Считаешь ли ты современному школьнику. Что читать и зачем читать современному школьнику? Читают ли учащиеся нашей школы
Что дает человеку чтение книг? Какие преимущества у чтения перед другими доступными видами досуга?
Наверняка, многие из нас еще с детства усвоили незыблемую истину – читать книги полезно. Вот только кому и зачем – не совсем понятно. Что дает чтение книг человеку? В чем их преимущество перед другими источниками информации? И, если оно действительно есть – тогда почему сейчас люди так мало читают?
Современный мир и желание идти (а порой и бежать) в ногу со временем и модой вносят свои коррективы в нашу жизнь. Хотим мы этого или нет. И вот уже нередко милому сердцу томику мировой классики предпочитается вечер перед телевизором или компьютерная «стрелялка». Да и нужную информацию можно «выудить» из других источников – аудио-кастов, фильмов, СМИ, различных вебинаров, да и просто заметок из всемирной паутины. Кроме того, на чтение книг, даже при огромном желании, может банально не хватать времени. Вот и получается, что в наше время все чаще и чаще люди в ответ на вопрос: «Какую книгу ты сейчас читаешь?» отвечают: «А я не читаю книг». Особенно это касается подрастающего поколения, которое буквально с роддома окружено множеством удобных гаджетов.
Конечно, не нам судить, хорошо это или плохо. Время не стоит на месте, и, скорее, можно утверждать, что все изменения вполне ожидаемы и закономерны. Согласитесь, достаточно странно ожидать от современного школьника, что он будет сидеть и писать реферат (от руки!) в библиотеке, перелопатив гору литературы. Нет, конечно же, он скорее введет тему в поисковик, и добрый гугл выдаст ему уже несколько почти готовых работ – бери, выбирай, компонуй, и готово! Да и мировую литературу, скорее всего, он прочитает по дайджесту – там ту же «Войну и мир» кратенько интерпретировали в восьми-десяти страницах, и сразу понятно, кто кому кто и зачем. Прочитал – и вперед, сдавать экзамен. И, если один раз «прокатило», второй, третий… Как вы думаете, увидит ли ребенок смысл в чтении «подлинников», получит ли удовольствие от самого процесса чтения книг?
Вопрос спорный. С одной стороны, положительные наглядные примеры «читающих» родственников и друзей наверняка смогут пробудить интерес к чтению у любого. И особенно – у формирующегося человека. Но что делать, если в библиотеке родительского дома на полках стоят только «Русско-английский словарь» и «Как правильно забить гвоздь»? Да и дитя видит маму и папу читающими максимум глянцевые журналы и желтую прессу? Вряд ли у него проявится интерес к мировой классике литературы, верно?
И фраза: «Его должны научить в школе!» — не оправдание. Научить-то научат, еще ни один школьник не получил аттестат, не умея читать в принципе. Вот только «уметь» и «активно пользоваться» — вещи откровенно разные. И особенно в отношении книг.
У более взрослого поколения есть свои законные «отговорки». Первая и главная – недостаток времени. Бесспорно, занятость современного человека очень велика. Но только и тут есть одно «но» — по статистике, наиболее успешные люди много читают. Всегда. Хотите сказать, они менее заняты, чем все остальные? Данный вопрос здесь не для того, чтобы кого-то обидеть или спровоцировать, — нет, это просто информация для размышления. И, как всегда, только вы вправе решать, что с ней делать.
Что же такого дает чтение книг? Рассмотрим подробнее..
Ученые выделяют 10 основных причин, по которым чтение книг для человека является очень полезным и важным занятием:
1. Улучшение воображения и повышение креативности. Читая книги, мы сами рисуем себе картину всего происходящего по сюжету. Слова обретают новую жизнь, преображаясь в нашей фантазии. В нашей голове «рисуются» звуки, образы, запахи читаемой истории. Такие упражнения чудесным образом тренируют мозг, а именно его «творческую мускулатуру».
Кроме того, чтение «чужих» произведений может спровоцировать нас самих на генерацию новых идей. Не столь важно, будет ли это мысль самому написать какое-то произведение или изобрести что-то новое, или попросту придет идея-толчок к решению давней проблемы. Главное, что эти идеи могут помочь изменить вашу жизнь. А, возможно, и жизнь других людей тоже.
2. Хорошее психическое здоровье. По исследованиям ученых, чтение в силах замедлить и даже предотвратить такие серьезные проблемы, как слабоумие и болезнь Альцгеймера. А все потому, что при чтении мозг постоянно находится в тонусе, он активен, то есть, по сути, это для него та же зарядка, что для тела – физическая тренировка. Те люди, которые за свою жизнь много читали, позже начинают замечать возрастные ухудшения умственных способностей и памяти по сравнению с «нечитающими» ровесниками.
Кроме того, ритмика и богатство книги способны успокаивать психику и помогать организму освободиться от стресса. Сейчас это особенно актуально, ведь огромное количество людей ежедневно переживают стрессовые ситуации.
3. Уверенность в себе и своих силах. Наблюдения исследователей показали, что чтение книг помогает людям становиться более уверенными. Неудивительно, ведь начитанный человек обычно эрудирован, способен продемонстрировать в разговоре фундаментальные знания в той или иной сфере, вследствие чего непроизвольно начинает вести себя более собрано и уверено, его самооценка находится на адекватном уровне.
4. Увеличение словарного запаса и повышение общего уровня грамотности. Здесь, наверное, не стоит долго объяснять. Читая произведения различных жанров, человек нередко сталкивается с незнакомыми словами, терминологией, обычно не использующейся в повседневном общении. Можно посмотреть значение слова по словарю, а можно и просто понять его по контексту.
5. Хороший сон. По мнению исследователей, систематическое чтение перед сном приятной литературы способно улучшить сон. И это понятно, ведь организм привыкает к такому режиму, и вскоре чтение становится сигналом для тела – близится отход ко сну. К тому же, после такого мягкого засыпания вы и утром будете намного бодрее.
6. Улучшение внимания и способности к концентрации. В современном мире мы привыкли постоянно совмещать несколько дел, разделять внимание между интернетом, телефоном, общением с другими людьми и массой прочих вещей. Но благодаря такому разделению нередко теряется качество того или иного процесса, утрачивается способность сконцентрироваться на одном-единственном особенно важном деле. При чтении же мы обязаны сконцентрировать внимание на содержании книги, не отвлекаясь на все остальное. Кроме того, чтение книг помогает развить объективность, способность к принятию взвешенных решений.
7. Развитие памяти и мышления. По данным ученых, люди, регулярно читающие книги, хотя бы в течение одного часа в день, тренируют и улучшают свою память. Естественно, ведь каждый день они запоминают какую-то новую для себя информацию. Те же, кто ежедневно «варится» в одной и той же обстановке, информации и идеях, не тренируют свою память, и, следовательно, не в состоянии запоминать больше.
