЦЙ РТЙ ДПЛМБДБИ ПВЩЮОП РТЕХЧЕМЙЮЙЧБАФ ТБЪНЕТЩ ХОЙЮФПЦЕООЩИ ГЕМЕК Ч ОЕУЛПМШЛП ТБЪ, ОП ЪБЛТЩЧБМП ОБ ЬФП ЗМБЪБ.
рПВЕДЩ УПЧЕФУЛПК ФПТРЕДПОПУОПК БЧЙБГЙЙ | |||||
---|---|---|---|---|---|
1БЪЧБОЙЕ ЙМЙ ОПНЕТ | фПООБЦ | тБКПО | лПМ-ЧП У-ФПЧ/ ЮБУФШ | ||
вБМФЙЛБ | |||||
1942З. | |||||
26.и | пИПФОЙЛ | Uj 1204 | 475 | П.фЙФБТУББТЙ | 2 йМ-4/ 1 нфбр |
1943З. | |||||
2.V! | фт | Heinrich von Plauen | 1746 | Н.дПНЕУОЕУ | 1 йМ-4/ 1 нфбр |
8.VI | ЫИХОБ | Gullkrona | 476 | вПТФОЙЮЕУЛЙКЪБМ. | 1 йМ-4/ 1 нфбр |
23. VIII | фт | Herakles | 5103 | П.хФЕ | 1 йМ-4/ 1 нфбр |
2. IX | РМБЧНБСЛ | Rauma | 500 | тБХНБ | 1 йМ-4/ 1 нфбр |
2. IX | фт | SveraerReuther | ? | рБМБОЗБ | 1 йМ-4/ 1 нфбр |
16. IX | улт | Visko | 360 | П.лЕТЙ | 1 йМ-4/ 1 нфбр |
26. IX | фт | Hildegard | 1287 | чЙОДБЧБ | 1 йМ-4/ 1 нфбр |
30. IX | рв | Zulehow-17 | 396 | Н.уФЕКОПТФ | 1 йМ-4/ 1 нфбр |
1.XI | фт | Marienburg | 1322 | Н.уФЕКОПТФ | 1 A-20G/ 1 нфбр |
1944З. | |||||
27.V | фт | AnniAhrens | 895 | Н.дПНЕУОЕУ | 1 A-20G/ 1 знфбр |
15.VII | фт | Hochsee | 2245 | Н.уФЕКОПТФ | 2 A-20G/ 1 знфбр |
25.VII | фт | Nordwind | 376 | фБММЙОО | 4A-20G/51 нфбр |
13. VIII | улт | TF11 | 491 | лХТЙЫЕ-оЕТХОЗ | 4A-20G/1 знфбр |
22. IX | фт | нПЕЗП | 6111 | 57°26"N, 20°18"е | 4A-20G/ 1 знфбр |
25.IX | фт | Meyersledge | 828 | 58°03"N, 24°01"N | 4A-20G/1 знфбр |
10.и | фт | Inge Christophersen | 1353 | нЩОФХ | 4б-20у/51-к нфбр |
7.XII | улт | V1606 | 422 | Н.уФЕКОПТФ | 9 |
7.XII | улт | Vs 515 | 252 | Н.уФЕКОПТФ | 7 |
1945З. | |||||
14.1 | фт | MimiHorn-ll | 2211 | Н.вТАУФЕТПТФ | 2A-20G/51 нфбр |
15.1 | тф | Fedinandt | 286 | Н.тЙЛУЗЕЖФ | 4A-20G/51 нфбр |
15.1 | тф | Doggerbank | 257 | Н.тЙЛУЗЕЖФ | 4A-20G/51 нфбр |
5.11 | рв | SAT- 15 | 322 | рЙММБХ | 4A-20G/51 нфбр |
16.11 | фт | Emsstrom | 2517 | аъ нЕНЕМС | 2 A-20G/ 1 знфбр |
1.111 | фт | Gerrit Fritzen | 1707 | ЛПУБиЕМБ | 4A-20G/51 нфбр |
9. Ill | фт | Borbek | 6002 | ЛПУБиЕМБ | 4A-20G/51 нфбр |
18.111 | фт | RO-9 Orion | 1722 | ыФПМШРЕНАОДЕ | 9A-20G/1 Й 51 нфбр |
18.111 | ФЫ, | R-227 | 175 | ыФПМШРЕНАОДЕ | 9A-20G/1 Й 51 нфбр |
22.111 | фт | Frankfurt | 1186 | Н-Л уФЙМП | 12A-20G/1 Й 51 нфбр |
25.111 | рв | LAT-7 | 218 | ыФПМШРЕНАОДЕ | 4A-20G/1-U знфбр |
16. IV | фт | H-11 Cap Gvir | 1536 | 56°23"н, 20°12"е | 6б-20у/51-кнфбр |
18. IV | рв | SAT-5 | 399 | рЙММБХ | 7б-20у/51-кнфбр* |
ъБРПМСТШЕ | |||||
1942З. | |||||
9.VIII | улт | V 6113(1) | 450 | уЧЕТИПМШДФ | 2 дв-3/ 2 убр |
7.и | фт | DoraElise | 1320 | вЕТМЕЧПЗ | 2 дв-3/ 2 убр |