Кроме того, для понимания книги и дальнейшего разворачивания сюжета необходимо помнить множество вещей: характеры героев, их взаимосвязи, другие подробности. Это очень тренирует и память, и мышление. При чтении книги мы склонны больше рассуждать, представлять в воображении множество деталей: внешний вид персонажей, их одежду, окружающую остановку. Все это помогает нам понять в полной мере саму идею произведения, прочувствовать его «на вкус». Чтение книг развивает аналитическое мышление. Читающие люди видят и определяют закономерности в разы быстрее «нечитающих». Благодаря чтению книг, наш ум становится более острым, сильным и быстрым, укрепляются связи головного мозга, повышается интеллект в целом.
8. Развитие общительности и сопереживания. Чтение книг улучшает также и наши речевые навыки, появляется способность красиво, четко и ясно выражать свои мысли словами. Повышается талант рассказчика, общаться становится проще и легче. Читающие люди имеют намного больше шансов стать интересным собеседником и производить впечатление на людей, чем те, кто не относит чтение к списку любимых дел. Конечно, ведь у первых всегда есть множество новых тем для разговора, почерпнутых из литературы.
Помимо этого, чтение способно воспитывать в человеке склонность к сопереживанию другим людям. Появляется уникальный шанс как бы «побывать в шкуре» другого человека, взглянуть на мир его глазами, увидеть его чувства и мысли. Даже (и тем более) если его мир очень отличен от вашего. Читающий человек перестает смотреть на все происходящее из одной точки – он становится способным лучше чувствовать других и сопереживать им.
9. Расширение кругозора. Конечно же, книги способны дать человеку огромное количество новых знаний! Мир нечитающего человека обычно тесен. Ведь любые другие источники информации, даже и более популярные, способны давать малые крупицы всех тех знаний, которые находятся вокруг вас. Чтение книг открывает человеку все величие мира, такого, каким он есть на самом деле.
Люди, которые не любят читать книги, проживают только одну жизнь — свою собственную. Любители же книг имеют свободный доступ к огромному количеству жизней реальных и придуманных персонажей, могут проживать с ними их чувства и испытывать все то, что испытывали они. Появляется уникальный шанс почерпнуть жизненный опыт и уроки других людей. Это ни в коем случае не мешает приобретению собственного опыта – наоборот, наблюдая причинно-следственные связи в том или ином произведении, вы можете предостеречь себя от совершения ошибок.
Также чтение книг является вторым (после путешествий) по информативности способом познать культуру и жизнь других народов и стран. Чтение литературы о разных странах помогает открыть, по сути, новый мир, здесь, в вашем уютном кресле, не переступая порога дома.
10. Самосовершенствование. Помимо всего прочего, чтение книг способно помочь человеку разобраться в себе самом, узнать о себе много нового. Он может найти неожиданные решения, по-новому взглянуть на свою жизнь. Ставя себя на место героя произведения, и задав себе вопрос: «А что бы я сделал на месте этого персонажа?», можно получить неожиданный ответ. И нередко даже получить подсказку по практическим моментам в поведении.
Читая книги, человек со временем формирует свое собственное мировоззрение, его взгляд на мир углубляется и расширяется, пересматриваются и формируются ценности, убеждения и принципы. Многие книги способны мотивировать и вдохновить на самореализацию, улучшение себя, повышение своих результатов. Кроме того, читающий человек надолго остается молодым – ведь старость начинается со старения мозга, а увлеченному читателю это не грозит!
Конечно, здесь мы назвали только самые популярные причины, побуждающие человека читать книги. Наверняка, у вас есть свои секреты по этому поводу. Может, вы просто любите это медитативное состояние, близкое к невесомости, когда вас поглощает интересное произведение. Или вы ищете в сюжете идеи для своей новой книги. Каждый находит свои причины, важные именно для него. Главное – чтобы книга приносила радость и удовольствие, дарила силы и вкус волшебства. Разве это – не чудо, придуманное для блага всего человечества?
Анна Кутявина
Горловская специальная общеобразовательная школа-интернат
І-ІІ ступеней №16 МОН ДНР
Доклад на педсовете:
Роль книги и чтения
в воспитании чувств и
в развитии речи школьников
Заместитель директора по УВР:
Скирта М.А.
г. Горловка
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать…!» Эта меткая фраза произнесена великим французским мыслителем Денни Дидро много-много лет назад. Можно удивляться только, насколько она актуальна сейчас. В современном обществе проблема детского чтения, увы, стоит очень остро. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - говорил Сократ ещё в древности. Спустя века, А.П.Чехов скажет: «Для интеллигентного дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать». А ведь именно книга делает нас лучше, образованнее.
И существует уверенность в том, что чтение связано с большим количеством мифов. Например, читающий человек более успешен, ему открыты все ценности культуры, у него лучше развито воображение. Могу сейчас, наверное, большой список этих ценностей продиктовать, но это в целом мифы. Да, действительно, существуют данные, что люди, у которых хорошая грамотность чтения, дальше получают хорошее образование, делают хорошую карьеру и так далее. Но люди, которые хорошо читают ещё и относятся к семьям с высоким образовательным статусом, т.е. родители у них читающие, эти семьи ориентированы на хорошее образование, поэтому вклад самого по себе чтения выделить трудно в дальнейших успехах. Можно считать это мифом. Тем не менее, действительно, в культуре существует эта ценность, и хочется понять, на чём она базируется.
Был замечательный исследователь Нейл Постман, ещё в 1982 г., написавший брошюру, в которой сказал о том, что детство исчезает. Почему это я сейчас упоминаю в связи со чтением? Потому что главной причиной исчезновения детства он называет исчезновение чтения. Постман писал: «Разница между ребёнком и взрослым – это разница между грамотным и неграмотным». Пока не было грамотности, эта разница лежала либо в других сферах, либо её вообще не было. А когда люди разделились на тех, кто умеет читать, и тех, которые не умеют, тогда и возникло разделение на детей и взрослых. В 1982 году ещё не было интернета, поэтому он говорил о телевидении. Учёный отмечал, что люди, которые видят непосредственно картинки, реагируют не аналитически, а эмоционально. И в этом смысле эти люди без различия хронологического возраста: и не дети, и не взрослые. Т. е. тема чтения в этой работе стала очень важным индикатором принадлежности к якобы исчезающей группе людей, которые умеют мыслить, читать. Таким образом, чтение само по себе очень важная часть человеческой жизни, если верить Постману. Это значит, что, читая, ребёнок погружается в воображаемый мир, он представляет те обстоятельства, в которых оказался герой, он идентифицирует себя с этим героем. Он видит себя действующим и испытывает сильные чувства. И в этом смысле чтение – это способ проникновения в культуру, способ собственного развития, т.е., судя по всему, вещь довольно важная. Однако, если мы посмотрим на современные средства искусства, например, кино, то поймём, что там человек, погружающийся в видеоряд, тоже испытывает большое количество чувств. Но здесь есть тонкость, как утверждают психологи, потому что слишком мало приходится додумывать, анализировать контент, который предъявлен в фильме. А контент, предъявленный в вербальной и письменной форме, требует больших аналитических и личностных усилий. Поэтому, несмотря на то, что я начала с того, что ценность чтения – это миф, я бы всё-таки сказала, что есть много оснований думать о том, что этот миф отражает действительность.
Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребёнка, в том числе её составляющей информационной.
Учёные, занимающиеся проблемами детского чтения, выделяют 3 аспекта готовности к чтению:
1 – готовность как мотивированность к такого рода обучению. У большинства детей любопытство к буквам появляется в 3-4 года. Однако устойчивый познавательный интерес к грамоте формируется в 5-7 лет. В редких случаях и раньше, то это исключение из правила;
2 – интеллектуальная готовность к изучению таких абстрактных явлений, как буквы и их сочетания. Как известно, устная речь – система условного обозначения объективной реальности с помощью слов, их сочетаний по определённым правилам. До конца дошкольного возраста ребёнок затрудняется в выражении своих мыслей, образов, впечатлений посредством речи. Развёрнутые речевые тексты взрослых он понимает фрагментарно. Значение многих слов ребёнок знает приблизительно, иногда неверно. Письменная речь для него является символом второго порядка, т.е. системой графических знаков, которыми обозначают знаки устной речи.
Трудность в усвоении грамоты связана не только с тем, что буквы – это символы второго порядка. Она обусловлена ещё и высокой степенью производительности акта чтения и наличием у него сложноорганизованной сенсомоторной базы. Необходимо, например, сосредоточить произвольно зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всём читаемом предложении и строке. Последнее необходимо для того, чтобы, дочитав одну строку, перейти к началу второй.
3 – языковая и метаязыковая готовность.
Примерно в 5-7 лет дети становятся в определенной степени способны понимать устноречевые тексты без опоры на контекст. Это позволяет им полноценно понимать книжные тексты.
Навык чтения включает два основных компонента:
декодирование текстов, представленных в графической форме, перевод их в устноречевую форму;
понимание значения письменных текстов.
Процесс декодирования состоит из определения букво-звуковых соответствий, слогослияния, воссоздания звукового облика целого слова → вытекают ступени овладения чтением : овладение звуко-буквенными обозначениями, послоговое чтение, ступени становления синтетических приёмов чтения; ступень синтетического чтения.
Процесс понимания письменных текстов изучен значительно хуже, чем процесс декодирования. При этом понимание значения прочитанного включает понимание значения каждого прочитанного слова и предложения в целом. Понимание смысла значительно сложнее и многограннее. Экспериментально доказано, что понимание текста слабо коррелирует с техникой чтения. Плохая техника чтения препятствует полноценному пониманию текста. Но быстрое, беглое чтение не гарантирует полноценное понимание.
Существует ряд методов обучения чтения:
1 – традиционная аналитико-синтетическая методика обучения, которая предполагает обязательное владение полным владением звуковым анализом устной речи и навыками реконструкции целого фонетического слова из отдельных звуков;
2 – глобальная методика, которая предполагает минимальные требования к анализу, основная опора делается на зрительный анализатор;
3 - полуглобальная методика обеспечивает возможность читать реальные, осмысленные фразы уже после освоения первых двух согласных.
Детское чтение по своей структуре состоит нескольких периодов:
- возраст 6-7 лет рассматривается как «детский» в читательском развитии, когда преобладают эмоциональное отношение к книге, вживание в образы героев, медленный переход от конкретного к понятийному мышлению;
- отроческий период – переход от детского к подростковому (10-11 лет), для которого характерна познавательная активность («поглощение информации»), переход от эмоционального к логическому восприятию, пристрастие к событийной стороне произведения. В это время начинает различаться чтение девочек и мальчиков.
- от 10 до 14 лет – подростковый период в детском чтении;
- дети от 14 лет – переход от подросткового к юношескому этапу развития личности. На этом этапе читатели утрачивают некоторые характеристики чтения, сужается диапазон чтения, углубляется дифференциация читателей: одни читают меньше, другие более активно, различаются мотивы и круг чтения, оценки прочитанного. Наблюдается активное приобщение к литературе для взрослых.
Детское чтение дифференцируется на учебное и личностное. Чтение художественных и научно-познавательных книг различается по мотивам, целям, способам чтения. Цель научно-познавательной книги – умственное развитие ребёнка и главное здесь – знание, информация. Художественная литература многофункциональна. В свободном детском чтении научно-познавательная литература занимает значительно меньше места, чем художественная. В структуре детского чтения различают также родную и инонациональную литературу.
Книга для современных детей перестала быть источником духовного роста. Известный педагог В.А.Сухомлинский считал, что самое страшное в воспитании ребёнка это то, когда ему не хочется читать. По его мнению, без книги наступает убогость умственной жизни, что ведёт к бездуховности.
В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук. Как утверждают учёные, фундамент данной проблемы состоит не в том, что книг нет, и дело не в том, что дети не хотят их читать, а в том, что их не всегда хорошо учат читать, т.е. у ребёнка не формируется адекватный, физиологически целесообразный навык чтения.
Задача обучения детей чтению - научить понимать ребёнка то, что он читает. Учёные, исследовав причины потери интереса современных детей к чтению, выявили 3 основные причины:
1 – не всегда качественное обучение ребёнка чтению;
2 – не поддержание интереса детей к чтению;
3 – необходимость переходить с чтения вслух на чтение «про себя».
По результатам исследований, современные дети сами считают, что уровень их знаний падает, они стали меньше читать. И сами респонденты указали конкретные причины этого явления:
слишком много отвлекающих моментов (интернет, телевидение, компьютерные игры);
не хватает свободного времени;
нет желания.
В этом учебном году мы провели небольшое исследование среди старшеклассников. На вопрос: «Любите ли вы читать?»
Положительно ответили – 48%;
Читают только по необходимости – 48%;
Не читают вообще – 4 %.
На 1 месте приключенческая литература, фантастика. Классическую литературу читают по необходимости. Итак, данные результаты показывают, что большинство детей не любят читать, а ведь роль печатного слова в формировании личности очень велика.
По мнению современных учёных на смену старой приходит новая «модель детского (подросткового) чтения» - «модель литературной социализации личности». Это процесс, в котором меняются практически все характеристики чтения подрастающего поколения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом.
Кроме того, педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов. Школьники не осваивают язык классического наследия, ими не только утрачивается культура чтения, но и культура речи. А влияние «электронной культуры» на чтение усиливается.
«Электронная культура», в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаются как конкуренты печатному слову.
Однако, по мнению учёных, на первом этапе освоения нового типа медиа и новых возможностей, которое оно представляет, к нему возникает острый интерес. Когда оно будет освоено, оно «устроится» в структуру жизнедеятельности, и займёт в ней своё место. Таким образом, сегодня меняется характер и отношение детей ко всему комплексу медиа-книгам, телевидению, мультимедиа и интернету.
Всё выше представленное доказывает, что сегодня действительно существуют проблемы в области детского чтения, но дело не в том, какое средство будет выбираться – книга или компьютер, где будет текст – на бумаге или на экране монитора. Дело в другом: что же именно там будет читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности.
Хотелось бы, конечно, чтобы СМИ, интернет совсем не вытеснил литературу. По-моему мнению, они никогда не смогут заменить старые умные, добрые книги, на которых воспитывались миллионы людей, целые поколения…
Не секрет, что современный молодой человек, являясь вполне развитым в умственном плане, владея определёнными знаниями, в духовном и эмоциональном плане зачастую оказывается на самом низшем уровне.
Таким образом, приобщение юных читателей к подлинным ценностям мировой художественной литературы, формирование культуры чтения становится сложнейшей педагогической проблемой. Сегодня деформация личности молодого человека приобрела угрожающий характер. Он не всегда различает, где добро, где зло, где прекрасное, а где безобразное. Сегодня как никогда важно обратиться к духовным основам классической литературы, с помощью писателей-гуманистов дать нравственные ориентиры современному школьнику.
Вы помните, что выше я говорила о том, что меняется сейчас «модель чтения», и учёные отмечают следующие черты, которые характеризуют её:
- «любовь к чтению» (под которой мы выделяем высокий статус чтения; престиж в обществе «человека читающего», обязательность регулярного чтения);
Преобладание в круге чтения книг, а не журналов;
Разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги разных видов и жанров;
Наличие домашней семейной библиотеки.
Именно семья – главнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения, именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности. И именно семья, по мнению учёных, является той средой, где формируется с раннего детства интерес и любовь к чтению, книге. Хорошая книга в руках родителей и их ребёнок - добрый знак того, что в этой семье будет царить читательская атмосфера, духовное единство. Семья в определенной степени руководит чтением детей, здесь ребёнок получает информацию о книгах, но, к сожалению, резкое снижение времени семейного чтения – факт общеизвестный. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи, не способствует формированию ребёнка-читателя.
Поэтому нужно прикладывать усилия специалистам (учителям, библиотекарям) для возрождения семейного чтения, через реализацию следующих задач:
Формирование умения общаться с книгами, самостоятельное раскрытие смысла произведений;
Обогащение знаний о литературе;
Создание духовной близости с родителями;
Формирование взглядов и мировоззрений.
Да, книга формирует ценности ребёнка, влияет на его нравственные идеалы. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, дети учатся понимать, что такое добро, зло, долг, честь.
Значение книги неоспоримо. Она не только учебник, с помощью которого овладевают знаниями, но и учебник жизни, который никогда не заменит телевизор или компьютер. Медики утверждают, что для нормального функционирования мозга человек должен прочитать 20-25 страниц художественного текста каждый день.
Читающий ребёнок – надёжное культурное будущее любого государства. Через какое-то время от него будет зависеть, какое место и какую роль займёт книга в обществе. Современным детям предстоит жить в информационно насыщенном мире, поэтому приобщение их к книгам, сегодня необычайно важно.
«Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку» (М.Горький).
Текст: Наталья Лебедева/РГ, специально для портала ГодЛитературы.РФ
Фото: news.ngs.ru
Современные школьники отказываются брать в руки книгу, потому что у них есть интернет и планшет. Школьная программа по литературе кажется им искусственной и малоинтересной. Но они послушно конспектируют учебники и заучивают термины только для того, чтобы написать итоговое сочинение и сдать экзамен. А покинув школьную скамью, многие из них уже никогда не вернутся к Пушкину, Толстому или Тургеневу.
Таков привычный набор «страшилок» на тему «литература в школе». А что на самом деле? Об этом — наш разговор с одним из авторов школьных учебников «В мире литературы» для 5–11 классов, доцентом кафедры русской литературы Московского городского педагогического университета .
Нас все время пугают, что современные дети разучилась читать. «Фейсбук», «Твиттер», в лучшем случае Википедия — ими тяга к чтению заканчивается…
Ирина Мурзак: Нет, не разучились. Дети прекрасно общаются с художественным текстом и много читают. Но другую литературу. А школьную программу практически не читает никто. Ведь теперь можно открыть краткое содержание произведения в интернете или посмотреть фильм. Недавно в одной из столичных школ на мой вопрос: «Читали ли вы « ?» сначала ответили: «Конечно!»
В их представлении знакомство с текстом по учебнику и краткому пересказу уже чтение.
А когда я поинтересовалась, что они могут сказать о тексте, большинство учеников честно признались: «Ничего не помним». А ведь это мотивированные дети, и «Евгений Онегин» — в отличие от или — гораздо меньше по объему и легче воспринимается при чтении.
Зато они с огромным удовольствием читают и обсуждают «Атлант расправил плечи» Айны Рэнд (Ayn Rand) и находят там ответ на вопрос, как построить свою жизнь, чтобы обрести свободу. Любят немецкого писателя Бернхарда Шлинка (Bernhard Schlink) и его роман «Чтец». А самый популярный автор среди моих студентов-филологов — Эрик-Эммануэль Шмитт (Éric-Emmanuel Schmitt). Они перечитали все его произведения. Он дает такую богатую палитру проблематики: от исторической травмы до раскрытия мира ребенка, описывает проблему пересадки сердца и рассказывает, как умирают от рака, — все это волнует современных подростков, потому что они живут в этом тревожном мире, где война, смерть, но и любовь, жизнь. Много читают и русских авторов: Иличевского, например, слушают лекции и .
Ирина Мурзак: Современные дети прагматичны и отлично умеют пользоваться интернетом. Найти информацию, узнать, кто, что и зачем написал — для них не проблема. Тем более даже в библиотеку ходить не нужно — вся информация в открытом доступе.
Мне кажется, что в нелюбви школьников к классическим произведениям виноваты мы, педагоги. Часто учителя, загнанные в жесткие рамки, когда надо преподнести материал в соответствии с определенными требованиями, не могут, да и не хотят находить интересное в тексте, придумывать неординарные задания.
Школа, к сожалению, легализовала плагиат.