1943З. | |||||
25. IV | фт | Leesee | 2624 | лПОЗУ-ЖШПТД | 5Hampden/24MTAn |
1944З. | |||||
23. III | улт | V 6109 | 602 | чБТДЕ | ? |
2. IV | фт | Andenes | 883 | мЙОЗЕО-ЖШПТД | 1 A-20G/ 9 нфбр |
11.V | улт | V 6113(11) | 514 | лПОЗУ-ЖШПТД | 5 A-20G/ 9 нфбр |
25.V | фт | Solvikejn | 3502 | уАМШФЕ-ЖШПТД | 6 йМ-4/9 нфбр |
16.VI | рв | Florianopolis | 7419 | уФТЙНВЕТЗ | 5 A-20G/ 36 нфбр |
17.VI | фт | Dixie | 1671 | лЙТЛЙОЕУ | 2 йМ-1 Й 5 б-20/5 нфбд |
23. VIII | фт | Ruhr | 325 | чБДУЕ | 26 A-20G/ 5 нфбд |
19. IX | рвб | Frieseland | 5434 | Н.оПТДЛБР | 2 A-20G/ 9 нфбд |
14.и | рн | Sudmeer | 8133 | рПТУБОЗЕТ-ЖШПТД | 5 A-20G/ 36 нфбр |
16.и | ФЭ | R-301 | 175 | чБТДЕ | 10б-20у/5нфбд |
24.и | улт | V 6111 | 435 | чБДУЕ | 4A-20G/36 нфбр |
27.и | рв | MRS-26 | 4010 | рПТУБОЗЕТ-ЖШПТД | 9 A-20G/ 36 нфбр |
юЕТОПЕ НПТЕ | |||||
1943З. | |||||
22. 1 | фт | Koloszvar | 1030 | уХМЙОБ | 1 йМ-4/ 5 нфбр |
12. VIII | фт | Boy Feddersen | 6689 | Н.фБТФБОЛХФ | 5 A-20G/ 36 нфбр |
17.и | вдв | F 41 8C | 220 | бЛ- нЕЮЕФШ | 5 йМ-4/ 5 нфбр |
1944З. | |||||
19.111 | фт | Larissa | 1819 | бЛ-нЕЮЕФШ | 9 A-20G/ 36 нфбр |
10. IV | фт | AlbrechtDurer | 570 | уХМЙОБ | 4 йМ-4/ 5 нфбр |
5 A-20G/ 36 нфбр | |||||
10.V | фт | Totila | 2773 | х уЕЧБУФПРПМС | A-20G/ 36 нфбр |
й М -4/ 5 нфбр | |||||
10.V | фт | Teia | 2770 | х уЕЧБУФПРПМС | A-20G/ 36 нфбр |
й М -4/ 5 нфбр | |||||
фЙИЙК ПЛЕБО | |||||
1945З. | |||||
9. VIII | фт | Tensho Maru | 3035 | сРПОУЛПЕ НПТЕ | 2 йМ-4/ 2 нфбр |
22. VIII | фт | DaitoMaru-49 | 744 | пИПФУЛПЕ НПТЕ | 1 йМ-4/ 2 нфбр |
* уПЧНЕУФОП У рЕ-2 Й йМ-2. | |||||
уПЛТБЭЕОЙС: фт - ФТБОУРПТФ, улт - УФПТПЦЕЧПК ЛПТБВМШ, рв РСБЧВБФБТЕС, тф - ТЩВПМПЧОЩК ФТБХМЕТ. | |||||
зэ- ФТ&МШЭЙЛ, рвб - РМБЧВБЪЕ БЧЙБГЙЙ, чдч -ВЩУФТПИПДОБС ДЕУБОФОБС ВБТЦБ, рн - РМБЧНБУФЕТУЛБС. |
Появившаяся в ходе Первой мировой войны торпедоносная авиация быстро зарекомендовала себя как достаточно эффективное средство борьбы с надводными кораблями противника. К тому же, благодаря значительной грузоподъемности, самолеты-торпедоносцы можно было использовать в качестве бомбардировщиков, разведчиков, минных заградителей или противолодочных. Надо сказать, что признавая торпедоносцы весьма важным боевым средством, конструкторы не слишком-то стремились улучшать их летные данные. Долгое время основная масса машин этого класса была представлена расчалочными бипланами, среди которых советский двухмоторный моноплан ТБ-1 конструкции А.Н.Туполева выглядел как прекрасный лебедь среди стаи уток.