Поощряется копирование уже готовых текстовых формул. Ученики с легкостью готовят презентации по опубликованным сочинениям. Приведу пример из сочинений, которые мы каждый год проверяем в вузе. Детям вдалбливают примитивные, часто ангажированные под устоявшуюся идею вещи, вроде вечно беременной Лизаветы. Учителя часто делают из этого особую трагедию — одно дело убить жестокую старуху-процентщицу и случайно Елизавету, и совсем другое — убить ребенка. Тут уже и надрыв, и «слезинка ребенка»… А ведь в тексте Достоевского нет точного указания на то, что Лизавета в момент убийства была беременной, это лишь фраза, услышанная Раскольниковым в кабаке. Это все свидетельство педагогического небрежения к тексту, откуда же у школьников будет ? Зато из-за подобных непозволительных интерпретаций у детей отбивается любовь к классике.
Так что в первую очередь надо меняться нам, педагогам. Ломать стереотипы, придумывать что-то новое. Как в своих лекциях, которые пользуются неизменным успехом. Или даже Маруся Климова со своим эпатажным и неоднозначным учебником по литературе. Ведь она призывает к спору, дискуссии, и тем самым мотивирует к перечтению классики.
Как можно воспитать грамотного читателя, если он не будет знать Толстого и Достоевского, Лескова, Булкагова… Разве без знания этих текстов можно считать себя образованным человеком?
Ирина Мурзак:
Вы помните таблицу Менделеева? Может, выведете закон Ома? Это ведь тоже школьная программа. Почему же тогда мы считаем себя вправе называть человека некультурным, если он не читал Льва Толстого?
Дело в том, что раньше, в период литературоцентризама, классическая была образцом. Она воспитывала, давала знания, формировала национальное мироощущение и была основой нашего бытия. Сейчас же мы живем в мегапространстве мультимедиа. И если раньше все цитировали классических авторов: «Красота спасет мир», «Мы все глядим в Наполеоны», то сегодня молодежь цитирует интернет, телевидение и фильмы.
В этом нет ничего плохого или страшного. В период постмодернизма нет ограничений — кому-то нравится Лукьянов или Улицкая, кто-то плачет над романами Донцовой. А кто-то пристально и с интересом читает Толстого и Чехова. И это нормально.
Ирина Мурзак: Отвечу так, как обычно отвечаю своим студентам. отличается от тем, что в ее произведениях нет образа. Перечитаете все книги Донцовой и ничего не запомните. Вас не будет цеплять тот художественный образ, который потом транслируется из поколения в поколение и переходит в цитаты. Зато у Толстого или Достоевского образы такой силы и глубины, что их произведения никогда не уйдут из поля культуры, будут ставить спектакли, снимать фильмы, их книги будут читать всегда. Помните земной шар, покрытый мелкими капельками в «Войне и мире» или знаменитую «слезинку ребенка»…. А сколько интересных выводов делают мои студенты, когда обсуждают экранизации романа ! Ведь только перечитав текст, можно говорить о деталях, об отражении толстовских образов в культуре.
Еще пример. Есть роман Олега Сивуна «Бренд», где все современные успешные бренды разобраны с точки зрения семантики знака и кода. Этот текст мои студенты не только прочитали от корки до корки, но и профессионально разобрали. Потому что тема им близка и понятна. Скажете, это несерьезная литература, но Олег Сивун, между прочим, лауреат .
Можно ли говорить о том, что мы двигаемся в сторону какого-то упрощенного восприятия?
Ирина Мурзак: Не так давно мне на глаза попалась диссертация американского ученого, которая была выполнена, не удивляйтесь, и называлась «Упрощение». Но я не считаю это упрощением или примитивизмом, это просто другой взгляд — взгляд человека с визуальным сознанием. Если вы смотрите на картину Перова или Сурикова, то прочитываете сюжет, изображенный на картине, и он вызывает у вас определенные чувства. А когда перед глазами картина Кандинского, слов нет и наступает ситуация онемения. Чтобы выразить свое отношение, нужно раскодировать это полотно. То же происходит сегодня с произведениями или , например. Кто-то кричит: «Дилетант! Ерунда!» Но это не так. Это постмодернистский текст, сложная художественная структура. И с ним надо работать так же, как с поэтикой Толстого или Достоевского.
С какими трудностями еще сталкивается педагог, работая с современными, «другими» детьми?
Ирина Мурзак: Главная проблема — катастрофическая нехватка часов. Даже гениальным педагогам очень непросто в отведенное время превратить литературу в интересный и увлекательный предмет.
А дети, как я уже говорила, прагматики. Они не будут напрягаться, если можно просто красиво списать из интернета и получить за это пятерку. Чтобы мотивировать подростка читать, нужно давать ему нетрадиционные задания. Ну что это за тема «Биография »? Сама тема подталкивает к списыванию. А если дать задание: «Что значит эпиграф в «Гранатовом браслете?» Там ведь просто отсылка к сонате Бетховена (L. van Beethoven. 2 Son. (ор. 2, N 2). Largo Appassionatu). Когда нельзя найти готового материала, придется думать самому. Найти, что такое соната, как Бетховен ее создавал, как звучит, как связана с текстом. Вот это творческая работа и, конечно, пристальное прочтение произведения. Только так школьник сможет ощутить красоту классики.
Но таких заданий очень мало, потому что творческий подход не приветствуется.
Вывод — многое зависит от творческого подхода преподавателя. Tот, кто сам любит и знает русскую литературу, научит любить и понимать Толстого и Сорокина, Пушкина и Пелевина.
Министерство образования и науки Республика Бурятия
Районное управление образования
МБОУ «Бичурская средняя общеобразовательная школа №2»
ЧИТАЕТ ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНИК?
Выполнила: Уралева Вероника ученица 11 класса
МБОУ Бичурская СОШ№2
Руководитель:
Педагог-библиотекарь; Степанова Елена Петровна.
Введение ……………………………………………………………………….. 3-4
Читает ли современный школьник ………………………………………… 5-17
1.1. Роль книги в жизни человека ……………………………………………. 5
1.2. Снижение интереса школьников к чтению ……………………………… 5-7
1.3. Читают ли учащиеся нашей школы ……………………………………… 7-17
1.3. Выводы …………………………………………………………………….. 17
2. Заключение ………………………………………………………………….. 18
3. Список литературы ………………………………………………………….. 19
Приложение 1 …………………………………………………………………… 20-22
Приложение 2 ………………………………………………………………….... 23-25
Приложение 3 …………………………………………………………………… 26
Приложение 4 …………………………………………………………………… 26
Приложение 5 ……………………………………………………………………. 27-28
Введение
Взрослые уверенно утверждают, что молодежь не читает, ничем кроме «Интернета и телевизора не интересуется». То, что у молодых нет никаких идеалов, а идеалы были только у них – это вечная песня людей старшего возраста. Да, наши родители читали много. И этому были две причины. Во-первых, больше нечем было заняться… А во-вторых, им действительно было интересно читать. Сегодня те эмоции, которые папы и мамы получали только из книг, приносит кино, компьютерные игры и прочее. Нажал несколько кнопок – и получай свой адреналин! Да, некоторые мои друзья честно признаются, что вообще не читают ничего. И аргументируют это тем, что чтение книг – это бесполезная трата времени. В итоге с ними часто бывает не о чем разговаривать. Бедность словарного запаса объясняется тем, что человек мало читает. Чем больше человек читает, тем легче ему убедить другого человека. Много читаете – вам же от этого лучше! Многие читают, но только то, что положено по школьной программе и то в сокращенном варианте. И это меня удивляет. Книга заключает в себе несметные богатства, в ней отражается весь человеческий опыт: все, что узнало, и все, что перечувствовало человечество до нас, все, чем живут люди, и что их волнует сейчас. Поэтому-то удивляет ответ, часто звучащий на уроках в нашем классе: «Прочитал, но ничего не понял». Из него можно сделать два вывода:
1) невнимательно, неуспешно читал;
2) не читал вообще.
Отношение к чтению школьников в настоящее время является проблемой. Не только от наших родителей, учителей, но и с экранов телевизоров мы слышим фразу: «Дети не хотят читать! Что делать?».
Мне стало интересно: насколько верно это утверждение, такими ли совсем не читающими мы являемся, как нас представляют.
Проблема : год от года резко снижается интерес учащихся к чтению. Школой ведётся активная работа по пропаганде чтения. Но почему школьники не читают?
Гипотезы:
Учащиеся нашей школы читают не меньше, чем взрослые.
Чем больше школьники читают, тем выше качество знаний по русскому языку.
Актуальность рассматриваемой нами проблемы состоит в том, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга является тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки, научиться грамотно писать.
Объект исследования: учащиеся 9-10 лет, 13-14 лет, 16-17 лет и учителя от 40 до 65 лет МБОУ «Бичурская СОШ.№2»
Предмет исследования: отношение к чтению.
Практическая направленность: материал исследования можно использовать учителям во время проведения родительских собраний, круглых столов, бесед с учащимися о пользе чтения.
Цель работы: выявить отношение к чтению и к книге представителей разных поколений.
Задачи:
изучить имеющуюся литературу;
составить вопросы для социологического исследования;
провести опрос;
проанализировать полученные результаты;
подтвердить или опровергнуть гипотезу результатами анкет;
проанализировать качество знаний школьников по русскому языку;
Методы исследования:
Опрос – анкетирование.
Анализ документов и количественный анализ.
Инструментарий
Анкета, состоящая из 25 вопросов.
1. Читает ли современный школьник?
1. 1. Роль книги в жизни человека
С раннего детства человек знакомится с книгами. Они будут сопровождать его всю жизнь. Они будут его постоянными спутниками, помогут разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы.
Книга. Она открывает нам окно в новый неизведанный мир. Этот мир заманчивый, он зовёт нас в свои бескрайние просторы. Важна любая книга, какой бы области она не была.
Историческая – расскажет нам о наших предках, войнах, восстаниях. И с расстояния прошлых лет мы посмотрим на настоящее, лучше оценим и поймём его. Эта книга станет нам путеводителем в века, в которые только она знает дорогу.
Сидя за школьной партой, мы постоянно сталкиваемся с научной литературой. Книги по физике, химии, биологии становятся нашими справочниками. Они молчаливы, но сколько тайн содержат в себе и с радостью они делятся с нами своим содержанием! Нам только надо научиться читать их и брать самое ценное.
Художественная книга заставляет нас совершать удивительные путешествия в свой мир. Мы переживаем вместе с героями, радуемся их счастью, страдаем вместе с ними и ждём благополучного конца.
Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.
Книга! Это действительно надёжный друг. С любым вопросом можно обратиться к ней. Ведь существует и справочная литература, различные словари, энциклопедии. Они наши незаменимые помощники.
Велика роль книги в жизни человека. Без неё были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества. Именно книга хранит в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях.
1.2. Снижение интереса школьников к чтению
Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом «самой читающей в мире».
Современные же статистические данные говорят о том, что положение изменилось, и отнюдь не к лучшему. По данным социологических исследований, 37% россиян не читают книг вообще, а 52% не покупают газет и журналов. Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%. 40% опрошенных читают книги от случая к случаю. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие - 17%. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие - 17%. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников. Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся, читают познавательную литературу 21%, читают для самообразования 10% школьников. Эти данные говорят о тенденции снижения интереса к чтению от младшего школьного возраста - к старшему. Чем старше школьник, тем больше характер его чтения приближается к взрослому.
Международное исследование PISA-2009 показало, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 43 место среди 65 развитых стран мира. Дети оказались не способны вычерпывать информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию материал. Не сумели они найти в тексте скрытую или противоречивую информацию. Затруднение вызвал переход от детали текста к целому и наоборот, а также установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. Не проявили наши школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы. В целом российские учащиеся оказались не способны результативно действовать в нестандартной ситуации. Преодоление этих недостатков чтения наших школьников, вывод России из аутсайдеров цивилизованного мира по качеству чтения - безотлагательная задача, стоящая на повестке дня нашего общества и, прежде всего, семьи, школы, библиотеки.
Читать - это значит, и разбирать, и анализировать, и воспринимать текст. Исследования российских и западных учёных говорят о том, что не читающий человек не способен анализировать. А тот, кто не способен анализировать, не может сделать осознанного выбора: будь то выбор жизненного пути, будь то книги для чтения.
Интерес к чтению постепенно пропадает или качественно видоизменяется. Особенно хорошо это видно на примере детского населения России. По результатам библиотечных исследований, дети сейчас читают не меньше, чем раньше. Только делают это они по-другому. Примерно три четверти запросов детей, которые приходят в библиотеку, связаны с учёбой.
Уходит, практически ушло то общество, в котором читать было престижно, а не читать - стыдно. Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. В советское время, говорят работники библиотек, на первом месте среди ответов на вопрос «Что ты любишь делать в свободное время?» всегда стояло – «читать книги». Сейчас чтение ушло на третье - четвёртое место после просмотра телевизионных программ, прослушивания музыки, игры или работы на компьютере.
В нашей школе ежегодно с целью популяризации чтения библиотекарем и классных руководителей проводится Месячник школьных библиотек, Неделя детской книги. В рамках недели русского языка и литературы ежегодно проходят читательские конференции, на которых ученики школы презентуют свои любимые произведения. Ребята активно принимают участие в празднике «Бал литературных героев», инсценируя любимые произведения. Но этого недостаточно.
На основании выше сказанного мы делаем вывод о том, что проблема чтения и воспитания через чтение в нашей стране является одной из самых серьёзных и актуальных.