Положение начало меняться в середине 30-х гг., когда стало ясно, что с дальнейшим совершенствованием корабельной артиллерии и приборов управления огнем, эсминцам будет все труднее атаковать эскадры и конвои противника торпедами на переходе. И хотя в годы начавшейся вскоре Второй мировой войны британским, германским и японским «дестройерам» случалось наносить противнику тяжелые потери своими торпедными залпами, все же становилось очевидно, что эсминцы, выражаясь футбольным языком, переквалифицируются из нападающих в защитники. В тоже время, в полной мере заменить их в этой роли было нечем.
Существовавшие тогда торпедные катера, могли с успехом действовать только в прибрежных районах, поскольку имели значительные ограничения по радиусу действия и метеорологическим условиям. Серьезные шансы на успех имели подводные лодки, но преследовать надводные корабли в океане, из-за малой надводной и подводной скорости хода, не могли и они. В тоже время необходимость нанесения быстрых и эффективных ударов не вызывала сомнений.
В складывающихся условиях становилось очевидно, что на это может быть способна только авиация. Но и здесь имелась масса нерешенных проблем, поскольку как показали американские опыты с трофейным германским линкором «Остфрисланд», бомбежка с горизонтального полета даже неподвижных кораблей приводит к значительному количеству промахов. Попасть же в маневрирующий корабль было и вовсе почти невозможно. Конечно идея создания пикирующих бомбардировщиков уже витала в воздухе, но до ее реального воплощения было еще довольно далеко. Таким образом, оставались только торпедоносцы.
Почти в это же время началось создание базовой ударной авиации советского военно-морского флота, командование которого связывало немалые надежды с принятием на вооружение ВВС РККА туполевского СБ и дальнего бомбардировщика ДБ-3 конструкции С.В. Ильюшина. Необходимо отметить, что создание последнего происходило в условиях острой конкурентной борьбы с бригадой П.О.Сухого, разрабатывавшего (под общим руководством А.Н.Туполева) дальний бомбардировщик ДБ-2. Ситуация обострялась еще и от того, что оба самолета проектировались под новые двухрядные звездообразные двигатели М-85 (лицензионный мотор «Мистраль-Мажор»14Kdrs, разработанный французской фирмой «Гном-Рон»), развивавший на взлетном режиме 850 л. с.
При в общем одинаковой компоновке фюзеляжей своих будущих самолетов, обусловленных единым ТТЗ, оба КБ совершенно по разному решили проблему достижения заданной дальности полета. На облик ДБ-2 несомненно наложил отпечаток определенный консерватизм главы «фирмы» - А.Н. Туполева, посчитавшего, что традиционное применение на тяжелом самолете крыла с низкой удельной нагрузкой на площадь и большим геометрическим удлинением, обеспечит снижение индуктивного сопротивления и увеличение дальности. Ее росту способствовали и емкие бензобаки, которые без особого труда разместили в огромных консолях.
С.В.Ильюшин считал, что заданной дальности можно добиться и с крылом умеренного размаха, имевшем достаточно высокую нагрузку на площадь. При этом он исходил из того, что доля индуктивного сопротивления в общем балансе лобового сопротивления зависит в первую очередь от подъемной силы крыла и уменьшается на малых углах атаки, характерных для скоростей в 350-400 км/ч. Правда, при этом возрастала доля профильного сопротивления, но ее удалось снизить применением тонкого двояковыпуклого профиля, а также общим сокращением площади крыла.
В результате, при одинаковом заданном вооружении (три 7,62-мм пулемета ШКАС и 1000 кг бомб на внутрифюзеляжной подвеске) и дальности (4000 км), «тройка» превзошла по крейсерской скорости «двойку» почти в 1,5 раза, показав на маршруте 310-320 км/ч против 210-220 км/ч. Заметным было и превосходство по максимальной скорости - 400 км/ч против 340 км/ч. Кстати, по этому параметру ДБ-3 занял почетное третье место в ряду советских машин после И-16 и СБ! Если учесть к тому же, что максимальная полезная нагрузка ильюшинского бомбардировщика на 25% превосходила аналогичный показатель туполевского (2500 кг против 2050 кг), то на фоне всего этого большая на 1000 км дальность ДБ-2 (равная 5000 км) не произвела заметного впечатления на командование ВВС РККА и руководство народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП), принявших решение о запуске в серийное производство и принятии на вооружение ДБ-3.
Однако за все эти достижения пришлось чем-то платить. По большому счету крупных недостатков было только два. Во-первых, в бомбоотсеке, зажатом лонжеронами нельзя было подвесить ничего крупнее «соток», что впрочем, соответствовало ТТЗ. Однако, когда в 1937 г. началось создание торпедоносца ДБ-3Т, этот недостаток стал очевиден: авиационную торпеду 45-36АН машина поднимала только на наружной подвеске, что заметно снижало скорость и дальность. Во-вторых, центровка нового самолета составляла 32-33% средней аэродинамической хорды (САХ), что вызывало необычайную чувствительность управления и отвратительную устойчивость. Машина в полном смысле «висела на ручке» и малейшее ослабление контроля за ее поведением грозило сваливанием.
Для экипажей дальних бомбардировщиков эта неприятная особенность самолета была опасна при возвращении, когда задание выполнено и пилот мог расслабиться. Лишь появление в 1942 г. автопилота слегка сгладило этот недостаток. Для торпедоносцев же основные неприятности начинались при выходе в атаку. Неустойчивый самолет рыскал по курсу и высоте, дополнительное влияние на него оказывали приземные турбулентные потоки и разрывы снарядов, швырявшие его как щепку. Осуществить в этих условиях прицеливание, а самое главное - удержаться в горизонтальном полете на высоте 30 м в момент сброса торпеды удавалось очень немногим. В результате большая часть сброшенных торпед либо зарывались в воду, либо переламывались от косого удара о ее поверхность. К тому же разработанная система подвески для ДБ-3Т, теоретически обеспечивавшая вход торпеды в воду под нужным углом, была громоздкой и несовершенной. Торпеды от самолетов отделялась далеко не всегда. Все это привело к тому, что к началу боевых действий низкое торпедометание смогли освоить считанное количество экипажей, а устранение технических недоработок продолжалось в частях минно-торпедной авиации в течение всей войны и после ее окончания.
Невысоким качеством отличались и сами торпеды, представлявшие собой не самую лучшую копию итальянской. Достаточно сказать, что даже после окончания войны в ходе проведенных испытаний отмечалась низкая надежность торпед, до 20% которых не удовлетворяли заявленным характеристикам (не проходили установленную дистанцию) либо попросту отказывали (тонули в точке приводнения). Что касается поражающих характеристик отечественных торпед, то они были едва ли не самыми худшими, что, видимо, объяснялось невысоким качеством использовавшейся взрывчатки. Авиационными торпедами были вооружены и торпедные катера советского ВМФ, имеющие хотя и менее богатый, но тоже не слишком «приятный» опыт их применения нежели авиаторы. Например, 16 апреля 1945 г. германский эсминец «Z-34» получил одну такую «рыбку», но, несмотря на взрыв, смог успешно своим ходом(!) дойти до базы.