1.3. Читают ли учащиеся нашей школы
С целью выявления отношения к чтению и к книге представителей разных поколений, я составила анкету, которую и предложила участникам анкетирования – ребятам разных возрастных групп нашей школы и учителям (приложение 1). Условно я буду называть младшая возрастная группа – школьники 9-10 лет, средняя возрастная группа – 13-14 лет, старшая возрастная группа – 16-17 лет и взрослые – учителя 40-65 лет. Всего в анкетировании приняло участие 60 человек.
Количественные данные я занесла в таблицы ответов по возрастным группам (приложение 2).
По данным анкеты мною были получены следующие результаты, которые представлены в виде диаграмм:
Вопрос №1 «Как Вы проводите свой досуг»
45% школьников 9-10 лет проводят время за чтением, из ребят 13-14 лет - 13%, а старшие школьники вообще не предпочитают проводить свой досуг за чтением. 60% учителей на досуге любят почитать.
Вопрос №2 «Ваше отношение к чтению»
Вопрос №3 «С какой целью вы читаете?»
55% школьников читают с учебной целью, 25% - для расширения кругозора, 42% - для души.
Вопрос №25 «Сохранится ли Человек Читающий в ближайшие 10-20 лет?»
60% школьников и 80% взрослых уверенны в том, что Человек Читающий сохранится в ближайшие 20 лет, и только 20% и взрослых и детей считают, что нет.
Я проанализировала качество знаний по русскому языку и сравнила с процентом читающих школьников, чтобы определить связь между чтением и качеством знаний по русскому языку.
Анализ качества знаний школьников по русскому языку
Оказалось, что качество знаний по русскому языку среди школьников 9-10 лет напрямую связано с тем, сколько они читают. У школьников старшего возраста эта связь не прослеживается.
1.4. Выводы
Мною были изучены литература, имеющаяся в школьной и сельской библиотеках, Интернет-источники. Я переработала анкеты, которые нашла в Интернете, и провела опрос среди учащихся нашей школы (3-х возрастных групп) и среди учителей (40-65 лет). Провела анализ полученных данных и результаты анкет привели к следующим выводам:
1. Была опровергнута выдвинутая мною гипотеза о том, ученики нашей школы читают не меньше, чем взрослые. Оказалось, что все 100% опрошенных взрослых любят читать и читают регулярно, а среди школьников только 30%.
2. Проанализировав оценки школьников за четверть по русскому языку, я пришла к выводу, что от того, сколько читают школьники процент качества зависит только в начальной школе, среди учащихся среднего и старшего звена эта связь не определяется.
3. Учащиеся нашей школы читают в основном учебную литературу (по программе), кроме младших школьников.
4. По результатам исследования были выработаны рекомендации (приложение 3) и составлены правила чтения для учащихся (приложение 4)
2. Заключение
В результате проведенного исследования, к сожалению, я вынуждена признать, что, несмотря на положительное отношение к чтению и понимание важности и значимости книг, ребята нашей школы не хотят читать, особенно старших классов, предпочитая получать информацию из других источников.
Сегодня в век компьютеризации и засилья видео, молодежи необходимо читать. И не только потому, что книга – источник знаний. Чтение обогащает внутренний мир читателя, воспитывает чувства, заставляет задуматься о себе и окружающих, учит быть внимательным к происходящему вокруг. Кроме того, читая, молодой человек расширяет свой кругозор, обогащает словарный запас, развивает память. И, конечно же, только читающий человек может быть интересным собеседником.
3. Список использованной литературы:
Корабли мысли.- М.: Книга,1980
«Литература в школе», 1991 №4
Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. -М.: Детская литература, 1989
Самохина М.М. Кто и что сегодня читает и зачем им это нужно // Новое
ли тературное обозрение. - 2001. - № 51
Человек читающий. Homo legens. Писатели XX века о роли книги в жизни человека и общества. – М.: Прогресс, 1990
Чудинова В.П. Чтение детей России: По материалам исслед. в регионах //
Библиотековедение. - 2000. - № 2. - С.62-66.
Чудинова В.П. Читающие дети в мире книжной и «электронной» культуры. Человек Читающий: Ното 1еg епs -2. - М., 2000. - С.55-664.
Интернет-ресурсы:
1. Schoollibrary.ioso.ru
2. http :// bibsosh 2. ru / aktualnye - materialy / dlya - bibliotekarey /31- pomogite - chitatelyu . html
3. http :// knigabest . ru / polza _ knig . php
Приложение 1
1. Как Вы предпочитаете проводить свой досуг? (подчеркните 3 наиболее важных для Вас варианта ответа):
а) встречаюсь с друзьями
б) смотрю телевизор
посещаю:
в) музеи, выставки
г) театры
д) кинотеатры
е) концерты
ж) спортивные мероприятия
з) библиотеки
и) читаю:
- книги;
- журналы и газеты
к) путешествую
л) за компьютером (занимаюсь программированием, играю в электронные игры, Интернет)
м) занимаюсь в кружках (танцевальных, музыкальных, спортивных, др.)
н) занимаюсь домашним хозяйством
о)другое (что именно?) _____________________________________________
2. Ваше отношение к чтению?
в) почти не читаю, т.к. считаю чтение неважным в жизни
д) не задумывался(-ась)
е)другое (что именно?) ________________________________________
3. С какой целью Вы чаще всего читаете?
А) учебной
б) производственной (в помощь повышению квалификации, освоению новой профессии)
в) для расширения кругозора
г) для души
д) заполнить свободное время (в том числе в дороге)
г) другое (что именно?) ___________________________________________
4. Какой литературе вы отдаете предпочтение? (не более 3-х вариантов ответов):
а. приключения
б. фантастика
в. детективы
г. исторический роман
д. любовный роман
е. поэзия
ж. научной
з. научно-популярной (какой?)
и. другой
а) детства __________________________________________________
б) юности __________________________________________________
в) сегодня ___________________________________________________
6. Какие газеты и журналы Вы предпочитаете?
1______________________ 2.______________________ 3 ______________________
7. Как давно Вами прочитано последнее художественное произведение или книга?
а) читаю в настоящее время (назовите)
б) несколько дней назад
в) более 1 месяца
г) более 6 месяцев
д) более года
е) не помню
8. Сколько книг вами прочитано за последний год? (приблизительно) _________
9. Назовите 1-3 книги, которые произвели на Вас наибольшее впечатление (почему?)____________________________________________________________
10. Назовите 1-3 книги, которые Вы хотели бы прочитать/приобрести
____________________________________________________________________
11. Чем руководствуетесь при выборе литературы? (не более 3-х вариантов):
А) советом друзей, родственников, знакомых
б) информацией в печатных изданиях
в) литературными телепередачами
д) выбираю самостоятельно
е) информацией в Интернете
ж) другое (что именно?)_____________________________________
12. Что в Вашем понимании «хорошая книга»? (не более 3-х вариантов)
а) полезная
б) умная
в) увлекательная
г) легко читается
д) хорошо оформленная (шрифт, иллюстрации, качество печати и т.п.)