Заметным шагом вперед мог бы стать дальний бомбардировщик Ер-2, имевший более высокие характеристики по сравнению с ДБ-3Ф. Достаточно сказать, что в его емкий бомбоотсек своодно помещались четыре 500-кг бомбы(!) и это при существенно большей дальности (около 5000 км) и скорости (до 475 км/ч). Дальнейшее наращивание массы полезной нагрузки (до 6000 кг) и переход на дизельные двигатели, позволило бы создать достаточно мощный торпедоносец. Надо сказать, что прочность конструкции и живучесть дизельного Ер-2 была очень высокой, ведь керосин гораздо менее пожароопасен, чем бензин. Бомбардировщик Ермолаева был более устойчив и мог летать даже «с брошенной ручкой». Однако в то время возможность использования Ер-2 в интересах флота «в верхах» даже не рассматривалась, а потому основным торпедоносцем в авиации ВМФ долгое время были ДБ-3Т и его развитие Ил-4Т, лишь начиная с 1943 г. их заметно потеснили получаемые под «ленд-лизу» «Бостоны».
Не все было благополучно с созданием торпедоносных авиачастей и у Германии, авиация которой общепризнанно считается наиболее подготовленной к началу Второй мировой войны. Причины этого крылись в немыслимом по масштабам соперничестве между Люфтваффе и Кригсмарине. Командованию последнего в ходе длительных сражений «под коврами» рейхсканцелярии удалось заполучить под оперативный контроль так называемое VI авиакомандование Люфтваффе, в состав которого входили береговые авиагруппы.
Пока эти части были вооружены летающими лодками Do-18 и поплавковыми бипланами Не-59 (принятие на вооружение последних в качестве торпедоносцев было целиком заслугой флота), командование ВВС довольно спокойно относилось к этой «победе мокриц из штаба Редера». Однако вскоре Не-59 был вытеснен более современным гидропланом Не-115, ставшим на довольно короткий срок основным немецким торпедоносцем, а тот в свою очередь - машинами берегового базирования Не-111 и Ju-88. С этого момента главный штаб Люфтваффе не оставлял попыток отобрать у флота то, что ему не принадлежит по своей природе - колесные самолеты берегового базирования.
ТТД бомбардировщиков торпедоносцев (по состоянию на 1941 г.) | ||||||
«Бьюфорт» | S.79 | ДБ-3 | ДБ-3Ф | Не-111Н-6 | G4M1 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Страна | Англия | Италия | СССР | СССР1 | Германия | Япония |
Экипаж, чел. | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 6-7 |
Геометрия | ||||||
Длина самолета, м | 13,46 | 16,2 | - | 14,79 | 16,4 | 20,25 |
Размах крыла, м | 17,63 | 21,2 | 21,44 | 21,44 | 22,5 | 25,14 |
Массы, кг | ||||||
Взлетный вес | 9629 | 10500 | 6494 | 8033 | - | 9500 |
Силовая установка | ||||||
Мощность, л.с. | 2x1130 | 3x860 | 2x760 | 2x1100 | 2x1300 | 2x1530 |
Лётные данные | ||||||
Максимальная скорость, км/ч * | 418 | 460 | 395 | 422 | 430 | 465 |
крейсерская, км/ч ** | 362 | 370 | 280 | 272 | 370 | 325 |
Потолок, м | 5030 | 6800 | 7800 | 8900 | 8000 | 9100 |
Дальность полета, км | 2575 | 2800 | 1800 | 3585 | 2000 | 6034 |
Вооружение | ||||||
торпедное, (шт.) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
бомбовое, кг | 907 | 1250 | 2500 | 2500 | 2000 | 1000 |
стрелково-пушечное | 4x7,71 | 3x12,7 | 3x7,62 | 3x7,62 | 1-2x20, 4-5x7,92 | 1x20, 4-5x7,71 |
* Максимальная скорость указана без боевой нагрузки с половинным запасом топлива.
** Крейсерская скорость показана с полной загрузкой на наивыгоднейшем режиме работы моторов.
Понятно, что после такой завязки, интерес ведомства Геринга к торпедам был встречен моряками весьма враждебно. Штаб руководства войной на море, фактически стремился сохранить за собой право формирования торпедоносных частей и потому весьма энергично «втыкал палки в колеса» ВВС, стремясь недопустить авиаторов к информации о работах в области торпедного оружия.
К этому времени в качестве основного бомбардировщика в Люфтваффе был принят Не-111, с успехом опробованный в пылающем небе Испании. Со сборочных линий нескольких предприятий сходили модификации Не-111Е-3, Е-4 и Е-5, представлявшие собой цельнометаллические двухмоторные монопланы с убирающимся шасси, закрытой кабиной экипажа и двумя бомбоотсеками на 2000 кг бомб, причем, в отличие от ДБ-3, в них можно было разместить восемь 250-кг фугасок. «Пятерка» имела вместо левого бомбоотсека дополнительные бензобаки общей емкостью 830 литров, увеличившие дальность с 1500 до 2000 км, и внешние универсальные бомбодержатели. В качестве силовой установки на всех использовались 12-цилиндровые рядные двигатели жидкостного охлаждения Jumo211A-1, развивавшие на взлетном режиме 1000 л. с., а на высоте 1500 м -960 л. с. Благодаря им бомбардировщик разгонялся на высоте 4000 м до 420 км/ч. Оборонительное вооружение - три 7,92-мм пулемета MG15.
При массе несомненных достоинств, «сто одиннадцатые» ранних серий имели один существенный недостаток - эллиптическое крыло, обладавшее великолепными несущими качествами и низким сопротивлением, требовало при производстве значительных затрат, что в немалой степени тормозило серийное производство. Новые плоскости с теми же характеристиками, но имевшие прямые кромки и потому более технологичные, были испытаны еще в 1936-м на Не-111G, но Техническое управление не спешило принять новинку, опасаясь снижения количества выпускаемых самолетов.
Неизвестно сколько времени это новшество пролежало бы «под сукном» если бы Турция не заказала партию бомбардировщиков He111F-1, отличавшихся от модификации Е-5 новыми консолями и моторами Jumo 211A-3 мощностью 1100 л. с.
Между тем к лету 1938 г. наконец-то были получены долгожданные двигатели DB600, и командование Люфтваффе начало подумывать о создании «собственных» торпедоносных частей. В качестве базового варианта для торпедоносца He111J-0 был принят Не-111F-4, некоторое количество которых все же попало в состав Люфтваффе в разгар Мюнхенского кризиса. Единственным отличием «нулевки» были весовые макеты двух торпедных мостов и торпед, причем, последние даже нельзя было сбрасывать! Хотя самолет успешно летал, но на вооружение был принят в качестве... бомбардировщика. Отсутствие необходимой документации заставило отказаться от производства торпедоносцев, но не надолго.
Воспользовавшись «торпедным кризисом», разразившимся весной 1940 г., напористый Геринг добился перевода прямо из-под следствия в свое ведомство одного из главных обвиняемых - доктора Оскара Вера, - одного из ведущих конструкторов немецкого торпедного оружия. Это принесло свои плоды: уже осенью того же года на вооружении II/KG26 в небольших количествах начали поступать торпедоносцы Не-111Н-4. Однако в качестве стандартного в 1941 г. был принят вариант Не-111Н-6, имевший двигатели Jumo211F-1 развивавшие на взлетном режиме 1400 л. с. и 1200 л. с. на высоте 5000 м. Две торпеды F5b на универсальных подфюзеляжных держателях PVC легко могли быть заменены на крупнокалиберные бомбы. Еще 1000 кг можно было разместить в правом бомбоотсеке. Самолет нес шесть-семь пулеметов MG15, причем, передний у штурмана и один из двух нижних (направленный вперед) вскоре были заменены на 20-мм пушки MG FF, предназначенные для подавления зенитного огня. В отечественной печати неоднократно указывалось на превосходство ильюшинского Ил-4 над Не-111. Однако за исключением большего радиуса действия и сопоставимых скоростных данных, советский бомбардировщик по всем остальным показателям (особенно по пилотажным) заметно уступал немецкой машине.
Впрочем, если создать современный торпедоносец большого труда не составило, то торпедное оружие, с которым Германия вступила во Вторую мировую войну, вряд ли можно назвать достаточно надежным. Отвратительно работали гидростаты, из-за которых торпеды плохо держали глубину, и неконтактные электромагнитные взрыватели, с помощью которых, как казалось, можно будет легко «перешибать хребты британским линкорам». Накануне начала боевых действий процент отказов исчислялся почти в 50%, что заставило в конце 1941 г. принять на вооружение итальянскую торпеду «W». Позже, на основе ее конструкции была модернизирована немецкая торпеда F5b, получившая еще один гироскоп, дополнительный прибор Обри и цилиндрическую вставку с дополнительными рулями для улучшения вхождения в воду. В конечном итоге качество оружия вошло в норму, и это позволило германским торпедоносцам добиться впечатляющих успехов против арктических и средиземноморских конвоев.