е) другое (укажите что)__________________________________________
13. Всегда ли Вы дочитываете книгу до конца?
а) да
б) нет (почему?)_______________________________________________
14. Согласны ли Вы с мнением, что книга и чтение оказывают положительное воздействие на формирование личностных качеств человека, обогащают его душу и разум?
а) да
б) нет
в) иное мнение
г) не задумывался -(ась)
Если Вы выбрали вариант ответа «да»:
15. Какие книги способны оказать воспитательное воздействие, прививать любовь к чтению?
а) детские
б) сказки, фольклор
в) классика (отечественная)
г) поэзия
д) патриотического содержания
е) другие
16. Где Вы обычно берете книги для чтения? (не более 3-х вариантов)
А) в своей домашней библиотеке
б) у друзей и знакомых
в) покупаю
г) в библиотеке
д) у членов семьи, записанных в библиотеке
е) использую компьютер для чтения электронной версии книги:
- покупаю диски;
- беру диски у друзей или знакомых;
- беру диски в библиотеке;
- в Интернет (читаю на экране, скачиваю)
ж) другое (что именно?)________________________________________
17. Вы отдаете предпочтение:
а) виртуальному чтению
б) традиционному чтению печатной продукции
18. Можете ли представить себе, что книга, как источник информации исчезнет из нашей жизни?
а) да
б) нет
в) не задумывался(-ась)
19. Может ли виртуальная книга заменить обычную книгу?
а) да
б) нет
в) не знаю
20 .Владеете ли вы скорочтением?
а) да; б) нет
21.Являетесь ли Вы читателем библиотеки?
а) да;
б) нет, но был записан раньше;
в) нет, никогда не был записан
Если Вы выбрали вариант ответа «да», то ответьте на следующий вопрос.
22. Удовлетворяет ли библиотека Ваши потребности?
а) почти всегда
б) чаще да, чем нет
в) редко
г) не удовлетворяет
23. Имеете ли Вы (ваша семья) домашнюю библиотеку?
а) да (укажите предположительно объем фонда)_____________________
б) нет
24. Кто в Вашей семье больше читает?
а) старшее поколение (пенсионеры)
б) среднее поколение (старше 30-ти лет)
в) молодежь (17-30 лет)
г) дети, подростки
д) затрудняюсь ответить
25. Сохранится ли Человек Читающий в ближайшие 10-20 лет?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
Укажите, пожалуйста:
Ваш возраст _______________.
Приложение 2
Таблицы ответов
Младшая группа (9 – 10 лет)
№ п/п
Количество ответов
Синяя книга, Поющий поросёнок, Алиса в Стране чудес, Принцесса на горошине, Принц Белой башни, Ведьмина дочь
Непоседа, Животный мир
В среднем 8 книг в год
Ведьмина дочь, сказки про принцесс, Лесная книга, Алиса в Стране чудес
Мир динозавров
Средняя группа (13– 14лет)
Количество ответов
Конец света 2012, Братья Гримм, Гауф, Капитанская дочка
Мошковская новь, Мурзилка, Кроссворды, Солнечный зайчик, Жизнь
В среднем 15 книг в год
Жюль Верн, Му-му, Собрание стихотворений и рассказов, Книга сказок
Старшая группа (16 – 17 лет)
Количество ответов
Робинзон Крузо, Преступление и наказание, Старик Хотабыч, Белый клык, Д. Донцова, Голодные игры, Руководство по программированию, Изумрудный город
Моделист-конструктор, Сделай сам, Burda , Cosmopolitan , Allure
В среднем 8 книг в год
Преступление и наказание, Голодные игры
Охота и рыбалка, Ненси Дрю 350 тома, Война и мир
Взрослые (40 – 65 лет)
Количество ответов
Грин, Джейн Остин, Леонов, А. Кристи, А. Иванов, М. Твен, М. Рид, книги Маринина, Э. Тополь, Ф. Незнанский, Шолохов, Есенин, Булгаков, Джек Лондон…
Красная звезда, Комсомольская правда, Аргументы и факты, Советская Сибирь, Литература в школе, Наука и жизнь, Вокруг света, Мошковская новь...
В среднем 90 книг в год
Зоя Вознесенская, Повелитель, Чёрный буран, Щепка, Мировоззрение, Унесённые ветром, Как стать …
Л. Улицкая, Даурия
Изучив проблему, связанную с современным отношением к чтению, мы каждому молодому человеку рекомендуем:
помнить, что чтение – это особый инструмент познания мира, основа формирования личности;
понять, что чтение никогда не устареет, его не сможет заменить никакое современное средство информации;
знать, что чтение без особых усилий помогает совершенствовать своё внимание, память, различные виды мышления, своё мировоззрение;
убедиться, что чтение может доставлять человеку ни с чем несравнимое удовольствие;
прочесть главные книги русской и зарубежной литературы.
Приложение 4
Правила чтения для учащихся
1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10-15 минут в день.
2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения. На время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
3. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
4. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай перерыв, используй его для физкультурной паузы.
5. Обращай внимание на поступки их героев, анализируй поступки, делай для себя выводы.
6. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
7. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
8. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
9. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя
Приложение 5
Высказывания, афоризмы, поговорки о книге и о пользе чтения
Чтение книг должно иметь целью научение и поучение, т.е. обогащение ума и сердца сокровищами, собранными гением человечества.
А. Гинкен
Если человек никогда не раскрывал хороших книг, волновавших сердце и умы миллионов людей, не запомнил хотя бы десятка-другого строк любимого поэта или вообще такового не имеет, он обречен на духовную нищету, он живет вполсердца, лишив себя огромной доли радостей, которыми наслаждается человек, общающийся с миром прекрасного.
Л. Кассиль
Ни гимназия, ни университет не дали мне таких познаний – глубоких и захватывающе интересных, как книги и встречи с людьми.
К. Паустовский
Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги!
К. Паустовский
Чтение для ума – то же, что упражнение для тела.
Сталь
Хорошая книга – точно беседа с умным человеком. Читатель получает от неё знание и обобщение действительности, способность понимать жизнь.
А.Н. Толстой
Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что всё это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места, и какая была погода…
В. Белинский
Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.
А. Блок
Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу, значит вновь увидать старого друга.
Вольтер
Чтение, в высоком смысле слова, - не то, что сладко баюкает нас, усыпляя высокие чувства, а то, к чему приходится тянуться на цыпочках, чему мы посвящаем лучшие часы бодрствования.
Торо
«Будущее, конечно, за электронной книгой – просто потому уже, что занимает она несравненно меньше места и во многих отношениях удобнее бумажной: ее легче листать в поисках нужного места, ее можно снабжать иллюстративным материалом, который Гуттенбергу с Федоровым и не снился, ее, черт возьми, можно даже озвучивать!»
Борис Стругацкий