Ретроспективно оценивая уровень развития торпедоносной авиации накануне Второй Мировой войны, становиться очевидно бесспорное лидерство в этой области Страны Восходящего Солнца, сумевшей не только создать совершенные самолеты и торпеды, но и сформировать авиационные соединения, укомплектованные летным составом, прошедшим хорошую летную подготовку и получившим боевой опыт. Это достижение тем более удивительно, что еще десять лет назад японская промышленность вообще не имела опыта создания многомоторных цельнометаллических боевых самолетов. Западные историки по-разному объясняют этот феномен. Весьма распространенным является мнение, что японские авиаконструкторы не были отягощены грузом традиций и не испытывали нехватки в средствах. Однако не эти факторы обеспечили успех. Его причины крылись в невиданной самостоятельности Императорского военно-морского флота, имевшего полное право заказывать промышленности именно те образцы боевой техники (и в том числе самолетов), которые в максимальной степени позволяли выполнять поставленные политиками задачи.
Источники
- "Бомбардировщик-торпедоносец «Мицубиси» G4M «Бетти»" /С. Журко, А. Булах, С. Цветков/
Выбрал судьбу - 22 июня 1941-го я встретил под Владивостоком на Тихоокеанском флоте, - вспоминает ветеран. - Был выходной, и мы, молодые лётчики, пошли на речку: купались, играли в волейбол, знакомились с девчатами. И вдруг - тревога. Через час-полтора наш аэродром было не узнать. Экипажам выдали бомбы, и мы стали ждать дальнейших распоряжений. Ждали день, неделю, месяц, полгода… Оказалось, в судьбу лейтенантов вмешалась большая политика. База ВВС на Тихом океане нужна была Ставке для защиты от японцев - в Москве боялись, что союзник Германии нападёт с востока. И только когда 7 декабря 1941-го Япония нанесла удар по Пёрл-Харбору, развязав войну с США, Сталин смело перебросил войска на запад, укрепляя фронт. Это решение стало одним из главных в судьбе и Василия Минакова. Командир эскадрильи собрал лётчиков и прочёл приказ: 6 самолётов отправляются на север, 3 - на юг. Но кто - куда? Чтобы всё было по-честному, решили бросить жребий, положив в фуражку несколько скрученных бумажек. Минакову достался южный фронт. Так он попал на Чёрное море в 5-й гвардейский минно-торпедный авиаполк. Дату первого боевого вылета Василий Иванович хорошо помнит до сих пор. 1 июля 1942 года. Ночь. Из Москвы пришло распоряжение - эвакуировать жителей Севастополя. Под покровом темноты тральщики с женщинами, детьми, ранеными должны были выйти в море. С воздуха их прикрывал полк Минакова. - Появились немцы. Наша задача - чтобы они не могли прицельно сбросить бомбы. Что мы только не делали: вклинивались, отгоняли, шли в лоб. Дырок «накрутили» и они нам, и мы им, но главное - все наши три корабля благополучно пришли в порт назначения. Спасла каска Навсегда запомнил он и бой 18 августа 1942-го. Тогда надо было нанести удар по танкам, сосредоточенным у Новороссийска. История в окопах. Как работали археологи в годы Второй Мировой войны - Нам сказали: обязательно возьмите каски, - переносится в прошлое боевой генерал. - А я всегда летал просто в шлеме, каска была неудобной, поэтому обычно болталась возле кресла. Но здесь почему-то я её надел. И только натянул, как начался ад. Три снаряда разорвались рядом с моим самолётом, и большой осколок попал в металл. Всё лицо залило кровью. Если бы не она - конец. Каска спасла, но экипаж оказался на волосок от гибели. От страшного удара Минаков, державший штурвал, потерял сознание и повис на ремнях. Самолёт стал падать с высоты 4 тыс. метров. Казалось, смерть неминуема. И вдруг, когда до земли оставалось 500 м, Василий пришёл в себя. Более того, выровнял Ил, набрал высоту и полетел к своим. Его встречали с двойной радостью: видели, как машина вошла в пике, и думали, что погиб. Осколок он оставил на память и спустя много лет передал в музей, а однополчане подарили ему каску-талисман как напоминание о том времени. За всю войну он совершил 206 боевых вылетов, в том числе 70 ночных, что считалось верной гибелью. Топил вражеские корабли, нападал на конвой противника. Но самой опасной была работа с торпедами. - Ведь что такое торпедоносец? Это значит, что самолёт спускается на 20-30 метров над уровнем воды, преодолевая сумасшедший заградительный огонь, и сбрасывает снаряды, - рассказывает ветеран. - Один против 150-200 зенитных орудий и крупнокалиберных пулемётов. Редко кто выживал. Ошибиться тоже нельзя. Нажмёшь кнопку держателя рано - снаряд может «перепрыгнуть» судно. Поздно - пройдёт под дном. Поэтому надо рассчитать всё точно. Экипаж Минакова действовал ювелирно, уничтожив 32 вражеских корабля разного класса. Именно он в мае 1944-го в группе бомбардировщиков отправил на дно и немецкий транспорт «Тея», на борту которого находились 3500 вражеских солдат и офицеров. За эту операцию наш земляк был награждён орденом Александра Невского. Оказался причастен Василий Минаков и к историческим событиям. В октябре 1944-го Уинстон Черчилль в очередной раз прилетел в Советский Союз для переговоров со Сталиным и союзниками. Среди тех, кто встречал премьер-министра Великобритании в аэропорту Сарабуз под Симферополем, был и Василий Минаков. Ступив на крымскую землю, английский лидер подошёл к советским офицерам, пожал им руки, в том числе и Василию. - Однако мало кто знает, что тогда Черчилль приезжал с дочкой, - раскрывает детали Василий Иванович. - Для высоких гостей рядом с аэродромом подготовили, как сейчас говорят, вип-зону: полы барака устлали коврами, накрыли столы с хорошей едой и шампанским. Дочке Черчилля всё так понравилось, что когда высокопоставленный отец уехал в Массандру, она со своим окружением осталась и с удовольствием танцевала с нашими военными. За лихость его называли «Тёркиным на море», а за живучесть - заговорённым. А как иначе, когда однажды в очередном бою осколок пробил двигатель его самолёта, несколько рядов обшивки, но… запутался в тросе для сбрасывания ракет. Везло и напарникам, летавшим с Василием. За четыре года сражений в его экипаже сменились 10 штурманов и только одного тяжело ранили. И свой верный Ил-4 он ни разу за войну не менял. - Смотрю - весь в дырках, живого места нет, но подремонтировали и летим дальше, - как о живом говорит о боевом друге Василий Минаков. Мистика, но бомбардировщик подбили, когда Василия Ивановича отправили в отпуск, а его машину взял другой офицер… Молитва на листочке Страшно ли было? - Конечно, страшно, - не отрицает ветеран, - но только когда дают задание, готовишься к полёту. А когда сел в машину, поднялся в небо, уже не до страха. Надо маневрировать, уходить от противника. Почему это он должен меня сбить? Нет, я его! Впрочем, была у Василия Ивановича надёжная защита. Невеста Тамара, с которой он дружил с детства, написала ему от руки в ученической тетради молитву. Этот листочек, как и фото любимой, Василий всегда носил на груди. В 1942-м они случайно встретились, и он пообещал: «Если останусь жив, приеду и женюсь». Слово своё сдержал. В 1945-м приехал - Герой Советского Союза, 5 орденов, Золотая звезда. И сказал просто: «Пошли». Ему было 24 года. Вместе они прожили больше 60 лет, отметили бриллиантовую свадьбу. Вырастили сына, дочь, а сейчас радуют внуки. После войны Василий Минаков вернулся на Балтику, руководил ВВС Северного флота, получил звание генерал-майора. А затем 15 лет возглавлял в Ленинграде ЦНИИ авиации и космонавтики, занимался разработкой авиационной техники, новых типов самолётов. И ни на минуту не забывал о том, что пришлось пережить. О буднях и подвигах войны он написал 18 книг, посвящённых военно-морским лётчикам. Сейчас Василию Ивановичу 94, он живёт в Выборгском районе Петербурга. - Когда я рассказываю о своей жизни, многие не верят, - говорит герой. - А ведь всё это было со мной и моими товарищами. Сегодня историю пытаются переписать, подвиг наших солдат унизить - это подло. Мы всё сделали для Победы и никому её не отдадим.